Диагностика физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка
Диагностика физической подготовленности
детей дошкольного возраста
Диагностика используется для оценки исходного уровня развития каждого ребёнка с тем, для того чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков. Одной из составных характеристик физического состояния организма является физическая подготовленность.
Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков.
Высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей.
При приведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств:
- в 3-4 года – быстрота, выносливость, мышечная сила;
- в 4-5 года – быстрота, выносливость, гибкость;
- в 5-6 лет – скоростно-силовые качества и выносливость;
- в 7 лет – ловкость и выносливость.
Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь. Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.
В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на учетно-контрольных занятиях. Первое обследование – в начале учебного года (в сентябре), второе – в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимает старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.
Диагностика физического развития проводится в начале и конце года. В процессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости, группы здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития детей, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств (сила, выносливость)
На каждого ребёнка заводится информационно-диагностическая карта. Итоги подводятся в конце года. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется специалистами с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.
В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества – бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лет); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.
На физкультурной площадке обследуются такие физические качества, как быстрота – бег на 30 м (4-7 лет), 120 м (6 лет), 150 м (7 лет); скоростно-силовые качества – метание мешочка с песком, весом 150-200 г (4-7 лет); ловкость – челночный бег на 10 м (4-7 лет); гибкость – наклон туловища вперёд, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).
До обследования в зале размечается площадка для прыжков с места, бросание набивного мяча, а на спортивной площадке – для метания мешочка с песком. Готовится протокол обследования, в котором фиксируются количественные показатели уровня сформированности физических качеств и качественные показатели степени сформированности двигательных навыков.
Количественные показатели сравниваются со средними показателями развития психофизических качеств. Для оценки уровня сформированности двигательных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метание вдаль.
Высокий уровень – ребёнок правильно выполняет все элементы техники (красный цвет). Средний уровень – ребёнок справляется с большой частью элементов техники (синий цвет). Низкий уровень – ребёнок допускает значительные ошибки (зеленый цвет).
Обследование физической подготовленности осуществляется на учётно-контрольных занятиях. В вводную часть и разминку включают физические упражнения, которые наилучшим образом подготовят ребёнка к выполнению тестовых заданий. В основной части проводятся два или три теста это зависит от возраста ребёнка и особенностей самого теста, а в заключительной – малоподвижная игра или игровое упражнение – релаксация.
Определения уровня сформированности быстроты
Бег на 30 м
Предварительная работа. На беговой дорожке (ширина – 3 м, длинна 30 м) отмечают линии старта и финиша. На расстоянии 3 м от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.
Методика обследования. Инструктор проводит несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног: для детей 4-5 лет – наклоны, приседания; для детей 6-7 лет – комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары»:
- «Рисуем головой». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой в разные стороны (по 4 раза).
- «Рисуем локтями». И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам.
1-2 – круговые движения локтями вперед;
3-4 – круговые движения локтями назад (по 4 раза).
- «Рисуем туловищем». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, круговые движения туловищем сначала в лево, потом в право (по три раза).
- «Рисуем коленом». И. п. – одна нога, согнутая в колене, поднята и отведена в сторону, руки на поясе.
1-3 – круговое движение коленом левой (правой) ноги;
4 – вернуться в исходное положение (по три раза).
- «Рисуем стопой». И. п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательное движение стопой в разные стороны (по 8 раз).
После разминки детям 4-5 лет инструктор предлагает добежать до игрушки, а детям 6-7 лет до яркой стойки как можно быстрее («Представьте, что вы самое быстрое животное»). Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественный и качественный показатели. Воспитатель вызывает на старт двух детей – двух мальчиков или двух девочек – (остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке). На старте дети принимают удобную им позу. Воспитатель подает команды: «Внимание» (поднимите флажок), «Марш» (опускает флажок). Во время бега дети подбадривают друг друга, называя по имени. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку.
Количественный показатель: время бега (мин).
Качественный показатель:
Младший возраст
- Туловище прямое (или немного наклонено).
- Выраженный момент «полёта».
- Свободное движение рук.
- Соблюдение направления с опорой на ориентиры.
Средний возраст
- Небольшой наклон туловища, голова прямо.
- Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд-внутрь.
- Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40-50°).
Старший возраст
- Небольшой наклон туловища, голова прямо.
- Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд-внутрь.
- Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60-70°).
- Прямолинейность, ритмичность бега.
Высокий уровень – соответствие всем показателям.
Средний уровень – соответствие трём показателям.
Низкий уровень – соответствие двум показателям.
Определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств
Прыжок в длину с места
Предварительная работа. В зале кладут мат и с боку мелом наносят разметку (через каждые 10 см на дистанции 2 м).
Методика обследования. С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Детям 4-5 лет предлагают попрыгать как зайчики (прыжки с продвижением в перед); дети 6-7 лет выполняют имитационное упражнение «Лыжник». «Надели одну лыжу, другую (стопы поставили параллельно на расстоянии 15 см), взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях), поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук вперед, назад), приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено), прыгают (полет, приземление: ноги на ширине плеч руки вперед).
После разминки инструктор предлагает детям 4-5лет встать около черты и перепрыгнуть через ручеёк на другой берег (мат); детям 6-7 лет – встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели), а также качественные показатели.
Каждый ребёнок делает 3 попытки.
Количественный показатель: длина прыжка (в см).
Качественные показатели:
Младший возраст
- И. п.: чуть присев на слегка расставленных ногах.
- Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами.
- Полёт: ноги слегка согнуты положение рук свободное.
- Приземление: мягкое, на обе ноги.
Средний возраст
- И. п.:
- ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
- полуприседания с наклоном туловища;
- руки слегка отведены назад.
- Толчок:
- двумя ногами одновременно;
- мах руками вверх-вперёд.
- Полёт:
- руки вперёд-вверх;
- туловище и ноги выпрямлены.
- Приземление:
- одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко;
- положение рук свободное.
Старший возраст
- И.п.:
- ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
- полуприседание с наклоном туловища;
- руки слегка отведены назад.
- Толчок:
- двумя ногами одновременно;
- выпрямление ног;
- резкий мах руками вперёд-вверх.
- Полёт:
- руки вперёд-вверх;
- туловище согнуто, голова вперёд;
- полусогнутые ноги вперёд.
- Приземление:
- одновременно на обе ноги, вынесенные вперёд, с перекатом с пятки на всю ступню;
- колени полусогнуты, туловище слегка наклонено;
- руки движутся свободно вперёд – в стороны;
- сохранение равновесия при приземлении.
Высокий уровень – соответствие всем показателям.
Средний уровень – соответствие трём показателям.
Низкий уровень – соответствие двум показателям.
Прыжок в высоту с места
Предварительная работа. В зале готовят измерительные ленты.
Методика обследования. Для разминки детям 5 лет предлагают попрыгать как зайчики, на месте, у детей 6-7 лет спрашивают, какое животное самое «прыгучее», и предлагают попрыгать как кенгуру, и дотронуться до предмета, который подвешен над головой.
Измерительная лента одним концом крепится на поясе ребенка, другой конец в кассете, лежащей на полу. Прыгая вверх, ребёнок вытягивает ленту из кассеты на длину прыжка. Инструктор делает замер. Ребёнок совершает три подскока. Лучший результат фиксируется в протоколе.
Количественный показатель: высота подскока (в см).
Бросок набивного мяча
Предварительная работа. В зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата через 50 см на расстоянии 5 м). Говорят 3 набивных (медицинских) мяча весом 500 г для детей 4-5 лет и 1000 г для детей 6-7 лет.
Методика обследования. В вводную часть для детей 4-5 лет включают ходьбу на высоких четвереньках, для детей 6-7 лет – отжимания от пола (для мальчиков – на прямых ногах, для девочек – на согнутых в коленях).
Ребёнок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из И. п.: ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результата фиксируется в протоколе. Количественный показатель: дальность броска (в см).
Метание мешочка с песком
Предварительная работа. На спортивной площадке мелом размечают дорожку (каждые 50 см на дистанции 2 м). Готовят 3 мешочка с песком весом 200 гр, мел.
Методика обследования. После разминки инструктор предлагает ребёнку из И. п.: стоя, одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой произвести 3 броска каждой рукой. Осуществляется замер после каждого броска и лучший результат заносят в протокол. В нем фиксируются количественные и качественные показатели.
Количественные показатели: дальность броска (в см).
Качественные показатели:
Младший возраст
- И. п.: стоя лицом в направлении броска ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
- Замах небольшой поворот вправо.
- Бросок: с силой.
Средний возраст
- И. п.:
- стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч;
- предмет в правой руке на уровне груди.
- Замах:
- поворот туловища вправо, сгибая правую ногу;
- одновременно правая рука идет вниз-назад;
- поворот в направлении броска, правая рука – вверх-вперёд.
- Бросок:
- резкое движение руки вдаль-вверх;
- сохранение заданного направления полета предмета.
Старший возраст
- И. п.:
- стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди, правая – на носок;
- правая рука с предметом на уровне груди.
- Замах:
- поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенеся на нее вес тела;
- разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз-в сторону;
- перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть – вверх.
- Бросок:
- продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить;
- хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль-вверх;
- сохранять заданное направление полета предмета.
Высокий уровень – соответствие всем показателям.
Средний уровень – соответствие трём показателям.
Низкий уровень – соответствие двум показателям.
Определение уровня сформированности гибкости
Предварительная работа. Готовят гимнастическую скамейку сантиметровую ленту, флажок.
Методика обследования. С целью повышения подвижности в суставах в качестве разминки используют упражнения выполняемые, из разных исходных положений с большой амплитудой: коснуться пальцами пола при наклоне; коснуться пальцами стоп при наклоне из положения сидя; коснуться пальцами пятки при повороте стоя на коленях; прокатить мяч руками как можно дальше их положения, сидя ноги в стороны; поднять прямые руки как можно выше из положения лёжа на животе.
Затем инструктор предлагает ребёнку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребёнка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опущенных рук. Ребёнок делает 2 попытки.
Количественный показатель: величина наклона (в см).
Определения уровня сформированности выносливости
Предварительная работа. Готовят дорожку вокруг детского сада, отмеряют дистанцию для детей 5 лет – 90 м, 6 лет – 120 м, 7 лет – 150 м.
Методика обследования. Инструктор проводит с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе со взрослым «стайкой» бегут к линии финиша.
Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.
Определения уровня сформированности ловкости
Предварительная работа. На беговой дорожке выделяют 10-метровый отрезок: на старте – 2 мешочка с песком весом 200 г, на финише – стул. Для младшей группы дистанция не более 5 м.
Методика обследования. Инструктор дает задание – пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмотрены две попытки.
Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.
Оценка функции равновесия
Предварительная работа. Готовят секундомер и протокол.
Методика обследования. Инструктор предлагает игровое задание:
- детям 4 лет надо изобразить «Паровозик» (И. п.: стопы на одной линии, пятка правой (левой) ноги касается носка левой (правой) ноги, руки вдоль туловища);
- детям 5 лет изобразить «Балерину» (И. п.: стоя на носках, руки на поясе);
- детям 6 лет изобразить «Цаплю» (И. п.: стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90°).
Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.
Оценка координации движения
Предварительная работа. Готовят мячи диаметром 20 см.
Методика обследования. Инструктор предлагает детям 5-6 лет подбрасывать мяч, не сходя с места; детям 7 лет – отбивать мяч, не сходя с места.
Количественный показатель: количество бросков и ударов: 5 лет (15-25); 6 лет (25-40); 7 лет (35-40).
Чтобы результаты диагностики физической подготовленности были доступны родителям, на каждого ребенка заводится «Паспорт здоровья», в котором даётся оценка социального, физического и психического здоровья ребёнка.
Источник
Для того, чтобы правильно строить процесс физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), вносить в него коррективы, оценивать изменения, происходящие в двигательной подготовке детей, необходима регулярная диагностика физической подготовленности и сенсомоторного (чувствительно-двигательного) развития каждого ребенка.
Термин «диагностика» происходит от греческого слова «диагноз» – распознавание. Вначале этот термин был распространен в медицине, а в настоящее время используется в различных сферах деятельности. В педагогическом контроле правомочным является термин «педагогическая диагностика», и в физическом воспитании данный термин используется для обозначения контрольных мероприятий в виде упражнений-тестов для выявления эффекта педагогически направленных воздействий с помощью физических упражнений и регистрации изменений в состоянии обучаемых, воспитуемых. К основным сенсомоторным координациям относят зрительно-моторную (прорабатывается и проявляется в плавании, ползании, лазании, в ходьбе и беге), слухо-моторную (прорабатывается и проявляется при изменении движений в ответ на звук) и ритмическую (прорабатывается и проявляется в музыкально-ритмических движениях).
Для детей дошкольного возраста разработана система диагностики физической подготовленности, складывающаяся из различных упражнений, в том числе и тех, которые связаны с сенсомоторикой, но при использовании такого диагностического комплекса упражнений следует учитывать ряд особенностей, обусловленных развитием и формированием движений у детей. Н. Т. Лебедева, Н. А. Ноткина, Э. Я. Степаненкова, М. А. Рунова и другие выделяют внутренние и внешние факторы, которые оказывают влияние на количественные и качественные характеристики движений детей.
ВНУТРЕННИМИ ФАКТОРАМИ СЧИТАЮТСЯ:
1. Этапы созревания различных органов и систем организма.
2. Врожденные двигательные способности.
3. Индивидуальные особенности конституции.
4. Особенности нервной системы.
ВНЕШНИМИ ФАКТОРАМИ СЧИТАЮТСЯ:
1. Среда.
2. Особенности процесса обучения и воспитания.
Остановимся на рассмотрении этих факторов подробнее.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ:
1. Созревание органов и систем
Общеизвестно: то или иное движение появляется у ребенка в различные сроки, что связано с особенностями созревания систем, обеспечивающих это движение (ползание – 6-7 месяцев, ходьба – к 1-му году, бег на 2-м году и т. д.). Кроме того, сроки появления движений индивидуальны у каждого ребенка. Особенности выполнения движений (отклонения от стандартной техники и количественные параметры) тоже связаны с возрастными особенностями детей. Это обусловлено как естественным развитием моторики индивида, так и искусственной выработкой двигательных координаций. В естественном онтогенезе моторики происходит анатомическое дозревание центрально-нервных образований, которое заканчивается в раннем возрасте ребенка к 2-2,5 годам. Функциональное дозревание координаций, обусловливающих моторику ребенка, происходит позднее полового созревания. (А. С. Большев, Ю. Р. Силкин, И. К. Шилкова и др.). Поэтому то, чему научится подросток, недоступно дошкольнику, а то, что может освоить дошкольник, не даст результата, если это осваивать в 15-20 лет.
По количеству выполняемых движений, готовности к их совершенствованию мы можем говорить о моторной зрелости ребенка, которая определяется как «качественный критерий достаточности мышечной деятельности». Это своего рода «степень биологического созревания нервно-мышечной системы» (Лебедева Н. Т., 1993, с 65). По этому показателю более быстрое моторное созревание отмечено у девочек, чем у мальчиков (особенно это выражено у 6-летних детей).
Степень моторного созревания оценивается по формированию различных видов координации:
1. Статической координации корпуса.
2. Динамической координации в целом и рук.
3. Координации одновременности.
4. Координации скорости и движений.
5. Отчетливости изолированного движения.
Так, статическая координация – это способность сохранения равновесия в позах (сохранение позы).
Измеряется с помощью упражнений, выполняемых на уменьшенной площади опоры (стояние на носках обеих ног с различными положениями рук, стояние на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами, удерживание равновесия на правой и левой ногах).
Динамическая координация в целом измеряется способностью к удерживанию равновесия при передвижениях.
Используются движения с поворотами, ходьбой, бегом, прыжками, наклонами, перекатами, танцевальными движениями, упражнениями в лазании, в перелезании, в переползании.
Динамическая координация рук характеризует наличие навыков метания в цель, ловлю мяча, удержание в равновесии бруска. Измеряется в этих движениях.
Упражнения на скорость движений – это движения, требующие максимальной скорости выполнения: беговые, эстафетные игры, выполнение различных движений правой, левой, двумя руками.
Одновременность движений выражается и измеряется в согласованных, одномоментных движениях рукой или ногами либо двумя руками; ходьбой с хлопком в ладоши в такт с левой и правой ногами; в одновременных упражнениях двумя руками.
Отчетливость изолированного движения отражает уровень сформированности дифференцировочного торможения. Измеряется разнообразными изолированными движениями рукой, кистью, пальцами рук, вращательными движениями пальцев рук около друг друга; попеременными сжиманиями в кулак кистей вытянутых рук; изолированными движениями ногой в голеностопном суставе.
Следует отметить, что моторное развитие связано с состоянием здоровья. Такую оценку должны давать педагог и врач.
Кроме того, необходимо учесть еще такое положение, что не у всех детей моторное развитие (степень моторной зрелости) находится в соответствии с календарным (паспортным) возрастом ребенка. По степени соответствия моторного развития календарному возрасту ребенка можно говорить о двигательном возрасте.
Двигательный возраст не идентичен моторной зрелости, так как двигательный возраст может быть либо ниже календарного (ребенок отстает в двигательном – моторном развитии), либо выше календарного возраста (ребенок опережает в двигательном развитии). Если двигательный возраст соответствует календарному, тогда можно говорить о моторной зрелости ребенка на каком-либо возрастном этапе дошкольного детства.
2. Врожденные двигательные способности
Под термином «двигательные способности» подразумеваются те свойственные человеку возможности, реализуемые в двигательной деятельности, основу которых составляют физические качества.
Каждый человек обладает врожденными двигательными способностями к тому или иному виду движений.
Врожденные двигательные способности обусловлены генетическими задатками, особенностями телосложения, типом высшей нервной деятельности, уровнем аэробных и анаэробных возможностей, соотношением быстрых и медленных волокон в скелетных мышцах, то есть морфо-функциональными особенностями и биоритмами.
Есть в спортотборе термин «генетическая специализация человека в сфере двигательной деятельности». У человека она пластична. Поэтому врожденные способности человека очень велики.
3. Индивидуальные особенности конституции
Люди различаются по форме тела. Такие различия имеют древнее происхождение, зависят от пола человека, от общих размеров и форм всех частей тела, вплоть до формы мизинца. Здесь выделяют тотальные размеры – длина тела, масса, объем грудной клетки, объем и поверхность всего тела.
Пропорции тела – соотношения отдельных его частей. По соотношениям длины, массы, объема груди принято оценивать уровень физического развития человека.
От типа телосложения зависят функциональные возможности человека и даже предрасположенность к заболеваниям. Люди плотного телосложения больше добиваются успеха в скоростно-силовых упражнениях, более «сухие» – в упражнениях на выносливость. Однако повысить свою физическую работоспособность, добиться гармонического телосложения может каждый человек.
Дети дошкольного возраста тоже различны по этим признакам. Так, среди одногодков есть дети разного роста, разной полноты. Детей дошкольного возраста следует делить по антропометрическим показателям (веса и роста) на Б – большие, С – средние, М – маленькие. Среди них – переходные типы: СБ – среднебольшие, СМ – среднемаленькие. Дети последних двух типов требуют большего внимания и более частого контроля (В. Губа и др.).
4. Особенности нервной системы
Дети с возбудимым сильным уравновешенным типом нервной системы (сангвиники) быстрее овладевают техникой физических упражнений, успешно решают двигательные задачи, но не всегда любят повторять однообразное упражнение, теряют интерес к повторению освоенного. Требуется несколько обновлять, варьировать движения и условия их выполнения для поддержания интереса и выработки устойчивых навыков.
Дети с сильной, уравновешенной, малоподвижной нервной системой медленно овладевают сложными по координации движениями. Многократное повторение не снижает у них интереса, навыки вырабатываются долго, но становятся устойчивыми.
Для детей сильного, возбудимого, безудержного типа овладевание сложными движениями не представляет труда. Однако в силу того, что дети этого типа нетерпеливы, суетливы, не доделав одного, переходят к другому, то за ними необходим постоянный контроль. Формирование устойчивых навыков у них затруднено.
Дети со слабым типом нервной системы не испытывают интереса к сложным видам деятельности и слабо владеют техникой.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
1. Среда
С первых недель жизни необходимо создавать условия (двигательную среду), обеспечивающие полноценное физическое и психическое развитие ребенка. Человека (ребенка) окружает среда биологическая – живая природа (живые организмы) и неживая, то есть природные и климатические условия, в которых мы живем, протекающие в них химические и физические процессы. Кроме того, ребенка окружает среда социальная: общественные, материальные, духовные условия существования.
Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему, общественное сознание и культуру данного общества.
В узком смысле (микросреда) – включает непосредственное социальное окружение человека (семья, ближайший коллектив).
Среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, то есть лучшим образом организованная среда, как природная, так и социальная, способствует лучшему развитию ребенка. Дети, растущие в разных условиях, покажут разный результат физического развития и физической подготовленности.
2. Особенности процесса обучения и воспитания
Правильно построенные процессы обучения и воспитания позволяют получить более высокие результаты. На этот фактор оказывают влияние и личность педагога, и его владение методиками. В группе могут быть дети, которые обучались физическим упражнениям и которые не обучались либо обучались по другим методикам (более эффективным или менее эффективным). Это особенно может проявиться при диагностике групп разных педагогов.
Таким образом, организуя диагностику физической подготовленности, оценивая и анализируя результаты детей, педагогу следует учитывать все указанные факторы.
Оценка физической подготовленности детей производится с помощью контрольных упражнений. Для этого в практике физического воспитания дошкольников разработана стандартизированная система таких упражнений.
С помощью этих упражнений оценивают:
а) степень сформированности двигательных умений и навыков на основе анализа качественных показателей:
б) уровень развития физических качеств на основе анализа количественных показателей.
Контрольные упражнения, используемые с целью диагностики физической подготовленности детей, следует считать тестами (упражнениями, имеющими строгую методику проведения и измерения).
Контрольные испытания следует проводить не реже 2 раз в год – осенью и весной. В литературе все контрольные упражнения имеют определенные количественные нормы, на которые ориентируются педагоги. Но определенные проблемы при соотнесении результатов возникают, так как зачастую норматив выражен в конкретной цифре. Необходим размах показателей, что позволит на основе таких критериев точнее выразить уровень подготовленности ребенка. Сравнение полученных и литературных нормативов обязательно. Обязателен точный учет возраста ребенка. Допустимо сравнение исходных и итоговых показателей, полученных у обследуемых детей.
Нами предлагаются следующие контрольные упражнения, представленные в таблице, а также меры измерения показателей и те физические качества, уровень которых оценивается (Табл.14).
Таблица 14
Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста
№ пп | Упражнение | Возраст | Мера измерения | Физическое качество |
1 | 1. Ходьба 10 м а) Бег 10 м б) Бег 30 м | 3-7 лет | Сек. Сек Сек. | Быстрота (скорость). Быстрота (скорость) у детей 3-5 лет, скоростная выносливость у детей 6-7 лет |
2 | Прыжок в длину с места | 3-7 лет | См | Сила мышц ног (разгибателей), а также скоростно-силовые качества |
3 | Бросание набивного мяча (1 кг) из-за головы | 3-7 лет | См | Сила мышц плечевого пояса, а также скоростно-силовые качества |
4 | Прыжок а) в длину с разбега б) в высоту | 7 лет | См | Сила мышц ног, а также скоростно-силовые качества |
5 | Поднимание и опускание туловища в положении лежа на спине | 3-7 лет | Кол-во повторений (раз) | Оценка уровня развития силовой выносливости сгибателей и разгибателей спины |
6 | Удержание туловища в положении лежа на животе («Рыбка») | 3-7 лет | Сек. | Оценка уровня развития силовой выносливости мышц разгибателей |
7 | Метание мяча а) в вертикальную б) горизонтальную (цель) | 3-7 лет | Кол-во раз | Ловкость (оценка точности движений) |
8 | Прыжок с поворотом направо и налево | 3-7 лет | Градусы | Ловкость (динамическое равновесие) |
9 | Бег с поворотом а) (2×5 м) б) (3х10 м) | 3-7 лет 5-7 лет | Сек (разница между результатами в беге с поворотом и в беге на 10 или 30 м | Ловкость, скоростные качества |
10 | Непрерывный бег в равномерном темпе | 3-7 лет | Продолжительность бега в мин. или в м | Общая выносливость |
11 | Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке | 3-7 лет | См | Гибкость |
12 | Стойка на носках с закрытыми глазами | 3-7 лет | Сек | Статическое равновесие |
13 | Выкрут с гимнастической палкой | 3-7 лет | см | Гибкость (степень подвижности плечевых суставов |
14 | Подтягивание | 7 лет | Количество раз | Сила |
15 | Шпагат | 3-7 лет | Гибкость |
Все приведенные нами упражнения должны проводиться в специально оборудованных местах: спортивный зал, площадка, детский стадион. Каждое контрольное упражнений следует организовывать по специальной методике, а его результат фиксировать в протоколах обследования детей. Данные контрольных упражнений анализируются специалистом по физической культуре в ДОУ, воспитателем группы, методистом ДОУ и доводятся до сведения родителей. Обследование детей проводится 2 раза в год – осенью и весной, исходные и итоговые результаты обсчитываются, и выявляется степень достоверности их прироста. Такие данные также позволяют оценить и степень эффективности процесса физического воспитания детей (Табл. 15).
Таблица 15
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник