Чтобы ребенок в 4 года чисто говорил

Чтобы ребенок в 4 года чисто говорил thumbnail

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
Читайте также:  Как воспитывать ребенка мальчика в 4 года

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

Почему дети не выговаривают звуки и что с этим делать? Как обогатить словарный запас малыша и от чего зависит формирование его речи? Разбираемся в этих вопросах с опытным логопедом.

Работая логопедом в детском саду, я каждую осень провожу логопедические обследования вновь поступивших детей. Статистика неутешительна. В группе обычно 15 детей, и только у 1-2 детей из группы не наблюдается проблем с речью. У остальных бедный словарный запас и каша во рту. И таких детей становится с каждым годом все больше и больше. Что же случилось? Откуда эти проблемы? Попробуем разобраться в простых, но неочевидных случаях.

Почему дети не выговаривают звуки         

Чтобы четко и ясно говорить, необходимо иметь сильный и крепкий артикуляционный аппарат, то есть мышцы губ, языка, неба, щек должны работать. И лучшего «тренера», чем твердая пища, не найти. Давайте ребенку морковь, яблоки, репку. Пусть жует. Не научится жевать твердую пищу – в дальнейшем могут возникнуть большие проблемы.  

Приведу пример: у меня в группе была девочка, которая в свои 5 лет не умела жевать твердую пищу. Дома ей с самого раннего детства все измельчали блендером. Во рту каша. Учились жевать со слезами. Много сил было приложено, чтобы укрепить артикуляционный аппарат и исправить речь ребенка. 

Не злоупотребляйте мягкой и протертой пищей. Мышцам артикуляционного аппарата необходима тренировка.

Почему у детей бедный словарный запас

Ребенок не знает значения многих слов, не может правильно сформулировать предложение. Одной из причин может быть просто то, что его не научили этому в семье. Дети всегда берут пример с родителей и учатся всему у них. Речь формируется в процессе подражания. 

Не сюсюкайте, не упрощайте слова. Услышав неправильно звучащее слово, ребенок запомнит его и сам станет говорить неправильно. Переучить будет очень трудно.

Я проводила обследование словарного запаса девочки 4 лет. Показывала карточки, на которых были изображены хлеб, овощи, фрукты. На все был один ответ: «ам-ам». Кошка − «мяу-мяу». С девочкой так разговаривали дома. 

Читайте также:  Ребенку 4 года кашляет горлом

Очень важно разговаривать с малышом развернуто, не сокращая слов. Читайте ему книжки, а потом обсуждайте прочитанное. 

Многие родители сейчас ставят детям слушать аудиокниги. Это тоже хорошо, но не забывайте, что речь-то формируется в процессе подражания. Обязательно разговаривайте с ребенком о прослушанном. О чем были сказка или рассказ? Кто ему понравился, а кто нет? 

Вы можете развивать словарный запас ребенка, обсуждая с ним по дороге из детского сада прошедший день. Интересуйтесь, что было интересного и чем он был занят. Обращайте его внимание на предметы, которые встречаются по пути, листья на деревьях, машины, цветы. Спрашивайте, какого они цвета, формы.

Общайтесь с малышом, говорите с ним. Для него это очень важно. Мягко и деликатно поправляйте, если он делает ошибки. Не оставляйте эти ошибки без внимания. Ведь он учится правильно строить свою речь. Вы увидите, с каждым разом ошибаться малыш будет все меньше и меньше.

Подведем итоги

Не сомневайтесь, исправление нечеткой речи ребенка обязательно даст положительный результат. Однако помните, что причины этой нечеткости могут быть скрыты. Прежде чем решить, что делать, проконсультируйтесь со специалистом. Не затягивайте с обращением в надежде, что все пройдет само собой. Проблемы с возрастом будут только накапливаться и сами по себе никуда не исчезнут.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Когда мой малыш стал более-менее говорить, я заметила, что некоторые звуки, произносимые длительно и на выходе, были проблемными для сына. Это были звуки [c] и [л]. Мы воспользовались советами логопеда и стали работать. Для этого мы подобрали слова с такими звуками, например: Оса, Лиса, Скала, Весло, Село, и начали искать рифмы. При этом не отводили для этого специальное место и время. Использовали любую поездку в транспорте, прогулку, купание в ванной. Время пролетает незаметно и с огромной пользой для ребенка. Юный поэт должен проявлять фантазию, а мы – лишь корректировать его творчество: ставим задачу, подбрасываем тот или иной слог, рифму, подсказываем слова.

Для начала поработайте с прямыми слогами.
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Дальше можно отточить мастерство, работая с обратными словами.
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Вы, наверное, заметили, что звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Р в этих чистоговорках практически не встречаются? Работа над ними идет только после того, как отработаны и введены в речь звуки С и Л, дальше переходим к скороговоркам с этими звуками.

Сначала сами медленно произнесите скороговорку. Потом – совместно с ребенком, опять же медленно. Тут, конечно, придется объяснять малышу, если он не понял смысл или какое-то слово.

Прежде чем переходить к быстрому проговариванию, кроха должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.

У Сени и Сани сом с усами.
Сеня в сени сено вез.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
От топота копыт пыль по полю летит.
Восьмой кол вбили в частокол.
Топали да топали, дотопали до тополя.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
В один, Клим, клин колоти.
Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь малыша, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Читайте также:  Ребенку 4 года болит зуб что можно дать

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:
Жутко жуку жить на суку.
Ежу на ужин жук нужен.
У ужа ужата, у ежа – ежата.
Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
По двору, по подворью в добром здоровье.
У нас на подворье погода размокропогодилась.
Свинья тупорыла весь двор перерыла.
Летят пичужки через три пустые избушки.
У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
На кочке квочка, квочка на кочке.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Проговаривание чистоговорок и скороговорок – интереснейшее занятие. Устраивайте соревнование: кто чище (быстрее) проговорит чистоговорку (скороговороку). Это мероприятие можно проводить и во дворе, и на пикнике, и на дне рождения. Приз – конфеты или маленький сувенир. Восторг и азарт будет неописуемый.

Надеюсь, что эти советы помогут вашему самому родному маленькому человечку. Ваш лозунг на ближайшее время: чтобы чисто говорить, будем рифмами сорить!

Liana, larisa.pimenova@gmail.com.

Источник

К 5 годам ребёнок должен чётко произносить все звуки. Если у малыша нарушено звукопроизношение, то у него могут возникнуть проблемы с общением, а также с овладением навыками письма и чтения.
Надеюсь, что рекомендации, описанные в этой статье, помогут вам избежать подобных проблем.

1. Для начала следует выяснить, какие звуки ребёнок выговаривает неправильно.
С этой целью можно предложить ребёнку назвать изображения на картинках или повторить слова с сомнительным звуком. Важно, чтобы звук в предлагаемых словах находился в разных позициях: например, C: сумка (в начале слова), коса (в середине), ананас (в конце).

Будем чисто говорить. 8 советов

2. Над каждым звуком необходимо работать отдельно.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным ходом формирования звуков у детей в норме: К, Г, Х, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Й, Л, Р.

3. Начинать нужно с артикуляционной гимнастики.
Выполняют такую гимнастику перед зеркалом, чтобы малыш не только ощущал, но и видел, как работают его артикуляционные органы. Каждое упражнение нужно выполнять 8-10 раз. Важно, чтобы ребёнок не переутомился, занимался с удовольствием.

4. Для чёткого произнесения звуков нужен сильная направленная воздушная струя.
Для этого можно подобрать разные игры: дуть через трубочку в воду, пускать мыльные пузыри, дуть на вертушки, в свистульки, задуть ватный шарик между двумя кубиками и др.
Во время игр нужно соблюдать одно условие: не нужно надувать щёки.

Будем чисто говорить. 8 советов

5. Сначала нужно добиваться правильного произношения только отдельного звука, а не целых слов.
Единственный способ, с помощью которого один из родителей может вызвать звук, – это объяснение и показ ребёнку, как нужно правильно расположить язык и губы. Например, для звука Ш: «Приоткрой рот, подними язык за верхние зубы. Теперь подуй на язычок. Слышишь, как ветер шумит?» Такое задание желательно повторить 5-6 раз.
Если у ребёнка не получается правильный звук, тогда следует обратиться к логопеду.

6. Если у ребёнка получился правильный звук, то можно закреплять его произношение в слогах, например, СО, СУ, СА, СЫ, СЭ, ОС, УС, АС, ЭС, ЫС.
Когда звук будет звучать в слогах чётко, можно начинать произносить слова с этим звуком.

7. Затем нужно следить, чтобы малыш произносил новый звук в своей свободной речи. Этот этап может быть продолжительным. Наберитесь терпения, ненавязчиво исправляйте, если ребёнок произнёс звук искажённо.

8. Иногда бывает, что ребёнок умеет правильно произносить звуки изолированно, но в свободной речи может заменять их другими. Например, З на Ж, С на Ш, Л на В и др.
Такие ошибки могут появиться и на письме.
Чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем, нужно показать малышу, чем отличается положение артикуляционных органов при произнесении этих звуков. Можно послушать их звучание, закрыв глаза, и сравнить: звук З – это комарик, а Ж – шмель.
Можно поиграть в следующую игру: взрослый называет слоги и слова со смешиваемыми звуками, а малыш определяет, какой звук слышится.

Если ваш ребёнок столкнулся с какими-то трудностями, наберитесь терпения и помогите ему. У вас всё получится!

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник