Девятый вал в развитии ребенка

Девятый вал в развитии ребенка thumbnail

Игра – девятый вал развития {Именно в этой деятельности ребенок намного опережает свои возможности}

Игра – девятый вал развития {Именно в этой деятельности ребенок намного опережает свои возможности} Л. С. Выготский

Лекция 2. Игра как ведущий тип деятельности . дошкольника Лекцию ведет: кандидат психологических наук,

Лекция 2. Игра как ведущий тип деятельности . дошкольника Лекцию ведет: кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования КФУ Чулпан Раесовна Громова

Вопросы для изучения. • 1. Психолого-педагогическая сущность игры • 2. Развитие игровой деятельности. •

Вопросы для изучения. • 1. Психолого-педагогическая сущность игры • 2. Развитие игровой деятельности. • 3. Значение игры для психического развития дошкольника • 4. Виды деятельности в дошкольном детстве и их значение для психического развития. Развитие изобразительной деятельности дошкольников.

Игра вид деятельности, воссоздающий в условных ситуациях, те или иные области действительности.

Игра вид деятельности, воссоздающий в условных ситуациях, те или иные области действительности.

Основные характеристики игры • 1) свободная развивающая деятельность (процедурное удовольствие); • 2) творческий, активный

Основные характеристики игры • 1) свободная развивающая деятельность (процедурное удовольствие); • 2) творческий, активный характер деятельности; • 3) эмоциональная приподнятость деятельности; • 4) наличие прямых или косвенных правил.

Теоретические подходы к игре • • • теория избытка нервных сил (Г. Спенсер, Г.

Теоретические подходы к игре • • • теория избытка нервных сил (Г. Спенсер, Г. Шурц); – теория инстинктивности, функции упражнения (К. Гросс, В. Штерн); – теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений (К. Бюлер, З. Фрейд, А. Аддер); – теория религиозного начала (Хейзинга, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов и др. ); – теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валдон); – теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин); – теория воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев); – связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Шиллер); – труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лафарг и др. ); – теория абсолютизации культурного значения игры (Хейзинга, Ортега-и. Гассет, Лем).

Игры выполняют следующие функции: • развлекательную; • коммуникативную; • психотерапевтическую; • диагностическую; • коррекционную;

Игры выполняют следующие функции: • развлекательную; • коммуникативную; • психотерапевтическую; • диагностическую; • коррекционную; • социализации.

Этапы развития игровой деятельности. • 1 этап. Ознакомительная игра (от 4 месяцев до 8

Этапы развития игровой деятельности. • 1 этап. Ознакомительная игра (от 4 месяцев до 8 мес- 1, 5 лет). • 2 этап – отобразительная игра (около года). • 3 этап. Сюжетно–отобразительная игра (около 2 лет). • 4 этап. Сюжетно-ролевая игра (после 3 -5 лет). • 5 этап. Игры по правилам(с 6, 5 -7 лет)

Главная отличительная особенность настоящей игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить

Главная отличительная особенность настоящей игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом. Расхождение видимого и представляемого (Л. С. Выготский) , когда понарошку ( = КАК БУДТО) все возможно, является главной характеристикой игры, которая развивает и творческие способности, и внутренний план, и воображений, и самостоятельность, и многие другие важнейшие качества личности дошкольника.

Игра - ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • в ней зарождаются новые, более

Игра – ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности • Способствует развитию умения подчиняться правилам (произвольности);

Произвольность развивается в игре.

Произвольность развивается в игре.

Смирнова Е. О. , Гударева О. В. : Игра и произвольность у современных дошкольников/

Смирнова Е. О. , Гударева О. В. : Игра и произвольность у современных дошкольников/ Вопросы психологии, 2004 № 1

Одним из главных достижений дошкольного возраста является произвольное поведение. Эта важнейшая человеческая способность складывается

Одним из главных достижений дошкольного возраста является произвольное поведение. Эта важнейшая человеческая способность складывается в сюжетно-ролевой игре. Игра, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка, становится «школой произвольного поведения» , учит его добиваться цели, преодолевать свои импульсивные желания. (З. М. Мануйленко (1948), Е. О. Смирнова (2008). Гударёва О. В. , Смирнова Е. О. Опыт обследования психического развития современных 5 летних детей // Психологическая наука и образование. 2002. № 3. – C. 24 – 34

Игра - ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • Способствует развитию мотивационносмысловой сферы; •

Игра – ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • Способствует развитию мотивационносмысловой сферы; • освоению ролей;

Нужно учитывать важный закон психического развития (Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин) : сначала

Нужно учитывать важный закон психического развития (Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин) : сначала ребенок должен захотеть делать что-то, увидеть в новом деле собственный, личностный смысл и лишь затем и на этой основе овладеть техническими приемами и конкретными умениями. {Сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (на их основе) – техническая сторона действий}. Часто родители и педагоги – нарушают данный закон, пытаясь научить ребенка тому, что не имеет для него никакого смысла, никакой привлекательности. В дошкольном возрасте этот смысл, т. е. желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется в ролевой игре.

В чем же причина столько «магического действия» роли? …Большое значение здесь имеет мотивация деятельности.

В чем же причина столько «магического действия» роли? …Большое значение здесь имеет мотивация деятельности. Выполнение роли очень привлекательно для ребенка; она оказывает стимулирующее влияние на выполнение тех действий, в которых находит свое воплощение. Не слишком привлекательные раньше действия становятся значимыми для малыши и приобретают новый смысл. {Понятие превратившееся в страсть; В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий} – Л. С. Выготский. Возвращаясь с дальней прогулки, дети жаловались на свою усталость, некоторые отказывались идти, ссылаясь на то, что «ножки болят» . Тогда воспитательница предложила им играть в быстроногих оленей, которые гордо скачут по горам. Забыв про усталость, дети ринулись вперед и быстро прибежали в детский сад.

Ролевая игра возникает тогда, когда у малыша появляется желание изменить и разнообразить свою позицию

Ролевая игра возникает тогда, когда у малыша появляется желание изменить и разнообразить свою позицию «маленького» , стать кем-то другим, более взрослым и социально значимым, выполнять его действия, совершать его поступки. Ребенку хочется стать понарошку взрослым, а значит стать старше, умнее, лучше. Это желание вытекает из его близких отношений с окружающими взрослыми, прежде всего с родителями. В случае, когда полноценные контакты со старшими затруднены, такого желания не возникает. Действия с игрушками не выполняются социальным смыслом, а без него игра превращается в бесконечное повторение привычных действий с предметами. То, что ребенок видит вокруг, не порождает желания играть.

Приобщение ребенка в игре. Как ребенок берет на себя роль? Для того чтобы малыш

Приобщение ребенка в игре. Как ребенок берет на себя роль? Для того чтобы малыш взял на себя роль какого-либо человека, необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ему, а также правила и способ его поведения. Только тогда, когда перед ребенком достаточно рельефно встали правила, отражающие отношение конкретного человека к вещам и к другим людям, роль может быть взята и принята в игре. В случае, если такого выделения не происходит, если то или иное лицо просто обладает привлекательность для малыша, но функция персонажа, его отношения к другим и правила поведения не ясны, роль ребенком не может быть выполнена. Именно поэтому современным детям трудно играть во многие профессии (программист, менеджер, дизайнер, маркетолог и т. д).

Читайте также:  Студия для развития ребенка

В играх дети копируют все доступные им стороны «взрослой жизни» …

В играх дети копируют все доступные им стороны «взрослой жизни» …

Во что играют современные дошкольники? Большинство современных дошкольников играют, но их игры не такие,

Во что играют современные дошкольники? Большинство современных дошкольников играют, но их игры не такие, какие были у детей предыдущих поколений. Наиболее популярные у дошкольников являются традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская. У мальчиков чаще проигрываются сюжеты связанные с защитой и нападением: «полицейский и воры» , «бандиты и наши» , «злые и добрые Бакуганы» , «наши и немцы» и т. д. {Cюжеты основаны из массмедия}. Большинство (70%) детей производят в своих играх преимущественно сюжеты мультиков, сериалов и передач: «Человек паук» , «Закрытая школа» , «Ранетки» и т. д. Современные дошкольники воспроизводят в своих играх не только профессиональные роли взрослых, а также роли телевизионных героев. Смирнова Е. О. , Абдулаева Е. А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. 2006. № 2. – C. 81 -85 Смирнова Е. О. , Гударёва О. В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. – C. 76 -86

Игра - ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • Способствует у развитию внутреннего плана

Игра – ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • Способствует у развитию внутреннего плана действий; – наглядно-образного мышления; • развитие речи, коммуникативных навыков; • В игре происходит формирование восприятия, воображения.

современные игрушки: какие они? Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Игрушка должна стимулировать

современные игрушки: какие они? Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия. Выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать. Чтобы игрушка несла свою развивающую, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка.

Этапы развития изобразительной деятельности • I. доизобразительный этап • 1 -я стадия – это

Этапы развития изобразительной деятельности • I. доизобразительный этап • 1 -я стадия – это стадия каракулей (ОТ 1, 5 ДО 2 ЛЕТ). • 2 -я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет)

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 1 -я стадия: рисунки с

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 1 -я стадия: рисунки с примитивной изобразительностью (3 -4 года)

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 2 -я стадия: стадия предметного

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 2 -я стадия: стадия предметного рисования (4 -5 лет)

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 3 -я стадия: стадия синтетического

Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 3 -я стадия: стадия синтетического способа изображения (6 -7 лет).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источник

        Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»                    

    (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Методическая разработка

                   ОД в старшей группе.  

  Тема: Знакомство детей с картиной русского художника И.К. Айвазовского  «Девятый вал».        

Автор: воспитатель с/п№11                                                          Клепикова О.Н                                                                                                1 квалификационной                                                                  категории.                                                                        

                                                Москва 2019

Организационная форма:                                                                   Непосредственно образовательная деятельность.                                                      Реализация образовательных областей:                                                         «Познавательное развитие», «Физическое развитие»,  «Социально- коммуникативное развитие».                                                                             Цель:  Познакомить с творчеством  И.К. Айвазовского ,  представить репродукцию картины  «Девятый вал».                                                                  Задачи:  – дать понятие о жанре живописи «марина»,                                                   – подводить к единому восприятию музыки и живописи,                                                 – познакомить с творчеством А. Вивальди «Времена года» «Лето».                        – Воспитывать интерес к искусству.                                                         Словарная работа:                                                                               Маринист, айсберг, девятый вал, поверье.                                                    Предварительная работа:                                                                                                           – подбор иллюстраций картин русских художников,                                                                    – подбор фотографий художников.                                                                      – монтаж видео ролика «Девятый вал»                                                               – монтаж слайдов с изображением картин И.К Айвазовского.                               – рассматривание иллюстраций к сказкам.                                                     – наблюдения детей в природе, на отдыхе у моря с родителями. Рассказы, впечатления детей о поездке на море.                                           Оборудование и материалы:                                                                                     – Ноутбук                                                                                                                      – портрет  художника  И.К. Айвазовского.                                                           – репродукция картины «Девятый вал».                                                                   – аудиозапись   Антонио Вивальди.  «Времена года» «Лето».                                 – использование  видео ролика «Девятый вал».                                                       – использование слайдов с изображением  картин И.К. Айвазовского.     Методы и приёмы:                                                                                                 Игровые приемы, поощрение, оценка детских ответов.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка тверь

Литература:                                                                                                      – Л. Мурашова, Роньшин, Соломко: «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках»  Издательство: Белый город 2015 г.                                                       – У.А. Данилова  «Моя первая книга об искусстве» (ИД «Просвещение». Программа развития и обучения дошкольника.                                                      – Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992.                                                –  Н.А.Курочкина. – СПб., 2005. «Знакомим с пейзажной живописью» Интернет ресурсы.

Структура проведения:

1 часть: (вводная)                                                                            Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг друзей и поздороваемся друг  другом.                                                                                               Собрались все дети в круг,                                                                                 Я – твой друг и ты –мой друг.                                                                        Вместе за руки возьмёмся                                                                                   И друг другу улыбнёмся!        Здравствуйте.                                                Звучит песня Г.Гладкова «Если видишь на картине» (показ видео ролика с картинами разных художников и видами живописи) Скажите, о чем эта песня? (отв детей)  (садятся на места)                                                                2 часть: (основная) Сегодня я хочу вас познакомить с творчеством замечательного русского художника – мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Это художник «маринист». Кто знает, что это значит «маринист»? (отв дет) Всем знакомо имя  Марина?  Это имя переводится как «морская», художников изображающих «марины» -морские пейзажи, называют «маринистами». Художник- маринист — это художник пишущий морские пейзажи. И.К. Айвазовский один из самых знаменитых художников-маринистов. Мало кто из художников умел так писать море как он.  Художник написал несколько тысяч картин, изображающие море, и все они разные. Это море в шторм, в грозу, в штиль, т.е в тихую спокойную погоду. Море утром и ярким днем. Море при закате солнце и при лунном свете. Это кораблекрушение и бои на море. Морские походы парусных кораблей, их проводы и встречи. Всего и не перечислишь. Перед тем как рассмотреть одну из картин И.К Айвазовского, давайте немного отдохнём.                                                                                              Физ мин.                                                                                               Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)                      Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)                     Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)                               А вот воду пить – нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Читайте также:  Развитие речи ребенка советы родителям

                                                                                                         Перед нами одна из самых знаменитых картин из русской живописи «Девятый вал» Ивана Константиновича Айвазовского .                                Расскажите, что вы видите на картине? (отв дет)   Художник-маринист изобразил бурю на море. Катятся огромные волны, набегая друг на друга они пенятся, разбиваются на тысячи брызг. Какие тона использовал художник для передачи бушующего моря? (отв дет) (зеленовато-синие).  В открытом море потерпел крушение корабль. Наверное, он был разбит штормовыми волнами, или брошен на айсберг и разлетелся на осколки. Мы видим осколок мачты, на которой спаслись люди, они вцепились в дерево мачты чтоб спастись. Этим людям очень страшно ведь они остались наедине с разбушевавшейся стихией.  Только пять человек смогли спастись из всей команды. На судне команда 20-30 человек. Обратите внимание, им угрожает опасность утонуть, а один моряк пытается вытащить из воды своего товарища. Остальные моряки с надеждой смотрят на то что их ждет в впереди, а ведь в впереди самое страшное испытание «Девятый вал». Что это такое? (отв дет) По поверьям моряков каждая девятая волна набирает особую силу и высоту, именно оная является самой сильной , роковой  и губительной для моряков. К этим людям с грозной силой летит «Девятый вал» он похож на разъяренного зверя, который готов поглотить все что встречается у него на пути. Как вы думаете какую музыку может написать композитор, когда увидит эту картину? (отв дет) Я хочу вам предложить послушать музыку знаменитого итальянского композитора  Антонио Вивальди. («Времена года» «Лето»). Как вы думаете, предает ли музыка те чувства, тот страх, который   испытывают «моряки». Передает ли музыка настроение моря? (Бушующее, губительное, страшное) Как звучит музыка? (отв дет). Те моряки, которые смогли пережить шторм на море рассказывают, что девятый вал действительно внушает ужас людям. Вот что рассказывает писатель, которому пришлось пережить весь это ужас «на минуту воцаряется какая-то грозная тишь: море кипит, волны мечутся, водная метель с визгом летит над водой. И вот в дали под мутным мраком летит, мчится «девятый вал». Все ближе, ближе и вот ударил».  Нет слов описать этот вой, гудение, когда волна ударяется о морскую гладь.  (Показ видео ролика «Девятый вал») Момент ожидания страшного события изобразил художник. Момент ожидания той самой страшной, губительной, девятой волны. Обратите внимание на погоду, что вы можете сказать? (отв дет) Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную гладь и создается впечатления пылающего огня, что еще больше усиливает ужас предстоящих событий.      Как вы думаете большой ли был корабль?  (отв. дет) Да, конечно это был большой корабль, посмотрите какой большой, толстый  обломок мачты. Это был высокий корабль. А теперь представьте, какой сильный был шторм на море, который смог разбить на мелкие кусочки такой большой корабль. Но это был еще только шторм. А ведь приближается еще страшней и сильней стихия — это «девятый вал». (Звучит запись муз. А Вивальди «Времена года» «Лето») Какие чувства вы испытываете рассматривая эту картину? (отв дет)  Перед этой картиной замирает сердце. Нас охватывает сразу страх и восторг. Мы представляем себя там внутри этой картины. И тогда нам становится страшно за тех людей, за тот ужас, который им пришлось пережить и то что еще им надо пережить, ведь на них надвигается «девятый вал». Но в тоже время мы рассматриваем эту картину со стороны и восхищаемся красотой и сочетанием красок которые использует художник -маринист. Давай те посмотрим картины других художников-маринистов. (Показ слайдов картин И. К Айвазовского «Морской берег», «Спокойное море», «Ночь. Голубая волна». «Восход солнца в Феодосии») Я также хочу обратить ваше внимание на то как музыка может усилить впечатления, заставить нас еще больше сопереживать героям картины, как бы оказаться в глубине этой картины. Это говорит о том что, искусство связано между собой.

3 часть (заключительная) Вам понравилось занятие? Скажите, с творчеством какого художника вы познакомились? Кто такие «маринисты»? Название картины, которую мы с вами рассматривали? Почему она так называется? Музыку, какого композитора мы слушали? Как называется это муз произведение? Я очень надеюсь, что когда вы посетите «Третьяковскую галерею» вы обязательно остановитесь возле этой картины и непременно вспомните все, о чем мы с вами говорили.

Источник