Дактильная речь в развитии ребенка
Дактильная речь.
Её значение и правила дактилирования.
Дактильная речь – это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Дактилос – в переводе с греческого «палец». Каждой букве алфавита соответствует особое положение пальцев.
Дактилология используется как заменитель устной речи для общения слышащих с глухими, глухих между собой и как средство общения детей с нарушением слуха.
Для того чтобы уберечь ребёнка от немоты, научить общаться с окружающими, должны быть использованы все возможные средства. Одним из таких доступных и эффективных средств обучения является дактильная речь. Необходимость использования в процессе обучения детей с нарушениями слуха этой непривычной формы речи часто вызывает возражения и протесты родителей. Подлинный страх и отчаяние звучат иногда в голосе матери: «Неужели мой ребёнок будет говорить руками?».
Родителям необходимо понять значение дактильной речи, чтобы не только научиться правильно применять её в общении с ребёнком, но и уметь объяснить её значение тем людям, чьё мнение, а точнее предрассудки, наносят вам лишнюю боль и грозят помешать полноценному развитию ребёнка. Дактильная речь – могучее средство обучения глухих, средство, которое позволяет во много раз повысить объём словаря и качество усвоения речи, а также уровень общего развития глухих.
Дактильную речь неосведомлённые люди часто путают с мимической (или жестовой) речью.
Жестовая речь – это речь, где целое слово или даже фраза передаётся с помощью одного жеста. Жесты не имеют характерной для словесной речи грамматической формы, т.е. не изменяются по родам, числам, падежам.
Несведующие люди, говоря о сходстве этих форм речи (мимической и дактильной), имеют в виду самые внешние признаки, то, что в обоих случаях в разговоре участвуют руки. Но и здесь есть отличия. Говорящий дактильно пользуется только пальцами одной руки (хотя в некоторых странах, например, в Англии, дактильная речь изображается пальцами обеих рук). В мимической речи участвуют обе руки, изображающие не буквы, а разнообразные жесты в сочетании со специфической, усиленной мимикой лица. Внешне такая речь привлекает внимание и настораживает окружающих.
У многих, чаще у неграмотных глухих людей, жестовая речь примитивна, производимые ими жесты выражают не отдельные слова, а передают простые представления и мысли. Один и тот же жест в зависимости от обстановки, выражает разные понятия.
Мимика у человека, владеющего словесной речью и умеющего читать с губ, не угрожает его общему развитию, а наоборот, помогает быстрее и легче воспринять обращённое слово и передать мысль глухому собеседнику.
Когда жесты используется в сочетании с устным словом, то строй мимической речи подчиняется строю словесной речи, помогая воспринимать слова. Опасность же для развития речи ребёнка с нарушением слуха и представляет жестовая речь вместо словесной. Но дело заключается не в том, чтобы запретить мимику и этим бороться с ней, а в том, чтобы как можно скорее дать развивающемуся человеку слово, как более полноценное средство общение и мышления.
Именно поэтому мы рекомендуем использование дактилологии, ускоряющее формирование словесной речи вашего ребёнка и в значительной степени избавляющее его от необходимости пользоваться только мимикой.
Заканчивая разговор о мимике, нужно сказать следующее: конечно, мимическая речь примитивна, она непривлекательна внешне, и глухой человек, владеющий только мимикой, лишается возможности полноценно общаться со слышащим, он ограничен в своём развитии. Всё это так. Поэтому мы советуем вам как можно раньше начать обучение ребёнка словесной речи. Но нельзя забывать и другое. Для глухого ребёнка общение жестами также естественно, как для слышащего устное. В коллективе глухих он овладевает мимикой легко и естественно. Некоторое время мимика для него – единственный способ общения с окружающим миром.
Опасность мимики, заменяющей словесное общение, уменьшается по мере усвоения ребёнком словесной речи. Вместо мимики можно использовать дактильную речь. Дактильная речь – это форма словесной речи. Пользоваться ею – значит понимать значение слов, владеть грамматическим строем языка, что поможет усвоению речи в письменной и вы устной форме. Дактильный знак не только легче воспринимать, но и значительно легче воспроизводить, чем звук. Если сравнивать дактильную речь с другими формами словесной речи, то ближе всего она стоит к письменной. Как и при письме, ею может пользоваться лишь грамотный человек. Мало того, усваивая дактильную речь, человек тем самым постигает и грамоту, т.к. дактильная речь, как и письменная, это словесные формы речи.
В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждый дактильный знак точно соответствует букве алфавита, и многие знаки в дактилологии изображением напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. Например, дактилемы «о», «л», «м», «с» и т.д.
Усвоив дактилологию, можно обратиться к ребёнку с помощью слова, назвать ему, как слышащему, любой предмет, но делать это, не только произнося слово устно, но и «произнося» его пальцами. При этом ребёнок точно воспринимает буквенный состав и грамматическую форму слова, что не всегда возможно только при устном проговаривании, т.к. некоторые звуки схожи артикуляционно (м-п) или вообще не видны (к,г,х).
Со временем, научившись произносить звуки, ребёнок будет пользоваться в устной форме всеми теми словами и выражениями, которые к этому времени он сможет правильно «сказать» на память пальцами. Таким образом, дактильная речь – это лишь вспомогательное средство обучения речи, необходимое для облегчения формирования словесной речи, т.к. система обучения глухих дошкольников предусматривает обязательное обучение их устной речи.
Дактильная речь, умело используемая, помогает развитию не только устной речи, но и чтению с губ, т.к., чем больше запас слов и выше общее развитие ребёнка (чему способствует использование дактильной речи), тем легче ребёнку читать с губ, тем больше возможностей догадываться о значении известного или нового слова.
Познакомившись со словом в дактильной форме, усвоив его значение, овладев буквенным составом, ребёнок гораздо легче сумеет прочесть это слово по губам, по памяти восполнив невидимые или видимые нечётко звуки.
Важное условие в дактилологии – правильное и красивое дактилирование. Для этого необходимо выполнить несколько правил:
- «говорить» нужно правой рукой;
- держать руку на уровне или чуть ниже линии рта, с тем, чтобы ребёнок мог воспринимать и дактильный знак и артикуляцию;
- локоть руки слегка прижат к правому боку;
- двигаться должны только пальцы и иногда кисть (например, движение руки чуть вниз при показе «щ»);
- как и при письме, буквы в слове располагаются не отдельными знаками, а слитно (для этого, показывая букву, вы должны мысленно готовить руку к положению следующего знака);
- между словами нужно делать паузу (как при письме одно слово отделяется от другого);
- знаки нужно показывать чётко и ясно на одном уровне (как письмо по линейке), но рука остаётся неподвижной;
- показывая такие буквы как й, щ, ц кисть поворачивается мягко;
- на первоначальном этапе усвоения дактилологии возможно несколько замедленное, протяжное дактилирование и произношение, но нельзя говорить по слогам или отдельными буквами;
- упражняйтесь сами и учите ребёнка произносить слова и дактилировать в одном темпе;
- избегайте механического дактилирования, т.е. без понимания значения слова; ребёнок должен понимать то, что говорит дактильно, главное не прочитать, а понять.
Таким образом, учить говорить глухого ребёнка – это значит не только научить говорить дактильно или научить произносить звуки, хотя это и является специфичным в обучении неслышащего и требует особого умения, но главное – научить понимать смысл речи и пользоваться разговорной речью в общении, понимать по губам говорящего и самому внятно говорить.
Источник
Дактильная речь.
Её значение и правила дактилирования.
Дактильная речь – это своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук. Дактилос – в переводе с греческого «палец». Каждой букве алфавита соответствует особое положение пальцев.
Дактилология используется как заменитель устной речи для общения слышащих с глухими, глухих между собой и как средство общения детей с нарушением слуха.
Для того чтобы уберечь ребёнка от немоты, научить общаться с окружающими, должны быть использованы все возможные средства. Одним из таких доступных и эффективных средств обучения является дактильная речь. Необходимость использования в процессе обучения детей с нарушениями слуха этой непривычной формы речи часто вызывает возражения и протесты родителей. Подлинный страх и отчаяние звучат иногда в голосе матери: «Неужели мой ребёнок будет говорить руками?».
Родителям необходимо понять значение дактильной речи, чтобы не только научиться правильно применять её в общении с ребёнком, но и уметь объяснить её значение тем людям, чьё мнение, а точнее предрассудки, наносят вам лишнюю боль и грозят помешать полноценному развитию ребёнка. Дактильная речь – могучее средство обучения глухих, средство, которое позволяет во много раз повысить объём словаря и качество усвоения речи, а также уровень общего развития глухих.
Дактильную речь неосведомлённые люди часто путают с мимической (или жестовой) речью.
Жестовая речь – это речь, где целое слово или даже фраза передаётся с помощью одного жеста. Жесты не имеют характерной для словесной речи грамматической формы, т.е. не изменяются по родам, числам, падежам.
Несведующие люди, говоря о сходстве этих форм речи (мимической и дактильной), имеют в виду самые внешние признаки, то, что в обоих случаях в разговоре участвуют руки. Но и здесь есть отличия. Говорящий дактильно пользуется только пальцами одной руки (хотя в некоторых странах, например, в Англии, дактильная речь изображается пальцами обеих рук). В мимической речи участвуют обе руки, изображающие не буквы, а разнообразные жесты в сочетании со специфической, усиленной мимикой лица. Внешне такая речь привлекает внимание и настораживает окружающих.
У многих, чаще у неграмотных глухих людей, жестовая речь примитивна, производимые ими жесты выражают не отдельные слова, а передают простые представления и мысли. Один и тот же жест в зависимости от обстановки, выражает разные понятия.
Мимика у человека, владеющего словесной речью и умеющего читать с губ, не угрожает его общему развитию, а наоборот, помогает быстрее и легче воспринять обращённое слово и передать мысль глухому собеседнику.
Когда жесты используется в сочетании с устным словом, то строй мимической речи подчиняется строю словесной речи, помогая воспринимать слова. Опасность же для развития речи ребёнка с нарушением слуха и представляет жестовая речь вместо словесной. Но дело заключается не в том, чтобы запретить мимику и этим бороться с ней, а в том, чтобы как можно скорее дать развивающемуся человеку слово, как более полноценное средство общение и мышления.
Именно поэтому мы рекомендуем использование дактилологии, ускоряющее формирование словесной речи вашего ребёнка и в значительной степени избавляющее его от необходимости пользоваться только мимикой.
Заканчивая разговор о мимике, нужно сказать следующее: конечно, мимическая речь примитивна, она непривлекательна внешне, и глухой человек, владеющий только мимикой, лишается возможности полноценно общаться со слышащим, он ограничен в своём развитии. Всё это так. Поэтому мы советуем вам как можно раньше начать обучение ребёнка словесной речи. Но нельзя забывать и другое. Для глухого ребёнка общение жестами также естественно, как для слышащего устное. В коллективе глухих он овладевает мимикой легко и естественно. Некоторое время мимика для него – единственный способ общения с окружающим миром.
Опасность мимики, заменяющей словесное общение, уменьшается по мере усвоения ребёнком словесной речи. Вместо мимики можно использовать дактильную речь. Дактильная речь – это форма словесной речи. Пользоваться ею – значит понимать значение слов, владеть грамматическим строем языка, что поможет усвоению речи в письменной и вы устной форме. Дактильный знак не только легче воспринимать, но и значительно легче воспроизводить, чем звук. Если сравнивать дактильную речь с другими формами словесной речи, то ближе всего она стоит к письменной. Как и при письме, ею может пользоваться лишь грамотный человек. Мало того, усваивая дактильную речь, человек тем самым постигает и грамоту, т.к. дактильная речь, как и письменная, это словесные формы речи.
В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждый дактильный знак точно соответствует букве алфавита, и многие знаки в дактилологии изображением напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. Например, дактилемы «о», «л», «м», «с» и т.д.
Усвоив дактилологию, можно обратиться к ребёнку с помощью слова, назвать ему, как слышащему, любой предмет, но делать это, не только произнося слово устно, но и «произнося» его пальцами. При этом ребёнок точно воспринимает буквенный состав и грамматическую форму слова, что не всегда возможно только при устном проговаривании, т.к. некоторые звуки схожи артикуляционно (м-п) или вообще не видны (к,г,х).
Со временем, научившись произносить звуки, ребёнок будет пользоваться в устной форме всеми теми словами и выражениями, которые к этому времени он сможет правильно «сказать» на память пальцами. Таким образом, дактильная речь – это лишь вспомогательное средство обучения речи, необходимое для облегчения формирования словесной речи, т.к. система обучения глухих дошкольников предусматривает обязательное обучение их устной речи.
Дактильная речь, умело используемая, помогает развитию не только устной речи, но и чтению с губ, т.к., чем больше запас слов и выше общее развитие ребёнка (чему способствует использование дактильной речи), тем легче ребёнку читать с губ, тем больше возможностей догадываться о значении известного или нового слова.
Познакомившись со словом в дактильной форме, усвоив его значение, овладев буквенным составом, ребёнок гораздо легче сумеет прочесть это слово по губам, по памяти восполнив невидимые или видимые нечётко звуки.
Важное условие в дактилологии – правильное и красивое дактилирование. Для этого необходимо выполнить несколько правил:
– «говорить» нужно правой рукой;
– держать руку на уровне или чуть ниже линии рта, с тем, чтобы ребёнок мог воспринимать и дактильный знак и артикуляцию;
– локоть руки слегка прижат к правому боку;
– двигаться должны только пальцы и иногда кисть (например, движение руки чуть вниз при показе «щ»);
– как и при письме, буквы в слове располагаются не отдельными знаками, а слитно (для этого, показывая букву, вы должны мысленно готовить руку к положению следующего знака);
– между словами нужно делать паузу (как при письме одно слово отделяется от другого);
– знаки нужно показывать чётко и ясно на одном уровне (как письмо по линейке), но рука остаётся неподвижной;
– показывая такие буквы как й, щ, ц кисть поворачивается мягко;
– на первоначальном этапе усвоения дактилологии возможно несколько замедленное, протяжное дактилирование и произношение, но нельзя говорить по слогам или отдельными буквами;
– упражняйтесь сами и учите ребёнка произносить слова и дактилировать в одном темпе;
– избегайте механического дактилирования, т.е. без понимания значения слова; ребёнок должен понимать то, что говорит дактильно, главное не прочитать, а понять.
Таким образом, учить говорить глухого ребёнка – это значит не только научить говорить дактильно или научить произносить звуки, хотя это и является специфичным в обучении неслышащего и требует особого умения, но главное – научить понимать смысл речи и пользоваться разговорной речью в общении, понимать по губам говорящего и самому внятно говорить.
Источник
Дактильная форма речи.
Необходимость специального обучения побуждает родителей обращаться к общественному воспитанию своего ребёнка уже в раннем возрасте, оставляя неиспользованными богатые ресурсы, которыми располагает воспитание в семье. Несмотря на огромные достоинства общественного воспитания, оно не может полностью заменить то положительное воздействие, которое оказывает на развитие малыша семья, общение с матерью, отцом, с родными, живущими вместе с глухим ребёнком. Сочетание этих двух форм воспитания создаёт наилучшие условия для всестороннего развития личности.
Дактильная форма речи при недопонимании ее значения нередко отпугивает родителей. По существу же эта форма является самой продуктивной, а главное – единственной, которая может обеспечить глухому полноценное усвоение речи не только путем специального обучения произношению и письму, но и в условиях непосредственного общения с окружающими. Родителям очень важно знать некоторые ключевые моменты для успешного использования дактильной формы словесного общения.
- Необходимо использовать эту форму общения всеми, кто окружает ребёнка дома, в семье. Хорошо по возможности создавать условия, которые позволили бы малышу наблюдать дактильный ”разговор” слышащих.
- Ни в коем случае не упускать естественных ситуаций для словесного общения с ребёнком и тщательно, терпеливо исправлять ошибки, неизбежные в его речи. Эти ошибки связаны с грамматикой, лексикой, с техникой дактилирования. Не исправляя ошибки, взрослые невольно закрепляют аграмматизмы в речи ребёнка, чего легко избежать в условиях применения дактильных знаков.
- Важно знать, что, по мере усвоения ребёнком слов, необходимо переходить на устную форму общения, а дактильная форма становится лишь вспомогательным средством. При общении с ребёнком важно, чтобы он во время дактилирования одновременно произносил, точно или приближенно, звуки, поставленные в этот период. Усвоение дактильных знаков пойдёт легче и естественнее, если вместо механического заучивания их по таблице-азбуке обратиться к запоминанию коротких слов, охватывающих все буквы алфавита. Выберите наиболее обиходные слова, такие, которые пригодятся вам уже на первых этапах общения с ребёнком (на, иди, дай, там, пей, ешь, имя ребёнка, мама, папа, тётя, дом, шар, мяч, юла, вот и т.п.). запишите эти слова и учитесь по азбуке слитно читать их и дактилировать по памяти.
При воспроизведении слов по памяти каждый знак показывайте четко, но структура слова должна быть слитной, т.е. между знаками не должно быть пауз. Чтобы развивать навык слитного ”произношения”, необходимо с первого дактилируемого слова выработать привычку, показывая первую букву слова и еще не меняя положения пальцев, мысленно подготовить себя к движению, изображающему следующую букву. При этом медленный темп речи ускорится.
Приступая к дактилированию слов, не забывайте выделять гласную ударного слога. Делается это небольшой задержкой руки в том положении, которое соответствует ударной гласной. Например, ЛОПА/аа/ТА. Показав последний звук в слове, сразу же уберите руку.
Упражняясь в дактилировании первых слов, не только старайтесь проговаривать их с правильным ударением, которое является важнейшим условием для формирования у ребёнка правильного произношения, но и передайте своему лицу выражение, соответствующее характеру высказанного. На начальном этапе обучения комплекс дактильных знаков должен олицетворять собой слово-обращение, слово-название предмета или действия и способствовать их усвоению и осмыслению. Правильная мимика при обращении к малышу не только облегчит ему понимание, но и поможет воспитать у самого ребенка более выразительную, эмоциональную речь.
Овладевая техникой дактилирования, постоянно придерживайтесь одинакового положения руки, поворотов кисти и следите, чтобы эти правила соблюдались всеми, кто общается с ребёнком. Важно, чтобы ребёнок с самого начала получал образцы правильной речи и воспринимал правильную технику дактилирования. К сожалению, часто наблюдается, что вместо слова, фразы, обращенных к ребёнку в дактильной форме, ему лишь последовательно показывают знаки дактилем.
Вот некоторые ошибки, допускаемые родителями при дактилировании.
- Обращение к ребёнку, когда он недостаточно сосредоточен.
- Родители обращаются к ребёнку, который знает все знаки и соотносит их с буквами, но ещё не знает смысла слов, обозначаемых этими знаками.
- Часто встречаются ошибки в технике дактилирования: в показе сходных знаков О-Р-Н, П-Л-К, Е-Ж; нечеткиё и неточный рисунок знаков Ю-У, Д-К; медленное побуквенное воспроизведение пальцами слов, например, Х-О-Р-О-Ш-О.
- Дактильно-устное обращение к ребёнку с новым словом без предварительного прочтения его по табличке.
С появлением у ребёнка первых звуков приучайте его одновременно с дактилированием произносить их. Например, у ребёнка поставлены звуки М,А. Значит, с дактилированием буквы М ребёнок воспроизводит рукой знак М и голосом звук М, потом плавно знак переходит в А и голос из звука М в звук А, так выглядит первое устно- дактильное слово МАМА.
Побуждая ребёнка к активному пользованию дактильными знаками, старайтесь, старайтесь, чтобы слова уже доступные ему в устной форме, он систематически повторял без дактилирования. Поощряя любое устное обращение ребёнка, контролируйте знание им слова.
Слово ”дактилология” происходит от греческого daktylos – палец и logos- слово. Дактилология – это изображаемая пальцами азбука, используемая при общении глухих людей между собой или со слышашми, владеющими дактилологией.
Дактильная речь – это форма словесной речи, гораздо ближе стоящая к письменной и устной речи, чем к мимической.
Дактильная речь является точным переводом строя устной или письменной речи в иную знаковую систему.
Любое слово по своему буквенному составу становится в этом случае доступно детям,что позволяет при подборе материала для формирования речи исходить не из доступности его для произношения, а из актуальности для общения и развития познавательной деятельности. В результате облегчается и ускоряется накопление словаря. Ребёнок получает возможность раньше и активнее пользоваться словом в общении.
В отличие от устной речи, дактильная речь более наглядна. Как известно, часть фонем русского языка зрительно вовсе не воспринимается (например, к, г, х, с, з), тринадцать зрительно различающихся фонем могут смешиваться. Дактильные знаки обеспечивают четкое восприятие каждой буквы в слове.
Дактильные знаки могут быть точно воспроизведены ребёнком по подражанию.
Огромным преимуществом дактильной речи является и то, что овладение ею может происходить в единстве с обучением дошкольников разным видам деятельности. Детям можно быстро и легко сообщить новое слово, предложив дактильно прочесть слово с таблички. Такая возможность в значительной мере предотвращает развитие мимико-жестикуляторной речи и стимулирует развитие словесной речи.
Много лет бытовало мнение, что д.р., как более легкая и доступная для восприятия, явится препятствием для развития у детей навыка чтения с губ. При правильной методике обучения устной и дактильной речи, последняя не только не мешает, а, напротив, облегчает развитие этого навыка, поскольку общее развитие и знание слов необходимые условия беглого чтения с губ. При использовании же д.р. дети в соответствии с методикой учатся читать с губ речь, состоящую из слов, буквенный состав которых ими уже усвоен.
Обучение д.р. не оказывает отрицательного влияния на качество произношения.
Использование д. формы речи не является конечной целью обучения. Это лишь средство, ускоряющее овладение речью в устной и письменной форме.
Усвоение детьми дактильных знаков осуществляется на основе подражания, поэтому все, кто пользуется в общении с ребёнком д.р., обязаны строго следить за собственной техникой дактилирования, т.е. за правильным положением кисти руки и точным показом знаков.
Говорить следует правой рукой. Угол наклона кисти не более 300. двигаться при разговоре должны главным образом пальцы, и лишь в случае необходимости делается минимальный поворот кисти, например при воспроизведении знаков г, ш, и т.д.
Источник