Что влияет на развитие речи ребенка консультация для родителей

Консультация для родителей

«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит

в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь

помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает

огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти

время, чтобы малыш начал говорить.

Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда – это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него формируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми.

Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.

Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.

Итог.

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

1. Быть психически и соматически здоровым;

2. Иметь нормальные умственные способности;

3. Иметь полноценный слух и зрение;

4. Обладать достаточной психической активностью;

5. Обладать потребностью в речевом общении;

6. Иметь полноценное речевое окружение.

Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно.

Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:

– Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;

– В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;

– Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;

Читайте также:  Консультация для родителей роль семьи в развитии речи ребенка

– Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;

– Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку

Итак, блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов (если такой специалист есть в детском саду). Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно – решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения

Итак, перед взрослыми стоит цель:

• в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;

• в дошкольном возрасте (3-7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи);

• в дошкольном возрасте (4-7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются

в процессе взаимодействия семьи и детского сада.

Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Всегда помните – благополучие малыша

целиком и полностью зависит от родителей!

Источник

Консультация для родителей: «Влияние речевой среды на развитие ребенка».

Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.

– Нередко серьёзное речевое нарушение связано с недостаточностью нервной системы, зрения, слуха и т.п. в этих случаях помимо логопеда ребёнку нужна консультация невролога, который может назначить препараты, улучшающие работу головного мозга, дать толчок для развития ребёнка. Но родители зачастую игнорируют направление логопеда к неврологу, боятся медикоментозного лечения, путают препараты ноотропы и психотропы, которые действуют на психику. А такие препараты могут помочь ребёнку быстрее справиться с трудностями.

– Для развития речи очень важно общение ребёнка сразу после рождения – с членами семьи, с другими людьми, с детьми. Играть, а не просто быть пассивным сопровождающим. Игра создаёт необходимость выразиться, стимулирует к высказыванию.

– Общение со взрослыми не должно носить формальный характер, « на ходу». Говорить с ребёнком надо медленно и внятно, чтобы он смог уловить каждый звук в потоке речи, понять каждое слово взрослого. Ведь язык так многообразен и столько длинных и сложных слов мы говорим, что многие звуки ребёнок не может воспринять правильно, особенно в малолетнем возрасте. Важно, чтобы общение с ребёнком происходило на уровне его лица. При этом он видит, как вы говорите, как двигаются ваши губы, что помогает осваивать произношение звуков.

– Заниматься с ребёнком надо в тишине, чтобы он не отвлекался на посторонние звуки, которые мешают ему сосредоточиться и быть внимательным, ведь оно пока ещё не достаточно сформировано.

– Хорошо читать детям книги, но этого недостаточно. Важно чтобы ребёнок понимал и вслушивался, о чём вы ему читаете. Главное – его способность воспринимать и понимать текст. Для этого надо его заинтересовать – читать эмоционально, выразительно, с разной интонацией, ведь маленький ребёнок впитывает то, что более ярко и выражено. А после чтения попросите его назвать героев сказки, пересказать услышанное, нарисовать вместе с ним или слепить, поиграйте в театр, вспомните выражения, которые говорили лиса, заяц или волк. И еще один совет книги выбирайте по возрасту, а не то, что попалось под руку.

– Отрицательно влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребёнка речевого слуха и умения различать речевые звуки.

– Большую ошибку допускают родители, когда перегружают нервную систему ребёнка и водят в 4-5 лет на шахматы, фигурное катание, а ещё на английский язык.

– Чем позже ребёнок узнает, что такое телевизор, – тем лучше. У телевизора или компьютера детям с речевыми проблемами можно проводить не более 20 минут в день. Речь с экрана не способствует речевому развитию, так как темп ускорен и формирует у ребёнка непроизвольный тип внимания, а освоение речи требует наоборот произвольное внимание ( сознательное, требующее усилий).

– У ребёнка должно быть достаточное количество игрушек, соответствующих возрасту. Но не слишком много – это вызывает пресыщение и теряется интерес ко всему новому. А интерес и любознательность является важным стимулом как для развития речи, так и для общего развития в целом.

Активное «ручное манипулирование» с различными предметами положительно влияет на развитие речи и мышление детей. Детям надо играть с игрушкой, исследовать её со всех сторон, пощупать пальцами, разобрать на составляющие части и собрать её. Играйте в пальчиковые игры, собирайте пуговицы на шнурок, собирайте мозаику, позволяйте играть с макаронами и крупой, резать ножницами и лепить. Развитие мелкой моторики является стимулятором для речевого развития ребёнка в независимости от возраста.

Мы – взрослые, развиваемся вместе с нашими детьми, мы в поиске решений. И от того, какое решение мы примем – зависит будущее наших детей.

Источник

Влияние речи родителей на развитие речи детей.

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка по физической культуре

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая – межиндивидуальная – функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного общения взрослого с ребенком, которое приводит к активному становлению речевой функции, повышению коммуникативных характеристик.

1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов.

Механизмы формирования правильной речи достаточно сложны. Вместе с тем, решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.

Речь как средство общения, возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.

Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ.

При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:

крики – возникают самостоятельно – с рождения до 2-х месяцев;

гуление – стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым – с 2 до 5-7 месяцев;

лепет – его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);

слова – переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета – с 11-12 месяцев;

словосочетания – после усвоения двухсложных и трехсложных слов – с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

предложения – конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет – «почему? когда?»

связный рассказ – появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках – с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.

Анализ поведения детей раннего возраста показывает – ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ. Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.

В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.

В каждой культуре происходит успешная передача языка детям, и существует множество методов, с помощью которых родители облегчают своему ребенку задачу овладения им. Родители часто говорят от лица детей, выражая их потребности и желания, комментируя их действия на правильном родном языке. Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми.

Однако в вопросе о том, как именно речь родителей связана с развитием языка их ребенка, нет достаточной ясности. Индивидуальные различия в развитии речи у детей до некоторой степени обусловлены генетически, а также подвержены влиянию среды. Например, речевое развитие близнецов, как правило, идет более медленными темпами, что может обусловливаться генетикой. Но, кроме того, возможно, оказывает влияние и то, что им достается значительно меньше вербальных сигналов, чем другим детям, так как матерям близнецов приходится делить свое внимание между ними. Кроме того, иногда близнецы общаются друг с другом, используя “примитивный” язык собственного изобретения.

Читайте также:  Ребенок 2 месяца развитие режим

Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми. Родители знакомят ребенка с категориями и символами, учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем.

Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.

В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя, их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать подражать взрослому, отвечать на вопросы.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Задачи развития речи детей 1 года – 1 года 6 месяцев

  • Много разговаривать с ребенком. Показывать и называть реальные предметы ближайшего окружения ребенка; комментировать действия с предметами.
  • Учить узнавать изображения знакомых предметов на предметных картинках. Учить находить знакомое изображение из двух, трех, четырех предлагаемых картинок.
  • Развивать у ребенка невербальные формы общения (фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающих жестов, выполнение жестового ритуала приветствия и прощания, объятия и поцелуя как форм эмоционального общения).
  • Научить понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением («Принеси игрушку», «Дай чашку» и др.).
  • Упражнять ребенка в произношении часто слышимых звукосочетаний и слов. Пополнять активный словарь ребенка словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки, привычные действия.

Задачи развития речи детей 1 года 6 месяцев – 2 лет

  • Много разговаривать с ребенком. Обучать речи путем совершенствования ее понимания, активизации подражания звукам, словам. Тренировать артикуляционный аппарат.
  • При общении комментировать происходящие, наблюдаемые действия и события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (что? кто? где?).
  • Разговаривать с ребенком с помощью игрушек (включая игрушки бибабо). Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет гулять и ищет теплые штанишки; мишка заболел, стал чихать и лег в кровать; кукла умывается: моет глазки, щечки, носик и др.).
  • Учить рассматривать реальные предметы (игрушки) и действовать с ними (одежда, обувь, мебель и др.) с последующим называнием их и своих действий. Учить рассматривать картинки с изображением реальных предметов и игрушек; находить знакомое изображение из трех, четырех, пяти предлагаемых картинок. Учить узнавать и называть различные действия и состояния животных и игрушек (кошка лежит, мишка сидит, собака ест и др.). Ближе к двум годам учить рассматривать и комментировать (с помощью взрослого) несложные сюжетные картинки (девочка кормит куклу, зайчик спит в кроватке, гусь плавает в воде, мальчик играет в мяч и др.).
  • Упражнять в умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собачка?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?» и др. (с опорой на картинки и (или) игрушки и без наглядной опоры). В сценках с игрушками-животными наглядно показывать и называть повадки, голос соответствующих животных.
  • Учить рассматривать реальные предметы и игрушки (одежда, обувь, мебель и др.) и действовать с ними с последующим их называнием.

Задачи развития речи детей 2-3 лет

  • Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Продолжать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).
  • Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.
  • Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.

Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит три основных этапа:

  • Подготовительный этап (довербальное развитие общения);
  • Этап возникновения речи;
  • Этап развития речевого общения.

Наблюдения за общением матери и ребенка позволили нам сделать вывод: так как от рождения слух ребенка не приспособлен к тонкому различению речевых звуков, то эта способность развивается только в общении со взрослыми. На данном этапе ребенок еще не понимает значения обращенных к нему слов, но он четко улавливает интонацию. Внимание и доброжелательность родителей вызывают у ребенка яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции, в т.ч. развитие речи.

Очень важное значение имеет индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка. Дети усваивают объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Это этап активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Здесь положительную роль играют эмоциональные контакты, голосовые контакты, а также контакты в ходе совместных действий.

Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста испытывает нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только такого рода сотрудничество приводит к более раннему возникновению и развитию речи.

Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к произвольному поведению – оно начинает управляться не только зримой ситуацией, но и словами взрослого.

Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а, следовательно, развивается его активный словарный запас.

Источник