Диагностические методики для диагностики познавательного развития ребенка
Комплекс диагностических методик для обследования познавательных процессов детей
от 3 до 7 лет
ЦЕЛЬ: выявление детей с низким уровнем развития познавательных процессов и оказания им помощи.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 3-х ЛЕТ.
Методы диагностики
• “Коврики” – восприятие цвета (см. 4г). Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлагают выбрать поочередно карточки – “коврики” называемых цветов. Достаточно назвать 2-3 карточки правильно.
• “Кружки” – выявление особенностей восприятия отношений предметов по величине. Ребенку предлагают 3 кружка одного цвета, но разные, просят выбрать “самый маленький” кружок и назвать его (“большой”, “маленький”).
• “Фигуры” – выявление особенностей восприятия формы предмета. Материал: 2 набора картонных геометрических фигур одинакового цвета – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.
Перед ребенком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают еще одну из своей пары ту, которая такая же, выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.д.
• “Конструирование по образцу” – определение особенностей развития пространственного восприятия и наглядно действенного мышления.
Материал: три детали разной формы из строительного набора в двух экземплярах.
Взрослый перед ребенком создает конструкцию из строительных деталей, затем просит его построить точно такую.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ.
Методы диагностики.
• Цветные коврики (цвет) – зрительное восприятие;
Материал: 6 цветных карточек. Ребенку предлагается выбрать поочередно карточки называемых цветов. Затем ребенок должен сам назвать цвет.
• Пирамида – выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями (величина, наглядно-действенное мышление).
Материал: детская пирамидка 5-7 элементов. Ребенку предъявляется разобранная пирамидка в случайном порядке, и просят собрать пирамидку.
• Коробка форм (форма) – пространственные отношения.
Материал: магический кубик с прорезами и объемными вкладышами: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник.
Ребенку предлагается поместить вкладыши в ящик.
• Тест для детей 4 лет на интеллектуальное развитие. (Шалаева Г. П.).
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-ти ЛЕТ.
Методы диагностики
• “Бусы” (цвет) – особенности восприятия цвета. Перед ребенком 9 кружков разного цвета. Он должен выложить их по мере названия, а потом и сам назвать цвета.
•”Назови фигуры”- исследование зрительного восприятия.
Зрительное восприятие детей определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение материала, считываемого с доски, а так же с учебника и других пособий. Поэтому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия дошкольника.
Задание: Ребенку показываются таблички с изображением предметов.
Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»
Фигуры представлены по степени сложности.
Оценка результатов:
Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок правильно нашел и назвал все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или допустил 1-2 ошибки (1 уровень).
Задание считается выполненным, оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень)., оценивается знаком «плюс» (+), если ребенок допустил 3-4 ошибки (2-й уровень). Задание считается
невыполненным, оценивается знаком «минус» (-), если ребенок допустил 5 и более ошибок (3-й уровень).
Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.
• “Включение в ряд” (величина) – умение устанавливать отношение между предметами по величине. Материал: 7-10 мисочек разных по величине. Инструкция: “Ты закроешь глаза, а я выну одну из мисочек. Когда ты откроешь глаза, найди ее место и поставь снова в ряд”.
• “Разрезные картинки” (зрительный синтез) – объединение элементов в зрительный образ. Материалы: картинки, состояние из нескольких частей. (2 до 6). Инструкция: “Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?” Картинки предъявляют до 6-ти составной.
• Дорисовывание фигур (воображение) – определение уровня развития воображения, способности создания, образы. Материалы: 10 карточек (А5), на каждой нарисована фигурка неопределенной формы, набор карандашей.
Инструкция: “Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. И должна получиться какая-нибудь картинка. Как называется картинка? Что это?”. Ответ записывается и дается следующий листок.
Оценка: КО (коэффициент оригинальности) – количество неповторяющихся изображений у ребенка и у всей группы детей.
Затем КО каждого ребенка сложить и разделить на количество детей в группе.
• Рыбка (наглядно образное мышление) – по В. В. Холмовской.
Материалы: набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку. Инструкция: “Построй из кубиков такую же рыбку”.
ОЦЕНКА:
Низ. уровень – не выполнение задания.
Ср. уровень – допускаются ошибки со сложными фигурами и элементами схемы (рот, плавник).
Выс. уровень – самостоятельное выполнение.
•Тесты на интеллектуальное развитие детей 5-ти лет (Соколова Ю.)
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 6-ти ЛЕТ.
Методы диагностики.
• “Дорисовывание фигур” – воображение. Проводится так же, как с детьми 5 лет.
• “Эталоны” – восприятие. (по О. М. Дьяченко). Проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Эталоны – особенности овладения действиями отношения свойств предметов к заданным эталонам.
Материалы: тетрадь из восьми листов, на каждом из них расположены восемь картинок, изображающих различные предметы (пирамидку, сапог, грушу, собачку, кружку, матрешку, лампочку, гриб, неваляшку, морковь, щётку, машинку, желудь, корзинку, коляску, гитару). Под картинками изображена фигура – эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.
Инструкция: “Рассмотрим внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурки под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставь под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже на другую фигуру, ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех 8-ми страницах”.
“Внимательно смотри на фигурки под картинками”.
Правильное решение:
1 лист – ботинок, собака, машина, коляска;
2 лист – чашка, гриб, шапка, корзинка;
3 лист – груша, лампочка, матрешка, гитара;
4 лист – пирамидка, кукла, морковь, желудь.
Оценка результатов.
Максимальный балл по всем восьми страницам – 48 очков. За каждую правильно отмеченную картинку – 3 балла. За неверно отмеченную – 1 штрафной балл. Реальный балл будет равен: правильные баллы минус штрафные.
• “Классификация по заданному принципу” (проводится индивидуально с каждым ребенком) – логическое мышление (автор Е. Л. Агаева)
Материал: 2 комплекта предметных картинок (по 6 штук). Две карточки – с условными обозначениями множества (например, три треугольника) и единицы (один треугольник).
Инструкция: посмотри эти картинки можно разделить на 2 группы: одни картинки подходят к этой картинке (множество), а другие – к этой (показывает карточку с условными обозначениями единицы). Разложи картинки на две группы.
• “Рыбка” – проводится индивидуально с каждым ребенком (так же как с детьми 5 лет). Уровень развития наглядно образного мышления.
• “10 слов” (по А. Р. Лурия) – особенности памяти, выявление органических поражений мозга, а так же других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, неустойчивости внимания).
Инструкция: называется 10 слов, дом, лес, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. «Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь».
Задание дается в несколько этапов. «Сейчас я снова прочту, те же слова и ты опять должен повторить их: те, которые ты называл, и те, которые еще запомнишь». Опыт повторяют 3, 4, 5 и более раз, пока ребенок не назовет все слова. Проверка памяти должна проводиться в тишине, не должно быть никаких посторонних звуков.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 7-ми ЛЕТ.
Методы диагностики.
• “Эталоны” – восприятие (по О. М. Дьяченко). Смотреть в обследовании детей 6 лет.
• “Систематизация” – логическое мышление – проводится одновременно с 6-ю, 10-ю детьми. Автор Н. Б. Венгер. Выявляется уровень развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по величине и форме.
Материал: тетрадь из 9-ти страниц, на каждой квадратная таблица из 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний – убывающими по величине кругами; левая колонка заполнена геометрическими фигурками: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры самые крупные), правая колонка заполнена теме же фигурками, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены (см. рисунок).
Оценка результатов:
За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение задания – 24.
• “Схематизация” – наглядно образное мышление. Проводится с 6-10 детьми. Автор Р. И. Бардина.
Цель: выявления уровня развития наглядно-образного мышления.
Материалы: тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветвлёнными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Первые две страницы содержат вводные задачи, а остальные- основные (с1 по 10).
Инструкция:
1. Для одной вводной задачи. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти этот домик, надо смотреть для этого на «письмо». В «письме» нарисовано, то что надо идти от травки, мимо елок, а потом мимо грибка, тогда найдете домик».
2. Для второй вводной задачи. «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти нужный домик по «письму». Но «письмо» здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону».
3. К задачи 1 и 2. В «письме» нарисовано, как надо идти, в какую сторону повернуть. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и отметьте его».
4. К задачам 3 и 4. «Посмотрите на «письмо». Надо идти от травки, сначала мимо (перечисляются ориентиры). Найдите нужный домик».
5. К задачи 5-6. «Будьте очень внимательны. Смотрите на «письмо», отметьте на полянке нужный домик.
6. К задачам 7-10. «Смотрите на «письмо», в нем нарисовано, как нужно идти, около каждого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте очень внимательны – отыщите нужный домик и отметьте его.
Инструкция: Перед вводной задачей детям говорят:
«Рассмотрите внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место свою клеточку (дети рассматривают таблицу). А теперь давайте рассмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, в которых их нужно поставить, отмечены крестиками (см. рисунок).
Посмотрите внимательно, для каждой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».
После выполнение вводного задания, дается инструкция к основным заданиям: «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки.
Найдите их места в таблице и отметьте те клеточки, куда их надо поставить. На каждом листочке у вас будет отмечено по три клеточки».
Источник
Диагностические методики для изучения познавательных процессов детей дошкольного возраста
Методика исследования мышления детей 5 – 6 лет. “Времена года”
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 6 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов | – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам). |
8-9 баллов | – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. |
6-7 баллов | – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. |
4-5 баллов | – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. |
0-3 балла | – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать). |
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий
Диагностика внимания
- Отыскивание чисел по таблицам Шульте
Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают цифры. Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.
Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух. Время выполнения заданий регистрируется.
Для детей 8-9 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу.
21 | 12 | 7 | 1 | 20 | ||||||
6 | 15 | 17 | 3 | 18 | ||||||
19 | 4 | 8 | 25 | 13 | ||||||
24 | 2 | 22 | 10 | 5 | ||||||
9 | 14 | 11 | 23 | 16 | ||||||
14 | 18 | 7 | 24 | 21 | ||||||
22 | 1 | 10 | 9 | 6 | ||||||
16 | 5 | 8 | 20 | 11 | ||||||
23 | 2 | 25 | 3 | 15 | ||||||
19 | 13 | 17 | 12 | 4 | ||||||
9 | 5 | 11 | 23 | 20 | ||||||
14 | 25 | 17 | 19 | 13 | ||||||
3 | 21 | 7 | 16 | 1 | ||||||
18 | 12 | 6 | 24 | 4 | ||||||
8 | 15 | 10 | 2 | 22 |
22 | 25 | 7 | 21 | 11 |
6 | 2 | 10 | 3 | 23 |
17 | 12 | 1 | 5 | 18 |
1 | 15 | 20 | 9 | 24 |
19 | 13 | 4 | 14 | 8 |
5 | 14 | 12 | 23 | 2 |
16 | 25 | 7 | 24 | 13 |
11 | 3 | 20 | 4 | 18 |
8 | 10 | 19 | 22 | 1 |
21 | 15 | 9 | 17 | 6 |
- Корректурная проба
С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем переключение и распределения внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.
ж ф с я а б ц у и к е н г ш щ з х ф м о
ы в а и р о о л д ж з я ч м и т ь с т в
о б ю е а в ы р е н о л б ж д л о р у к
ц у к е н г ш щ з х ф ы в а п р о л д ж
я ч с м и т ь б ю э ж д л о р п а в в ы
е а е ы ф я ч с м и т б ю ф ы в а к й ц
э л д ж э ц у к е н г ш щ н е к ц ф у к
и м с ч я а х о х р з х о щ н е к у ы в
ц к э д ж л о н с а в и ф ю в м б ю и м
е к у ц з щ ш г н е к у ц и м с ч ю т и
ф ы в а п р о л д ж з щ ш г н е к у н г
ж д л о р п ф ы в а п р о л д ж ю б и м
ф ы в к у ц е н г ш щ л о р п и т м с ч
р п а о л д и м с ч и т б л о д ш е н г
а п р о н е г к у в а п л д ж и т б м с
п а е к н г о л п д ж ш н г к у в м с и
э л д ш г н щ у к е н д о р г с и т п р
к у е н г ш л о р д ж в а п р н д и т в
в а п р н г о л д и т ж з х к у п р н е
с и т р н г ц е ы в с и м п р о н е г б
Инструкция: По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.
Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация – по количеству сделанных ошибок (5 ошибок и менее).
Работоспособность учащихся можно определить по формуле:
2
Работоспособность = (количество строк)
количество ошибок
Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.
Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р» , на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч».
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:
Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных
Общее количество просмотренных строк
Модифицированная методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, направленная на изучение восприятия цвета.
Условия проведения исследования: индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста; состоит из 4 серий, каждая серия включает 3 подсерии (основные, дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов) ; интервал между сериями один день.
Представим описание данной методики.
Цель методики: выявление сформированности восприятия цвета у старших дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.
Первая серия: выбор цвета по наглядному образцу.
Процедура проведения: перед ребенком ставятся коробочки, окрашенные в основные дополнительные цвета и оттенки некоторых цветов, дается набор кружков таких же цветов и оттенков (по 5 штук каждого цвета) .
Инструкция: разложи кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом, цвет называть не надо.
Вторая серия: размещение цвета по наглядному образцу.
Процедура проведения: ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета, карту-образец и пустую карту.
Инструкция: разложи кружки на пустой карте так же, как на образце.
Третья серия: выбор цвета при назывании его взрослым.
Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.
Инструкция: я буду называть тебе цвет, а ты найди кружочек такого же и покажи мне.
Четвертая серия: самостоятельное называние цвета.
Процедура проведения: ребенку дают 18 кружков разного цвета.
Инструкция: назови цвета каждого кружка. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.
Критерии оценки:
– выбор и размещение цвета по наглядному образцу;
– выбор цвета при самостоятельном назывании и назывании его взрослым.
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за все задания 72, за одно задание 18. Мы определили уровни сформированности восприятия цвета в соответствии с количеством набранных баллов: 0-15 баллов – низкий уровень, 16-17 баллов – средний, 18 баллов – высокий.
Взяв за основу выделенные критерии, мы гипотетически определили и описали следующие уровни:
I уровень (высокий) : размещает цвета по наглядному образцу, группирует предметы по цвету, находит цвет по называнию его взрослым, самостоятельно называет цвет. Задания выполняет самостоятельно и правильно – 18 баллов.
II уровень (средний) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога, испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Задания выполняет с незначительной помощью педагога – 16-17 баллов.
III уровень (низкий) : начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога, испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым, не называет цвета. Задания выполняет с помощью педагога или отказывается от выполнения – 0-15 баллов.
Мы полагаем, что данная методика позволит нам детально выявить особенности сформированности зрительного восприятия цвета у дошкольников с сохранным и нарушенным зрением.
Методика . «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера).
Цель: использование методики Д.Векслера позволяет исследовать зрительную память детей дошкольного возраста.
Оборудование: четыре карточки, с изображением разных фигур, размер каждой 20х30.(Приложения 2; 3)
Ход работы: ребенка усаживаете за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый листок бумаги и карандаш или ручку. Ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен воспроизвести ее на чистом листе бумаги.
Инструкция ребенку: «Сейчас на некоторое время я покажу тебе картинку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. После того, как я уберу картинку, ты можешь начинать рисовать»
Анализ результатов:
Подсчитать количество баллов по каждому рисунку.[20]
Фигура А:
- две перекрещенные линии и два флажка – 1 балл;
- правильно расположенные флажки – 1 балл;
- правильный угол пересечения линий – 1 балл;
Максимальная оценка этого задания – 3 балла.
Фигура Б:
- большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями – 1 балл;
- четыре маленьких квадрата в большом .- 1 балл;
- две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата – 1 балл;
- четыре точки в квадратах – 1 балл;
- точность в пропорциях – 1 балл;
Максимальная оценка этого задания – 5 баллов.
Фигура В:
- большой прямоугольник с маленьким в нем – 1 балл;
- все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника – 1 балл;
- маленький прямоугольник точно размещен в большом – 1 балл.
Максимальная оценка – 3 балла.
Фигура Г:
- открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю – 1 балл;
- центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно – 1 балл;
- фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла – 1 балл.
Максимальная оценка – 3 балла.
Вывод: максимальный результат – 14 баллов.
Результаты:
10 – 14 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти;
9 – 6 баллов – средний уровень развития зрительной памяти;
5 – 0 баллов – низкий уровень развития зрительной памяти.
Методика «Назови животного и его детеныша».
Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.
Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.
Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш – котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»
Методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта»
(Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств
– видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест – фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
2. Порядок исследования.
Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Приложение 1(табл.1,2)
Анализ результатов.
Все работы детей можно поделить на 4 группы.
1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.
2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.
3 группа – оригинальные изображения в одном случае.
4 группа – нет оригинальных изображений.
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек.
Второй этап – формирующий.
Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски.
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.
Приложение 2(табл. 3)
Анализ результатов:
1 человек – 4 названия 7%
3 человека – по 3 названия 20%
5 человек – по 2 названия 33%
6 человек – по 1 названию 40%
Модифицированный тест Роршаха.
Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом.
В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
Приложение 2(табл.4,)
Вывод: Два ребенка нашли сходство с тремя объектами, Остальные дети хуже справились с заданием.
Источник