Что такое целостное развитие ребенка дошкольного возраста
МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»
Семинар-практикум
«Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности»
Старший воспитатель: Страшенко Е.В.
2014 год
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, период первичной социализации личности. В сознании современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство как весьма важный возрастной этап в период старта, в решающей степени определяющий всё дальнейшее развитие ребёнка. Как помочь ребёнку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, принимать решение и отвечать за их последствия – вот далеко неполный круг вопросов, которые задают себе воспитатели и родители.
Концепция программы «Детство» включает три ключевые позиции:
- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие для ребёнка дошкольника вид деятельности – игра. Детский труд и самообслуживание занимают особое место в программе.
- Вторая ключевая позиция – концепция целостного развития как субъекта детской деятельности. Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность единственный способ самореализации самораскрытия человека.
- Третья ключевая позиция – освоение системы знаний об окружающем мире.
(Рассмотреть схему)
Концептуальные положения программы «Детство» определяют своеобразие подхода к организации педагогического процесса детского сада.
В технологии целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности представлены 3 взаимосвязанных блока, обеспечивающих знакомство детей с предметным миром, с трудом взрослых и вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми.
1.Предметный мир – главное воспитать ценностное отношение к предмету. (рассмотреть схему).
В младшем возрасте знакомим детей с видовыми понятиями на основе выделения существенных признаков. В этих целях используется система постепенно усложняющихся игр на классификацию. Детям предлагаются наборы картинок, включающих предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам. Например чашки разной величины, цвета и предметы близких видов- стакан, кружка, кувшин, от которых дети отличают чашки.
Здесь рекомендуются игры «Оденем куклу на прогулку», «Угостим мишку чаем». «Магазин», «Переезжаем на новую квартиру» и т.д. Пример игры для формирования видовых понятий. «Оденем куклу на прогулку» на столе макет комнаты, в шкафу много разнообразной одежды. Количество картинок постепенно увеличивается. Что надеть Кате?
В окне макета комнаты появляются картинки, обозначающие части суток, погодные условия. (4 картинки образец).
«За покупками в магазин». Цель игры – упражнять в выборе нужного предмета со сходным. Например: чайник, кофейник, кастрюля, сковорода, стакан, чашка. Игра имеет множество вариантов. Играть можно как с реальными предметами так и с картинками. Один из вариантов игры: на наборном полотне 3 полки магазина, появляются разные товары (предметные картинки в парах). «Покажите пожалуйста красный чайник», «Я хочу купить новую кастрюлю», «Что-то я плохо вижу, что стоит на нижней полке?» (схема наборного полотна).
Средний возраст – осваивают простейшие родовые понятия, в основе существенный признак – назначение (игрушки, продукты, одежда, мебель, инструменты и т.д.). Целесообразно введение игрового персонажа, игровая проблемная ситуация.
Игра «Волшебный сундучок». В сундучке находятся различные игрушки. Воспитатель предлагает назвать игрушку, уточняет, форму, цвет, размер, читают стихи об игрушках.
«Найди лишний предмет». Например: висит в шкафу одежда. Среди одежды стоят туфли.
«Какие продукты мы используем в пищу». Детям предлагается набор предметных картинок. На листе бумаги нарисованы пересекающие круги. В один круг кладем продукты используемые в вареном виде, в другой круг – в сыром виде. На пресечение кругов – продукты, которые можно использовать в сыром и вареном виде. (Схема рисунка).
Старший возраст.
Задача педагога помочь ребенку свободно ориентироваться в предметах материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице, правильно пользоваться по назначению, ценить их. Успех занятия зависит от мотивации, а так же подбора предметов для сравнения. Предлагается схема-модель для сравнения. Работая над родовым понятием идет расчленение: Например называют транспорт изображенный на картинках, затем его подразделяют на водный, воздушный, наземный, подземный (используются знаки). Посуду можно разделить на кухонную, чайную, столовую. По материалу – на металлическую, пластмассовую, фарфоровую, деревянную, по использованию – на одноразовую, многоразовую. Продукты можно разделить на мясные, молочные, рыбные, кондитерские. По вкусовым качествам – сладкие, кислые, соленые, горькие.
В процессе ознакомления с предметами особое значение имеет книга, как источник знаний.
2.Труд взрослых.
Труд – центральное социальное явление. Вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с разными профессиями, программа вводит детей и в мир социальных отношений. Педагогическим условием воспитания у дошкольников целостного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.
Важно:
– поставить цель, мотив труда;
-задумать предмет, который необходимо изготовить;
-подобрать орудия, инструменты;
– определить трудовые действия;
-итоговый результат труда.
Младший возраст. Большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат, все компоненты трудового процесса для них слиты и не воспринимаются раздельно. Учитывая особенности наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления детей младшего возраста, знакомство малышей с трудом взрослых целесообразно начинать с трудовых процессов, где происходит не преобразование, а создание предметов.
Конструируя образовательный процесс, воспитатель использует житейские бытовые ситуации. Широко используются разнообразные игровые персонажи, которые попадают в проблемные ситуации. Мишка разбил чашку, чтоб накормить его кашей необходимо слепить новую. Катю пригласили в гости, ей хочется пойти в новом платье.
Катя пошла гулять, нет шапочки. Что сделать?
– Выбирают какую сшить шапочку,
-затем выбирают материал, ленту для завязок.
– А какие инструменты для шитья нужны?
-Воспитатель показывает сам процесс шитья.
-Сравнивают полученный результат с задуманным.
Средний возраст. Задача педагога познакомить с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда, научить увидеть компоненты трудовых процессов. Особо важно побудить к отражению полученных впечатлений в играх. Внимание уделяется преобразованию предметов: повар сварил кашу, няня помыла посуду, накрывает на стол. Воспитатель рассказывает о значимости труда, важна характеристика взрослого человека, проявляющегося в деятельности. Дети пятого года жизни сами способны освоить отдельные процессы. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления. Дети знакомятся с трудом няни, прачки, дворника. Во второй половине года знакомятся с трудом повара, с бытовой техникой: мясорубка, хлеборезка, пылесос, стиральная машина. Дети знакомятся с коллективным характером труда на примере повара. Повар работает не один, у него есть помощники. Важно показать, что коллективный труд ускоряет полученный результат, облегчает труд участников трудового процесса.
В средней группе педагог раскрывает понятие профессия, проводятся беседы. В ходе беседы дети выделяют результат труда, осознают его значимость.
Для формирования представления о структуре трудового процесса, можно использовать модель трудового процесса. Модель образно названа «Лесенка». Каждая ступенька означает компонент трудового процесса в порядке их следования.
Лесенка строится вначале педагогом совместно с детьми из кирпичиков. Соотнесение ступеньки с компонентом трудового процесса достигается сначала тем, что на ступеньку помещаются предметы, наиболее ярко представляющий компонент труда: На первую ступеньку рисунок предмета того предмета, который задумали – цель труда; на вторую материал, из которого нужно сделать задуманный предмет; на третью- инструменты необходимые для работы; на четвертую – картинка или фото продукта. Используя игровой персонаж, педагог разыгрывает проблемную ситуацию. Вместе с персонажем поднимается по лесенке.
Закрепление полученных представлений организуются в дидактических играх. « К Кате пришли гости»- сервировка стола. «Мишка моет посуду». «Приготовим салат».
Старший возраст. Изменяется характер мышления дошкольника. Возможно детей знакомить с трудом взрослых через чтение. Беседы. Рассказы. В старшем возрасте модель трудового процесса может быть вариативная. Используется, представляющая собой стержень с 5 вращающимися кубиками. На грани каждого кубика наклеены картинки. Каждый кубик представляет модель трудового процесса. Ребенок рассказывает о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики. Картинки могут изображать приготовление салата, приготовление котлет, выпечка булочки, приготовление блинов.
По мере освоения детьми значения каждой ступеньки, можно ввести графическую модель, переходным вариантом от графической модели к осмысленной, существующей в сознании ребенка и в случае затруднений, когда модели нет перед глазами, может служить рука человека. В таком варианте мизинец означает цель деятельности, безымянный – предметы, материалы, средний – оборудование, указательный – трудовые действия, большой палец поднятый вверх – результат труда.
Яркие впечатления от экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Игра становится более длительной, дети легко находят роли, линии развития сюжета игры.
3.Я сам! Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных трудовых действиях по самообслуживанию, где появляется знаменитое выражение «Я сам!» как проявление самостоятельности. Повседневная жизнь дошкольника требует включения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Прежде всего надо понимать, что труд ребенка – дошкольника своеобразен. В силу возрастных особенностей, ребенок-дошкольник не может создавать материальные и духовные ценности, трудиться профессионально. Вместе с тем уже младший дошкольник может сам одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Более старшие дошкольники – накрыть на стол, сделать поделку, постирать салфетку.
Младший возраст. Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием. В этой деятельности проявляется самостоятельность. В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Вхождение малыша в реальные трудовые связи с близкими следует начинать с самообслуживания. Важно побуждать ребенка помочь сверстнику застегнуть пуговицу, снять пальто. Сотрудничество со сверстниками воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми.
Воспитатель приобщает детей к овладению КГН. Первый этап- на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы умывания, одевания, еды, купания, а так же предметы, которые необходимы для их осуществления. Вызвать положительный настрой помогают потешки, стихи. дидактические игры в малых подгруппах, создание игровых проблемных ситуаций с неумелым героем. Например: «Научим Неумейку мыть руки», «В гостях у Мойдодыра».
Для развития мелкой моторики целесообразны дидактические пособия на пристегивание: «Составь паровозик», «Дай зайке морковку».
При обучении одеванию, раздеванию важно закрепить последовательность действий, уточнить ориентировочные действия( где низ, где изнаночная сторона, какой сапог на какую ногу и т.д.).Обыгрывание вызывает положительные эмоции. «Каждой ножке свое окошко», «У каждой ножки свои домики».
Контролировать последовательность действий в процессе одевания на прогулку помогает схема в раздевалке.
Игровой персонаж, которым умело руководит педагог, вызывает положительный отклик у детей. Воспитатель показывает способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать сверстника.
Средний возраст. Дети должны научиться 4 базовым процессам: Мытье игрушечной посуды, стирка салфеток, сервировка стола, поддержание порядка в группе.
Занятия проводятся подгруппами 5-10 детей. Начинать следует с игровой проблемной ситуации. Ставится цель, мотивируется ее необходимость. Медвежата хотят есть, а сервировать стол не умеют. Конструируя образовательную ситуацию, целесообразно вводить игровые персонажи, важен порядок действий и используемые инструменты, оборудование Показ и объяснение охватывают весь трудовой процесс от постановки цели до получения результата. Оценка результатов труда дается в соответствии с целю.
Воспитатель совместно с родителями проектирует постепенное вхождение детей в реальные трудовые связи в детском саду и семье. Существенную роль играют трудовые поручения.
К концу учебного года дети овладевают коллективным трудом. Главными задачами воспитателя: обеспечить разные формы организации и воспитание личности каждого ребенка, развитие ответственности, товарищества, взаимопомощи. Перед началом совместной работы дети вспоминают последовательность действий в трудовом процессе, распределяют действия, уточняют необходимое оборудовании. В ходе обсуждения формулируются правила: быть доброжелательным, помогать, не ломать орудия труда. При оценке обсуждается качество труда, причины недостатков и характер взаимоотношений.
В средней группе дети выполняют почти весь процесс сервировки столов без помощи взрослого. Эффективным является схематичная модель последовательности действий. Со второй половины года вводится дежурство по занятиям.
Следует подчеркнуть, что воспитательное воздействие труда на личность дошкольника, успешность вхождения в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками может быть обеспечено лишь тогда, когда дети чувствуют , что их труд необходим, приносит пользу, когда им сопутствует успех в осуществлении трудовой деятельности. Это позволяет самоутвердиться, почувствовать приобретенную умелость.
Старший возраст. Задача педагога помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности. Дети могут почистить свою одежду, осуществить несложную починку книг, игрушек, навести порядок в групповой комнате и на участке, изготовить игрушки и поделки. Как и в среднем возрасте обучение базируется на предварительном ознакомлении с трудовым процессом взрослых. Например приготовление пищи начинается с экскурсии на кухню. Опыт экспериментальной работы привлекает как мальчиков, так и девочек. Наиболее эффективна следующая последовательность: Бутерброды из нарезанных взрослыми продуктов, винегрет, салат из отварных овощей, приготовление сока.
Дидактические игры с использование игрового персонажа поваренка Андрюшки Ватрушкина и карточек на которых изображены правила поведения, дают возможность обрести первоначальный опыт безопасного поведения на кухне.
Вначале занятия воспитатель показывает способы приготовлении блюда, во второй части каждый ребенок получает возможность сам приготовить. Занятие проводится подгруппой 7-10 человек. В конце занятия снимается проба, дети угощают друг друга. Взрослых. (Схема правил предлагается).
Используется предметно-схематическая модель предстоящей деятельности. Лесенка последовательных действий выкладывается на магнитной доске. (схема).
Важное место в приобщении старших дошкольников к труду занимает досуговая деятельность.
Данные занятия могут проводиться как дополнительные образовательные услуги. Дети мастерят игрушки, вышивают, мастерят из дерева. Важно, все, что делается своими руками было полезно и красиво. Как справедливо заметил немецкий педагог и философ Рудольф Штайнер, соединение в результатах детского труда пользы и красоты доставляет ребенку двойную радость. Не забывайте об этом.
Используемая литература:
М. Крулехт «Технология целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности». 2003 год.
Источник
Тема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте
1. Физическое и психическое развитие дошкольника.
2. Развитие личности дошкольника.
1. Физическое и психическое развитие дошкольника
Хронологические рамки (возрастные границы) – От 3 до 6-7 лет.
Физическое развитие. В этот период происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система
Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.
Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.
В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.
В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.
Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины
Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.
Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.
Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.
Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.
Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.
Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.
Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.
2. Развитие личности дошкольника
Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.
Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.
В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика
В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.
Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.
Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3-5 лет общение внеситуативно-познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5-7 лет – внеситуативно-личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.
Новообразования вдошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно-логического мышления. Появление «внутреннего мира».
Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная потребность – уважение. Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме дошкольного детства. Перечислите основные вопросы, расматриваемые автором понравившейся вам статьи.
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.52.
- Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. ‑1988. ‑ №3. -С. 30.
- Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольника // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №6. – С.34.
- Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №3. – С.39.
- Синельников В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №5. – С.15.
- Катаева А. А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №3. – С. 17.
- Веракса И. Е., Дьяченко О. Н. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №3. – С.14.
- Коломинский Я. Л., Журавский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №5. – С.38.
- Якобсон С. Г., Сафинова И. Н. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №5. – С.3.
- Ермолова Т. В., Мещарикова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №1. – С.50.
- Поддьяков Н. Н.. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. – 1997. ‑ №5. – С.103-112.
- Каменская В. Г., Зверева С. В., Музаневская Н. И., Маланов Л. В. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ №1. – С. 33.
- Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. -2003. -№4. -с.54.
- Эльконин Д. Б. Детская игра // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. ‑ С. 58-64.
- Смирнова Е. О. Игра с правилами как средство развития воли и произвольности дошкольника // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.64-74.
- Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.74-81.
- Тендрякова М. В. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии. ‑ 2000. ‑ №3. – С.113-121.
- Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликтов между детьми и взрослыми // Мир психологии. ‑ 2001. ‑ №3. – С.197-209.
- Сенько Т. В. Взаимосвязь личностного поведения, эмоционально – потребностной сферы и социометрического статуса старшего дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1997. ‑ №3. – С.35-44.
- Коростелева М. М. Совершенствование качества дошкольного образования в Беларуси // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №10. – С.28.
- Лебедева И. В. Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №11. – С.3.
- Ермаков В. Г. О проблемах развивающего обучения в сфере математического воспитания дошкольников // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №8. -С.9-19.
- Абрамова Л. Н. Особенности взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №10. – С.43-55.
- Абрамова Л. Н. Влияние характера контактов взрослого с ребенком на поведение и эмоциональное проявление жалоб дошкольника // Адукацыя I выхаванне. – 1998. ‑ №4. – С.24-30.
2. Дайте ответы на следующие вопросы:
а) почему, общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?;
б) детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями противоположного пола. Мужчина был няней, а женщина – капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?» Дайте прогноз возможных ответов;
в) у детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Так продолжается примерно до 3-4 лет. Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?
Список рекомендуемой литературы
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
- Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. ‑ 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагенство», 1989.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.
Источник