Что умеет ребенок в 3 года и в 10 лет

Что умеет ребенок в 3 года и в 10 лет thumbnail

Двигательные навыки:

Что должен уметь ребёнок в 3 года?

1. Уверенно и быстро бегает;

2. Играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит; легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикально, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;

3. Сам забирается на горку и скатывается с неё;

4. Держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;

5. Ходит задом наперёд;

6. Ездит на трёхколёсном велосипеде;

7. Держит равновесие и прыгает на одной ноге;

8. Кувыркается вперёд и назад.

Бытовые навыки:

Что должен уметь ребёнок в 3 года?

1. Сам уверенно одевается, некоторые даже могут различить правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;

2. Знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щётку и полотенце;

3. Расстегивает и застёгивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;

4. Убирает за собой игрушки, расставляет их по места: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;

5. Самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;

6. Использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;

7. Моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;

8. Снимает обуви и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Речевые навыки:

1. Правильно произносит своё имя и фамилию, имена родителей и близких людей;

2. Составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;

3. Предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;

4. Запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;

5. Легко узнаёт и называет знакомые ему предметы;

6. Составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;

7. Употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;

8. Знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;

9. Различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);

10. Ведёт диалог, связано отвечает на вопросы.

Мышление:

Что должен уметь ребёнок в 3 года?

1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, ребёнок вполне способен определить, что ночью шёл дождь, если утром в окно увидел лужи;

2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять “лишний” предмет в представленном ряду;

3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад;

4. Собирает пазлы состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно;

5. Владеет понятиями “один – много”, считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах;

6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времён года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее;

7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Это были основные навыки ребёнка, и немного полу-юмористических навыков:

Ребёнок в 3 года должен уметь…

1. Отбирать игрушки, которые ему понравились;

2. Толкаться, кусаться, щипаться, если его что-то не устроило;

3. Говорить маме – я тебя не люблю/ты плохая, если мама что-то запретила;

4. Выдворять папу/маму/бабушек и любых других близких людей, если они мешают ему побыть с другим близким человеком;

5. Швырять предметы в стены, если ему что-то запретили;

6. Валяться на полу и биться в истерике, если ему что-то не купили;

Прошу не относиться слишком серьёзно к этому списку «навыков», его цель – показать, что для этого возраста такое поведение нормальное. Но это не значит, что родители не должны с этим ничего делать. Роль родителя – научить ребёнка добиваться желаемого культурными, социально допустимыми способами.

Как? Собственным примером, лаской, добротой, поучительными сказками, разговорами и объяснениями что можно, что нельзя, и, самое главное – ПОЧЕМУ.

А ваши 3-х летки это умеют?

Источник

Эксплуатация детского труда запрещена законом. Но и растить безнадежного лентяя, несамостоятельного неумеху и нытика тоже неправильно. Вы сами себе за это «спасибо» не скажете спустя годы. А окружающие и подавно. Посмотрите, чем может помочь вам ребенок по дому в зависимости от возраста — и не стесняйтесь составлять список обязанностей для малыша. Это — правильное решение, и на вашей стороне будут все учителя и воспитатели.

2-3 года

Как только кроха научилась понимать речь и реагировать на просьбы, вы можете рассчитывать на незамысловатую помощь, которая, тем не менее, освободит часть времени для других дел. Что можно поручить малышу:

  • сложить кубики и игрушки в корзину – сначала делайте это вместе, чтобы ребенок понял и запомнил, что и куда ставить и складывать;
  • cложить свою разбросанную одежду – это хорошая подготовка к садику, где дети должны одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • вытереть стол и пыль с нижних полок;
  • сложить в стопки и коробки любые разбросанные предметы;
  • полить домашние растения – под присмотром старших.

4-5 лет

Посмотрите, как ребенок проказничает на прогулке и во время игры. Мелкая моторика пальчиков рук развита прекрасно, зрение, слух и логическое мышление тоже не отстают. Если хватает способностей на шалости и баловство — хватит и на полезные дела. Вот какие, кроме перечисленных выше:

  • насыпать в мисочку сухой завтрак себе и сухой корм домашнему питомцу;
  • отнести грязные вещи в корзину;
  • накрыть на стол и убрать со стола грязную посуду;
  • вынести мусор;
  • заправить постель;
  • помочь с приготовлением обеда — достать продукты из холодильника, что-то очистить, размешать и т.д.

Одеваться и раздеваться в этом возрасте ребенок может уже сам, если только на одежде нет сложных рукавов, горловин и застежек.

6-7 лет

Это — первоклассник. А первоклассник должен уметь обслуживать себя и ориентироваться в окружающем мире минимум несколько часов в день, пока он находится в школе без мамы. Вот чему нужно его научить кроме вышеперечисленного:

  • самостоятельно складывать портфель и спортивную форму;
  • готовить себе ланч для школы;
  • убирать в своей комнате, а можно и в других — вытирать пыль, подметать и пылесосить, складывать разбросанные вещи;
  • сортировать выстиранные вещи;
  • ухаживать за домашним питомцем и комнатными растениями;
  • убирать грязную посуду в посудомоечную машину, а вещи — в стиральную машину;
  • пользоваться микроволновкой и отвечать на телефонные звонки;
  • делать нехитрые покупки — если магазин рядом с домом, первоклассник вполне может самостоятельно купить хлеб или молоко.

С этого возраста вы можете начинать думать о личном телефоне и еще одном комплекте ключей для ребенка.

8-9 лет

Кроме всего перечисленного выше забудьте теперь о таких вещах:

  • подготовка домашнего задания;
  • прогулка с собакой, уборка лотка и мисочек;
  • нехитрые покупки, сортировка продуктов;
  • приготовление чая, кофе, простых закусок — бутерброды, тосты, салат или полуфабрикаты;
  • загрузка и разгрузка посудомоечной и стиральной машины — полностью самостоятельно.

Если в этом возрасте вы сумеете приучить дочь или сына регулярно помогать вам на кухне и с уборкой, в будущем он будет делать это, как само собой разумеещееся. упустите момент — и перевоспитать подростка-лежебоку будет почти невозможно.

10-12 лет

В 10 лет ребенок может самостоятельно (под присмотром воспитателя) находиться круглые сутки в летнем лагере на протяжении двух-трех недель. А это значит, что он уже умеет:

  • самостоятельно выполнять все гигиенические процедуры, включая заплетание волос, и купать питомца;
  • полностью выполнять школьные обязанности;
  • стирать собственное белье — трусики, носочки, колготки;
  • застилать постель и менять постельное белье;
  • помогать готовить — чистить и нарезать овощи, размешивать тесто, взбивать яйца и т.д.;
  • убирать в ванной и на кухне;
  • присматривать за младшими братиком или сестричкой.

От 13 и старше

У подростков, как правило, внезапно исчезают все приобретенные навыки и умения, потому что появились другие интересы, да и вообще — нужно же проверить, как далеко можно зайти в своей независимости. Направляйте эти проявления характера в нужное русло и привлекайте взрослых детей к таким процессам:

  • генеральная уборка в доме или на участке — вместе с вами;
  • закупка продуктов — если написать список с фото на телефоне, важно следить за сдачей;
  • заготовки на зиму — вместе с вами;
  • приготовление полноценного обеда или ужина — подросток вполне может сам приготовить омлет, оладьи, салат, суп, кашу или картошку с полуфабрикатами.

Труд и распределение обязанностей в семье — лучший способ вырастить ребенка ответственным и самостоятельным. В Японии это естественное дело — приучать малышей с раннего возраста к помощи по дому. А японские матери, как известно, лучшие в мире, так что смело берите пример.

Если вы дочитали до конца и хотите видеть больше таких историй, поставьте палец вверх ???? и подпишитесь на наш канал!

Оригинал моей статьи

Источник

Настал момент проверить себя — какие навыки, по мнению педагогов и психологов, должны быть у вашего ребенка?

Недавно моя подруга недовольно рассказывала, как ее сын в 10 лет не может сам сделать заказ нужного учебника через интернет. И я задумалась — если до трех-четырех лет мы понимаем, чему учить ребенка, то со взрослыми детьми дело обстоит сложнее — им не надо объяснять, как чистить мандарин или надевать варежку.

Мысль: «А не упустила ли я что-то важное, когда дочки стали самостоятельнее?» глубоко засела в голове. Настолько, что я пристала с вопросами к знакомым педагогам, психологам и просто родителям с целью составить приблизительный (это очень важная поправка!) список основных умений по возрастам. Нет, здесь не будет пунктов типа «Читать Маяковского наизусть», зато узнаете, как и я, когда ребенок должен уметь готовить хотя бы элементарные блюда. 

3 года

  • активно помогать при уборке игрушек;
  • помогать накрывать на стол: расставлять тарелки, стаканы, раскладывать вилки-ложки и салфетки;
  • убирать остатки пищи с тарелки после еды;
  • относить грязную одежду в корзину для стирки;
  • сам одеваться (ваше участие должно быть минимальным);
  • под присмотром родителей чистить зубы и умываться.

4 года

  • чистить зубы и причесываться без напоминания;
  • мыть руки перед едой и после возвращения с улицы;
  • правильно держать столовые приборы (ложка, вилка, маленький нож);
  • без труда одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и молнии;
  • не путать лицевую и изнаночную стороны одежды;
  • наливать воду в стакан, не проливая;
  • самостоятельно заправлять свою кровать.

5 лет

  • выучить свое полное имя, адрес и номер телефона одного из родителей;
  • уметь вызвать экстренные службы и знать, когда это нужно сделать;
  • выполнять простые задания по уборке: вытереть пыль или подмести пол;
  • кормить домашних животных;
  • выбирать для себя подходящую к случаю одежду.

6 лет

  • уметь пользоваться карманными деньгами для простейших покупок (товаров общего пользования, завтраков в школьной столовой);
  • поливать комнатные цветы;
  • накладывать и разогревать еду в микроволновой печи;
  • выносить мусорное ведро;
  • раскладывать вещи и игрушки по местам.

7 лет

  • готовить простые блюда (бутерброды, яичницу, вареный картофель и макароны);
  • знать правила храниения продуктов и помогать разбирать пакеты из магазина;
  • мыть посуду;
  • пользоваться простыми чистящими средствами;
  • заправлять постель;
  • делать уроки;
  • самостоятельно принимать душ.

8 лет

  • собираться в школу (готовить одежду, собирать рюкзак, чистить и мыть обувь);
  • наводить порядок в своей комнате (в том числе с помощью пылесоса);
  • самостоятельно следить за графиком дня;
  • гладить несложные вещи (футболки, постельное белье, носовые платки);
  • ухаживать за животными, если они есть.

9 лет

  • пользоваться ниткой и иголкой (пришивать пуговицу или зашивать небольшую дырку);
  • заботиться о велосипеде, роликах, лыжах или других средствах для активного отдыха (следить за чистотой, исправностью механизмов);
  • присматривать за младшими братьями и сестрами (следить за их безопасностью дома в течение пары часов);
  • выполнять простые работы в саду: сеять, рыхлить, наносить побелку на деревья, полоть или собирать урожай;
  • менять постельное белье на своей кровати;
  • участвовать в составлении списка меню на неделю и необходимых продуктов.

10 лет

  • готовить простую выпечку (сосиски в тесте, слоеные язычки);
  • уметь пользоваться сложными бытовыми приборами: включить духовку, загрузить посудомойку или запустить стиральную машину;
  • принимать участие в генеральной уборке дома;
  • читать рецепты, планировать и готовить блюда из нескольких составляющих на всю семью;
  • без проблем и страха оставаться одному дома.

Если ваш ребенок еще не научился делать что-то из списка, не переживайте — все наверстает. Уверена, вы уже научились по несколько раз повторять, показывать на личном примере, объяснять так, чтобы доходило… Кажется, пора составить список того, что должны уметь родители по возрастам их детей.

Учимся вместе с детьми:

  • Инструкция: как устроить шопинг с детьми, чтобы никто не пострадал?
  • Битва поколений: как приучить школьника к порядку?
  • Новая жизнь старого конструктора: 20 идей для творческих родителей

Источник

Как развивается ребенок 3-4 лет — физически, психологически и социально.

Здоровье под присмотром

Дети — цветы жизни, и, как за всякими цветами, за ними нужен правильный и любящий уход. Забота о здоровье подрастающего поколения — основная родительская функция.

Чтобы вы были уверены в том, что делаете все необходимое для здоровья и полноценного развития своего крохи, мы решили поговорить о критериях, по которым  можно судить о физическом и психическом благополучии ребенка 3 – 4 лет.

Чаще всего в 3 года малыш впервые знакомится с детским садом. Он приходит в него с медицинской картой, которая заводится на весь срок его пребывания в дошкольном учреждении. Карта заполняется профильными медицинскими специалистами при прохождении обширной диспансеризации. Даже если ваш ребенок не поступает в дошкольное учреждение в 3 года, ему не мешает пройти масштабное обследование для вашей уверенности в том, что малыш развивается в пределах возрастной нормы.

Что умеет ребенок в 3 года и в 10 лет

Медицинское обследование ребенка в 3 года при поступлении в сад:

  • Педиатр,
  • Невролог,
  • Хирург,
  • Стоматолог,
  • Офтальмолог,
  • Отоларинголог,
  • Психиатр,
  • Гинеколог/уролог,
  • Общие анализы крови и мочи,
  • Исследование уровня глюкозы в крови,
  • Исследование кала на яйца гельминтов.

Следующее за плановым осмотром в 3 года посещение поликлиники состоится у ребенка в 4 года, его осмотрят педиатр, хирург, попросят сдать кровь и мочу.

При наличии показаний к дополнительному обследованию педиатр даст необходимые направления к профильным специалистам. Дети, посещающие детский сад, часто проходят обследование на территории дошкольного учреждения: врачи приходят к ним сами.

Согласно графику прививок, возраст от 3 до 4 лет у ребенка — время отдыха от насыщенной вакцинации первых 2 лет. До 6 – 7 лет, когда начинается вторая волна вакцинации и ревакцинации, ребенок раз в год проходит обследование на туберкулез (реакция Манту).

Таблицы здоровья

Как разобраться, достаточно ли быстро растет ваш ребенок? Есть специальные таблицы, которым вы можете доверять. Если у вашего малыша показатели на границе нормы, лучше посоветоваться с врачом.

Физические показатели детей 3 и 4 лет (по данным, принятым в России) 

3 года

Мальчики рост 96,1 см вес 14,3 кг окружность головы 49,5 см

Девочки рост 95,1 см вес 14,3 кг окружность головы 49,3 см

4 года

Мальчики рост 103,3 см вес 16,3 кг окружность головы 50,2 см

Девочки рост 102,7 вес 16,3 кг окружность головы 48,5 см

Рост и вес малыша

Для расчета роста ребенка можно воспользоваться этой примерной формулой (она актуальна для возраста от 1 года до 7 лет): для мальчиков — (число лет * 7) + 75, а для девочек — (число лет * 7)  + 74 

Если рост отстает от нормы на 10 %, нужно обратить внимание на факторы, определяющие нормальное развитие малыша. Тут важно все: экология, климат, питание, режим дня, физические нагрузки, психологическая атмосфера в семье и детском коллективе, который посещает ребенок. 

Каким должен быть вес ребенка?

Массу тела в кг для детей 3 – 4 лет можно рассчитать по формуле:  2х + 9, где х — годы жизни.

Если вес отклоняется от нормы на 20 %, нужно посоветоваться с детским эндокринологом и диетологом. Стоит помнить, что здесь все субъективно, и понять, насколько гармонично развивается ребенок, можно только соотнеся вес с ростом.

Специалисты по здоровому питанию предлагают разбивать дневной рацион на 5 – 6 приемов пищи и питаться небольшими порциями. Родителям деток с избыточной массой тела стоит обратить внимание на эту рекомендацию. На вечернее время лучше оставить легкую пищу: кисломолочные продукты, овощи (кроме крахмалистых), несладкие фрукты.

Как развивается зрение у детей от 3 до 4 лет

В этом возрасте бинокулярное зрение продолжает развиваться, а окончательно оно должно сформироваться к 5 годам. К 4 годам зрение настолько острое, что физически ребенок готов к чтению.

Проверяется зрение в этом возрасте с помощью таблицы Сивцева – Головина (те самые крупные «Ш», «Б», «М», «Н» и «К»). Расстояние от таблицы до стула составляет 5 м. Во время процедуры ребенок будет закрывать попеременно то левый, то правый глаз и называть буквы. Острота зрения в 3 года равна 0,6 – 0,9, в 4 — 0,7 – 1,0, в 5 — 0,8 – 1,0, в 6 лет и старше — 0,9 – 1,0.

Как заботиться о сохранении зрения?

Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми глазами. По статистическим медицинским данным, только 2 % новорожденных имеют врожденные пороки органов зрения. Проблемы начинаются в старшем возрасте.

Что умеет ребенок в 3 года и в 10 лет

Важно, чтобы малыш начинал знакомство с книгами только с крупного шрифта. Даже когда ребенок уже освоит чтение, наличие крупного шрифта должно оставаться для вас одним из главных требований к книге, которую вы покупаете своему юному читателю.

Если вам известно, что у ребенка имеется генетическая предрасположенность к близорукости (она есть у близких родственников), постарайтесь ограничить зрительные нагрузки и уделить больше внимания двигательной активности, особенно на свежем воздухе, и закаливанию. Понять, если ли близорукость у ребенка, несложно: он близко подносит предметы к глазам, прищуривается, быстро утомляется, становится рассеянным, может жаловаться на головную и глазную боль. Обязательно обратитесь за консультацией к офтальмологу, если обнаружите даже один из этих симптомов.

Дальнозоркость, которая является физиологическим вариантом нормы для раннего возраста, обычно проходит к 7 годам, как и косоглазие, но только уже при соответствующем лечении.

Чтобы, поступая в школу, ребенок не испытывал проблем со зрением, вам нужно заниматься профилактикой нарушений.

  • Ребенку следует обеспечить адекватную возрасту двигательную активность, особенно на свежем воздухе.
  • Полноценное питание — необходимое условие отсутствия проблем со зрением: витамин А (самый главный для глаз), витамин С, витамины группы В, Е и др. В рационе ребенка должны быть морковь, капуста, черника, земляника, яйца, сливочное масло, печень, морская рыба, абрикосы.
  • Важен и правильный режим чтения (актуально также для маленьких детей — они смотрят в книгу вместе со взрослым, читающим сказку): нельзя читать лежа, расстояние от глаза до книги составляет длину предплечья, освещение должно быть хорошим, следует подбирать книги с крупным шрифтом и делать регулярные перерывы на несколько минут.
  • Ограничьте время перед телевизором, компьютером, мобильным телефоном, планшетом.
  • Важно избегать глазных инфекций, воспалений, травм, прямых солнечных лучей, мелкого мусора, песка, пыли.
  • Есть несколько специальных упражнений для глаз: 1) сильно зажмуриваться и широко открывать глаза, 2) двигать глазами вправо-влево и вверх-вниз, 3) фиксировать взгляд на кончике носа на 20 секунд (3 – 4 раза).

Вы можете помочь глазным мышцам малыша расслабиться — для этого нужно просто сместить фокус зрения на линию горизонта. Еще один способ — поиграть с ребенком в разгадывание фигур, которые рисуют в небе облака.

Подобная профилактика необходима для того, чтобы зрение у ребенка (и в дальнейшем у взрослого человека) оставалось острым как можно более длительное время.

Следим за здоровьем дыхательных путей

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей у маленьких детей очень нежные, поэтому в возрасте 3 – 4 лет так часто встречаются проблемы с ними. Из носа инфекции попадают в полость глотки и дальше, а это нередко приводит к отитам.Чтобы уберечь органы дыхания и речи от заболеваний, необходимо приучить ребенка:

  • Правильно дышать через нос (пока воздух проходит через извилистые носовые пути, он очищается от примесей, пыли и микробов, а также согревается и увлажняется);
  • По возможности не допускать резких колебаний температур (не пить холодное после горячего, не кричать на улице, избегать сырости);
  • К спокойной, без напряжения и крика, манере речи.

Если ребенок постоянно дышит через рот, не стоит оставлять это без внимания — покажите его врачу для выяснения причин неправильного дыхания и последующего лечения.

Что умеет ребенок в 3 года и в 10 лет

Для того чтобы сохранить слух ребенка, необходимо:

  • Лечить насморк;
  • Оберегать уши от сильного или длительного воздействия внешнего раздражителя (резкий звук, постоянный шум);
  • Избегать наушников — вибрация барабанной перепонки в конечном итоге приводит к ухудшению слуха;
  • В профилактических целях раз в год посещать отоларинголога.

Важно со вниманием относиться к жалобам ребенка на боль в ушах и вовремя обращаться к лору.

Заботимся о зубках

В 3 года рот малыша укомплектован полностью: в норме все 20 молочных зубов (резцы, клыки, моляры) стоят на своих местах уже к 2 – 2,5 годам. Подробнее мы рассказываем о зубах в этом материале. Теперь важно заботиться об их здоровье. Что обеспечивает здоровье зубов?

  • Правильное питание (кальций, фосфор, витамины D3 и K2, который содержится в твороге «Агуша К2»), употребление жесткой пищи, ограничение углеводов, сахара.
  • Ежедневная чистка зубов утром и вечером, ополаскивание ротовой полости после приема пищи.
  • Лечебно-профилактическая зубная паста, правильный выбор зубной щетки (в соответствии с анатомическими особенностями полости рта) и содержание ее в чистоте.
  • Ежегодные осмотры у стоматолога.

Работаем над осанкой

Что умеет ребенок в 3 года и в 10 лет

Детки-дошкольники растут по 6 – 8 сантиметров в год, у них активно вытягиваются конечности, продолжается окостенение, укрепляются мышцы, связки и суставы, становятся заметнее изгибы позвоночника, характерные для здорового взрослого человека и отсутствующие в раннем возрасте. Нормальную форму со всеми изгибами позвоночник примет годам к пяти-семи, пока же они неустойчивые и изменчивые. Но именно эти изгибы вместе с мышцами формируют осанку.

Осанка обеспечивает правильную работу всех систем и внутренних органов, гармоничное строение тела. 

Одним из видов неправильной осанки является плоскостопие (в том числе и продольное плоскостопие у детей) — уплощение стопы из-за слабости мышц и связок, поддерживающих ее свод. Оно бывает врожденным и приобретенным. 

Причины плоскостопия у детей могут быть:

  • Рахит,
  • Слабое физическое развитие,
  • Лишний вес,
  • Раннее хождение,
  • Ношение мягкой обуви без каблука, обуви неправильного размера,
  • Травмы мышц, связок.

Помимо плоскостопия, к нарушениям осанки также относятся сутулость и сколиоз. При сутулости слабо развиты мышцы спины, поэтому плечи сводятся вперед, грудная клетка уплощается, живот выпячивается. Спровоцировать сутулость могут: плохое зрение, неудобная одежда, неправильно подобранная мебель.

Поэтому об укреплении мышц надо заботиться с самого раннего детства. 

Что умеет ребенок в 3 года и в 10 лет

Что помогает формированию здоровой и красивой осанки у ребенка? 

  • Адекватные (достаточные, но и не чрезмерные) физические нагрузки;
  • Здоровое питание (с обязательным присутствием кальция, фосфора, магния, витаминов, в том числе К2);
  • Жесткая постель, мебель по росту;
  • Ходьба по песку, гальке, траве;
  • Правильное положение тела в статичных позах;
  • Рациональный режим дня с достаточным временем для отдыха и сна;
  • Удобная одежда, обувь на небольшом каблуке с фиксированной пяткой;
  • Соответствующая росту и телосложению нагрузка на позвоночник (если ребенок уже ходит на развивающие занятия, купите ему анатомический рюкзачок и убедитесь в том, что он не перегружен);
  • Здоровый психологический климат в ближайшем окружении малыша. Ребенок, испытывающий стресс, подвергающийся критике со стороны взрослых, часто имеет опущенные плечи, поникшую голову, согнутую спину.

Дошкольник без психологических проблем бодр, весел, активен и предприимчив. И уверен, что его ждут великие свершения. Поддержите ребенка своим доброжелательным отношением, верой в его способности, подбодрите кроху, если у него возникли какие-то затруднения.

Больше движения

Что умеет ребенок в 3 года и в 10 лет

Самый главный гарант физического здоровья и крепкого иммунитета — движение, физическая активность, особенно на свежем воздухе. Маленьких детей не надо заставлять двигаться, а вот разнообразить физическую активность, предлагать разные ее варианты — забота взрослых.

Установите дома спортивный комплекс, выходите на прогулку в парк с велосипедом, отправляйтесь на детскую площадку с мячом, скакалками, ракетками и другим простым детским спортивным инвентарем. Если малыш испытывает затруднения в самостоятельной организации двигательной активности, вовлекайте его в игру личным примером, предложите трехлетнему ребенку поиграть на детской площадке в прятки, а четырехлетнему — в вышибалы, присоединившись к другим детям.

Виды спорта для детей 3 – 4 лет

К 4 годам, помимо «развлекательной» двигательной активности, ребенок готов и к умеренным спортивным нагрузкам. Если вы подумываете о том, какой вид спорта выбрать, перед тем, как отправить ребенка в спортивную секцию, убедитесь в отсутствии медицинских противопоказаний и проконсультируйтесь с педиатром, хирургом, ортопедом и кардиологом.

Плавание, восточные единоборства, фигурное катание, художественная гимнастика, фитнес и танцы — виды спорта, уже доступные для детей в возрасте 3 – 4 лет. Плавание, пожалуй, самый универсальный вид спорта, одинаково любимый и мальчиками, и девочками: обеспечивается работа всех групп мышц, снимаются мышечные и суставные зажимы, повышается общая двигательная активность, закаляется организм. Кроме того, занятия в воде действуют успокаивающе на нервную систему.

Что умеет ребенок в 3 – 4 года?

На уровне освоения обязательных для этого возраста физических навыков малыш 3 – 4 лет уже хорошо ходит на мысках и по наклонной доске; бегая, меняет направление; прыгает на одной ноге, а на двух перепрыгивает через небольшие препятствия; бросает мяч и попадает им в цель с расстояния в 2 метра; умеет залезать на гимнастическую стенку.

Помимо физических параметров, существуют критерии психического развития, а именно — навыки, которыми ребенок овладевает на разных возрастных этапах, и без их учета невозможно судить об общем состоянии малыша. Длительная задержка в появлении определенных навыков и умений может свидетельствовать о неблагополучном сценарии и требует консультации у врача профильной специальности. 

Итак, чему научился ребенок за данный период, какие навыки и умения он прибавляет к уже освоенным в предыдущие годы?

Словарный запас трехлетнего ребенка — более 1000 слов, к 4 годам — 1500 – 2000; малыш составляет предложения из 4 – 5 слов; в основном правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения: шипящие, свистящие, звуки [л] и [р]); все еще может пропускать и заменять звуки и слоги (к 5 годам это постепенно проходит); вводит в речь абстрактные понятия; пересказывает несложный текст, короткие стихи, рассказывает истории на основе событий своей жизни, делится впечатлениями; задает много вопросов.

Отсутствие или искажение в речи ребенка суффиксов, окончаний, падежей, предлогов, неправильное звукопроизношение, использование предложений менее чем из 3 – 4 слов, неспособность ответить на самые простые вопросы («где?», «кто?») — повод обратиться к логопеду.

В познавательном развитии ребенка 3 – 4 лет также наблюдается динамика:

  • Он понимает простые причинно-следственные связи;
  • Долго сосредотачивается на одном занятии;
  • Фокус внимания с конечного результата переключает на сам процесс выполнения задания (может старательно что-то рисовать и без сожаления смять рисунок);
  • Тренирует наглядно-образное мышление (некоторые задачи уже могут решаться «в уме»);
  • Проявляет первые навыки планирования деятельности с оценкой промежуточных результатов;
  • Ему интересен окружающий мир.

Обогащаются и социальные навыки:

  • Ребенок старается быть очень самостоятельным и независимым;
  • Начинает осознавать, что не похож на других людей;
  • Знает основные правила поведения в различных ситуациях;
  • Умеет цивилизованно находить выход из конфликтов со сверстниками;
  • Открыто выражает симпатию и антипатию, просит прощения, проявляет заботу, ласку, делится с другими и помогает им;
  • Уже не может обходиться без сверстников;
  • Становится партнером взрослому, устанавливая с ним дружеские взаимоотношения;
  • Старается реализовывать свои замыслы, развивает волевые качества, учится не пугаться трудностей, мобилизоваться для достижения цели (при поддержке и одобрении взрослого).

Навыки самообслуживания продолжают оттачиваться и закрепляться:

  • Ребенок самостоятельно следит за личной гигиеной — моет руки после туалета, прогулки, перед едой;
  • Умывается, чистит зубы, пользуется туалетом без напоминаний;
  • Он внимателен к своему внешнему виду, может заметить неопрятность в одежде;
  • Одевается и раздевается без помощи взрослых (за исключением сложных элементов в одежде, например шнурков), вешает и складывает на место одежду;
  • Следит за порядком в своей комнате, за игрушками;
  • В детском саду ведет себя послушно.

Помогаем развивать память

Об этом важно сказать: из раннего детства мы выносим не только крепкое здоровье, но и хорошие воспоминания.

Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение. В этом возрасте мыслить для ребенка — значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности.

В этом возрасте у детей появляются стойкие эмоциональные воспоминания, особенно позитивно окрашенные, которые и формируют само ощущение детства. Его-то ребенок и возьмет с собой во взрослую жизнь.

Для крепкой памяти, кроме запоминания, необходимо уметь правильно воспроизводить усвоенную информацию. Для тренировки этой способности спрашивайте малыша о том, какие события из прошлого он помнит, показывайте ему семейный фотоальбом, просматривайте вместе с ним поздравительные открытки и письма родственников, вспоминайте, что́ ребенок получил в подарок на дни рождения, и т. д. 

И напоследок: говорите с ребенком о важности здорового образа жизни, будьте для него примером, обучайте его навыкам поддержания крепкого физического и психического здоровья — это необходимо для долгой и счастливой жизни.

Позаботьтесь о здоровье, благополучии и хороших детских воспоминаниях своего ребенка!

Источник