Депрессия ребенку 3 года
Молодым родителям полезно знать симптомы депрессии у детей 3 лет. Болезни «молодеют» с каждым годом, депрессия у детей – это явление частное и требующее неотложного внимания со стороны взрослых и квалифицированной помощи различных специалистов. Современное общество настолько высокоразвитое, что порою человек не может совладать с потоком информации и успешно развиваться в нем, поэтому депрессия становится спутником жизни людей и особенно касается детей в возрасте трех лет. Почему возникает депрессия у ребенка 3 лет? Как лечить заболевание и способы выявления депрессии необходимо рассмотреть.
Особенности развития ребенка 3 лет
Особенности развития малыша третьего года жизни заключаются в интенсивном физическом росте и изменениях в психоэмоциональной сфере. Малыш учится размышлять, открывая для себя свойства объектов и предметов, расширяются сенсорные возможности ребенка, которые обеспечивают перцептивную, моторную и речевую активность. У детей меняется восприятие предметов.
Изменения в психоэмоциональной сфере обусловлены расширением зон общения ребенка с взрослыми, детьми, детским коллективом, овладением речевыми средствами и развитием их самостоятельности.
Признаки депрессии у ребенка
Депрессия у детей характеризуется изменениями в поведении и привычках, не замечать которые родитель не может. Чаще подверженные депрессии те дети, которые относятся к типу темперамента «холерик» и «флегматик». Сангвиники и меланхолики переживают депрессивные состояния быстрее и способны занимать себя различными видами деятельности. Основные признаки депрессии в трехлетнем возрасте это:
- Замкнутость. Малыш не хочет общаться с людьми, мало разговаривает, проявляет нежелание общения с мамой и отстраняется от нее. При попытках поговорить или занять чем-либо ребенка, он проявляет нежелание и протест и поддается только через долгие уговоры или с помощью мотивации (конфета или новая игрушка) и выполняет действия как тяжелую работу. Малыш чаще проводит время в одиночестве, уединяется в уютные места.
- Отсутствие аппетита. Ребенок отказывается от еды, порою даже от любимых блюд и не пьет жидкость, при этом не ощущает голода. Порцию не съедает, и заставить съесть полностью невозможно, начинает плакать.
- Приступы агрессии. Проявление агрессии и жестокого отношения к игрушкам и домашним животным, является признаком депрессии. В этом случае ребенок обижает игрушки, наказывает, причиняет им воображаемые раны.
- Нарушение сна. Малыш долго не может уснуть, наутро встает поздно. Часто, процесс засыпания сопровождается подергиванием конечностей, вздрагиваниями и вздыханием во время сна. Ребенок становится капризным, но не плаксивым (важно заметить это).
- Страхи. Проявления страхов в возрасте трех лет является ненормальным явлением и должно привлечь внимание родителей. Малыша одолевает страх одиночества, смерти (как бы удивительно это ни звучало), боязнь темноты.
Симптомы депрессии у детей часто совпадают с симптомами различных заболеваний: простуда, кишечные инфекции, анемия и это может привести к ложным диагнозам, поэтому следует самостоятельно разобраться в смене поведении ребенка и только потом обращаться к врачу, Только квалифицированный специалист в области психологии поможет малышу выйти из состояния депрессии.
Низкая физическая активность. Малыш способен лежать или сидеть целый день, при этом абсолютно ничем не играясь. Походка становится вялой, пропадает подвижность и активность, наблюдаются нарушения координации движений. Проявления слабости мышц нижних конечностей у малыша должно стать сигналом для обращения родителей к врачу.
Соматические проявления: боль в животе, в ногах и руках, суставах и спине, головная боль, головокружение. Симптомы возникают без причины, и малыш не может справиться с ними самостоятельно. Родителям приходится обращаться за помощью в больницу.
Причины депрессии у детей 3 лет
Причины депрессии у ребенка могут быть разные: от смены настроения и психофизиологических особенностей организма до стиля воспитания в семье. Разлука с мамой способна спровоцировать у ребенка нервное расстройство. Малыша посещает чувство одиночества, брошенности, он не может понять и объяснить переживания тоски, вместо этого, ребенка посещает депрессия. Даже разлука с мамой на час, при неправильной мотивации, способна нанести удар по хрупкой психике маленького ребенка. С малышом нужно разговаривать и объяснять ему взрослые вещи и явления с малых лет.
У малыша происходит смена чувств и ощущений с тактильных на социальные. Он учится поведению, развитию и проявлению собственного эго в новой среде. У ребенка появляются первые переживания о себе, своих достижениях, успехах и неудачах. До трех лет малыш был пассивным участником в окружающей действительности, в три года он становится активным деятелем в социальной среде, в этот период и возникает депрессия.
Потеря или разлука с близким другом, это может быть любимая игрушка или домашнее животное. Разлука с любимой вещью является причиной возникновения тоски и тревоги, что в последствии приводит к детской депрессии.
Ребенок и депрессия очень сложное явление в психологии и психотерапии, период терапии длится от 2 недель до нескольких месяцев, а полное восстановление психики происходит через месяц после лечения и только при благоприятных условиях жизни и развития малыша. Как помочь маленькому ребенку справиться с депрессией? Роль родителей в процессе лечения.
Как помочь ребенку выйти из депрессии?
Самостоятельно маленький ребенок не справится с таким серьезным психическим расстройством, как депрессия, и родители самостоятельно не смогут его вывести с этого состояния, если не имеют образования психолога или терапевта, поэтому в случае проявления депрессивных состояний у малыша, необходимо обратиться к педиатру. Детский доктор разберется с причинами изменениями в поведении ребенка и определит пути лечения.
Как правило, лечение депрессии у детей заключается в восстановлении психологической и эмоциональной сферы ребенка при поддержке психолога или психотерапевта, выявление страхов, а также восстановление режима дня и питания.
- Восстановление психологической сферы малыша. Психолог работает с психикой ребенка определенными методами: беседы, тренинги, аутотренинги, песочная терапия и др. Помощь родителей заключается в создании для ребенка комфортной и уютной обстановки, создание ситуации успеха малыша. На этой стадии лечения, ребенку нужно понять, он главный в жизни родителя, что человек это наивысшая ценность в мире и главнее его нет никого, но формировать эти образы нужно осторожно, чтобы не воспитать вместе с этим эгоизм.
- Восстановление эмоциональной сферы. Для этого взрослые должны помочь малышу принять действительность: объяснить причины происходящих событий, создать комфортную обстановку дома, добавить в жизнь ребенка новые эмоции.
- Организация правильного режима дня ребенка: четко разграничить время игр и отдыха, сна и бодрствования, и жить только по этому режиму.
- Сбалансировать питание. Правильное питание, сбалансированный рацион, необходимые витамины и минералы, поступающие в организм ребенка с пищей, способны помочь ребенку восстановить жизненный тонус.
- Детская депрессия успешно лечится добрыми сказками, мамиными колыбельными и хорошими стихотворениями.
Разлука родителей. Маленький ребенок от рождения нуждается как в материнской, так и в отцовской ласке, он ощущает на себе настроение родителей и сильно привязан к ним. Доказано специалистами в психотерапии, когда между родителями начинаются ссоры и разногласия, это негативно влияет на эмоциональное состоянии малыша, притом что малыш может не слышать ссор. Негативные посылы передаются на энергетическом уровне. В этом случае ребенок ощущает тревогу, депрессия появляется с момента осознания, что один родитель ушел из семьи и больше не живет с ним вместе. Чувство одиночества, брошенности постоянные спутники ребенка в этом случае.
Физическое воздействие на ребенка. Воспитание с применением физических наказаний, прямым путем провоцируют депрессию. В то время, когда малыш активно познает мир, который просто «давит» на него информацией, над ребенком совершают физические расправы. Конечно, малышу приходится сложно, он замыкается, уходит в себя.
Несколько советов для родителей малышей
Необходимо четко представлять, что лечение детской депрессии, это борьба с проявлениями страхов и негативного мышления. Маленьким детям необходимо такое внимание, как: больше родительской ласки, объятий, поцелуев, разговоров и рассказов о хороших событиях.
Можно приобрести для ребенка интересную игрушку, которую бы он мог носить с собой, это позволит малышу чувствовать себя увереннее в ситуациях страха. Нужно больше разговаривать с ребенком, учить выражать свои мысли и ощущения словами. Для того чтобы снизить тревогу малыша, можно организовать арт-занятие, порисовать карандашами или красками с ребенком. Не забывать, что период лечения детской депрессии занимает длительный период, поэтому стоит организовать свой режим дня.
Источник
Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.
Общие сведения
Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.
Депрессия у детей
Причины депрессии у детей
Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:
- Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
- Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
- Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.
В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:
- Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
- Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.
У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.
Патогенез
Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.
Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.
Классификация
Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:
- Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
- Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
- Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
- Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.
Симптомы депрессии у детей
Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.
Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.
У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.
Осложнения
В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.
Диагностика
Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром. До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:
- Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
- Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
- Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
- Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
- Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.
Лечение депрессии у детей
Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:
- Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
- Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
- Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.
Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).
Прогноз и профилактика
Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности. Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.
Источник