Диагностика развития личности ребенка дошкольного возраста

Диагностика формирования личностных качеств дошкольника

Развитие личности ребенка, особенно интенсивное в дошкольном возрасте – центральная педагогическая задача родителей и воспитателей ДОУ. В этот период в ответ на внешние социальные условия формируются личностные качества, которые в последующем сложно поддаются коррекции. Прежде чем организовать работу с детьми, педагог должен понять, на каком уровне находится личностное развитие конкретного ребенка относительно детей его возрастной группы, насколько результативны применяемые методы, формы, технологии воспитания, развитию каких личностных качеств ребенка следует уделить особое внимание.

Ответить на эти и некоторые другие вопросы поможет диагностика личностного развития детей. С помощью методики диагностики сформированности личностных качеств дошкольника “Ориентир”.

   Она представляет собой карту структурированного наблюдения за поведением воспитанников от трех до семи лет, позволяющую сделать заключение о сформированности девяти важнейших личностных качеств:

  • уверенности в себе;
  • уважения к другим и дружелюбия;
  • альтруистичности;  
  • оптимистичности;
  • любознательности;
  • терпения;
  • сообразительности;  
  • любви к прекрасному;  
  • целеустремленности.

Методика достаточно экономична и проста, но требует понимания и осмысления. Диагностике подвергаются девять важнейших личностных качеств, развитие которых поможет заложить фундамент счастливой и эффективной жизни ребенка и взрослого. При этом оценивается не само личностное качество, которое можно трактовать по-разному, а его проявление в поведении, что, как правило, понимается разными людьми примерно одинаково. Подбор поведенческих проявлений осуществлен педагогами-исследователями и практиками путем обсуждения и согласования.

Процедура проведения диагностики не требует больших затрат времени и организационных усилий. Педагоги получают бланк методики (приложение 1) и ответный лист. Он представляет собой таблицу из 30 столбцов, где отмечаются данные ребенка (порядковый номер, фамилия и имя, возраст). 27 столбцов ответного листа отведены для каждого поведенческого проявления. Число строк равно количеству детей в группе.

Воспитателям предлагается ознакомиться с поведенческими проявлениями, обозначенными в методике, и в течение недели понаблюдать за детьми. Если диагностику выполняет один педагог, то он же заполняет ответный лист, а если два воспитателя, работающие с группой, – то им предлагается заполнить ответный лист после обсуждения результатов своих наблюдений. Результаты наблюдения, выраженные в баллах в ответном листе, переносятся в сводную таблицу для окончательного подсчета. Таблица может быть заполнена в формате Microsoft Office Excel и должна состоять из 13 столбцов, в которых фиксируются порядковый номер, фамилия, имя ребенка и его возраст. Девять столбцов предназначены для каждого личностного качества, в последнем отмечается сред нее значение уровня сформированности личностных качеств дошкольника (отдельная строка).

Значение сформированности каждого личностного качества равно сумме его трех поведенческих проявлений, деленной на три (среднее арифметическое), и представлено в ключе к методике (приложение 2).  

Обработка данных состоит из подсчета среднего арифметического значения сформированности всех личностных качеств (заносится в последний столбец) и отдельно каждого личностного

качества дошкольника (фиксируется в последней строке).

Анализ полученных результатов может предусматривать выявление групп детей, имеющих высокий, средний и низкий уровень сформированности личностных качеств. Для этого среднее арифметическое сформированности личностных качеств каждого ребенка сопоставляется со средним значением для данной возрастной группы. Все близкие к указанному показатели относятся к среднему уровню, существенно превышающие – к высокому, уступающие им – к низкому. Таблица средних значений и диапазона среднего уровня для изучаемых возрастов представлена в (приложении 3). Для удобства группы детей можно выделить разными цветами.

Анализируя результаты, педагоги определяют у каждого ребенка те личностные качества, которые требуют более интенсивного развития. Их показатель существенно ниже среднего значения для данной возрастной группы.

Путем сравнения средних групповых значений сформированности каждого качества и средних значений данного качества для данной возрастной группы специалисты определяют также личностные качества дошкольников, развитию которых следует уделить особое внимание. Дополнительного внимания может потребовать развитие качества, в отношении которого установлены существенно более низкие значения.

По итогам диагностики определяется результативность работы педагогов в сфере личностного развития детей. ЕСЛИ диагностика проводится, например, в начале учебного года и в конце, можно определить динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

Таким образом, данная диагностика может служить необходимым ориентиром в развивающей работе с дошкольниками, т. к. помогает определять, какие именно личностные качества следует развивать для обеспечения счастливой жизни ребенка, и отслеживать трудности или успехи на пути достижения этой цели. Образно говоря, данная методика позволяет четко понять, «куда нам идти, и где мы находимся, насколько успешно продвигаемся к цели»

Приложение 1 

Методика оценивания характеристик поведения дошкольника Уважаемые педагоги! 

Оцените, пожалуйста, как часто проявляются следующие характеристики поведения у дошкольников, и поставьте соответствующие баллы в ответном листе.

Характеристика поведения

Всегда 

Часто 

Иногда 

Никогда 

1

Легко и уверенно отвечает на вопросы педагога в процессе         непосредственно         образовательной деятельности,         высказывает         свое         мнение         в повседневном общении 

3 балла

2 балла

1 балл 

0 баллов 

2

Проявляет уважение к интересам других детей

3

Оказывает помощь другим детям (предлагает сам)

4

Имеет хорошее настроение 

5

Задает вопросы

6

Умеет дождаться своей очереди в процессе непосредственно образовательной деятельности, общения, игры

7

Находит решение (выход) в затруднительных ситуациях (не теряется, проявляет находчивость)

8

Замечает красоту в окружающем

9

Знает, что хочет

10

Уверенная осанка и жестикуляция

11

Радуется успехам других детей

12

13Может поделиться игрушкой

13

Хвалит других детей

14

Проявляет         заинтересованность         в         выполнении заданий 

15

Может         подождать,         когда         отказывают         в

выполнении его просьбы 

16

Импровизирует 

17

Создает прекрасное (поделки, рисунки, танцует, поет, играет на музыкальных инструментах и т. п.) 

18

Добивается поставленной цели 

19

Оказывает влияние на детей в игре и общении

(может управлять, командовать)

20

Проявляет внимание и заботу о других детях

21

Выполняет просьбы взрослых и детей

22

Говорит о позитивных моментах и событиях

23

Рассказывает о своих впечатлениях

24

Доводит начатое дело до конца

25

Сам придумывает игры, правила игры

26

Говорит или невербально проявляет восхищение прекрасным

27

Не останавливается на достигнутом, ставит новые цели

Читайте также:  Развитие творческого потенциала ребенка в доу

Приложение 2 

Личностное качество 

Номера пунктов в методике 

1

Уверенность в себе 

1,10,19 

2

Уважение к другим и дружелюбие

2,11,20 

3

Альтруистичность

3,12,21 

4

Оптимистичность

4,13,22 

5

Любознательность

5,14,23 

6

Терпение

6, 15,24 

7

Сообразительность

7,16,25 

8

Любовь к прекрасному

8,17,26 

9

Целеустремленность

9,18, 27 

Приложение 3 

Возрастная группа  

(лет, мес.) 

Диапазон среднего уровня 

3,0-3,6

0,2

0,0

0,4

0,3

0,4

0,5

0,0

0,1

0,2

0,2

0,1-0,3

3,7-3,11

0,4

0,3

1,0

0,6

0,6

1,0

0,0

0,2

0,4

0,5

0,35-0,65

4,0-4,6

0,8

0,6

0,9

1,0

0,9

0,7

0,5

0,5

0,7

0,7

0,55-0,85

4,7-4,11

1,1

1,0

1,1

1,1

1,2

1,0

0,8

0,8

1,0

1,0

0,85-1,15

5,0-5,6

1,4

1,1

1,3

1,1

1,3

1,5

0,9

1,1

1,3

1,2

1,05-1,35

5,7-5,11

1,6

1,3

1,6

1,4

1,7

1,6

1,1

1,4

1,7

1,5

1,35-1,65

6,0-6,6

1,5

1,2

1,9

1,4

1,6

1,7

1,1

1,1

1,4

1,4

1,25-1,55

6,7-6,12

1,2

1,2

1,9

1,1

1,5

1,8

1,3

1,3

1,2

1,4

1,25-1,55

Источник

Ñóùíîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè ëè÷íîñòè. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà âîçðàñòíîé êàòåãîðèè îò òðåõ äî øåñòè ëåò. Ïðèìåíåíèå ìåòîäèêè íàáëþäåíèÿ, áåñåäû, ýêñïåðèìåíòà, òåñòîâ, îïðîñà â ïðàêòèêå êîíñóëüòàòèâíî-äèàãíîñòè÷åñêîé ðàáîòû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Äèàãíîñòèêà ëè÷íîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà – ýòî îöåíêà èíäèâèäóàëüíî ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè è ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Ìíîãèå ñîâåòñêèå ó÷åíûå ñ÷èòàþò ,÷òî ëè÷íîñòü íà÷èíàåò ñêëàäûâàòüñÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, ÷òî âîçðàñò øåñòè – ñåìè ëåò ÿâëÿåòñÿ ðåøàþùèì â ñòàíîâëåíèè ëè÷íîñòè. «Äîøêîëüíûé âîçðàñò – åñòü ïåðèîä ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ, ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòíûõ íîâîîáðàçîâàíèé»[1;ñ.13].  îáùåì ïîíÿòèè « ëè÷íîñòü ïîíèìàåòñÿ íå êàê îñîáàÿ ñóáñòàíöèÿ, à êàê ïðîäóêò ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îïûòà èëè êàê ðåçóëüòàò óñâîåíèÿ («ñîöèàëèçàöèè», «èíòåðíàëèçàöèè») ÷åëîâåêîì îáùåñòâåííûõ ôîðì ñîçíàíèÿ è ïîâåäåíèÿ».[3 ;c.92] Òàêèì îáðàçîì, ïðè ïðàâèëüíîì âîñïèòàíèè ðåáåíêà, ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà îí óæå ñïîñîáåí ñåáÿ îöåíèâàòü ïî îòíîøåíèþ ê îêðóæàþùåìó ìèðó â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðàâèëàìè è íîðìàìè îáùåñòâà, ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæàþùèìè, ÷òî ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ àäåêâàòíîé ñàìîîöåíêè è îñîçíàíèþ ñâîåãî ìåñòà â îêðóæàþùåì ìèðå ïî îòíîøåíèþ ê ñâåðñòíèêàì è ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè. Òîëüêî ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî èäåò àêòèâíîå ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè è òîëüêî çíàÿ ,êàê îíà ôîðìèðóåòñÿ â äàííîì âîçðàñòå ìû ìîæåì äèàãíîñòèðîâàòü ëè÷íîñòü ðåáåíêà.

Äèàãíîñòèêà ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, áóäó÷è âêëþ÷åíà â äîøêîëüíîå îáðàçîâàíèå, ïðèçâàíà ïîìîãàòü ïåäàãîãàì è ðîäèòåëÿì ðåáåíêà ïðàâèëüíî ñòðîèòü ñ íèì ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåíèå. Âàæíî çàìåòèòü, ÷òî îáùåíèå èìååò ñàìîå ïðÿìîå îòíîøåíèå ê ôîðìèðîâàíèþ áóäóùåé ëè÷íîñòè.

Ôîðìû ïðîâåäåíèÿ äèàãíîñòèêè ìîãóò áûòü ðàçíûå: ãðóïïîâûå è èíäèâèäóàëüíûå, ïèñüìåííîå èëè óñòíîå âûïîëíåíèå çàäàíèé, â áåñåäàõ èëè òåñòèðîâàíèÿõ, â âèäå èãðû. Ñïåöèôèêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âñå ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû î÷åíü ïîäâèæíû è ïëàñòè÷íû, à ðàçâèòèå ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè çàâèñèò îò òîãî, êàêèå óñëîâèÿ äëÿ ýòîãî ðàçâèòèÿ ñîçäàäóò åìó ïåäàãîãè è ðîäèòåëè.

Öåëüþ íàøåãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ , ÿâëÿåòñÿ ðàññìîòðåíèå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè äåòåé äàííîãî âîçðàñòà è êàêèå îñíîâíûå ìåòîäû äèàãíîñòèêè èñïîëüçóþòñÿ èìåííî äëÿ ýòîãî âîçðàñòà.

ÃËÀÂÀ 1. ÔÎÐÌÈÐÎÂÀÍÈÅËÈ×ÍÎÑÒÈÐÅÁÅÍÊÀÂÄÎØÊÎËÜÍÎÌÂÎÇÐÀÑÒÅ

ÔÎÐÌÈÐÎÂÀÍÈÅ ËÈ×ÍÎÑÒÈ

Óæå ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäÿò ñîáûòèÿ, èìåþùèå âàæíåéøåå çíà÷åíèå äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ áóäóùåé ëè÷íîñòè . Ïóòü ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè çàêëþ÷àåòñÿ â ïîñòåïåííîì îñâîáîæäåíèè åãî îò íåïîñðåäñòâåííîãî âëèÿíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû è ïðåâðàùåíèè åãî â àêòèâíîãî ïðåîáðàçîâàòåëÿ ýòîé ñðåäû è â âîñïèòàòåëÿ ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè [3; ñ 439].Òî åñòü , â âîçðàñòå îò òðåõ äî ñåìè ëåò ðåáåíîê, ïðè ïîìîùè âçðîñëûõ, ïðîõîäèò íåñêîëüêî ýòàïîâ ðàçâèòèÿ îò ðàííåãî äî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà , â ïîñëåäñòâèè ÷åãî «ïðåâðàùàåòñÿ» â ÷åëîâåêà, ñïîñîáíîãî àíàëèçèðîâàòü ñâîè ïîñòóïêè è äåéñòâèÿ; ðåøàòü ïîñòàâëåííûå çàäà÷è; âîçðàñòàåò èíèöèàòèâíîñòü, èçîáðåòàòåëüíîñòü; ðåáåíîê îùóùàåò ñâîå ïðàâî íà âûáîð è ñòðåìèòñÿ åãî îòñòàèâàòü ïåðåä äðóãèìè ëþäüìè è ò.ä. Òàêèì îáðàçîì, ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè – ýòî ïðîöåññ îâëàäåíèÿ ÷åëîâåêîì ñèñòåìû çíàíèé, ïðåäñòàâëåíèé î ìèðå, òðóäîâûìè íàâûêàìè – ïîñëå ÷åãî îí àêòèâíî ýòî èñïîëüçóåò â ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè.

Îäíèì èç âàæíûõ óñëîâèé â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè – ÿâëÿåòñÿ âîñïèòàíèå. Îäíèìè èç âàæíûõ çàäà÷ âîñïèòàíèÿ, ÿâëÿþòñÿ:

1)âîñïèòàíèå ó äåòåé òðóäîëþáèÿ – íåîáõîäèìî ïðèó÷àòü äåòåé äîäåëûâàòü çàäàííóþ ðàáîòó äî êîíöà, òåì ñàìûì ðàçâèâàÿ åãî âîëþ; ïîîùðÿòü äåòåé, çà êà÷åñòâåííîå è ñâîåâðåìåííîå âûïîëíåíèå òðóäîâîãî ïîðó÷åíèÿ.

2)âîñïèòàíèå ó äåòåé íàâûêîâ ëè÷íîé è îáùåñòâåííîé ãèãèåíû – èãðàåò âàæíóþ ðîëü â îõðàíå èõ çäîðîâüÿ, ñïîñîáñòâóåò ïðàâèëüíîìó ïîâåäåíèþ â áûòó è â îáùåñòâåííûõ ìåñòàõ, îò ýòîãî çàâèñèò íå òîëüêî èõ çäîðîâüå, íî è çäîðîâüå âñåõ îêðóæàþùèõ.

3)íðàâñòâåííîå ðàçâèòèå – íåîáõîäèìî âîñïèòûâàòü ó íèõ ëþáîâü ê ëþäÿì, îêðóæàþùåìó ìèðó , ê ñâîåé Ðîäèíå. Òîëüêî â àòìîñôåðå äîáðîòû, ðàäîñòè è ëþáâè ìîæíî ôîðìèðîâàòü ó ðåáåíêà äîáðîæåëàòåëüíîñòü, óâàæåíèå ê ñòàðøèì è ãîòîâíîñòü ïîìî÷ü äðóãèì ëþäÿì, ñïîñîáíîñòü ñî÷óâñòâîâàòü èì, áûòü óâåðåííûì â ñåáå è â ñâîèõ ñèëàõ; ðàçâèòü ïàòðèîòèçì ê ñâîåé çåìëå ; ëþáèòü ïðèðîäó è ò.ä.

4)õóäîæåñòâåííîå âîñïèòàíèå – çàíÿòèÿ ìóçûêîé, ðèñîâàíèåì, ëåïêîé, àïïëèêàöèåé è ò.ä.

Âîñïèòàíèå ðåáåíêà äîøêîëüíèêà òðåáóåò îò âçðîñëîãî ñïåöèàëüíûõ íàâûêîâ, çíàíèé, óìåíèé, à ãëàâíîå – ýòî áîëüøîãî òåðïåíèÿ. Â.Â. Äàâûäîâ ñ÷èòàåò, ÷òî âîñïèòàíèå ñëóæèò íåîáõîäèìîé è âñåîáùåé ôîðìîé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ñïîñîáàìè åãî íåïîñðåäñòâåííî-ïðàêòè÷åñêîãî ïîçíàíèÿ [2; ñ.298].

Читайте также:  Бланк история развития ребенка

ÔÎÐÌÈÐÎÂÀÍÈÅ ËÈ×ÍÎÑÒÈ Â ÎÁÙÅÍÈÈ

Âàæíåéøèì çíà÷åíèåì â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ «åãî îáùåíèå ñ áëèçêèìè âçðîñëûìè è ïîÿâëåíèå ó íåãî, â õîäå êîíòàêòîâ ñ íèìè, ïåðâîãî âèäà âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè – êîììóíèêàòèâíîé» (Ä.Á.Ýëüêîíèí). Îáùåíèå èìååò ñàìîå ïðÿìîå îòíîøåíèå ê ðàçâèòèþ áóäóùåé ëè÷íîñòè. Ý.Â. Èëüåíêîâ ñ÷èòàë ,÷òî ëè÷íîñòü – åñòü ñîâîêóïíîñòü îòíîøåíèé ÷åëîâåêà ê ñàìîìó ñåáå êàê ê íåêîåìó äðóãîìó – îòíîøåíèé «ß» ê ñåáå, êàê ê íåêîåìó «ÍÅ ß»[8; 195ñ]. Ïîÿâëÿþòñÿ òðè âèäà îòíîøåíèé:

1)îòíîøåíèå ê ñåáå

2)îòíîøåíèå ê äðóãèì ëþäÿì

3) îòíîøåíèå ê ïðåäìåòíîìó ìèðó

Ýòè òðè âèäà âçàèìîñâÿçàíû äðóã ñ äðóãîì, òî åñòü ìû ïîçíàåì ñåáÿ ÷åðåç äðóãèõ ëþäåé, à â äðóãèõ ãëÿäèìñÿ êàê â çåðêàëî, ÷åðåç âåùè îòíîñèìñÿ ê ÷åëîâåêó, à îòíîøåíèå ê ïðåäìåòíîìó ìèðó îïîñðåäñòâóåì îòíîøåíèåì ê ñåáå è äðóãèì ëþäÿì [2; Ñ.293 ].

Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè ñïîñîáñòâóåò ëó÷øåìó ñîïîçíàíèþ äåòåé, à ðàâåíñòâî ñ íèìè îòñóòñòâèå îãðàíè÷åíèé , îáû÷íûå ïðè îáùåíèè ñî âçðîñëûìè. Ýòî áëàãîïðèÿòñòâóåò ðàçâèòèþ ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé ìåæäó íèìè, ðàñêðûâàåò èõ òâîð÷åñêèå êà÷åñòâà. Òàêèì îáðàçîì, ìû ïðèõîäèì ê âûâîäó, ÷òî èçó÷åíèå ðàçâèòèÿ îáùåíèÿ ìîæíî ñ÷èòàòü ýôôåêòèâíûì ñïîñîáîì ê èññëåäîâàíèþ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà.

ÃËÀÂÀ 2. ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÈÒÈÏÀËÈ×ÍÎÑÒÈÓ ÄÅÒÅÉÄÎØÊÎËÜÍÎÃÎ ÂÎÇÐÀÑÒÀ

Äèàãíîñòèêà

Äèàãíîñòèêà – äåÿòåëüíîñòü, íàïðàâëåííàÿ íà ïîñòàíîâêó äèàãíîçà (äèàãíîç – ðàñïîçíàíèå, ãðå÷.). Îñíîâíàÿ öåëü äèàãíîñòèêè – ýòî ïðàâèëüíîå è ñâîåâðåìåííîå ðàçâèòèå äåòåé. Òåì ëþäÿì ,êîòîðûå ðàáîòàþò ñ äåòüìè, âàæíî çíàòü â êàêóþ ñòîðîíó íóæíî íàïðàâèòü äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà, â ÷åì åãî ñëàáûå è ñèëüíûå ñòîðîíû, âèäåòü â ÷åì îí íóæäàåòñÿ è ÷åãî ïîêà íå ñòîèò îò íåãî òðåáîâàòü.

Äàëåêî íå âñå äåòè ìîãóò âëàäåòü ñâîèìè ìûñëÿìè ,ïîñòóïêàìè, äåéñòâèÿìè. Òðóäíî ñåáå ïðåäñòàâèòü, ñêîëüêî ïåðåæèâàíèé ïðèõîäèòñÿ íà äîëþ ðåáåíêà ïîêà ôîðìèðóåòñÿ åãî ëè÷íîñòü è äàëåêî íå âñåãäà ñòîëêíîâåíèå ðåáåíêà ñ ìèðîì äðóãèõ ëþäåé è ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ ïðåäìåòîâ ïðîõîäèò äëÿ íåãî áåçáîëåçíåííî. ×àñòî ïðè ýòîì ïðîèñõîäèò ëîìêà ìíîãèõ ïðåäñòàâëåíèé è óñòàíîâîê, èçìåíåíèå æåëàíèé è ïðèâû÷åê, ïîÿâëÿåòñÿ íåóâåðåííîñòü â ñåáå è óìåíüøàåòñÿ äîâåðèå ê äðóãèì. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà ïñèõè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé, ÷òîáû âîâðåìÿ âûÿâèòü âîçìîæíûå îòêëîíåíèÿ è ñïëàíèðîâàòü èíäèâèäóàëüíûå ìåòîäû êîððåêöèè , íàïðàâëåííûõ íà âûðàâíèâàíèå îòäåëüíûõ ñòîðîí ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Äîêàçàíî, ÷òî ÷åì ðàíüøå íà÷èíàåòñÿ öåëåíàïðàâëåííàÿ ðàáîòà ñ ðåá?íêîì , òåì áîëåå ïîëíûìè ìîãóò îêàçàòüñÿ êîððåêöèÿ è êîìïåíñàöèÿ äåôåêòà, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ âîçìîæíî ïðåäóïðåæäåíèå âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ.[5; ñ.2 ]

Ïðàâèëüíàÿ äèàãíîñòèêà ïîäñêàæåò, êàê ïðàâèëüíî íóæíî îáùàòüñÿ ñ ðåáåíêîì è ÷òî ïðåäïðèíÿòü äëÿ äàëüíåéøåãî åãî ðàçâèòèÿ. Ïîñòàâèâ íåïðàâèëüíûé äèàãíîç, ìû òåì ñàìûì òîëêàåì ðåáåíêà íà ïóòü « ðàçûãðûâàíèÿ» íåñâîéñòâåííûõ åìó ðîëåé â æèçíè, êîãäà îí àäàïòèðóåòñÿ ê îêðóæàþùåé ñðåäå. ×òîáû âîñïèòàòü ðåáåíêà ñî âñåõ ñòîðîí, íóæíî ñî âñåõ ñòîðîí åãî èçó÷èòü, ïîíÿòü êàêèå ó íåãî âðîæäåííûå ñèëüíûå êà÷åñòâà, ðàçâèâàòü åãî ñïîñîáíîñòè è óìåíèÿ.

 óñëîâèÿõ ñîâðåìåííûõ ïðåîáðàçîâàíèé âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå äåòåé íàïðàâëåíû íà âñåñòîðîííåå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè , åãî ñïîñîáíîñòåé( ïîçíàâàòåëüíûõ, òâîð÷åñêèõ, êîììóíèêàòèâíûõ è òä). Ë.Ñ.Âûãîöêèé ñ÷èòàë, ÷òî ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííîå îáó÷åíèå «âåäåò çà ñîáîé ðàçâèòèå» . ×òîáû èäåíòèôèöèðîâàòü òèï ëè÷íîñòè ðåáåíêà, íóæíî ó÷èòûâàòü, íà êàêîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ îí íàõîäèòñÿ, êàêàÿ ïîìîùü åìó íóæíà è ïðèìåíÿòü ñîîòâåòñòâóþùèå ýòîé ñòàäèè ìåòîäû.

Ìåòîäû äèàãíîñòèêè

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ðàçðàáîòàíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè, íî íå âñå îíè ïðèìåíèìû ê äåòÿì äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðàññìîòðèì íàèáîëåå ïðèåìëåìûå èç íèõ òàêèå, êàê íàáëþäåíèå, áåñåäà, ýêñïåðèìåíò, òåñòû è îïðîñû.

Íàáëþäåíèå

Íàáëþäåíèå – ýòî öåëåíàïðàâëåííîå, îðãàíèçîâàííîå âîñïðèÿòèå è ðåãèñòðàöèÿ îáúåêòà. ßâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ìåòîäîâ â ðàáîòå ñ äåòüìè.  ñîâðåìåííîì ìèðå íàáëþäåíèå ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì íàáëþäàòåëüíûõ ïðèáîðîâ: àóäèî-, ôîòî- è âèäåîàïïàðàòóðû, îñîáûõ êàðò íàáëþäåíèÿ è ò. ä. Îíî ÿâëÿåòñÿ íåçàìåíèìûì ìåòîäîì, åñëè íåîáõîäèìî èññëåäîâàòü åñòåñòâåííîå ïîâåäåíèå èíäèâèäà è ïîëó÷èòü öåëîñòíóþ êàðòèíó ïðîèñõîäÿùåãî, áåç âìåøàòåëüñòâà â ñèòóàöèþ èçâíå. Íî ýòîò ìåòîä èìååò è ðÿä íåäîñòàòêîâ, ãëàâíûé èç êîòîðûõ – åãî òðóäîåìêîñòü. Îí òðåáóåò âûñîêîé ïñèõîëîãè÷åñêîé îáðàçîâàííîñòè èññëåäîâàòåëÿ è îãðîìíûõ çàòðàò âðåìåíè òî åñòü, èññëåäîâàòåëþ ïðèõîäèòñÿ æäàòü, ïîêà ÿâëåíèÿ, êîòîðûå åãî èíòåðåñóþò, íå âîçíèêíóò ñàìè ñîáîé. Êðîìå òîãî, íå âñåãäà ðåçóëüòàòû íàáëþäåíèé ïîçâîëÿþò ïîíÿòü ïðè÷èíû òîãî èëè èíîãî ïîâåäåíèÿ. Ìíîãèå èññëåäîâàòåëè çàìåòèëè, ÷òî, íàáëþäàÿ, ïñèõîëîã âèäèò òîëüêî òî, ÷òî îí óæå çíàåò, à òî, ÷òî åùå åìó íåèçâåñòíî, ïðîõîäèò ìèìî åãî âíèìàíèÿ.

Áåñåäà

Áåñåäà – îäèí èç ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ è ïðîèñõîäèò îíà îáû÷íî â ôîðìå äèàëîãà, â õîäå êîòîðîãî îäèí ÷åëîâåê âûÿâëÿåò ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äðóãîãî. Ê íåñîìíåííîìó äîñòîèíñòâó áåñåäû ñëåäóåò îòíåñòè íàëè÷èå êîíòàêòà ñ ñîáåñåäíèêîì, âîçìîæíîñòü ó÷èòûâàòü åãî îòâåòíûå ðåàêöèè, îöåíèâàòü åãî ïîâåäåíèå, îòíîøåíèå ê ñîäåðæàíèþ ðàçãîâîðà, çàäàâàòü äîïîëíèòåëüíûå, óòî÷íÿþùèå âîïðîñû. Áåñåäà ìîæåò íîñèòü ñóãóáî èíäèâèäóàëüíûé õàðàêòåð, áûòü ãèáêîé, ìàêñèìàëüíî ïîäîáðàííîé ê âîñïèòàííèêó. Ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ â âèäå èíòåðâüþ. Áåñåäóÿ ñ ðåáåíêîì, ïñèõîëîã èëè ïåäàãîã äîëæåí çíàòü, êàêèå âîïðîñû íóæíî çàäàâàòü, îíè äîëæíû áûòü ïîíÿòíû è èíòåðåñíû è íè â êîåì ñëó÷àå íå äîëæíû ñîäåðæàòü ïîäñêàçêè, ÷òîáû äàòü âîçìîæíîñòü âûðàçèòü ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ íà ïîñòàâëåííûå åìó âîïðîñû, êîíå÷íî íå âñåãäà äåòè ãîâîðÿò, ÷òî äóìàþò, íî, êàê ñêàçàíî âûøå, íàëè÷èå êîíòàêòà ïðèâîäèò ê íåñîìíåííîìó ïîëîæèòåëüíîìó ðåçóëüòàòó, ÷òî â äàëüíåéøåì ïðèâîäèò ê âîçìîæíîñòè ñîñòàâèòü áîëåå ïðàâèëüíûé ïñèõîëîãè÷åñêèé ïîðòðåò è âûÿâèòü áîëåå òî÷íûå ìåòîäû âîçäåéñòâèÿ. Áåñåäà ñ ðåáåíêîì ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíà òîëüêî êàê âñïîìîãàòåëüíûé ìåòîä.

Читайте также:  Упражнения для ребенка 4 лет для развития речи про машинки

Ýêñïåðèìåíò

Ýêñïåðèìåíòîì íàçûâàþò ñïåöèàëüíî ñîçäàííóþ ñèòóàöèþ, ïðåäíàçíà÷åííóþ äëÿ áîëåå öåëîñòíîãî ïåðåæèâàíèÿ êëèåíòîì ñîáñòâåííîãî îïûòà.  íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòå ñ äåòüìè ýêñïåðèìåíò ÷àñòî ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âåðíûõ ìåòîäîâ ïîëó÷åíèÿ äîñòîâåðíîé èíôîðìàöèè î ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè è ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà, â îñîáåííîñòè òîãäà, êîãäà íàáëþäåíèå çàòðóäíåíî, à ðåçóëüòàòû îïðîñà ìîãóò îêàçàòüñÿ ñîìíèòåëüíûìè. Âêëþ÷åíèå ðåáåíêà â ýêñïåðèìåíòàëüíóþ èãðîâóþ ñèòóàöèþ ïîçâîëÿåò ïîëó÷èòü íåïîñðåäñòâåííûå ðåàêöèè ðåáåíêà íà âîçäåéñòâóþùèå ñòèìóëû è íà îñíîâå ýòèõ ðåàêöèé ñóäèòü î òîì, ÷òî ðåáåíîê ñêðûâàåò îò íàáëþäåíèÿ èëè íå â ñîñòîÿíèè âûðàçèòü ïðè îïðîñå. Ëó÷øå ïðîâîäèòü ýêñïåðèìåíò â ôîðìå èãðû èëè ïðèâû÷íûõ äëÿ ðåáåíêà çàíÿòèé – îòãàäûâàíèÿ çàãàäîê, ðèñîâàíèÿ, êîíñòðóèðîâàíèÿ ïîäåëîê, òîãäà, êîãäà ðåáåíîê îðãàíèçîâàí è ãîòîâ ïðîäåìîíñòðèðîâàòü ñâîè ñïîñîáíîñòè.

Òåñòû

Îäíèì èç âèäîâ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ýêñïåðèìåíòà ÿâëÿþòñÿ òåñòû, ãäå çà âûïîëíåíèå êàæäîãî çàäàíèÿ ðåáåíîê ïîëó÷àåò îöåíêó â áàëëàõ, íî ñâîè ñïîñîáíîñòè è ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà äåòè äåìîíñòðèðóþò âî âðåìÿ òåñòèðîâàíèÿ ëèøü òîãäà ,êîãäà èõ ó÷àñòèå ñòèìóëèðóåòñÿ ïîëó÷åíèåì ïîîùåðåíèÿ èëè êàêîé-íèáóäü íàãðàäû.

Îïðîñ

Îïðîñíèê ïðèíàäëåæèò ê ñàìûì ïðîâåðåííûì, ïðàêòèêóåìûì è îñâîåííûì ìåòîäèêàì. Íî ó ýòîé äèàãíîñòèêè åñòü îäíà ðàñïðîñòðàíåííàÿ îòðèöàòåëüíàÿ ÷åðòà, ïðè ïîìîùè îïðîñíèêà ïûòàþòñÿ óçíàòü ó ñàìèõ äåòåé, êàêîâà ìåðà èõ âîñïèòàííîñòè. Ïîýòîìó ïåäàãîãè ÷àñòî ïðèáåãàþò ê îäíîâðåìåííîìó îïðîñó ðîäèòåëåé è äåòåé, à òàêæå ó÷èòûâàþò ñîáñòâåííóþ îöåíêó. Êðèòåðèåì îöåíêè îïðîñíèêà ÿâëÿåòñÿ ìåðà îáíàðóæåíèÿ íàïðàâëåííîãî èíòåðåñà ðåáåíêà, åãî ñòðåìëåíèé è æåëàíèé, ñîìíåíèé è â èòîãå ëè÷íûõ ïðîáëåì æèçíè. Îïðîñíèê, áóäó÷è äèàãíîñòèêîé, ïîìîãàåò äåòÿì îñìûñëèâàòü ñåáÿ â ìèðå è ðîæäàåò èõ ïîçèòèâíóþ àêòèâíîñòü, îòêðûâàÿ äëÿ íèõ íîâûé öåííîñòíûé îáúåêò.

Ó äîøêîëüíèêà ðàçâèâàåòñÿ íàèáîëåå ñëîæíûé êîìïîíåíò ñàìîñîçíàíèÿ – ñàìîîöåíêà. Îíà âîçíèêàåò íà îñíîâå çíàíèé è ìûñëåé î ñåáå.[4; 336ñ ]. Îöåíêà äîøêîëüíèêîì ñàìîãî ñåáÿ â ýòîì âîçðàñòå åùå íåäîñòàòî÷íî ðàçâèòà è âî ìíîãîì çàâèñèò îò òîãî, êàê åãî îöåíèâàåò âçðîñëûé, ãäå çàíèæåííûå îöåíêè îêàçûâàþò ñàìîå îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå, à çàâûøåííûå – èñêàæàþò ïðåäñòàâëåíèÿ äåòåé î ñâîèõ âîçìîæíîñòÿõ â ñòîðîíó ïðåóâåëè÷åíèÿ ðåçóëüòàòîâ, íî â òî æå âðåìÿ èãðàþò ïîëîæèòåëüíóþ ðîëü â îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè, äàåò ñèëû ðåáåíêó.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

ïñèõîëîãè÷åñêèé ðåáåíîê äèàãíîñòèêà

Ñ áîëüøîé äîëåé óâåðåííîñòè, ìû ìîæåì ñêàçàòü ,÷òî â âîçðàñòíîé êàòåãîðèè îò òðåõ äî øåñòè ëåò ïðîèñõîäÿò çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé, ÷òî âåäåò ê ôîðìèðîâàíèþ ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ è ïîÿâëåíèþ îñíîâíûõ íîâîîáðàçîâàíèé , õàðàêòåðíûõ äàííîìó âîçðàñòó.

Ïî ñóòè, ðåáåíîê ïðîõîäèò ñëîæíûé è òðóäíûé ïóòü ëè÷íîñòè ñ äðóãèìè ëþäüìè, áóäü òî â îáùåíèè, â èãðîâîé èëè äðóãîé äåÿòåëüíîñòè ñî âçðîñëûìè, ñâåðñòíèêàìè. Ëîãèêà ïîñòóïêîâ è ñîöèàëüíûå íîðìû ïîâåäåíèÿ áåññîçíàòåëüíî èãíîðèðóþòñÿ èëè áîëåçíåííî âîñïðèíèìàþòñÿ, òàê êàê ïîêà åùå îòñóòñòâóåò ìåõàíèçì èõ âîñïðèÿòèÿ.  òàêîì âîçðàñòå ó íèõ ðàçâèòî ëèøü îáðàçíî-÷óâñòâåííîå âîñïðèÿòèå, ãäå ãëàâíûìè öåííîñòÿìè ÿâëÿþòñÿ ðàäîñòü è õîðîøèå îòíîøåíèÿ, äëÿ èõ âûÿâëåíèÿ – ñîçäàþòñÿ èãðîâûå ñèòóàöèè, âñåâîçìîæíûå ýêñïåðèìåíòû è òåñòû, ïîçíàâàòåëüíûå çàíÿòèÿ è ìíîãîå äðóãîå.

Î÷åíü âàæíî, íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ îïðåäåëèòü è ïîñòàâèòü ïðàâèëüíûé äèàãíîç, ÷òî ïîçâîëèò íàïðàâèòü ðåáåíêà íà ïðàâèëüíûé ïóòü åãî ñàìîðåãóëÿöèè è ïîìîæåò åìó âûáðàòü ñïîñîáû âûðàæåíèÿ ñâîåé èíäèâèäóàëüíîñòè è çíà÷èìîñòè. ×àñòî, íåóìåíèå ïîñòàâèòü òî÷íûé äèàãíîç èëè ñîñòàâèòü ïñèõîëîãè÷åñêèé ïîðòðåò ëè÷íîñòè ðåáåíêà íåèçáåæíî ïðèâîäèò ê íåïðàâèëüíîìó ïîíèìàíèþ èì ñâîåé ðîëè â îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè. Òàêèì îáðàçîì ,÷åì ðàíüøå ìû îïðåäåëÿåì èëè äèàãíîñòèðóåì ëè÷íîñòü ,òåì áûñòðåå ìû ñìîæåì ïîíÿòü, êàêèå ñïîñîáû äëÿ ýòîãî áîëåå ïðèåìëåìû è íàéòè äåéñòâåííûå ìåòîäû êîððåêòèðîâêè äëÿ ñâîåâðåìåííîãî ðàçâèòèÿ è èñïîëüçîâàíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé.  ýòîì çàêëþ÷àåòñÿ ïîçèòèâíàÿ ðîëü äèàãíîñòèêè â ñèñòåìå äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ. Ïðàêòèêà êîíñóëüòàòèâíî-äèàãíîñòè÷åñêîé ðàáîòû ñ ñîâðåìåííûìè äåòüìè ïîêàçûâàåò, ÷òî òîëüêî èíäèâèäóàëüíîå, óãëóáëåííîå è òùàòåëüíîå îáñëåäîâàíèå ïðîáëåìíîãî ðåáåíêà ðàçëè÷íûìè ñïåöèàëèñòàìè äàåò âîçìîæíîñòü ïîëíîöåííîé äèàãíîñòèêè è ïðîãíîçà äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ.[7;208ñ] Äàííûå äèàãíîñòèêè ïîçâîëÿþò ïåäàãîãàì è ðîäèòåëÿì ñëåäèòü çà õîäîì ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è îñóùåñòâëÿòü ïîäõîä ê êàæäîìó èç íèõ.

Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ðàáîò, íàïèñàííûõ ïðåêðàñíûìè êëàññèêàìè ïåäàãîãèêè , êîòîðûå ïðåäëàãàþò âñåâîçìîæíûå ðåêîìåíäàöèè è ñïîñîáû äëÿ ïðàâèëüíîãî äèàãíîñòèðîâàíèÿ è âîñïèòàíèÿ ëè÷íîñòè äåòåé ðàçíûõ âîçðàñòîâ, â òîì ÷èñëå è äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. « Ðåáåíîê – âñåãäà äèòÿ ñâîåãî âðåìåíè, çàêîíû åãî ðàçâèòèÿ ðåàëèçóþòñÿ (èëè íå ðåàëèçóþòñÿ) â êîíêðåòíûõ óñëîâèÿõ âîñïèòàíèÿ, ñâÿçàííûõ ñ óñòàíîâêàìè è ïðåäñòàâëåíèÿìè îêðóæàþùèõ åãî âçðîñëûõ»[6; ñ27-40].

ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

1)Ôàäèíà Ã.Â. Äèàãíîñòèêà è êîððåêöèÿ çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà – Íèêîëàåâ: 2004 ã,68 ñ.

2)Ëèñèíà Ì.È. Îáùåíèå. Ëè÷íîñòü è ïñèõèêà ðåáåíêà // Ïîä ðåäàêöèåé Ðóçñêîé À.Ã. – Ì.: Èçäàòåëüñòâî «Èíñòèòóò ïðàêòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè»-Âîðîíåæ: ÍÏÎ «ÌÎÄÅÊ», 1997ã- 384 ñ

3)Áîæîâè÷ Ë.È. Ëè÷íîñòü è åå ôîðìèðîâàíèå â äåòñêîì âîçðàñòå, Ì.: Ïðîñâåùåíèå,1968ã – 464ñ.

4)Óðóíòàåâà Ã.À. Äîøêîëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ// Ó÷åáíîå ïîñîáèå // Ì.: Àêàäåìèÿ ,2001ã 336ñ.

5)Ëàâðîâà Ã.Í. Ìåòîäû äèàãíîñòèêè è êîððåêöèè äåòåé äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà; ×åëÿáèíñê: 2005ã – ñ.2

6) Òîêàðåâ À. À. Ôîðìû è ìåòîäû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â óñëîâèÿõ ÄÎÓ. Ìåòîäû äèàãíîñòè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ [Òåêñò] / À. À. Òîêàðåâ // Ñîâðåìåííàÿ ïñèõîëîãèÿ: ìàòåðèàëû ìåæäóíàð. íàó÷. êîíô. (ã. Ïåðìü, èþíü 2012 ã.). — Ïåðìü: Ìåðêóðèé, 2012. — ñ. 27-40.

7) Ñåìàãî Í.ß., Ñåìàãî Ì.Ì. Ïðîáëåìíûå äåòè// Îñíîâû äèàãíîñòè÷åñêîé è êîððåêöèîííîé ðàáîòû – Ì.: 2000ã – 208 ñ.

8) Èëüåíêîâ Ý. ×òî æå òàêîå ëè÷íîñòü? – Ì.:1979 ã. – ñ.183-237

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник