Что умеет ребенок в 3 года навыки
В 3 года ребенок переживает очередной возрастной кризис развития. Сменяется ведущая деятельность, появляются новые психические образования, малыш приобретает новые знания об окружающем мире, осваивает бытовые, социальные и поведенческие навыки и умения.
Знания и умения ребенка в 3 года
Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, ребенок в 3 года переходит из раннего детства в дошкольный возраст. Ведущей деятельностью остается предметно-манипулятивная игра, но уже появляется стремление к социально-ролевым играм. У малыша уже сформировано наглядно-действенное мышление и «Я»-концепция, ему предстоит усвоить нравственные нормы социума.
Развитие речи у трехлетнего ребенка
В возрасте трех лет у малыша уже хорошо сформирована речь. Ребенок бегло рассказывает, во что любит играть, идет на контакт со взрослыми. Трехлетка знает свои имя и фамилию. Если родители занимаются с ним, то может рассказать, где живет: город, название улицы, номер дома.
В трехлетнем возрасте малыши становятся более социальными. Во время игры на детской площадке они ведут диалоги со сверстниками, могут общаться как с ровесниками, так и со взрослыми. Обычно у малышей, которых воспитывают в домашних условиях, а не в детском саду, социальные навыки развиты немного хуже.
Грамматическая составляющая их речи становится более сложной:
- словарный запас составляет около 1000 слов;
- речь состоит из коротких, но осмысленных и согласованных предложений;
- в речи используются существительные, прилагательные, глаголы и предлоги;
- слова согласованы по падежам и временам.
Улучшается артикуляция, почти все слова понятны взрослым. Ребенок выговаривает большинство звуков, однако могут возникнуть проблемы при произношении дрожащих и шипящих звуков.
Развитие речи во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, насколько хорошо с ним занимаются родители. Некоторые детки в возрасте трех лет только начинают говорить, другие же в этом возрасте декламируют стишки, пересказывают услышанные сказки, поют и начинают изучать буквы.
Мышление и память
К трем годам у ребенка уже полностью сформировано наглядно-действенное мышление. Это самый примитивный этап когнитивной деятельности, который необходим для развития способности мыслить. Развитие происходит через манипуляции с предметами. Трехлетки решают возникшую проблему сразу же, перебирая возможные варианты, а не формируют образ решения в воображении, чтобы потом претворить его в жизнь.
Ближе к возрасту 4 лет начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже способен вообразить пути решения проблемы, предположить возможные последствия своего решения.
Если родители занимаются с малышом, то у него начинает формироваться математическая логика. Трехлетка может различать один предмет, два и несколько, знает, что у него, например, один нос, но два глаза.
Именно в трехлетнем возрасте происходит активное развитие когнитивных процессов:
- Восприятие является ведущим когнитивным процессом. Именно на нем основывается развитие памяти, внимания, воображения. Трехлетка подмечает одну-две яркие характеристики предмета: лимон кислый, небо голубое, мяч круглый, и воспринимает эти качества как неотделимые от самого объекта.
- Внимание имеет непроизвольный характер. С наступлением 3 лет ребенок может удерживать внимание одновременно на 2 предметах, а ближе к 4 годам способен сконцентрироваться уже на 4 объектах. Длительность концентрации внимания составляет 7-8 минут.
- Память также носит непроизвольный характер. Преобладает процесс узнавания. Объем памяти составляет 4 объекта. Развивается долговременная память, ребенок помнит, где лежат его вещи, может рассказать, где был на прошлой неделе.
- Воображение пока развито слабо. Малыш только учится «преобразовывать» предметы в воображаемые, например представлять, что палочка — это вилка, а листики — это конфеты.
Формировать когнитивные способности помогают развивающие занятия. Доктор Комаровский предлагает развивать умения в игровой форме: сделать яркие, цветные карточки с названиями животных, купить кубики с буквами, конструктор для развития мелкой моторики.
Бытовые навыки
В 3 года наступает очередной возрастной кризис, характеризующийся резкой перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт. Благодаря формированию понимания собственного «Я» ребенок старается быть более самостоятельным, негативно относится к попыткам помочь ему.
Конечно, все получается не сразу, малыш застегивает кофту через пуговицу, разбивает чашку во время попытки помыть ее, неправильно складывает игрушки. Однако родителям важно не подавлять самостоятельность трехлетки, правильное воспитание предполагает ее поощрение и направление, ведь именно так формируются личные границы маленького человечка.
Трехлетка обязательно должен научиться обслуживать себя перед детским садиком. Какие бытовые навыки должны быть сформированы:
- самостоятельно ест вилкой и ложкой;
- умывается и пользуется зубной щеткой;
- садится на горшок;
- умеет обуваться, застегивать обувь на липучках;
- застегивает пуговицы, натягивает носочки;
- складывает после игры свои вещи.
Представление об окружающем мире
В 3 года дети активно интересуются окружающим миром. Они становятся «почемучками», их интересует все происходящее вокруг: почему небо голубое, почему светит солнце, почему конфета сладкая. Родители не должны отмахиваться от любопытного малыша, им следует просто и понятно отвечать на любые, даже самые странные и неудобные вопросы.
В этом возрасте ребенок впервые начинает интересоваться различиями между полами, задает вопросы, как он появился на свет. Родителям важно не пугаться такого интереса, не отмахиваться и не ругать ребенка. Необходимо кратко, понятным трехлетке языком объяснить, откуда появляются дети. Если мамы и папы понимают, что им трудно общаться с детьми на такие деликатные темы, они могут приобрести книжки для дошкольников, доступно освещающие подобные темы.
У ребенка складывается собственное представление об окружающем мире, появляется ориентация в пространстве. Он видит взаимосвязь между вещами, может соотносить объект и его признак: кошка пушистая, игрушка круглая, апельсин кислый. Малыш различает цвета, формы предметов. Ему понятны родственные связи между людьми: бабушка — это мама мамы, девочка постарше — это его сестра, тетя, которая часто приходит в гости, – это папина сестра.
Двигательные навыки
Трехлетки уже обладают хорошей координацией движения. Они активны, энергичны, не могут усидеть на месте. Взрослым кажется, что их дети неутомимы — они просыпаются рано, отказываются спать днем, а вечером их не уговоришь лечь в кровать.
В 3 года детки умеют:
- спускаться и подниматься по лестнице шаг за шагом;
- играть в мяч — бросать его и ловить;
- прыгать и бегать;
- стоять и ходить на цыпочках;
- ходить назад;
- стоять на одной ноге;
- ездить на трехколесном велосипеде.
Родители часто жалуются, что они не могут справиться с шумными трехлетками, не знают, чем их занять. Не нужно ругать ребенка за физическую активность и шумные игры, это естественное состояние для его возраста. Чтобы направить энергию в нужное русло, многие мамы и папы предпочитают отдавать своих детей в спортивные секции. 3 года — это подходящий возраст, чтобы начать ходить на танцы, игровые виды спорта, гимнастику. Важно, чтобы ребенку нравилось посещать занятия. Если трехлетка теряет интерес, отказывается ходить на занятия, не нужно его заставлять.
Творческие навыки
Важно развивать у дошкольника творческие способности. Рисование, лепка, игра с конструктором — это не только приятное времяпрепровождение, но и формирование полезных умений:
- Мелкая моторика. Когда малыш рисует карандашами или пальчиками, лепит из пластилина или глины, делает куколок из ткани или бумаги, у него развивается мелкая моторика. В будущем это поможет ему лучше осваивать такие бытовые процессы, как пользование столовыми приборами, застегивание пуговиц, завязывание шнурков. Стимуляция кончиков пальцев и мелкой моторики оказывает прямое влияние на развитие когнитивных способностей.
- Эмоциональный интеллект. С помощью творчества ребенок учится распознавать, формулировать и выражать эмоции. Сочиняя сказку, рисуя человечков и животных, малыш приписывает им переживание своих чувств, может отреагировать свои страхи.
- Познавательные способности. Творчество развивает воображение, усидчивость, память. Ребенок учится различать цвета, материалы, лучше запоминает, как выглядят те или иные предметы, животные (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает четко различать цвета?).
Развитие мальчиков и девочек
Если спросить у трехлетки, кто он — мальчик или девочка, ребенок отчетливо назовет свою половую принадлежность. Уже в столь раннем возрасте проявляются гендерные отличия. Дочки проявляют интерес к платьям и маминой косметике, стараются подражать взрослым женщинам. Сыновья ассоциируют себя с папами, интересуются машинками, инструментами.
Последние исследования показали, что различий в мозге мужчины и женщины, которые бы объясняли разные интересы и разную психологию, нет. То, что разнополые дети начинают интересоваться разными игрушками, обусловлено воспитанием и влиянием социума. Именно поэтому девчонки-сорванцы и спокойные, усидчивые мальчишки — это тоже норма.
По когнитивным, двигательным, социальным умениям разницы между мальчиками и девочками нет. Все различия в трехлетнем возрасте обусловлены индивидуальными особенностями ребенка и стилем воспитания, принятым в его семье.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Двигательные навыки:
1. Уверенно и быстро бегает;
2. Играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит; легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикально, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
3. Сам забирается на горку и скатывается с неё;
4. Держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
5. Ходит задом наперёд;
6. Ездит на трёхколёсном велосипеде;
7. Держит равновесие и прыгает на одной ноге;
8. Кувыркается вперёд и назад.
Бытовые навыки:
1. Сам уверенно одевается, некоторые даже могут различить правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
2. Знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щётку и полотенце;
3. Расстегивает и застёгивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
4. Убирает за собой игрушки, расставляет их по места: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
5. Самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
6. Использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
7. Моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
8. Снимает обуви и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Речевые навыки:
1. Правильно произносит своё имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
2. Составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
3. Предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
4. Запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
5. Легко узнаёт и называет знакомые ему предметы;
6. Составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
7. Употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
8. Знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
9. Различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
10. Ведёт диалог, связано отвечает на вопросы.
Мышление:
1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, ребёнок вполне способен определить, что ночью шёл дождь, если утром в окно увидел лужи;
2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять “лишний” предмет в представленном ряду;
3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад;
4. Собирает пазлы состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно;
5. Владеет понятиями “один – много”, считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах;
6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времён года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее;
7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Это были основные навыки ребёнка, и немного полу-юмористических навыков:
Ребёнок в 3 года должен уметь…
1. Отбирать игрушки, которые ему понравились;
2. Толкаться, кусаться, щипаться, если его что-то не устроило;
3. Говорить маме – я тебя не люблю/ты плохая, если мама что-то запретила;
4. Выдворять папу/маму/бабушек и любых других близких людей, если они мешают ему побыть с другим близким человеком;
5. Швырять предметы в стены, если ему что-то запретили;
6. Валяться на полу и биться в истерике, если ему что-то не купили;
Прошу не относиться слишком серьёзно к этому списку «навыков», его цель – показать, что для этого возраста такое поведение нормальное. Но это не значит, что родители не должны с этим ничего делать. Роль родителя – научить ребёнка добиваться желаемого культурными, социально допустимыми способами.
Как? Собственным примером, лаской, добротой, поучительными сказками, разговорами и объяснениями что можно, что нельзя, и, самое главное – ПОЧЕМУ.
А ваши 3-х летки это умеют?
Источник
Что должен знать и уметь ребенок в 3 года
За первые 3 года ребенок достиг многого, частично преодолел первоначальную беспомощность и полную зависимость от родителей.
Речевые навыки
Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:
- правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
- составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
- предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
- запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
- легко узнает и называет знакомые ему предметы;
- составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
- употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
- знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
- различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
- ведет диалог, связно отвечает на вопросы.
В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на
их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.
Мышление
Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:
Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
- Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
- Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
- Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
- Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
- Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
- Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.
Развитие моторики
Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:
- легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
- надевать бусины на нитку;
- лепить шарики из пластилина;
- резать бумагу ножницами;
- собирать мозаику.
Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.Бытовые навыки
Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:
- сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
- знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
- расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
- убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
- самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
- использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
- моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
- снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.
Двигательные навыки
Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:
- уверенно и быстро бегает;
- играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
- легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
- сам забирается на горку и скатывается с нее;
- держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
- ходит задом наперед;
- ездит на трехколесном велосипеде;
- держит равновесие и прыгает на одной ноге;
- кувыркается вперед и назад.
Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие
Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.
Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.
Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».
Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.
Навыки социального общения
Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:
- ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
- воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
- во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
- в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».
Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без
Источник