Что такое показатели развития ребенка
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Рейтинг Важно следить за тем, чтобы ребенок в первый год жизни достигал необходимых показателей развития |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Мамы, у которых рождается первый ребенок, хотят поскорее увидеть, как он начнет ползать, улыбаться, встанет на ноги и заговорит. Однако мамы не знают, вовремя ли ребенок обретает необходимые навыки.
Показатели развития младенцев важны для того, чтобы понять, в каком темпе они растут и развиваются. Родители должны тщательно следить за этим, чтобы предотвратить возможные расстройства и отклонения. Рассмотрим 16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни. Это поможет вам видеть общую картину и предусмотреть дальнейшее развитие событий.
Что такое показатели развития ребенка
Показатели развития свидетельствуют о том, что ребенок здоров и развивается в нормальном темпе. Ребенок может одновременно достигать нескольких показателей.
Показатели развития делятся на когнитивные, физические, социальные и эмоциональные. Самые важные показатели развития достигаются в течение первого года жизни ребенка.
16 важных показателей развития ребенка в первый год жизни
Рассмотрим ключевые показатели нормального развития ребенка в течение первого года жизни.
1. Способность держать голову
- В конце первого месяца жизни главным показателем развития ребенка является его способность моментально поднимать голову, лежа на животе.
- К концу второго месяца дети могут поднимать голову на 45 градусов, лежа на животе. Их мышцы уже достаточно сильны, чтобы опереться на руки и тем самым еще больше увеличить пространство обзора.
- Ребенок может свободно держать голову к концу четвертого месяца. В этом возрасте он может поднимать голову на 90 градусов, лежа на животе, и может лучше поворачивать голову, так как мышцы шеи у него уже достаточно сильны.
- К шестимесячному возрасту ребенок уже практически полностью контролирует движения головой и может поворачивать ее, чтобы увидеть предметы, наклонять ее, когда ребенка пытаются посадить или поднять, когда его ставят на ноги.
- В возрасте семи месяцев малыш полностью контролирует движения головы, они становятся плавными.
2. Способность издавать звуки
- В двухмесячном возрасте ребенок может агукать и гулить.
- В конце третьего месяца ребенок начинает хихикать и визжать, поскольку в этом возрасте развиваются его голосовые связки. Диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается.
- Младенцы начинают лепетать к концу четвертого месяца. Они издают простые гласные звуки, такие как «а», «о» и т. д.
- В течение следующих двух месяцев диапазон звуков, издаваемых ребенком, увеличивается, и к концу шестого месяца он может издавать сочетания гласных и согласных звуков. В конце восьмого месяца он начинает говорить «мама» и «папа». Но малыш не различает смысл этих слов и произвольно может называть так любого из родителей.
- В конце девятого месяца ребенок пытается выговаривать слова, но его произношение далеко от совершенства. В двенадцать месяцев он правильно говорит слова «мама» и «папа», а также простейшие односложные слова («да», «нет», «дай»). Также он использует междометия для выражения своих эмоций.
Следующие несколько показателей развития касаются сферы двигательной моторики ребенка.
3. Перекатывание
- Четырехмесячный ребенок перекатывается со спины на бок и с живота на спину. Ребенок перекатывается только в одном направлении.
- В шесть месяцев ребенок может перекатываться в двух направлениях: с живота на спину и обратно на живот.
4. Сидение
- В конце второго месяца ребенок может сидеть при помощи родителей. Но только в четыре месяца он способен принимать правильное сидячее положение при поддержке родителей: мышцы его шеи достаточно сильны, чтобы предотвратить резкие движения шеи.
- Через шесть месяцев ребенок может сидеть без поддержки. В девять месяцев – самостоятельно принимать сидячее положение и сидеть в течение 7–10 минут.
- В десять месяцев ребенок обычно сидит, а не лежит на животе – это становится его естественной позой. К концу первого года он может садиться из положения стоя.
5. Ползание
- Со второго месяца ребенок может поднимать голову и опираться на руки. Со временем он совершенствует этот навык. Это становится основой для ползания.
- Дети начинают ползать в возрасте 7–9 месяцев. Этот навык максимально развивается к концу девятого месяца. Ползание укрепляет мышцы ребенка и создает основу для того, чтобы ребенок стал на ноги.
6. Поднятие на ноги
- Трехмесячный ребенок может частично держать вес своего тела на ногах, когда родители ставят его.
- В четырехмесячном возрасте ребенок переставляет ноги, когда его ставят на твердую поверхность. В шестимесячном возрасте он подпрыгивает на ногах, когда его поддерживают родители.
- К концу девятого месяца ребенок может стоять на одном месте, держась за неподвижный объект.
- В 12 месяцев ребенок может стоять, не опираясь на посторонние предметы, но еще не может ходить. Однако, находясь в устойчивом положении, он пытается самостоятельно сделать несколько шагов. Это показатель развития его крупной моторики.
7. Первые шаги
Умение стоять на ногах приводит к тому, что к концу одиннадцатого месяца ребенок начинает ходить с поддержкой родителей.
После 12-ти месяцев ребенок делает попытку первых шагов без поддержки родителей. Это главный показатель развития ребенка в первый год его жизни.
Следующие показатели касаются сенсорного развития ребенка.
8. Смех и улыбка
- Первая улыбка ребенка появляется в возрасте двух месяцев. К трехмесячному возрасту ребенок улыбается родителям и тем, кто проявляет к нему дружелюбие.
- В четыре месяца ребенок начинает смеяться.
- Когда ребенок растет, он начинает улыбаться и смеяться в различных ситуациях: когда видит знакомое лицо, любимую игрушку, бутылочку с едой или просто видит что-то, что кажется ему смешным. В возрасте шести месяцев он улыбается, думая о чем-то.
9. Слух
- Ребенок слышит с рождения, поэтому он успокаивается, когда слышит голоса своих родителей.
- С двухмесячного возраста младенцы поворачивают голову к источнику звука, иногда не совсем точно.
- К концу третьего месяца ребенок может точно определять местоположение источника звука.
- Шестимесячный ребенок способен не только видеть источник звука, но и реагировать на него. Это важный показатель развития малыша. В девятимесячном возрасте мозг ребенка способен лучше обрабатывать звуки, поэтому ребенку под силу подражать звукам, которые он слышит.
- В 12-месячном возрасте у ребенка уже хорошо развит слух. Теперь он может распознавать несколько уникальных звуков и определять голос знакомых людей.
10. Развитие зрения
- Зрение новорожденных детей нечеткое, и дети не могут сфокусироваться на том или ином объекте. Яркие цвета и контрастные объекты привлекают их внимание. Большие объекты также вызывают у них интерес.
- В конце первого месяца ребенок бегло смотрит на лица людей. Его все еще привлекают яркие объекты, находящиеся на расстоянии около метра.
- В течение первых двух месяцев жизни ребенка родителям может казаться, что у него косоглазие. У ребенка еще недостаточно развиты мышцы, поддерживающие глазные яблоки. Эта проблема обычно устраняется к концу второго месяца. Ребенок может следить за движением близлежащих объектов и обращает внимание на лица.
- К концу третьего месяца ребенок координирует зрение с движениями рук. У него развивается восприятие глубины пространства.
- В четыре месяца зрение ребенка правильно скоординировано с движениями рук. Ребенок легко воспринимает пространство большой глубины. У него развивается стереоскопическое зрение.
- В пять месяцев ребенок способен видеть на большом расстоянии. Он может издалека распознать знакомое лицо. Ребенок улыбается, когда видит знакомое лицо или предмет.
- В этом возрасте дети также имеют хорошее восприятие цветов – такое же, как у взрослых.
- В шесть месяцев ребенок использует зрение для исследования окружающего мира. Координация зрения и движений у него улучшается благодаря тому, что он недавно научился ползать.
- В возрасте девяти месяцев у ребенка окончательно формируется цвет глаз.
- В возрасте одного года ребенок видит мир так же, как взрослые. Они видят множество цветов и оттенков, хорошо воспринимают пространство и могут оценивать путь движущегося объекта.
11. Ночной сон
- Первые несколько месяцев ребенок будет спать одинаковое количество времени днем и ночью. Например, младенцы до одного месяца спят в целом до 16 часов в день – по 8 часов днем и ночью.
- Время дневного сна сокращается к шестимесячному возрасту. Теперь ребенок спит 4 часа днем и 8-9 – ночью.
- Когда ребенок достигает возраста двенадцати месяцев, время его дневного сна уменьшается до трех часов, а ночного – увеличивается до одиннадцати.
12. Хватание
- Новорожденные дети сжимают кулачки, чтобы схватить руку родителей, которые гладят его по ладони. Это называется хватательным рефлексом, он присутствует у ребенка с момента рождения. Хватательный рефлекс также проявляется в том, что новорожденный ребенок пытается схватить пальцами ног руку, которая гладит его по ступне. Такая особенность не имеет практического применения и исчезает примерно в шесть месяцев.
- В шесть месяцев ребенок может взять предмет с плоской поверхности, используя все пальцы.
- К концу семи месяцев ребенок может брать маленькие предметы, используя для этого подушечки большого и указательного пальцев.
- В девять месяцев ребенок может собирать мелкие предметы с поверхности, используя для этого большой и указательный пальцы.
- В 12-ть месяцев ребенок развивает сложные навыки хватания предметов. Он может хватать предметы, например, большим и средним пальцами и т. д.
13. Употребление твердой пищи
- Младенцы могут есть перемолотую еду с шести месяцев, когда развивается их пищеварительная система. В шесть месяцев ребенок способен сидеть и держать голову, это является предпосылками к началу употребления твердой пищи.
- К концу седьмого месяца дети умеют пережевывать пищу и закрывают рот после того, как их кормят с ложечки.
- В восемь месяцев ребенок может кусать твердую пищу.
- В девять месяцев ребенку под силу брать кусочки еды большим и указательным пальцами. Это самое лучшее время, чтобы начать учить ребенка пользоваться столовыми приборами.
- Чем старше становится ребенок, тем меньше у него проявляется рвотный рефлекс. Это естественный для ребенка способ избавляться от твердых кусочков пищи, чтобы не задохнуться. Ребенок также лучше контролирует движения языка, челюстей и открывает рот, когда его кормят с ложечки.
- В 12-ть месяцев ребенок может самостоятельно есть несколько блюд. В этот период можно давать ему молоко и яйца.
14. Прорезывание зубов
- Первыми у ребенка прорезаются два нижних передних резца. Это происходит в период 7–9-ти месяцев.
- После этого, в возрасте 9–10-ти месяцев, прорезаются верхние резцы.
- Нижние боковые резцы прорезаются в 11–12 месяцев, а верхние – в 12–13.
- К концу первого года у ребенка прорезаются максимум 8 зубов: 2 верхних и 2 нижних передних резца; 2 верхних и 2 нижних боковых резца.
В первый год жизни у детей также развивается познавательная сфера.
15. Развитие познавательной сферы
- В возрасте двух месяцев дети начинают анализировать окружающий мир: предметы, людей и т. д.
- В возрасте четырех месяцев ребенок достигает главного показателя развития познавательной сферы, когда начинает экспериментировать с причинами и следствиями. Ребенок выполняет различные действия, чтобы увидеть последствия и реакцию родителей.
- В возрасте шести месяцев у ребенка развивается любопытство. Ребенок берет в руки различные предметы, рассматривает их, чтобы понять, как они устроены. В этом возрасте ребенок впервые реагирует на собственное имя.
- К концу семи месяцев дети понимают постоянство объектов. Иными словами, они понимают, что предмет не исчезает даже тогда, когда его прячут. Им нравится игра в прятки и подобные игры.
- В возрасте восьми месяцев ребенок может удерживать внимание на объектах не более чем на три минуты, но при этом он проявляет любопытство по отношению к предметам, которые видит вокруг.
- В возрасте девяти месяцев ребенок копирует жесты и действия окружающих. Это важный показатель развития ребенка в первый год его жизни. К концу десяти месяцев ребенок становится намного умнее, чем раньше. Например, если вы спрячете какой-то предмет в комнате, ребенок легко сможет его найти.
- В 12-ть месяцев ребенок понимает названия нескольких предметов, которые его окружают, и их предназначение. Например, он знает, что по телефону можно говорить с другим человеком, приложив трубку к уху, а расческа нужна, чтобы расчесывать волосы. Ребенок учится у родителей, наблюдая за ними и повторяя их действия.
16. Социальное и эмоциональное развитие
- Новорожденные проявляют чувствительное восприятие по отношению к знакомым людям, в частности, родителям. Например, ребенок может перестать плакать, когда услышит голос мамы или когда она возьмет его на руки.
- К концу второго месяца ребенок понимает, что родители о нем заботятся. Он начинает улыбаться людям, которые постоянно с ним взаимодействуют (бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, которые сидят с ним).
- В четыре месяца ребенок любит играть с людьми, улыбается им, реагирует на их действия. Он плачет в определенных ситуациях: когда голоден, устал или чувствует боль.
- В возрасте шести месяцев ребенок узнает знакомые лица, а с незнакомыми людьми чувствует себя некомфортно. В этом возрасте проявляются особенности характера ребенка. Он может быть застенчивым, раздражительным, спокойным или дружелюбным. Эти особенности связаны с его врожденным темпераментом.
- В возрасте восьми месяцев ребенок понимает, что родители связаны с чувством теплоты и безопасности. В 9–12 месяцев дети испытывают тревогу из-за разлуки с родителями. Ребенок много плачет, когда родители находятся вне поля его зрения. В возрасте одного года дети чувствуют страх перед незнакомыми людьми. Они берут маму или папу за руку, чтобы ощутить себя комфортно. Годовалый ребенок отказывается пойти на руки к незнакомому человеку и соглашается, чтобы его взял на руки кто-то, кого он хорошо знает.
Будьте внимательны в моменты, когда ребенок достигает показателей развития. Но вместе с тем помните, что каждый ребенок индивидуален, поэтому стоит проявить терпение. Занятия и игры с ребенком помогут ему вовремя достичь всех необходимых показателей развития. Поэтому играйте, взаимодействуйте с ребенком, помогайте ему социализироваться. Это поможет ему расти и развиваться.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.86 из 5 на основе
7 оценок.
Развитие ребенка
16.08.2018
Источник