Что такое среда развития ребенка

Что такое среда развития ребенка thumbnail

Наталья Муссаева
Предметно-развивающая среда в жизни ребенка

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Предметно-развивающая среда в жизни ребенка

Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенказадумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т. д. В ДОУ этот мир представляет предметно – развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповом помещении, я придерживались принципов, изложенных в “Концепции дошкольного воспитания”, а так же руководствовались принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

При построении предметно – пространственной средысоблюдались принципы:

• Открытости;

• Гибкого зонирования;

• Стабильности -динамичности;

• Полифункциональности ;

• Гендерный подход.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группе целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего

Что такое среда развития ребенка

потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Организуя предметно-развивающую среду я учитывала принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Все игровые уголки расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Что такое среда развития ребенка

Я постаралась создать атмосферу не только уюта и комфорта, но и сделать пребывание детей в детском саду радостным

Что такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенкаЧто такое среда развития ребенка

Источник

Предметно-развивающая среда — это пространство, которое, во-первых, побуждает ребенка к развитию и, во-вторых, сразу же предлагает ему возможности для этого развития. Каждый предмет, каждая деталь обстановки, в которой воспитываются дети, либо способствуют росту (интеллектуальному, эмоциональному, творческому), либо становятся преградами на пути, которые так и хочется убрать с глаз долой, а еще лучше — разбить в щепки.

Впрочем, ко многим тонкостям, необходимым для развития ребенка, взрослые могут быть не так чувствительны. Поэтому в педагогике существуют определенные установленные правила и принципы, которые помогут создать правильную развивающую среду. Эти принципы пригодятся как при организации предметно-развивающей среды в группе детского сада, так и в обустройстве домашней детской комнаты.

Требования к предметно-развивающей среде

Существуют конкретные, вытекающие из многолетнего мирового педагогического опыта критерии, которые, согласно ФГОС, предъявляются к предметно-развивающей среде.

Содержательная насыщенность

Этот критерий означает, что развивающая среда должна быть наполнена различными средствами обучения и творчества, а также необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, с помощью которых дети смогут выполнять разные виды деятельности, необходимые для всестороннего развития. Материалы, представленные в предметно-развивающем пространстве, должны позволять детям играть, заниматься творчеством и исследовательской деятельностью, физической активностью (в том числе действиями, направленными на развитие крупной и мелкой моторики). Содержательные компоненты развивающей среды должны предоставлять возможность для самовыражения детей и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Вариативность

В основе принципа вариативности лежит важнейшая идея о том, что ребенку должна быть предоставлена свобода выбора. Это значит, что все материалы и обучающие средства должны быть разнообразными и предлагать возможность для самых разных видов активности. И, конечно, поскольку определенная предметно-развивающая среда поддерживает развитие детей определенного возраста, с ростом детей среда должна дополняться и меняться. Как минимум один раз в полгода необходимо дополнять пространство средствами и материалами.

Трансформируемость

Оборудование предметно-развивающей среды должно быть достаточно мобильным, чтобы педагоги могли видоизменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, интересов и потребностей конкретных детей.

Полифункциональность

Полифункциональность материалов предметно-развивающей среды предполагает, что одни и те же материалы могут быть использованы по-разному во время разных активностей, занятий, образовательных ситуаций. Другими словами, за предметами, содержащимися в развивающей среде, не должна быть закреплена единственная конкретная функция.

Доступность

Все предметы должны находиться в зоне доступа детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Доступность материалов и средств также является важным аспектом, предоставляющим свободу выбора.   

Безопасность 

Все предметы должны быть пригодны к использованию, не представлять опасности здоровью и жизни детей, соответствовать требованиям безопасности.

Зонирование предметно-развивающей среды

Любое пространство должно быть разделено на функциональные зоны. Такое пространство естественным образом подсказывает ребенку, что во всем может присутствовать порядок и организованность. Как правило, при создании предметно-развивающей среды в ДОУ выделяют следующие зоны.

Спокойная зона — место для отдыха, спокойного общения, снятия эмоционального напряжения. Это уютная зона с кроватями и мягкими креслами, в которой, к примеру, приятно проводить время послеобеденного отдыха.

Рабочая зона — пространство для обучения и творчества, которое помогает ребенку стать собранным, уделить внимание одному занятию или практике. Эта зона хорошо освещена, оснащена столами, стульями, принадлежностями для творчества и обучения, в этой же зоне может находиться книжный уголок.

Активная зона — зона для игр, спортивных и физических упражнений, танцев, то есть зона, в которой дети могут по максимуму проявлять свою живость и активность. Именно поэтому к безопасности этой зоны предъявляются особые требования.  

Подобное зонирование является классическим, но не единственно возможным. Исходя из целей и задач конкретного учреждения, педагоги могут выделять и оснащать и другие специальные зоны.

Эстетическое оформление предметно-развивающей среды

Каждая зона предметно-развивающей среды должна быть уютной. Среда, в которой дети проводят весь день, должна быть такой, чтобы в ней хотелось находиться как можно дольше: светлой, теплой, красивой. Есть несколько правил создания такой среды.

Не пренебрегайте предметами декора, но и не переусердствуйте. Картины и постеры, живые цветы, симпатичные предметы интерьера могут отвлекать внимание детей, не позволяя им сосредоточиться, тем самым увеличивая возбужденность, поэтому таких вещей не должно быть слишком много. Для выставки детских работ (рисунков, аппликаций и пр.) выделите определенное место.

Обращайте особое внимание на цветовое оформление зон. Цвет может создавать нужное настроение или напрочь его убивать. Избегайте слишком ярких, навязчивых, раздражающих цветов.

Желая создать тематическое предметно-развивающее пространство, подумайте дважды. Часто в дошкольных учреждениях можно увидеть попытку создать тематическое пространство, то есть оформить зоны в тематике русских народных сказок, космоса, популярных мультфильмов и т. д. Это может помогать создавать определенное настроение и погружаться в определенную тему, но важно помнить, что тематика пространства ограничивает нас в глубоком погружении в другие темы. Создавая тематическое пространство, помните, что через несколько месяцев одну тему предстоит заменить другой, полностью переоформив развивающую среду. Если вы к этому не готовы, не стоит делать ваше образовательное пространство группы тематическим.

Чего не нужно делать, создавая развивающую среду

Мы уже коснулись некоторых ошибок, которые можно совершить при создании предметно-развивающей среды: перегруженность предметами и декоративными элементами, небезопасность материалов, неуместное цветовое и тематическое оформление. Вот еще некоторые ошибки, совершаемые повсеместно.

Мебель и оборудование слишком тяжелые, лишены мобильности. Этот недостаток может быть не заметен на первый взгляд, но проявит себя сразу, как появится необходимость в перестановке и реорганизации пространства. Для детских учреждений исключительно важно выбирать легкую и мобильную мебель и любое оборудование, чтобы в случае необходимости педагоги могли переставить или убрать что-либо, не прибегая к специальной помощи.

Присутствует нарочитое разделение пространства на зоны для мальчиков и девочек. Привычка оформлять все девчачье в розовый, а мальчишечье в голубой, кажется, намертво врослась в нашу ментальность. Однако психологи, педагоги, исследователи замечают, что подобное разделение лишено особого смысла и к тому же мешает детям проявлять себя и свободно исследовать пространство вокруг.

В организации и оформлении среды не учтены актуальные интересы детей. В конце концов, может быть так, что развивающая среда создана с учетом всех правил, но… с оглядкой на прошлое! Такая среда могла бы оказаться идеальной двадцать лет назад, но не сегодня. Поэтому не забывайте, что так или иначе предметно-развивающая среда должна включать в себя элементы, понятные и интересные именно современным детям, будь то игрушки, предметы интерьера или что-либо еще.

Принципы предметно-развивающей среды в разных педагогических системах

В некоторых педагогических системах созданию вполне определенной развивающей среды уделяется особое внимание. Вот примеры таких систем.

Развивающая среда в педагогике Монтессори

Один из принципов создания развивающей среды в педагогике Марии Монтессори заключается в попытке создать такое пространство, в котором ребенок, во-первых, будет обладать максимальной свободой выбора интересного занятия, а во-вторых, будет настолько самостоятельным, насколько это возможно. Педагог в данном случае лишь направляет, но не учит и не показывает, что и как делать. Чтобы эти принципы воплощались в жизнь, развивающая среда предполагает включение множества тщательно продуманных и хорошо оборудованных зон: зоны сенсорного развития, языковой зоны, математической зоны, зоны практической жизни и пр.

Развивающая среда в вальдорфской педагогике 

В вальдорфских детских садах и школах развивающая среда исключительно важна. Считается, что именно правильно созданная среда может привести в движение все механизмы естественного, комфортного и счастливого развития детей. Вот некоторые особенности организации развивающей среды в таких учреждениях.

Все экстерьеры и интерьеры должны основываться на природных формах. В вальдорфской системе принято отказываться от острых и прямых углов, так как они ассоциируются с чем-то искусственным, а плавные и округлые линии, напротив, максимально приближены к тому, что встречается в самой природе.

Декорации и игрушки часто изготавливаются из природных материалов, то есть из дерева, ракушек, плодов, желудей. Интерьер меняется в соответствии со временем года.

Создавайте продуманные развивающие пространства!

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Что такое среда развития ребенка

ТОП 10:

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. В самом широком (социальном) контексте среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности, те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.

Термин «среда», под которой понимались окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности стал использоваться в европейской культуре еще в эпоху Просвещения.

Особое место теория развивающей среды занимает в философско-педагогических воззрениях Жан Жака Руссо, считавшего, что «все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все портится в руках человека». Этот выдающийся философ и педагог одним из первых он стал рассматривать среду (природную и предметную) как условие оптимального саморазвития личности. Система воспитания, по мнению ученого, только тогда будет эффективна, когда для каждой личности будет создана особая развивающая среда, которая устанавливала бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде личность не получает готовые знания, а учится добывать их сама, в процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта. При этом, отмечал Ж.-Ж. Руссо, основным источником развития личности выступает не обширность знаний, а умение самостоятельно распоряжаться ими. В такой среде свойства личности, развитые «природосообразным» воспитанием, позволяют ей сохранить внутреннюю свободу, независимость от предрассудков и заблуждений общества.

Еще один талантливый французский педагог и философ Селестен Френе, разрабатывая концепцию творческого развития личности, решающее значение придавал собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, школе, в общении. По мнению С. Френе, ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать свои потенциальные воз­можности, самоактуализироваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с этим С. Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие личности. В ряде своих работ он описывал модель «детского заповедника», где целью воспитания выступает «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам будет служить».

Огромное значение среде развития ребенка придавала известный итальянский педагог Мария Монтессори. Основная идея ее метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, используя свои внутренние потенциалы. Для этого М. Монтессори разработала развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать.

Такая специально подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Подготовленная среда состоит из пяти зон развития, которые ребенок последовательно осваивает за время пребывания в группе: зона упражнений практической жизни, зона сенсорного развития, зона математического развития, языковая зона и, наконец, космическая зона. В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре. Наличие каждого материала в единственном экземпляре приводит к необходимости договариваться, если вдруг двум детям одновременно понадобился один материал.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появляется в 20-е ходы прошлого века: «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). Известный отечественный психолог Л.С.Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью». В целом ряде исследований того времени по­следовательно и обстоятельно доказывается, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, среда его существования – предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность. Известный педагог-практик Е.И.Тихеева рассматривала окружающую обстановку как ведущий фактор и необходимое условие развития ребенка, многие ее идеи в обустройстве детского сада созвучны педагогике М.Монтессори.

Само понятие «предметно-развивающая среда» было введено в лексику педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания. В 90-х годах в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Новоселовой С.Л. активно ставится вопрос об обогащении предметно-развивающей среды, определяются принципы организации такой среды.

Проведенные научные исследования С.Л. Новоселовой показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо-предметной среде. Таким образом, развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей, побуждает ребенка проявлять активность и инициативу.

Проблемность предметной среды, предметной ситуации порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, развивает творчество. Атрибуты культуры, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать возникающую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Таким образом, предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Ориентируемся в понятии!
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активнуюпознавательно-творческую деятельность всех детей группы.

В качестве показателей развивающей направленности предметной среды могут быть выделены следующие:

Ø положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад;

Ø включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов;

Ø высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;

Ø отсутствие частых конфликтов между детьми;

Ø спокойная, нешумная обстановка, в которой голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но в то же время он хорошо различим.



Источник