Деформация личности в развитии ребенка

Деформация личности в развитии ребенка thumbnail

Нарушение личностного развития в детском возрасте.

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском, так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.

Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности. Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в развитии.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений:

 формирование антисоциальной мотивации,

 появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),

 низкий уровень социальной компетентности и т.д.

Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других сферах, условно могут быть разделены на два класса:

  • специфические для определенного возрастного этапа (например, отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого феномена, например, в два-три года не может считаться негативным явлением развития);
  • неспецифические (общие) – такие нарушения в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие ситуативное эмоций и пр.

Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

Вот ряд специфических проявлений эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения в личностном развитии.

Так, в

младенческом возрасте эмоциональными нарушениями личности являются:

 отсутствие “комплекса оживления”, определяющего эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребенка);

 задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки, которая в норме возникает в три месяца;

 неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и т.п.);

 апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;

На втором году жизни эмоциональными нарушениями являются:

 отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться серьезной аномалией процесса развития личности;

 высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, “застревание” эмоционального процесса, который в норме у ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;

 отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции при общении с близкими людьми прежде всего, родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим условием развития симпатии к другому человеку становится уровень активности этого человека в совместной с ребенком деятельности. Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так, ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного занятия) вызвать недовольство или противодействие;

 отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;

 боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы, нежели в осторожности взрослых людей;

 эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при манипулировании предметом являются признаком нормального развития эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;

 депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия. Так, если небольшое неприятное событие (“шлепок” со стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);

 амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным, если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на удовлетворение потребностей (ситуациях “хочу нельзя”). Вне подобных ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений личностного развития.

В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и дошкольного возраста такое явление не свойственно, так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр взаимоисключающих друг друга действия).

Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок “мечется”, не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные эмоции;

 равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации восстанавливает нормальное развитие ребенка.

В

дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями являются следующие феномены:

 отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку, идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное явление, но оно еще и негативно влияет на развитие просоциальной мотивации и “объединяющих” чувств, регулирующих межличностные отношения.

Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса. Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным “застреванием”. Соответственно осложняется и диагностика отклонения, ибо регулярная “эмоциональная неадекватность” может рассматриваться как аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями нейродинамики психических процессов.

Отсутствие эмоционального предвосхищения может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком желаний другого человека;

 отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего, “близкого”, симпатичного). Синтония появляется к концу первого года жизни, но является признаком нормального развития личности не только в раннем, но и дошкольном возрасте;

 отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции для дошкольного возраста “чувства вины”, связанного с новым типом самосознания (“Это я сделал”) и способностью эмоционально возвращаться в прошлое;

 множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих различные ситуации.

Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и агрессивность.

Источник

Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать – ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

В полной семье эмоциональный фон создает мать. Она поддерживает благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают прежде всего мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под влиянием матери. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А воспитывая в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни. [13]

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Сотворив из сына подобие маленького божества, она обрушивает на него такую лавину забот и перестраховочных мер, что ребенок с детства отучается и отлучается от самостоятельности и инициативы, боится без мамы сделать лишний шаг. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.

Материнская гиперопека может привести к еще одному очень серьезному психологическому осложнению во взаимоотношениях между матерью и сыном. Дело в том, что любая деспотическая любовь требует ответных проявлений: слов, ласк, клятв. Любовь матери к сыну не является исключением. Сознательно или подсознательно она ждет от ребенка платы за свое жертвенное чувство. Пока сын маленький, он старается отвечать матери послушанием, сыновними ласками, благодарными словами, жестами и взглядами. Взрослея, он начинает тяготиться безудержной, безграничной материнской любовью, потому что у него появляются другие привязанности. Мать этого не понимает и продолжает ждать или даже требовать от сына проявлений любви «через силу», помимо его желания. Сын, чтобы не обидеть мать, отвечает на ее любовь по необходимости или по привычке, что неизбежно ведет к блокированию, задержке отрицательных чувств, эмоций и настроений к состоянию фрустрации. Разрядка фрустрационного состояния нередко происходит в виде конфликта, во время которого сын высказывает в адрес матери упреки, обиды и даже оскорбления. Это повергает ее в шок, приводит к истерике. Обе стороны со временем начинают испытывать по отношению друг к другу эмоциональное отчуждение, зачастую переходящее в открытую ненависть и вражду. Такова плата за безграничную материнскую любовь.

Бывает и так, что мать решает «слепить» из сына идеального (по ее представлениям) мужчину. Она разрабатывает для него непосильную программу действий, в которую входят занятия и музыкой, и языком, и фигурным катанием, и танцами. Интересы, желания и возможности ребенка при этом не учитываются. Иногда у него просто не хватает сил для осуществления ее программы, и тогда может наступить нервный срыв.

Нередко любовный деспотизм матери («мой, только мой») приводит к деспотической власти сына над матерью. Уже в раннем детстве он начинает эксплуатировать ее в личных корыстных целях, используя и материнскую любовь, и страхи, и самопожертвование. Подобный стиль отношений он по привычке переносит и на других людей: родственников, знакомых, сверстников, из-за чего постоянно конфликтует с ними. Получая отпор со стороны тех, кто не желает подчиняться его капризам, сын еще больше подавляет мать своими требованиями и неуемными желаниями. Так он привыкает потреблять, ничего не предлагая взамен, становится эмоционально холодным и жестоким по отношению и к другим людям, и к матери.

Детские психиатры считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения, а также нарушения психического здоровья. Они отмечают, что у мальчиков дошкольного возраста из неполных семей достоверно чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и негативизм, онанизм, различные тики. У девочек в неполных семьях достоверно более частым бывает заикание. [18]

У детей школьного возраста нервность чаще встречается среди воспитывающихся в неполных семьях. У девочек эти различия достоверны, зато у мальчиков более выражены на рушения поведения. Нервность у детей обоего пола достаточно часто обусловлена нервным состоянием матери перед разводом. Помимо этого нарушения поведения у мальчиков являются в немалой степени откликом на отсутствие отца как адекватной модели поло-ролевой идентификации в семье.

Таким образом, роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь как мальчика, так и девочки.

Психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семьи имеет и свои, только ей присущие черты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

    Деформация развития личности в самом общем плане понимается как изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием определенных условий. По отношению к детям и подросткам с врожденными и рано приобретенными отклонениями в развитии речь скорее будет идти не столько об изменениях по отношению к исходному, сколько об искажениях и ограниченности условий самого процесса развития.

    Личность формируется и проявляется в процессе деятельности, поведения, общения и в то же время определяет форму деятельности и поведение. При отсутствии необходимых условий для развития личности или же под влиянием патологических факторов длительно и интенсивно воздействующих, к которым в том числе относится и нарушение онтогенетического процесса, могут возникать деформации развития личности.

    В психологической науке понятие «деформация» чаще всего рассматривается в русле проблем профессиональной деятельности или личностно-типологических особенностей.

    С точки зрения социологии развитие ребенка происходит исключительно под влиянием социального окружения. Развитие личности во многом зависит от образа жизни индивида. Действительно, ребенок в процессе своих отношений с социальным окружением копирует манеры, модели поведения, усваивает разные социальные роли, получает новые знания о мире. Их направленность определяется образом жизни семьи и самого ребенка в ней.

    «Наследственная» детерминация развития личности мотивирует развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека.

    1. Упрямство. Его возрастные периоды, пути и средства преодоления. Специфические и неспецифические методы коррекции нарушений поведения.

    УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Проявления упрямства:

    • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

    • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому ” стоит на своём”.

    С течением времени упрямство порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Каждый ребенок проходит через несколько “возрастов упрямства”.

    Первый приходится на период между 2,5 – 3,5 годами. Ребенок становится капризным. Все, что запрещается, стремится делать как бы назло или желая проверить, действительно ли запрещается. Второе обострение упрямства происходит в 6 – 7 лет, иногда в 8 – 9. Происходит все то же, но на другом уровне: скандалы при выполнении уроков, из – за одежды и пр.; плохое настроение, усталость. В это время нарастает объем требований. Перед ребенком встает бесконечное “надо”.

    Третье обострение упрямства приходится на подростковый возраст, на подростковый кризис, период гормональных бурь, когда максимальными становятся и внушаемость, и антивнушаемость. Подросток бурно стремится узнать мир и себя, примерить новые роли, испытать невероятное, проверить известное. Ему нужны трудности и ошибки, он хочет не только сам делать свою судьбу, но и понять себя. В этот период дети воспринимают даже безобидные, нейтральные вопросы как попытку грубого вторжения в их внутренний мир и соответственно реагируют на это.

    Преодоление упрямства является делом сложным и трудным, ибо воспитание упрямого есть перевоспитание, а последнее всегда труднее воспитания. Перевоспитание упрямого требует:

    а) устранения причин, порождающих упрямство;

    б) устранения его мотивов и создания надлежащих мотивов поведения;

    в) воспитание дисциплинарных, трудовых и прочих положительных привычек;

    г) формирования волевых и нравственных качеств характера.

    Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. Для реализации этой задачи в методическом арсенале учителя имеется система специфических и неспецифических методов. Одним из специфических методов коррекции поведения явля­ется упражнение. В учебной деятельности взрос­лые создают специальные ситуации, участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, т. е. жела­тельном, социально одобряемом, поведении. В современной педагогической практике взрослые часто исполь­зуютнаказание. Наказание может быть эффективным, если соблюдать следую­щие условия: наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись; наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол; взрослым не следует менять стиль своего общения с ре­бенком, подвергнутым наказанию; наказание не должно усу­губляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным вор­чанием; наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ре­бенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведе­ние, не повторять своих ошибок.

    Неспецифические методы коррекции поведения Их можно разделить на три группы: 1) методы изменения деятельности детей; 2) методы изменения отношений; 3) методы изменения компонентов образовательно-воспита­тельной системы.

    Первая группа – методы изменения деятельности детей: введе­ние новых видов деятельности (например, творческая деятельность в различных жанрах искусства); изменение содержания деятельнос­ти; изменение смысла деятельности. Вторая группа методов коррекции поведения детей – методы изменения отношений: личный пример взрослого и сверстника; игно­рирование поведения ребенка; «разрешение на поведение»; изменение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка. Третья группа методов коррекции поведения – изменение компо­нентов образовательно-воспитательной системы: режима школьной жизнедеятельности детей и, конечно, личности учителя.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник