Детские произведения в развитии ребенка

Детские произведения в развитии ребенка thumbnail

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребенок практически осваивает грам­матические нормы языка в единстве с его лексикой.

Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музы­кальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказ­ках — меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэти­ческой лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, мета­форы, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразитель­но-выразительными средствами служит развитию художе­ственного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воз­действия художественного образа. Чтобы полностью реали­зовать воспитательные возможности литературы, необхо­димо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

 Особенности восприятия детьми литературных произведений.

Эстетика и психология рассматривают восприятие искус­ства как сложный творческий процесс. «Эстетическое вос­приятие действительности представляет собой сложную пси­хическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы». Литературное произведение обращается одновременно ик чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувству­ющего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пас­сивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в во­ображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А, Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследу­ются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия ху­дожественного произведения три стадии: непосредствен­ное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения); понимание идейного со­держания произведения (в основе лежит мышление); вли­яние художественной литературы на личность читателя (че­рез чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрос­лого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показы­вают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей вос­приятия литературного произведения детьми является сопе­реживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно дей­ствует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного теат­ра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприя­тия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: за­висимость понимания текста от личного опыта ребенка; уста­новление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступ­ков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; на­блюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые из­менения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осозна­вать события, которых не было в их личном опыте, их ин­тересуют не только поступки героя, но и мотивы поступ­ков, переживания, чувства. Они способны иногда улавли­вать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возни­кает на основе осмысления ребенком всей коллизии про­изведения и учета всех характеристик героя. У детей фор­мируется умение воспринимать текст в единстве содержа­ния и формы. Усложняется понимание литературного ге­роя, осознаются некоторые особенности формы произве­дения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 — 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм фор­мирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 — 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающе­еся наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной разительности не возникает спонтанно, оно формируется степенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления до­школьников с художественной литературой, по определению Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особеннос­ти восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следую­щим образом:

— воспитывать интерес к художественной литературе, ввивать способность к целостному восприятию произве­дений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

— формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о компози­ции; о простейших элементах образности в языке;

— воспитывать литературно-художественный вкус, спо­собность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, кра­соту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно ана­лизировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персо­нажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры об­разности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, заклю­чается в подготовке к долгосрочному литературному обра­зованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литератур­ную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой — с произ­ведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному обра­зованию, предлагается давать им знания о писателях и по­этах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.

Для решения задач всестороннего воспитания средства­ми художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской дея­тельности. В основе отбора — педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

При отборе книг надо учитывать, что литературное про­изведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержа­ния и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме — предметную изоб­разительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

— сюжетная занимательность, простота и ясность ком­позиции;

— конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг дет­ского чтения и рассказывания. Внего входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творче­ства народов мира. Малые формы фольклора: загадки, посло­вицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чте­ния, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой педагогу необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руковод­ствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Источник

Латыпова Эльвира Замировна
Консультация для воспитателей «Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста»

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

«Чтение книг – тропинка,

по которой умелый,

умный, думающий воспитатель

находит

путь к сердцу ребёнка»

В. А. Сухомлинский

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитиеи обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Литература занимает особое место среди основных видов искусства. Исследователи проблем литературытрадиционно выделяют три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную (нравственную) и эстетическую.

Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, т. к. первоисточник художественного творчества – реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отношения и характеры. Показывая то, что есть в жизни, писатели помогают людям выработать должное отношение к различным явлениям, ситуациям, вызывают в читателе сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству (воспитательная функция). Цель эстетической функции литературы состоит в том, чтобы в особой форме познать и осмыслить действительность. Литература – это искусство, связанное с речью, важнейшей формой человеческого общения. Слово доступно всем, от мала до велика. Своим звучанием слово доставляет малышу не только эстетическое наслаждение, оно развивает и воспитывает его.

Дошкольный возраст — это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Для правильного её использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия дошкольниками произведений художественной литературы. Воспринимая произведения на слух, ребёнок, через форму, предъявленную воспитателем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения.

Художественное произведение привлекает ребёнка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребёнка силой и обаянием ритма, мелодики. Детей привлекает к себе мир звуков.

Слушая произведение, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.

Самый главный и наиболее эффектный рецепт приобщить ребенка к чтению – читать ребенку книги, когда он сам этого еще не умеет. Процесс чтения доставляет равное удовольствие, как исполнителю, так и слушателю. Это один из увлекательных и полезных видов общения со своим ребенком. Дошкольнику нужна книга для того, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться ему и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой. Все это возможно, если подбирать для чтения разные, но хорошие книги, организовывать чтение как непринужденное, добровольное занятие. Произведение должно отвечать повышенной эмоциональности ребенка, остроте его восприятия окружающей действительности.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Репертуар литературных произведений, данный в «Программе» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и УНТ (в том числе и малые литературные формы). Достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания являются показателями богатства речи ребенка. В связи с этим прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен.

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении, утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.

В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.

В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи,интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

Источник