Что способствует развитию ребенка в детском саду

Анжела Ткаченко
Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка

Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания.

Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее.

В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.

Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.

Детский сад – первое общественное учреждение, куда попадает ребенок. Там он с помощью воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения. Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту, силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть, намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки, учиться подчиняться и выполнять правила других, учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства, и желания своего ребенка, а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Дети в детском саду находятся в одновозрастной группе. Не удивительно, что время от времени возникают конфликты интересов. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, учится давать сдачи. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развитьребенку основные качества общения:

– деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности);

– познавательные (другой человек как источник информации);

– личностные (интерес к другому человеку как к личности).

В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Ребёнок получает интеллектуальное и физическое развитие.

Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня.

Источник

Екатерина Цицарова
Консультация «Что дает ребенку детский сад»

С появлением ребенка на родителей обрушивается множество проблем и

вопросов. Решение о посещении детского сада ребенком – это одна из таких

проблем. Каждый родитель может найти для себя в этом как плюсы, так и

минусы. Как правильно поступить, чтобы ребенок развивался гармонично,

расскажет эта статья. А также о том, как вести себя родителям, чтобы ребенок

быстро и легко адаптировался в детском саду. Сейчас перед многими

родителями встает вопрос о необходимости в жизни ребенка детского сада.

Многие мамы могут позволить себе находиться дома со своим чадом до 6-7

лет. Некоторые предпочитают оставлять детей с бабушками, дедушками.

Часть родителей пользуются услугами няни. Каждый из вариантов имеет

свои плюсы и минусы.

Прежде всего, следует понять, что

дает детский сад, чего он лишает.

Первое, с чем сталкивается

ребенок, попадая в детское

учреждение – это стресс. Исчезает

привычный уклад жизни, нет рядом

опоры, поддержки со стороны

родителей. Как переживают этот

стресс дети зависит от родителей.

Решив о необходимости посещения

ребенком садика, следует его

готовить заранее. Рассказывать о садике, о том, как там хорошо, весело детям,

о различных мероприятиях, занятиях проводимых в саду. Такие разговоры

помогут вызвать нужный интерес, желание посещать детский сад. Не следует

в присутствии детей сомневаться в необходимости сада, указывать на

негативные стороны. Они очень чувствуют настрой родителей, их эмоции.

Имея изначально негативный настрой, родители такое отношения

обязательно передадут детям. Как результат радости и пользы от посещения

детского сада дети не получат.

Второе, что отличает садик от дома – строгое соблюдение дисциплины.

Ребенок учится слушаться взрослого, выполнять и уважать его требования.

Очень полезно ребенку жить по режиму. Польза режима есть для родителей.

Очень удобно планировать маме свое время, зная, когда ребенок спит, гуляет,

играет.

Следующее, что дает садик ребенку – там проводятся целенаправленные,

разносторонние мероприятия. Занятия регулярные, приучающие ребенка к

потребности знаний. А также являющиеся первой ступенькой подготовки к

школе. Они приучают к дисциплине, произвольному поведению. Но самое

главное – это то, что мама, бабушка, няня не сможет дать своему чаду того

общения, которое необходимо для его возраста, гармоничного развития.

Садик предоставляет среду сверстников, умение общаться с ними, навыки

утверждения, лидерства. Но не только положительное влияние оказывает

садик. Следует помнить, ребенок попадает в коллектив, где собраны разные

дети. Эти дети из разных семей. Первое время может копироваться

негативное, недопустимое поведение, слова. Это требует от родителей

терпения, мудрости научить дитя не копировать отрицательное поведение.

Следующее – это влияние воспитателя на личность детей. Не все может

устраивать родителей в обоих воспитателях. Всегда есть то, чему не будут

рады родители. Но это жизнь, мы не можем подбирать социальное окружение

под себя. Нужно учить детей адекватно адаптироваться в нем. А садик –

самое первое место для такого научения.

Последняя неприятность, которую приносит садик – частые болезни

ребенка. Хотя, можно предположить, благодаря болезням иммунитет ребенка

окрепнет.

Так, отдавать или не отдавать ребенка в сад каждый родитель решает сам. Это имеет много плюсов и много минусов. Но для того, чтобы ребенок развивался гармонично, соответственно своему возрасту ему необходимо находиться среди сверстников, учиться общаться, выполнять требования старших.

Источник

Добрый день, мамы и папы! Нужен ли ребенку детский сад – или садик нужен родителям? Современные родители достаточно часто отказываются от детсада для своего карапуза, если у них есть такая возможность. Кто-то руководствуется тем, что детки там болеют чаще, чем те, которые растут дома, кому-то не по душе образовательная система, а другие просто не хотят расставаться со своими малышами ни на секунду и не доверяют педагогам.

Однако, многие противники детского сада рассматривают лишь недостатки подобных образовательных заведений. Тем не менее, у дошкольных образовательных учреждений есть и свои преимущества. Главное, во время принятия решения учитывать то, что будет лучше конкретно для вашего малыша.

Содержание статьи:

  • Нужен ли родителям детский сад?
  • Нужен ли ребенку детский сад?
  • Преимущества детского сада для ребенка
  • Недостатки детского сада для ребенка

Итак, давайте рассмотрим преимущества и недостатки посещения садика, а так же аргументы  за и против.

Нужен ли родителям детский сад?

Сегодня очень популярна идея о том, что детсад на самом деле нужен больше родителям, чем ребенку. Сторонники идеи утверждают, что подобные заведения позволяют родителям выделять время для работы или решения насущных проблем, но при этом не учитывают пользу дошкольных учреждения для детей.

Чтобы рассмотреть целостно данный вопрос, важно понимать, что родители имеют меньше плюсов от посещения ребенком детского сада, чем дети.

Во-первых, родители испытывают стресс, когда отдают маленькую дочку или маленького сыночка в садик. Если у деток период адаптации может протекать от 3-5 дней до нескольких недель, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, то у взрослых такого механизма нет – они всегда будут переживать за малыша, не только в дошкольном образовательном учреждении, но и во всех последующих этапах образования.

Во-вторых, для многих родителей огромной проблемой является тот факт, что посещение детского сада все равно не дает им возможность стабилизировать свой рабочий график. Малыши болеют, садик проводит различные мероприятия, случаются другие непредвиденные ситуации, которые вынуждают взрослых всегда оставаться гибкими в планировании времени и часто приходится перестраиваться.

Ну и конечно же, любой садик всегда связан с различными расходами. В большинстве случаев даже государственные дошкольные учреждения в большей степени находятся на финансовом обеспечении родителей, а не государства. Поэтому, можно сделать вывод, что особых преимуществ для родителей в детсаде нет и нельзя обвинить матерей и отцов, которые отдают своих дочек и сыночков на попечение воспитателей в эгоизме.

Нужен ли ребенку детский сад?

Сейчас мы рассмотрим основные преимущества, которые получают дошкольники, посещающие детский сад. Конечно же, все это можно организовать и вне дошкольного учреждения, однако, именно там созданы максимально благоприятные условия. Итак, нужен ли ребенку детский сад и чем же хорош садик непосредственно для малыша?

Преимущества детского сада для ребенка

  • Социализация – важный этап развития дошкольника, на котором он учится взаимодействовать с другими людьми, выстраивать отношения, разрешать конфликты. Социализировать ребенка нужно как можно раньше и те навыки, которые он приобретет в детстве помогут ему на протяжении всей жизни. Детсад – идеальная среда для практической социализации, здесь чадо сможет самостоятельно научиться взаимодействовать с другими людьми под присмотром педагогов.
  • Самостоятельность – так же важное направление развития, которое сделает жизнь дошкольника легче и успешнее. Практически все родители, которые отправляют своих сыновей и дочек в детский сад отмечают резкий скачок в развитии самостоятельности и приобретении базовых бытовых навыков. Несмышленыш учится самостоятельно нести ответственность за себя и свои действия. Он приобретает ценные уроки, которые помогут ему на протяжении всей своей жизни достигать поставленных целей, обслуживать себя в бытовом плане, решать проблемы.
  • Дисциплина – не менее важное качество. Детсад формирует фундамент для развития дисциплинарных навыков, прививает способность к самоконтролю, развивает волевые качества у детей. В домашних условиях бывает крайне сложно создать подходящие условия для развития дисциплины у дошколят.
  • Интеллектуальное развитие – очень важное преимущество. Можно сколько угодно критиковать государственную систему образования, разработанные и устаревшие программы, но что бы ни говорили противники детских садов, а многим родителям не удается достичь того уровня интеллектуального развития ребенка, какого добиваются педагоги дошкольных учреждений.
  • Укрепление отношений с родителями – это еще одно преимущество, которое приобретают дети, посещая детский сад. Возможно, это звучит парадоксально, но на самом деле ежедневная разлука с родителями позволяет дошколятам укреплять связь с ними и выстраивать здоровые, гармоничные взаимоотношения.
  • Комфортный процесс сепарации – это преимущество не только для детей, но и для родителей. Как утверждают психологи и показывает жизнь – всем детям на различных возрастных этапах необходимо пройти процесс сепарации, то есть отделения от родителей. Сначала младенец рождается в этот мир и физически сепарируется от материнского тела, затем идут другие этапы отделения, которые постепенно формируют взрослую, зрелую личность. Детский сад помогает малышам комфортно и практически безболезненно пройти несколько этапов психологической сепарации, то есть отделения от родителей и способствует развитию смелой, уверенной в себе самостоятельной личности.

Здесь описана лишь часть преимуществ, которые получает карапуз в садике. На самом деле список может продолжить каждый родитель, который уже на практике оценил плюсы. Некоторым детям садик поможет в преодолении страхов, другим – в раскрытии талантов на раннем этапе. Кому-то удалось отучить сыночка или дочку от просмотра мультфильмов и привить любовь к знаниям.

Есть масса положительных моментов в детсадовском общении, поэтому, взвешивая все при принятии решения необходимо учитывать и их.

Недостатки детского сада для ребенка

Конечно же, важно учитывать и негативные стороны, которые, к сожалению, присутствуют. Каждый родитель при принятии решения, отправлять ребенка в сад, или нет, должен хорошенько взвесить все, чтобы понять, будет ли полезно это для малыша.

В чем же заключаются негативные стороны и нужен ли ребенку детский сад?

  • Важно понимать, что традиционные дошкольные учреждения не имеют возможность индивидуально развивать детишек, поэтому процесс обучения и развития не такой эффективный, как можно было бы организовать в домашних условиях или же на индивидуальных занятиях с педагогом.
  • Педагогический состав – в нем тоже сложно быть уверенными, потому что практически еженедельно появляются шокирующие новости на эту тему. Нередко воспитатели и няни детских садов позволяют себе использовать устаревшие педагогические методы, которые неприемлемы для многих родителей. Кроме этого, иногда случается вообще ужасные случаи, например, избиение крохи, халатность, в результате которой страдают малыши, даже пропажи детей. Это человеческий фактор, поэтому решить проблему очень сложно.
  • Здоровье детсадовских детишек часто подвергается различным испытаниям. Контроль качества питания осуществляется далеко не во всех, садах из-за чего малыши страдают от кишечных инфекций и пищевых отравления в садах гораздо чаще. Кроме этого, дети гораздо чаще заражаются вирусными и бактериальными инфекциями из-за близкого контакта с заболевшими. Некоторые иммунологи утверждают, что такая нагрузка на организм не критична, а даже полезна, потому что способствует выработке антител и устойчивости ко многим болезням. Другие специалисты утверждают, что такая нагрузка наоборот, подрывает природные защитные механизмы. То есть, наука пока что не пришла к какому-то определенному выводу относительно частых детских болезней в садах.
  • Малыши очень восприимчивы и схватывают все буквально на лету. Поэтому, вместе с важными и нужными знаниями они обязательно принесут из садика и негативные уроки. Так как детская психика еще не настолько развита, чтобы различать добро и зло, а мозг жадно хватает любую информацию, родители могут столкнуться с проблемами в этом плане.

В любом вопросе есть разные мнения, поэтому и с детским садом дела обстоят точно так же. Важно принимать решение, руководствуясь благополучием малыша и слушая свое сердце, которое подскажет каждому родителю, что будет лучше и как правильно организовать процесс развития ребенка.

Так нужен ли ребенку детский сад? Для кого-то детсад может стать лучшим вариантом, для других – альтернативные дошкольные развивающие группы или школы.

Всем удачи в воспитании и здоровья вашей семье!

© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.

Источник

Зачем ребенку нужен детский сад

Зачем ребенку нужен детский сад? Насколько важно для ребенка общение со сверстниками с самого раннего возраста? Разбираем сложные вопросы детского воспитания.

Мамина забота – главное в жизни малыша. До 3-х лет дитя постоянно нуждается в матери. По мере роста чадо расширяет свое жизненное пространство и круг общения, больше контактирует с внешним миром. Материнские объятия становятся тесны. Чтобы физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие ребенка было гармоничным, ему необходимо взаимодействие со сверстниками, правильное и систематическое обучение, некоторая доля самостоятельности, достаточная активность. Все это в полной мере обеспечивают ребенку в детcком садике. Детский возраст – время, когда закладываются основы здоровья, личности, интеллекта.

Зачем нужен детский сад?

Иногда родители сомневаются, зачем отдавать ребенка в детский сад. Особенно часто такой вопрос задают, если мама – домохозяйка, в семье живут бабушки, готовые «сидеть» с внуками, или есть возможность нанять няню. «Какая важность в том, что сын или дочь растет без сверстников» – считают они.

Общение со взрослыми не заменит малышу контактов со сверстниками, опыта построения отношений в социуме. Для правильного развития малыш должен освоить разные модели отношений. Занятия с родителями – слабая альтернатива обучению у опытных педагогов, знающих тонкости детской психологии и особенности восприятия знаний в зависимости от возраста. Важность детсадов трудно переоценить. Ведь успехи взрослого человека, как и его проблемы, родом из детства.

Главная польза детского сада:

  • активное, разностороннее общение и обучение взаимодействию в коллективе;
  • приобретение новых навыков;
  • выявление и разностороннее развитие способностей, правильное развитие;
  • сбалансированное детское питание;
  • приучение к дисциплине и самостоятельности.

О вкусной и полезной пище

Что лучше: мамины домашние пирожки и оладушки, сладости от любящей бабушки или полноценный, сбалансированный рацион, составленный опытными диетологами? Ответ очевиден. В семье ребенка часто балуют, закармливают вкусной, но вредной пищей: шоколадными конфетами, леденцами, тортами, мороженым. Пользы от таких продуктов мало. Детское здоровье страдает от избытка сахара, красителей и жира. В саду дитя получит необходимые калории, витамины и микроэлементы в строгом соответствии с потребностями организма и рекомендациями специалистов по питанию.

Детсад правильного режима

Строго ли соблюдают дома правильный режим дня ребенка? Часто ли чадо засиживается допоздна у телевизора? Слушается ли взрослых «с первого слова»? Родители знают о важности четкого расписания в жизни малыша, но не всегда находят силы соблюдать его. В саду воспитатели придерживаются установленного распорядка, постоянно поддерживают дисциплину. Ребенку, привыкшему все делать «по часам», впоследствии будет легче адаптироваться к строгим школьным правилам.

«Домашние» дети часто лишены достаточной активности. Они проводят много времени в четырех стенах за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Такие занятия не приносят пользу, детский организм нуждается в движении. В дошкольном учреждении с малышами проводят зарядку, дают им возможность побегать и порезвиться на прогулке, устраивают эстафеты и спортивные состязания.

Развиваем правильно

Родители из лучших побуждений часто стремятся сделать своего малыша чемпионом по боксу, полиглотом, гениальным математиком или виртуозом-скрипачом. Иногда у ребенка нет свободной минуты, чтобы просто поиграть любимой машинкой или куклой, его время расписано по секундам. В саду воспитатели знают, что необходимо детскому организму в определенном возрасте, сколько времени он должен учиться новому, сколько – играть и отдыхать.

В погоне за модой родители отдают детишек на плавание, балет, верховую езду, английский или китайский без учета склонностей и желаний чада. Детский ум не подготовлен к восприятию сложной информации, которую пытаются навязать ему мамы и папы. В дошкольном учреждении педагоги способны разглядеть в малыше способности к творчеству, изучению языков или занятиям спортом. Если малыш рвется к мольберту и краскам, они дадут ему возможность порисовать, но не станут заставлять часами разучивать гаммы.

Домашние занятия с ребенком обычно нерегулярны и лишены системы. В садике разработана программа развития малышей разного возраста и подготовки их к школе. Мальчики и девочки не только узнают буквы и цифры, освоят навыки чтения, лепки и рисования, но научатся самостоятельной и последовательной работе, умению добиваться поставленных целей.

Сила коллектива

Дома малыш получает определенную роль. Он либо «несмышленыш», нуждающийся в постоянной опеке и поучении, либо «царь и бог», все прихоти которого мгновенно исполняются, либо «надежда и гордость», призванная воплотить нереализованные мечты взрослых. В коллективе ребенок – один из многих сверстников. Здесь он может быть самим собой, общаться с разными детьми, учиться находить общий язык с каждым и отстаивать свою позицию. Посещать детский садик необходимо для развития правильных навыков коммуникации, поведения в социуме.

Как заботятся о детском развитии «у нас» и «у них»

Во всем мире признают важность детских садов. В разных культурах понимают, что дает коллектив ребенку. Первый садик был организован в Шотландии в начале XIX века. В Россию нововведение пришло в 60-х годах позапрошлого века. Сегодня в РФ насчитывается около 60 000 детских дошкольных учреждений. Воспитание ребенка проводится в соответствии с программами, разработанными педагогами, врачами, психологами.

В США в ясли принимают малышей с 1,5 месяцев, в Южной Корее, Японии, Нидерландах, Израиле – с 3-х. В Германии и Швеции в сад идут с 1 года. Во Франции законодательно закреплено обязательное посещение дошкольных учреждений ребятами с трехлетнего возраста.

В России ребеночка примут в ДОУ младшей группы с 2 месяцев, а в обычное – с двух лет. В нашей стране в среднем 65% мальчишек и девчонок охвачено коллективным дошкольным воспитанием. Из оставшихся 35% малышей большинство остается дома не по желанию родителей, а по причине отсутствия мест в садах и яслях.

Так быть или не быть в детсаду

Окончательное решение в вопросе о том, стоит ли ребенку ходить в детсад, принимают родители. Взвесив все «за» и «против», папа и мама обычно приходят к мнению, что вливаться в коллектив нужно начинать с раннего возраста. Важно не упустить момент, когда дитя готово к самостоятельности и способно с легкостью принять изменения. Старшим мальчикам и девочкам это сделать сложнее: у ребенка формируются стойкие привычки, особенности характера.

Если грамотно выбрать дошкольное учреждение, ребенку ходить в детский сад станет интересно, полезно и весело, а родителям будет радостно наблюдать за успехами сына или дочери.

Источник