Что такое социальная ситуация развития ребенка раннего возраста

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский колледж»

Специльность 44.02.01 Дошкольное образование

Контрольная работа по предмету «Психология»

Тема: «Ранний возраст, социальная ситуация развития»

Студентки группы 244з6

(заочная форма обучения)

Савиновой  Юлии Валерьевны

Преподаватель: Ковкина И.В.        

                                      Нижний Новгород 2017 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

          Введение………………………………………………………………        3

1.        Социальная ситуация развития в раннем возрасте……………….        4

2.        Особенности социальных отношений детей раннего возраста…..        7

3.        Игры, направленные на социальное развитие…………………….        9

        Заключение………………………………………………………….        10

        Список литературы…………………………………………………        11

Введение

        Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Понятие “социализация” связано с такими понятиями как “воспитание”, “обучение”, “развитие личности”. Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

Ранний возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Раннее детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

         Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и в раннего возраста.

Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития. Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л.И. Божовичем, Д.Б. Элькониным, который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития – той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) основным или ведущим типом деятельности;

3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.

Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса – ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Общение ребенка со взрослым начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный предмет. Первоначально его привлекают физические свойства предметов, а не способы действия с ними. Со всеми предметами он действует примерно одинаково, независимо от их назначения и функций. Младенец еще не выделяет способа действия с предметом и его назначения, а взрослый является для него «источником» интересных предметов и ярких впечатлений. Он лишь показывает и дает ребенку различные предметы, а манипулирует с ними младенец по своему, самостоятельно и независимо от взрослого.

На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Взрослый становиться для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма общения со взрослым по прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимы соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное, новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.

В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия с предметами.

Работа по социализации детей раннего возраста происходит поэтапно:

  • усовершенствование самостоятельности детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании;
  • расширение ориентировки в ближайшем окружении;
  • обучение умению играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решать следующие задачи:

  • формировать представления о ближайшем окружении, простейших связей между ними;
  • обучать представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;.
  • формировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
  • формировать представления о явлениях общественной жизни.

2. Особенности социальных отношений детей раннего возраста.

        Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – в семье, которые могут способствовать его социально – психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Семья – это первое социальное общество, где начинается процесс социализации личности ребенка, половой идентификации: здесь дети впервые осознают себя мальчиками и девочками. Ребенок способен к элементарному осознанию родственных связей. Малыш проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим. Он способен заметить эмоциональное состояние близких людей, сопереживать им.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами “радуется”, “сердится”, “испугался”, “жалеет”. В речи появляются оценочные суждения; “плохой, хороший, красивый”.

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании. Ребенок овладевает умением самостоятельно есть виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

На втором году закрепляется и углубляется потребность ребенка в общении со взрослыми. При этом дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только со близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

У детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. В раннем возрасте начинает складываться общение со сверстниками. Оно открывает возможности для самовыражения ребенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания. На втором году жизни ребенок начинает замечать других детей. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом. Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет “обследовать” его внешний облик, словно игрушку. Возникают первые симпатии, интерес одних детей к другим, стремление привлечь к себе внимание, демонстрация своих умений, ориентированного на взаимодействие. У детей раннего возраста детское общество только начинает формироваться.

Важную роль в формировании общения ребенка со сверстниками принадлежит взрослому. Организуя субъективное взаимодействие детей в процессе совместной предметной деятельности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмоционально – практического общения малышей друг с другом новым содержанием. При этом организуется взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей, поощрение общения, способствующие возникновению взаимной симпатии. Детей приучают соблюдать “дисциплину расстояния”, и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу. При этом они пользуются простыми словами : “на” (возьми), “дай”, “пусти”, “не хочу” и др.

Социальное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование у него положительного отношения к себе. Взрослому важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтение малыша, чутко реагировать на все его переживания.

Появляются элементы самооценки. Самооценка ребенка эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованием взрослых, получить их одобрение.

В конце раннего возраста происходит осознание ребенком своей индивидуальности, возникает система “Я”. Она включает познание ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребности в одобрении, признании и самостоятельности.

3. Игры, направленные на социальное развитие.

         Ребенок впервые, учится строить отношения с окружающими в процессе игры. Малыш познает такие социальные навыки, как умение дождаться своей очереди и делится с окружающими.

Посредством игр ребенок получит представление об общих фактах. Он сможет исследовать необычные материалы, например, сухой песок, пытаться сделать что – нибудь необычным способом и найти ответы на сложные вопросы.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования первоначальных представлений о себе. Известно, что уже в этом возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

Использование разнообразных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями проходит в условиях поэтапного усвоения базовых концентров: “Я – сам”, “Я и другие”, “Я и окружающий мир” в процессе целенаправленного обучения.

1. Формирование своего “я”: Игра “Испечем оладушки”, Игра “Топни ножкой”.

2.Формирование представление о других: Игра “Я – ты”.

3.Формирование представлений об окружающем мире: Игра “Возьми, игрушку”, Игра “Матрешка”.

Заключение

         Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальное развитие является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000 – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).

2. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Владос 2007. – 442с.

3. Е.О. Смирнова. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 368 с.

4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии: Книга для педагогов / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной – М.: Полиграф сервиз, 2002 – 128 с.

Источник

Наталья Симонова
Социальная ситуация развития ребёнка раннего возраста: стабильный и кризисный периоды

Вопрос о роли социальной ситуации развития в психическом развитии ребёнка является ключевым в психологии развития и педагогике. Конструктивное решение данного вопроса определяет выбор оптимальных методов и форм воспитания и обучения.

Изучению влияния социальной среды на развитие ребёнкапосвящено много исследований в общей и детской психологии: Л. С. Выготский, А. Гезелл, А. Кларк, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.

Л. С. Выготский описал социальную ситуацию развития как «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте.

Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Социальная ситуация развития, для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребёнка, или его социальное бытие. В жизни ребёнка в данной социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, характеризующие перестройку сознательной личности ребёнка и являющиеся результатом возрастного развития. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста. Возникшие новообразования в сознательной личности ребёнка приводят к изменению самой личности. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребёнка и внутренней активности его психических функций.

В результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания ребёнка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Ребёнок к концу данного возраста становится совершенно другим существом, чем тот, которым он был в начале возраста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития, сложившаяся в основных чертах к началу какого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью. И если ребёнок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Такая перестройка социальной ситуации составляет главное содержание критических возрастов.

Периоды кризисов характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребёнка. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов неотчётливы. Однако характерно резкое обострение кризиса, происходящее в середине этого возрастного периода. Наличие кульминационной точки резко отличает их от стабильных эпох детского развития.

В критические возрасты развитие ребёнка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребёнка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами. Правда, всё это встречается далеко не обязательно. У разных детей критические периоды проходят по-разному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации существует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды.

Кризис 3-летнего возраста, называется многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребёнка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребёнок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие.

В критические периоды развитие происходит революционным путём и включает в себя как отмирание старого, так и возникновение нового. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды – только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребёнка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребёнка в последующем возрасте.

Дальнейшая разработка идеи Л. С. Выготского о роли и структуре социальной ситуации развития проводилась в рамках культурно-исторического подхода в работах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, М. И. Лисиной, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, А. Г. Асмойлова, Л. Ф. Обуховой, О. А. Карабановой, А. В. Петровского и др. Было показано, что в структуре социальной ситуации развития выделяются объективный (место ребёнка в системе социальных отношений) и субъективный (внутренняя позиция ребёнка) аспекты. Реализация внутренней позиции ребёнка происходит через принятие ведущей деятельности, обеспечивающий решение задач развития и формирования основных новообразований возраста.

Д. И. Фельдштейн в качестве структурообразующей линии развития выделил социальное – его осознание, освоение (присвоение) реализацию как готовность к социокультурному творчеству: «В сущности, все личностное становление ребёнка заключается в реализации в нём индивидуально-социального …как выражения общего социального, присвоение которого проявляется в определённом уровне самосознания, самоопределения» .

В концепции А. Н. Леонтьева, ведущий вид деятельности наиболее полно выражает систему отношений ребёнка с обществом и играет первостепенную роль в психическом развитии. По исследованиям А. Л. Венгера, в каждом возрастном периоде имеется своё социально заданное содержание ведущей деятельности. Оно определяет функции её участников (ребёнка и взрослого, реализуемые в их функционировании, т. е. в том вкладе, который вносит каждый из участников. Психика ребёнка, ориентирующая его функционирование, развивается как подсистема в рамках развития целостной системы – совместной деятельности. Процесс психического развития ребёнка был тщательно изучен А. Л. Венгером в виде схемы,которая соответствует предмету данного исследования:

На этой схеме сплошными линиями обозначены связи, определяющие ход

На этой схеме сплошными линиями обозначены связи, определяющие ход психического развития, пунктирными – второстепенные для общего хода психического развития (фоновые). В частности, к фоновым воздействиям относятся непосредственное влияние индивидуальных особенностей функционирования взрослого на детскую психику, поскольку основным источником психического развития является активность ребёнка, а не внешние обстоятельства его жизни, взятые сами по себе. На это в своё время указывал Л. С. Выготский, подчёркивая активно-действенную позицию ребёнка в построении социальных отношений: «…отношение ребёнка к среде и среды к ребёнку даётся через переживание и деятельность самого ребёнка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребёнка». С возрастомстроение совместной деятельности изменяется: всё большую её часть начинает составлять функционирование ребёнка, избирающее и себя постепенно замещающее собой функционирование взрослого. При этом происходит усложнение структуры функционирования ребёнка и соответствующее развитие её ориентирующей инстанции – детской психики.

Социальным содержанием ведущей деятельности ребёнка раннего возраста (предметной) является освоение предметных действий, важнейшей структурной единицей которой выступает её предмет. Наблюдения Д. Б. Эльконина за формированием предметных действий в раннем возрасте показали, что оно определяется отношениями ребёнка со взрослым, что обуславливает совместный характер этой деятельности. Д. Б. Эльконин справедливо подчёркивал решающее значение взрослого, выполняющего функцию образца построения предметного действия. Функция ребёнка – это функция исполнителя. При этом его функционирование (непосредственное выполнение действий) может протекать в значительной степени автономно от взрослого.

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребёнкасо взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: «ребёнок–предмет– взрослый».

Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. Своеобразие социальной ситуации развития в стабильный период, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что ребёнок: «…живёт не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним».

В ходе предметной деятельности формируются психологические новообразования, делающие возможным полностью индивидуальное выполнение действия. Ребёнок начинает воспринимать связи и отношения между объектами, меняет отношение к окружающей действительности и к своей личности.

Накопленный опыт предметных действий, освоение речи, успехи в других видах деятельности и сферах жизни способствуют тому, что у ребёнка нарастает стремление к самостоятельности. Возникновение личного действия и сознания «Я сам» связано с появлением собственных желаний ребёнка, не совпадающих с желаниями взрослых, и поэтому он всёчаще и настойчивее говорит: «Я хочу». Перенос действия, его обобщение приводят ребёнка к отделению, сравнению и отождествлению себя со взрослым. Возникновение предметного отношения к действительности, когда ребёнок освоил не только назначение предметов, их функции, но и способ употребления, возникновение личного действия и сознания «Я сам», отделение себя от взрослого и ориентация на его оценку собственных достижений приводят к распаду старой социальной ситуациии выстраивается новая: «ребёнок – взрослый – предмет». Таким образом, к концу стабильного периода, границы мира ребёнка раздвигаются, включая кроме предметов отношения взрослых людей. Соответственно ближайший взрослый должен изменить своё отношение к ребёнку. Если взрослый не перестроит своё отношение к ребёнку, не организует деловое сотрудничество, если демонстрирует своё превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса 3-х лет.

Список литературы:

1. Белова Е. С. Влияние внутри семейных отношений на развитие одарённости в дошкольном возрасте/ Е. С. Белова// Психолог в детском саду. -2008.- №1.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.

3. Венгер А. Л. Психическое развитие ребёнка в процессе совместной деятельности/ А. Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001.- №3.

4. Смирнова Е. О. Детская психология/ Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.

5. Урунтаева Г. А. Детская психология/ Г. А. Урунтаева. – М.: Academa,2006.

Источник