Что такое физическое развитие ребенка 5 лет
5 лет считается возрастом активного развития познавательных интересов, формирования характера и выявления предпочтений.
1. Физическое развитие
Рост и вес детей 5 лет
Мальчики | Девочки |
Рост (см) | |
110,0 | 109,4 |
Вес (кг) | |
18,3 | 18,2 |
Данные показатели являются усредненными, зависят от многих причин и могут отличаться у разных детей.
1.1 Моторное развитие
Движение – это естественная потребность детей. Пятилетки активно и с удовольствием осваивают физические упражнения. Они выносливы, способны совершать длительные прогулки. Движения их координированы, они любят бегать. Этот возраст наиболее благоприятен для начала занятий в спортивных секциях, балетных и танцевальных студиях.
Перестраиваются сердечно – сосудистая и дыхательная системы. Они начинают функционировать более экономно, что позволяет повышать мышечные нагрузки. Способность выполнять физические упражнения возрастает до 25 минут.
1.2 Навыки самообслуживания
К пяти годам основные навыки самообслуживания (гигиена, одевание и др.) сформированы. Малыш должен выполнять их по собственной инициативе. Он может помочь другим ребятам застегнуть пуговку сзади, липучки на обуви.
2. Физическое развитие
Уже к 3-м годам малыш осознает, кто он – мальчик или девочка. А в возрасте от 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость.
Развитие мальчиков и развитие девочек значительно отличаются. Психолого-педагогические наблюдения показывают различия в особенностях мышления, речи, поведения. У девочек интенсивнее развивается левое полушарие, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. У мальчиков – правое, координирующее пространственно-образные представления.
В мышлении:
Девочки | Мальчики |
– мыслят более точно и целостно; – больше конкретизируют; – внушаемы; – тщательны в мелочах; – подробно излагают; – субъективны в оценках произошедшего; – все неизвестное вызывает настороженность; – при выполнении задания требуют четко поставленной цели и конкретизации. | – видят суть; – производят обобщения; – любят поисковую деятельность и все новое, неизведанное; – почти не обращают внимания на качество выполнения; – незнакомые ситуации воспринимают позитивно; – любят разнообразие; слабо организованы. |
Речь:
Девочки | Мальчики |
– имеет предметно-оценочный характер; – наполнена существительными, прилагательными, отрицаниями и утверждениями. | – наполнена глаголами и междометиями; – используются обобщения. |
В применении норм поведения:
.
Девочки | Мальчики |
– с удовольствием подчиняются общепринятым правилам; – любят подражать авторитетным для них взрослым; – любят брать на себя роль наставников; – быстро адаптируются к новой обстановке. | – не придерживаются авторитетов; – преобразовывают все вокруг себя; – неохотно соблюдают правила и нормы поведения, поскольку они мешают преобразующей деятельности. |
3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок
3.1 В области «Окружающий мир»
Знает:
- свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, их профессии, название своего города, села;
- название столицы своей Родины, главные достопримечательности своего города;
- о важности солнца, воздуха и воды для жизни;
- виды транспорта, предметы бытовой техники, некоторые инструменты.
Умеет:
- определять материал – бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
- делать обобщения (стул, шкаф – это мебель; платье, носки – это дежда).
3.2 В области элементарной математики:
К пяти годам ребенок научился:
- сравнивать количество предметов в группах до 5 на основе счёта при помощи приложения и наложения;
- различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
- группировать предметы по цвету, размеру, форме;
- понимать смысл слов, обозначающих части суток и определять их;
- называть времена года, их признаки, последовательность.
Чему следует научиться.
Сформировать понятия:
- о порядковых (первый) и количественных (один) числительных до 10;
- о том, что такое четырехугольник (квадрат и прямоугольник – это четырехугольники);
- о еще одной геометрической фигуре – овал.
Научиться:
- уравнивать две группы предметов (+1 и -1);
- отсчитывать заданное количество предметов (до 10) из большого количества;
- познакомиться с цифрами от 1 до 9;
- понимать, как составить число 5 из единиц;
- соотносить фигуры объемные (шар) и плоскостные (круг);
- выкладывать предметы по длине (от короткого к длинному), по высоте (от низкого к высокому), по ширине (от узкого к широкому);
- сравнивать на глаз предметы по показателям высоты, ширины, объема;
- проверять сравнение путем наложения и приложения;
- ориентироваться в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», а также «сначала», «потом»;
- называть времена года, части суток, дни недели.
В области элементарных математических представлений рекомендуются «Танграм», пазлы, сортировщики, простые головоломки, игры с цифрами до 5, различные «Путаницы» (Какой цифры не стало?), составление узоров из геометрических форм, «Скажи наоборот» (ручей узкий, река широкая), «Найди лишнее» и другие.
ВНИМАНИЕ! До достижения ребенком 7 лет игровая деятельность является ведущей. Поэтому не надо говорить ребенку: «Пойдем заниматься». Надо призывать его пойти поиграть. Излишний дидактизм может убить в ребенке желание и стремление к школьному обучению.
3.3 В области развития речи
К пяти годам ребенок полностью овладевает связной речью. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой процент детей с речевыми нарушениями.
ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Звуковая сторона речи – важный показатель для дальнейшего школьного обучения. Если ребенок в 5 лет пропускает или заменяет звуки, «проглатывает» слова, не может построить грамматически правильное предложение, следует срочно обращаться к логопеду. Тянуть нельзя!
Нервная система дошкольника пребывает в стадии формирования. В коре головного мозга формируются нейронные связи, которые закрепляют звукопроизношение. Корректировать речевые патологии надо, пока нервная система лабильна и способна к изменениям. По достижении 7 лет исправить речевые недостатки будет гораздо сложнее, коррекция займет намного больше времени.
Пятилетка может:
- называть любимые литературные произведения и фамилии некоторых авторов;
- рассказать короткую сказку, не изменяя последовательности сюжета;
- заучивать наизусть и выразительно декламировать короткое стихотворение в 8 строчек и более;
- исполнять роли в драматизации знакомых сказок, стихотворений;
- составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
- составлять небольшие описательные рассказы («Зимние забавы», «Как Дед Мороз подарки потерял»);
- подробно пересказывать знакомые рассказы и сказки;
- определять место звука в слове;
- сравнивать слова по длительности;
- на слух определять слово с заданным звуком;
- принимать участие в беседе со сверстниками или взрослыми;
- высказывать свою точку зрения (согласен или не согласен);
- в разговоре использует все части речи;
- подбирает к заданному существительному прилагательные;
- находит синонимы к заданному слову (красивый – прекрасный).
Для развития речи существует много различных занимательных игр. Из них можно порекомендовать:
- «Подбери вопрос – кто? или что?» на определение живого и неживого;
- «Угадай животное по признаку» (белый, маленький, пушистый – это заяц);
- «Порядок в квартире» на соответствие предмета его месту;
- «Письмо бабушке» – составление связного рассказа;
- «Огород» – классификация фруктов, овощей и ягод по видовому признаку;
- «Подбери красивые слова» – подобрать прилагательные к существительному «яблоко» – красное, круглое, вкусное, полезное;
- «Путешествие в азбуку» – знакомство с буквами.
Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Самыми популярными являются народные сказки. Пятилетки способны понимать юмор в литературе. Примером могут послужить рассказы Н. Носова.
Рекомендуются к прочтению произведения Э. Успенского, «Буква «Ты» и другие рассказы Л. Пантелеева, «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Трям, здравствуйте!» С. Козлова, «Сипсик» Эно Рауд.
Можно ежедневно читать по одной главе из «толстых» книг. Это «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, “Приключения Чиполлино” Дж. Родари, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, «Конек – горбунок» П. Ершова, «Повести о Малыше и Карлсоне» А. Линдгрен.
Родители могут записать пятилетнего сына или дочь в детскую библиотеку. Интерес и любовь к литературе, которая возникнет у ребенка в этом возрасте, не погаснет. Книга останется лучшим другом малыша.
4. Социализация
В пятилетнем возрасте малыш с удовольствием принимает участие в общих играх, способен взять на себя роль. Дети – лидеры сами организовывают игры со сверстниками.
Дети знакомы с нормами поведения в социуме и в природе. Они могут давать нравственную оценку своим поступкам и действиям других людей. Пятилетки используют слова, обозначающие эмоциональные состояния (человек веселый, печальный, радостный, злой, сердитый). Ребята способны определить, что считается красивым, а что уродливым.
Дети эмоционально откликаются на происходящее в книгах и мультфильмах, они способны понимать и оценивать скрытые мотивы поступков действующих лиц.
Пятилетки стремятся осуществлять посильную помощь по дому, от которой взрослым отказываться нельзя, чтобы не отбить это желание.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Домашние дела, которые можно поручить пятилетнему хозяину:
- собрать постель;
- посильная уборка в квартире (разложить свои вещи и игрушки по местам);
- оплата мелких покупок;
- уход за питомцами (кормление и уборка);
- помощь в сервировке стола;
- помощь в уборке чистого белья в шкаф;
- полив домашних растений;
- умение приготовить себе простой завтрак из хлопьев или творога.
5. Изобразительная деятельность
Рисование, лепка, аппликация – это любимые занятия дошкольников.
В этом возрасте дети способны воспринимать произведения высокого искусства. Следует посещать реальные или виртуальные музеи и выставки, обсуждая с ребенком увиденное. Малышей следует знакомить с видами искусства. Это изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура), декоративная и конструктивная (архитектура и дизайн).
Сюжеты творений маленького живописца разнообразны. Это любимый город, природа в разное время года, иллюстрации к любимым произведениям, портреты, натюрморты, космос и другое.
Юный художник может:
- задумывать сюжет и название своему рисунку;
- пользоваться красками, мелками, фломастерами, карандашами;
- использовать цвет для передачи настроения;
- передавать форму и цвет предметов в рисунке;
- композиционно располагать главное в центре изображения, второстепенное – по краям;
- смешивать цвета;
- ваять при помощи пластилина, соленого теста, глины, мокрого песка;
- конструировать из бумаги, ткани, природного и бросового материала;
- соблюдать правила безопасности при использовании ножниц.
6. Музыкальное творчество
Музыка вызывает эмоциональный отклик у каждого ребенка. Любимые классические произведения пятилеток для прослушивания – пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П.И. Чайковского, народные песни.
Дети с удовольствием поют доступные песни, танцуют под музыкальное сопровождение, могут сочетать танцевальные движения с пением, умеют передавать голосом и движением характер музыкального звучания. Им знакомы понятия: «громко – тихо», «быстро – медленно», «грустно – весело».
Пятилетки играют на детских музыкальных инструментах – трещотках, ксилофонах, металлофонах, барабанах. Можно познакомить малыша с понятием «оркестр» и его звучанием. Яркой иллюстрацией к беседе об оркестре послужит произведение «Петя и волк» С. Прокофьева.
7. Режим дня
Детям 5 лет рекомендуется дневной сон продолжительностью 2 часа. Развивающим занятиям следует уделить 1,5 часа (3 занятия по 25 минут с перерывами).
8:00-8:15 | пробуждение, гигиенические процедуры |
8:15-8:45 | утренняя зарядка |
8:45-9:15 | завтрак |
9:15-10:30 | развивающие занятия |
10:30-12:00 | прогулка |
12:00-12:30 | подготовка к обеду |
12:30-13:00 | обед |
13:00-15:00 | сон |
15:00-15:30 | подъем, одевание, гигиенические процедуры |
15:30-16:00 | игры, общение с взрослыми |
16:00-16:30 | полдник |
16:30-18:30 | прогулка |
18:30-19:00 | игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме, просмотр мультфильмов |
19:00-19:30 | ужин |
19:30-20:30 | общение с взрослыми, чтение книг, игры |
20:30-21:30 | водные процедуры, подготовка ко сну |
21:30-8:00 | ночной сон |
8. Питание
Режим питания пятилеток – четырехразовый. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные блюда, натуральный кофе.
Примерное меню на 3 дня
Понедельник
Завтрак: каша геркулесовая молочная, чай, хлеб пшеничный с маслом и сыром.
Обед: салат из свежих огурцов, суп гороховый, курица отварная, картофельное пюре,кисель клюквенный, хлеб ржаной.
Полдник: запеканка творожная с вареньем, молоко.
Ужин: рыба отварная с рисом; чай, хлеб, фрукты.
Вторник
Завтрак: омлет, чай, булка с маслом, сыр.
Обед: морковный салат, борщ, котлета рыбная с отварным картофелем, морс, хлеб.
Полдник: пирожок с повидлом, молоко.
Ужин: кабачок фаршированный, чай, булка с маслом.
Среда
Завтрак: каша манная, какао, булка с маслом, сыр.
Обед: суп овощной, тефтели с рисом и зеленым горошком, компот, хлеб.
Полдник: ватрушка, молоко.
Ужин: зразы картофельные с подливой, чай, хлеб, фрукты.
Что почитать
На нашем сайте есть много других полезных статей, которые могут вас заинтересовать:
- Как научить ребенка аккуратности, но не перестараться
- Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы
- Размеры детской одежды по возрасту
Загрузка…
Источник
Чем старше ребенок становится, тем больше тревог по поводу его развития возникает у родителей. Волей-неволей мы сравниваем успехи малыша с достижениями его сверстниками. К старшему дошкольному возрасту у детей появляется масса новых умений, у каждого ребенка хорошо получается что-то своё. Что же считается «нормой» развития в 5 лет? В чем особенность физического, умственного и личностного развития пятилетнего ребенка? Какие основные задачи этого возраста? Об этом мы расскажем Вам в нашей статье.
Физическое развитие в 5 лет
К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо развита координация движений и умение держать равновесие. Кроме того пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.
Вот что обычно умеют дети в возрасте 5 лет:
- Высоко подпрыгивать на двух ногах;
- Прыгать и стоять на одной ноге;
- Бросать и ловить мяч;
- Прыгать на скакалке;
- Лазить по веревочной лестнице;
- Кататься на велосипеде и самокате.
Помимо крупной моторики, в пятилетнем возрасте активно развивается мелкая моторика рук, в результате чего движения становятся более четкими и скоординированными.
Навыки самообслуживания
Пятилетки могут практически полностью себя обслуживать и обладают следующими навыками:
- Чистят зубы;
- Моют руки;
- Одеваются и раздеваются;
- Застегивают пуговицы, молнии;
- Завязывают шнурки.
Познавательное развитие детей 5 лет
Память
В возрасте 5 лет у ребенка по-прежнему преобладает непроизвольная память. Другими словами, малыш лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию дошкольникам нужно преподносить так, чтобы она была им интересна. Пятилетки хорошо запоминают стихи, песни и считалочки. Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники.
Внимание
По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут. Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. О том, как развить внимание детей 5 лет, смотрите на видео.
Мышление
В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.
В основном, родители уделяют внимание умственному развитию старших дошкольников. Однако не стоит забывать, что не менее важным аспектом жизни пятилетнего ребенка является социально-коммуникативное и личностное развитие. Стоит обратить внимание, насколько хорошо малыш работает в команде, может ли он играть по правилам, как он общается со взрослыми и сверстниками.
Воображение
Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельность (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т.д.), и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.
Произвольность
Умения строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходят к ребенку не сразу. Именно в возрасте 5 лет у детей обычно появляется способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентирован уже не только на сам процесс, но и на результат.
Ориентация во времени и пространстве
С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.
Интересно, что у детей чувство времени развито не так, как у взрослых. Для малышей оно течет гораздо медленнее.
Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.
Развитие речи в 5 лет
В этом возрасте речь ребенка все больше приближается к речи взрослого человека. Малыш в 5 лет должен уметь грамотно строить предложения, склонять части речи, употреблять подходящие предлоги и правильное время. Пятилетки вполне способны составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя союзы «а», «и», «но», «чтобы», «потому что», «если».
Для развития речи ребенка важно его окружение: общайтесь с малышом, читайте сказки, слушайте песни. Только эмоциональный опыт, связанный с родным языком, поможет ребенку раскрыть его полноту и богатство.
Словарный запас ребенка 5 лет насчитывает около 2 тысяч слов, в которые также входят и абстрактные понятия. Обычно пятилетние дети могут без труда составить рассказ, описать свойства предмета, дать оценку каким-либо действиям. Улучшается и качество звукопроизношения. Бывает, что в этом возрасте дети не выговаривают некоторые звуки (обычно «р», «л»), в этом случае рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.
Пятилетние дети чаще всего готовы к тому, чтоб учиться писать и читать. Уровень готовности определяется сформированностью следующих навыков:
- Умение внимательно слушать;
- Распознавать звуки;
- Строить фразы;
- Умение держать карандаш.
Очень важна познавательная мотивация. Ребенку должно быть интересно узнать, что же написано на той вывеске, как пишется это слово. Без этого обучение грамоте может превратиться для малыша в пытку.
Выводы
Итак, к 5 годам здоровый ребенок обладает развитой крупной моторикой, что дает ему возможность заниматься различными видами спорта. Он обладает прекрасным воображением, развитым мышлением, речью, эмоциональной памятью, умением концентрировать внимание на достаточно длительное время. В пятилетнем возрасте ребенок воспринимает себя как личность и учится взаимодействовать со сверстниками.
Заключение
На занятиях в детском Монтессори-центре «Созвездие» Ваш малыш сможет не только развить свои умственные способности, но и получить неоценимый опыт общения со сверстниками. Он научится помогать, работать в команде, договариваться. Наша цель – помочь каждому ребенку гармонично развиваться и в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал. Ждем Вас и Вашего малыша в нашем клубе!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник