Что такое задержка речевого развития ребенок 7 лет

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Общие сведения
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Задержка речевого развития
Причины ЗРР
Органические причины
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:
- Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
- Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
- Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
- Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.
Социальные причины
Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.
С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.
Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Патогенез
В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.
Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.
Развитие речи в норме
Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.
Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:
- гуления (с 2-3 мес.);
- лепета (с 5-6 мес.);
- лепетных слов (с 8-10 мес.);
- первых слов (в 10-12 мес.).
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).
Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.
В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.
Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
Симптомы ЗРР
Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
- аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
- отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
- неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
- невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
- отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
- неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
- полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
- преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
Диагностика
Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.
- Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
- Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
- Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.
Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.
Коррекционно-развивающая работа при ЗРР
Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.
Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.
Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Прогноз и профилактика
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.
Источник
Задержка речевого развития у детей 5-7 лет встречается часто. Это не такая страшная проблема, как кажется на первый взгляд, поскольку её легко устранить, если вовремя обнаружить и принять меры. Родители несут главную ответственность, они должны заметить подозрительные признаки, направить малыша на диагностику и найти лучших специалистов. Если вовремя не заняться корректирующей терапией, по мере роста ребенку будет становиться труднее обучаться и взаимодействовать с одногодками.
Задержка речевого развития — это не отдельная патология, а последствие, которое чаще наблюдается из-за неправильного функционирования мозга или ЦНС. Такую проблему вызывают:
- Заболевания женщины во время вынашивания ребёнка. Это бывают не только инфекции, передающиеся половым путем, но и отравления, а также травмы.
- Гипоксия плода в утробе или при родах.
- Осложненные роды (стремительные, многократное обвитие ребенка пуповиной, преждевременная родовая деятельность), а также травмирование новорожденного (травмы шейных отделов позвоночника и центральной нервной системы, энцефалопатия).
- Тяжелые инфекционные процессы и травмы, которые перенес малыш в раннем возрастном периоде.
- Наследственные, хромосомные аномалии, которые приводят к нарушению структуры мозга.
- Проблемы с воспитательным процессом: гиперопека над малышом или наоборот, полное безразличие, жестокое обращение с ребенком.
- Тяжелая психологическая травма в раннем возрасте.
- Длительное использование сосок или продолжительное грудное вскармливание.
- Слишком частое просматривание ребенком гаджетов (телевизора, планшета, смартфона).
Патологии, при которых возрастает риск задержки речи:
- врожденные заболевания центральной нервной системы;
- эпилептические приступы и другие нарушения психики;
- гидроцефалия;
- опухолевые образования и сосудистые патологии головного мозга;
- повышенное внутричерепное давление;
- детский церебральный паралич;
- ишемия головного мозга;
- кровоизлияния в мозг.
Начать заниматься развитием речи ребенка нужно с самого раннего возраста. Нужно наблюдать, как он плачет и каким образом реагирует на внешние обстоятельства. Речь развивается постепенно, поэтому родители должны как можно больше разговаривать с малышом, и со временем он сможет строить сложные фразы.
Как правильно говорить с ребенком:
- не повышать голос, стараться придерживаться привычного тембра, не меняя его при общении с малышом;
- не коверкать слова, стараться не применять уменьшительно-ласкательные названия там, где это лишний раз не требуется;
- если у ребенка проблемы со слухом или зрением, маме лучше красить губы в яркие оттенки, чтобы он лучше видел, как выглядит тот или иной звук при произношении;
- при наличии факторов риска как можно раньше привлечь логопеда;
- при появлении подозрительной симптоматики не ждать, что все пройдет само по себе, а как можно раньше обратиться к специалистам.
Для лечения используются следующие методы:
- Индивидуальные занятия с логопедом. Специалисты учат ребенка правильно артикулировать, составлять словосочетания и предложения, применять их на практике. При задержке речевого развития у детей 5-7 лет обращаться на первичный прием к логопеду уже поздно, в этом случае родители должны заранее провести подготовительную коррекционную работу с другими врачами.
- Логопедический массаж. Благодаря таким занятиям стимулируются соответствующие мышцы лица и шейного отдела, поэтому ребенок начинает правильно произносить звуки и слова.
- Медикаментозные средства. Препараты назначаются исключительно врачами на основе результатов диагностики и поставленного диагноза. Чаще применяются ноотропные лекарства.
- Работа с психологом. Такой специалист незаменим, если главной причиной трудностей с речью является психологическая травма или проблемы с воспитанием.
- Альтернативные методики (дельфино- и иппотерапия, упражнения на моторику и др.).
- Остеопатия. Остеопат воздействует на нужные точки тела малыша и приводит в баланс ЦНС, обменные процессы и психическое состояние ребенка.
Речевое развитие детей 6 лет
В 6 лет ребенок уже может связно говорить, логично излагать мысли, у него развит фонематический слух. Особенности речевого развития в этом возрасте:
- Произношение звуков должно быть до конца сформировано. Однако из-за строения артикуляционного аппарата некоторые дети могут некорректно произносить те или иные звуки. Лучше проконсультироваться с логопедом, для того чтобы установить причины отставания в речевом развитии и при необходимости разработал тактику лечения.
- Интонация, высота и сила голоса. Ребенок уже меняет эти показатели в зависимости от целей высказывания. Нежелательна ускоренная речь, при которой проглатываются звуки, а также излишняя медлительность, усложняющая взаимодействие с окружающими.
- Малыш улавливает отдельные звуки и указывает, в каком порядке они произносятся.
- Ребенок в 6 лет имеет большой словарный запас, который разрастается с каждым днем. Слова запоминаются быстро.
- Дети не просто используют уместные формы слов там, где это нужно, но и учитывают правила-исключения в грамматике.
- Малыши говорят связно и четко, способны рассказать о предшествующих событиях и строить длинные связные предложения.
Речевое развитие детей 7 лет
Ребенок в этом возрасте уже посещает школу, готов к новым знаниям, обучению и общению со сверстниками и преподавателями. Нормы речевого развития в 7 лет:
- Звуки произносятся правильно и четко, происходит улучшение дикции.
- Дети учатся делить звуки на глухие и звонкие, а также на гласные и согласные.
- Малыш улавливает отдельные звуки в потоке речи и распознаёт их местоположение.
- Словарный запас довольно ёмкий. Однако некоторые дети уже знают и используют много разнообразных слов, в то время как другие ограничиваются простыми конструкциями. Родители должны давать ребенку знания в различных сферах, для того чтобы он не застыл в бытовой тематике.
- С грамматикой все отлично, однако некоторые ошибки при употреблении сложных форм все же могут присутствовать.
- На вопросы детей и взрослых ребенок отвечает не только короткими, но и длинными сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями.Малыш может рассказать историю собственного сочинения или пересказать текст, услышанный от окружающих, описать в красках сюжет просмотренного мультфильма.
Игры для речевого развития детей 5 лет
Лучше всего ребенок приобретает новые знания через игру, поэтому важно захватить его внимание, заинтересовав в обучении. Игры, показывающие высокую эффективность:
- «Ловушка» — для нормального развития звуковой культуры речи. Дети ставят руки на стол локтями параллельно друг другу, ладошки расправляются. Преподаватель произносит звук, на который должны отреагировать малыши, а затем поочередно называет слова. Если в слове попадается заданный звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
- «Домики» — для формирования грамматического строя речи. Преподаватель берет коробочку (импровизированный домик) с карточками с картинками или словами и 4 пустые коробочки. Ребенку нужно объяснить, что в домике находятся слова, но они неодинаковые, поскольку про каждое можно сказать «он мой», «она моя», «оно мое» или «они мои». Малыш должен «расселить» карточки по соответствующим пустым коробочкам в зависимости от принадлежности слова к числу или роду.
- «Наоборот» — эффективное упражнение для обогащения словарного запаса. Взрослый кидает ребенку мяч и произносит слово. Малыш должен придумать антоним (противоположность) и отправить мячик обратно.
- «Закончи сам» — для развития связной речи. Взрослый рассказывает какую-то историю или сказку, но не до конца. Он предлагает ребенку придумать концовку самостоятельно.
Маленький ребенок в 5-7 лет должен составлять фразы в предложения и соединять их по смыслу. Однако случается и так, что в этом возрасте речевое развитие немного задерживается. Родители ни в коем случае не должны впадать в панику. Важно своевременно привлечь грамотных специалистов и отдать все силы на корректирующие мероприятия, которые посоветуют врачи. Для предупреждения проблем с речью стоит развивать малыша с самого раннего возраста, поскольку по мере роста бороться с трудностями становится все сложнее.
автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.
Обратите внимание: Ваши вопросы, комментарии и отзывы Вы можете оставить под статьей в разделе «Комментарии».
Источник