Детской рукоделие и развитие ребенка

Детской рукоделие и развитие ребенка thumbnail

Елена Петрова
Значение детского рукоделия в воспитании и творческом развитии ребенка

Девочек куда проще представить увлеченными тихими играми или занятыми творческим процессом, чем мальчиков. Изготовление поделок своими руками требует усидчивости, непоседе вряд ли окажется это под силу. Виды рукоделиядля детей могут быть следующими:

Декоративно-прикладной. В конечном итоге результатами такого творчества можно будет украшать дом. Это всевозможные фигурки, слепленные и расписанные вручную, и многое другое.

Творческий. Эта разновидность требует проявить огромную долю фантазии, чтобы создать что-то своё, не похожее ни на кого другого.

Оба типа имеют место быть в жизни ребенка, их можно комбинировать и дополнять. Освоить тот или иной вариант должны помочь мама или папа, они же обязаны первое время контролировать процесс. Такое взаимодействие положительно повлияет на отношения чада и родителей в дальнейшем. Малыш будет усердно выполнять свою «работу», чтобы получить заслуженную похвалу от мамы с папой.

Техники рукоделия для детей

Чем заняться, какой вариант выбрать, зависит от возраста и детского характера. Неусидчивым малышам точно не подойдут техники, требующие скрупулезности.Сделать выбор можно при помощи этого списка:

Шитье. Увлечь данной техникой проще девочек, это сможет пригодиться им во взрослой жизни. Полезный навык можно начать приобретать с шитья костюмов куклам или предметов домашнего обихода, таких как прихватки.

Вязание. Желание заняться самостоятельным созданием вязаных изделий ребенок может выявить и в совсем юном возрасте. Как и шитье, вязание крючком или спицами является занимательным процессом.

Плетение. Сюда относится, например, изготовление украшений из бисера и бусинок или сборка корзиночек из плотной бумаги.

Аппликация. Для этого варианта подойдут разные материалы, но простейший – цветная бумага. Сделайте вместе причудливые картинки, которые потом можно подарить родственникам.

Вышивание. Как и вязание, эта разновидность требует повышенного внимания. Глазам будет требоваться обязательный отдых.

Лепка. Начать лепить оригинальные фигурки можно из соленого теста, без использования сложных инструментов.

Занятия рукоделием для детей

Учиться чему-либо с малых лет интереснее в коллективе. Происходит не только развитие способностей, но и зарождение духа конкуренции. Ребенок стремится превзойти своих сверстников, получая от борьбы не меньше удовольствия, чем от самого творческого процесса. Занятия для детей оказывают воздействие на характер, формируют личность. Важность их не может быть преувеличена, ведь творческая деятельность призвана помочь развивать нужные качества в малыше.

Рукоделие в детском саду

Когда речь идет о групповом обучении, первыми на ум приходят люди, окружающие малыша большее время. Рукоделие в детском саду является не только способом заполнить время, но и распространенным педагогическим приемом. Дети под беспрестанным присмотром воспитателя выполняют то или иное задание, попутно сравнивая свои изделия с поделками сверстников. Этот момент имеет колоссальное значение в жизни и формировании характера ребенка, поскольку дает ему почувствовать себя непохожим на других.

Детские кружки рукоделия

Если у ребенка наблюдается предрасположенность к созданию чего-либо своими руками, это может стать причиной подыскать ему обучающую программу. Для этого отлично подойдут детские кружки рукоделия, направленные на более углубленные занятия. Здесь педагоги более внимательно относятся к каждому ученику, проявляют индивидуальный подход. Благодаря этому, наравне с фантазией, развивается аккуратность, ведь важно претворить свою оригинальную задумку в жизнь красиво.

Детское рукоделие дома

Привычка некоторых родителей откладывать воспитание детей на школьный период может привести к упущению заветного времени. Детское рукоделие дома – элемент воспитания, шаг навстречу ребенку, ведь он воспринимает это как игру, как возможность лишний раз пообщаться с родителями. Будьте для ребенка примером: выполняйте одно и то же задание, условившись сделать как можно более качественно. Если у малыша что-то не получается, указывайте на это сразу, а затем попытайтесь совместными усилиями исправить.

Интересное рукоделие для детей

Профессионалы, занимающиеся изучением детской психики, считают, что выявить таланты у дошкольника нельзя. Не рекомендуется также отдавать чадо в кружки или секции только, если вы считаете, что из него мог бы получиться отличный художник или спортсмен. Всегда ориентируйтесь на пожелания ребенка. Обязательно спросите, чем бы он хотел заниматься или какой профессией планирует овладеть, когда вырастет. С интересным рукоделием для детей ситуация обстоит практически аналогично. Предложите малышу сделать что-то своими руками или покажите, как это делаете вы. Одни виды рукоделия могут приносить удовольствие, другие же, наоборот, быть в тягость. Если он подключится и с интересом будет выполнять задание, то подобные занятия можно будет практиковать и дальше.

Значение детского рукоделия в воспитании и творческом развитии ребенка

Источник

Развитие и воспитание детей на занятиях

 по рукоделию

Что такое рукоделие? В принципе, это любые практики, в процессе которых с помощью рук и подручных инструментов изготавливаются изящные и красивые вещицы. Существуют традиционные виды рукоделия: вязание, шитье, вышивка и прочее. В наше время появились необычные виды рукоделий, где применяются современные материалы в оригинальных и непредсказуемых сочетаниях. Впрочем, важно не то, каким именно видом рукоделия заняться, а то, для чего. Трудолюбие, интерес к ручному труду, чувство вкуса, понимание красоты, незаурядность воспитывается активнее в процессе творческого труда, в процессе изготовления полезных вещей. Поэтому надо особенно тщательно подбирать изделия, которые будут изготовлять обучающие. Рукоделие как вид декоративно-прикладного искусства всегда было в первую очередь бытовым, и изучать его приемы следует, непременно создавая нужные изделия. Лучше заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в интерьере или станут частью костюма. Такое обучение делает занятие серьезным, практичными и интересным. 

Читайте также:  Развитие речи ребенка через развивающую игру

Наступивший век – время больших скоростей. Человек целый день несется в круговерти повседневности, не имея возможности остановиться и вырваться из этого круга. Стремление создать как можно больше и как можно быстрее привело в итоге к тому, что нас окружают однотипные дома, интерьеры и даже одежда. Частенько случается такая ситуация, когда на улице вы встречаете человека, одетого в точно такую же вещь, как и вы. Ни кого не может порадовать такое совпадение. Человек начинает терять свою индивидуальность. Что нас отличает друг от друга? Красивые мелочи. Они создают настроение, отражают индивидуальность. Мы подчас много времени проводим у прилавков магазинов, пытаясь найти именно то, что наиболее точно отражает наши мироощущения. А если сделать модную вещь своими руками, применив собственную фантазию – смело можно рассчитывать на ее уникальность. 

Занятие рукоделием способствуют приобретению технических знаний и развитию трудовых умений и навыков. На занятиях школьники применяют и закрепляют знания, полученные на других уроках. Таких как  история (при изучении истории возникновения того или иного вида рукоделия), биология (знания о строении цветов). Развивают умение работать с красками, закрепляют знания по цветоведению, полученные на уроках ИЗО. Обучение различным видам рукоделия учит экономному подходу при работе, показывает возможность использования бросового материала, остатков от другой деятельности. Кроме того занятия развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, внимательность, наблюдательность, а также воспитывают аккуратность, усидчивость.

Для некоторых детей полученные знания помогут определиться с будущей профессией.

Современные городские женщины предпочитают заниматься рукоделием исключительно ради рационального использования свободного времени. Если когда-то женщина, умеющая вязать, обеспечивала свою семью модными вязаными изделиями, то сегодня этим видом рукоделия она занимается ради своего удовольствия. Психологи доказали, что люди, которые любят рукодельничать, гораздо спокойнее и уравновешеннее других. 

Жизнь в современном мире предъявляет сегодня новые требования к личности человека: быть мобильным, инициативным, уметь сотрудничать, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Процесс изготовления изделия по своему желанию всегда похоже на мини-проект: ведь надо выбрать изделие, которое хочется сделать, предъявить требования к этому изделию, научиться приемам  его изготовления, подобрать материалы, цветовую гамму, а потом еще и поделиться впечатлениями о выполненной работе, рассказать понравился ли подарок родным. Включение занимающихся в проблемно-проектную  деятельность при изучении различным видам декоративно-прикладного творчества происходит активизация творческого потенциала, развивается потребность в самообразовании, в достижении практических результатов.

Кроме изучения различных видов рукоделия, на занятиях мы говорим о различных праздниках, о истории их возникновения и традициях отмечать; узнаем, откуда пошла традиция дарить подарки, какие они бывают, знакомятся с основными правилами этикета дарения и получения подарков. Именно подаркам уделяется основное внимание на занятиях по рукоделию. Для чего же? Не будем говорить о материальной стороне, деньги дети пока не получают. Но поиски подарков подчас способны испортить не только ожидание, но и сам праздник, поскольку может оказаться, что кто-то другой уже подарил точно такой же подарок. Не трудно помочь решить эту проблему. Ведь можно делать самим красивые, оригинальные подарки.

Следует напомнить еще об одной важной функции подарка как такового. Этой функцией является функция передачи положительных эмоций. Подарок, сделанный своими руками, с любовью и заботой способен выполнить эту функцию гораздо лучше, чем, например, просто купленный в магазине сувенир. Хотя не стоит занимать слишком примитивную позицию по этому вопросу, нередко поиск и выбор “фабричного” подарка отнимает у дарителя очень много времени и сил, что свидетельствует о значимости того человека, для которого этот презент покупается. Но все же есть некоторые эмоции, которые красноречивее всего выражаются через самодельный подарок. Благодаря чему же подарок своими руками так хорошо справляется с функцией передачи эмоций? Ну, во-первых, изготавливая какую-нибудь вещь, человек вкладывает в нее свою душу, а это ни за какие деньги не купишь. Во-вторых, вы вкладываете туда свои ресурсы, такие как время, силы и эмоции, а эти ресурсы, опять же очень трудно оценить в финансовом эквиваленте. Одним из преимуществ, которое важно для дарителя, является отсутствие необходимости бегать по магазинам, однако, возникает необходимость овладение каким-либо мастерством, позволяющим что-то изготовить. Таким образом, самодельный презент имеет ряд преимуществ, которые ставят его в более выгодное положение по сравнению с подарками, купленными в магазине.

Читайте также:  Центр развития ребенка пионерский

И детям очень нравиться делать подарки для своих родных и друзей…

Источник

Добрейшего всем дня! Недавний юмористический рассказ растянулся аж на четыре части, хотя изначально планировалось не больше двух. Поэтому предлагаю немножко от этой тематики отдохнуть (хотя новая идея рассказа уже есть) и поговорить о тех, без кого многие из нас не представляют своей жизни – о детях.

Фото с сайта https://www.livemaster.ru/topic/2211233-kogda-deti-ne-pomeha-tvorchestvu-lichnyj-opyt?&wf=

Про то, как я совмещала рукоделие и бытовые хлопоты с собственными дочками, я рассказала еще в одной из самых первых статьей, вот здесь. Там же есть и фотографии их рукодельных работ. Спустя полгода с хвостиком тема детей и детского творчества снова всплыла. Вот тут упор уже шел не на рукоделие, а на любимые игры и занятия детей, в том числе и по зависимости от гаджетов проехались. А сегодня поговорим о том, как можно заинтересовать детей творчеством.

Занятие рукоделием – увлечение бесспорно полезное. Список плюсов может быть огромным, перечислю только основное:

  • развитие мелкой моторики стимулирует мозговую деятельность ребенка;
  • вырабатывается усидчивость, настойчивость в достижении цели;
  • улучшается цветовосприятие, ребенок учится видеть гармонию цвета и формы;
  • развивается фантазия.

А еще не стоит забывать про положительные эмоции как от процесса, так и от результата, а также от похвалы из уст родственников, в первую очередь от родителей. Это все не только морально приятно, но еще и способствует выработке “правильных” гормонов, отвечающих за состояние счастья.

Так как же приобщить своего ребенка к рукодельному миру? Расскажу о том, какие методы и хитрости я применяла (да и сейчас применяю) сама.

Правило первое. Вы должны сами “болеть” рукоделием. Если окружающие, в том числе и дети, видят, какую радость вам доставляет возня с клубочками или бусинками, они тоже могут захотеть присоединиться к этой радости. Ко взрослым это относится в гораздо меньшей степени, а вот дети по своей природе во многом копируют поведение взрослых, и такой пример для подражания очень даже годится.

Конечно, есть и такие случаи, когда мама и пуговицу пришить не умеет, но, тем не менее, ее ребенок с огромной радостью бежит на курсы бисероплетения или шитья. Но это скорее исключение из правила, поскольку влияние личного примера огромно и не стоит его недооценивать.

Правило второе. Старайтесь всячески поощрять и подбадривать своего ребенка. Интересуйтесь процессом, хвалите готовый результат, спрашивайте о том, что будет делать после того, как закончит нынешнюю рукоделочку. Но не перегибайте с похвалами, здесь надо четко соблюдать меру. Если за три нанизанные на веревочку бусинки вся семья будет неделю петь оды восхищения, то стимул двигаться дальше попросту пропадет, и ребенок так и застрянет на этих трех бусинках, или же вообще занятие рукоделием станет для него неинтересным, поскольку до того, что действительно интересно, он попросту “не дорос”, задушенный чрезмерными похвалами. Необходимо поддерживать желание двигаться дальше, развиваться, совершенствоваться.

Правило третье. Критика уместна и необходима, об этом стоит помнить. Но вот в какой форме ее преподносить – задача не из простых. Ни в коем случае не стоит применять диктаторские методы или высмеивать даже самые нелепые творческие идеи ребенка. Лучше в форме доверительной беседы объяснить, почему те или иные материалы или цвета лучше не сочетать. Но если ребенок уперся насмерть – пусть делает именно то, что он хочет и как хочет. А там уже возможны два варианта: или он увидит, что вы были правы и он потратил время и силы зря, или же вы увидите, что были неправы, и то, что казалось странным или даже некрасивым, на самом деле оказалось вполне достойным творением. У меня такая ситуация не раз происходила со старшей дочкой в период ее увлечения бисероплетением. Она нередко подбирала такие сочетания цветов, которые повергали меня в плохо сдерживаемый ужас. Но не раз было, что готовый результат удивлял и радовал, и я признавала ее правоту.

Правило четвертое. Используйте самые хорошие материалы из тех, что вам доступны. Облезающие уже в процессе плетения акриловые бусинки или кривущий китайский бисер – не лучший способ приобщить ребенка к миру рукоделия. Да, поначалу шедевров от него не будет, и можно рассматривать это как перевод хорошего материала. Но, во-первых, многое можно впоследствии разобрать или распустить (если, конечно, поднимется рука разобрать первые творения своих чад), а во-вторых и в главных, гораздо проще научить ребенка плести ровно, используя ровный бисер, чем пытаться понять, почему получилось криво: из-за бисера или из-за того, что техника плетения хромает. Да и готовый результат из качественного материала порадует гораздо больше, чем поделка из пластики. Так что если поставили цель приучить ребенка к рукоделию – не стоит на этом чрезмерно экономить.

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка 4 года рабочая тетрадь часть 1

Правило пятое. Старайтесь использовать творения ваших детей по назначению. Когда я надела простейший браслетик, сплетенный моей старшей, на деловую встречу, будучи при полном параде, мой спокойный и очень сдержанный ребенок едва не прыгал до потолка. Кстати, я его не стала снимать, выйдя из дома, поскольку я за честность в отношениях, даже в таких мелочах. Самая первая вышитая картина была изначально запланирована как подарок бабушке, которая тоже рукодельница, и всячески поощряла этот процесс. Другие картины, которые она вышила позже, были оформлены в рамочки и повешены на стены, рядом с моими. Мысли запрятать их в дальний угол шкафа или повесить там, где никто не увидит, и близко не возникали. Они и сейчас висят там, где и были, на всеобщем обозрении, хотя дочь уже давно не рукодельничает.

Правило шестое. Не упускайте возможности порукодельничать вместе. Это дает возможность не только научить чему-то новому или без ущерба для своих занятий проконтролировать творческий процесс. Во-первых, занятие одинаковым делом очень сближает. Во-вторых, в процессе рукоделия вы можете поговорить о чем угодно, а это тоже сближает. Не исключаю, что как раз такие вот разговоры за рукоделием помогли нам с дочкой избежать кризиса подросткового возраста и обычного для этого периода времени недопонимания, которое возникает между разными поколениями.

Правило седьмое. Развивайтесь сами. Не стойте на месте, осваивайте новые техники, новые виды творчества и обязательно посвящайте в это своих детей. Дети по природе очень любопытны, им нравится узнавать новое, и им может довольно быстро надоесть то, чем они сейчас занимаются. К примеру, увлекла вышивка, но через пару месяцев наскучила. А альтернативы-то и нет, потому что мама только вышивает запоем, и все. Вот и ушел ребенок из творчества и опять засел за гаджеты))) Конечно же, я несколько утрирую, но, думаю, смысл вы поняли.

Правило восьмое. Даже если ваш ребенок уже выдает такие шедевры, которые ваше рукоделие давно за пояс заткнули, не переставайте творить для него. Всегда можно найти, чем порадовать. Любит вязать – сделайте украшения. Творит чудесные кольешки и кулоны – свяжите носочки или свитер. Или что-нибудь сшейте. Не обязательно лично для ребенка, можно и для его игрушек. У моей старшей в числе самых любимых вещей был коврик, размером примерно 15 на 20 см, который я сама соткала из какой-то старой, сто раз связанной и распущенной пряжи. Выбросить рука не поднималась, как и у любой уважающей себя рукодельницы. Что-то приличное из нее связать уже бы не вышло. А тут свекровь подарила мне самодельную иглу для ткачества и показала, как ею пользоваться. Ну я и пошла тренироваться “на кошках”, а в итоге получилась одна из любимейших игрушек для ребенка. Этот коврик несколько лет торжественно украшал собой то подходы к ее игрушечному домику, то лежал в его главном зале. Играла с ним, пока он попросту не рассыпался из-за потрепанного исходного материала.

Вот такими нехитрыми методами я “затащила” в рукодельный мир свою старшую дочку. Ушла она из него по причине смены приоритетов. В старших классах учеба стала занимать много времени, а поскольку она сама поставила себе цель закончить школу со всеми пятерками и поступить на бюджет в вуз, на рукоделие времени не осталось вообще. Но творческая жилка в ней не угасла, она в свободное время любит порисовать, как на бумаге, так и на графическом планшете. И результат очень даже впечатляет и радует.

Сейчас провожу “вербовку” своей младшей. Уже вызвала интерес к вязанию. Первая попытка оказалась неудачной, но мы будем пробовать еще. Очень любит возиться с бусинками, которые я ей иногда выдаю для игры, но со строгим требованием ничего не потерять и убрать потом по пакетикам, как было. И очень любит рисовать. Так что творческие задатки налицо, есть что развивать, чем и занимаюсь)))

А как вы приучали своих детей к рукоделию? Делитесь своим опытом и секретами в комментариях!

И не забывайте, что еще продолжается розыгрыш кулона в честь выхода статьи №200. Заходите сюда, оставляйте комментарий и ловите свою удачу!

Всем ровных крестиков, легких петелек и послушных бисеринок! И прекрасных выходных!

#рукоделие #дети #воспитание ребенка #воспитание детей #обучение детей

Источник