Диагностика и коррекция недостатков личностного развития ребенка

Контрольная работа на тему
«Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития»
Архангельск, 2008
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
-понятие педагогической диагностики
-методы диагностической деятельности
-понятие коррекции
-принципы коррекционно-педагогической деятельности
-содержания и основные направления коррекционно-педагогической деятельности
– профилактика, диагностика и коррекция недостатков личностного развития младших школьников группы риска
3.Заключение
4.Литература
Введение
Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики.
Как научное понятие коррекционная педагогика в современной педагогической науке обрела официальный статус совсем недавно. Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов, средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у детей и подростков.
Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность – это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и психокоррекционная деятельность и др.
Педагогическая диагностика – специально организованная деятельность педагога, проводимая поэтапно с целью распознавания и оценки состояния объекта по определенным признакам и критериям с использованием строго формализованных и малоформализованных методов (И.В.Житко, К.Ингенкамп, К.Е.Трасов, Г.И.Хозяинов, П.И.Шамарин и другие). Призванная оптимизировать процесс индивидуализации обучения, она позволяет определить условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения и познания (К.Ингенкамп). Объектами педагогической диагностики являются явления и процессы в педагогике (И.В.Житко), в их числе и сформированность учебной деятельности (Г.В.Репкина, Е.В.Заика).
В современной практике все более широкое признание получает диагностирование психолого-педагогической направленности. В диагностировании психического развития выделяют определенные этапы: педагогический, психологический, медицинский.
Назначении педагогической диагностики – опираясь на педагогические критерии определить актуальный уровень развития ребенка в сравнении с детьми с данной возрастной группы, зону его ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптационных нарушений или их начальные проявления, обосновать требуемые условия обучение или необходимость изменения существующих, определить вид и объем педагогической помощи.
Если на педагогическом уровне необходимая диагностика-коррекционная деятельность будет осуществляться своевременно и грамотно, то в последующих уровнях – психологическом и медицинском – будет нуждаться все меньшее количество детей. Но задачи будут соответственно возрастать. На психологическом уровне они будут включать более глубокий с установлением причин но – следственных связей анализ как индивидуальных проблем и резервов ребенка, так и тех проблем и резервов, которые кроются в социально-педагогической ситуации его развития, в их всегда не однозначном переплетении. На медицинском уровне задачей станет выявление возможного заболевания, органических или функциональных отклонений в развитии как предпосылки или следствия адаптационных нарушений, назначение необходимых для каждого случая медицинских мер.
Методы диагностической деятельности:
1. Метод педагогического тестирования – достоинством тестовых методик является минимизация времени диагностирования (А.Анастази, К.Ингенкамп, И.В.Житко, Н.А.Кузьмина и другие), а недостатком – невозможность получения полного представления о формирующейся учебной деятельности. Последнее обязывает в целях повышения достоверности результатов сочетать их с “бестестовыми” (Ю.З.Гильбух).
2. Метод направленных наблюдений – систематические целенаправленные наблюдения, представляют собой один из самых надежных и достоверных методов изучения детства.
3. Беседа.
4. Обучающий эксперимент как метод изучения ребенка включается в процедуру индивидуального собеседования. Суть этого метода состоит в том, что ребенку предлагается для самостоятельного выполнения ряд заданий, а если он не справляется с ними, ему оказывается необходимая помощь. Такая организация деятельности преследует одновременно две цели. Одна из них – помочь ребенку справиться с заданием, вторая – выявить, насколько чувствительным оказывается в помощи, принимает ли, усваивает ли ее.
5. Анализ медицинской документации ребенка.
6. Обобщение данных независимых характеристик – индивидуальное изучение детей, проведенное по определенной программе всеми субъектами диагностического деятельности, позволяет собрать достаточно представительный материал, с разных сторон и одновременно целостно характеризующий как школьную целостность ребенка во всех его показателях, значимых для адаптации к школьной жизни, так и проблемы развития которые эту адаптацию могут осложнить.
Коррекция (лат. correctino – исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция речи, произношения отдельных звуков, преодоление недостатков зрения), в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.
В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
Коррекционно-развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.
Принципы коррекционной педагогической деятельности:
1. Ведущим в системе специальной коррекционной педагогической деятельности должен стать принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. не равномерность развития
2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенности ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие психологический возраст ввел Л.С. Выготский, который видел в этом «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяются знания ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условия для ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В коррекционной педагогике необходимо некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей.
6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений
Содержания и основные направления коррекционно-педагогической деятельности
Коррекционно-педагогическая деятельность должна обладать определенным «рабочим полем», быть очерчена «кругом влияния», сферой своего воздействия, иметь определенную структуру и направление воздействия.
Во-первых, коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в едином педагогическом процессе.
Во-вторых, коррекционная деятельность, являясь составной частью общего образования, в то же время имеет свою специфическую направленность при осуществлении учебно-воспитательного процесса.
В-третьих, по объему и значимости коррекционно-педагогического процесса ему отводится довольно заметное место на пересечении составляющих образовательного процесса (обучение, образование, развитие).
В-четвертых, коррекция как социальная система должна иметь самостоятельных выход, взаимодействовать с социальной средой, поскольку социальная среда для коррекционно-педагогического процесса является не компонентным элементом, а окружающей сферой, той самой границей поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педагогического процесса.
Одним словом вся система коррекционно-педагогической работы направленно на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включится в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Источник
Понятие коррекция
определяется как исправление (частичное
или полное) недостатков психического
и физического развития с помощью
специальной системы педагогических
приёмов и мероприятий.
Коррекционно –
педагогическая деятельность – это
сложное психофизиологическое и социально
– педагогическое явление, охватывающее
весь образовательный процесс – обучение,
воспитание, развитие, выступающий как
единая педагогическая система.
Наиболее глубоко
психолого – педагогическую сущность
коррекционной деятельности и её
профилактическую направленность
раскрыли психологи и психотерапевты –
С.А. Бадмаев, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова
и др. Они видят коррекцию как особым
образом организованное психологическое
воздействие, осуществляемое по отношению
к группам повышенного риска и направленное
на перестройку, реконструкцию тех
неблагоприятных психологических
новообразований, которые определяются
как психологические факторы риска, на
воссоздание гармоничных отношений
ребёнка со средой.
Под
коррекцией подразумевается
как исправление отдельных дефектов,
так и целостное влияние на личность
ребенка с ограниченными возможностями
в целях достижения положительного
результата в процессе его обучения,
воспитания и развития. Устранение или
сглаживание дефектов развития
познавательной деятельности и физического
развития ребенка обозначается понятием
«коррекционно-воспитательная работа».
Коррекционно-воспитательная
работа представляет
систему комплексных мер педагогического
воздействия на различные особенности
аномального развития личности в целом,
поскольку всякий дефект отрицательно
влияет не на отдельную функцию, а снижает
социальную полноценность ребенка во
всех ее проявлениях. Она не сводится к
механическим упражнениям элементарных
функций или к набору специальных
упражнений, развивающих познавательные
процессы и отдельные виды деятельности
аномальных детей, а охватывает весь
учебно-воспитательный процесс, всю
систему деятельности специальных
учреждений. Коррекционно-воспитательной
задаче подчинены все формы и виды
классной и внеклассной работы в процессе
формирования у школьников общеобразовательных
и трудовых знаний, деятельности аномальных
детей об окружающей действительности,
формирование навыков самообслуживания,
произвольных движений и других видов
деятельности в зависимости от типов
специальных школ и возраста их
воспитанников.
В
дальнейшем коррекционно-воспитательная
работа осуществляется в процессе
обучения аномальных детей общеобразовательным
занятиям. Большие возможности для
коррекционно-воспитательной работы
открывает трудовое обучение, в процессе
которого формируются не только
профессиональные умения, но и воспитываются
навыки планирования своей работы, умения
руководствоваться словесными инструкциями,
критически оценивать качество работы
и т.п. Таким образом, трудовая деятельность
имеет разностороннее значение в обучении
и развитии аномальных детей, а трудовые
процессы оказывают исключительное
влияние не коррекцию дефектов их
умственного и физического развития.
В
коррекционной педагогике
консультативно-диагностическая работа
является важнейшей практической задачей.
Диагностика
– это выявление детей с нарушениями в
развитии, их дифференциация, разработка
соответствующих психодиагностических
методик. Диагностика имеет свои принципы:
принцип комплексного изучения ребенка,
принцип целостного системного изучения
ребенка, принцип динамического изучения
ребенка, принцип качественно-количественного
подхода при анализе данных. Принцип
комплексного изучения ребенка предполагает
всестороннее обследование особенностей
развития всех видов познавательной
деятельности, личности, навыков,
эмоциональной сферы, поведения и т.д.
Одновременно проверяются биологические
показатели зрения, слуха, речи, двигательной
сферы, нервной системы ребенка. В
обследовании принимают участие разные
специалисты: психологи, психоневрологи,
офтальмологи, логопеды, сурдопедагоги,
олигофренопедагоги.
Принцип
целостного системного изучения
ребенка предполагает
установление связей между отдельными
проявлениями отклонений в развитии,
определение причин этих отклонений.
Целостное изучение ребенка, как правило,
осуществляется в процессе его деятельности
– предметно-манипулятивной, игровой
или трудовой. Это помогает лучше выявить
особенности познавательной сферы
ребенка, его личности, интересов,
состояние эмоционально-волевой сферы
и т.д. Принцип
динамического изучения ребенка.
В ходе такого изучения выясняются знания
и умения детей, а также их возможности
в обучении. Выявляются при этом не только
реальные возможности ребенка, но и
потенциальные. Принцип
качественно-количественного подхода
важен при анализе данных, полученных в
ходе психологической диагностики. При
таком подходе учитывается конечный
результат деятельности, а также
анализируется процесс ее выполнения –
способ, последовательность, настойчивость
в достижении цели. При этом количественные
и качественные показатели выступают
во взаимосвязи.
Необходимость
реализации этих принципов при диагностике
вызвала к жизни психологическую службу
в системе специального образования.
Эта помощь нацелена на разнообразную
работу с личностью – профилактическую,
диагностическую, развивающую,
коррекционную, реабилитирующую. Для
развития коррекционной педагогики это
означает переход от диагностики отбора
к диагностике специфических особенностей
психического развития; стремление к
поиску оптимальных условий компенсации,
расширяющих возможности развития
личности, создающих возможность
построения развивающего образа жизни.
Для полной и верной диагностики отклонений
в развитии детей в России созданы
постоянные межведомственные
психолого-медико-педагогические
консультации (ПМПК). Основные задачи
ПМПК: 1) проведение раннего бесплатного
психолого-педагогического обследования
детей, выявление особенностей их
развития, установление диагноза; 2)
предупреждение развития заболевания;
3) консультативная помощь родителям; 3)
консультирование педагогических,
медицинских, социальных работников по
вопросам образовательных потребностей
детей, их прав и прав родителей. ПМПК
ставят определенный диагноз ребенку. Важную роль в
организации лечебно-коррекционного
процесса играет консультирование семьи
ребенка с ограниченными возможностями.
Наиболее широко используется
консультативно-рекомендательная форма
организации лечебно-коррекционного
процесса. В таких консультациях участвуют
специалисты разных профилей, которые
проводят первичное обследование ребенка
и затем отслеживают динамику его
развития. С первой консультации начинается
активное сотрудничество специалистов
и семьи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник