Детские игры в образовании и развитии ребенка

Татьяна морозова
Развивающие игры в дошкольном образовании

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным.

Что такое развивающие игры? Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Игра, которая способствует развитию какого-либо интеллектуального или физического навыка, является развивающей.

Таким образом, суть развивающей игры – необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Отличительная особенность развивающих игр:

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитиемтворческих способностей:

во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

Виды развивающих игр.

Игры на плоскостное и объемное моделирование.

К таким играм можно соотнести: «Сложи квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», игры – головоломки. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование) .

К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на по-строение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек. Игрушки – трансформеры, квадрат В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест.

«Четыре по четыре», «Паркеты», «Цветное панно» (автор Ковалев С. В.) . Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение.

Логические игры с пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам.

В этих играх, как правило, используется дидактическое пособие «логические блоки Дьенеша» или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

Художественно- развивающие игрыподбери палитру к картине, подбери схему к картине).

С какого возраста надо начинать играть с детьми в развивающие игры? Никто не спрашивает, когда надо начинать учить ребёнка говорить. С самого рождения родители разговаривают с малышом, тем самым уже готовят почву для развития речи ребёнка. Так и с развивающими играми, такой вопрос не должен возникать. Существует множество игр, в которые нужно играть с детьми с рождения, развивая их слух, зрение,мелкую моторику : это погремушки, мобиль, пальчиковые игры, песенки.

Методика организации и проведения развивающей игры

1. Ребёнку не объясняется новая игра,он вовлекается в неё с помощью сказки, подражает взрослому.

2. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребёнок может заниматься самостоятельно.

3. Перед ребёнком ставится ряд задач, которые в дальнейшем усложняются.

4. Ребёнку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

5. Если ребёнок не может справиться с заданием, нужно вернуться к лёгким, уже сделанным заданиям, или временно остановить игру.

6. Если ребёнок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно её на время отложить. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно искать решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведёт к развитию его творческих способностей.

Рассмотрим как надо начинать играть в игру танграм.

С чего начать?

Самое первое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию.Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

• Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть,что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

Второй этап

• Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Читайте также:  Развитие детской моторики для ребенка 3 года

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

Комок пуха-

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц).

Третий этап

• Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (мне кажется – поздновато).

Одно из первых заданий на этом этапе – бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…

Дольше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Это уже посложнее – фигуры человека бегущего и сидящего, геометрические фигуры.

Источник

Все дети играют в игры, особенно они важны для дошкольников. С помощью игры можно заложить основы развития ребенка, выявить основные интересы, развить имеющиеся способности. В данной статье мы поговорим о видах игр и их роли в обучении и развитии.

Игры и их важность

В развитии ребенка, особенно на начальных этапах, все общение и взаимодействие с окружающими строится на основе игр. Игра позволяет ребенку проявить самостоятельность, начать общаться со сверстниками, развивать имеющиеся навыки.

В зависимости от возраста ребенка с помощью игр возможно оказывать влияние на поведение ребенка, общение со сверстниками. Игры учат ребенка придерживаться поставленной цели и достигать ее. Если в раннем возрасте само действие преобладает над целью, то впоследствии примерно к четырем годам ребенок с помощью взрослого учится ставить перед собой цель и добиваться ее. Задача взрослого в этом случае помочь ребенку следовать поставленной цели и не забыть ее в ходе игры.

Виды игр

В научном мире выделяют несколько классов и видов игр, которые в свою очередь делятся на подвиды.

  • Игры по инициативе детей – творческие игры. Этот вид занимает значительное место в жизни каждого дошкольника. Именно в ходе таких игр ребенок сталкивается с проблемой выбора, продумывает результат, и самостоятельно определяет, как можно его добиться. В таких играх дети сами определяют последовательность и правила игры, чаще всего игра имитирует окружающую действительность ребенка.
  • Игры по инициативе взрослых – дидактические игры. В этом случае детям предлагаются готовые правила игры, которым нужно следовать для достижения определенного результата. Смысл такой игры заключается в решении определенной задачи.
  • Игры, созданные народом – народные игры. Эти игры, пришедшие из глубин веков, совсем не потеряли своей актуальности в современном мире, именно эти игры передают ребенку этнические особенности народа, помогают определить, кто он есть в этом большом мире.

Все перечисленные виды игр подразделяются на подвиды, при этом каждый из них оказывает влияние на развитие и обучение ребенка.

Творческие игры

Как уже упоминалось, творческие игры отражают окружающую жизнь, те отношения, которые складываются между людьми в ближайшем окружении ребенка, деятельность окружающих его людей. Именно эти игры отвечают за всестороннее развитие ребенка.

Виды игр творческих можно выделить следующие:

  • Сюжетно-ролевые
  • Театрализованные игры, которые в свою очередь подразделяются на подвиды: режиссерские игры-драматизации
  • Конструкторские

Сюжетно-ролевые игры представляют собой игры детей во «что-нибудь» или в «кого-нибудь». Независимо от выбора такие игры несут в себе пользу. Так как являются пробой ребенка себя в социальном мире, помогают ему существовать в определенных обстоятельствах, социализироваться.

Театральные игры довольно близки к сюжетно-ролевым. Их отличие состоит в том, что в театрализованных играх ребенок выполняет поставленную задачу, показывает, своими движениями, мимикой, голосом те или иные чувства. И хотя многим покажется, что такие игры не влияют на развитие ребенка, именно такие упражнения позволят в дальнейшем ребенку выразить свои чувства.

Режиссёрские игры позволяют малышу как режиссеру организовывать действия других ребят, а игры драматизации проводятся уже по готовому сюжету.

Конструкторские игры направлены на формирование конструкторских навыков у ребенка – строительство и проектирование. То, что сразу всплывает в воображении это все виды конструкторов и мозаик, а также природные материалы из которых дети так любят мастерить, то из чего можно создать что угодно (песок, крупа, и др.). В понимании взрослых это и есть развивающие игры.

Дидактические игры

Дидактические игры – это по сути своей, обучающие игры. Как правило, такие игры предусматривают четкую руководящую роль взрослого, который следит за выполнением правил игры или заранее определяет их, предоставляя в остальном свободу детям.

Для таких игр может использоваться готовый инвентарь, такой как печатные игры (лото, пазлы), предметы (куклы или машины), с помощью которых изучаются свойства предметов.

Народные игры

Несмотря на то, что современный мир диктует свои правила, народные игры, веками доказавшие свою пользу, по-прежнему используются в воспитании детей. Они оказывают благотворное влияние на развитие и образование ребенка. Видов народных игр выделяется достаточно большое количество. Бывают как индивидуальные, так и групповые игры, в зависимости от количества участников игры. Бывают сюжетные, театрализованные, бытовые игры в зависимости от темы игры. Также выделяют игры-ловишки, игры-забавы, игры – аттракционы. И хотя взрослым кажется, что такие игры не могут нести пользы для ребенка это системные, проверенные временем развивающие игры, которые используются с младенчества.

Читайте также:  Значение сюжетно ролевой игры в развитии ребенка

Будем надеяться, что информация окажется полезной для вас и ваших малышей.

Статья взята на https://blog.nils.ru/vidy-igr-sposobstvuyushchie-razvitiyu-rebenka/

Источник

Использование развивающих игр в развитии и обучении дошкольников.

Воспитатель ГБДОУ детский сад №114  общеразвивающего вида Невского района Санкт – Петербурга Баку Любовь Георгиевна.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

        В.А. Сухомлинский.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.

У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Игра  трактуется как способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.»

         В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

  1. совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через  игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;
  2. постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  3. повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
  4. органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  5. единство обучающих и воспитательных воздействий

         В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

         В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это от простого к сложному и “самостоятельно по способностям”. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

– развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.
– их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие  способностей.
– поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.

– развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

         В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства и т. д., что характерно для таких игр, как «Сложи узор», «Уникуб», «Цветок лотоса» и других. Каждая из развивающих игр, – как правило, модель действительности. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные  в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.

            Большой вклад в разработку занимательного математического материала внесла З.А.Михайлова. Разработанная ею система работы с дошкольниками имеет развивающую направленность. З.А.Михайлова считает, что главными путями реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга и т.п., организуемые с детьми.

            Б.П.Никитин разработал  систему развивающих игр. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

В последние годы все чаще в практике дошкольных учреждений применяется игровая технология В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», направленная на развитие мышления, памяти, внимания.  Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В.В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».

   Успехом у педагогов детских садов пользуются приемы и методы  ТРИЗ, разработанной Г.С.Альтшуллером. На данных приемах и методах основана  программа «Умка» – ТРИЗ авторы Л.М. Курбатова и др.
Целью программы является развитие у дошкольника активных форм мышления в единстве с творческим воображением, развитие фантазии через обогащение предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, игрового, эстетического, экологического, технического характера).
Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.

Читайте также:  Значение семьи для развитии личности ребенка

  Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

         Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению,  в частности предматематической подготовки. В этом помогают, уникальные по своим возможностям, дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, а также система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр и упражнений с этими материалами.

         В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем  для подготовки мышления детей к усвоению математики.  В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления.   Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

          В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

           В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его  познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.  П. Лич, автор книги о развитии детей до пяти лет, пишет: «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

   В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Библиография

1. Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. Занимательные задания для детей 2 – 6 лет. – Серия «Развиваем внимание, память, логику». – М.: Школьная пресса, 2010. – 80 с.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.

3. В.В.Воскобович и его развивающие игры. // еженедельник “Школьный психолог” издательского дома “Первое сентября” . –2000. -№37

4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера?  – М.: Гном и Д, 2007

5. Михайлова З.А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.; Детство – Пресс, 2007

6. Психология развития. Словарь/под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

7. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с.

8. https://www.razumniki.ru/razvivgames.html

Источник