Что такое солнце как объяснить ребенку 3 года
Астрономия для детей > Солнечная система > Солнце
Понятное описание Солнца для детей: интересные факты о звезде Солнечной системы, насколько больше Земли с фото, как появилось Солнце, из чего состоит, пятна.
Даже для самых маленьких не секрет, что появлению жизни на нашей планете мы обязаны единственной звезде системы – Солнцу. Родители или учителя в школе могут начать рассказ о Солнце и объяснение для детей с того, что, как и остальные звезды, наша выступает центром и превосходит все планеты по размеру. Если сравнивать с Землей, то оно в 109 раз больше диаметра и занимает 99.8% всей массы системы. Интересно, что в пределах солнечного объема можно разместить примерно миллион таких же планет как наша.
Температура видимой части нагревается до 5500°C. И для Солнца это не предел, так как его ядро может накаляться до 15 миллионов °C. Родители должны объяснить детям, что перед ними настоящий ядерный реактор. Чтобы воспроизвести такое количество энергии, потребовалось бы каждую секунду взрывать 100 миллиардов тонн динамита.
Но Солнце можно назвать уникальным только потому, что в пределах его системы зародилась жизнь. Дети должны понять, что в Млечном пути насчитывают больше 100 миллиардов звездных объектов. Несмотря на то, что это центр системы, оно также проходит свой орбитальный путь вокруг галактического ядра (удалено на 25000 световых лет). На один оборот уходит целых 250 миллионов лет.
Солнце входит в состав звездного поколения Население I. Такие объекты богаты на элементы, которые тяжелее гелия, и по возрасту моложе остальных. А вот Население II и, возможно, III – это старшее поколение, представители которых пока остаются неизвестными.
Появление и эволюция Солнца – для детей
Начать объяснение для детей можно с того, что наша звезда родилась 4.6 миллиарда лет назад. Согласно главной теории, вся система образовалась из огромнейшего газового и пыльного облака, которое не прекращало вращаться, – солнечная туманность. Внутренняя сила тяжести активировала процессы разрушения, ускоряя образование и вытягивая его в форме приплюснутого диска. Из-за этого больший объем частиц направился к центру и сформировал Солнце. Ниже астрономия для детей предлагает рисунок процесса развития звезды.
У звезды довольно большой объем топлива, который позволит ей нормально функционировать еще 5 миллиардов лет. Когда оно исчерпает себя, то Солнце запустит процесс разрушения. Звезда разрастется и превратится в красного гиганта. В последствии верхние слоя уничтожатся, а ядро взорвется, перейдя в категорию белых карликов. Спустя большой период времени оно потускнеет, остынет и станет белым карликом.
Внутренняя структура и атмосфера Солнца – для детей
Следует объяснить для самых маленьких, что у любого объекта можно выделить определенные зоны. Внутренняя часть представлена ядром, радиационным и конвективным уровнями. Картинка Солнца для детей предоставляет схему состава и строения звезды.
1/4 дистанции от центра к верхней части достается ядру. При, казалось бы, небольшом объеме (всего 2% от солнечного), оно в 15 раз превышает свинцовую плотность и занимает практически половину всей звездной массы. От ядра и до поверхности (70%) расположена радиационная зона (32% объема и 48% массы). Здесь распадается свет из ядра, так что дети должны знать, что фотону могут понадобиться миллионы лет, чтобы выбраться из этого участка.
Далее к поверхности подбирается конвекционный слой (66% объема и 2% массы). Здесь можно разглядеть множество «конвекционных ячеек» с вращающимся внутри газом. Можно выделить два главных типа: грануляционные (ширина 1000 км) и супергрануляционные (30000 км в диаметре).
Ребенку будет интересно узнать, что в атмосферу входят фотосфера, хромосфера, переходный участок и корона. Кроме всего прочего, есть также и солнечные ветра, выдувающие газ из короны.
На наиболее низком слое расположилась фотосфера. Свет, излучаемый ею, мы воспринимаем как привычные солнечные лучи. При толщине в 500 км значительная порция света приходит из самой низкой части слоя. Здесь температура может варьироваться от 6125°C внизу до 4125 °C вверху.
После нее идет хромосфера. Она намного раскаленнее (19725°C) и полностью состоит из заостренных формирований, достигающих 1000 км в длину и 10000 км в высоту. Далее на несколько тысяч километров расположилась переходная полоса. Корона нагревает ее и также сбрасывает большую часть ультрафиолетовых лучей.
Выше размещена супергорячая корона, состоящая из петель и потоков ионизированного газа. Ее температура достигает от полмиллиона до 6 миллионов градусов (иногда и превышает эту отметку, доходя до нескольких десятков, если случается вспышка). На короне есть вещество, которое распространяется в форме солнечных ветров.
Химический состав Солнца – для детей
Как и прочие звезды, Солнце наполнено водородом и гелием. Но также начитывают еще 7 менее объемных компонентов. На один миллион атомов водорода выпадает: гелий (98000), кислород (850), углерод (360), неон (120), азот (110), магний (40), железо (35) и кремний (35). Несмотря на все эти цифры, дети должны знать, что водород легче всех, поэтому занимает лишь 72% солнечной массы, а вот гелию отведено 26%.
Магнитное поле
Родители могут объяснить детям, что магнитное поле Солнца в 2 раза превышает земное. Но интересно то, что оно действует неравномерно и в некоторых местах может быть активнее в 3000 раз. Подобные «шероховатости» постоянно развиваются, потому что вращение звезды намного быстрее в экваториальной части, чем в более высоких широтах. Поэтому выходит так, что скорость внутри выше чем снаружи. Именно из-за этого мы можем наблюдать солнечные пятна, вспышки и корональные выбросы массы. Самыми сильными будут вспышки, но выброс корональной массы, хоть и не так агрессивен, но задействует большое количество материала (за один раз может освободиться до 20 миллиардов тонн материи). Нижний рисунок для детей показывает влияние солнечного ветра и магнитного поля на Землю, а также их связь.
Пятна и циклы Солнца – для детей
Дети могли заметить, что в некоторых участках Солнце кажется темнее, будто с дырами. Эти особенности называют пятнами. Они достигают формы круга и прохладнее общей поверхности. Появляются в тех регионах, где прорываются плотные сгустки магнитных силовых линий.
Общее число пятен нестабильно и зависит от магнитной активности. Обычно максимум достигает 250, но затем они исчезают до минимума. Подобный цикл занимает около 11 лет. В самом конце этого процесса магнитное поле стремительно изменяет полярность.
История исследований Солнца – для детей
Ребятам будет интересно узнать как можно больше информации про Солнце, потому что это единственная звезда Солнечной системы, от которой зависит жизнь на нашей планете. Поэтому изучение Солнца проводят до сих пор. Необходимо объяснить детям, что еще древние люди понимали, какую важную роль играют в нашем существовании Солнце и Луна. Из-за этого нашли множество наскальных рисунков, а также памятников, которые отображали движение небесных тел. Тогда многие свято верили, что именно Солнце вращается вокруг нас. В 150 г. до н. э. появилась даже геоцентрическая модель, созданная Птолемеем – ученым из Древней Греции. Но Николай Коперник рассмотрел эту теорию и в 1543 году предложил гелиоцентрическую модель (Солнце служило центральной точкой). И в 1610 году его мысли подтвердились, так как Галилео Галилей обнаружил спутники Юпитера, демонстрируя, что мы не являемся центром, так как не все вокруг оборачиваются вокруг нас.
Конечно, человечеству всегда хотелось узнать больше о работе главной звезды. Поэтому они начали использовать ракеты и телескопы с Земли. НАСА отправило 8 орбитальных обсерваторий, которые представляли собою Орбитальную солнечную обсерваторию (1962-1971 гг). Успеха добились 7 из них. Именно им удалось проанализировать звезду в ультрафиолетовых и рентгеновских длинах волн. Кроме того, были рассмотрены снимки супергорячей короны.
НАСА и Европейское космическое агентство решили объединиться и отправили аппарат Улисс в 1990 году, который должен был исследовать полярные районы. Интересно, что аппарату НАСА Genesis удалось добыть образцы солнечного ветра. Первые фото Солнца в 3D были получены в 2007 году от STEREO НАСА (изучение активности Солнца).
Если выбирать по важности, то сейчас первенство отведено Солнечной и гелиосферной обсерватории (SOHO). Ее специально создали, чтобы изучать солнечный ветер. Кроме того, в список интересующих вопросов входят внешние и внутренние слоя звезды. Обсерватории удалось найти корональные волны, измерить ускорение ветра, отобразить карту пятен на подповерхностном уровне, отыскать солнечные торнадо, более 1000 комет, а также улучшить умение прогнозировать погодные условия на Земле.
Следует также вспомнить, что Обсерватория солнечной динамики (SDO) НАСА получила сведения о неизвестном материале, вытекающем недалеко от солнечных пятен, а также разглядеть удивительные и масштабные поверхностные события. Кроме того, с ее помощью ученые смогли впервые измерить в высоком разрешении вспышки в широком диапазоне экстремальных длин волн ультрафиолетового излучения.
Помните, что рассказ о Солнце должен увлечь ребенка, поэтому воспользуйтесь фото и рисунками сайта, а также интересными фактами о звезде. Здесь вы сможете изучить всю Солнечную систему в увлекательной форме совершенно бесплатно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Источник
Ферида Гасанова
Познавательная беседа «Солнце» для детей 5–7 лет
Ребята! Вы уже знаете, что звезды — огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. А чтобы вспомнить о том, какая самая ближайшая звезда по отношению к Земле, отгадайте загадку.
Оно свет на Землю льет,
И тепло нам всем дает. (Солнце.)
Солнце — ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Поэтому звезды кажутся нам на черном фоне неба крошечными мерцающими точками.
Как и другие звезды, Солнце — пылающий шар. Оно испускает в пространство огромное количество света и тепла, большая часть которых представляется нам в виде лучей.
Диаметр Солнца в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца огромна! Она в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет. Солнце — вращающийся раскаленный шар. Оно вращается вокруг своей оси с запада на восток.
Как вы думаете, Солнце находится далеко или близко от Земли?
Очень далеко — на расстоянии 150 миллионов километров.
Солнце дает нам главное — свет и тепло, и именно поэтому на Земле возможна жизнь! После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.
Вы знаете, как называется праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны?
Правильно, Масленица. В этот праздник жгли костры, водили хороводы, славили Солнце песнями и торопили его к лету повернуть.
Послушайте стихотворение.
На Масленицу
Мы на Масленой неделе
Будем жарко жечь костры,
Чтобы искорки летели
Над землей во все концы,
Чтобы Солнце разбудили:
«Освети нас и согрей!
Покажись в красе и силе.
Ждем тебя мы много дней!»
Мы на Масленой неделе
Испечем румяный блин:
«Солнышко! Вставай с постели!
Угостить тебя хотим!»
Почему на Масленицу пекут блины?
Блин напоминает нам горячее весеннее солнышко. «Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают» — примечает народ, называя Масленицу «объ- едухой».
Что общего между Землей и Солнцем и чем они отличаются.
И Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. Солнце очень горячее, а его поверхность — газы. Наконец, Солнце во много раз больше Земли. Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз!
Есть в космическом пространстве звезды и более крупные и более яркие, но Солнце — самая близкая к нам звезда.
Почему Солнце называют источником жизни на Земле?
Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню, на ней дарила бы вечная ночь. Погибли бы растения. Ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло.
А растениями в свою очередь питаются люди и животные. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в нее кислород, который нужен нам для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные, люди!
Послушайте стихотворение.
* * *
С неба высокого солнышко светит —
Рады лучам его взрослые, дети.
Рады лучам его звери и птицы.
Речка на солнце блестит, серебрится.
Солнце на землю глядит с добротой,
Мир озаряя теплом, красотой.
Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются восемь других планет. Все они составляют Солнечную систему. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него.
Какие планеты вы знаете? Назовите их.
Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. Он во многом похож на спутник Земли — Луну. Но там нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей. На этой планете очень жарко! В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.
Послушайте стихотворение.
Меркурий
Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Играет в пятнашки: «Меня догоните!»
Вторая от Солнца планета — Венера. Ее называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно. Назвали ее в честь богини красоты Венеры. В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, что юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных, златогривых коней.
Послушайте стихотворение.
Венера
В серебристой колеснице
В небесах летит царица.
Ее облик — юный, нежный,
Ее кони белоснежны,
И крылаты, и красивы,
Златоглазы, златогривы.
Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, состоящая из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.
Какой по счету в Солнечной системе является наша планета Земля?
Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Земля — средняя по величине планета. Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух. Она защищает Землю от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов. Кроме того, большую часть нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Если внимательно посмотреть на ночное небо, можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением, поэтому его часто называют «Красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны. Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.
Послушайте стихотворение.
Марс
Марс — таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Пятая от Солнца планета — Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы, он в 11 раз больше Земли. У Юпитера есть четыре спутника, вращающихся вокруг него.
Послушайте стихотворение.
Юпитер
Юпитер — больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год!
Шестая планета от Солнца — Сатурн, состоящая из газов, температура ее низкая. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца из ледяных глыб и камней.
Послушайте стихотворение.
Сатурн
Сатурн — красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Уран расположен за Сатурном. Это единственная планета, которая вращается, лежа на боку. Этакий лежебока! Атмосфера Урана — холодный туман.
Послушайте стихотворение.
Уран
Уран — лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие — ночь.
Нептун — восьмая от Солнца планета.
Послушайте стихотворение.
Нептун
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Его открыли только в 1930 г. Плутон — самая холодная планета Солнечной системы. Он — крошка-планета, меньше Луны. У него есть спутник — Харон.
Послушайте стихотворение.
Плутон
Несется в пространстве далекий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.
Теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее. Все они имеют форму шара и вращаются вокруг Солнца.
Ответьте на вопросы
1. Как называется самая близкая к нам звезда?
2. Какую форму имеет Солнце? Из чего оно состоит?
3. Что больше — Земля или Солнце?
4. Почему Солнце называют источником жизни на Земле?
5. Сколько планет в Солнечной системе?
6. Как называется самая близкая к Солнцу планета?
7. Какая планета наиболее удалена от Солнца?
8. Какая планета самая маленькая?
9. Какая планета самая большая?
10. Какую планету называют Утренней или Вечерней звездой?
11. Какую планету называют Красной?
12. Какую планету окружают кольца?
13. Какая планета вращается, лежа на боку?
14. Какие планеты являются ближайшими «соседями» Земли?
Источник
Ольга Низамутдинова
«Солнышко». Конспект занятия
воспитатель ГКП:Ольга Низамутдинова
Цель занятия: Раскрыть значение и роль солнца для живой и неживой природы.
Задачи:
1. Раскрыть представление детей о солнце в разное время года.
2. Развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.
3. Развитие логического мышления.
4. Ознакомление с произведениями искусства великих художников и композитора.
5. Воспитание любви к природе.
6. Формирование чувства восхищения от красоты природы в разное время года.
Оборудование и материалы: Компьютер. Произведение И. П. Чайковского “Времена года”. Календарь природы. Мультипликационный фильм “Антошка”. Репродукции с картин известных художников с изображением природы весной, летом, осенью и зимой. Иллюстрации с изображением солнца, звезд и планет,конструктор,мозаика,зеркальце
Ход занятия:
Загадки:
.Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце!
Как вы думаете, для чего светит Солнышко? (Чтобы было светло и тепло).
Как солнце влияет на растения, на животных? (Они радуются солнцу, растут).
Как солнце светит в разное время года? (По разному, летом много солнца, зимой его практически не видно).
Звезды – это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Поэтому они кажутся нам на черном ночном небе лишь мерцающими точками. Ближайшая к нам звезда – Солнце. Давайте познакомимся с ней подробнее.
Солнце – это звезда, это гигантский пылающий шар, солнце – это центр нашей Солнечной системы. Оно очень горячее. Оно испускает огромное количество тепла и света. Без солнечного света и тепла невозможно было бы существование живых организмов. (При объяснении темы показываю иллюстрации солнечной системы). На небе оно выглядит почти таким же, как полная Луна, но на самом деле оно во много раз больше, чем Луна и Земля.
Перед вами произведения художников с изображением природы. Как вы думаете, где мы здесь можем увидеть солнце? О чем говорят картины? Что хочет сказать художник в своем произведении? Попробуем разобрать картины. (При этом тихо звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”).
На картине изображена нежность ласкового утра. Весенние березы похожи на струны. Они тянутся вверх, а их ветви создают узоры на фоне неба,а эта картина о чуде весеннего пробуждения природы от зимнего сна. Это поэтический образ нашей весны с березами, ширью полей, и, кажется, всюду слышится гомон грачей.
Картина “Золотая осень”. рассказывает о солнечном осеннем дне. Все цвета – красный, зеленый, коричневый – веселые. Они смешаны с желтым. Только в воде немного видны цветные серые краски, художники в своих произведениях изображают настроение.
В картине “Весна” применили “тихие цвета”. Краски, которыми написана эта картина, смешана со светло-серой. Настроение в ней тихое, волшебное. Природа очень красивая.
Во время просмотра работ художников вы слышали музыку? Эту музыку “Времена года” написал великий композитор Петр Чайковский. Правда, красиво? Каждое время года можно по отдельности услышать в этом произведении.
Вот мы рассмотрели и картины художников, которые были написаны в разное время года. Но все ли времена года мы рассмотрели? Нет. Только весну и осень. Какое отношение к этим картинам имеет солнце? Как солнце влияет на природу? Когда и в какое время солнце светит больше? Как музыка, которая звучала, влияет на настроение?
Солнце имеет большое значение для картин, они светлые, похоже на сказку. Настроение от картин хорошее, так и хочется побегать по полям, по лугам, по лесу. Все радуются солнцу. Весной природа просыпается, распускаются листочки, цветут первые весенние цветы, прилетают с юга птицы.
Смотрим на календарь природы и рассуждаем: осенью солнце светит меньше, чаще идут дожди, на небе тучи.
А зимой? Зимой солнце находится высоко в небе и его почти не видно, а у нас на Севере вообще полярная ночь. Дни короткие.
А весной? Весной на деревьях и кустах почки раскрываются ярко-зелеными молодыми листочками. Зеленеют травы. Кто же их разбудил?
Теплое солнце растопило снег и лед. Весной солнышко приближается ближе к земле, дни становятся длиннее. Все цветет, все радуются жизни, просыпается медведь.
Летом дни становятся еще длиннее. Солнце светит больше. Музыка отражает настроение. Если музыка спокойная, тихая, хочется помечтать, если музыка веселая – хочется веселиться. Так же на настроение влияют картины художников.
А сейчас посмотрим отрывок из мультфильма про Антошку. (Просмотр отрывка из мультфильма: “…рыжий, рыжий – конопатый…”)
Понравилось? Скажите, какие цветы похожи на солнышко? (При этом демонстрируются при ответе детей рисунки цветов: подсолнух, ромашка, одуванчик и т. д.)
Итак, кто мне скажет, что такое СОЛНЦЕ? (Это большая круглая звезда. Она очень горячая. Она дает тепло и свет, хорошее настроение.)
Какие изменения происходят с природой в разное время года, и как солнце влияет на окружающий мир? (Весной природа просыпается, летом тепло и хорошо, осенью солнце светит меньше, зимой солнца практически не видно, все растения спят, звери меняют окрас, медведь спит в берлоге, Вода превращается в лед).
Когда на Земле самый длинный день: зимой или летом? (Летом).
А сейчас мы с вами создадим своё Солнышко.
Проводится физкультминутка
«Поймай солнечного зайчика!»
Сегодня вы замечательно поработали. Я очень вами довольна. Каждый из вас создал своё красивое солнышко. Давайте посмотрим на ваши работы
Очень хорошо! Как вы думаете, у кого интереснее солнышко? Почему? (Идет обсуждение).
Молодцы! Занятие окончено. Большое спасибо! До свидания!
Источник