Дефектологическое обследование ребенка в 2 года

Дефектологическое обследование ребенка в 2 года thumbnail

Наименование задания

Возраст детей

2-2.5 года

2.5-3 года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного

года

  1. Поймай шарик

1 балл — ребенок не начинает сотрудничать даже по мере обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, тянет в рот и т. д.).

2 балла — ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда дается.

3 балла — ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

4 балла — ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

  1. Спрячь шарики:

1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.

2 балла — ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла — ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

4 балла — ребенок сразу понимает задание; выполняет его; применяет соотносящие действия; заинтересован и конечном результате.

  1. Разбери и сложи матрешку:

1 балл — ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно (огрет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).

2 балла — ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.

4 балла — ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

  1. Разбери и сложи пирамидки:

1 балл — ребенок действует неадекватно (даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.).

2 балла — ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 балла — ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

4 балла — ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

  1. Найди парные картинки:

1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.).

2 балла — ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла — ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку; после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

4 балла — ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

  1. Поиграй с цветными кубиками:

с двумя (красный, желтый)

с четырьмя (красный, желтый, зеленый, синий)

1 балл — ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 балла — ребенок сличает цвета; выделяет их по слову; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

  1. Сложи разрезные картинки:

из двух частей

из трех частей

1 балл — ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом).

2 балла — ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не может.

3 балла — ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

4 балла — ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

  1. Построй из палочек:

молоточек из двух палочек

домик из трех палочек

1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (бросает палочки, кладет их рядом, машет ими); безразличен к результату.

2 балла — ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.

Читайте также:  Ингаляции с физраствором дозировка ребенку 2 года

3 балла — ребенок правильно понимает задание, но строит молоточек только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.

  1. Достань тележку:

скользящая тесемка

скользящая и одна ложная тесемка

1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.

2 балла — ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

3 балла — ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.

4 балла — ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

  1. Нарисуй:

дорожку

домик

1 балл — ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.

2 балла — ребенок стремится что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не определена ведущая рука; нет согласованности действие обеих рук.

3 балла — ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; пони мает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.

4 балла — ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

Общий балл.

Заключение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

КАРТА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗПР

Ф.И. РЕБЕНКА________________________________________________________

ГРУППА_____________________________________________________________

ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ____________________________________________________

ДАТА ВЫПУСКА_______________________________________________________

Данные психолого-педагогического обследования

I. Общие сведения.

1.Контакт и эмоциональная реакция ребенка на обследование (легко вступает в контакт/трудно; волнуется, спокоен, застенчив, весел, неадекватное поведение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)

2. Понимает инструкции и цели задания (___ выслушивает до конца, __ задает вопросы, __ необходим показ).

3. Характер деятельности при выполнении задания (интерес, работоспособность, использование помощи и т. д.) _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений)

  • Как тебя зовут?
  • Какая у тебя фамилия?
  • Ты девочка или мальчик?
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живешь?
  • С кем ты живешь?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Где и кем работает твоя мама?
  • Где и кем работает твой папа?
  • Ты сюда пришел или приехал? На чем?
  • Какие у тебя есть игрушки?
  • Кто водит машину?
  • Кто учит детей?
  • Какое сейчас время года?
  • Как ты догадался?

II. Характеристика интеллектуальной деятельности

Восприятие

Цвет (методика И.В.Дреминой)

4-5 лет (до5 цветов)____________________________________________________________

5-6 лет (до 7 цветов) ___________________________________________________________

6-7 лет (до 9 цветов)___________________________________________________________

Ритм

Простые(—; — — –; – –; — -)_____________________________________________________

Сложные (- — -; — -; – — –;- — -; — — –; — – –)____________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности восприятия – целостность

Предлагается сложить квадрат из нескольких частей

4 года – 3 части_______________________________________________________________

5 лет – 4 части ________________________________________________________________

6 лет – 5-6 частей _____________________________________________________________

Форма

Тест «Найди одинаковые фигуры» (авт.А.Н.Смирнова)

4-5 лет (до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг)______________________

_____________________________________________________________________________

5-6 лет (до 5 геометрических фигур)______________________________________________

6-7 лет (до 7 геометрических фигур)______________________________________________

Величина

1.Предметные картинки с предметами различной величины

4 года – покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,

широкий, узкий, высокий, низкий _________________________________________

5 лет – назови по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,

широкий, узкий, высокий, низкий __________________________________________

6 лет – скажи наоборот: большой, маленький, длинный, короткий,

широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий___________________________

_____________________________________________________________________________

2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:

4 года – 3 полоски_____________________________________________________________

5 лет – 5 полосок _____________________________________________________________

6 лет – 10 полосок ____________________________________________________________

Внимание

4- 5 лет (методика С.Лиепинь)

5-6+ лет (методика С.Лиепинь)

Мышление

1.Наглядно-действенное

Уровень оценивается по таблицам Сегена – восприятие форы.

4 года________________________________________________________________________

5 лет _________________________________________________________________________

6 лет _________________________________________________________________________

Пирамидка

2. Наглядно-образное

«Свободное рисование» (простым карандашом)

4 года________________________________________________________________________

5 лет ________________________________________________________________________

6 лет _________________________________________________________________________

«Разрезные картинки», «Почтовый ящик»

Методика «Разложи картинки»

4-5 лет – 4 картинки ___________________________________________________________

5-6 лет – 5 картинок ___________________________________________________________

6-7 лет – 6-7 картинок __________________________________________________________

3. Словесно-логическое

4 года – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________

5 лет – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________

6 лет – что лишнее: морковь-капуста-яблоко-картофель; платье-сапоги-рубашка-пальто; чашка-тарелка-стол-кастрюля; диван-стол-кровать-ведро._____

«Четвёртый лишний»

5 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

«Последовательность событий» (сюжетные картинки)

5 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

«Загадки»

6 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Память

1.Слуховая память

Запомни 10 слов (методика А Лурия)

4 года – до 5 слов_____________________________________________________________________

6 лет – до 10 слов_____________________________________________________________________

2. Зрительная память

Запомни 10 картинок

4 года _______________________________________________________________________________

5 лет ________________________________________________________________________________

Читайте также:  Что взять для ребенка 2 года на море

6 лет ________________________________________________________________________________

2. Зрительная память

«Чего не стало?»

4 года – до 5 игрушек __________________________________________________________________

5 лет – 6-7 игрушек ___________________________________________________________________

6 лет -7-10 игрушек ___________________________________________________________________

Развитие элементарных математических представлений

1. Количество и счет

4 – 5 лет – до 5 _______________________________________________________________________

5-6 лет – до 10 ________________________________________________________________________

6-7 лет – до 10 (прямой и обратный счет) _________________________________________________

2. Геометрические фигуры

4-5 лет – узнавание геометрических фигур ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5-6 лет – различение геометрических форм _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6-7 лет – преобразование геометрических форм ___________________________________________ _____________________________________________________________________________________

3. Величина

Сравнение предметов разной длины, ширины, высоты

4-5 лет – 5 предметов__________________________________________________________________

5-6 лет – до 10 предметов ______________________________________________________________

6-7 лет – измерение длины предметов ____________________________________________________

4. Ориентировка в пространстве

4-5 лет – определение направления от себя________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5-6 лет- определение своего положения среди окружающих предметов________________________ _____________________________________________________________________________________

6-7 лет – ориентировка на листе бумаги в клетку __________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Ориентировка во времени

4-5 лет – различение частей суток _______________________________________________________

5-6 лет – называние дней недели_________________________________________________________

6-7 лет – определение последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Составление и решение арифметических задач

7 лет________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Конструктивная деятельность

1. Умение строить по образцу___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Умение строить по графическому рисунку______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Умение строить самостоятельно_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Умение зарисовать, обыграть постройку________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Особенности речи

1.Фонематическое восприятие

1.Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками

с 4 лет па-ба та-да ка-га с 5 лет мы-ми та-да-та ка-га-ка с 6 лет па-пя-па са-са-за ши-жи-ши

2. Выделение заданного звука (м) или (р) из слов: мышь, комар, доска, окно, рама,

дом, рыба, дрова, стол, шар с 4 лет – из ряда звуков выделить звуки:

с 4 лет____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Выделение заданного звука с 5 лет – из ряда слов выделить звуки

Ш-стена, шум, дом, наш, нос, кошка __________________________________________

У-нос, ухо, кот, иду, лак, суп_________________________________________________

К-сом, кот, лоб, мак, дом, окно

4. Определение первого согласного в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка

с 6 лет______________________________________________________________________

5. Определение последнего согласного: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба

с 6 лет______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Определение количества и последовательности звуков в словах: мак, лук, каша, рама

с 6 лет______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Придумать слово с заданным звуком

с 4 лет – придумать по 1 слову на гласные звуки А, У, И

 с 5 лет – придумать по 2 слова со звуками К, А, М (звуки в любой позиции)_____________ _____________________________________________________________________________

с 6 лет – придумать слова со звуками С. Ч, И (в начале , середине, конце слова)_________

_____________________________________________________________________________

2. Звукопроизношение (5-6 лет)

произносит все звуки __________________________________________________________

нарушено произношение 1-2 звуков, звуки в стадии автоматизации____________________

нарушена одна группа звуков____________________________________________________

нарушены две группы звуков____________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Лексика-грамматика

Исследование состояния экспрессивной речи

1. Активный словарь

1.1. Названия частей тела и предметов (на ребёнке, на предметах):

4 года

5 лет

6+ лет

4 года

5 лет

6+ лет

Ноги

Сиденье

Руки

Спинка

Голова

Ножки

Глаза

Рукав

Уши

Воротник

Нос

Пуговица

Рот

Молния

Шея

Петля

Живот

Кузов

Грудь

Колеса

Локоть

Кабина

Ладонь

Руль

Затылок

Фары

Висок

Мотор

1.2 Обобщающие понятия.

Назвать одним словом

4 ода

5 лет

6+лет

Мяч, кукла, машинка

Чашка, тарелка, ложка

Футболка, куртка, шорты

Тапки, сапоги, ботинки

Стол, стул, шкаф

Яблоко, банан, апельсин

Огурец, помидор, морковь

Автобус, самолет, пароход

Клубника, смородина, малина

Кошка, собака, свинья

Волк, лиса, заяц

Ворона, сова, воробей

1.3Глагольный словарь

Назвать действие (по картинкам)

4 года

5 лет

6+лет

Что делает мальчик? (ест)

Что делает девочка? (спит)

Что делают дети? (играют)

Что делает птица? (летит)

Что делают рыбки? (плавают)

Что делают машины? (едут)

Как передвигается     птица

                                     рыба

                                      змея  

                                      лягушка  

Как подает голос    кошка

                                 собака

                                 корова

                                 петух

                                 ворона

                                 кукушка

                                 лошадь

                                 овца

                                 волк

Что делает              врач

                                 учитель  

                                 продавец

                                 повар

                                 швея

Читайте также:  Ребенок 2 года спит без подушки

1.4. Словарь прилагательных.

параметры

название

4 года

5 лет

6+лет

Цвета

Красный

Синий

Зеленый

Желтый

Белый

Черный

Оранжевый

Голубой

Фиолетовый

Розовый

Коричневый

Серый

Формы

Мяч круглый

Доска квадратная

Солнце круглое

Подушка квадратная

Пирамидка треугольная

Огурец квадратный

Руль круглый

Окно квадратное

Ёлка треугольная

Лимон овальный

Антонимы

Большой-маленький

Длинный-короткий

Высокий-низкий

Толстый-тонкий

Широкий-узкий

2. Состояние словоизменения.

2.1. Употребление формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):

Ответить по картинкам

4 года

5 лет

6+ лет

Дом

Стул

Глаз

Дерево

Стул

Глаз

Дерево

Воробей

Береза

Карандаш

Лист

Рот

Сон

Лев

2.2. Употребление предложно-падежных конструкций

Ответить по картинкам

Предлог

4 года

5 лет

6+лет

Где стоят свечи?

НА

Где лежат фрукты?

В

Где летает бабочка?

НАД

Где спрятался мальчик?

ПОД

Где сидит сова?

НА

Где стоит коза?

ЗА

Где растет ёлка?

ОКОЛО

Где спрятался ёжик?

ПОД

Откуда вылезает ёжик?

ИЗ- ПОД

Где спряталась кошка?

ЗА

Откуда вылезает кошка?

ИЗ- ЗА

2.3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе:

Назвать по картинкам                   5 лет                            6 лет

Красный мяч

Синий шар

Жёлтое ведро

2.4.Согласование числительных два и пять с существительными:

Назвать по картинкам                    5 лет                           6 лет

Две тетради

Пять тетрадей

Два яблока

Пять яблок

Два карандаша

Пять карандашей

3. Состояние словообразования.

3.1. Образование существительных с ум. – ласк. суффиксами.

  4 года: стол___________________. Чашка______________________

  5 лет:   стол___________________. Чашка______________________. Кукла________________

  6 + лет: стол__________________. Чашка______________________. Кукла_________________

                Кровать_______________.Шкаф_______________.Миска________________.Ключ______

                _______________. Звезда_______________________.

3.2. Образование названий детенышей животных

Назвать детенышей

4 года

5 лет

6+ лет

У кошки

У утки

У лисы

У зайца

У волка

У белки

У медведя

У козы

У коровы

У лошади

У собаки

У овцы

3.4.Образование притяжательных прилагательных от существительны(ответить по картинкам 6 л.)

Очки бабушки_______________________________________________________________________

Туфли мамы_________________________________________________________________________

Усы кошки__________________________________________________________________________

Хвост лисы__________________________________________________________________________

Берлога медведя______________________________________________________________________

3.5.Образование приставочных глаголов.( назвать действия по картинкам 6 лет)

Мальчик из дома…ВЫХОДИТ

Мальчик к дому…ПОДХОДИТ

Мальчик улицу…ПЕРЕХОДИТ

Мальчик от дома…ОТХОДИТ

Мальчик за дом ЗАХОДИТ

Мальчик в дом…ВХОДИТ

4. Связная речь

1. Пересказ

4 года ( Ребята пошли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и пришли домой. Дома они напоили ежа молоком.)________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет ( В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.)_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

( Живёт в лесу ёжик. Летом ёжик сыт. Он ест мышей, лягушек