Что такое индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

«Индивидуальный образовательный маршрут по ФГОС:

что это такое и как с ним работать»

Выступление

Подготовила:

Миловидова Альбина Альбертовна,

педагог-психолог,

I квалификационной категории

2017 год

Индивидуальный подход к личности ребёнка – ключевой принцип Федерального государственного образовательного стандарта.

Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек.

Мы сегодня рассмотрим индивидуальный образовательный маршрут воспитанников и оказание помощи родителям детей, направленную на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальных проблем и удовлетворение индивидуальных запросов, интересов, склонностей, потребностей.

Прежде, чем говорить об индивидуальном образовательном маршруте, определимся, что же это такое маршрут сопровождения?

Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка;

Теперь мы можем рассмотреть понятие «индивидуальный образовательный маршрут»

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательное пространство, которое создается в процессе осуществления образовательного и психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка (его семьи) в конкретной образовательной организации командой специалистов различного профиля с расчетом на определенный срок.

Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком. Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

  • связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;
  • создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;
  • оформлен как индивидуальная программа сопровождения.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно с воспитателем группы и со специалистами, обучающимся и его родителями.

Выгодский Л.С. заложил предпосылки для построения индивидуального маршрута развития. По его словам, следует определить, по меньшей мере, двойной уровень детского развития. Во-первых, актуальное развитие ребенка, т.е. то, что уже на сегодня созрело, и, во-вторых, зону его ближайшего развития, т.е. такие процессы которые, не являясь зрелыми сегодня, тем не менее, находятся в пути, прорастают, завтра принесут плоды и перейдут в уровень актуального развития.

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

  • для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
  • для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
  • для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Цель индивидуального образовательного маршрута – создание оптимальной системы комплексного сопровождения воспитанников в условиях дошкольной организации, направленного:

  • На максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
  • Коррекцию его психофизических недостатков;
  • Актуальное включение в окружающую социальную среду;
  • Подготовка к школьному обучению.

Основные этапы, структура и содержание

Индивидуальные образовательные маршруты отличаются друг от друга. Содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом. Может быть различен и темп его освоения воспитаником. Варьируется также методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.

Но все они должны быть адекватны конкретному ребенку, содержанию образования и модели образовательного процесса.

  1. Разработана нормативно-правовая база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.
  1. Создан банк данных.
  1. Изучены потребности родителей.
  1. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты воспитанников с нарушениями психофизического развития.

Принципы ИОМ

Принцип опоры на обучаемость ребенка;

Принцип соблюдения интересов ребенка («на стороне ребенка»);

Принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании);

Принцип тесного взаимодействия и согласованности специалистов в процессе реализации ИОМ;

Принцип непрерывности.

Вся работа по системе комплексного сопровождения воспитанников ведется в рамках психолого-педико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) координирует работу всех специалистов ДОУ. Это позволяет:

  • Вырабатывать общие задачи коррекционно-развивающей работы;
  • Прослеживать динамику развития ребенка (2 раза в год) с целью определения дальнейшего образовательного маршрута;
  • Осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом особенностей их нарушений;
  • Обеспечивать преемственность в работе всех специалистов по выполнению индивидуальной программы развития.

ПМПк ДОУ работает в контакте с районной ПМПК (комиссией), с которой у нас заключен договор о взаимодействии.

Организация комплексного сопровождения воспитанников осуществляется в три этапа:

  • Диагностико-прогностический;
  • Коррекционно-формирующий;
  • Оценночно-проективный.

Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:

  • Информацию о развитии и воспитании ребенка;
  • Всестороннюю оценку интеллектуального развития;
  • Диагностику развития психических функции;
  • Оценку психомоторного развития;
  • Оценку развития эмоционально-волевой сферы;
  • Оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
  • Оценку характера и особенностей личности в целом;
  • Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.
Читайте также:  Особенности физического развития ребенка от года до 5 лет

Алгоритм работы специалистов:

  • составление перспективного плана работы
  • разработка рекомендаций для всех педагогов и родителей, исходя из имеющихся нарушений
  • работа по индивидуальному плану
  • обследование

Коррекционно-формируемый этап

По результатам обследования определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через индивидуальный программу сопровождения, составляется прогноз развития.

В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития.

Основные направления работы психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с воспитаниками:

  • развитие познавательной сферы (упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти);
  • Формирование готовности к обучению в школе;
  • Коррекция нарушений эмоциональной сферы (психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки)
  • Развитие зрительно-моторной сферы и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка руки к овладению письмом
  • Развитие эмоционального, речевого общения с окружающими (ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации).

Оценочно-проективный этап деятельности является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:

  • оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;
  • проектирование последующей работы с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ОВЗ, где стараемся помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка. Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Взаимодействие с педагогами.

В сопровождении развития ребенка педагог является одним из главных «сопровождающих», т.к. именно он реализует рекомендации специалистов в повседневной работе с ребенком.

На практике педагоги, работающие с детьми ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации коррекционной работы с детьми: порой проявляют психологическую некомпетентность. Вследствие чего невозможна реализация рекомендации педагога-психолога. Поэтому в работе с педагогами важнейшим является:

  • повышение психологической компетенции педагогов;
  • взаимодействие в вопросах анализа совместной деятельности;
  • разработки индивидуальных программ сопровождения, обсуждение итогов, эффективности.

Источник

Индивидуальный образовательный

маршрут развития ребенка

2015-2016 учебный год

Воспитатель: Ерлыченко Г.Ю.

старшая группа

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

ОБЩИЕ ДАННЫЕ:

Ф.И.О. ребенка

Кирилл К.

Возраст

5 лет

Сведения о семье

Семья полная, 1 ребенок.

Мать (ФИО, образование)

Екатерина Ивановна К.,

образование: высшее, возраст: 33 года

Отец (ФИО, образование)

папы: ВикторРоманович К.,

образование: высшее, возраст: 35 лет

Воспитатели (ФИО):

Ерлыченко Г.Ю.

Анализ развития ребенка:

Раздел «Соматическое здоровье»: 2 группа здоровья; часто болеет; слабый аппетит, дневной сон в норме.

Раздел «Особенности моторной сферы»:

Общая моторика: норма, темп средний. Ведущая рука: левша.

Раздел «Характеристика познавательной сферы ребенка»:

Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; не способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий.

Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.

Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; слабо подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам)

Сформированность навыков рисования: в норме.

Сформированность элементарных математических представлений:

Количество и счет: слабо дифференцирует понятия «один-много», не владеет количественным счетом в пределах программного материала, не знает элементы знаковой символики (, +, – ,=), не владеет составом числа первого десятка, не решает примеры в пределах программного материала.

Восприятие цвета: различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.

Читайте также:  Доман гармоничное развитие ребенка 1996

Восприятие формы: группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Временные представления: слабо ориентируется во времени суток и последовательности названия дней недели.

Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, работает медленно и слабо принимает направляющую помощь; преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: переживает и нервничает, обращается к воспитателю.

Характеристика речи ребенка:

Звуковая сторона речи: в пределах возрастной нормы.

Словарь: норма.

Грамматический строй речи: сформирован.

Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений (сложные), умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможен диалога.

Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи и постель.

Игровая деятельность: есть интерес к игрушкам, любимые игры, понимает правила игры, выполняет их, редко вносит изменения в содержание игры

Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков

Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; умеет поддерживать игру, но предпочитает быть в одиночестве.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, есть в наличие инициатива, уступчив, наблюдается пассивность в процессе общения с детьми; поведение: спокойное, адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям; склонность прийти на помощь, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение: доброжелательный, спокоен, уравновешен.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута Кирилла К.:

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития.

Задачи по социально – личностному развитию ребенка:

  • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка.
  • Организовать единую систему работы педагогов, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию их ребенка.
  • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
  • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Методы, используемые в работе:

  • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
  • Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

При разработке индивидуального маршрута использую на следующие принципы:

– принцип опоры на обучаемость ребенка,

– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития,

– принцип соблюдения интересов ребенка,

– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации),

– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы,

– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Организация индивидуального сопровождения ребенка Кирилла К.

Месяц

Направление

содержание

сентябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.

Коллективные работы по изобразительной деятельности.

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.

Развитие игровой деятельности

Побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов

октябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Чтение художественной литературы;

дидактические игры природоведческого содержания;

разбор ситуаций;

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах)

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.

Развитие игровой деятельности

В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности – жесты, мимику, интонацию

Ноябрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

«Сочинение творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые – игры

Декабрь

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Дидактические игры («Правда или нет»).

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения»,

Развитие игровой деятельности

Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Февраль

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие.

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

Развитие игровой деятельности

Дидактические и подвижные коллективные игры

Март

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Трудовая деятельность (различные виды труда).

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Игры драматизации.

Развитие игровой деятельности

Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе)

Апрель

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью.

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения»

Развитие игровой деятельности

Устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Сочинение творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением рисунками.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала).

Развитие игровой деятельности

Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии.

Май

Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка

Развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»)

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.)

Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка

Специальные игры на общение «Секрет»

Развитие игровой деятельности

Совместные игры

Читайте также:  Условия развития общения ребенка со взрослыми

Источник