Дефект и его влияние на развитие ребенка

Дефект и его влияние на развитие ребенка thumbnail

 «Виды и причины отклонений в развитии ребёнка»

                                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В

РАЗВИТИИ………………………………………………………………….…4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

Факторы риска — это понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на развитие ребёнка. Факторы риска — это опасное действие которых носит вероятный характер, означает более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Различают факторы высокого, умеренного и низкого риска в зависимости от степени её выраженности.[1]

В результате анатомо — патологических исследований авторы указывали на поражения головного мозга у детей, которые возникали часто во время беременности, родов и первые месяцы жизни, нарушая развитие ребёнка. Нарушения и отклонения созревания функций и систем детского организма зависят от времени воздействия патологических факторов — от того, на каком этапе онтогенеза они воздействовали и сколько по времени. Компенсаторные   возможности   зависят от возраста влияния вредных факторов на ребёнка и длительности их воздействия.[2]

Также анализируя исследования в данной области свидетельствуют о том, что биологические и социальные факторы по — разному сочетаются и в различной мере воздействуют на нарушения в развитии у детей. Это требует рассмотрения данных факторов в комплексе.

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В

РАЗВИТИИ

Биологические факторы

В основе интеллектуальной недостаточности в большинстве случаев лежит воздействие ряда патогенных факторов (инфекции, интоксикации, травмы и т.д.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка.

Патогенные факторы:

  • физические и психические травмы матери;
  • инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
  • различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);
  • токсикозы беременности;
  • резус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);
  • интоксикации – отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);
  • дистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.

 влияющие на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребёнка. Такая дефицитарность ЦНС приводит к нарушению познавательной деятельности ребёнка, незрелости эмоционально — волевой сферы, ослаблении у него внимания, восприятия, памяти, отставании в развитии речи и тонкой моторики, ослаблении произвольной регуляции поведения.

Наследственные генетические поражения организма.

Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах– нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.

Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений(например, синдром Дауна) или психозов,обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом.Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.

Приобретенные нарушения

К нарушениям во время родов, как правило, относятся:

  • Родовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).

Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.

При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.

  • Асфиксия – остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов – приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.

Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:

  • инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);
  • различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);
  • интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);
  • различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.

Семейные факторы

В семье огромную роль играет – эмоциональный фактор воспитания:

  • бескорыстная любовь родителей к детям;
  • эмоциональное благополучие ребёнка, которое базируется на уверенности в том, что его любят близкие родные люди.

Также важно состояние психосоциобиологической системы: диады «мать — дитя». От психического состояния матери (здоровья), от её взаимоотношений с ребёнком, зависят его развитие и состояние психического здоровья. Огромное значение имеют адекватность эмоциональных реакций матери, связанных с выраженностью материнского чувства. Недостаточность материнского чувства лежит в основе материнской деривации.

Психопатологические проявления у матери во время беременности и после родов являются причинами, когда впоследствии формируются неправильные типы общения с ребёнком. При нежелательной или не планируемой беременности первые три месяца могут протекать на фоне тревожного и депрессивного состояния. Наблюдаются и послеродовые психозы, которые возникли после ранее перенесенных психических расстройств или стрессов.

В развитии ребёнка большую роль играет и психологическая подготовка отца к отцовству, стимуляция его родительских чувств. Эксперты Оксфордского университета изучили, что мальчики страдают больше, чем девочки, если отцы страдают депрессией, или они алкоголики, или их общение с ребёнком носит формальный характер.

К нарушению нервнопсихического развития детей могут привести факторы:

  • длительная разлука с родителями;
  • аффективные конфликты супругов;
  • депрессивное или тревожное состояние родителей;
  • непонимание причин возникновения нарушений развития у ребёнка;
  • недостаточная организация развивающих занятий и игр;
  • неспособность заметить отклонения в развитии ребёнка;
  • жесткое, формальное, поверхностное общение с ребёнком в семье;
  • неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности и неудачи ребёнка, на изменение эмоционально — поведенческие и коммуникативные реакции;
  • отсутствие учета личностных особенностей ребёнка (экстравертность, интровертность, амбивертность), его возрастных, конституциональных, физиологических возможностей;
  • необоснованный рост требований, предъявляемых личности ребёнка;
  • неумение сформировать для ребёнка коррекционно — развивающую среду.  

   В результате личность ребёнка может развиваться дисгармонично, что может привести к трудностям социально – психологической адаптации и проблемам, связанным  с формированием позитивного образа себя и взаимоотношений с окружающим миром.

Также учитывается:

  • стиль воспитания – тон эмоционального и практического отношения к ребёнку;
  • особенности воспитания в семье;
  • наличие в семье лиц с психическими нарушениями, личностными отклонениями, инвалидов.

Психологические факторы

  1. Неблагоприятные семейные обстоятельства:

– неопределённые или напряженные отношения с отцом будущего ребёнка;

– нежелание иметь дитя;

– негативное отношение близких родственников к рождению ребёнка;

– страх или боязнь предстоящей ответственности за своего ребёнка;

– неуверенность в своих силах и в умении выполнять новые обязанности;

– отсутствие внешней помощи и поддержки;

– наличие депрессии у матери;

– бытовая неустроенность;

– патология беременности, родов.

  1. Ситуации эмоционального неприятия специалистами и родителями ребёнка, отказ в признании его творческих и интеллектуальных возможностях приводит к развитию у него патологических форм реагирования на окружающих, безразличия к любой интеллектуальной деятельности. В результате чего возникает дезадаптация в микро – и макросоциуме.
  2. Состояния психологического внутреннего дискомфорта:

– необоснованное беспокойство о будущем;

– постоянные размышления о своём поведении;

– ощущения себя плохим и никому ненужным;

– страх всего нового;

– страх ошибиться;

– страх быть неуспешным;

– неуверенность в одобрительном отношении окружающими;

– наличие у ребёнка дефицита внимания, понимания, признания, одобрения, любви со стороны окружающих.

Социальные факторы

Л.С. Выготский указывал, что в каждом возрастном периоде у ребёнка имеется своя социальная ситуация «система отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью, «как исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода» развития, которая представляет конкретную форму отношений с взрослым в тот или иной период своей жизни. [3]

Результаты исследований [4] продемонстрировали, что благоприятные социальные факторы смягчают воздействие биологических факторов риска.

Д.Н. Исаев выделяет следующие социальные факторы:

– глобальные (неблагоприятные: страх перед войной, стихийные бедствия, ожиданием экологической катастрофы и т.д.);

– общественные (неблагоприятные: добровольный или вынужденный выезд из привычного места жительства, ситуации вне дома «риск к нападению, насилию, издевательствам», неблагоприятные материально – бытовые условия жизни);

– связанные с детскими, медицинскими и образовательными учреждениями;

– семейные.

Эмоциональные факторы

  1. Когда ребёнку в силу тех или иных причин невозможно достичь его возрастного вариативного биологического и социального уровня развития, формируются разные эмоциональные нарушения, которые вторично неблагоприятно воздействуют на дальнейшее психическое и умственное развитие ребёнка.
  2. При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста, нарушениях детско – родительских отношений, психологическом дискомфорте, испытываемом ребёнком в детском учреждении, могут возникнуть выраженные нарушения эмоционально – поведенческой сферы, которые приводят к ограничению функций.
  3. Эмоционально – поведенческие расстройства являются вторичными образованиями связанными с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.

Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям.

Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

По данным ООН в мире насчитывается примерно 450миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%. 3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей – с другими психическими и физическими недостатками.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бенилова С.Ю, Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: ПАРАДИГМА – 2012.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
  3. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
  4. Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера;  ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
  5. Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
  6.  Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.

[1] Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера;  ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.

[2] Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В.

Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.

[3] Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.

[4] Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.

Источник

Рождение ребенка с пороками развития, хромосомными или генными болезнями – это всегда тяжелый удар для родителей. Однако важно понимать природу этих патологий, знать их истинные причины, чтобы планировать последующее рождение детей в семье, исключать повторение сценария и планировать лечение и реабилитацию рожденного малыша с пороками или болезнями, в том числе и хирургическое.

Хромосомные аномалии – основная причина пороков развития плода и новорожденных

Если заболевания переданы от родителей в силу наследования дефектов хромосом, их относят к хромосомным аномалиям.

Это могут быть количественные дефекты:

  1. Трисомии — удвоение одной из хромосом в паре, что в результате дает три хромосомы вместо двух.
  2. Моносомии – редуцирование одной из хромосом в паре, что в результате дает вариант Х0 в одной из пар.

Кроме того, возможны количественные дефекты по аутосомам (неполовым хромосомам), из которых дети рождаются жизнеспособными только при трех вариантах аномалий:

  • по 21-ой паре хромосом – это рождение малыша с синдромом Дауна,
  • по 18-ой паре хромосом – формирует у ребенка синдром Эдвардса,
  • по 13-ой паре – малыши появляются на свет с синдромом Патау.

Хромосомы человека

Пороки развития плода и наследственные болезни

Момосомии по аутосомным хромосомам являются однозначно летальными, беременность таким плодом приводит к выкидышу.

Моносомия по подовым хромосомам существует в единственном варианте – это Х0 – приводящая к развитию синдрома Шерешевского-Тернера.

Моносомия по мужской половой хромосоме летальна, плод погибает в ранние периоды развития.

Возможны более редкие аномалии количества хромосом:

  • Трисомия по 23-й паре хромосом, у детей три Х-хромосомы. Это — только девочки, с определенными особенностями развития.
  • Трисомия с типом ХХY, приводящая к рождению мальчика с синдромом Кляйнфельтера.
  • Трисомия по типу ХYY, которая приводит к рождению мальчиков с разными степенями умственной отсталости и особенностями физического развития.

Количество хромосом может быть вполне нормальным, но у них в ходе мутаций повреждаются определенные участки, приводящие к аномалиям развития и генным патологиям.

Самые распространенные аномалии хромосом и генов, приводящие к порокам развития плода и новорожденных детей

Есть группа патологий, которые наиболее часто регистрируются у детей:

  • К ним относят фенилпировиноградную олигофрению (фенилкетонурию) — заболевание, наследуемое по аутосомно-рецессивному типу. То есть, такой ребенок может родиться у совершенно здоровых родителей, каждый из которых имеет в своих хромосомах дефектный ген.

Подобная аномалия регистрируется в одном случае на 2000 живых новорожденных. У таких детей изменены обменные процессы, что приводит к серьезным задержкам в психическом и физическом развитии, которые возникают из-за дефектов в обмене аминокислот.

Фенилпировиноградная олигофрения

При такой патологии и раннем ее выявлении помочь ребенку жить нормальной жизнью помогает особая диета, основу которой составляет питание с полным исключением фенилаланина.

  • Одно из известных заболеваний – гемофилия, сцеплено с полом.

Преимущественно страдают мальчики, передача осуществляется матерями с дефектной Х-хромосомой, при этом сами матери здоровы. Патология связана с дефицитом факторов свертывания, из-за чего возникают опасные кровотечения.

Сегодня лечение позволяет вести относительно нормальную жизнь, но ее продолжительность снижена.

  • Еще одно типично мужское заболевание, аналогичное гемофилии и сцепленное с полом – дальтонизм.

При нем на дефектной Х-хромосоме наследуется частичная цветовая слепота.

Относительно большинства болезней такого типа, течение и прогнозы — благоприятные.

Врожденная патология в будущем ограничивает мужчин в выборе профессий – но, в целом, дети здоровы.

  • Болезнь Дауна – одно из распространенных хромосомных заболеваний, трисомия по 21-ой паре. Встречается с частотой 1 на 700 живых новорожденных.

При данной патологии у ребенка имеются отличительные внешние особенности, разные степени снижения интеллекта, выражены проблемы со стороны внутренних органов.

Продолжительность жизни детей сокращена, им требуется особый уход и специфическое обучение.

  • Наследственный птоз – это заболевание передается аутосомно-доминантно, от родителей к детям.

Характеризуется нависанием верхнего века из-за аномалии мышц, его поднимающих.

Корректируется хирургически. В целом, дети относительно здоровы.

Врожденные пороки, возникающие под влиянием пренатальных факторов

Если гены и хромосомы здоровы, пороки развития у детей могут сформироваться в ходе внутриутробного развития за счет негативного влияния на развитие плода (физическое или психическое) со стороны внешних факторов среды или проблем организма беременной.

Подобные пороки могут быть единичными и множественными, они затрагивают практически все возможные органы и системы, предсказать или спрогнозировать их почти невозможно. Именно на их долю приходится лидирующее число врожденных дефектов, в том числе — приводящих к гибели или инвалидности ребенка.

Особенно опасен в отношении тяжелых влияний тератогенных и эмбриотоксических факторов первый триместр гестации. Чем раньше влияет негативный фактор, тем тяжелее прогнозы.

Внешнее влияние на плод

Наиболее изучено влияние таких тератогеных факторов, как:

  1. Различные виды излучений, особенно рентгеновские, радиоактивные изотопы. Они негативно влияют на генетический аппарат клеток, а также обладают эмбриотоксическим эффектом и тератогенным, облучение в первые недели беременности грозит грубыми пороками.
  2. Вирусные или микробные инфекции, приводящие к поражению зародыша.
  3. Некоторые виды медикаментов, проникающие к плоду. Опасны далеко не все из них, а только обладающие тератогенными эффектами.
  4. Прием алкоголя, даже в невысоких дозах, но — в критические периоды развития зародыша, когда идет закладка определенных систем и органов.
  5. Курение, в том числе — пассивное, вейперство и кальянное. Никотин и продукты горения, смолы и канцерогены в составе опасны для зародыша.
  6. Химические соединения, попадающие в организм женщины. К ним относят профессиональные вредности, бытовые химикаты, нефтепродукты, выхлопы — и много что еще. Особенно они опасны до 14-ти недель беременности.

Беременной важно максимально оградить себя от всех этих влияний еще на этапе планирования и во время зачатия, а также на всем протяжении гестации!

Роль неблагоприятной наследственности в формировании аномалий и пороков развития у плода и новорожденных детей

Нередко в формировании определенных пороков развития существенную роль отводят и такому фактору, как неблагоприятная наследственность.

Есть данные о том, что, если родители или ближайшая родня имеет врожденные дефекты развития, риск рождения малыша со сходными дефектами повышается. Это связано с накоплением в генах семьи определенной негативной информации.

Наследование болезней

Так, в семье, где у родителей имелись пороки сердца, риск рождения ребенка с его пороком выше, хотя у вас вариант дефекта может быть иным — более легким или тяжелым. Но риск повышен не так значительно, если говорить только о наследственной предрасположенности – от 2 до 10%, по некоторым аномалиям – чуть выше.

Опаснее, когда пороки есть у обоих родителей, тогда риски закономерно повышаются. В таких семьях перед планированием проводят консультации генетика с тщательным обследованием пары и высчитыванием рисков.

К порокам, обладающих мультифакториальным риском образования и прослеживающейся наследственной предрасположенностью, можно отнести:

  • Развитие грыж (паховая, белой линии, пупочная и другие).
  • Дисплазию тазобедренного сустава либо формирование врожденного вывиха бедра.
  • Заячью губу – незаращение тканей верхней губы.
  • Расщелины неба (именуют дефект волчьей пастью).
  • Врожденные пороки сердца (дефекты камер, перегородок, отходящих сосудов или клапанного аппарата).
  • Полидактилию (появление лишних пальчиков на ногах или руках).

Многие из этих пороков современная медицина умеет корректировать хирургически в раннем возрасте, чтобы по мере взросления ребенок мог вести вполне нормальную жизнь.

Что делать при подозрении на пороки плода при беременности?

Необходимо подчеркнуть тот факт, что в развитии пороков развития никто не виноват. Важно определить дальнейшую тактику, если аномалия выявлена еще при беременности.

При имевших место определенных факторах риска женщина может входить в «группу риска», ей необходимо записаться на консультацию к генетику в женской консультации.

Консультация генетика

Есть ряд аномалий и болезней семьи, при которых плод будет однозначно болен, причем дефекты несовместимы с жизнью. Так бывает исключительно редко, и тогда показано прерывание беременности по медицинским показаниям.

В большинстве случаев, при проведении пренатальной диагностики определяются риски аномалий развития, или же по данным УЗИ врач видит уже имеющиеся пороки.

Совместно с врачом оцениваются риски для плода, возможности коррекции порока и прогнозы для ребенка. Потом принимается решение относительно продолжения беременности — или ее прерывания.

Если же пороки развития у ребенка выявляются уже после рождения, многие из них сегодня уже научились эффективно корректировать и лечить.

Источник