Что такое самостоятельность ребенка в 3 года

Что такое самостоятельность ребенка в 3 года thumbnail

Воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет

Детская самостоятельность в последнее время стала объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связывают с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни, поэтому необходимо воспитывать и развивать это качество с раннего возраста.

К сожалению, вместо развития самостоятельности у детей с самого раннего возраста родители на корню пресекают даже малейшие проявления инициативы со стороны крохи. Первые «Я сам!» нередко воспринимаются родителями в штыки, так как они прекрасно знают, что сам он будет делать это очень долго, и, как правило, плохо. А тем временем поддержка инициативы и самостоятельности детей – это первое, что должны делать любящие мама и папа.

Чаще всего дети не любят, когда им предлагают помощь и отказываются от неё. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. У ребёнка к трём годам возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Ребенок не может делать все так быстро и качественно, как нам бы хотелось. В повторяющихся изо дня в день ситуациях быть терпеливым очень сложно: взрослому гораздо легче сделать что-то самому, чем выдержать неумение и медлительность ребенка. Однако заботясь о собственном комфорте или о том, чтобы сэкономить свое время и сохранить в доме порядок, мы рискуем отнять у ребенка возможность самостоятельного обучения.

Прежде всего, в семье следует создать необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку для хранения предметов туалета (носовых платков, носков и т. д., постоянное и удобное место для полотенца.

Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремиться сделать это самостоятельно – встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезно затраченные силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей.

Как помочь ребёнку овладеть каким -либо новыми действиями . «Научи». Ребёнку надо сначала показать, как выполняется то или иное действие, последовательность его выполнения. «Вместе». Чтобы ребёнок смог самостоятельно выполнить новые для себя действия, необходимо, чтобы он сначала научился их выполнять под руководством и при помощи взрослого (указания, поправки, одобрение). И здесь крайне важно поощрять ребёнка, если он делает правильно. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям.

Положительная оценка укрепляет у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что ребёнка можно похвалить в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Чем больше ребенок умеет, тем увереннее он себя чувствует.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

При воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста и дошкольников ни в коем случае нельзя доделывать и переделывать то, что делает ваш ребенок, в его присутствии. Это означает поставить жирный крест на всех ваших предыдущих попытках развить самостоятельность ребенка. Таким образом, мы заявляем, что ребенок делает все плохо, не так, как нужно.

Также во время воспитания самостоятельности у детей раннего возраста не нужно скупиться на похвалу. Попробуйте хвалить ребенка каждый день не менее 8 раз и посмотрите, как это отразится на его самостоятельности, да и на ваших отношениях вообще.

Исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился , например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно!
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об это. Важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно!
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяем «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
  4. Просить совета у ребенка. Даже маленький ребенок сможет подсказать вам, в какую вазу поставить цветы или какое полотенце предложить гостям. В этой ситуации важно его участие и готовность отвечать за совместно сделанный выбор. Чем чаще вы будите просить совета у ребенка, тем лучше.

Дошкольный возраст

  1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня оденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
  2. Главная задача взрослого – приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.
  3. Соблюдать договоренности, держать слово. Позвольте ребенку самому назначить время возвращения с прогулки, уборки игрушек и т.д. Важно объяснить, что назначенное время должно соблюдаться неукоснительно. При этом важно помнить , что сын или дочь вряд ли поймет , почему нельзя нарушать данное слово, если вы сами не всегда сдерживаете обещания.
  4. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  5. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая внимания к этому взрослых.
  6. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Прислушайтесь, пожалуйста, к советам психологов: «Подавлять порывы самостоятельности детей ни в коем случае нельзя».

Итак, мы пришли к выводу, что самостоятельность является тем качеством, которое следует воспитывать в детях дошкольного возраста.

Источник

Все родители хотят, чтобы их дети были самостоятельными. Однако, у каждого свое представление об этом качестве. Что значит быть самостоятельным, какие этапы проходит ребенок и какой стиль воспитания лучше выбрать – об этом в нашем материале.

Что такое самостоятельность?

Говоря о самостоятельном ребенке мы чаще всего представляем себе карапуза, завязывающего шнурки без посторонней помощи или увлеченно играющего в своей комнате в гордом одиночестве. Однако, самостоятельность – более широкое понятие, выходящее за пределы самообслуживания и умения развлечь себя. Самостоятельность – это еще и:

  • инициативность – способность действовать по собственному побуждению, а не по принуждению или просьбе взрослого;
  • ответственность – готовность исполнять свои обещания и обязанности, понимание последствий, к которым могут привести поступки, а также осознание того, что личные успехи и достижения зависят только от тебя самого;
  • уверенность в своих силах и адекватная самооценка;
  • умение ставить цели и достигать их, принимать решения.

Далеко не все взрослые могут похвастаться полным набором этих качеств. И на первый взгляд, может показаться, что ребенок становится самостоятельным не раньше старшего школьного возраста. Это распространенное заблуждение – на самом деле самостоятельность формируется еще в раннем детстве (в 1,5-2 года), когда ребенок начинает активно познавать мир.

По сути, наличие вышеперечисленных качеств символизирует взросление ребенка – чем он самостоятельнее, тем больше похож на взрослого. Он способен позаботиться о себе, адекватно оценить опасность и принять решение в критической ситуации. Это положительным образом сказывается на учебе, дружбе, семейных отношениях и карьере в будущем.

Почему ребенок растет несамостоятельным?

ребенок учится самостоятельности

Чаще всего причина несамостоятельности ребенка кроется в поведении его родителей. Именно родители делают своих детей несамостоятельными, выбирая неудачный стиль семейного воспитания, который так или иначе душит детскую инициативность и ответственность в зародыше. Вот эти причины:

  1. Чрезмерный контроль: диктовать ребенку его действия удобно – это экономит массу времени, но учит лишь выполнять команды, а не ставить себе задачи самостоятельно. Он растет прекрасным исполнителем, но предпринять что-либо сам не в состоянии.
  2. Гиперопека: в страхе за здоровье и будущее ребенка родители окружают его чрезмерной заботой, выполняя за него большинство задач – от самообслуживания до выбора друзей. Ребенок привыкает, что за него все делают другие, и оказывается не готов ко взрослой жизни, где нужно самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и нести ответственность.
  3. Завышенные ожидания: когда родители ждут определенных достижений, при этом не придавая значения промежуточным успехам. В отсутствие стимула (похвалы) ребенок теряет мотивацию, не осознает ценность своих ежедневных усилий и маленьких побед, его самооценка стремительно падает.
  4. Неготовность принять взросление ребенка: некоторым родителям нелегко смириться с тем, что ребенок может иметь свое – отличное от их – мнение, они стремятся оградить его от ошибок, которые им очевидны, запрещая те или иные вещи. Это провоцирует конфликты, и если верх в них одерживают родители, ребенок теряет уверенность в себе и контроль над собственной жизнью.

Это общие причины, которые побуждают родителей пресекать детскую самостоятельность. На практике в быту это проявляется в таких вещах:

  • родители стараются максимально занять ребенка, лишая его свободного времени;
  • привыкли излишне перестраховываться: не оставляют ребенка дома одного, не разрешают пользоваться бытовыми приборами и т. д.;
  • живут по принципу «проще сделать самому, чем научить ребенка»;
  • не в состоянии продемонстрировать достойный личный пример.

Воспитание самостоятельности – это искусство постепенно отпускать ребенка, принимая его взросление, способность иметь свою точку зрения, делать ошибки и учиться на них. Если не сделать этого вовремя, в будущем ребенок едва ли:

  • достигнет успеха в карьере, поскольку не сможет отстоять свое профессиональное мнение в коллективе и перед начальством;
  • сможет взять ответственность за свою семью и детей, потому что у него отсутствует этот навык;
  • будет рисковать, стремиться к переменам, так как испытывает страх перед неизведанным и не уверен в своих силах.

Этапы формирования самостоятельности у детей

отец учит детей самостоятельно убираться

Самостоятельность – это своего рода инстинкт, который заложен в нас природой, чтобы обеспечить выживание вида. Впервые он проявляется уже в возрасте 1.5-2 лет, когда у ребенка начинается период «Я сам». С этого возраста важно поощрять проявления самостоятельности, при необходимости – мягко подталкивать ребенка к выполнению определенных действий

1,5-3 года

Этот период сопровождается приобретением основных навыков самообслуживания: ребенок учится самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться и т. д. Он очень любознателен, стремится к познанию окружающего мира. Важно поддержать его во всех начинаниях, стараясь предоставить ему максимум свободы, при этом не забывая о мерах безопасности.

3-5 лет

Непростой возраст, когда ребенок начинает ощущать себя независимой от родителей (как ему кажется) личностью. Потребность быть самостоятельным в этом возрасте очень высока: ребенок старается «нащупать» границы дозволенного, спорит с родителями по любому поводу, пытается доказать свою правоту, даже если сам понимает, что неправ. Не все родители бывают готовы к такому поведению, и нередко «убивают» самостоятельность своих детей родительским авторитетом. К 5 годам ребенок:

  • самостоятельно убирает в своей комнате (собирает игрушки, заправляет кровать, складывает вещи в шкаф);
  • участвует в уборке дома (вытирает пыль, расставляет вещи по местам);
  • помогает в готовке еды – выполняет несложные поручения под присмотром родителей (смазать форму маслом, добавить муки в тесто, смешать салат и т. д.);
  • наливает себе воду или сок из пакета или бутылки;
  • заботится о питомце (способен накормить и убрать за домашним животным).

В возрасте 3-5 лет у детей формируется сценарий, по которому они в дальнейшем будут выстраивать свою жизнь: характер взаимоотношений с людьми, поведение в критических ситуациях и т. д. Психологические травмы этого периода – то, к чему ребенок будет возвращаться в течение всей своей жизни. Задача родителей – минимизировать эти травмы и сформировать прочный жизненный фундамент, который даст ребенку хороший старт в жизни.

6-12 лет

С поступлением в школу у ребенка появляется новая зона ответственности – учеба. Постепенно он приобретает навыки планирования своего времени, учится отвечать за свои вещи в школе и при подготовке к ней (собрать портфель, взять форму для физкультуры и т. д.). Это период, когда ребенок еще привязан к родителям, но уже вполне самостоятелен сам по себе. К 12 годам он:

  • самостоятельно выполняет домашние задания;
  • имеет свои домашние обязанности наряду со взрослыми (выносит мусор, полноценно убирает в своей комнате, может купить продукты и т. д.);
  • следит за чистотой своей одежды, своевременно относит вещи в стирку без напоминания родителей;
  • ухаживает за питомцем (гуляет, кормит, убирает без подсказок);
  • уважительно относится ко взрослым;

К началу подросткового периода ребенок полностью самостоятелен в самообслуживании и учебе – ему не нужны напоминания и контроль в этих сферах.

Подростковый период 12+

Личностная самостоятельность – последний из этапов, который важно пройти вовремя. В это время необходимо предоставить ребенку больше свободы, позволить ему самому принимать решения. Если на ранних этапах родители не пресекали попытки самостоятельности ребенка, то и в пубертате с этим не должно возникнуть серьезных проблем.

Однако, конфликты с родителями в подростковом возрасте неизбежны. Существует мнение, что они обусловлены необходимостью сепарации детей от родителей для создания своих семей и рождения детей. Столетие назад к 18-20 годам человека можно было назвать взрослым: он действительно был готов создать и обеспечить семью, воспитать потомство. Сегодня же по данным Росстата среднестатистический гражданин нашей страны вступает в брак в возрасте 25-34 лет. Современные психологи объясняют это так называемой «эпидемией инфантильности» нового поколения. Именно поэтому они рекомендуют большое внимание уделять развитию навыков самостоятельности у детей.

Какие ошибки допускают родители?

Все родители стремятся растить детей самостоятельными, но иногда неосознанно допускают ошибки, которые имеют обратный эффект. Самые грубые из них:

  • делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам, – так проще, быстрее, безопаснее, эффективнее, но губительнее для самостоятельности;
  • давать ребенку выполнить действие самостоятельно, а затем переделать его у него же на глазах – такая практика убивает желание пробовать самому в следующий раз – зачем, если мама все равно сделает намного лучше?
  • навязывать помощь и советы – таким образом ребенка лишают возможности попытаться решить проблему самому, если это происходит регулярно, этот навык так и не успевает сформироваться;
  • вторгаться в личное пространство: врываться без стука в комнату, наводить порядок в личных вещах, проводить ревизии карманов – подобные действия лишают ребенка чувства безопасности в собственном доме;
  • несвоевременность – несоответствие набора навыков, которые пытаются воспитать, возрасту ребенка;
  • наказывать за последствия – ругать ребенка, если его попытка проявить самостоятельность окончилась полным фиаско (разбил тарелку, испортил одежду и т. д.);
  • использовать повелительный тон в общении с ребенком – такой тон позволяет достичь послушания, но исключительно из страха, а не из-за осознания сути проблемы;
  • «спасать» в последний момент – приходить на помощь ребенку, который дотянул до последнего, делать за него работу по дому или домашнее задание, лишая его тем самым возможности ощутить последствия своей неорганизованности и лени.

Как вырастить ребенка самостоятельным?

ребенок помогает по дому

Сколько бы лет ни было ребенку – 2 года или 18 лет – никогда не поздно помочь ему стать самостоятельнее. Для этого стоит соблюдать несложные правила.

  1. Всегда интересоваться желаниями и предпочтениями ребенка. Это касается еды, досуга, профессии, увлечений и т. д. С первых лет жизни ребенок должен твердо знать, чего он хочет, и учиться принимать решения самостоятельно.
  2. Позволять ошибаться и не делать из ошибки трагедию. Ошибки – это опыт, ребенок должен понимать, что ошибаются все, извлекают урок и пробуют снова.
  3. Оказывать помощь по принципу «Помоги мне сделать это самому» – это один из принципов методики раннего развития Марии Монтессори, направленный на развитие самостоятельности у детей с 2 лет. Он заключается в том, чтобы объяснить, как сделать то или иное действие своими силами, а не выполнить его вместо ребенка;
  4. Привлекать к домашним обязанностям с малых лет. У каждого ребенка должна быть своя зона ответственности – это его вклад в семью, как полноценного ее члена. Двухлетний малыш вполне может помогать маме на кухне, убирать свои игрушки и вытирать после себя раковину. Вначале родителям стоит контролировать выполнение этих обязанностей, затем – только напоминать, и уже в школьном возрасте у ребенка полностью формируется ответственность.
  5. Следить за тем, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени (не менее 1-2 часов в день). Это поможет ему определить вещи, которые действительно ему интересны, а не навязаны родителями или педагогами.
  6. Советоваться. Вовлекать ребенка в обсуждение домашних дел полезно для формирования самоценности ребенка. Советуйтесь с ребенком, какой наряд вам лучше надеть, что купить к ужину и какой подарок выбрать старшему брату.
  7. Подавать позитивный пример. Демонстрируя свои лучшие качества, вы создаете благоприятную атмосферу в семье, что наилучшим образом сказывается на личности ребенка.

Это общие рекомендации, которые стоит соблюдать каждому родителю. Возможно, вы инстинктивно следуете этим советам – это говорит о том, что для воспитания своих детей вы выбрали оптимальный стиль – демократичный.

Вот еще несколько практических советов о том, как сформировать у ребенка определенные качества.

Комплексные задачи

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто испытывают трудности с выполнением комплексных задач. Они попросту не способны удержать в голове все составляющие и очередность их выполнения. Чтобы помочь им преодолеть эти трудности, следует:

  • разбить задачу на небольшие блоки (принести одежду из шкафа – надеть брюки и футболку – надеть ботинки – взять портфель);
  • проговаривать каждый блок ребенку в течение нескольких дней;
  • заменить словесное сопровождение на графические или текстовые подсказки (картинки или список блоков), то есть дать ребенку собраться уже без вашей помощи;
  • добиться полной самостоятельности.

Этот несложный алгоритм работает даже в случаях с гиперактивными детьми и экономит много времени и сил родителям. Его можно применять для уборки в комнате (убрать со стола, под кроватью, на полу – отнести грязные вещи в стирку – заправить кровать), сервировки стола (расставить тарелки – разложить салфетки – достать приборы – поставить бокалы), утренних гигиенических мероприятий (проснуться – умыть лицо – почистить зубы – снять пижаму – заправить кровать – надеть одежду) и т. д.

Самоорганизация

Научить ребенка грамотно распоряжаться своим временем – задача непростая, но важная. Самоорганизация – это не только про пунктуальность, но и про эффективность использования времени и личную продуктивность. Несколько советов для родителей:

  • развесьте или расставьте часы по всему дому, чтобы они всегда были перед глазами у ребенка, еще лучше – купите ему наручные часы (не смарт-часы, и не смартфон – лишние функции будут отвлекать его от главного);
  • для ускорения ежедневной рутины (умывания, переодевания, завтрака) используйте таймеры или песочные часы, чтобы ребенок учился оперативно собираться в школу;
  • если у школьника трудности с ранним подъемом, можно каждое утро ставить новый сигнал будильника или записывать сообщение с подсказкой, где вы спрятали лакомство к завтраку, еще один вариант – записать его собственный голос в качестве мелодии будильника: детям нравится слушать себя в записи, это ускорит пробуждение и сделает подъем легче.

Если вы хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, – не мешайте ему проявлять инициативу и совершать ошибки, будьте рядом, чтобы убедиться в безопасности и помочь, если вас об этом попросят. Максимальная свобода в соответствии с возрастом – вот важнейшее условие взросления и гармоничного развития личности ребенка.

blogArticleimage

blogArticleimage

Тренажер для развития мышления

Тренажер – это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

Источник