Детская литература как средство интеллектуального развития ребенка

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №153»
Коминтерновский район
г. Воронеж
Тема: «Развитие умственных способностей детей посредством детской литературы ».
Воспитатель: Минакова Наталья Алексеевна
Воронеж 2016
Современное общество предъявляет всё более высокие требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников, ведь дошкольный возраст является ответственным этапом детства.
Ни у кого не вызывает сомнение, что детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъективности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.
Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом способствует развитию не только словесной, но и образной, двигательной и эмоциональной памяти. Художественное слово не только обозначает признак, объект или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную обстановку, основываясь на чувствительности ребенка к мелодике и ритму.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений .
Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.
С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме.
Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминанию литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.
В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность Детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность.
Память ребенка – это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.
Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.
Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников – обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.
Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.
Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством.
Отгадывая загадки – у ребенка развивается логическое мышление.
А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.
Источник
«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка».
«Всё, чего я достиг в жизни,
стало возможным, благодаря книге».
Ричард Бах.
В наш компьютерный век остро стоит проблема чтения. Действительно, роль книги, чтения играет огромную роль в развитии личности и интеллекта. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей. Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять.
Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность .Вспоминаются слова Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать.
Особое место занимают сказки. Как говорил К.Чуковский: «Сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб». Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь.
Для развития логического мышления можно использовать сказки Дж. Родари, В.Сутеева, Д.Хармса, Л.Толстого.
Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Можно прочесть до того места, где требуется делать выбор и попросить ребёнка нарисовать или предположить, как поступит герой. Дочитайте до конца и сопоставьте ответ с тем, как поступил герой.
Развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети остро чувствуют ритм и музыку стихов. После чтения можно нарисовать картинку.
Чтобы ребёнок полюбил чтение, важно создать собственную домашнюю библиотеку.
Первый подход – рабочая библиотека: словари, энциклопедии,
научно – популярная литература, журналы.
Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми.
Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы.
Детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов, Б. Заходер.
Когда у ребёнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – нужны книги энциклопедического характера: «Я познаю мир»
«Всё обо всём»
«Моя первая энциклопедия» и т.д.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
1.Прививайте интерес к чтению с раннего детства.
2.Покупайте книги, яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3.Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4.Обсуждайте прочитанную книгу.
5.Вспоминая содержание книги, намеренно искажайте его,
чтобы проверить, как запомнил ребёнок.
6.Воспитывайте бережное отношение к книге.
7.Дарите ребёнку книгу с дарственной надписью, с тёплыми пожеланиями.
Анкета для детей.
- Как ты считаешь, может ли человек прожить без книги?
- Нравится ли тебе читать книги?
- Какие книги любишь читать?
- Нравится ли тебе получать книги в подарок?
- Какую книгу читаешь теперь?
- Тебе её подарили или взял в библиотеке?
- У вас дома много книг?
- Назови детские книги из домашней библиотеки?
Анкета для родителей.
- Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
- Сколько времени проводит за книгой?
- Вы убеждаете своего ребёнка читать или он делает это сам?
- Какие книги любит ваш ребёнок?
- Дарите ли вы своему ребёнку книги? Какие?
- Обсуждаете ли прочитанное с ребёнком?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
- Являетесь ли примером для своего ребёнка в чтении книг?
Источник
Родительское собрание
«Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка»
Чтение – вот лучшее учение.
А.С. Пушкин
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы.
Задачи:
Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и развитию интеллектуальных умений с помощью книги.
Показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя.
Если у ребёнка слёзы и капризы,
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там, на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга!
Как говорил А.С. Пушкин «Чтение – вот лучшее учение!». Да и как можно не согласиться с этим великим писателем и поэтом?! Когда ты садишься и открываешь книгу, то с первых страниц она может разочаровать тебя. Ведь ты хотел прочитать интересную книгу, а здесь какие-то слишком мудрые слова, да и начало не радует… Но не торопись с выводами. Для начала, просто пролистай её, найди то, что тебя заинтересует. И, конечно же, начинай читать с самого начала, именно с тех скучных вводных слов. Со временем книга тебя увлечёт, и ты окунёшься в мир прекрасной и захватывающей истории. Читая книгу, ты не заметишь, как пролетит время, а вместе с ним пополнится твоя речь и ум. Но что же бывает, когда вовсе не читаешь книг?
В наш век развития высоких компьютерных технологий, телевидения и мобильной связи, все труднее и труднее удержать школьника на расстоянии от этих благ цивилизации, все труднее и труднее воспитывать “красивое, доброе, вечное”, то самое, что воспитывали в предыдущих поколениях россиян книги. Некогда самая читающая в мире страна, давно сдала свои позиции, поставив перед школой задачу – вернуть ребенка к книге, как к основному источнику культуры народа.
Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением.
Очень трудно приобщить детей к чтению, сложно привить у ребенка интерес к книге. А опыт многих учителей показывают, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если 4-й класс они закончили, имея навык чтения от 80 до 100 слов в минуту и более.
А вот данные о детском чтении:
Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%
Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%
Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
Читают познавательную литературу 21%
Читают для самообразования 10% школьников.
Как вы думайте, какие существуют причины, по которым нужно читать книги? (Работа в группах – запись на листах бумаги А4)
Причины, по которым надо читать книги:
1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми
Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи.
2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение.
Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.
3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально.
Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.
Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.
5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности.
Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.
Техника чтения.
-Скажите, кому нравится, как читает его ребенок? Сколько слов в минуту читает ваш ребенок?
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей, без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Но любимое чтение детей этого возраста – сказки; они захватывают юных читателей своим сюжетом, уносят их в мир, полный чудес, развивая у детей фантазию. Сказка помогает детям понимать, что такое добро и зло, правильно оценивать поступки героев – положительных и отрицательных. Простой, понятный детям язык сказок развивает речь, учит родному языку.
Что мешает чтению детей?
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами.
КОМПЬЮТЕР
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой – дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции
Практическая часть.
Давайте обсудим ситуации, которые происходят дома. Предлагаю вам ситуации, обсудив которые вы поделитесь своим опытом по формированию читательских навыков у детей. (Дискуссия)
Ситуация 1
Мать рассказывает, что укладывая десятилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждет этой минуты.
– Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух?
– Чем руководствуется мама, читая такому большому ребенку вслух?
– Что дает такая традиция?
Ситуация 2.
Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя…» – угрожает мать.
– Как избежать конфликта?
Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.
Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту!» и т.п.).
Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К.И. Чуковский, сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и питательный хлеб.
Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, с ней можно поиграть, тем самым, сделав ее своим помощником в развитии ребёнка.
Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого и др.
Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Можно прочесть ребенку сказку, только не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор. После того как он сделает свой выбор (скажет, нарисует, выложит из подсобного материала и т.д.), дочитать сказку до конца, чтобы ребенок узнал, какой выбор сделал герой сказки, и сопоставил оба.
Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать свою собственную библиотеку. Здесь могут быть два подхода.
Первый подход – это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания.
Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).
Родителям необходимо самим знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы.
Сближает родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, и совместное чтение и обсуждение прочитанного.
Давайте выявим 5 причин, по которым читать книги нужно всей семьёй, а поможет нам в этом ромашка. (На лепестках ромашки написана часть предложения, которую нужно продолжить…)
5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей
Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.
Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут
Заключительное слово учителя.
Уважаемые родители! Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!
Ведь как говорил Ричард Бах «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге».
До новых встреч!!!
Источник