Циклы силы стадии развития ребенка и человека памела левин

Циклы силы стадии развития ребенка и человека памела левин thumbnail

От автора: Массивная статья, рассказывающая об одной из школ транзактного анализа, с добавлением моего личного взгляда на природу аффирмаций, как суггестий.

Циклы силы стадии развития ребенка и человека памела левин

Крайне актуальными в психотерапевтических методах самопомощи у людей являются аффирмации. Давайте разберёмся в огромных пластах информационного поля популярной психологии и рассмотрим взгляд транзактного анализа.

 Ниже аффирмации будут выделены отдельно

Когда даете их себе:

· перепишите каждое послание в таком виде, в каком Вы хотите его слышать

· напишите имена тех, от кого Вы это хотите услышать (по крайней мере троих)

· получите послание в таком виде, который конструктивен для Вас и для других людей

· давайте послания себе, даже если поначалу не верите им

· представьте себя уже получившим это послание

Изначально стоит сказать о школе Катексиса. Данное направление было создано Джеки Шифф. Она была одна из первых транзактных аналитиков и принимала участие в семинарах Берна. После этого ею был создан интернат, в котором она со своими коллегами разработала ряд методов по лечению эндогенных психических расстройств. Основной идеей было “позволение” пациентам в безопасных условиях стационара “регрессировать и восполнять” дефициты своего развития, а позже фактически переписывать Родительское эго-состояние, интроецируя новый положительный родительский образ.

Существует множество недостатков и ограничений в использовании методов данной школы, от этических до профессиональных. Не смотря на это, данный подход вызывает интерес, встречаются разработки и в одной из школ когнитивно-поведенческой терапии в “схема-терапии” Дж. Янга и называются “ограниченным репарентингом”.

Памела Левин была сотрудником Института Катексиса и разработала практическую модель с использованием аффермаций. Ею была предложена периодизация развития. На каждом периоде развития имеются свои задачи, при нарушении прохождения возникают определённые эмоциональные трудности у данной конкретной личностью. Во взрослом возрасте данные “циклы” проживаются повторно и актуализируют дефицитарные потребности. Удобство этих методов в простоте, чёткой регламентации, наличиями соответствующих ключей, эго-состояний и транзакций. Сутью её разработок являлись диагностика проблемных стадий с помощью собственного сценарного опросника и коррекция аффирмацими. 

Давайте опишем потребности, связанные с данными стадиями, которые проявляются во взрослом возрасте, а также то, какие аффирмации могут нам помочь и иные простые способы “взросления”.
 
Стадия 1: способность бытия 
Оральные потребности (в заботе, питании и поглаживаниях) никогда не
исчезают, но периодически повторяются в течение жизни.В такое время мы можем часто хотеть есть, и спать продолжительное время. Мы можем переживать повышенную чувствительность в области рта, иметь трудности с мышлением и недостаточную способность к концентрации. Мы скорее ищем признания того, кто мы есть, чем того, что мы делаем. Мы хотим, чтобы нас гладили и заботились о нас, и нуждаемся в признании нашего существования. Мы часто хотим ненадолго прекратить думать или делать что-то и иметь другого человека, который принял бы руководство на себя. Мы хотим быть физически близки, и образовать или обновить любящую, чувственную и интенсивную эмоциональную связь с другим человеком.
 
 
«Мое эмоциональное горючее закончилось. Мне необходимо заправить свои баки снова».
Темы, связанные с зависимостью и снабжением, выходят на передний план. Вопрос заключается в том, сможем ли мы иметь достаточно (пищи, денег, любви или секса), чтобы питать и поддерживать наше существование? В сновидениях акцент делается на чувствах и ощущениях.
 

ты имеешь полное право быть здесь

твои потребности важны для меня

я рад, что ты мальчик/девочка

тебе не нужно спешить (спешить расти)

мне нравится держать (обнимать и т.д.) тебя

Что помогает “вырасти снова”

· Принимать теплую ванну или лечебный массаж

· Петь колыбельные маленькому ребенку в себе

· Больше обниматься

· Закрыть глаза. Представить себя ребенком. Если бы идеальная мама или папа увидели этого ребенка сейчас, что бы они сделали? Что бы они сказали? Сделать это или сказать это себе или попросить кого-нибудь, кто Вас любит, сделать или сказать это Вам

· Сделать что-нибудь, чтобы Ваш дом стал удобнее

Стадия 2: способность действия 
Потребность исследовать мир и питать наши чувства через прямое действие
продолжается на протяжении всей жизни. Подобно начинающему ходить ребенку
между шестым и восемнадцатым месяцем, мы возвращаемся к фазе интенсивного любопытства чтобы развить нашу Способность Действия. Мы просто не можем ждать, чтобы посмотреть, на что похож мир. Мы хотим вставать и идти, нюхать, пробовать на вкус, трогать, смотреть, исследовать! Нам хочется разнообразия стимуляции, поскольку мир кажется новым, мы нуждаемся в развитии сенсорного осознания, скорее через действия, чем через размышления. Мы хотим следовать нашим собственным побуждениям без стеснения.
 
Мы можем быть озабочены тем, когда приступать, а когда быть неактивными. Мы можем переживать конфликты по поводу того, иметь или не иметь цели. Наша способность быть мобильными имеет первостепенное значение, настолько большое, что мы можем начать бояться неподвижности. Мы проявляем большое любопытство и интуитивность. Мы развиваем новые мотивы в жизни. Мы ищем удовольствие, избегаем боли и особенно наслаждаемся действиями, включающими разнообразие, движение и познание основ, такими как прогулка в новом месте. Наши сновидения могут содержать темы движения, деятельности. 
 

 тебе не нужно хитрить (быть находчивым, остроумным, глупым, больным, счастливым, упрямым, хрупким, занятым), чтобы получить поддержку

 можно действовать (пробовать, проявлять инициативу, быть любопытным, инициативным) и получать поддержку и защиту в то же время 

Что помогает “вырасти снова”

· Исследовать свой дом, к примеру, ползая на коленях. Отмечать, как по-другому выглядят вещи

· Попросить друга пригласить Вас куда-нибудь, где Вы еще не были

· Исследовать новые предметы. Трясти их, нюхать, пробовать на вкус, смотреть, слушать, переставлять. Концентрировать внимание на предметах. Подумать, что Вы чувствуете, когда изучаете знакомые предметы новым способом

· Исследовать новые таланты, пищу, занятия или культуральную среду

· Поехать на работу новым путем

Стадия 3: способность мышления 
В 3 стадии нам необходимо установить новое чувство независимости, индивидуальности и отделенности. Мы хотим сделать свою комнату отделенной от других. Мы хотим отличаться, быть уникальными.
Нам необходимо создать сепаратную позицию и, таким образом, возможно, стать
бунтующими. «Нет» и «Я хочу» – являются любимыми лозунгами. Мы тестируем
реальность и сражаемся с другими в то время, пока развиваем каждый новый
уровень мышления. Мы можем стать озабочены обнаружением и установлением
того, «насколько мы значимы». Мы хотим найти границы в самих себе и
ситуациях. Мы можем выражать сильный негативизм и амбивалентность. Мы
думаем о том, какой контроль мы имеем над собой, или ситуацией, или
взаимоотношениями. Мы хотим того, что «наше», отличного от «вас» и «вашего».
Мы можем пригласить других, подумать за нас, а затем прийти в бешенство, если
они сделают это, так как мы осваиваем новые уровни концептуальных
возможностей и развиваем новые области мышления.
 

я не боюсь твоего гнева 

ты можешь думать о своих чувствах

тебе не нужно заботиться обо мне, думая за меня

ты можешь знать, что ты хочешь, и что тебе нужно и думать

Что помогает “вырасти снова”

· Сделать «список нет» – того, чему Вам важно сказать “нет” и сказать этому “нет”

· Достать новый кулинарный рецепт или инструкцию, как собрать что-либо. Следовать инструкции в точности. Попросить трех человек сказать Вам, как хорошо Вы это сделали

· Сделать что-нибудь для развития памяти: прочитать книгу об этом, посетить семинар и практиковать полученные знания. Выбрать семь вещей, которые Вам важно вспомнить и вспомнить их

Стадия 4: способность идентичности

Мы периодически развиваем и обновляем нашу идентичность. Мы хотим заново открыть, кто мы есть, и что значит, быть человеком данного пола. Мы экспериментируем с социальными взаимоотношениями и становимся озабочены вопросами власти. Нам необходимо разделить фантазию и реальность. Подобно бросанию камня в воду, чтобы посмотреть, как далеко разойдутся круги, мы тестируем последствия своего собственного поведения и прилагаем силу, чтобы посмотреть, что случится.
Во время 4 стадии мы вновь очарованы нашей способностью влиять на
других людей. Мы можем тренировать несогласие, испытывать тягу к магазинной
краже или распространять ложные слухи, как будто мы знаем факты. Мы хотим
найти новое значение в существовании как мужчина или женщина. Мы можем
говорить: «Я больше не знаю, кто я» или делать что-то только чтобы посмотреть,
что случится. Мы хотим изменить свою внутреннюю организацию. Чтобы сделать
это, нам может потребоваться «тайм аут», чтобы разобрать старую идентичность и
положить начало новой.
 

Читайте также:  Виды развития ребенка в доу

ты можешь быть сильным и в то же время нуждаться в поддержке

 тебе не нужно быть испуганным, больным, грустным, или сердитым, чтобы о тебе позаботились

 ты можешь выражать свои чувства прямо

Что помогает “вырасти снова”

· Сделать список из 10 дел, которые Вам нравится делать

· Устроить маскарад или пойти на маскарад

· Присоединиться к мужской группе, если Вы мужчина или к женской группе, если Вы женщина. Говорить и думать о том, как Вы представляете себе половые роли

· Разузнать о других работах или карьерах

· Написать историю, начинающуюся словами: “В своей следующей жизни я буду…”

· Узнать о хороших манерах в другой культуре

Стадия 5: способность к мастерству.
 
Мы периодически нуждаемся в развитии новых инструментов, освоении навыков и
прояснении ценностей, которые согласуются с нашими целями. Для этого мы
спорим и проверяем чужую мораль и методы, часто желая сделать что-то своим
собственным особым образом. Нам нужно экспериментировать с различными
способами делать вещи, совершать ошибки. Таким способом мы понимаем, что
работает, и можем сложить части вместе так, как мы хотели, чтобы они работали на нас.
В качестве временной части процесса мы считаем путь других не-ОК’ным. Мы можем стать грубыми и делать ошибки, пока мы экспериментируем в поисках того, что работает. Мы пробуем новые социальные роли, позволив себе выйти из старых, и можем чувствовать себя неловко и неуклюже. Мы ищем контакт с людьми вне нашего привычного круга семьи или друзей, чтобы понять, как действуют другие, особенно, если они одного с нами пола или являются частью группы равных нам.
 

ты можешь подумать, прежде чем сделать это правило своим

ты можешь доверять своим чувствам, чтобы понять что делать

ты можешь делать это по-своему

ты можешь не соглашаться

тебе не нужно страдать, чтобы получить то, что тебе нужно

Что помогает “вырасти снова”

· Вступить в какой-нибудь клуб и изучить, какие там правила

· Посмотреть телевизор в течение вечера и составить список моральных принципов и ценностей, которые будут представлены. Сравнить количество рюмок алкоголя и чашек кофе или чая, легких напитков и воды, эпизодов насилия и эпизодов заботы и т.д.

· Очистить и привести в порядок что-нибудь: шкаф, ящики стола, ящик для рукоделия, ящик для инструментов, гараж

· Изучить новую систему организации

· Получить новый навык

Последующие две стадии, как таковые не имеют конкретных аффирмаций, как ранее. Главные базисные моменты уже пройдены. На 6 стадии мы ещё имеем поведенческие методы “взросления”. К 7 стадии наша личность сформирована, мы должны пользоваться всем тем, что приобрели или скомпенсировали.

Стадия 6: способность восстановления 
Мы снова можем чувствовать себя наивными и девственными, несмотря на годы сексуальной активности. Мы можем даже отметить, что в качестве части процесса
реорганизации, нам нужно прекратить сексуальные отношения или, что нас
раздражают оковы моногамных взаимоотношений, так как нам хочется
пространства и эксперимента с новыми людьми или ситуациями. Нам нужно
интегрировать свою потребность в сексуальной активности с потребностями всех
других стадий. Делая это, мы развиваем свою собственную личную философию.
Это не только помогает нашим интеграционным процессам, но и становится 

позицией, с которой мы взаимодействуем с миром новым и взрослым образом.

Наконец, мы разрушаем наши менторские взаимоотношения и становимся
свободны, чтобы создать их в мире самостоятельно.
 

Что помогает “вырасти снова”

· Написать сочинение, начиная словами: «То, чего я хочу достигнуть в своей жизни больше всего, это…»

· Сделать что-нибудь ради дела, в которое Вы верите

· Вести долгие беседы с наставником о том, что для Вас важно

· Обзавестись новой прической, одеждой, поменять внешность

· Посмотреть романтическое кино или спектакль, прочитать сексуальную книгу

· Отделиться от человека, который Вас ранит

· Войти в поддерживающую группу

 
 
Стадия 7: способность повторения
Вступая во взрослость мы завершаем цикл развития. Наша личность сформирована, и никаких новых компонентов больше добавлено не будет. Это новая ситуация, в которой мы никогда не были прежде. Мы можем
пребывать в сомнениях и неуверенности, не зная, остаются ли правила прежними,
будет ли дальнейший путь ровным или трудным. Нам необходимы компаньоны –
люди, с которыми мы можем быть эмоционально связаны в целях поддержки в
новом цикле развития. Нам необходимо продвигаться медленно, почувствовать
лежащий впереди путь и просто быть живым в этой новой ситуации, собирая силы
для наступающих дней. Мы снова подобны младенцам в том, что являемся новыми в этом мире. Каждое повторение имеет свое собственное качество, прямо каккаждое лето отлично от другого, а каждый урожай отличается от прошлого.
Поскольку мы зрелы, мы естественно продвигаемся и улучшаемся, что определяет
наше восприятие стадий. Каждое начало цикла является важной точкой настройки.
Иногда это даже приобретает характер жизненного кризиса такой интенсивности,
что мы в замешательстве: имеем ли мы сценарный всплеск или нормальное
развитие.

В рамках данной концепции разработано множество психотехнологий, опросников и посланий. Поместить их в одну статью невозможно. 

Недостатками данного метода является упрощённое представление о личности. Если бы было достаточно просто дать определённые послания личности, психотерапия бы давно закончилась. 

Теперь о самих аффирмациях. Я думаю, что это лишь “модный” термин. На самом деле это достаточно хорошо изученные суггестии из гипнотерапии. Иными словами, это прямое внушение. Данные суггестии будут удачны, если вы умеете убеждать себя в чём-либо, если ваша детская часть готова и согласна принимать послания от внутренней родительской репрезентации. Также для такой работы очень важно умение входить в транс и иметь определённый уровень гипнабельности.

Из практического опыта могу сказать, что такую работу лучше всего проводить в группе при контроле терапевта. В домашних условиях можно записать эти внушения на диктофон, несколько раз повторяя их снова. Прежде чем включить данную запись, воспользуйтесь релаксационными упражнениями, чтобы расслабиться.

Источник

Поскольку в моей практике появляется все больше запросов на работу с детьми и подростками, делюсь важной практической информацией, которая может быть полезна для родителей. Это рекомендации по воспитанию на разных стадиях развития ребенка от транзактного аналитика Памелы Левин.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

 СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Обеспечивать любящую, последовательную заботу
  • Реагировать на потребности ребенка
  • Думать за ребенка
  • Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления
  • Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок
  • Выражать заботу в том, что прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему
  • Искать помощь, когда не уверены, как заботься о ребенке
  • Быть надежным и заслуживающим доверия
  • Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых

Вредное поведение родителей

  • Не реагировать на зов ребенка
  • Не прикасаться и не держать на руках достаточное время
  • Реагировать сурово, гневно, возбужденно
  • Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден
  • Наказывать ребенка
  • Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку
  • Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер
  • Критиковать ребенка за что-либо
  • Игнорировать ребенка

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей
  • Защищать ребенка от повреждений
  • Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями
  • Говорить по два “да” на каждое “нет”
  • Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в “ку-ку” и горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)
  • Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно
  • Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”
  • Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”
  • Повторять звуки, которые издает ребенок
  • Много говорить ребенку
  • Реагировать, когда ребенок затевает игру
  • Заботиться о собственных потребностях
Читайте также:  Задержка развития суставов у ребенка

Вредное поведение родителей

  • Не обеспечивать защиту ребенка
  • Ограничивать подвижность ребенка
  • Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще
  • Ругать или наказывать
  • Ожидать, что ребенок не будет трогать “ценные” вещи
  • Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок
  • Игнорировать ребенка

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту
  • Помогать ребенку переходить от одного занятия к другому
  • Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения
  • Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань)
  • Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением
  • Радоваться способности детей думать
  • Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка
  • Поощрять причинно-следственное мышление
  • Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д.
  • Позволять детям выражать как позитивные. так и негативные чувства
  • Учить как выражать чувства иначе, чем ударив кого-либо или что-либо
  • Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью
  • Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей
  • Объяснять “почему”, “как” и обеспечивать ребенка другой информацией
  • Говорить как что называется
  • Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват
  • Относиться к ребенку как к “удивительному двухлетке”
  • Заботиться о собственных потребностях

Вредное поведение родителей

  • Говорить слишком много “не делай” и недостаточно “делай”
  • Втягиваться в борьбу за власть с ребенком
  • Считать, что будут хорошими родителями, если у них ребенок послушный
  • Относиться к ребенку как к “ужасному двухлетке”
  • Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей
  • Ожидать слишком многого от детей
  • Ожидать, что ребенок будет играть с другими детьми, прежде чем научится играть “около” других
  • Не наказывать за недумание
  • Стыдить и игнорировать ребенка

СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
  • Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств
  • Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши
  • Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением
  • Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию
  • Отвечать на вопросы
  • Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка
  • Использовать такой язык, чтобы было ясно кто за что отвечает
  • Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности
  • Хвалить за хорошее поведение
  • Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками
  • Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе
  • Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления

Вредное поведение родителей

  • Дразнить
  • Проявлять непоследовательность
  • Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно
  • Не желать отвечать на вопросы
  • Высмеивать ролевые игры или фантазии
  • Реагировать на фантазии ребенка как на реальность
  • Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка
  • Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже
  • Игнорировать ребенка

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
  • Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов
  • Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по своему
  • Давать много поощрений при обучении новому
  • Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом
  • Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление
  • Не соглашаться с искажениями действительности
  • Быть четким относительно того, кто за что отвечает
  • Поощрять способности ребенка думать логично и творчески
  • Предлагать способы решения проблем
  • Обсуждать с ребенком как и когда убегать, плыть по течению или стоять на своем
  • Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила
  • Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий
  • Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с Вами
  • Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать Вам о них
  • Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и не поощрять, чтобы ребенок рос слишком быстро
  • Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства
  • Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее, возможно ближе к юности, того, кто послужит образцом для подражания

Вредное поведение родителей

  • Быть непоследовательным в поддержании правил
  • Настаивать на совершенстве
  • Ожидать, что ребенок научится необходимым навыкам без инструкций. помощи и стандартов
  • Заполнять все время ребенка уроками и занятиями, так что ребенку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил
  • Потворствовать ребенку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи
  • Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
  • Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их
  • Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребенок будет развивать навыки личной ответственности
  • Игнорировать ребенка

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

Полезное поведение родителей

  • Поддерживать подростков в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
  • Принимать все чувства подростков и говорить как это было, когда у Вас появились сексуальные чувства
  • Конфронтировать неприемлемому поведению
  • Ясно выражать свою позицию относительно наркотиков и сексуального поведения
  • Не соглашаться с искажениями действительности
  • Определять способы, которыми подросток отделяется от семьи и поощрять те из них, которые поддерживают его и являются независимыми
  • Понимать и поощрять проработку задач ранних стадий развития
  • Радоваться и приветствовать взросление подростка
  • Поощрять растущую независимость, принимать ту идентичность, которую приобретает подросток и стремиться, чтобы подросток был честен перед собой и осваивал приемлемое в обществе поведение. Это может отличаться от ожиданий и мечтаний, которые родители имеют по отношению к ребенку
  • Участвовать в общественных мероприятиях по поддержанию безопасности в школе и на улице

Вредное поведение родителей

  • Не откликаться на потребности, не проявлять заботу
  • Удерживаться от заботливых прикосновений
  • Реагировать сексуально на сексуальное созревание подростка
  • Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их, проявлять непоследовательность в поддержании правил или отказываться обсуждать правила
  • Не ожидать, что подростки будут думать и решать проблемы
  • Грубо шутить о сексуальности, интересах, фантазиях, мечтах, внешности или друзьях
  • Не препятствовать деструктивному или саморазрушающему поведению — от наркотиков до ограниченных друзей и интересов
  • Пытаться удерживать ребенка от отделения
  • Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
  • Игнорировать ребенка

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

  • Я рад, что ты живешь
  • Ты принадлежишь этому миру
  • Твои потребности важны для меня
  • Я рад, что ты — это ты
  • Ты можешь расти в своем темпе
  • Ты можешь чувствовать все свои чувства
  • Я люблю тебя и охотно забочусь о тебе

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

  • Ты можешь исследовать и экспериментировать, а я буду поддерживать и защищать тебя
  • Ты можешь использовать все свои чувства, чтобы исследовать мир
  • Ты можешь делать что-нибудь столько, сколько тебе нужно
  • Ты можешь знать, что ты знаешь
  • Ты можешь интересоваться всем
  • Мне нравится, как ты проявляешь инициативу, растешь и учишься
  • Я люблю тебя и когда ты активен, и когда ты спокоен
Читайте также:  Этапы развития ребенка до года таблица воз

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

  • Я рад, что ты начинаешь думать сам
  • Ты можешь сердиться, и я не позволю тебе ранить себя или других
  • Ты можешь говорить нет и проверять границы столько, сколько тебе нужно
  • Ты можешь учиться думать за себя, и я буду думать за себя
  • Ты можешь думать и чувствовать одновременно
  • Ты можешь знать, что тебе нужно и просить о помощи
  • Ты можешь отделяться от меня, и я буду продолжать тебя любить
  • СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):
  • Ты можешь исследовать кто ты и кто — другие люди
  • Ты можешь быть сильным и в то же время просить о помощи
  • Ты можешь попробовать разные роли и способы как быть сильным
  • Ты можешь понять результаты своего поведения
  • Все твои чувства приемлемы для меня
  • Ты можешь понять, где фантазия и где реальность
  • Я люблю тебя таким, какой ты есть

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

  • Ты можешь подумать прежде чем сказать да или нет и учиться на своих ошибках
  • Ты можешь доверять своей интуиции, чтобы решить что делать
  • Ты можешь найти тот способ что-то делать, который годится для тебя
  • Ты можешь научиться правилам, которые помогут тебе жить с другими
  • Ты можешь научиться, когда и как не соглашаться
  • Ты можешь думать за себя и получать помощь вместо того, чтобы быть несчастным
  • Я люблю тебя, даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

  • Ты можешь знать — кто ты и учиться навыкам независимости
  • Ты можешь понять разницу между сексом и заботой и отвечать за свои потребности, чувства и поведение
  • Ты можешь развивать собственные интересы, представления и взаимоотношения
  • Ты можешь научиться использовать старые навыки по-новому
  • Ты можешь становиться все более мужественным или женственной и все же иногда быть зависимым
  • Я буду рад увидеть тебя взрослым
  • Моя любовь всегда с тобой, я доверяю тебе просить моей поддержки.

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Эти послания особенно важны от рождения до шести месяцев, в раннем подростковом возрасте, для людей больных, усталых, пострадавших и ранимых, а также для всех остальных.

ПРИМЕРЫ:

НОВОРОЖДЕННОМУ                  ПОДРОСТКУ 12 ЛЕТ                      ВЗРОСЛОМУ

ты имеешь полное право быть здесь

Доброе утро, Петя. Как хорошо, что ты у нас есть!Привет! (с объятием)Рад тебя видеть, здравствуй!

твои потребности важны для меня

О, ты снова голоден. Сейчас тебя покормлю.Я готов тебе помочь.Ты горюешь, что твой отец умер. Я сочувствую и готов тебе помочь.

я рад, что ты мальчик/девочка

Я так и надеялся, Петя, что ты будешь мальчиком.Ты меняешься. Мне нравится как ты выглядишь.В этом платье ты выглядишь очень женственно.

тебе не нужно спешить (спешить расти)

Ничего, ты будешь сидеть сам, когда будешь готов.Конечно, я помогу тебе сложить одежду.Ты можешь это делать просто для удовольствия, не спеши!

мне нравится держать (обнимать и т.д.) тебя

Мне нравится держать тебя на руках, ПетяДавай пообнимаемся!Хочешь, помассирую тебе спину?

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ

Эти послания особенно важны от 6 до 18 месяцев, для 13-14 летних, для людей начинающих новую работу или вступающих в новые взаимоотношения, для людей начинающих осваивать новые навыки, а также для всех остальных.

ПРИМЕРЫ:

РЕБЕНКУ 6-18 МЕСЯЦЕВ             ПОДРОСТКУ 13-14 ЛЕТ                                               ВЗРОСЛОМУ

тебе не нужно хитрить (быть находчивым, остроумным. глупым, больным, счастливым, упрямым, хрупким, занятым), чтобы получить поддержку

Что ты делаешь, Саша? О, это очень интересно!Ты, конечно, сдашь экзамен! И помни — я тебя люблю какая бы ни была оценка.Тебе не нужно так уставать. чтобы о тебе позаботились; я могу тебе помочь!

можно действовать(пробовать, проявлять инициативу, быть любопытным, инициативным) и получать поддержку и защиту в то же время

Привет, Саша! Куда это ты идешь с этим большим ведром воды? Давай я помогу вынести его на улицу!Я знаю, что это страшно пойти помогать в больнице, но я думаю, что это хорошее дело. Я помогу, чем смогу.Ты можешь пойти на эти вечерние занятия. Я помогу тебе с работой по дому.

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ МЫШЛЕНИЯ

Эти послания особенно важны для детей от 18 месяцев до 3 лет, для среднего подросткового возраста, а также для всех остальных.

ПРИМЕРЫ:

РЕБЕНКУ 18 МЕС — 3 ЛЕТ              ПОДРОСТКУ 15-16 ЛЕТ                                               ВЗРОСЛОМУ

я рад, что ты растешь

О, тебе нужны новые ботинки — ты вырос!Ты выглядишь очень взрослой в этом новом платье!Ты можешь начать новую карьеру сейчас! (от себя)

я не боюсь твоего гнева

Ты выглядишь сердитым! Я готов тебе помочь.Для меня нормально, когда ты сердишься.Слушай и не меняй тему пока я не договорю! (от супруга)

ты можешь думать о своих чувствах

Сердиться это нормально, но я не разрешу тебе бить Мишу.Когда ты сердишься, тебе не нужно быть беспомощной. Думай!Мне тоже страшно. Давай подумаем, что мы можем сделать. (от учителя детей)

тебе не нужно заботиться обо мне думая за меня

Ты можешь делать умные вещи, когда ты захочешь — я горжусь тобой все равно.Ты не обязана получать хорошие оценки только, чтобы твои родители выглядели хорошоТвой успех и мое самоуважение — это разные вещи. (от супруга)

ты можешь знать что ты хочешь и что тебе нужно и думать

Скажи мне, когда тебе что-нибудь будет нужно.Подумай, что тебе нужно и скажи мне.Я могу научиться тому, что мне нужно, даже, если другие считают, что это ни к чему. (от себя)

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Эти послания особенно важны для детей от 3 до 6 лет, для подростков, для людей решившихся быть самими собой и просить прямо то. что им нужно, для людей, отказывающихся от устаревшего и неадекватного образа жизни, отказывающихся от костылей и осваивающих более здоровый образ жизни, а также для всех остальных.

ПРИМЕР:

РЕБЕНКУ 3-6 ЛЕТ                            ПОДРОСТКУ 16-17 ЛЕТ                                ВЗРОСЛОМУ

ты можешь быть сильным и в то же время нуждаться в поддержке

Я вижу, что ты пробуешь делать много нового. Я здесь, если я тебе буду нужен.Если ты просишь то, что тебе нужно, ты становишься более независимым, а не менее.Я могу конкурировать на работе и все же иногда просить, чтобы меня поддержали. (от себя)

тебе не нужно быть испуганным, больным, грустным, или сердитым, чтобы о тебе позаботились

Если ты кончишь хныкать и скажешь, что тебе нужно, я помогу тебе.Сегодня важная игра, а ты опять заболел. Ты можешь найти лучший способ, чтобы тебя заметили, чем болеть.Я могу понять, когда я устал, и отдохнуть до того, как заболею! (от себя)

ты можешь выражать свои чувства прямо

Ты можешь сказать мне, что ты чувствуешь сейчас. Сердиться нормально.Я лучше бы услышал, что ты чувствуешь, чем видел как ты дуешься.Скажи мне, что ты чувствуешь сейчас; меня это не шокирует. (от друга)

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ  ПОСЛАНИЯ ДЛЯ СТРУКТУРЫ

Эти послания особенно важны для детей от 6 до 12 лет, для старшего подросткового возраста, для людей всех возрастов попадающих в новые общественные условия (организации, новый бизнес, группы, семьи, на пенсию), а также для всех остальных.

ПРИМЕР:

РЕБЕ?