Что такое сложный дефект и сложная структура нарушения развития у ребенка

Что такое сложный дефект и сложная структура нарушения развития у ребенка thumbnail

Структура сложного дефекта

Сложный дефект это не просто сочетание, или математическая сумма двух или нескольких дефектов развития. Соединение этих дефектов дает новое качество, этот конгломерат имеет особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии или их простой суммы.

Сложный дефект» – это тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка (ТМНР).

К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха и/или нарушениями зрения. Кроме того этот печальный список дополняется детьми глухими с серьезными нарушениями зрения, здесь же и слепоглухонемые дети. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, а также глухота с соматическими пороками, а это заболевания ЖКТ, почек и печени, врожденные пороки сердца.

Любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения может привести к отклонениям в психомоторном развитии.

Эти отклонения будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок.

Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект (ТМНР) характеризуется сочетанием двух или более нарушений, определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением слуха и зрения, или слуха и моторики и т.п. Занятия с такими детьми крайне осложнены.

Первичные нарушения

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего (первичного) нарушения и осложняющих его расстройств, которые носят вторичный характер. Особенностью мозга ребенка является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы.

Вторичные нарушения

Вторичные нарушения в развитии затрагивают, прежде всего, те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Структура вторичных нарушений зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим недоразвитием речи, прежде всего, будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом – в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Теория Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта:

Первичный дефект влечёт за собой формирование вторичных отклонений и отклонений третьего порядка.

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ: СНИЖЕНИЕ СЛУХА – НАРУШЕНИЕ РЕЧИ – НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ЗАДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ – ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА.

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ: НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ – ИСКАЖЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ – ОСОБЕННОСТИ ПОХОДКИ – ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ – ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА.

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ: УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ – ЗАМЕДЛЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ – НАРУШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – НАРУШЕНИЕ РЕЧИ – ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ – ЗАТРУДНЕНИЯ СОЦИОЛИЗАЦИИ.

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ: НАРУШЕНИЕ РЕЧИ – НАРУШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – СНИЖЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ – НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ – ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА – ВТОРИЧНАЯ ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий и психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Поздно выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей, таких, как заниженная самооценка, низкий уровень притязаний. Дети с ТМНР начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Читайте также:  Особенности развития ребенка категории зпр

Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложными нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно- ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически. С поэтапным усложнением обучающего материала. С учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой. А сама по себе коррекционно-педагогическая деятельность по воспитанию детей со сложной структурой дефекта может быть действенной лишь при условии овладения педагогами методами и содержанием специального социального воспитания детей и при систематическом самообразовании преподавателя.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая помощь необходимы не только для успешной коррекции первичных нарушений в развитии ребенка с отклонениями в развитии, но и для формирования его личности в целом.

Источник

Что такое «сложный дефект»?

«Сложный дефект» – это тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка (ТМНР). Любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения может привести к отклонениям в психомоторном развитии.

Эти отклонения будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект (ТМНР) характеризуется сочетанием двух или более нарушений, определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением слуха и зрения, или слуха и моторики и т.п. Занятия с такими детьми крайне осложнены.

Первичные нарушения

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего (первичного) нарушения и осложняющих его расстройств, которые носят вторичный характер. Особенностью мозга ребенка является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы.

Вторичные нарушения

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Структура вторичных нарушений зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом – в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий и психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Поздно выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей, таких, как заниженная самооценка, низкий уровень притязаний. Дети с ТМНР начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая помощь необходимы не только для успешной коррекции первичных нарушений в развитии ребенка с отклонениями в развитии, но и для формирования его личности в целом.

Читайте также:  Отставание в речевом развитии ребенка 3 года

Источник

Дети со сложной структурой дефекта:

особенности обучения.

В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с понятием ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

В число детей с особыми образовательными потребностями входят и дети, имеющие сложную структуру дефекта.

Сложный дефект это любое сочетание психических и/или физических недостатков подтвержденных в установленном порядке. Множественные нарушения (по Т.А. Басиловой) – это сочетание трех и более нарушений, выраженных в разной степени и приводящих к различным отклонениям в развитии и отягощающим структуру нарушения.

К категории детей со сложными дефектами:

Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха;

Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;

Дети глухие слабовидящие;

Слепоглухонемые дети;

Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха;

Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).

Кроме того, в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. К ним относятся:

Дети с умственной отсталостью слепоглухие;

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Опыт работы с детьми со сложной структурой дефекта в МКОУ «Специальная школа №20»

Официальных утверждённых программ для детей со сложной структурой дефекта нет, кроме программ для слабослышащих и глухих детей. Единственный вариант, который признаётся в нашей системе государственного коррекционного обучения – это программа для детей с умственной отсталостью, которая лишь частично подходит для работы с детьми со сложной структурой дефекта.

Коррекционная работа и взаимодействие с детьми со сложными нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой.

На базе «Специальной школы №20» имеются классы для детей с глубокой степенью умственной отсталости (2-ой вариант обучения), в которых обучение осуществляется при дифференцированном подходе.

Работая в классе второго варианта обучения, где дети имеют сложную структуру дефекта: умственная отсталость с нарушением зрения, ДЦП; нарушения интеллекта и РАС (расстройство аутистического спектра); Можно сказать, что обучение осуществляется на личностно-ориентированном и дифференцированном подходе, в связи с тем, что зона ближайшего развития у детей существенно разная.

Уроки с учениками делятся на две части: первая – образовательная, вторая – игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья обучающихся. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ученикам возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

Основными направлениями деятельности по сопровождению являются: – выбор образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребёнка; в соответствии с концепцией СФГОС в образовании умственно отсталых детей из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе не использую учебники.

Весь дидактический и демонстрационный материал, подбираю с учетом психофизического здоровья учеников, так на предмете «Речь и альтернативная коммуникация» для Савелия Е. я использую карточки для глобального чтения, карточки «PECS», он с ними активно работает, может использовать прописи по назначению, за ним нужен контроль и иногда вмешательство в его деятельность. Если же он отказывается выполнять задание, использую методику «АВА», которая заключается в том, что, если ребенок выполнит задание, он получит свою любимую игрушку (или лакомство). Для этого проводилась работа с родителями, выяснялось, что Савелий любит. Любимый предмет-это дерев Даю ему инструкцию: «Выполнишь задание, дам ложку» В то время как с Элеонорой Б. используется только материал, с которым можно осуществлять манипуляции (кубики, пирамидка, конструктор, дидактические игрушки и т.д.) все манипуляции с предметами осуществляются приемом «рука в руке». Весь материал на плоскости листа даже увеличенного формата не «видит», не концентрирует внимания, постоянно требуется инструкция «Эля посмотри». Для работы с ней использую магнитно-маркерную доску, на которой мы можем с ней порисовать, раскрашивать, обводить.

Читайте также:  Упражнения на развитие речи умственно отсталого ребенка

Дети в классе не речевые. Савелий на низком уровне владеет звукоподражание, только в непроизвольной форме. В произвольной форме владеет и сопоставляет звуки и буквы (А, О, У) может их произнести и написать. На пятиминутках (перемены во время урока) поем песни в виде гласных звуков. Элеонора не владеет звукоподражанием вообще. Не может показать ту или иную букву, не произносить звуки. С ней пишем и показываем только вместе приемом «рука в руке». Все обучение Элеоноры осуществляется на инструкциях «покажи», «возьми», «дай». У нее отсутствует игровая деятельность, поэтому на переменах с ней мы катаем мячики, смотрим обучающие мультфильмы.

Основной задачей коррекционно-развивающего обучение таких детей является:

Формирование представлений ребенка о себе;

формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;

формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;

развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;

познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.

Для того, что бы мои ученики могли освоить выше перечисленные задачи, на уроках «Человек», «Окружающий социальный мир» обязательно используются такие задания, которые направлены на самообслуживание и взаимодействие детей друг с другом. Так как Савелий аутист, он не умеет общаться с другими детьми, его задания направлены на взаимодействия с Элей «пожалей Элю», «возьми Элю за руку», «застегни пуговицы у Эли на кофте». Элеонора в связи у нее физических отклонений, не может самостоятельно передвигается, вынуждена принимать действия Савелия по отношению к ней. Я учу ее отвечать на приветствия и прощания (кивнуть головой), самостоятельно держать ложку в руке и т.д.

Получая, таким образом, осмысливаемое образование, дети овладевают действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигают максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Коррекционная работа с детьми со сложными (комплексными) нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывать зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематическом самообразовании.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.

2. Выготский Л.С., Избранные психологические исследования: Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1982. – 520с.

3. Выготский Л.С., Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

4. Гальперин П.Я., Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45с.

5. Гальперин П.Я., О методе поэтапного формирования умственных действий / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 97-101.

6. Лебединский В.В., Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 168с.

7. Леонтьев А.Н., Проблемы развития психики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.

8. Мещеряков А.И., Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.: Педагогика, 1974. – 328 с.

Интернет ресурсы

https://fatihovalf.ucoz.ru/blog/deti_so_slozhnoj_strukturoj_defekta_tendencija_vremeni/2011-01-18-6

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF

https://dskvp2281.mskobr.ru/base/gruppy_dou/articles/esli_u_vas_rebyonok_so_slozhnoj_strukturoj_defekta/

https://xreferat.ru/71/3902-1-problemy-obucheniya-i-vospitaniya-deteiy-so-slozhnoiy-strukturoiy-defekta.html

https://apteke.net/article/deti-so-slozhnym-defektom.html

https://rudocs.exdat.com/docs/index-86006.html

Источник