Чудо у ребенка 2 года
Я была уверена, что писала пост про двухлеток и про кризис 2,5 лет(тот который чаще всего называют кризисом трех, а в западной традиции-кризисом двух), но обнаружила, что ни фига, не писала 🙁 Зато нашла черновик этого поста, и щас постараюсь довести начатое до ума 🙂
Я назвала двухлеток волшебными отчасти для того, чтобы противопоставить широко распространяющемуся в интернет-кругах крылатому выражению “Terrible twos”, или “ужасные двухлетки”… но это только отчасти противопоставление, а в основном, это моё восприятие двухлеток – они волшебные! 🙂
Чудесные, цельные маленькие личности, удивительные, воображающие себя всемогущими и открывающие для себя мир воображения, что тоже дает право называть двухлеток волшебными – они входят в мир волшебства 🙂 Разве можно называть их ужасными? Настоящие волшебные человечки, маленькие гномики 🙂
Итак, ребенок вплотную приближается к двухлетию. Что же дальше?От года до двух – время границ и социальных навыков. Все бытовые действия, горшок, умывание, поведение на улице( то самое следование) – это все социальные навыки, социальные образы.
К двум годам ребенок может справляться с большинством подобных навыков и ему это дает большую веру в себя.
Есть такой момент у двухлеток – крайняя педантичность , когда нужно делать только так, как он считает нужным и никак иначе. Сначала это проявляется в знакомых действиях – каждый предмет можно класть только на место и никуда больше. Каждое действие нужно выполнить только в определенной последовательности и никак иначе. В этот момент обычно окружающие ужасно умиляются – ах, какой аккуратный, какой приученный к порядку ребенок :)))
Потом ребенок сам создает последовательность – если он решил что куклу надо брать вот так и садить вот сюда, то никакие отклонения от плана невозможны в принципе. Трудность обычно в том, что план существует только в голове ребенка, но реализацию плана двухлетка чаще всего возлагает на родителя)))
Двухлетка уверенно чувствует себя среди границ и так же уверенно с ними обращается – хочу – соблюдаю, хочу – нарушаю. Точь-в точь как в популярном тексте про детское чувство собственности – “Если это мне нравится – это моё. ” ))) И тут же идет вторая после кризиса года волна нарушения правил и игнорирования запретов 🙂 Причем, порой параллельно с милой педантичностью – только что маленький ангелок старательно складывал вещи в шкаф, а через пять минут он их уже оттуда радостно вышвыривает просто так, от полноты жизни)))
Так же уверенно двухлетка чувствует себя в привязанности через похожесть. За второй год в совместности ощущение привязанности развивается и физически ребенок стал более независим. Наличие физической границы между ним и мамой уже не смущает. К концу второго года ребенок окончательно сходит с рук – у слингомам наступает слингопенсия))) , и “на ручки” – это скорее прибежище в случае чего или желание пообниматься, чем база и опора. Можно сказать, что к обнаружению себя у двухлетки развилась первичная способность опираться на себя, в самом примитивном, физическом плане.
Вот тут и происходит главное волшебство человеческой жизни – ребенок впервые чувствует свою свободную волю! Он осознает свою возможность создавать новое, он находит себя в этом мире!( у меня дух захватывает каждый раз когда я об этом пишу – это ли не волшебство, это ли не чудо? 🙂
До какого то момента малыш называет себя по имени, подражая окружающим, но к концу второго года ребенок начинает про себя говорить “я” Значит он себя нашел. )))
Вот он, великий и прекрасный момент рождения личности человека 🙂 Не менее чудесный и непостижимый, чем физическое появление на свет. И так же как физическое рождение, личностное рождение с одной стороны является результатом копирования родителей, “Я подобен маме и папе”, а с другой стороны – появлением собственной, отдельной личности, которая более чем сумма двух слагаемых, осознанием себя как отдельного человека со свободной волей.
Двухлетка почувствовал себя таким маленьким всемогущим властелином вселенной. Пусть ненадолго, но все же 🙂 (Кстати, этот “всемогущий властелин” не что иное, как эго-состояние “Внутренний родитель” по Э. Берну. Это он, внутренний родитель думает что он всегда прав, все может, всегда знает как правильно)
Благодаря способности создавать последовательности действий у ребенка к концу второго года жизни запускается фантазия – научившись создавать некий образ действия ребенок почувствовал себя творцом. Так свободная воля рождает творчество. Ребенку в два года кажется , что он может все что захочет – так появляется магическое мышление у человека.
Двухлетка начинает фантазировать и играть, пока еще очень просто, совсем примитивно – он продолжает подражание взрослым и сам пытается моделировать ситуации в игре и в воображении. У двухлеток появляются “тренировочные” страхи. Ребенок проецирует на предметы и явления свои чувства и какие-то свои “кусочки” личности: Паук – это страшно. Мишка хочет гулять. и т.п.
Это очень творческий возраст, хорошее время для рисования. Хотя и кажется, что ребенок рисует какие-то каракули, но именно в этом возрасте у ребенка замечательно развивается пространственное воображение и ощущение композиции. Ближе к двум(обычно даже раньше) некоторые детки начинают увлеченно рисовать на стенах – очень здорово, если есть возможность им это позволять. Таким образом ребенок накладывает всюду свои “отпечатки” и в целом это очень полезно для ребенка. Бывает, говорят: “если позволять рисовать где угодно – ребенок привыкнет и потом не будет признавать рисование на листочках”, “надо изначально устанавливать границы и не позволять этого” и т.п. Но я считаю что это заблуждение. Как раз к двум годам детям очень интересно соблюдать правила, и им легко преподнести рисование на бумаге как правило, а детям постарше двух – в сопровождении волшебной сказки про бумагу, кисточку и краски и их приключения 🙂 По крайней мере, до двух у меня Юра рисовал только на стенах, полу и мебели, а потом совершенно безболезненно стал соблюдать границы листа. 🙂
После “Я” у двухлеток обычно следует следующий этап “я сам” – на все возможное и невозможное. Часто “я сам” связывают с кризисом, но я думаю – это этап перед кризисом, который следует из того ощущения всемогущества, которое испытывает двухлетка. До кризиса ребенок говорить “сам” не осознавая реальность своих возможностей, может он не может – он все равно говорит – “сям!” Достать луну с неба или выключить солнце – это тоже желания двухлеток 🙂
На этом этапе ребенок становится весьма шумным, усиливает свои требования к окружающим, милая педантичность сменяется фанатичной настойчивостью. Часто этот громкий период называют кризисом двух и определяют по второй волне громких истерик. Я не совсем поддерживаю эту точку зрения, но по большому счету, разницы нет, называть этот период кризисом или нет – главное чтобы процессы происходящие корректно описывались. Как например описано у aplekaeva – кризис двух лет(запись для друзей) или у semirina И снова об истериках.
Это вот такой предкризисный период столкновения с окружающим миром, из которого собственно говоря на несколько месяцев позже вырастет кризис идентичности, когда ребенку придется решить сложный вопрос, кто же он все таки – властелин вселенной или маленький ребенок, всецело зависящий от родителей и которому еще многому предстоит научиться…
К концу двух лет и после двух лет ребенок очень бурно развивается во всех планах, мне даже кажется что то, что происходит в два года – это глобальнее и важнее, чем то, что происходит в 2,5, во время следующего возрастного кризиса. Прямо такой качественный скачок. а кризис – это последующая адаптация к произошедшему качественному скачку.
Очень частая проблема периода ” я сам” в том, что ребенка в фазе “явсемогущийвластелин” уговорить что-то делать – дохлый номер. Если первый-второй годы развития ребенка были благополучны и ребенок свои границы блюдет – фиг вы его собьете с курса, если он его взял. Одеваться? – “неть!”, уходить с прогулки? – “неть!”, нельзя залезть на вон ту интересную штуку? – “ААААА!!!”))) Этот негативизм будет продолжаться вплоть до кризиса двух лет и пика достигнет именно во время кризиса, превратившись в принципиальное противление.
Избегать в этот период конфронтации с ребенком , так чтобы не говорить ему “нет” и не слышать от него “нет” – неудачное решение. для ребенка очень важно научиться говорить “нет” и слышать “нет”, потому что избегая конфронтаций с помощью манипулирования мы и научим ребенка манипуляциям и отучим чувствовать свои границы.
Выход – набраться терпения, учиться использовать воображение и стиль “мама-фея”, беречь нервную систему ребенка – уходить из гостей пораньше, пока ребенок не устал и не утратил способность хоть немного сосредотачиваться, поддерживать режим дня и такой стиль жизни, чтобы не истощать ребенка обилием впечатлений и их непредсказуемостью и все в таком роде. В два года даже самые среднестатистические дети становятся высокочувствительными. 🙂 Главное в этот период – развивать воображение ребенка, наполнять его жизнь внутренними а не внешними впечатлениями, рассказывать ему чудесные истории, оживлять окружающие предметы. Способность фантазировать даст ребенку единственно возможный способ адекватно пережить кризис 2,5 лет – разделить мир фантазий, где он может быть всемогущим и реальность – где он маленький, зависимый и неумелый ребенок, но при этом ему комфортно, он любим и удовлетворен.
В два года и у мамы происходят определенные изменения, среди кормящих мам даже бытует мнение, что в два года организм кормящей мамы гормонально перестраивается и становится готовым к следующей беременности. Ребенок в два года становится псевдо-независимым(псевдо – потому что эта независимость только внешнее поведенческое отдаление, но не реальное положение дел ), а мама в два года становится более социально-активной, выходит в мир или становится ориентирована на последующую беременность и рождение следующего ребенка. Изменения у мамы во многом перекликаются с изменениями в ребенке, так как мама, как правило, в этот период пересматривает свои возможности, свои могу и не могу на своем уровне и определяет, какое место дальше она хочет занимать в обществе, семье. Так же как это делает ребенок на своем уровне.
Два года – это очередной естественный “отчпок” ребенка от мамы, а мамы от ребенка.
Апд: я забыла один важный момент: если двухлетки обладают ощущением всемогущества(которое конечно нереалистично). то что же делать родителям, выполнять требования малыша и поддерживать иллюзию всемогущества или позволять как можно больше сталкиваться с реальным миром, стараясь убедить ребенка в том, что он маленький и слабый?
Мой ответ на этот вопрос – да, выполнять требования, поддерживать, помогать во всем и стараться там где можно помочь ребенку реализовать собственные представления, собственные задумки. Почему? Потому что помогая и выполняя требования ребенка мы ему даем послание: “ты можешь очень многое если я тебе помогаю. Я всегда буду тебя поддерживать , потому что я твоя мама.” Т.е. Ребенок получает то же самое послание – “ты маленький ребенок”, но он его получает находясь в зоне комфорта и удовлетворенности, а не в зоне стресса и бессилия, как было бы если ребенку постоянно указывать, что он не может воплощать в жизнь свои представления о ней.
“Ты можешь, потому что я готова тебе помогать. Я готова тебе помогать, потому что я твоя мама” – это мостик в следующий уровень привязанности, привязанность через принадлежность. Если мама готова помогать ребенку, ребенок так же будет готов сотрудничать с мамой, слушать её и помогать ей, когда перейдет на следующий уровень привязанности , после того как острый период кризиса минует.
Оригинал взят у getnewpost в Волшебные двухлетки: рождение личности. Всемогущее “Я”.
Источник
Разве никогда не бывало, что утром вы проснулись с удивительным чувством – сегодня произойдет что-то совершенно необыкновенное? И в самом деле, происходило! В этот день даже ординарные события, казалось, были наполнены поразительными совпадениями.
Чудеса – это не только цепь таинственных событий, которыми неведомая сила расцвечивает наши серые будни. Чудеса бывают еще и рукотворными. И, возможно, именно эти чудеса, сотворенные вашими руками, останутся в памяти вашего малыша на долгие годы, быть может, на всю жизнь, дадут ему заряд оптимизма и счастья.
Ходит Сон по лавочке
- Маруся, пора ложиться спать.
- Не-е-ет, мамочка! Я еще не доиграла (не дорисовала, не дочитала, не досмотрела мультфильм, не достроила домик из кубиков – нужное подчеркнуть).
- Марусь, уже совсем поздно.
- Ну, мам, пожалуйста, еще немного.
- Ты в это время уже должна быть в кровати. Завтра в садик!
- Не хочу, я еще совсем не устала!
Препирательства продолжаются довольно долго. Наконец, меня осеняет:
- Ложись в кроватку и жди, когда придет Сон. Он обязательно принесет тебе что-нибудь.
- А какой он, мой Сон? Расскажи!
- Хорошо, только про Сон нужно рассказывать в кроватке. Легла? Теперь слушай. Он ходит неслышными шагами и любит, чтобы в комнате было очень-очень тихо. Он носит длинный черный плащ, расшитый звездами, а к высокому колпачку у него пришита легкая серая вуаль. Ею он касается твоего лица, и глазки сами собой закрываются. А когда они закроются, он покажет тебе какую-нибудь новую сказку. Спи, моя девочка!
Но самое удивительное происходит утром. Под подушкой Маруся находит маленький подарок, аккуратно завернутый в красивую упаковочную бумагу со звездочками и месяцами. Чаще всего это что-то съедобное: несколько орешков, черносливин, немного кураги, изюма или цукатов, какие-нибудь засахаренные фрукты, которые не пачкают рук. Шлепают по коридору босые ножки, и вот уже в рот спящим родителям ребенок старательно засовывает волшебное угощенье – делится подарком. Иногда, по праздникам, Сон приносит маленькую игрушку, деревянное расписное яичко или новую сверкающую заколку для волос.
- Мама, это Сон!!! Да, я знаю, я видела, как он коснулся меня своей серой накидкой, а из корзинки у него выпал колокольчик. Интересно, как он догадался, что я такой хотела?
Иногда Сон вместе с подарком оставляет письма. Сначала мы читали их Марусе вслух, потом она стала читать их сама – ведь это письма лично для нее. Постепенно со Сном завязывается оживленная переписка. Вот избранные места из нее.
«Сон, а почему ты иногда приносишь мне плохие сны? Я не хочу такие смотреть. Приноси мне, пожалуйста, сны веселые».
«Видишь ли, Маруся, все иногда болеют – и люди, и Сны. Когда я болею, тебе снятся не очень веселые сны».
«Сон, у меня завтра день рожденья. Ты принесешь мне что-нибудь?»
«Марусенька, в твой день рожденья я решил подарить тебе что-то очень-очень необычное. Например, сверкающие звезды, которые я вижу каждый день на небе, когда наступает пора разносить детям сны. Я коснулся своей волшебной палочкой нескольких звездочек, они стали маленькими и хрупкими, по виду совсем как печенье. Тогда я положил их в особый синий мешочек и принес тебе. С днем рожденья, милая Маруся!»
Но вот Маруся уже пошла в школу. Подчас мне кажется, что она уже совсем большая и догадывается о происхождении писем и подарков. Может быть, пора уже это дело свести на нет?
«Сон, скажи, а ты мне не будешь больше приносить подарков по воскресеньям? Я тебе уже два письма написала, и кораблик бумажный тебе послала, а тебя все нет. Может, ты заболел или адрес забыл? Сейчас я тебе снова адрес напишу. У нас по воскресеньям блинчики бывают. Я тебе обязательно буду блинчик оставлять, если не забуду. А если забуду, ты мне напомни».
Как тут устоять? Пришлось Сну возвращаться.
«Милая Марусенька. Дело в том, что я летаю к детям на своем волшебном воздушном шаре. И вот на позапрошлой неделе подул сильный северный ветер и унес мой шар далеко-далеко на север. Пришлось мне долго добираться к тебе. А все твои письма и подарки я получил, мне принесли их почтовые голуби. На твоем кораблике я даже смог переплыть речку, так что ты мне очень помогла. Спасибо тебе».
И снова утром происходит маленькое чудо.
- Ура, мама! Сон прилетал ко мне, и кораблик мой ему помог.
Радостно и ясно завтра будет утро
Сон – это вообще случай особый. Ребенок не желает ложиться спать чаще всего по двум причинам: ему не хочется заканчивать день и вместе с этим, он уже очень устал к вечеру. Поэтому важно, чтобы укладывание спать проходило по заведенному ритуалу, в одно и то же время: например, сначала малыш купается, пьет молоко с медом, потом слушает мамину сказку и засыпает.
Есть и еще один момент. Возможно, вы замечали, что подчас ребенок вроде уже совсем засыпает, но вдруг разлепляет сомкнутые веки, будто заставляя себя проснуться, и изо всех сил пытается противостоять сну. Дело в том, что до определенного возраста каждое засыпание для ребенка – это маленькая «смерть», он боится не проснуться утром. И в этом случае ожидание утреннего чуда успокоит малыша, поможет ему справиться с ночными страхами.
Если кроха боится каких-то ночных чудовищ (Бабу-Ягу, волка, Бармалея), таящихся в темноте, можно завести специальную волшебную лампу или фонарик, который прогонит страшилищ, вздумай те явиться к вашему малышу. Чтобы лампа стала необычной, ее можно украсить красивыми наклейками с любимыми сказочными персонажами или вырезанными из бумаги звездочками. Такой нехитрый способ даст ребенку уверенность в собственных силах и ощущение безопасности, ведь у него теперь появилась волшебная поддержка!
Я не волшебник, я только учусь
Что дает человеку ощущение Чуда? Почему мы в детстве так долго верили в Деда Мороза, гномиков и волшебника, который непременно прилетит к нам когда-нибудь в голубом вертолете?
Чудеса позволяют нам не чувствовать себя одинокими в большом мире. И мир нам видится добрым и любящим, а не жестоким, не равнодушным.
- И вообще, Деда Мороза не существует! А подарки под елку родители кладут.
- Это тебе родители кладут, а мне Дед Мороз приносит. Вот тебе он письма писал? А мне писал, красивые-красивые, на серебряной бумаге. И голос у него, как у серебряного колокола…
(из случайно подслушанного детского разговора)
С какой настойчивостью дети защищают свое право на чудо! Ребенок искренне верит если не в самого Деда Мороза, то в радость, которую приносит Новый год. Даже у самых закоренелых скептиков не остается сомнений в том, что вера в волшебство жизненно необходима детям. Без нее не может быть детства – яркого, теплого и жизнерадостного.
Вы можете представить, как в одно прекрасное утро именно перед вашим окном вдруг появится удивительный воздушный шарик, в котором спрятаны конфеты и маленький сувенир? Представили? А для этого родителям нужно только договориться с соседями, что живут этажом выше, и накануне вечером (когда ребенок уже заснет) закрепить на их окне прочную нитку для воздушного шарика. Обычно соседи с готовностью соглашаются участвовать в таких чудесах.
А может быть, вашему малышу подарок принесет Синяя Птица счастья?
Или мышка-норушка? Между прочим, у многих европейских народов есть такая традиция: выпавшие молочные зубки «отдавать» благодарной мышке. Для этого их нужно было положить у мышиной норки или бросить у печки со словами: «Возьми, мышка, зубик простой, принеси мне золотой». И что вы думаете? Ведь приносят! Ну, пусть не золотой зубик, но, во всяком случае, какой-то милый детскому сердцу пустячок – игрушку, конфетку или монетку.
А если поставить под стол блюдце с молоком, то, вполне возможно, явится маленький лохматый Домовенок, который вместе с подарком оставит малышу и свой портрет (для этого нужно сфотографировать подходящую игрушку у знакомых или в магазине).
Взрослые тем и отличаются от детей, что дети спокойно ждут чудес, а взрослые… готовы творить их сами. Видимо, взрослым это тоже для чего-то нужно. Например, для того, чтобы почувствовать себя волшебником из голубого вертолета и увидеть глаза своего ребенка, горящие от счастья. Как это приятно – быть волшебником!
Однако, превращаясь на время в чародея, постарайтесь не злоупотреблять своим положением в корыстных целях. Всегда есть соблазн использовать «чудесные» письма и силу авторитета для, казалось бы, невинного родительского шантажа: «если ты будешь хорошо себя вести (слушаться маму с папой, убирать за собой игрушки, не забывать чистить зубы – варианты бесконечны), то я принесу тебе то, что ты хочешь». В этом случае, увы, теряется весь смысл волшебства, которое не терпит никаких условий.
Ни в коем случае нельзя и «наказывать» волшебным подарком – дескать, ленивым детям, которые не хотят читать и считать, ничего, кроме «Азбуки» или набора счетных палочек, не видать. Такой подарок принесет малышу только горечь и разочарование. Представьте себе, что муж вручает вам на день рожденья или на Новый год долгожданный подарок с назидательными словами: «Ты, дорогая, что-то ленилась в этом году. Вот тебе веник, большего ты пока не заслужила. А будешь стараться, глядишь, и еще что-нибудь перепадет».
Волшебный подарок
«Волшебный» подарок – это не воспитательная мера! Это выражение вашей любви и радости, уверенности, что ваш малыш – самый лучший уже потому, что он ваш. И ему не нужно стараться изо всех сил для того, чтобы заслужить подарок.
Таинственный добрый волшебник приносит ему свои дары, ничего не требуя взамен. Чудо не подчиняется никаким причинно-следственным связям, оно всемогуще.
Конечно, когда-нибудь моя девочка догадается, что наши маленькие чудеса – рукотворны. Что печенье в виде звездочек пекла ночью мама, сказочная бумага куплена в соседнем магазине, а сверкающая заколка сделана не из кусочка упавшей звезды, а из вполне земных материалов. Ну, что же, зато когда-нибудь у нее появятся свои дети, и она сотворит для них новые чудеса.
Инесса Смык
По материалам журнала “Лиза. Мой ребенок”
Источник