Детские игры для социального развития ребенка
ÐÑли Ð²Ð°Ñ Ñебенок заÑÑенÑив и ÑÑÑдно ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ñ Ð´ÑÑгими лÑдÑми, можно поигÑаÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ в игÑÑ, в коÑоÑÑÑ Ð½Ñжно ÑоÑÑÑдниÑаÑÑ Ð¸ взаимодейÑÑвоваÑÑ. Такие ÑвеÑелиÑелÑнÑе занÑÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑплоÑÑÑ Ð´ÐµÑей, но и помогÑÑ ÑаÑкÑÑÑÑÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑникÑ.Â
ÐÑедлагаем 10 Ð¸Ð³Ñ Ð½Ð° ÑазвиÑие ÑоÑиалÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков, в коÑоÑÑе можно игÑаÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°, на пÑазднике, в деÑÑком ÑÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð»Ð¸ на пÑиÑоде!
«ÐÑÑ Ð´ÑÑга»
Ðам понадобиÑÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ ÐºÐ°ÑÑинок или Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑек (2-3 миÑки, 2-3 зайÑика, 2-3 кÑклÑ, 2-3 кÑклÑ). ÐÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð²ÑдаеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° игÑÑÑка или одна каÑÑинка, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑой еÑÑÑ Â«Ð´ÑÑзÑÑ» â Ñакие же каÑÑинки.
ÐеÑÑм пÑедлагаеÑÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи дÑÑзей Ð´Ð»Ñ Ñвоей игÑÑÑки (найÑи паÑнÑе игÑÑÑки, Ñо еÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð¹Ñика найÑи дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¹Ñиков, Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¸Ñки â дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ñек). Ðод мÑзÑÐºÑ Ð´ÐµÑи иÑÑÑ Ð´ÑÑзей. ÐÑо игÑа ÑаÑÑÑиÑана Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей, коÑоÑÑе еÑе ÑолÑко ÑÑаÑÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹ÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом.
«ÐенгÑÑÑ Ð¸ кенгÑÑенок»
Ð ÑÑой игÑе игÑоки ÑÑаÑÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑÑÑÑ Ð² паÑе, подÑÑÑÐ°Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñвои дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ðº дейÑÑвиÑм паÑÑнеÑа. ÐгÑаÑÑ Ð¿Ð°Ñами. Ðдин игÑок â «кенгÑÑÑ». Ðн ÑÑоиÑ. ÐÑÑгой игÑок â «кенгÑÑенок». Ðн вÑÑÐ°ÐµÑ Ðº кенгÑÑÑ Ñпиной и пÑиÑедаеÑ. ÐенгÑÑÑ Ð¸ кенгÑÑенок беÑÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑки. ÐадаÑа игÑоков в паÑе â дойÑи до окна (до ÑÑенÑ). РигÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ игÑаÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñ ÑамÑми маленÑкими деÑками и дома, и на пÑогÑлке.
«ÐоÑиÑÑй ÑиÑÑнок»
ÐгÑа оÑÐµÐ½Ñ Ð¿ÑоÑÑаÑ. Рнее можно игÑаÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ вдвоем. Ðдин Ñеловек наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑиÑоваÑÑ â ÑиÑÑÐµÑ Ð½Ð° лиÑÑе бÑмаге закоÑÑÑкÑ. ÐÑоÑой игÑок паÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ ÑиÑÑнок и Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¿ÐµÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ Ð±ÑÐ¼Ð°Ð³Ñ Ð¸ каÑÐ°Ð½Ð´Ð°Ñ Ð¿ÐµÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð³ÑокÑ. ÐеÑвÑй игÑок Ñнова пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¸ Ñак до ÑеÑ
поÑ, пока ÑиÑÑнок не бÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñен. ÐбÑÑждаем, ÑÑо бÑло задÑмано пеÑвÑм игÑоком, коÑоÑÑй наÑинал ÑиÑоваÑÑ, и ÑÑо полÑÑилоÑÑ.
ÐгÑа Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÑоÑвиÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ñем деÑÑм, здеÑÑ ÑанÑÐ°Ð·Ð¸Ñ Ð½Ð¸Ñем не Ñкована.Â
«ÐÑÐ±Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑка»
ÐÑе вÑÑаÑÑ Ð² кÑÑг. Ð ÑÑÐºÐ°Ñ Ñ Ð²ÐµÐ´ÑÑего игÑÑ Ð¼ÑÐ³ÐºÐ°Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑка. Ðн говоÑÐ¸Ñ Ð¾ ней неÑколÑко Ñлов â комплименÑов: «ÐдÑавÑÑвÑй, мÑÑонок! Ð¢Ñ Ñакой веÑелÑй. ÐÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð»Ñбим Ñ Ñобой игÑаÑÑ. ÐоигÑаеÑÑ Ñ Ð½Ð°Ð¼Ð¸?». Ðалее ведÑÑий пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð´ÐµÑÑм поигÑаÑÑ Ñ Ð¸Ð³ÑÑÑкой.
ÐгÑÑÑÐºÑ Ð¿ÐµÑедаÑÑ Ð² кÑÑгÑ, и каждÑй игÑок, полÑÑивÑий ее, говоÑÐ¸Ñ Ð¾Ð± игÑÑÑке лаÑковÑе Ñлова: «У ÑÐµÐ±Ñ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑимпаÑиÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾ÑдоÑка», «Ðне Ñак нÑавиÑÑÑ Ñвой длиннÑй Ñ
воÑÑик», « Ð¢Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð°Ð²Ð½Ñй», « У ÑÐµÐ±Ñ Ñакие кÑаÑивÑе и мÑгкие ÑÑки».
ÐгÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑоводиÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкими деÑÑми â пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð¸Ð¼ наÑало ÑÑазÑ, коÑоÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½ÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑ: Â«Ð¢Ñ Ð¾ÑенÑâ¦Â», « У ÑÐµÐ±Ñ ÐºÑаÑивÑеâ¦Â».
«ÐоÑобка Ñ ÑекÑеÑом»
Ðам понадобиÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно болÑÑÐ°Ñ ÐºÐ°ÑÑÐ¾Ð½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ñобка (напÑимеÑ, из-под компÑÑÑеÑа или дÑÑгой бÑÑовой ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸). РнаÑей гÑÑппе «Ð¨ÑÐ°Ð½Ñ Ð½Ð° лÑÐ¼ÐºÐ°Ñ » Ð²Ñ Ð½Ð°Ð¹Ð´ÐµÑе и дÑÑгие полезнÑе игÑÑ Ð¸Ð· подÑÑÑного маÑеÑиала — обÑзаÑелÑно поÑмоÑÑиÑе. Ð ÑÑой коÑобке Ðам нÑжно бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑоÑезаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑие оÑвеÑÑÑÐ¸Ñ â Ñакие, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð² Ð½Ð¸Ñ Ñвободно пÑолезла ÑÑка. ÐÑего нÑжно ÑделаÑÑ 4-6 оÑвеÑÑÑий.
ÐгÑаÑÑ 4- 6 Ñеловеr (ÑколÑко оÑвеÑÑÑий в коÑобке, ÑÑолÑко и игÑоков Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð² игÑе). ÐгÑоки пÑоÑовÑваÑÑ ÑÑÐºÑ Ð² коÑÐ¾Ð±ÐºÑ (ведÑÑий в ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑидеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐºÐ¾ÑÐ¾Ð±ÐºÑ Ð½Ð° ÑÑоле), Ñам Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑ ÑÑÑ-Ñо ÑÑкÑ, Ñ Ð½ÐµÐ¹ знакомÑÑÑÑ Ð¸ ÑгадÑваÑÑ, кÑо ÑÑо бÑл, Ñ ÑÑей ÑÑкой они ÑолÑко ÑÑо познакомилиÑÑ.
«Ðайди Ñвоего Ñебенка»
ÐÑо игÑа Ð´Ð»Ñ ÑемейнÑÑ Ð³ÑÑпп и ÑемейнÑÑ Ð¿Ñаздников. ÐгÑоки делÑÑÑÑ Ð½Ð° две командÑ. Родной команде â ÑодиÑели, в дÑÑгой â Ð¸Ñ Ð´ÐµÑи. РодиÑелÑм по оÑеÑеди завÑзÑваÑÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°, и им нÑжно найÑи Ñвоего Ñебенка ÑÑеди вÑÐµÑ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей на оÑÑпÑ. ÐеÑÑм запÑеÑено пÑи ÑÑом ÑÑо-либо говоÑиÑÑ Ð¸ подÑказÑваÑÑ.
ÐаобоÑоÑ, нÑжно запÑÑаÑÑ ÑодиÑелей â напÑимеÑ, поменÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑнÑÑÑ Ð±Ð°Ð½Ñик Ñ Ð²Ð¾Ð»Ð¾Ñ, пеÑебежаÑÑ Ð² дÑÑгое меÑÑо комнаÑÑ, пÑиÑеÑÑÑ (ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ догадалиÑÑ Ð¿Ð¾ ÑоÑÑÑ) и Ñак далее. Ðак ÑолÑко ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ñгадал Ñвоего малÑÑа, он говоÑиÑ: «ÐÐ¾Ñ ÐаÑа!» (назÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð¼Ñ Ñебенка) и ÑÐ½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑзкÑ. ÐÑли ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ Ñгадал â Ñо он полÑÑÐ°ÐµÑ ÑанÑ, коÑоÑÑй оÑÑгÑÑваеÑÑÑ Ð² конÑе игÑÑ.
«ÐеÑкало»
ÐгÑоки делÑÑÑÑ Ð½Ð° паÑÑ. Ðдин игÑок в паÑе â ÑÑо зеÑкало. «ÐеÑкало» ÑÐ¸Ð½Ñ Ñонно повÑоÑÑÐµÑ Ð²Ñе Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑоÑого игÑока в паÑе. ÐаÑем они менÑÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑами.
«ÐдÑавÑÑвÑйÑе»
ÐÑжно ÑÑпеÑÑ Ð·Ð° огÑаниÑенное вÑÐµÐ¼Ñ (1 минÑÑа или пока звÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑзÑка) поздоÑоваÑÑÑÑ Ñ ÐºÐ°Ðº можно болÑÑим колиÑеÑÑвом пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей. ÐаÑанее оговаÑиваеÑÑÑ ÑпоÑоб, Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑого Ð¼Ñ Ð±Ñдем пÑивеÑÑÑвоваÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑга â напÑимеÑ, пожаÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑÐ³Ñ ÑÑки. РконÑе игÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð¸Ñоги â ÑколÑко Ñаз ÑÑпели поздоÑоваÑÑÑÑ, не оÑÑалÑÑ Ð»Ð¸ кÑо-Ñо без пÑивеÑÑÑвиÑ.
«ХÑÐ¾Ð¼Ð°Ñ ÑÑоÑка»
УÑоÑка Ñломала лапкÑ, и ÑепеÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ. Ðе ÑÐ¾Ð»Ñ Ð²ÑполнÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ из деÑей. Ребенок, игÑÐ°Ñ ÑолÑ, ÑÑоÑки, ÑÑаÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ, как ÐµÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñно, Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ и гÑÑÑÑно. ÐÑе дÑÑгие деÑи его ÑÑеÑаÑÑ, гладÑÑ, говоÑÑÑ Ð»Ð°ÑковÑе Ñлова, обнимаÑÑ, поддеÑживаÑÑ. Ðожно игÑаÑÑ Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð´ÐµÑи Ñами вÑполнÑли Ñоли, а можно иÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑки и говоÑиÑÑ Ð·Ð° Ð½Ð¸Ñ . Ð ÑÑой коммÑникаÑивной игÑе малÑÑи ÑÑаÑÑÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑ ÑоÑÑвÑÑвие.
«ÐÑÑанка»
ÐгÑоки вÑÑаÑÑ Ð² кÑÑг и беÑÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑки. Ð Ñки ÑаÑÑеплÑÑÑ Ð½ÐµÐ»ÑзÑ! ÐгÑоки запÑÑÑваÑÑ ÐºÑÑг â не ÑаÑÑеплÑÑ ÑÑк, пеÑеÑÐ°Ð³Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑеÑез ÑÑки, обоÑаÑиваÑÑÑ Ð¸ Ñак далее. Ðогда пÑÑанка гоÑова, в комнаÑÑ Ð¿ÑиглаÑаеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´ÑÑий. ÐÐ¼Ñ Ð½Ñжно ÑаÑпÑÑаÑÑ Ð¸Ð³Ñоков обÑаÑно в кÑÑг, не ÑаÑÑеплÑÑ Ð¸Ñ ÑÑк.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
ÐÑполÑзование ÑоÑо: Ð.4 ÑÑ.21 ÐУ “Ðб авÑоÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑмежнÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð°Ñ – “ÐоÑпÑоизведение Ñ ÑелÑÑ Ð¾ÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑекÑÑÐ¸Ñ ÑобÑÑий ÑÑедÑÑвами ÑоÑогÑаÑии или кинемаÑогÑаÑии, пÑблиÑное ÑообÑение или ÑообÑение пÑоизведений, ÑвиденнÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑлÑÑаннÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑобÑÑий, в обÑеме, опÑавданном инÑоÑмаÑионной ÑелÑÑ.”
Источник
Игры и упражнения, способствующие социально – личностному развитию детей
В современном конкурентном обществе уверенно себя чувствовать могут социально развитые личности, обладающие значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо развивать у детей коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность ребенка, научить детей быть соучастником событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует дальнейшему укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволит занять лидирующие позиции в своем настоящем и будущем окружении.
В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения.
Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:
- Внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
- Проявлять уважение к говорящему, не стремиться перебивать его;
- Быть активным, уверенным в общении, уметь выражать свое отношение к предмету разговора;
- Ясно и последовательно выражать свои мысли;
- Уметь ориентироваться в ситуации общения;
- Уметь договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;
- Уметь завершать общение, используя этикетные формулы.
Развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью произносимых фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
Предложенные игры направлены на достижение центральной цели – установление уважительных, партнерских отношений между детьми в коллективе ДОУ.
Развитие умения договариваться, действовать совместно с другими, выражать свои идеи и понимать мысли участников игры.
Игра «Передай предмет»
Дети делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга. Игрокам каждой команды предстоит передать друг другу какой-либо предмет (мячик, апельсин, игрушку), причем при передаче этого предмета можно пользоваться только подбородком и плечами. Руками помогать себе нельзя. Если предмет падает на пол, то все начинается сначала. В конце игры определяется команда – победитель.
Игра «Строим цифры»
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до десяти, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,5 и т.д.)». Дети должны договориться о совместных действиях: строить цифру они будут стоя, лежа, сидя и конкретно кто, где и как будут располагаться.
Игра «Психологическая лепка»
В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например, морскую звезду, и показать, как она движется.
Игра «Есть или нет»
Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре. Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет».
- Есть ли в поле светлячки?
- Есть ли в море рыбки?
- Есть ли море у реки?
- Есть ли крылья у теленка?
- Есть ли клюв у поросенка?
- Есть ли гребень у горы?
- Есть ли двери у коры?
- Есть ли хвост у петуха?
- Есть ли рифма у стиха?
- Есть ли в нем ошибки?
Игра «Сержусь и радуюсь»
Ведущий говорит: «Я покажу вам два выражения лица, а вы будете мне подражать. Сначала покажу сердитое лицо. Вы тоже сведите брови, стисните зубы… Другое выражение лица – веселое (показывает). Давайте все улыбнемся. Теперь разделитесь на пары и встаньте спиной друг к другу. Когда я досчитаю до трех, быстро повернитесь друг к другу и покажите выбранное выражение. Побеждает та пара, которая, не сговариваясь, покажет одно и то же выражение лица.
Формирование нравственных представлений о культуре
взаимодействия со сверстниками
Игра «Ситуации»
Взрослый предлагает ребенку ситуацию, в которой он должен изобразить самого себя. Если играет группа детей, то им отводятся остальные роли. Главное правило в том, чтобы каждый ребенок изображал себя. Ситуации можете придумать сами, можно взять ситуации, которые реально были в жизни ребенка.
Например:
- У тебя твой друг взял игрушку поиграть, а вернул ее сломанной;
- Мама принесла три конфеты: тебе и сестре. Как поделишь эти конфеты? Почему?
- На занятии ты очень хотел ответить, но спросили Машу. Ты расстроишься? И т.п.
Развитие умений общаться со сверстниками,
формирование представлений о правилах этикета
Игра «Комплименты»
Сидя в кругу, все дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Игра «Подарки»
Дети находятся в кругу. Ведущий говорит, что сейчас каждый сможет подарить и получить подарки. Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести. Чем необычнее будет подарок, тем лучше.
Из детского сада ребенок возвращается домой, и если дома он не получает родительского тепла, заботы и уважительного отношения, то вся педагогическая работа, проводимая в детском саду, сводится к нулю. Поэтому очень хочется, чтобы дома родители соблюдали те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Это позволит достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.
Источник
КАРТОТЕКА
специальных игр на формирование социальных навыков детей
1. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай. (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 2 или более человек.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
2. Давай поговорим. (автор — Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать … (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых детей и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый. Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.
3. Ладонь в ладонь (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья ит. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Для развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста игру можно усложнить, дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д.
Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
4. Ау! (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
5. “Прошу – не надо”
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае, затруднения, воспитатель помогает найти нужные движения ребёнку: с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым “не надо” — кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”.
6. “Давай дружить”
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: Взрослый: встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был по смелее, первым предложил дружить. Зайчонок согласился. Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый — “зайчонок” — отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: “До
свидания”.
Комментарий: участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь
выразительно исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить” – “Давай”
7. «Паровозик»
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, приучать внимательно
наблюдать за действиями друг друга, прислушиваться к друг другу, и взрослому (визуальный и физический контакт).
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: воспитатель предлагает детям покататься на поезде. «Паровозиком будет Илюша, а мы все вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком» Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя ребенка-паровозика: «Илья, Илья, Илья… Ту-ту…». Затем паровозиком назначается другой ребенок.
Комментарий: более младшие дети могут играть в игру со взрослым или одним-двумя детьми.
8. «Ищу друга»
Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: детям раздают по одной игрушке (набор состоит из 2- 3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т.д.). Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверями. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание детей на то, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка), а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают зверю друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками.
Комментарий: вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь.
9. «Прятки с платочками»
Цель: отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции.
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: воспитатель раздает каждому ребенку платочки. Предлагает поиграть в прятки: «Давайте сейчас все спрячемся. Я буду вас искать». Дети накидывают платочки на голову. Воспитатель: «Где же наша Настя? Настенька, ты где?» Названный ребенок снимает платочек с головы и говорит: «Вот я!» Таким образом, педагог «находит» всех детей. Когда дети научаться играть, можно предложить искать всех кому-нибудь из детей. Более старших детей можно попросить рассказать друг о друге: как зовут, какой, что есть (части тела, одежда). Также можно
прятаться под один платочек 2-3 детям. В «Прятки» можно играть с игрушками. Взрослый прячет под платочек игрушку, затем показывает какую-либо ее часть (гребешок петушка, ушки зайчика и др.) или издает характерный для этой игрушки звук (Ку-ка-ре-ку, кря и др.) и просит отгадать, кто там спрятался. Если ребенок отгадал, то ему отдают эту игрушку (игрушек должно быть по количеству детей).
После дети могут спрятать свою игрушку под свой платочек и позвать ее: «Петушок (ку-ка-ре-ку) иди сюда!»
10. «Катаем мяч»
Цель: формировать чувство общности, воспитывать умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом.
Возраст: 3-4 года.
Описание игры: взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Покатился мячик в гости к Лене, лови его скорее!» После того, как ребенок поймает мяч, предлагает ему покатить мяч другому ребенку: «Лена, а к кому мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш не может выбрать ребенка, помогает ему: «Кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем воспитатель предлагает таким же образом перебрасывать мячик друг другу.
Комментарий: можно модифицировать игру: катать мяч не через все поле, а по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, необходимо комментировать его передвижения: «Вот сейчас мячик у Саши, а Саша покатил мячик Ване!»
Источник