Что способствует развитию понимания речи ребенком
Формирование правильной речи у ребенка начинается с самого рождения и во многом зависит от родителей – их внимании и желании в полном объеме реализовать генетическую программу индивидуального развития ребенка.
Правильная организация развития звуковосприятия и звукопроизношения от рождения и до 6-7 лет родителями и соответствие долженствующих возрастных речевых навыков малыша – это наиболее важные задачи, которые стоят перед близкими и наблюдающими специалистами (педиатром, неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом).
В этой статье рассмотрим, на что нужно обратить внимание в первую очередь и как своевременно корректировать нарушения речевого развития ребенка до его поступления в первый класс.
Развитие речи у грудничка
Этот этап крайне важен для малыша, и он начинается с периода новорожденности – правильной организации общения с ребенком во время бодрствования. С самого рождения нужно разговаривать с крохой, стараясь вызвать у него слуховое сосредоточение и улыбку.
После месячного возраста у ребенка начинают активно развиваться слуховой и зрительный анализаторы, а к трем месяцам – у малыша формируется их взаимодействие – малыш начинает локализовать звук в пространстве.
С двухмесячного возраста у ребенка отмечается гуление – кроха «эксперементирует» с гласными звуками.
Гуление – это первый этап формирования активной речи, но при этом важно знать, что для появления гуления нужна целостность голосовых связок (их правильное строение) и положительные эмоции. Кроме этого отмечается четкая связь между правильной методикой кормления (своевременное введение ложки) и правильное развитие артикулярного аппарата – не стоит затягивать введение первого прикорма.
С 5-6 месячного возраста у ребенка появляется лепет – это следующий этап развития речи у ребенка до года.
При этом важно заниматься с малышом и стимулировать дальнейшее осознанное развитие речевого аппарата.
С 5 месяцев – стимулируют лепет, вступая в перекличку с ребенком, вызывать подражание произносимым слогам.
Чтобы развивать понимание речи необходимо много разговаривать с малышом , называть окружающие предметы, людей, действия, учить выполнению простых действий:
- с 7-8 месяцев «ладушки», «до свидания»;
- с 9-10 месяцев – «дай игрушку»;
- с 11-12 месяцев – слова «плохо» и «нельзя» должны регулировать поведение ребенка.
В период с 9 до 12 месяцев – малыш произносит первые слова.
Развитие речи у ребенка от года до двух лет
На втором году жизни для стимулирования понимания речи необходимо:
- увеличивать число запоминаемых слов (пища, животные, предметы одежды, мебели, растения);
- укреплять связи отношений между предметами – киса ест, собачка лает;
- научить ребенка выполнять инструкции взрослого – в первом полугодии они состоят из 1-2 действий, а во втором – их количество увеличивается и состоит из нескольких звеньев.
Для стимуляции речи нужно увеличивать число произносимых слов:
- в первом полугодии – 30 простых слов и звукоподражание (ав-ав);
- во втором полугодии число слов увеличивается до 300, с глаголами и словами, обозначающими качество и отношения между предметами.
Во втором полугодии малыша нужно приучать произносить 2-3 сложные фразы.
Возраст и речевые навыки
1 год – 1 год 3 месяца
однословные предложения, запас слов до 30
1 год 6 месяцев
запас слов 40-50 , малыш легко повторяет слышимые слова
1,5 -2 года
появление фраз и двухсловных предложений
2 года
появление вопросов «Куда?», «Где?», запас слов 200 – 300
Развитие речи у ребенка от двух до трех лет
На втором году жизни слова и звукосочетания становятся средством речевого общения – формируется экспрессивная речь. Поэтому важным показателем правильного развития речи в этом возрасте является не только произношение слов , но и понимание обращенной речи.
Одновременно происходит наполнение словаря ребенка:
- пассивный словарь – слова, которые ребенок понимает;
- активный словарь – слова, которые малыш может произнести.
К двум годам активный словарь при нормальном развитии речи составляет 250 -300 слов.
После двух лет словарь ребенка активно пополняется и к трем годам достигает – от 800 до 1000 слов.
При этом малыш устанавливает простейшие связи между предметами, появляется способность к обобщению, малыш шире использует глаголы и прилагательные, обозначения цветов, качества и форму предметов.
Все это должны развивать родители, не допуская в этом возрасте упрощенных названий предметов. Если родители или окружающие взрослые в этом возрасте в общении с ребенком произносят «сюсюкающие» слова – ребенку в дальнейшем будет сложно даваться полноценная речь.
О правильном произношении звуков можно судить, только при накоплении определенного словарного запаса.
В три года малыш может неправильно произносить звуки:
- свистящие – С, З, Ц;
- шипящие – Ш, Ж, Ч, Щ;
- сонорные – Р, Л.
Также ребенок может пропускать звуки в словах или заменять одни звуки другими, нечетко произносить звуки в малознакомых словах.
Нормы речевого развития у ребенка от трех до семи лет
Возраст и речевые навыки
3 – 4 года
Ребенок употребляет грамматические формы существительных и глаголов, прилагательные.
Запас слов от 800 до 1000 слов.
Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется, но остаются недостатки произношения звуков
4 – 5 года
Ребенок изъясняется развернутыми предложениями, запас слов составляет 2000, и практически исчезают дефекты в произношении звуков.
Высказывания ребенка имеют форму короткого рассказа
5 – 6 лет
Дети умеют составлять рассказ по картинке из нескольких предложений, отвечают на вопросы по сюжету.
Запас слов – 2500.
Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов – при их наличии нужно обратиться к логопеду
6-7 лет
Начало освоения письменной речи (чтение и письмо), запас слов – более 4000.
Когда необходима коррекция речи
Если у ребенка отмечаются отклонения в развитии речи – необходимо обратиться к логопеду или другим специалистам (неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом) – в зависимости от того, какой причиной вызвано изменение дефектов речи.
Сотрудники Института коррекционной педагогики РАО уверенны, что если своевременно не исправить возрастные дефекты речи – детям буде сложно учиться – это связано с трудностями в письме и чтении.
Родители должны знать, что 4,5 – 5 лет – это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л».
Но большинство детей к 4 – 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
Если ребенок не научился правильно говорить – идите к логопеду задолго до поступления в первый класс, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.
Помощь специалиста нужна:
- если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета, затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата») – обязательно и как можно раньше нужно обратиться к неврологу;
- если в 2 – 3 года ребенок в словарном запасе слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит, малыш не различает звуки и взаимозаменяет их – необходима консультация невролога и сурдолога;
- если к 3 – 4 годам ребенок не слышит слоги в слове, может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные – это основа слова, а нарушение слоговых структур – сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова;
- если ребенок говорит в нос – это не всегда связано с аденоидами;
- ребенок все понимает, но не говорит после 3 лет.
Кроме этого нужно помнить, что видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушения.
В данном случае необходимо выявить нарушения и начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.
Нужно обратиться к логопеду – если ребенок после 6 лет имеет дефекты речи.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Развитие речи у ребенка – показатель того, соответствует ли его физическое и психическое состояние устоявшимся нормам. Речевые способности могут тренироваться и оттачиваться разными методами. Важное условие, которое не стоит недооценивать – общение родителей с ребенком с первых же дней его появления на свет.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Речь закладывается вместе с мышлением, а потому ее нарушение нередко влияет на общее состояние человека. В частности, от речи зависят следующие аспекты:
- Познавательные способности.
- Развитость психики.
- Поведенческие реакции.
- Характер.
- Коммуникационные навыки.
- Навыки чтения и письма также зависят от моторной и сенсорной речи.
ПОЧЕМУ РЕЧЬ МОЖЕТ НАРУШАТЬСЯ?
Нарушение речи может быть связано с разными факторами. В частности, врачи выделяют следующие осложнения:
- Патологии протекания беременности.
- Сложности в процессе родов.
- Родовые травмы с повреждениями мозга.
- Аномальное строение дыхательной системы, ротовой полости.
- Постоянный стресс из-за скандалов в семье.
- Регулярные болезни.
- Многоязычное окружение.
- Родители не общаются с малышом на регулярной основе.
Чтобы малыш развивался нормально, нужно прививать ему социальную адаптацию. В частности, сюда можно отнести активные коммуникации со сверстниками, регулярное чтение книг, посещение кружков и центров раннего развития.
Однако основным условием развития речи является постоянное общение родителей с ребенком.
Развитие речи происходит в несколько периодов, которые мы рассмотрим далее.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Этот период длится с рождения малыша до достижения им одного года. В это время закладывается фундамент для вербального общения.
Первые звуки ребенка нельзя назвать полноценной речью. Хныкать ребенок начинает еще с момента рождения. Грудничок начинает кричать в качестве ответа на разные раздражители, окружающие его. Звуки очень важны для малыша, поскольку они помогают развивать слуховую зону коры мозга.
Поначалу новорожденный может произносить только гласные звуки. Затем к ним добавляются слоги из гласных и согласных. Сочетания звуков малыш произносит только на выдохе. Это помогает тренировать дыхательную систему.
Активное речевое развитие начинается с 3 по 5 месяц жизни ребенка. Малыш, слыша голос, начинает интуитивно искать говорящего, крутит головой, чтобы взглянуть в сторону долетающего звука. Зачастую дети подражают речи взрослых – их мимике, интонации, с которой произносятся слова.
Лепет – этап, который начинается с 5 месяцев. В 7-9 месяцев ребенок умеет произносить много разных слогов. Уже в 10 месяцев малыш легко распознает речь. Он должен откликаться на свое имя, имитировать звуки, которые были услышаны от родителей.
В год малыш в случае с нормальным развитием должен уже произносить порядка 5-10 слов. Годовалый ребенок имеет слабый артикуляционный аппарат, а потому ему тяжело произносить слова, в которых присутствуют разные слоги.
БАЗОВОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ
С года до трех длится период начального овладения языком. Обычно этот период отличается следующими особенностями:
- Каждое слово отвечает за некоторое действие или некоторый предмет.
- Ребенок может пропускать некоторые слоги, выпускать некоторые буквы.
- Ребенок называет одним и тем же словом совершенно разные вещи.
- Малыш знает, что такое нога, рука и другие части тела. Он легко распознает все это на куклах.
Ближе к трем годам малыш уже способен произносить предложения, в которых фигурируют 2-3 слова, причем в речи появляются наречия, местоимения, союзы. Словарный запас малыша достигает 200-300 слов. Ребенок легко распознает разных животных, знает, как называются предметы в доме.
Постепенно к трем годам ребенок начинает овладевать шипящими буквами, буквами «р», «л».
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКА
С трех лет и до поступления в первый класс школы ребенок совершенствует свои языковые навыки. Речь развивается уже в ходе вербального общения. Интеллектуальные способности малыша начинают расти.
Словарный запас ребенка становится широким, однако слова передаются не всегда в верном значении. Развитие речи у детей-дошколят зависит во многом от окружения, от того, насколько теплыми являются отношения в семье, имеется ли забота о ребенке.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Наконец, финальный период – развитие письменной речи. Словарный запас увеличивается, языковые познания становятся достаточно широкими.
МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ ПО ПЕРИОДАМ
С появления на свет до года. В данный период родители должны тщательно контролировать развитие речи у малыша. Новорожденный все воспринимает на слух: звуки погремушек, голос родителей, звуки природы. Важно, чтобы родители все комментировали – начиная от кормления грудью и заканчивая процесс пеленания. Каждую игрушку стоит именовать, чтобы ребенок понимал, как она называется. То же самое касается и имен близких людей и родственников.
Чтобы развитие речи шло быстрыми темпами, родители должны ласково разговаривать с ребенком. В 7 месяцев для развития речи можно использовать названия продуктов, которые вводятся в рацион питания. Можно также рассказывать, что молоко дает корова, которая говорит «му». Это помогает расширить познания ребенка.
Для того чтобы малыш больше говорил, нужно стимулировать это желание. Существуют такие игры, как сорока, ладушки и т.д. Они помогают развивать речь ребенка к 9 месяцам.
С года до двух лет. Чтобы развитие речи шло быстрее, вы можете читать малышу книжки. Также можно вместе петь, проговаривать слова. Годовалый малыш обычно уже знает, как называются предметы, окружающие его, может произносить отдельные слова и строить из них предложения. Для улучшения вербальных навыков можно проводить достаточно частые прогулки, посещать цирк и т.д. Пригодятся активные игры, развитие пальцев. Важно менять простые слова в лексиконе малыша на более сложные, правильные – к примеру, вместо «му» запоминать «корова».
С двух до трех лет. На данном этапе необходимо всячески поправлять ребенка, если он говорит неправильно. Старайтесь обогатить его речь новыми словами. Чем теснее будет вербальный контакт с родителями, тем лучше будет речевое развитие малыша. Если ребенок задает какой-либо вопрос, надо постараться на него максимально точно ответить.
Дошкольный возраст. Развитие речи идет совместно с получением новой информации. Потому для развития речевого аппарата у детей следует придерживаться следующих правил:
- Активно общаться с ребенком.
- Читать сказки, книги, обсуждать их.
- Рассказывать про свои эмоции и впечатления.
Важно, чтобы окружающие говорили правильно, грамотно, избегая «плохих» слов. Дети часто запоминают то, что услышали от взрослых, и активно это воспроизводят.
ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
- Если ребенок испытывает дискомфорт, но не плачет.
- Если после 3 месяцев нет гуления.
- В 5-7 месяцев ребенок не реагирует на голоса, не распознает интонации.
- В 9 месяцев у малыша нет лепета.
- В 12 месяцев ребенок не понимает речи и не произносит слов.
- В 2 года не узнает близких, не может справиться с банальными заданиями.
- В 3 года не может прочесть стихи или пересказать сказки.
Развитие речи у ребенка – важный показатель его здоровья. Речь поддается тренировке, если заниматься этим каждый день. Тогда малыш будет свободно говорить и отвечать нормам развития для своего возраста.
Здоровья Вам и Вашему малышу!
Понравилась статья – ставьте лайк! 🙂
Еще почитать полезности можно на нашем сайте
Источник
Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.
Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.
Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.
От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.
Точное определение
Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).
Актуальность
Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.
Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.
Статистика
Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.
Факторы, от которых зависит развитие речи
Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:
- Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
- Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
- Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
- Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.
К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.
Этапы формирования речи
Речь новорожденного начинает развиваться сразу после его рождения. Речевые навыки развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка – осваивая новые движения и делая определенные успехи в интеллектуальном плане, речь обогащается, увеличивается активный и пассивный словарный запас.
Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.
Считается, что речь развивается по двум направлениям:
- Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
- Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.
Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:
- Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
- Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
- Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
- Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.
Основные задачи, направленные на развитие речи
Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:
- Формировать и расширять словарный запас.
- Грамматически правильно строить предложения.
- Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
- Употреблять в речи монолог и диалог.
- Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).
Нормы ВОЗ
1 год:
- Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
- Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
- Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
- Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
- Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.
Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.
1-2 года – увеличивается автономность:
- Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
- Увеличение пассивного словаря.
- Умение соотносить изученное слово с картинкой.
- Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.
2-3 года:
- Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
- Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
- К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.
3-4 года:
- К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
- Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
- Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
- Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
- Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
- Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
- Построение фразы становится грамматически правильным.
4-5 лет:
- Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
- Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
- В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
- Может отсутствовать четкое произношение звука Р.
5-7 лет:
- Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
- Появление внутренней речи.
- Умение выделять звуки в словах.
- В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
- Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.
Как помочь формировать речь по возрастам
До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.
1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.
От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.
Отклонения
Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.
Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.
Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.
Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?
Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?
- Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
- Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
- В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
- Критерии специфического речевого расстройства:
- Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
- Нечеткость речи.
- Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).
Рекомендации
- Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
- Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
- Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
- Совместные прогулки позволяют узнат?