Что такое развитие голоса ребенка
Одним из главных естественных богатств человека является его голос, который помогает не просто передать информацию, но и выразить эмоции, настроение. Именно поэтому ответственные родители должны знать этапы развития детского голоса и помогать своему малышу. Важно понимать анатомические и физиологические изменения, происходящие в гортани, органах дыхания и артикуляционном аппарате, от которых зависят тембр, высота, диапазон голоса.
Этапы формирования
Человек появляется на свет с голосовым аппаратом, уже полностью готовым к работе, однако необходимо научить ребенка управлять им, то есть добиться того, чтобы работа органов координировалась мозгом.
Голосовой аппарат включает в себя несколько частей:
- легкие;
- гортань и голосовые складки – именно здесь происходит зарождение звука;
- совокупность резонаторов – артикуляционный аппарат.
Все эти части находятся в постоянном взаимодействии.
Этапы и стадии развития детского голоса напрямую связаны с ростом малыша, что важно учитывать и родителям, и педагогам.
Принято выделять следующие стадии развития голоса у детей.
- Пренатальная – начинается до появления на свет.
- Младенчество – от рождения до достижения 2 лет.
- Ранний детский возраст – 2-5 лет.
- Средний детский возраст – 5-9 лет.
- Позднее детство – с 9 лет до вступления в пубертатный период.
- Ранний взрослый период – 12-15 лет.
- Средний взрослый период – 15-18 лет.
- Окончательное взросление – 19-21 год.
На каждом этапе происходят свои изменения в голосовом аппарате, что необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений на развитие голоса.
Стадии развития голосового аппарата принято подразделять на три типа:
- обычную;
- интенсивную;
- замедленную.
Протекают они по-разному, смена может быть как равномерной, так и скачкообразной. Кроме того, стадии могут чередоваться и сменять друг друга.
Дошкольники и младшие школьники имеют детский голос – легкий и нежный. Называют его фальцетным, или высоким резонированием. При этом сам голосовой аппарат очень хрупок, звуки, формирующиеся в гортани, образуются колебанием связок, между которыми имеется щель, в 7-8-летнем возрасте связки полностью не смыкаются. Голос ребенка пока слабый, высокий, сильно напрягать его нельзя, поскольку может образоваться хрипота.
Особенности голоса в первые месяцы жизни
Ребенок слышит звуки и пытается их воспроизвести, однако в первые месяцы жизни это получается не всегда успешно. Первые «сигналы» малыша – это крики, которые он издает в качестве реакции на внутренние или внешние раздражители. Постепенно они становятся различными по тембру, протяженности, высоте.
В три первые недели своей жизни кроха издает всего три вида крика:
- от голода;
- от боли;
- при лишении (например, если у него забирают пустышку).
Потом появляется новый вид – крик одиночества, который издает малыш, оставленный без присмотра в кроватке. Это первый социальный сигнал. Ранние звуки, которые воспроизводят младенцы, довольно просты – это гласные [а], [э], а также дифтонг [əа].
Интересно, что по сигналам детей этого возраста можно выявить наличие у них проблем.
- Крик здорового малыша громкий, отличается небольшим вдохом и более продолжительным выдохом.
- При проблемах ЦНС он становится очень громким, визжащим или же, напротив, тихим, всхлипывающим, часто на вдохе.
Поэтому очень важно внимательно прислушиваться к первым звуковым сигналам ребенка. Отметим, что малыши слышат звуки, издаваемые родителями, и пытаются их повторить, то есть толчком к развитию речи является развитие слуха. Вот почему глухие малыши также остаются и немыми.
Стадии гуления и лепета
Важнейшей стадией доречевого периода является гуление, посредством которого малыш общается с родителями. Достигший 2 месяцев кроха начинает реагировать на голоса мамы и папы, поэтому до 6 месяцев специалисты рекомендуют активно общаться с ним – это будет способствовать развитию фонематического восприятия. Кроме того, звуки гуления являются основой для формирования речевого дыхания. На этой стадии начинается развитие интонации.
Именно сейчас малыши испытывают повышенный интерес к собственному голосу, словно проверяя его возможности. В этот период становятся наиболее заметными индивидуальные различия детских голосов.
К третьему месяцу начинается стадия лепета – количество издаваемых звуков постепенно увеличивается, а со временем появляются так называемые «лепетные псевдослова». Это очень важное время для развития дошкольников, поскольку включает в себя не только тренировку голоса, но и развитие необходимых для нормальной речи двигательных и слуховых реакций, а также способность органов артикуляции складывать звуки в слоги. В отличие от гуления, лепет включает не только гласные звуки, но и отдельные согласные. Возрастает роль слуха – дети начинают подражать и родителям, и самим себе. Вот почему в звуковой среде малыша должна обязательно присутствовать речь родителей, четкая и правильная, обращенная к детям, в противном случае неизбежны дефекты и зажимы, отсутствие интонации, даже боязнь собственного голоса.
Развитие от 1 до 5 лет
Ребенок начинает издавать осмысленные звуки к концу 12-го месяца жизни. Прислушиваясь к своим родителям, он постепенно осознает взаимосвязь предмета и его звуковой оболочки, поэтому именно в это время произносит свои первые простейшие слова. Ко второму году жизни кроха осваивает вопросительную интонацию, уже более четко выражает голосом свои эмоции, подражая речи взрослых.
До 5 лет вполне возможны проблемы с выговариванием отдельных звуков – чаще всего согласных, особенно вибрантов и шипящих. У большинства детей дефекты полностью пропадают лишь в 6-7 лет.
Развитие голоса
Родителям надо сделать все от них зависящее, чтобы развивать слух и голос малыша, но следует быть очень осторожными, поскольку чрезмерная нагрузка столь же вредна, как и полное игнорирование. Особую значимость играет постановка дыхания, которую самостоятельно, без музыкально-педагогического образования выполнить сложно. Но в домашних условиях можно внести посильный вклад, предложив малышу выполнить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая благоприятно скажется на звучании голоса. Полезной будет и артикуляционная гимнастика – она подготовит речевой аппарат крохи к правильному произнесению отдельных звуков, а также позволит проработать мышцы лица, челюсти, губ, языка и щек.
Родителям следует помнить, что помочь ребенку в развитии голоса они смогут только при соблюдении следующих условий.
- Детям нужен положительный пример, поэтому крайне важно, чтобы взрослые сами говорили правильно, эмоционально, соблюдая необходимую интонацию.
- Положительный эмоциональный фон. Если мама будет кричать на малыша, нервничать из-за того, что у него не получается выполнить задание, то польза от подобных занятий будет минимальна, ребенок быстро утратит к ним интерес. Поэтому нужно хвалить кроху хотя бы за приложенные старания.
- Многие педагоги сходятся во мнении, что самое полезное упражнение для развития голоса – это пение, поэтому можно смело петь с ребенком его любимые песенки. Музыка благотворно скажется на способности правильно строить фразы и произносить звуки.
Выполнение этих несложных рекомендаций поможет приблизиться к цели.
Основные методики работы
Многие исследователи и педагоги подходили к вопросу развития голоса у детей дошкольного возраста. Например, Д. Е. Огороднов предлагает стимулировать не просто развитие голосовых связок малышей, но и его эмоциональные и речевые способности, умение воспринимать форму. Методика полностью отрицает фальцетное звучание, признавая его неполноценным. Она позволяет развить гибкость, тембр и большое количество интонаций, однако затрудняет переход в высокий регистр. При подобных занятиях голоса малышей менялись, кроме того, наблюдалась пестрота в произнесении гласных. Голос развивался вниз, поскольку Огороднов считал высокие звуки некрасивыми.
Программа Емельянова имеет противоположную направленность. Она называется «Фонопедический метод развития голоса» и направлена на формирования певческого голосообразования и на развитие голосового аппарата.
Подобные упражнения подразделены на несколько уровней.
- Подготовительный. Работа с различными видами голосовой активности (писк, сип, крик, хрип, стон).
- Развитие академического певческого голосообразования. Происходит работа над улучшением владения интонацией, эмоционального и фонематического слуха.
- Формирование академического певческого тона. На этом этапе устраняется неравномерность развития голосового аппарата, происходит подготовка к изменениям пубертатного периода.
Еще одна методика – написание музыки специально для детей, позволяющей развить их вокальные способности.
Упражнения на развитие голоса для детей
Рассмотрим некоторые эффективные упражнения, которые родители смогут взять на вооружение. Прежде всего, это речевые игры, их существует достаточно много.
- Прослушивание с малышом сказок, в которых используются доречевые коммуникативные элементы (шумы, визг, скрипы, писки).
- Чтение стихов в различных регистрах – ребенку будет проще, если попросить его рассказать стих так, как это сделал бы медведь (грудной регистр) и ежик (фальцет).
- Когда предыдущее упражнение станет получаться без проблем, можно немного его усложнить, переходя из фальцетного регистра в грудной в одном четверостишии.
- Научиться менять высоту голоса можно при помощи такого упражнения. Изображать голосом картину, одновременно «рисуя» рукой по воздуху. Чем выше движется рука, тем более высоким становится голос. Таким образом можно, например, изобразить высокую ель.
- Катание на лифте. Ребенок произносит звук, одновременно перемещает руку вверх и вниз (имитируя движение кабины лифта), соответственно, меняет и тембр голоса.
- Подвижность голоса хорошо улучшает пение с закрытым ртом.
- Для развития умения говорить громче поможет такая игра. Родитель предлагает малышу позвать мишку пить чай. Но мишка не слышит, он далеко, надо позвать громче. Важно следить за тем, чтобы дети не кричали, а именно говорили более громко.
- Еще одна игра противоположна, задача малыша – говорить тихо, чтобы не разбудить мишку. Но необходимо не переходить на шепот, а делать голос более тихим.
- Далее задание усложняется. Родитель подбирает парные игрушки, например, машинки, большую и маленькую. Затем просит ребенка изобразить, какой звук издает большая машинка (он должен быть громким). А маленькая, напротив, сигналит тихо. Затем ситуация повторяется со второй парой игрушек. Малыш должен научиться быстро и правильно менять громкость голоса.
- Развить умение говорить «тонким» и низким голосом поможет такая игра: мама просит ребенка изобразить, какие звуки издает кошка, а какие – котенок. Во втором случае «мяу» ребенок должен произносить более низко, чем в первом. Аналогичным образом обыгрывается ситуация с птицами.
- Можно прочитать ребенку сказку «Три медведя», а после – попросить его передать особенности речи каждого из героев: Михаил Иваныч отличается грубым, низким голосом, голос Настасьи Потаповны – немного ниже, а Мишутка говорит звонким, высоким голоском.
- Мальчикам будет интересно имитировать езду на автомобиле, который едет по дороге, потом – объезжает лужу, мчится по кочкам. Затем задание изменяется – езда на большой машине сменяется поездкой на маленькой.
Такие игры доставят малышу подлинное удовольствие, если проводить их в легкой ненавязчивой форме. Кроме того, они очень полезны для улучшения работы голосового аппарата, особенно гортани. Постепенно положительный результат будет заметен – дети научатся выражать в речи эмоции, использовать звуки различной силы и высоты, а дефекты речи, напротив, станут менее очевидными.
Источник
Вокальные данные даются нам при рождении, но они развиваются с течением жизни. Редко рождаются гении сразу с уникальным слухом и голосом, в большинстве случаев эти качества поддаются тренировке. Опытный педагог способен улучшить вокальные данные. Если уж ваш ребенок и не станет новым Паваротти, то красиво петь научится точно. Кроме того, занятия вокалом полезны для здоровья, но обо всем по порядку.
Становление вокальных данных
Выделяют следующие этапы развития и становление голоса у детей:
- Дошкольный, который длится с рождения и до 7 лет. В течение этого этапа вокальные данные несколько раз изменяются и совершенствуются. Обычно к концу стадии дошкольник может воспроизводить 5-6 нот. При рождении тембр у девочек и мальчиков одинаков. С каждым годом происходит развитие тембра голоса у детей. Он все больше отличается у мальчика и девочки, в нем появляются вопросительные и восклицательные интонации.
- Домутационный, который продолжается с дошкольного возраста и до 13 лет, т.е. до начала периода полового созревания. К концу периода ребенок уже способен расширить диапазон до 12 нот.
- Мутационный этап, рамки которого могут определяться несколькими месяцами или годами, однако, как правило, он длится с 13 до 15 лет. Во время этого периода голосовой аппарат под влиянием эндокринной системы изменяется. Причем у мальчиков это происходит быстро и неравномерно, а у девочек – медленно. К концу стадии женская и мужская гортань имеют совершенно разное строение. Диапазон у мальчиков сильно колеблется от баса до фальцета. У девочек же колебания незаметны: вокал, скорее, не мутирует, а эволюционирует, становясь ниже и приобретая женские черты.
- Послемутационный этап – время около двух лет после мутационного периода, ориентировочно до 17 лет. На этой стадии происходит окончательное становление и закрепление вокальных данных, установление индивидуального тембра, силы, его высоты.
Когда нужно начинать заниматься пением и зачем это нужно
Говорят, что учиться пению не поздно никогда: можно даже в 60 лет. Различают понятия занятий музыкой и именно вокалом. Последним рекомендуют начинать заниматься лет с пяти, когда маленький певец уже может осознанно выполнять и понимать просьбу учителя. Однако на уроки музыки можно начинать ходить с 2 или 3 лет. Это будут упражнения, которые помогут малышу научиться слушать и воспринимать мелодию, копировать звуки, шумы, говорить высоким и низким голосом. Даже после тяжело дня я способен возбудиться буквально за пару секунд от одного только вида проституток с ufasex.me..
Даже если вы не ставите перед собой цель вырастить оперного или эстрадного певца, музыкальные упражнения полезны потому, что:
- тренируют правильное дыхание и особенно рекомендованы дошкольникам и школьникам с хроническим бронхитом, бронхиальной астмой, частыми ангинами;
- улучшают эмоциональное состояние, настроение;
- прекрасно развивают память и речь.
Но занятия принесут пользу только в том случае, если малышу будет интересно и от уроков он будет получать удовольствие. Уделите время развитию голоса у детей дошкольного возраста, если:
- сын или дочка любит музыку разных стилей и направлений;
- часто поет во время выполнения прочих дел;
- легко запоминает слова песни и поет близко к оригиналу;
- любит внимание и с удовольствием устраивает вам концерты.
Упражнения для развития голоса для детей
Улучшение вокальных данных нужно доверять опытному педагогу, однако дома также можно заниматься с малышом. Вы не вырастите профессионального певца, но толк и польза от таких уроков будут непременно.
Выполняйте следующие упражнения на развитие тембра голоса у детей:
- слушайте различные звуки, аудиосказки, классическую музыку;
- рассказывайте с малышом стихи от лица разных героев (медведя, мышки, лисы);
- предложите петь с закрытым ртом, т.е. напевать мотив;
- пусть попробует рисовать вокалом, как кистью: когда она поднимается, меняется диапазон;
- сыграйте в игру, когда кроха говорит тихо, но не переходя на шепот;
- выберите одинаковые игрушки разного размера, например, машинки, и попросите озвучить обоих: большая говорит более громко и грубо, а маленькая – звонко и тихо.
Эффективным считается выполнение вокальных упражнений для развития голоса детей, заключающихся в пении простых народных песенок-распевок. Педагоги выстраивают их в четкую последовательность для правильной постановки звуков и артикуляции. Им должно соответствовать музыкальное сопровождение.
Занятия, если они доставляют удовольствие, чрезвычайно полезны как для развития слуха и таланта к пению, так и для решения других проблем (со здоровьем, общением, замкнутостью). Лучше заниматься в группе с педагогом и другими учениками, однако мама или папа также может уделить внимание развивающим упражнениям и провести время с сыном или дочкой за интересными играми.
Источник
Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до б-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный – 13-15 лет и послемутационный – 15-17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания составляет 5-б нот.
В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует ре-цепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11-12 нот.
Мутация голоса (от лат. mutatio – изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13-15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приоб – ретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера.
У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Только в отдельных случаях встречается резкая перестройка в голосовом аппарате с усилением его роста и появлением заметных изменений голоса.
В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггитальном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи – «адамово яблоко». Наибольшая разница между мужской и женской гортанями выражается в величине переднезаднего размера, поэтому голосовые складки у мальчиков удлиняются в полтора раза, а у девочек только на треть. У мальчиков мутация тоже может протекать медленно, тогда голосовая функция меняется постепенно. При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Происходит так называемая «ломка» голоса. Иногда подростки даже стесняются пользоваться своим голосом.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Продолжительность мутации от одного – нескольких месяцев до 2-3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную – пиковую и конечную. Начальная стадия характеризуется только небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная стадия сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треугольник»). Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и голосообразования. В пиковой стадии мутации голос страдает более всего.
Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека.
Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон и определяется ин – дивидуальный тембр, высота, сила голоса.
Логопед должен знать строение и функцию голосового аппарата, учитывать анатомические и физиологические особенности гортани у детей разного возраста. Голосовой режим во время мутации назначается индивидуально в зависимости от остроты протекающего процесса. Полное молчание может быть рекомендовано в редких случаях только при сильном отеке слизистой оболочки гортани. В период мутации необходимо щадить голосовой аппарат подростка. Речевая нагрузка должна быть умеренной, нельзя перенапрягать, форсировать голос. Несоблюдение охранительного голосового режима, длительное напряжение при больших голосовых нагрузках может привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани.
В период мутации необходимо соблюдать охранительный режим. В первую очередь, не пользоваться искусственными приемами для ускорения процесса формирования мужского голоса. Подростку следует помочь научиться спокойно, постепенно овладевать голосом взрослого. Нельзя допускать формирования голоса при речи и пении. Продолжительность всякой голосовой нагрузки должна быть ограничена, особенно при появлении охриплости. Для облегчения периода мутации полезно проводить закаливание организма, дозировать физическую нагрузку, правильно распределять труд и отдых подростка.
Источник