Диагностика аффективного развития ребенка в раннем возрасте
Проблема ранней диагностики эмоциональных нарушений
Рождение ребенка – событие всегда и радостное и одновременно тревожное для родителей. Все ли благополучно? Как лучше воспитывать малыша? Эти и многие другие вопросы неизбежно встают перед близкими ребенка. Конечно, существуют собственная материнская интуиция, советы опытных бабушек, книги, наконец возможность регулярного посещения врачей в поликлинике. Однако даже самое тщательное наблюдение родных и специалистов не всегда может уберечь от упущения признаков неблагополучия психического развития ребенка.
Представление о нормальном ходе психического развития опирается, как известно, на соответствие возрастным рамкам определенных формальных показателей становления отдельных психических функций (восприятие, моторика, речь и т. д.). При этом отслеживается своевременность прохождения основных этапов развития (когда ребенок сел, встал, начал фиксировать взгляд, следить за движением игрушки, брать ее в руку, координировать движение руки и взгляда, когда появились гуление, лепет, первые слова и т. д.). Именно по этим известным признакам обычно идет оценка степени благополучия физического и психического развития малыша (Фигурин Н.Л., Денисова М.П., 1949; Щелованов Н.П., 1960; Аксарина Н.М., Кистяковская М.Ю., 1969).
Прохождение этапов эмоционального развития также может быть отслежено по возрастным «вехам». Однако, как правило, этому процессу столь большого внимания не уделяется. Пожалуй, если в поведении ребенка вовремя не формируются такие яркие проявления благополучия эмоционального развития, как улыбка, интерес к человеческому лицу, узнавание близких, может возникнуть тревога. Естественно также, что вызывает беспокойство малая отзывчивость на воздействия извне, выраженная пассивность в контактах с окружением либо, наоборот, чрезмерная возбудимость. Однако эти настораживающие тенденции часто расцениваются как проявления особенностей характера малыша – таких как ранимость, впечатлительность.
Для адекватной оценки благополучия формирующейся эмоциональной сферы крайне важно, однако, заметить не только отсутствие или задержку появления какой-то обязательной поведенческой реакции, но и определить ее качество. Как бы это ни казалось парадоксальным, наиболее тяжелые и сложные нарушения эмоционального развития, которые возникают, например, при раннем детском аутизме и становятся очевидными к 2,5–3-летнему возрасту ребенка, могут закономерно вырастать из тонких, едва уловимых, признаков аффективного неблагополучия на самых ранних этапах психического развития. Часто их вообще трудно зафиксировать по каким-либо формальным критериям, поскольку развитие ребенка вполне может укладываться в границы нормы, а иногда по ряду параметров выглядеть и как опережающее. Даже очень внимательные родители не всегда могут правильно оценить своеобразие поведения ребенка, характер его реагирования на близких и окружение в целом. Порой значимые признаки патологических тенденций аффективного развития вначале ошибочно воспринимаются как положительные качества малыша – чрезвычайно спокойного, «удобного», не просящегося на руки или крайне бесстрашного.
Во многих случаях родители даже чувствуют, что с ребенком «что-то не то», но что именно – понять не могут: то ли у ребенка такой особый характер, то ли они сами не являются достаточно умелыми и «правильными» во взаимодействиях с ним. Это особенно трудно понять, когда такой ребенок – первый. Часто осознание проблем начинается тогда, когда у мамы появляется возможность сравнивать своего малыша с его сверстниками (на приеме в поликлинике, при встречах с детьми друзей, на детской площадке и т. д.).
К сожалению, в большинстве таких случаев не помогает и раннее обращение к специалистам – педиатрам и невропатологам. Они чаще всего не поддерживают родительских опасений, пока ребенок находится в младенческом возрасте. Когда ребенок становится немного старше и возрастающие трудности его психической организации начинают проявляться все более явно, возникают предположения о возможной недостаточности интеллектуального и/или речевого развития, о каких-то нарушениях в области восприятия. Так, если малыш не реагирует адекватно на обращение к нему, не откликается на свое имя, то естественно, что близкие прежде всего предполагают у него снижение слуха, а если он не говорит – наличие речевых нарушений. Подозрения о серьезных трудностях эмоционального развития возникают, как правило, в последнюю очередь. Тем не менее эти трудности достаточно распространены, и благополучие развития аффективной сферы должно отслеживаться так же тщательно, как и благополучие сенсорного, моторного, речевого и интеллектуального развития. Для этого есть все возможности, поскольку основные феномены и обязательные этапы нормального эмоционального развития маленького ребенка, в общем, достаточно изучены.
Цель данной работы – показать формирование необходимых механизмов эмоциональной регуляции поведения ребенка в раннем возрасте (Никольская О.С., 1990). Часть из них обеспечивает последовательное приспособление ребенка к стабильным жизненным циклам; другие позволяют малышу адаптироваться к неожиданно меняющимся обстоятельствам, помогают ему обретать самостоятельность, справляться с препятствиями, опасностью. Важнейший из этих механизмов, который формируется и начинает действовать почти сразу после рождения ребенка, помогая «вызреванию» всех остальных, – это механизм, регулирующий его эмоциональные взаимоотношения сначала с близкими людьми, а затем – со сложным миром человеческих отношений, в который он вступает.
Мы увидим, что всякий раз включение нового аффективного механизма в систему эмоциональной регуляции поведения ведет к временной нестабильности: появлению страхов, капризов, непослушания. Некоторые из таких моментов традиционно считаются кризисами детского развития. Их необходимо отличать от признаков настоящего неблагополучия в раннем эмоциональном развитии ребенка, которые в дальнейшем приводят к серьезным нарушениям. В этой книге мы постараемся охарактеризовать их различия.
Итак, рассмотрим наиболее значимые моменты эмоционального развития маленького ребенка.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Достижения ранней физиологии
Достижения ранней физиологии
Физиологические исследования, которые вдохновили и направляли новую психологию, относятся к концу XIX столетия. Естественно, и у этих изысканий была своя предтеча — более ранние работы, на которые они опирались. Физиология стала
ЛЕКЦИЯ № 25. Развитие личности в ранней юности
ЛЕКЦИЯ № 25. Развитие личности в ранней юности
Юность – определенный период развития и созревания человека, лежащий между детством и взрослостью. Хронологические рамки этого возраста определяются разными учеными-психологами по-разному.Периодизация жизненного пути и
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов[4]
Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов[4]
Методика направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и выявление типа эмоциональных помех.ИнструкцияПрочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с
Поддержка одаренной молодежи в период ранней профессионализации
Поддержка одаренной молодежи в период ранней профессионализации
Проблематика механизмов талантливого творчества и его разворачивания остается, пожалуй, наименее разработанной в сфере психологии одаренности. То же можно сказать и о практике по поддержке одаренных
Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии
Глава 4
Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии
На сегодняшний день диагностика и коррекция депрессивных состояний и агрессии среди детей и подростков является не
Комментарий по поводу базисного расщепления при ранней травме
Комментарий по поводу базисного расщепления при ранней травме
Из этого краткого описания мы видим, что роковое сочетание предрасположенности ребенка к повышенной чувствительности и гиперактивности, с одной стороны, и незаботливого, нечувствительного или даже
Концепция нарушений
Концепция нарушений
В основе всех нарушений лежит ограничение способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организма. В гештальт-терапии описывается пять наиболее часто встречающихся форм нарушения
Наши заблуждения на ранней стадии знакомства
Наши заблуждения на ранней стадии знакомства
а) Вы познакомились, пару раз встретились, а теперь он не звонит. Вы прикованы к телефону, вы изобретаете версии: потерял номер, потерял телефон, в который был забит номер, невероятно занят. Не заблуждайтесь! Если человек хочет
Теория нарушений привязанности
Теория нарушений привязанности
Специалисты в области психологии и психопатологии развития указывают на то, что первоначальные типы привязанности в том виде, как они были обнаружены Мэри Эйнсворт, представляют собой специфические адаптационные паттерны в рамках в
Диагностика нарушений привязанности
Диагностика нарушений привязанности
Диагностический процесс всегда включает сбор подробного анамнеза о типе, продолжительности, начале, проявлениях, вариациях, условиях поведения ребенка, а также наблюдение за его поведением при общении с разными людьми, к которым
2. Архитектоника эмоциональных и психосоматических нарушений
2. Архитектоника эмоциональных и психосоматических нарушений
Традиционные попытки объяснения эмоциональных и психосоматических нарушений подпадают под две больших категории:— биологическую,— психологическую.Те теоретики и клиницисты, которые усматривают корни
2.4 Проблема диагностики и оценки результатов профессионального образования взрослых
2.4 Проблема диагностики и оценки результатов профессионального образования взрослых
В заключение обзора современных принципов и подходов, применяемых в образовании взрослых, необходимо обратиться к критериям эффективности образования отдельного обучающегося и
Источник
Светлана Самойлова
Особенности раннего аффективного развития при раннем детском аутизме
Синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно к 2,5-3 годам. В этом возрасте психическое развитии аутичного ребенка имеет уже выраженные черты искаженности (Лебединский В. В., 1985, нарушения носят всепроникающий характер и проявляются в особенностях моторного, речевого, интеллектуального развития.
Основные черты синдрома детского аутизма:
• Нарушение способности к установлению эмоционального контакта;
• Стереотипность в поведении, которое проявляется, как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования; непереносимость малейшихего изменений;
•Наличие в поведении ребенка однообразных действий: моторных (раскачивание, прыжки, постукивания и т. д., речевых (произнесение одних и тех же звуков, слоа и фраз, стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках;
• Совершенно особые нарушения речевого развития (отсутствие речи, эхолалии -воспроизведение услышанных слов и фраз в неизмененном виде, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица, сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.
Всеми исследователями подчеркивается, что детский аутизм- это прежде всего вызванное особыми биологическими причинами нарушение психического развития, которое проявляется очень рано.
В чем же состоит качественное своеобразие эмоционального развития при раннем детском аутизме (РДА?
1. Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам.
2. Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими.
3. Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с развитием форм обращения ребенка к взрослому.
4. Трудности произвольной организации ребенка.
Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам отмечается у ребенка с таким типом развития уже в раннем возрасте. Она может выражаться в непереносимости бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т. д.); в нелюбви к тактильному контакту, как брезгливость при кормлении, и даже, например, при попадании на кожу капель воды; в непереносимости одежды; в неприятии ярких игрушек и т. д. Следует отметить, что неприятные впечатления у такого ребенка не только легко возникают, но и надолго фиксируются в его памяти.
Особенностьреакций на сенсорные впечатления проявляется у детей уже в первые месяцы жизни: при недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и ограничении разнообразного сенсорного контакта с ним наблюдается выраженная «захваченность», «очарованность» отдельными определенными впечатлениями (тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок стремится получать вновь и вновь. Часто отмечается очень длительный период увлечения каким-то одним впечатлением, которое через какое-то время сменяется другим, но столь же устойчивым (шуршание целлофановым пакетом, перелистывание страниц книги или журнала, игра с пальчиками, наблюдение за движением тени на стене и т. д.).
«Захваченность» ритмическими повторяющимися впечатлениями характерна для раннего возраста и в норме. В поведении ребенка до года доминируют «циркулирующие реакции», когда малыш повторяет многократно одни и те же действия ради воспроизведения определенного сенсорного эффекта,- стучит игрушкой, ложкой, прыгает, лепечет и т. д. Однако ребенок с благополучным аффективным развитием с удовольствием включает взрослого в свою активность.
Напротив- и это является принципиальным отличием,- при аутистическом типе развития ребенка близкому практически не удается подключиться к действиям, поглощающим ребенка.
Таким образом, если при нормальном эмоциональном развитии погружение ребенка в сенсорную стимуляцию и контакт с близким взрослым идут в одном направлении, причем доминирует второе, то в случае раннего нарушения этого развития сенсорные увлечения малыша начинают отгораживать его от взаимодействия с близкими и, как следствие, от развития и усложнения связей с окружающим миром.
Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации, реакций младенца.
• Одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является приспособление к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывают проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу.
• Другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца- фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. При признаках аутистического развития избегание взгляда в глаза либо его непродолжительность отмечаются достаточно рано.
• В норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие антиципрующей (предвосхищающей)позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. У многих аутичных детей эта поза является невыраженной, что свидетельствует об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках.
• Признаком благополучности аффективного развития ребенка считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. Однако качество ее может быть очень своеобразным. Улыбка может возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы и т. д.). У детей с РДА в раннем возрасте не возникает и не развивается или развивается с большим опозданием «комплекс оживления».
• В норме к 5-6 месяцам ребенок хорошо различает разные выражения лица близких ему людей. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека.
• Одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, является происходящее на определенном возрастном этапе выделении младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери, переживание разлуки с ней.
Варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития:
• Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне.
• Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию.
• Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже- после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7-8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, чем общение с близкими.
Трудности взаимодействия с окружающими, связанные с развитием форм обращения ребенка к взрослому.
• Обращения ребенка не носят дифференцированного характера, трудно догадаться, чего именно он росит, что его не удовлетворяет. Так, малыш может однообразно «мычать», подхныкивать, кричать, не используя указательного жеста и даже не направляя взгляд к желаемому объекту;
• В других случаях у детей формируется направленный взгляд и жест, но без попыток называния предмета, желания, без обращения взгляда к взрослому. В норме так себя ведет любой очень маленький ребенок, но в дальнейшем на этой основе у него появляется указательный жест. Характерно, что этого не происходит у аутичного ребенка- и на более поздних стадиях развития направленный взгляд и жест не трансформируется в показывание пальцем.
Трудности произвольной организации ребенка.
Эти проблемы становятся заметными по достижении ребенком годовалого возраста, а к его 2-2,5 годам осознаются родителями уже в полной мере. Однако признаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого проявляются уже гораздо раньше.Это может выражаться в следующем:
• Отсутствие, либо непостоянство отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя;
• Отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова;
• Невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие, а иногда- очень длительная задержка в формировании;
• Слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего сенсорного поля. При РДА «захваченность» сенсорным потоком, исходящим из окружающего мира, наблюдается гораздо раньше, чем при нормальном развитии и вступает в конкуренцию с ориентацией на близкого человека.
Таким образом, все перечисленные выше особенности отношений аутичного ребенка с окружающим миром в целом и с близкими людьми особенно свидетельствуют о нарушении развития способов организации активных отношений с миром и превалировании в его развитии уже с раннего возраста выраженной тенденции- перевеса стереотипной аутостимуляционной активности (извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов или собственного тела) над реально адаптивной (направленной на активное и гибкое приспособление к окружающему).
Эта характерная тенденция может проявляться в разных формах, что к моменту складывания аутистического синдрома отражается в виде определенного его варианта. Четыре таких основных варианта, описанных О. С. Никольской (1985, различаются по глубине и качеству аутизма, уровню адаптации ребенка к окружающему миру и по преобладющему типу аутостимуляционной активности.
Источник