Диагностические критерии развития ребенка

Диагностические критерии развития ребенка thumbnail

Часто на психолого-педагогических комиссиях логопеду приходится сталкиваться с проблемными детьми, имеющими не толко речевые нарушения, но и задержку психофизического развития или умственную отсталось. Чтобы отграничить речевых детей от детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо помнить о критериях психолого-педагогической диагностики. Я привожу их, опираясь на материал лекции профессора кафедры олигофренопедагогики МПГУ, Забрамной Софьи Давыдовны.

Итак, каковы критерии оценки интеллектуального развития ребёнка, испытывающего те или иные проблемы в процессе начального школьного обучения или же ребёнка-дошкольника, в чьей готовности к школе у взрослых возникают сомнения.

1. Эмоциональная реакция ребёнка на сам факт обследования: напряжён или нет, ведёт себя очень свободно, лезет обниматься или плачет, кричит ещё за дверью;

При волнении, боязни, но подчинении поведение адекватное. Опосредованно это говорит об интеллекте.

Фамильярное поведение может показать человека с низким интеллектом.

При нежелании ребёнка вступать в контакт выводы делать рано, просто зафиксировать это для себя. Может быть, он боится разлуки с матерью, может быть, думает, что идёт на неприятную процедуру. Если эта реакция сильна и часто повторяется, нужно посоветовать проконсультироваться у психиатра.

2. Понимание инструкции и цели задания.

Можно в начале, не поворачивая головы, сказать: «Закрой дверь». Если не понял, то дать инструкцию с показом рукой. Если и это не помогло, то даётся наглядно-действенная инструкция (сделать самому вместе с ребёнком).

3. Характер деятельности.

Тут смотрим несколько показателей: целенаправленность, навык самоконтроля, степень использования помощи (мимика, жест, замечание «внимательней», либо организующие меры помощи), наличие и стойкость интереса к заданию, характер волевых усилий.

Дается задание «Посторой заборчик из красных (К) и белых (Б) палочек». Сначала строим последовательность КБКБКБ, затем КББКББКББ

КБКБКБ

Нормальные дети с 4 лет выполнят это задание самостоятельно.

Умственно-отсталые дети 5,5 – 6 лет, если с ними работают в детском саду, тоже понимают это задание, но им необходима помощь, дополнительная инструкция)

Дети с глубокой умственной отсталостью (имбецилы) способны справиться с этим заданием к 9-10 годам, но при постоянной помощи.

КББКББ

Нормальные дети с 5 лет справляются с этим заданием сами, но некоторые могут соскальзывать на предыдущее задание, это говорит о недоразвитии произвольной деятельности, навыков самоконтроля.

Умственно-отсталые дети (дебилы) не могут самостоятельно в 7 лет выполнить это задание, нужна постоянная направляющая помощь.

Имбецилам это задание не предлагают.

При отграничении задержки психического развития (ЗПР) от нормы даётся сочетание двух заданий: КБКББКБКББ.

Нормальный ребёнок в 7-9 лет выполняет его самостоятельно. Это говорит о сформированной произвольной деятельности и готовности к школьному обучению

Дети с ЗПР испытывают большие трудности и , как правило, его не выполняют, так как теряют в процессе работы контроль.

Также педагог смотрит на:

4. Наличие и стойкость интереса к заданию.

5. Характер волевых усилий. Даёт ли ребёнок волевое напряжение, если работа уже надоела, закончит ли он работу.

6. Способность переноса способа действия на аналогичное задание.

Этот критери можно наглядно проследит ь с помощью методики обучающего эксперимента (по Ивановой).

Суть методики: имеется 24 карты с разными цветными геометрическими фигурами (круг, квадрат, овал, треугольник в 6 цветовых вариациях). Ребёнку предлагается продолжить раскладывание карточек по форме фигур, ребёнок раскладывает таким образом 24 карты.

Затем педагог начинет раскладывать карты по цвету фигур , предлагая продолжить то же самое ребёнку, и обращает внимание на его реакцию, насколько быстро тот перестроился на новый признак.

Потом предлагаются другие фигурки, например, карточки со звёздочками, сердечками, цветочками, мишками.

Нормальный ребёнок может уже без инструкции всё сделать сам.

7. Оценка своей работы, критичность.

Ребёнок с умственной отсталостью на вопрос «Ты всё сделал хорошо?» отвечает с улыбкой, не понимая – «Да, всё хорошо».

Ребёнок с ЗПР может и не ответить, но молчит с огорчённым лицом. То есть, чем выше интелект, тем выраженнее реакция.

Источник

‹çѳ’ L@韺RÈ®à @?”t£’Ud$Zç˜I¾”É1v+é(6hÍ@èâXJ:âƳ-ÂZ­ S½9P£?âwÿTÖ’úc­EmÜùç[RvV¦lÕnÜ9%o¨Ù92í¿~ ×¾ê”ÕzwÛÅ5®úò]ªõ•Æ½É)3zÃS€ý,®¤v‹Õ¡Eh!+âß&kë´ ØºêJ¡¼ÞÎÛŽ¹Þ#0»6(ZRš¼‡Þ†ëc[¸9HÕ Ÿäs;_.ʼ”F‰â”äÒŸÀ•²‹E·%/«j(¹ç/V]‹¿æàëI-íì UðG®Æ-ŽøfÞ@ŽÔ«ë®S:êciá»·×’i”À¼±zvf-ßÃöMIêG:60ókÜKbUOšþÆéøÚ “[ÐüoÜOæ†êsâbdõ~)Î>§¤4^`;9WëÙÔ?”žÇ•iJjѺþ¡÷VI|”÷­’b·HXÇE~©ýWbĪn˜ûÕ2A̤p4ßÁ£¹ÿ™Ô·½¡×ÙÏѺãÑ©÷’zT&> I-Ý4″ûÀĚNJò˜«ÿèêˆ:%óôºDëe‹R¨¿î^÷©ûƒR]ÈW²à}r}ì÷îݪryJXZãÂÒ/ÇdøÞnQ©oç­»²ëâC§î’ÚíØMr^q}R…³lìHžÖ€.’Z»Û®^’KৰÝ,¬R 5¤QýÁûVÓl™ü›†~žM’ ³nô0pýíFÆ¥,#ô:èW8,¹Væ ‘¯:’ž’zãè_â•nç¬4FW ±kÅGÅßó²î9$Æ(¶XÏØÃážé…͹sC²Ø[R3,’0’*’ $½ÎòcG¬ÆŠ*í_=cS%Ùu3rÀ ÍÒè / `±ôYwª” ™ÒÎÖÀì‡~ßö›Âœ’ž‹D-õN…qESÌ£âdƒb™fÑþµ¼ˆ=¬¶­Nö¢qì:©I6AçŒFoZÈ Q=‰ìûcÞ-wã­ž ,ý{ªßK£¾±ôôbZCo¸¦1¢nxË·yáDw¯³O‹òÑ¢ 30DøJ BmWébÑWÕ«»®ÏÃ=ìO+•­¡{öÞkS{?•¨´’…[}Ò L‹³¼¬EŸ}:¾´]™ß]w«ìèù¬-¥ÑGNK¹èö+1…ÙYÈÉÚ*Yé£[Wè‡Ý77¾Gñ/¢´ø¤+™¹4ÛDÒÙå¢ Á9j¾ØÌwðJÐíÕ0™«kÚ9?YÀiV2÷Ò(B¬€¾›iR©”‡É×FÂb¡Úu¸”×›”¯ Énx&Ñ”ØåvÄî£;Ñ5$7ŸäµŒˆ%0sèAALlE&œŽÂl|,Úâ¡ÒUVV,ZUW©ÛJiû#YÿÑ “Í)KúY|Iõ*Äà’´Lk˜ìÝ!5’ŠÓsyH?mò0)¼ßÜ#ϳåb¢Vœòºl_Tédmù$W4½G^XŒÑ «{bHÖFl÷>ÜhQ”ÂtSAêhëO˜¬”K½3{a€9H~+Îu¸ßÇ ú;wðÚèÖ|bÛÉý¥xHbˆëDÃ%’Ž…u¶®€Õ/©%èÉfA²Âm(ðÃíš´9¨”uœâ¢X¼Ï†•¢áM.±µ$wÃûu¡ª¶Lkƒh kXŸÇª•5÷:”XŲƒ/6¯0ꉀCõT€SrªÉÀaà]Á+7àÃ…ŒÈOŸ±D$íÙd’tüY8ÚÆzŠpºÀiéÎnDÇ´Ó:Öæ.L’:fϵìX¢‡’¹ŸèØ&KLáHŽ†äÔ²£AF$gg’ìÇ’ÇÂÁÏr1+D*lv‡Ÿ’•Iðý¥2 Åi©Püq]A¡w&ÏYÑieL>Æ£þï¦ÂJÇQxË|eõñÍ[VÃbI«‰³J”çyµOçHðÙ¬þHÚ9üép˜ÍÓ”GðîÁŒÎÂCZÃk6ņTH¸Õ>}¸i3ªœ»ïî|²µXMÇ8,Mz¿®GÞêšÿ!ùoð†´ 6®ñÖÅﻂ Š$›ÑE-]ü’ÃØì’KªDñVy6’ܯÚp-.ÿöísœ%çÅÇ{“ðÎÅ4¶%aÇÔç†.3aAÖŸð”6¾õ×wKÕCï”du&ÙDRI•ûW¦¨Ëª™¼•À å¡?Ij¿]‡;JwÄÄŸ B©w†jìrñ’þ»;46‹D:ìráA½ÎšàA¿ÏaÒ{îöxØ_·± Õ}P¹Ù#c5m>FCÓ6¹Dìqüýk¡Yxͪ-¦@`~ûu©­P 9+®º²ÒÖ¦¶ƒv>©2ßq-x½ÓxŸhùìÖÅ×=ïü”J«z™a”‘1‰àáõgUjG9Ñâ55ßݹ/éÄàQŽC·”å}êà»®x¨²lñ>1v^RìѺw_åd¶e-À4ðžõ’Í£-ÑÂÃz¨sˆ*C÷6FW;·Åà·ÊFÅ){n”H²0¼´­id_±ÌŸ¾¼»DgF‡þÓèp®3 b×t¼ÌÅ!?ýˆœû`‡2ì-ƒ‡Ÿ@W‡¹8d-T4Wª8d¿ÕÈ/Ò5oËÇòòºZ8DFxɧO]$*Ìî»SwhÁ=QG4ïUøssG÷Ù”¸†àI3ãr’D늴°=‡qzê4•îA€sK³AƒèÃlÃÅÐÒˆöHÛnåÉÕƒñôÅÃY?уÒO‹ºLÂ8HÐ ¬Ë0™žm~’ ã÷3˜˜=×tö¯i?àP

á«øPx%¼”½;rVéÌDS9″€ï™¨ÈÁø‹fâ6Ïã·”’‰G©™z9‰Ï狦¤øçlüá{©§­ÀJ=õÂvHHHÈ°Äç+’¬àj¥Ù^hÔÎÌä”A’™h”îé;”]ó ùddÌÈPäj‹ÕF;Êéɸ…’…mSh (§Iv’ršQ¾E`¦³xÇ-·OªÈs«ØŽÓka,Ïè‹YfFsæ…·ROª³`DE&웫f(ðWB8Õ™g˜2…®œ’Ä3÷™”ÓB˜ |š¹¹x,d*Îdÿ¼fôʬó`®H&ÜYÆ’°f%›ús›u~~ŸÓü¼1[¨~bR•aÁƒ#:j€r61›a‹ÅÓä¦åãmŽó_FÆqäÄ›9eÙþÓ’Â,GÉÄLÊg¥k9o$3›1Û?Eiš™;ÍÓ7.ð0Êb½iõM-˜ÑõgД9Z~8ãYbÌB1yÞa«ØŽ™”ðÿ¿ ÿá¿ Çÿˆ 8ŒÃøù!Z Xˆì …üù{ð ^á?Tq |Mºß6üÖ¾¹”‘ˆ}_’à‹Œ€/MéäwàxQ!¸$¥;-‘I à[¤Ïñ,#¸N´Áµw`Bö[`|v”…@ `7 1øBþTÂæÝC”€ó@j€¡’Wà©»¾2Üq_k`¯€´±Ðâüü)€±ù’,»ý.xˆFQ §à§V0.5IÉù€¿)WÃÏ…ÿ0 /&»‹ endstream endobj 52522 0 obj >/Filter/FlateDecode/Index[901 51598]/Length 877/Size 52499/Type/XRef/W[1 2 1]>>stream hÞìÓA !CÁö;]axEá¸a.O@’é-IRy(]6`.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sæ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0g.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sæ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0g.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sæ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0gnæ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…9sC0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.̙ۀ¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì™sa.Ì…¹0æ˜sa.Ìå:eîç˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0g.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sæ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0g.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sæ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0gnæ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…9sC0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.̙ۀ¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì™sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æÂœ¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì™sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æÂœ¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì™sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æÂœ¹!˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æÌ Á˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0gnæ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.‡”¹Ÿsa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æÂœ¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì™sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æÂœ¹0æ˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì™sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æÂœ¹!˜sa.Ì…¹0æ˜sa.Ì…¹0æÌ Á˜sù]¶ Çi™ endstream endobj 52500 0 obj >/data 899 0 R/Pages 869 0 R/StructTreeRoot 901 0 R/Type/Catalog/ViewerPreferences>>> endobj 52501 0 obj >/ExtGe>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]>>/Rotate 0/StructParents 2/TrimBox[21.0 21.0 616.276 862.89]/Type/Page>> endobj 52502 0 obj > endobj 52503 0 obj > endobj 52504 0 obj [52516 0 R] endobj 52505 0 obj >stream H‰•Íjã0…÷~ -ÛE‰¯t%¹ù…,æ‡é̤¶Ò Lœà¤‹¼ý8úD ´ðq-ûœ#ûh²Ü®¶ýáj&?‡Sû’®fè»!]NïC›Ìkz;ô•XÓÚk¡ü¿=îÎÕdür»ÓqÛïOÕtj&¿Æáå:ÜÌü;½¦ÇjòcèÒpèßÌßåË£™¼¼ŸÏÿÒ1õWS›ÙÌti?ÞèÛîü}wLf’-=m»q~¸ÞžÆ5ŸWü¾”±™1í©K-ó®MîKÕ´33ÝŒ¿Y•úîËêšu¯ûöïnÈ×»ñúº¶õ,”‡,Ô@Z@ ´”ž¡5´€6Ð2″ÔÐ h Yh¡Å¡Eee EH!T;TË3 9!9 ŽŽdÍ!ü¹ìÏÊÝŸ½Ë­+Ïð`Q­¨¶¨VT[TkY‡jEµEµ¢Ú¢ZQmQ­YµÍdï7«ˆ{¤ì’c”=r8ò8r8ò8r8ò8r8ò8rxðèT².°NYX§$r¢ù.*¼J!2›3+÷$‰Ð0[0C§’Kxf¶dæ ¤Ðb””Â’Ù†Yvd3YjO’!'( ï™’Ï°f&ÌØ1ÏÛ6̳9¤Ðò;æI0âR)OPy^•”ß»x´’_¿xR²å ¤dIÉ”Í žx#%àݲG·´†±Õ4ƒTÓPM3H@5Í Õ¥û>/÷Ä=!¥’ßÃœä iéÈ°°¹™K[÷¥…Ë”ª’Ȧ;^ÀH`ŽÀ”9‹F I$0%°H`Zd¥$’ˆJ)E”Z”§%’ˆ¨(‰DDEICDT”4DD)ICD”‘4″B)Iƒ[JIÜRJÒà-R’·”‘4¸UÜ6¸½WÔg´÷ãoÃx¬æ£

Источник

Коррекционная работа с детьми с аутизмом

в психологическом центре Просвет.

Занятия с психологом, дефектологом, АВА-терапистом. Запись на консультацию

В. М. Башина на основании сравнительного клинического изучения детей с ранней детской шизофренией и с РДА показала высокую вариативность аутистических синдромов в детском возрасте в каждой из нозологических групп – от легких до тяжелых. Автор предлагает рассматривать ранний детский аутизм как диссоциированный дизонтогенез разной этиологии. В представленной ею классификации рассмотрены все виды раннего детского аутизма: конституционального, процессуального и органического, в связи с хромосомными аберрациями, психогениями и неуточненного генеза. По данным автора, основное ядро аутизма представлено состояниями шизофренического спектра, что составляет около 79%. В. М. Башина подчеркивает асинхронный тип задержки развития при РДА, что проявляется в нарушении иерархии психического, речевого, моторного и эмоционального созревания ребенка [Башина, 1999].

Как отмечалось нами выше, в связи с принятием в нашей стране Международной классификации болезней 10-го пересмотра ранний детский аутизм был выведен из рубрики психозов, специфичных для детского возраста, и в настоящий момент относится к числу так называемых первазивных общих расстройств развития. В МКБ-10 детский аутизм под шифром F84.0 рассматривается как «общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до трех лет и аномальным функционированием во всех трех сферах: социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройства развиваются в 3-4 раза чаще, чем у девочек. (…) Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагносцироваться во всех возрастных группах» [МКБ-10,1994, с. 248].

В настоящее время исследователи в целом разделяют представление о существовании двух основных вариантов аутизма: классического аутизма Каннера и отличного от него аутистического состояния, происхождение и клинические проявления которого могут разниться. Согласно диагностической схеме Международной классификации болезней 10-го пересмотра, оба аутистических синдрома (ранний детский аутизм, или синдром Каннера, и аутистические расстройства личности, или синдром Аспергера) относятся к глубинным расстройствам психического развития, которые характеризуются поведенческими нарушениями и являются психопатологическими синдромами.

В таблице 2 представлены диагностические критерии раннего детского аутизма (F84.0).

Таблица 2 Диагностические критерии РДА (F84.0) по МКБ-10

1. Аномалии развития выявляются в возрасте до 3 лет. Наблюдаются качественные нарушения социального взаимодействия. Искажение развития появляется как минимум в одной из следующих областей
Рецептивная или экспрессивная речь, её использование в социальных коммуникацияхРазвитие избирательных социальных контактов или реципрокных социальных взаимодействийФункциональные или символические игры
2. Качественные нарушения социальных взаимодействий, по меньше мере в одной из сфер
Неспособность использовать зрительный контакт, мимику, положения тела, жестикуляцию для регулирования социального взаимодействияНеспособность устанавливать отношения со сверстниками, связанное с общими интересами, занятиями, чувствамиНедостаток социально-эмоциональной взаимности (искаженные или девиантные реакции на эмоции других, недостаток поведенческих манипуляций соответственно контексту или неустойчивая интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения)Недостаточность спонтанного разделения радости, интересов или деятельности с другими
3. Качественное нарушение коммуникации, по крайней мере в одной из областей
Нарушение развития экспрессивной речи без компенсации с помощью жестов и мимикиОтносительная неспособность вступать или поддерживать вербальный контакт с взаимным коммуникативным обменомНедостаток спонтанных ролевых или социально-имитационных игр
4. Ограниченность, построение и стереотипность поведения, деятельности и интересов, по крайней мере в одной из областей
Всепоглощающая деятельность, связанная со стереотипными и ограниченными интересами, которые по содержанию и основными аспектами отличаются патологической или необычной интенсивностью и ограниченностьюНавязчивая склонность к специфическим нефункциональным действиям и ритуаламСтереотипные и повторяющиеся манерные движения руками и пальцами, сгибание их или сложные движения теломПолное погружение в мир предметов или вещей, не предназначенных для игр (таких как запах, поверхность, шум, вибрация)

Итак, по МКБ-10 ранний детский аутизм (синдром Каннера) проявляется уже на третьем году жизни и характеризуется функциональными ограничениями в трех основных областях: социальном взаимодействии, коммуникативном поведении и мотивационной сфере. У ребёнка наблюдается стереотипный тип поведения, выраженные поведенческие нарушения в форме фобий, немотивированных приступов ярости, агрессии, самоповреждения. Кроме этих типичных симптомов, которые с возрастом могут изменяться, у детей с аутизмом отчетливо наблюдаются следующие особенности:

• чрезвычайно большие отличия в уровне интеллектуального развития;

• специфические особенности в развитии сенсорной сферы;

• характерные нарушения речи (искаженное речевое развитие, эхолалии, аграмматизмы, речевой мутизм и пр.);

• нарушения моторного развития (задержка психомоторного развития, двигательные стереотипии, ходьба на цыпочках);

• более или менее выраженные страхи, особенно в новой обстановке.

Классификации аутизма – предыдущая | следующая – Дифференциальная диагностика РДА от шизофрении

оглавление

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Источник

GKÐã€ïMG~uG«Õ=f¿#ѧì…3‰Ì]^háÚ2Â;’ýnšÁjûýBuÈû¦0T¥+ úŸ*ê/Wº}ø´^z™ñ@hžàGã¼Ä› ;dÒŠŒ%ö8ÖHyÙ-x'[Öw”T”zý0CÈ”+KY{ö¶Åtc%Ô]Ù½VWa!¯‹@# ¶ºC#‰]‹yO’Ý*?ÅxLU$PÍÒ¶j½[‘ŒwÉŽÇy÷ò림«”õ)ÓirmDžXÑt×™{HÞ,¡Å!.ÅÂ;QÈ{L†Z‹óÛ†ƒ1sŽÔÅ›HãÑ)ÊÑ´¨ÊŽØ¨m@Ôî^PH’ñÔ$ )§#/«” ÕªZ2Š÷1™š§3-߉ÆÜ”w*ŽÝg´ëôƒ9o’Ô,õW”UöymûÏ`íÛ-.ƒ«˜¨ü®ª¨?kž²¿¡êÏnTk-ÄÂNnˆ¾Rk/F~Œ­Ø¬Å¨‰b”Ÿä’ Ò@;ÔãÑb1èÞþšH”K7™lZ;#¼îb’˜ŽÊξ3″SÒqEw¾º@4in½#PDH³nKf¹Õx`ˆ!ëyxlÁÛ¹µEK4r)Ó Â]EdÊ7ù^A >n-¢ŠUØDÃ|@Éà±ç¦†P”æs®£&Ç@;g’6¢HØ ¾î6Š¬×U/Á¼»-ÝlÜ­£|uª[yDE+°ö¡Ô•#¶”uáÝ…WªFŘçÚÇhÁþ…*ÑïØÉq³ùi·jò*[9’tŠö¬v«aë?P k ³”X ž70U% , Ù¥u¨jÂGlHsÙí{=ÔÅxkQÆ”pKÏy^® sªò»~ÜßuÅ-»ýqï9+Ö¡=”H+¸áR””òn]_·‹L­Ügìˆ)ëÐ-çÛ%öçk¬ùzKnå·õã /»EÊô‰˜6ÓÏÑE¢êé†U×¹-×̃¯-ÊÅšbõñ|9mçšöN.#»LðRótâØî›uÇŽ]bÅ[ÞûáËn®`ÆB5Åx:]öŸæ¢xÞÁWÒû3>âÅã|Ñ;xþíxÙ=Úg-#>cÅå‹ŒóÏçÝùü²Ãm¢Éʦ8>á«.ð[òl§=9O÷ùøú’;Køþp±#h¢ÒÅos^ǯûÙÒ¤­§=ÝŒx^ì’#û@Î’«º¬½v’¨fÅiþÞÇ«Ñ(/kìÂç# Ë#-?g•åÿ9ïÏ0N¥Üb ï_Ž»ç”æåf4Û>@!Nû°¯‹þ³?,CH¶rË_v/øeUi cpÿôÓa®* í‰0PyÜoñVñ|8žIŠý’œßÑU6^×XÂXØHVi§vV`q{Ák$ô± #Z¥gpF’ü»-¿ãiࡹ1üèi$ŠFù üßû¥îM`æãÖ+¦ÏЯ_öDÏ}¿¿ØA#û-ØÓ¥²ïçuËáëñ|ÞãüÏ~irƼi;³vßök§ûi°µ)•ïM¯Zãe‹*mšâÕ[†¨üöë’¬Š@馵 V1xöqxt”qùG|l!o zO$¼VüÜó×××ãébç†î:(Õ>÷Þ”;Á·OÇÄ:û> ?¾l÷nªòx l+Ôþœ 7Îb¹ß’§9ðð ×V¢…(¸”6º¬‡A0Hëi­Ñ`ÐBpàjHVh{Ù>yºi¬³S”SÁuVïè’rÞ=ùÎ |5ŽÃ¤3I†:Ý£ÛËÚï¿” g´_&-óvt‹·l×/¤]$úã) ×¥d§ã××óŒn‡=Ͷ ï‡ãéy}ž=¶ñìÅ¡æ’…8ƒ”Õ$å6ÎêîÐé”ܵ»Î+UŠðóÿ”ª•jw¥ é¸âj3ôDŒÅ- Å”-Ø&°ÛüohXÍJaŽ~´Ñ߯汮 «´ T5 ïñ¶xØ¥ÀâIºeD[wÑœäV¢¬º*kÓå©­¯ÙTqó9¾{饲 _Múä®[å/˜” ,×í¯ÚúÝÏ?×2ºŠo’G:ä±›’¢ìÙnr€;}Uâ{mÌVã¹Ëûí~Sü.îÒSë$Ëxwn¬)H¶::=Á5}­óÓIåpn°ÖïK(Ùyör‹Ðóî÷ ƒ #…N‰wš8gpQ ò›«ÓŸ Æ>îãº]VÄœ¸íáx›¢¿Ç”ÿ¡$UQÇ8M‡aSÅÇü.è2ÍðgHKgùÍЮgKHøßV%’~öKoð§¿ÅŸwTûœ¨ Ìû•²×éñÞºN¨Lã7t…§W,¥rÕÔ#P]ÔA`h[¢”áô­í °ÀzO# @h㌉·ä’õ±¼‡´Õ÷´•

m´™ ·{E ÛL¾3÷≘~-jR S;à%·…êm^wñ?Ù«1˪ö ·€#ŸnÞütôLô¬~|*ñ˜u[Œ#çörùKvùøãq¹ JGP›ZD?·ÉÅæ첒ܳÜÌõ¤ |I³5c•55Ë*wyÍÑ£¹VôÁÜ‹ÀÛŠ”ó.gY’>Ó9·ÏÒ=I[Á6…,!(n1XkV½p¸8€,iùÌ•Ôê!½ržGÇÓ÷`´´ÁbðÑiKwÊݵû$§ÌFæ­Rï”t¯˜¶*ôŸ”A…9M{‹:5t΋Å7‹èm›»D§v@dõ‹7′(ö’p®LR®‹¦Ôˆ2 tF*½(Ǽ I­'””Üæù2s¥A‡^˜,-úÀx™º”X¨Ðĸ#D«EePÀ+ l¢.-ø9|hYjñ¤È-o” 3¾!«Ýb£¶Ø¨1-4Úùy”ÇaMS±J-îiy±Ê/VuòB¥s½±b’¦÷Ô”œ/Þ»¡(¡-…/¿*Z°.’=|ègÔœŸQ[4};~Fæ V-ܨKÒã†=3t9 :WóÀBIç~ùë`ßALºggL’ÓËjùöhÌ”÷Ù9ÔGMƒÁØ_šRb1ŸcàR› fCæ’¤-åñ F$åƒÜ #š:©±•º¦Ù)hbJ²'{³`$/°«{ÚÞÒµFa Ø7Õ Ú¸Kxk’A÷ˆàÄ ë‹ ½÷X±÷•3J¢ô6$²-e|íR³ á”ö{à Ÿp‹õ|?HÊÊ*!¸sÀ)­¶ÅRXh2{ªË*D †®cF?U°?ÛÖÖB…dêÖx.©˜ ìÙ”(èT¢*êSXRÀ-j¿mÝ{aãSrÒ†©Š¸”/îW¬Y”ªg-Ož‹± ßÖÙ`bÍÈŸjÞ‹x ìÍ-rfHÙ«¦};N…Ù¸ÆD&Ú}ö³íg‹9¥¯ú_ÆÍBÍç”®Ž²Šy>#âÚ¬‹ÑÝQQÇj-àÕ=Z)†C8NqFKõæb`ýìŒHßB>GÉsëA ‘V>‰­?Áj¥>!6¹,&Õ6m!úš!‡æ£Zš ÙvÐó¸È©eÝÈ:_^gbc¾½æ¹%GqÞѺN€³÷Ñfqý”Ìýkwþ”ûXž=µ³ÓÌ %¨ºi³œ”(õ’n‹X±Û©Çôñ[¡oöæ«8¼â)1ðVŠ[ÕF:°Scø÷X¢Mlo[Ž¡²ãfåê½Zå‰O§Z™”eÝFÔ2’Ã-+Û,‡ìÐi~ˆƒ&®”Ht°”GÁ÷>j@Þ{¦ðïGZ’ÁdQ~-;Ü3ŽÖ&ûŽ˜yœZé©Ôʪ@Vî¥VZmà(k’þâA$H}*… 3 Šñ”‘S3+/»gg2+¦Ð|w;á:úª.!38­ÄLa1²ÿ˜+Ü 1Ñr7é{§)*TØoña˜|’u,+ÄÙ›Rý‰úRŒ©YŒyl*”]¤åàØ0m…-®ø”ªC8ݨ6÷-9ð¡ÌÅòé4″«H>’lGÜ’z¹:>rJÞ7±(Ûño*±á|«åøzwÜe(GƒË,Ü+èÇ”UçwIsE5½ãö^¾ÃðBV€é Ä 57bqê+çh’f#§bY³Å -Ÿã(s-Û’°‡QIÜz±ï×^ÕŠ­Û­bµ‡ºkV³Ø>²OLÔ« UùHÍ·GYÐöK”i?£dº=œ¢ôÛ-ð$f›¨hîtÜ墒ƒ ¨Ï×éßÇI;’žwÊÐÖtÔhqÌŒ™ Çt±ýh-ѹüDÜ×F9″ÆC­aNµD§D¾¶*UßšI´’ kK°ƒ¼‰aŽÙ}ÔÏerC×qÞô…B>,ų’¨H-°¬¹gè½KZá#±·vŽ’Qð²×4…«^(Ñ@Üã &yÝOöĈXÊV M44°Ø£è”Æ1mOÇÒbô”›±aÝjÐ ½M&ˤ£ª°k¦«ªð~ÃVY ŽFá,ûjË’ÝlS7¢B¦ýÈZ”-î`ç “FK(@’žåiŽ¦éqt0U³Ëp£N)óÕvŽ,ç£Ô¢’yÁMd#üÀ‡PLõC«pôµ˜æUv›µøéCO”Eã$¥Êq A»w½’ØóÍ…Øññ…Ö‰hòüŒ-kñœ›ÎvC0¡)ë³]3•íÆ ·íÍNx·’§>{ «]fgÒ D°ž 23!”&n•è ùC­ÃÀ>ÝHÓTSìâ±QȺn›È›€œÍâ%aêä¼Å@’¬€”+UÕÊ-Q÷fB!qRÎçt>Ñi»‡‹¦`Ô÷¸³§˜(‘ÆM”-¹È/Ψ=£®´Q£ôØ’`@tÀNaeÂDÄE¡Z2″…Q‡Gi7ÚÑ7S‹”Õ(U`4©É3n’K…Ê- ½î±7IÒÕ’ù5-ßc« lí¡x8Ê[ñ²s D×’ÆŒ3OŠµiÿž±³)0ŽýÒq¯u2x«þ¨³9ýÕuGþ†u,Ð+O”¹>aëó‹¥”ÉYq²h”èfvœµTkŒÑƒB€uˆ× ?ÃåŽ?ƒ%Î1-ºÀñ!Na>ùF~ö ò-Àc|ï ‘e·õÂǹ¨é`µu1ð¼»™Ñäñ&xÞ,­/à¼ék–èˆ ½ÃÛDúrA-ÄŸ¶êïV)æ0þÕV¿ü ãÚnËfé³zô¬³ìÙ‹XÄj.?ÿõëå÷2åõ”4•FŒº¿´Oh;YÒaÐf§’6-׉V¿XŒªò{Ī°QÅIìôñû/Aš³É®ÞÉM!êñJ§ÓµuÐÞ+d Ú³4UEß³þÐZ#”D•t‡‡T¬H7/MÔ Ömƒê_ecvo]Ê.iÒÔ¯|Ïo}î2ÁÝû- º!¢5äÅì°»Y-œ¸m¥`ƒ«ûå·[šH£Ô‹Qx¢Ëk”Ϥˆ`rÆ¢¼Ææ}

F‡Q&Ïkû(ýž^Ó”æÑGóBüÌ”¦Í>ÑÖßéÓl-o†c¦Q^÷±jÓ|ÎàÛÇïÏÛ ˆœ’S9k¹iW&’¤é.HEé~&>&±- šg”wú*sÝ-Ï]fwÐ…H©?ÒŸÊ«qÈëóþeªßÆá]eÎ%ô¦8~þ© “Æ JJŠÍ«2‰º (HwAP€, ê=³ŸH*)½NüÔ;ìχµÉN]’]ø˜§÷&~&IËñrÆåð¾õC«Óèsj½ 93¡Î”küÆü|ì ny n.6^uF_7¤» n@¸)E4,×*¼bã,àf9ÂU’ÀjVñ^ï áwΊRYÉ™õ‰$½ ó~qzÝCÜ-ÌG>’+±›ó˜_sƒË6k缫æ’5žoºj‡Y,¢[,$‹çX•ÓãêÁŠ/ùXWÞ’sˆý)ÒÄw›g,_W‹»cʈ÷c 9-›äQnˆS¹Iå6eÝ 7} ·¨Uøö’Ü Ý¹²(7ßœX5›åmÒyžEXÀ8’Ífagxßg7ƒºtE’käº+öQY¾”÷`´™Æìœm»y9gý ws wÍ6^•Ç];¤» w@åžeªçÜÁ.ûG©pûÞŠŠ$c·ÉÑ]/€«Å¬9′!;w¼lSz>v·=·ð›¬Jã/ÈÒ]7 ‹ò]ÞÝÇ-§SŸrqØ”‘˜œã-|ðÞð9¬¶3 0fË1KÑ‹bT›j´”@CjD) ööˆGzŽ’¶^æø”lj×Ñk ¹Î”Uq7Œ=T@w €Ìm¶j1gCGJxAÙõ¬ ®d? ·2-+Àñng|åÁðùƒ lõs¶j|B• çëlE”ël…dQ-” ÅXVlI£ævŒ¥è°?’²øq:à’±·f»M7p™ ¡5 ýˆNá£éGÚ ëÁ’Í/Õ/¸t{žk†T|s|¦R©aìq”(G$¯Ê±’äªÊ /( Kèn’Èܸ½Ð·žIY” Á`}~ׯ> d0Tì$©ÊÛ]M ,½Õ÷-ò}â°€¦oªæ®ó604:’r@kœ^lLbNLñ‰×ÃØcý;ÈÂie6­«þ­¤áªþAÂúÈ¢þ`’ËäHÄ÷{âéÑó×^¡¤]•gR”šÇI1{ñíÍJ”ß-ˆèÅ&-fÉTzµÑ±sté6¡çcGIï¥ñ¢jE ½ù§,j!‹Þä£@©zqæ ««¸€Œ-y§HíY0Õ£¾&W”î|háB®ÈK•ÔA…U¶9j÷Q°ñŽD»1âMÙË”ÌlÖS®fí;Ò쌼Jõƒ’t®àK”‰8f( ÁãÚˆÑäó,ãet¨-%-˜ž¶ÿß’lLÉáUÓ±”ˆ`âñH´y6Ô!~² ª¥bzãÝrT‹ÂH[€cMÙ†å2Êažqò+¨âXŽ£L‡fåÎêÚðêGŠ›iJ …çpšsñ’RÚ§EæÝvÁ”-‡aÛOa†èÆ1#jüýqÀziøf5a={ãÇ’x’B¹t|¬Œã‰¬«Hžùª9G²ìg-Y÷rä[ˆÖ˜ˆÇœÊd´AÔ®ŒGMS褕{” ƒœ-‘k¾r©ê¶tÒ6` RßýëZZ+hâæš| |>v=ÁçÎÛ'{Ǭê5’-QÃf.Z ]ý8Õ-ld« I0ŸõÄ’©b_3¡ÁÖßÎŒ?Þû#-‘ÚƒW5b(Þ Ãá[S&»4!Øbµ­Æ5Dˆ%x®¬FƃߔµzV2GŸÇ§ÍÉM²a-&æd

Источник

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Актуальность проблемы ранней диагностики и помощи детям обусловлена тем, что в стране складывается неблагоприятная демографическая ситуация, осложненная не только снижением рождаемости, но и уменьшением доли рождения здоровых детей, клиницистами подчеркивается высокая частота рождения детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Известно, что в тех случаях, когда отклонение в развитии выявлено на ранних этапах, то лечение и психолого-педагогическое воздействие оказываются более эффективными. В последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства. Особенно важными являются вопросы диагностики и определение критериев раннего прогноза речевых нарушений.

Целью нашего исследования стали теоретическое обоснование, конструирование и апробация методики диагностики развития детей раннего возраста и разработка методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей первых трех лет жизни.

Научной гипотезой стало предположение о том, что исследование развития детей раннего возраста и рано начатая коррекция позволят выявить на ранних этапах имеющиеся отклонения в развитии и осуществить развивающе-коррекционную работу по предупреждению дальнейших отклонений; достичь более высокого уровня общего развития детей.

Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Необходимым условием своевременного и правильного развития ребенка является достаточный уровень развития сенсомоторного аппарата. Для развития речи необходим определенный уровень созревания корковых структур мозга и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые, тактильные раздражения. Раздражение зрительного анализатора является важным звеном в познавательной деятельности ребенка. Психическая деятельность и речевое развитие ребенка тесно связаны с состоянием слуховой функции. Этим определяется необходимость раннего выявления нарушений слуха, проведения аудиолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта. Общение младенца с взрослым является необходимым условием его нормального психомоторного развития. В процессе общения с взрослым у ребенка формируются предпосылки для развития речи. При нормальном развитии становление речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Реакция ребенка на общение с взрослым имеет важное диагностическое значение его психомоторного развития. Движения и практическая деятельность ребенка также имеют чрезвычайно важное значение для развития ряда высших психических функций, а именно мышления, речи. Манипулятивная деятельность ребенка, игровая активность оказывают большое влияние на развитие речи.

Таким образом, необходимыми условиями для формирования правильной речи ребенка являются развитие сенсорного восприятия, общей моторики, манипулятивных действий, игровая активность, социальная адаптация и формирование коммуникативного поведения.

Анализ литературных источников показал, что существующие на сегодняшний день диагностические методики громоздки и требуют значительного времени для их проведения, что не позволяет быстро и наглядно оценить развитие ребенка раннего возраста, спрогнозировать его дальнейшее развитие и необходимость дифференциальной диагностики. Назрела необходимость разработки нового диагностического инструментария, позволяющего быстро, наглядно и надежно оценить уровень развития детей раннего возраста.

Наглядной и простой диагностической методикой является Шкала психомоторного развития по Гриффитс (1954, перевод Е.С. Кешишян, 2000). Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые сравниваются с баллами, определенными нормативами. Достоинством данной диагностической методики является возможность лонгитюдного наблюдения за развитием ребенка и возможности количественно и качественно оценить его развитие на протяжении первых двух лет жизни. Недостатком указанной диагностической методики является отсутствие данных по возрасту от 2 до 3 лет, а также недостаточность критериев оценки развития ребенка.

В связи с этим нами была разработана и предложена авторская модификация диагностической методики, основанная на Шкале психомоторного развития по Гриффитс и Показателях нервно-психического развития детей (Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт).

Достоинством Показателей нервно-психического развития (Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт) является то, изначально методика разрабатывалась, опираясь на данные о развитии детей, содержащихся в детских садах и яслях у нас в стране, следовательно, критерии оценки умений и развития детей здесь более адекватны и привычны, чем предложенные в Шкале психомоторного развития по Гриффитс. Методика хорошо зарекомендовала себя за время ее использования и широко применяется при обследовании развития детей. Но низкий уровень наглядности и сложность в количественной оценке результатов обследования по Показателям нервно-психического развития (Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт) не позволяют наглядно оценить и проследить динамику развития ребенка раннего возраста.

Совмещение вышеуказанных методик стало возможно после сравнения основных линий развития, по которым проводится обследование. При конструировании шкалы произошло расширение критериев оценки умений ребенка в определенном возрасте, что позволяет более полно представить картину развития. Возможностью увеличения возрастного диапазона до 3 лет для Шкалы психомоторного развития по Гриффитс послужило сравнение обследуемых линий развития и приведение их к общему виду с линиями развития для возраста от 1 до 12 месяцев и от 13 до 24 месяцев. В качестве критериев оценки развития детей в возрасте от 2 до 3 лет были использованы данные, предложенные в Показателях нервно-психического развития детей (Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт). Каждому критерию в определенный возрастной период была предложена балльная оценка.

В качестве иллюстрации предлагается вид шкалы психомоторного развития детей от рождения до 3 лет (Приложение 1).

Достоинством авторской модификации методики является, во-первых, то, что параметры оценки развития для всех возрастов одинаковы, во-вторых, в данной шкале предусмотрена сквозная балльная система оценки, которая позволяет, не только количественно, но и качественно оценить уровень психомоторного и речевого развития ребенка, и, в-третьих, проследить динамику развития ребенка с рождения до 3 лет.

Приведем результаты обследования детей в возрасте от рождения до 3 лет (рис.2). Полученные данные исследования удобно оформить в графическом виде, где можно проиллюстрировать применение сконструированной методики. На оси Х графиков – параметры обследования, на оси Y – баллы. Прерывистые линии показывают границы параметров нормы для данного возраста. Сплошные кривые – развитие конкретного ребенка в данном возрасте.

В ходе обследования детей было выяснено, что Соня Ш. имеет темповой отставание в развитии, необходимо проведение развивающих занятий и последующая повторная диагностика через 3 месяца; Валентин К. отстает в развитии на один эпикризный срок по параметру «речь активная», необходимо проведение коррекционно-развивающих занятий и повторная диагностика; Артем С. отстает в развитии на 2-3 эпикризных срока по всем параметрам, требуется проведение углубленной дифференциальной диагностики.

Таким образом, сконструированная диагностика позволяет оценить состояние развития ребенка (1, 2, 3 года жизни), выявить детей «группы риска», спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, обосновать необходимость дальнейшей дифференциальной диагностики и применить превентивное логопедическое и психолого-педагогическое воздействие.

Сконструированная методика показывает высокий уровень надежности результатов, благодаря слиянию двух хорошо зарекомендовавших себя ранее методик диагностики развития детей раннего возраста: Шкала психомоторного развития по Гриффитс (1954, в переводе Кешишян, 2000) и Показатели нервно-психического развития детей (Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт).

Сконструированная нами методика исследования детей раннего возраста может быть использована специалистами Службы ранней помощи, Центра раннего развития, Центра игровой поддержки ребенка, Центра медико-психолого-педагогического сопровождения, Психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов и других.

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 160 с.
  2. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г.Московкиной. – М. : Классикс Стиль, 2003.
  3. Пантюхина Г.В. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста./ Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт – М., 1996.
  4. Печора К.Л. Методические рекомендации. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. – М., 1995.

Источник