Диагностика интеллектуальное развитие ребенок 3 года

Диагностика интеллектуальное развитие ребенок 3 года thumbnail

Диагностика психического развития детей 3-4 лет.

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры». (рис. 2),

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения – 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно – 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием – 0 баллов.

В Протоколе отмечается, справился ли ребенок с заданием и как он действует – путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания» фиксируются высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.

Субтест 2.

«Матрешка 3-составная» (мышление)

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку – 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого – 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием – 0 баллов.

В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» – смог ли он поставить матрешек по росту.

Субтест 3. «Разрезные картинки 2-3-составные»

(мышление, восприятие) (Приложение 1)

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях – 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб – 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием – 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания» фиксируется, какой рукой работает ребенок.

Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

1) Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.

  1. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  2. Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков – 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов – 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием – 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.

Субтест 5. «Парные картинки»

(внимание, общая осведомленность) (Приложения 2.1; 2.2)

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары – 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3-5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания – 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары – 0 баллов.

В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.

Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психолог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки – 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку – 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не

понял инструкции – 0 баллов.

В Протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.

Оценка результатов

Высокий уровень -8 -12 баллов.

Средний уровень -5-7 баллов.

Низкий уровень – 0-4 балла.

Источник

Автор методики, название методики

Исследуемая функция

Цель исследования

Методика исследования

Название шкалы

Материал

«Коробка форм»

Восприятие формы

Оценка восприятия формы и пространственных отношений

Перед ребёнком раскладывают фигуры-вкладыши и ставят ящик с прорезями. «У нас есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма – своё окошечко. Постарайся опустить письма в этот почтовый ящик».Ребёнок должен поместить фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези.

Высокий уровень 3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры с прорезью в ящике.

Средний уровень 2 балла-простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям.

Низкий уровень 1 балл-выполнение задания путём проб и ошибок.

Ящик с прорезями и объёмные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и многогранник.

«Цветные коврики»

Восприятие цвета

Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.

Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет.

Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3 х. карточек. Для детей 4 -х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов

6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая.

«Кружки»

Восприятие величины

Выявление особенностей восприятия предметов по величине

Ребёнку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «Самый большой» или «Самый маленький» кружок и назвать его («большой» или «маленький»)

Самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным для ребёнка 3-х лет.

«Фигуры»

Восприятие формы

Выявление особенностей восприятия формы предмета

Перед ребёнком выкладывают 2 любые из 5 фигур. Затем предлагают ещё одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребёнком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем квадрат из второго набора ит.д.

Для ребёнка 3-х лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник.

Два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета -круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

«Мисочки»

Восприятие величины

Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями

Экспериментатор показывает ребёнку мисочки, вложенные одна в другую, затем раскладывает их в беспорядке перед ребёнком и предлагает:»Собери мисочки, как было». В случае необходимости показывает как надо выполнять задание на первых двух элементах

Высокий уровень-3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла достигается не с первой попытки.

Низкий уровень – 1 балла-отсутствие самостоятельного решения данной задачи

5-7 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда.

«Пирамидка»

Восприятие величины

Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями.

Взрослый показывает образец пирамидки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная:»Посмотри, какая ровная пирамидка».Затем образец разбирают и элементы выкладывают перед ребёнком и элементы выкладывают перед ребёнком в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку как было» Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.

Высокий уровень – 3 балла-выполнение задания на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла-примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.

Низкий уровень – 1 балл-отсутствие самостоятельного решения.

Детская пирамидка из 5-7 элементов.

«Разрезные картинки»

Наглядно-действенное мышление

Выявление степени овладения зрительным синтезом-объединение элементов в целостный образ

Части картинки, раскладываются перед ребёнком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение. Экпериментатор спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребёнок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребёнок не называет, взрослый предлагает: «Сложи части и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Высокий уровень-3 балла-на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла-правильное сложение картинок, достигнутое путём проб, прикладываний (3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти составных)

Низкий уровень-1 балл-картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются.

Картинки из нескольких частей (от двух до шести)

Конструирование по образцу (автор Лаврентьева Т.В.)

Наглядно-действенное мышление

Определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве

Экспериментатор за ширмой ли листом бумаги создаёт конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребёнка: « Построй из своих кубиков точно также»

Высокий уровень-3 балла-построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом.

Средний уровень – 2 балла-экспериментатор строит конструкцию на глазах у ребёнка.

Низкий уровень-1 балл- отсутствие самостоятельного решения.

3 детали строительного материала разной формы (фигуры с основанием-полукруг, треугольник, прямоугольник)

Источник

Статья:

Овладение предметными действиями достигается здоровым малышом к концу третьего года жизни. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью значительно позже начинает правильно использовать окружающие его предметы. Круг доступных ему предметных действий ограничен, как правило, предметами, наиболее часто встречающимися в обиходе.

Способность к подражанию

Интересна способность ребенка к подражанию действиям других. Подражание может быть осмысленным и механическим. Если ребенок подражает механически, то он переносит в свою деятельность только сами элементы действий, но не стремиться к созданию заданного построения, не умеет целесообразно подобрать материал для конструкции.

При осмысленном подражании дети стремятся создать заданную конструкцию, правильно подбирают строительный материал. Произвольные конструкции здорового ребенка всегда содержат определенный творческий замысел. Ребенок с проблемами в развитии чаще всего хаотически нагромождает кубики или строит примитивные «домики», чем был заранее обучен.

Графические умения тоже имеют свои особенности. Рисование в логопедии часто используется как психологическая база речи. у детей с интеллектуальной недостаточностью графические навыки развиты крайне слабо.

Направления психолого-педагогического обследования

Обследование интеллектуальных возможностей ребенка включает в себя выяснение запаса простых понятий: количества, цвета, размера, тождества, формы, а также знакомство ребенка с предметами, изображенными на картинках, действиями с этими предметами, понимание смысла сюжетных картин.

Понятие цвета

У здоровых детей, не страдающих нарушениями зрения формируется к 2,5-3 годам. У детей, отстающих в развитии, понятие цвета приходит значительно позже, после многократного повторения и закрепления связей между названием и предметом того же цвета.

Для определения наличия понятия цвета используют цветные палочки, цветные полоски и цветные кубики. Вначале проводят испытание по сличению цвета; при умении правильно сличать цвета ребенок правильно раскладывает цветные кубики на соответствующие по цвету полоски бумаги или счетные палочки. Если испытуемый знаком с на­званием цветов, то он выполняет это задание по речевой инструкции. Проблемный ребенок, обычно, беспорядочно манипулирует со всеми лежащими перед ним цветными предметами, палочками, цветной бумагой.

Понятие количества и счета

Здоровый ребенок к трем годам имеет четкое понятие количества и может пересчитать предметы до трех, а к 4 годам – до 6 и 10. Ребенок с отклонениями в развитии приобретает эти понятия значительно позже; у них трудно формируются представления «много» и «мало», пересчитывание предметов им также недоступно, после длительного обучения они могут прикладывать свои пальцы к предметам. Совершают они подобные действия очень старательно и сосредоточенно, если степень интеллектуального снижения у них не груба, но эти действия таких детей совершенно не относятся к пересчитыванию предметов и к счету вообще.

Понятие размера («большой» – «маленький»)

Формируется у детей одним из первых, достаточно четко уже к двум годам. У проблемного ребенка оно, хотя также возникает одним из первых, но значительно позже и долго остается недостаточно четким.

Понятие тождества, основанное на сличении двух одинако­вых картинок или предметов, формируется в норме к 2-2,5 годам; у детей, отстающих в развитии, – значительно позже и только после длительного педагогического обучения.

Различение формы

К 4 годам большинство здоровых детей спо­собны дифференцировать объемные и плоские фигуры, а сличение форм возникает у них много раньше. Следует отметить, что дети охотно и за­интересованно выполняют эти задания в эксперименте. Различение форм у особых детей носит примитивный характер, они после длительного обучения способны различить хорошо известные им фигуры, например, шар и кубик, но обычно не различают их от плоских форм – круга и квадрата.

Значение картинок

Маленькие дети к двум годам способны точно узнавать изображенные на картинках знакомые им предметы, к 4-5 годам они группируют картинки по тому или иному признаю»’, охотно поясняя принцип своей группировки. Для проблемного ребенка это задание чрезвычайно затруднено.

Раскрытие смысла сюжетных картинок

Здоровый ребенок к 2-2,5 годам при предъявлении сюжетной картинки заинтересованно раз­глядывает картинку и отвечает фразой, понимая смысл картинки. При нарушениях в развитии даже в школьном возрасте ребенок ограничивается про­стым перечислением изображенных на картинке предметов.

Складывание разрезных картинок

Здоровые дети к трем годам быстро складывают картинки из двух частей, большее количество дета­лей, обычно, смущает их, но они легко принимают помощь; попытки комбинирования деталей разрезных картинок всегда носят целесообраз­ный характер.

Попытки сложить разрезную картинку особого ребенка носят хаотический и нелепый характер, только после дли­тельного обучения они способны выполнить задание. При этом на картинке должно быть яркое и четкое изображение только одного предмета, знакомого ребенку.

Речевое развитие

Показатели нормального речевого развития у детей со сниженным интеллектом не соответствуют возрасту. Страдают фонетические и фонематические стороны речи, нарушен лексико-грамматический строй, связная речь недостаточно развита. Зачастую нарушены просодические компоненты: речевое дыхание, голосовые возможности, интонационные качества речи. Нередки такие нарушения речи, как тахилалия и брадилалия.

Отличие здорового ребенка от ребенка со сниженным интеллектом

Вообще, особые дети отличаются от своих здоро­вых сверстников не только меньшим объемом знаний и умений, но и характером деятельности: они не проявляют инициативы, творчества, их внимание часто носит «полевой» характер, они нуждаются в организа­ции их деятельности, стимуляции, они инертны, трудно «переключа­ются» на выполнение нового задания, не интересуются результатом вы­полнения задания, не могут правильно реализовать полученную помощь при выполнении аналогичного задания, они продолжают инертно по­вторять свои ошибки при каждом следующем упражнении. Постановка звуков у таких детей затруднена из-за низкого уровня самоконтроля и слабости формирования и автоматизации новых навыков.

Таким образом, диагностика интеллектуального развития показывает, что при организации адекватного воспитания и обучения каждого ребенка с тем или иным дефектом необходимо учи­тывать уровень интеллектуального развития и темп обучения каждого ребенка. Однако, при этом нельзя забывать главной задачи – уважения к личности самого ребенка и воспитания у него всех необходимых нрав­ственных качеств – ведь ему предстоит долгая жизнь в обществе!

В заключение необходимо еще раз отметить, что для организа­ции адекватного воспитания и обучения детей, имеющих различные ин­теллектуальные и физические проблемы, с целью достижения возможно полной социальной адаптации ребенка со сложным дефектом необхо­дима организация единой, комплексной работы врача, психолога и педагога-дефектолога соответствующей специальности. Обязательно в том процессе включение родителей ребенка. Безусловно, эта целенаправлен­ная, совместная длительная работа должна быть социально обеспечена и поддержана.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник