Детство как период развития ребенка
Детство – это период жизни и развития человека, во время которого закладываются основы будущего здоровья и происходит всестороннее развитие, что является необратимым и уникальным процессом. Развитие ребенка, которое происходит в умственном, физическом, эстетическом, нравственном направлении должно осуществляться в гармонии. Важно на этапе развития ребенка в дошкольном возрасте обратить пристальное внимание на его физическое развитие и здоровье, так как это составит в будущем основу для сознательного отношения к своему здоровью. Но это не означает, что ребенок должен только подчиняться командам взрослого, важно, чтобы физическое воспитание проходило на основе желания и активности самого ребенка. Необходимо прививать с детства представления о своем здоровье, выстроить систему осознанного отношения к своим действиям в отношении здоровья и вызвать желание самого ребенка стать активным участником становления и гармоничного развития. Отсутствие своевременной помощи со стороны взрослого могут привести к необратимым последствиям, таким как отсутствие желания и активности ребенка, проявление безволия, нежелание узнавать новое, отсутствие полезных привычек и элементарных знаний о нравственности, здоровье, отсутствие необходимых умений и навыков в физическом развитии и стеснении проявить себя, сделать пусть неверный, но шаг. По словам И.И. Брехмана, «обучение здоровью необходимо начинать с самого раннего возраста», потому как понятие и установка на здоровый образ жизни, на физическое развитие не появится само по себе, его необходимо формировать путем особого педагогического воздействия в условиях ДОУ и при активном привлечении родителей. Совместные усилия направленные на достижение развития физически развитого, здорового, владеющего представлениями о культуре здоровья ребенка не окажутся напрасными. Актуальным на сегодняшний день остается взаимодействие с семьей, ведь именно семья является для него примером для подражания и источником общественного опыта. На первый план при взаимодействии с родительской общественностью будет выступать установление доброжелательных отношений и взаимного контакта с родителями в условиях проявления искренней заинтересованности обоих партнеров, что удачнее будет поводить в индивидуальной работе. На сегодняшний день это на проблема стоит наиболее остро, так как зачастую педагоги сталкиваются с родителями, которые не прислушиваются к советам педагога, а просто пренебрегают ими, так как считают что воспитанием ребенка должны заниматься только педагоги и только в детском саду, а родительская задача состоит только в том, чтобы удовлетворить чисто физиологические нужды ребенка: питание, одежда, сон. Единственное чем может заниматься ребенок в такой семье – это прогулка в лучшем случае, либо он просто предоставлен сам себе все свое свободное время. Поэтому, опираясь на многолетний педагогический опыт важно уяснить некоторые принципы работы с родителями: не начинать беседу о ребенке с отрицательных моментов в его поведении, важно и необходимо отметить его достоинства, в противном случае, вы будете выглядеть жалко, показывая свою некомпетентность и невозможность взять ситуацию под контроль. Все обращенные к вам жалобы и замечания необходимо терпеливо и с вниманием выслушать (они могут быть справедливыми), учесть их в дальнейшей работе. Хорошо если родители могут поделиться собственным «педагогическим» опытом, высказать свою точку зрения, если они ошибаются нет необходимости вступать в конфронтацию, достаточно просто и тактично указать на ошибки и дать конкретные, касающиеся ситуации обоснованные ответы (советы). Далее можно приступить к более детальному изучению социального статуса родителей группы, важно составить систему работы так, чтобы она учитывала и охватывала все категории семей, имела последовательность и индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. И какие формы работы «старые» или передовые новые вы будете использовать – неважно, важен результат, который будет на 50% зависеть от вас, педагоги.
Старший воспитатель ГБДОУ д/с № 40 Калининского района Двукраева М.А.
Источник
Детство может быть разделено на следующие периоды: внутриутробный период; период новорожденного, включающий первые 28 дней жизни; период грудного возраста – от 4 недель до 1 года; период раннего детства – от 1 года до 3 лет; дошкольный период – от 3 лет до 6 лет; школьный период или период старшего детства, включающий школьный период как таковой (или «младший школьный»), который начинается в 6 лет и заканчивается в 10-12 лет после чего следует период половой зрелости.
Основной характеристикой детства является развитие человеческого организма, начиная от яйца (получившегося путем соединения сперматозоида с яйцевой клеткой) до зрелого человека в возрасте 18-20 лет, способного к самостоятельной жизни в рамках определенного общества.
Развитие состоит из двух различных, но весьма тесно связанных между собой процессов:
Рост
Количественный процесс, который проявляется изменениями размеров тела. На уровне клеток развитие соответствует размножению числа клеток (или ядер) и увеличению их объема, что представляет собой непрерывный, измеряемый процесс, который достаточно легко изменяет свой ритм. Скорость роста варьирует в зависимости от каждого ребенка, и этим объясняются различия, отмечаемые у взрослых лиц.
Созревание
Процесс, который проявляется изменениями структуры, состава и функционирования клеток, тканей, органов или всего тела вообще, представляя собой также непрерывное явление, развивающееся с относительно постоянной скоростью и которое устанавливается гораздо труднее. Скорость созревания варьирует в зависимости от ребенка, но его результат – зрелость – является одинаковым почти для всех лиц.Эти два механизма взаимосвязаны: быстрота роста или пропорций между частями тела зависит от эндокринного созревания, а кривая веса тела зависит от созревания тканей. Это различие позволяет лучше осветить общую картину развития организма, факторов, которые могут его изменить, а также методов измерения.
Внутриутробный период (предродовой)
Представлен 9 месяцами беременности, а жизнь начинается с момента соединения женской яйцеклетки с мужским сперматозоидом. Внутриутробный период является одним из наиболее активных и комплексных этапов развития, учитывая, что в течение 9 месяцев микроскопическая клетка становится плодом в 3 кг. В течение этого периода клетки формирующегося человека являются чрезвычайно уязвимыми, несмотря на защиту, оказываемую материнским организмом и плацентой. Оценка внутриутробного роста осуществляется в зависимости от продолжительности беременности (подсчет количества дней между последней менструацией и родами) и на основании признаков созревания различных органов и нервной системы. В течение первых 3 месяцев (зародышевый субпериод) внутриутробной жизни все системы организуются и развиваются весьма быстро. Именно в этот период патологические факторы, в большинстве своем наружного происхождения, обусловливают большинство отмечаемых врожденных аномалий. В конце второго квартала беременности размеры плода составляют 70%, а вес – всего лишь 20% по отношению к этим значениям при рождении. Следовательно, последние 3 месяца беременности представляют собой наиболее быстрый период роста и, особенно, увеличения веса тела.
Период новорожденного (0-28 дней)
Представляют собой этап адаптации ребенка к внеутробной жизни, будучи наиболее трудным периодом с точки зрения ухода со стороны матери, врача и патронажной сестры. Питание, уход за кожей и создание необходимых условий окружающей среды (белье, правильно проветриваемое и согреваемое помещение, адаптация семьи к новому члену, создание у матери навыков ухода за новорожденным) имеют очень большое значение. Мать должна научиться различать пределы нормы в явлениях, наблюдаемых у новорожденного. Этого необходимо добиться с первых же дней, так как в этот период происходит целый ряд физиологических явлений – желтуха, снижение веса тела, кожные высыпания и т. д., а заболевания вообще имеют тенденцию к генерализации и быстрому развитию.
Период грудного возраста (28 дней – 1 год)
Характеризуется продолжающимся быстрым увеличением веса и роста. Длина тела в течение первого года жизни увеличивается на 20-23 см, а вес удваивается спустя 5 месяцев и утраивается за год. Окружность черепа увеличивается на 12 см (34-35 см при рождении, 46-47 в возрасте одного года). Размножение клеток нервной системы заканчивается в возрасте 5 месяцев. Исключительно молочное питание в начале жизни становится все более разнообразным к концу первого года. Для матери этот период является длинным и трудным, если принять во внимание, что ее знания и навыки должны пополняться каждую неделю, а иногда даже и каждый день. Существо, которое умеет только спать и глотать, становится маленьким человеком, который к концу первого года ходит, начинает говорить, проявлять характер. Заболевания, которые преобладают у грудных детей, зависят, главным образом, от качества ухода со стороны семьи (поносы, дыхательные инфекции, кожные заболевания, плохое питание и т. д.). Развитие этих заболеваний зависит как от строения организма ребенка, так и от сотрудничества между педиатром, семьей и патронажной сестрой.
Период раннего детства или младшего дошкольного возраста (1-3 года)
Характеризуется замедлением темпов увеличения веса тела (3 кг в возрасте 1-2 года; 1,5-2 кг в возрасте 2-3 года) и роста 2-3 см в возрасте 1 – 2 года; 1 см в возрасте 2-3 года). Пропорции между размерами головы, туловища и конечностей изменяются, обусловливая изменения общего вида ребенка. Появляются последние молочные зубы, а двигательная функция совершенствуется. В этом периоде следует вырабатывать у ребенка соответствующие навыки и привычки. В раннем детстве среди заболеваний преобладают: несчастные случаи, интоксикации, интеркурентные заболевания, некоторые расстройства поведения вследствие ошибочного ухода за ребенком.
Второй период детства или дошкольный период (3-6 лет)
Физическое развитие ребенка плавное. По сравнению с показателями при рождении, в 5 лет вес тела увеличивается в 5 раз, а рост удваивается в 4 года. Миелинизация головного мозга заканчивается к 3 годам, а в 6 лет его объем достигает 90% по сравнению со взрослым.Питательные нужды меньшие, чем в предыдущие периоды. В этом периоде ребенок приобретает некоторую самостоятельность. Родители должны понять, что ребенку необходимо развернуться, что настало время приобщения к детскому коллективу и что основной его деятельностью является игра. В этом возрасте патология, в основном, представлена различным несчастными случаями, инфекционными заболеваниями, аллергиями.
Третий период детства или школьный возраст
Начинается с 5-6 лет и заканчивается в 10 – 12 лет. Будучи периодом сравнительно плавного развития, скорость которого почти постоянна; это – возраст совершенствования приобретенных навыков. Процесс роста, главным образом, затрагивает конечности. Появляются постоянные зубы.
Половая зрелость
Сравнительно длинный период, продолжающийся несколько лет, во время которого происходит переход от детства в период взрослого возраста. Здесь преобладают следующие превращения: соматическое развитие (рост, вес тела), изменение первичных половых признаков (половые органы) и появление вторичных признаков. Параллельно происходят изменения всего организма с глубокими последствиями с психологической точки зрения. Переход от периода детства к периоду взрослого возраста происходит различно у каждого ребенка. Признаки половой зрелости прогрессируют одновременно, но в различном ритме, и в течение 4-5 лет наступает картина развитого взрослого организма. Этот период, который обычно называется периодом половой зрелости, состоит из 3 этапов.
Препубертатный период (препубертатность)
Начинается приблизительно в 10 лет у девочек и в 12 лет у мальчиков; его доминирующим признаком является секреция соматотропного гормона, который стимулирует рост. Кроме того, в этом периоде у девочек начинается секреция яичников, а у мальчиков – секреция тестикулярных гормонов.
Период половой зрелости (как таковой)
Начинается в возрасте 10 – 14 лет у девочек и 11 – 16 лет у мальчиков. Как начало, так и продолжительность этого периода могут быть весьма различными, но вообще он более короток у девочек (4-5 лет), чем у мальчиков (5-6 лет). В этом периоде доминируют процессы полового созревания вследствие повышения секреции гонадотропных и половых гормонов, происходит рост и функциональное развитие половых органов. После периода количественных накоплений происходит качественный скачок, то есть появление первого цикла менструации у девушек и первой эякуляции – в форме полюции – у мальчиков.
Постпубертатный период (отрочество)
Продолжается от появления половой зрелости (первая менструация у девушек и первая поллюция у мальчиков) и до окостенения хрящей роста, что совпадает с появлением третьего моляра. На этом этапе завершается половое созревание и, главным образом, наступает нейропсихическая зрелость. Это деление является, конечно, произвольным, так как все превращения в течение этих периодов прогрессируют одновременно, являясь специфическими для каждой географической зоны, для каждой народности и даже для каждого ребенка одной и той же семьи.
Факторы, которые могут оказывать влияние на развитие вообще и, соответственно, на картину полового созревания являются многочисленными.
Среди них мы прежде всего назовем наследственность (у высоких родителей и высокие дети); питание (дети, которые в период грудного возраста и половой зрелости получили малые количества протеинов, какими являются молоко, молочные продукты, мясо, рыба, обычно малого роста); наиболее убедительным примером являются японцы, переселившиеся в Соединенные Штаты Америки, которые в результате изменения питания в настоящее время имеют значительно более высокий рост; точно так же, за последние десятилетия наблюдается скачок роста жителей Японии вследствие повышения их жизненного уровня; окружающая среда вообще (высота над уровнем моря, климат, освещение, солнечное облучение); наследуемые или приобретаемые заболевания; социально-экономические факторы (санитарно-медицинские условия; подход родителей к уходу за ребенком – чрезмерно оберегаемые дети, выращенные с боязнью заболеваний, простуд, сквозняков, без правильной закалки, достигают половой зрелости позднее и с осложнениями; не гигиенические жилищные условия; подход к прогрессу и научным концепциям относительно современной жизни; неблагополучная семейная обстановка и т. д.). Все эти факторы, уже давно известные и общепринятые, но правильно используемые только в некоторых странах, обусловили так называемую «акселерацию роста с течением времени». Эта присущая нашему веку «акселерация» была отмечена во всех странах Европы и Северной Америки, а также в некоторых странах, в которых произошли изменения питания и традиционного воспитания детей и молодежи. Средний рост человека увеличивается каждое десятилетие на 1,5 см в возрасте 4-6 лет; на 2,5 см – к 11 годам и на 1 см – у взрослых лиц. В то же время половая зрелость в среднем на десятилетие наступает раньше на 4 месяца, с начала нынешнего века; соответственно, менструации появляются у девушек в среднем на 28 месяцев раньше. В настоящее время этот процесс продолжается особенно среди детей тех социальных групп, где улучшились жизненные условия и наблюдается интерес к физическим упражнениям, физическому труду и распространению массовых видов спорта.
Следовательно, явление акселерации обусловливается улучшением питания, состоянием здоровья и условий жизни, что позволяет детям и подросткам полностью реализовать потенциал, носителями которого они генетически являются.
Факторы среды могут продолжительно и даже окончательно изменить некоторые анатомические, функциональные и психические особенности человека; особенно действует среда в первые годы жизни (0-4 года) и в период полового созревания.
Источник
Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Что представляет собой ребёнок раннего возраста?
Психологи считают, что первые три года -это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.
Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.
В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.
От рождения до года.
Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:
· Познаёт мир через ощущения
· Полностью зависим
· Сосредоточен на себе
· Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)
· Быстро растёт и изменяется
· Играет сам с собой
· Узнаёт людей и реагирует на них.
· Учится хватать
· Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять
· К концу года начинает ходить.
От года до двух лет.
В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
· Ходит всё увереннее
· Требует внимания к себе
· Познаёт мир через ощущения
· Внимание быстро рассеивается
· Полностью может концентрироваться только на одной вещи
· Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)
· Слабая координация движений
· Нет «тормозов» его трудно остановить
· Решителен
· Любопытен ,жаждет исследовать мир
· Подражает взрослым
· Непослушен
· Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней
· Сосредоточен на себе
От двух до трёх лет.
В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков .Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.
· По-прежнему сосредоточен на себе.
· Любопытен
· Координация движений ещё не совершенна.
· Активен.
· Исследователь, интересуется окружающим миром.
· Играет большей частью один.
· Импульсивен, действует по первому пробуждению.
· Склонен проверять «границы дозволенного».
· Становится все более независимым.
· Любит учиться.
· Ему не надоедает повторять одно и то же.
· Нелогичен.
· Возникает чувство прекрасного.
· Подражает взрослым.
· Внушаем.
· Сравнивает себя с другими.
· Развивает самосознание.
· Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)
Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.
Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.
Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.
В чём уникальность раннего детства?
Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.
(Н.С. Ежкова)
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.
Источник