Что сделать на площадке для развития ребенку

Что сделать на площадке для развития ребенку thumbnail

Разговор о детских площадках так или иначе связан с разговором о месте детей в городе. Причём месте не только и не столько географическом, но и тем, какое место эти самые дети занимают в обществе. Как общество к ним относится, а они к нему. Наталья Зайцева попыталась разобраться, какое место занимает площадка в городе, обществе и взрослении детей и почему она одновременно нужна и не нужна — и детям, и взрослым.

Детская площадка — такой же важный элемент социального взаимодействия, как школа или магазин, или городская площадь, или больница. Не считая того, что площадки меньше размером и их больше количественно. Поэтому неудивительно, что площадки и то, что на них и вокруг них происходит, исследуют специалисты, казалось бы, полярно разных областей — социологи, архитекторы, урбанисты, психологи, историки — они разбирают площадку в прямом и переносном смысле по полочкам, чтобы в конце концов собрать её заново.

Как дети осваивали пространство

На самом деле, нечестным будет говорить, что хорошие площадки стали появляться только сейчас, в наше с вами время. Так же, как нечестным будет сказать, что так было всегда. Нет, не всегда. Не углубляясь в историю детской площадки как таковой, очертим определяющие факты:

  • первые площадки были местом, где дети из малообеспеченных семей проводили время под надзором воспитателей;
  • в советское время (как до и в послевоенное) площадка была активным элементом пропаганды большевизма;
  • дворовые площадки «нашего детства» появились в хрущёвских микрорайонах и были удачным попаданием в запрос времени.

В это время в послевоенной Европе на руинах стали совершенно стихийно появляться junk playground и adventure playground. В России их названия переводятся как «площадка приключений». Но это, конечно, были никакие не площадки по своей сути. Секретные города из покрышек и старых машин, пиратские крепости в разрушенных зданиях вдруг стали абсолютно детским пространством.

После войны в Европе с площадками случился обратный эффект: если раньше это были «педагогические» территории, где за детьми следили и воспитывали, то теперь дети заявили и отстояли своё право — на город и игру. Игра начиналась на руинах или стройке и продолжалась на улицах.

«Дети преобразуют среду, — говорит сегодня психолог Катерина Мурашова, отвечая на вопрос, нужны ли консультации психологов проектировщикам площадок. — Понимаете, можно построить всё, что угодно. Дело в том, что не детские площадки оформляют детей, а дети оформляют детские площадки».

В хрущёвской и брежневской России дела с детской игрой обстояли если не так же формально, то точно так же социологически: дети стремительно осваивали городское пространство и чувствовали себя совершенно свободно во дворе и на улице, в маленькой песочнице и во всём городе.

Архитекторы стараются рассматривать детское пространство не только в рамках детской площадки. «Площадка — замкнутая территория, и это не очень хорошо, — рассказывает архитектор бюро „Дружба“ Александра Черткова. — Мы говорим о целом городе, городе для детей, где есть масса способов угодить и детям, и взрослым. Безусловно, ребёнку нужны укромные уголки, где у них будет тайное убежище. Это способствует фантазированию и ролевым играм. Это хорошо, когда у ребёнка есть возможность укрыться. С другой стороны, если есть площадка, интересная детям и взрослым, которая вписывается в контекст города, улицы, двора, и становится не только детским объектом, но и городским, то это, конечно же, плюс».

В лагере «Политех» в прошлом году подростки 10-15 лет изучали основы проектирования и создавали собственный дом на дереве. Кураторы-архитекторы помогали ученикам пройти все стадии от идеи до воплощения. «Высказывания, рассуждения детей, которые мы слышали, то, как они мыслят, говорят нам о том, что дети сами очень хотят взаимодействовать со средой, — рассказывает архитектор Белла Филатова, которая была одним из кураторов этой программы. — Они уже сейчас понимают, что пространство, в котором ты живёшь, когда ты в это вложился, ты готов защищать, ты становишься вместо потребителя партнёром. Поэтому любая возможность выйти на диалог с детьми крайне важна и нужно её использовать».

Яркие и пласмассовые: детские площадки сегодня

В сегодняшней России глобально всего два типа детских площадок: типовые пластиковые «лазинки», которые появились во дворах в начале двухтысячных вместо проржавевших советских качелей и развалившихся песочниц. В самом факте их появления нет ничего ни плохого, ни крамольного — действительно, многие старые площадки были (а в некоторых местах до сих пор и есть) в очень плохом состоянии.

Основное отличие площадок 2000-х от всего, что было до них, — материал и цветовая гамма. Площадки стали неестественно ярких цветов и сделаны из пластика. Деревянно-металлические площадки можно встретить гораздо реже. Объясняется всё очень просто: пластиковые модули дешевле по себестоимости, и их можно легко заменить.

На яркие площадки дети вернулись, но вместе с этим ушли из города. Площадки стали суррогатом, неравноценной подменой прежних «дворов» с их насыщенной соседской или районной жизнью. А материалы не выдерживали никакого сравнения с металлически-деревянными, а порой и кирпичными конструкциями прошлых лет.

«Пластмасса — мёртвый материал, поэтому чем меньше пластмассы на площадке, тем лучше. Очень декоративный, но очень мёртвый материал. Любые другие материалы — железо, дерево, камни, куча песка — всё это лучше пластмассы».

Катерина Мурашова, детский психолог и писатель

В конце 2000-х годов сначала в крупных российских городах, а потом и в небольших начинают появляться первые «игровые пространства» — разносюжетные конструкции, которые радикально отличались от стройных конвейерных горок. Первые такие площадки приносит в Россию идеолог детских площадок Юлиан Рихтер или «дедушка Рихтер», как его называют последователи. Компания Richter Spiegelrate в коллаборациях с российскими молодыми и заинтересованными бюро врывается в парки, делится знаниями и в прямом смысле слова даёт дорогу молодым, своим примером показывая, что сделать интересную площадку не только можно, но и непременно нужно.

Самое важное, что дал нам Рихтер, это не то, какие площадки делает он и его партнёры, а в том, что он показал, как их нужно делать. Он обратил, а точнее, вернул фокус внимания на главных пользователей площадки — детей. И объяснил, почему площадка — это всего лишь один из объектов детской игры, но никак не единственный.

Вот, что написано в книге «Проектирование детских игровых сред» Юлиана Рихтера, Георга Агде и Альфреда Нагеля: «Детям нужен свободный выбор места, времени и способа игры. Они должны иметь возможность перенести пережитое на игру и, кроме того, сами составлять возможные варианты игр. Поэтому при создании игровых площадок следует так оформлять окружающую среду, чтобы детям (да, пожалуй, и взрослым) предоставлялась широкая возможность, играя, общаться с окружающим миром». На русский язык книгу перевели и выпустили ещё 1988 году, но заветы стали исполнять не так давно.

Десятки лет исследований не прошли даром: выяснилось, что на разных площадках дети играют по-разному. «Если понаблюдать, то можно увидеть закономерности, что на одних площадках дети играют в одни игры, на других в другие. Площадки, на которых примитивный комплект детского оборудования — на них совершенно иначе происходят игры, чем те, на которых у ребёнка есть возможность создать свою игру, но и помогает придумывать игры, развивать события, сюжеты», — объясняет Черткова.

Полузакрытые пространства стимулируют появление сюжетно-ролевых игр и увеличивают их длительность. В 2017 году в подмосковной Дубне прошёл симпозиум, посвящённый детским играм. На нём психологи МГППУ и университета Дубны рассказали о результатах последних исследований детских игровых пространств. На связанных между собой объектах дети играют дольше, чем на отдельно стоящих. Подтвердилась связь между тем, какие объекты есть на площадке и тем, как ведут себя дети в группе: на площадках с искусственными элементами дети чаще устанавливали иерахрхические отношения и соревнования. На тех площадках, где больше природных элементов, внимание сдвигалось на социальную активность и фантазирование. Для игры дети первую очередь используют песок, камни, щепки и другие неструктурированные материалы. Качество игры повышается, если на площадке есть вода и место для игры с ней.

Как сделать хорошую детскую площадку

Своим опытом делится Белла Филатова, архитектор бюро «Дружба» и сооснователь детской архитектурной мастерской «Кони на балконе»:

«Когда мы делаем детскую площадку, мы всегда на всех этапах работы стараемся получить фидбек. Мы хотим взаимодействовать с детьми и родителями, подключать их к обсуждению; проводим опросы везде, где только можно: в соцсетях, на круглых столах, на любых встречах. Очень много времени проводим на стройке и опрашиваем жителей близлежащих районов, то есть тех, кто будет на нашу площадку приходить. Вопросы, которые мы задаём: что бы вы хотели здесь видеть, какой вы представляете себе игру детей на площадке.

Одна из трудностей, с которыми мы сталкиваемся, — это объяснить натуральные материалы. Родители очень сложно воспринимают игры, например, с песком и водой — то, чем дети могут заниматься бесконечно. Вспомните любой пляж, дети могут часами сидеть и строить замки, лепить что-то, наливать воду, переливать, им это не надоедает, потому что в определённом возрасте у ребёнка есть такая необходимость: играть с песком и водой. Но у нас в Москве, к сожалению, моря нет, а воду для детей иметь очень важно, поэтому мы всё-таки ставим на некоторые наши площадки колонки, ступенчатые системы, по которым вода переливается. Родители конечно бывают недовольны тем, что это грязно, от воды холодно, но дети счастливы.

Откуда мы всё это знаем? Во-первых, мы наблюдаем за детьми, за их игрой. Во-вторых, в нашей работе мы постоянно сотрудничаем, советуемся, консультируемся с детскими психологами — они объясняют нам, как устроены дети, и какие мы можем предложить игровые модели. В-третьих, у нас есть опыт мировых архитекторов, это не тайна, все в открытом доступе, любой человек может найти эту информацию, изучить и применить этот опыт».

В 2017 году на фестивале арт-овраг в Выксе прошла детская секция в рамках проекта «Город для детей», где дети создавали свою площадку из элементов повседневной жизни и подручных материалов. Это показало, что дети наравне со взрослыми могут создать для себя такое пространство, в котором им интересно играть. Организаторы и родители детей-участников подтверждают, что дети остались в восторге от того, что воплотились все их задумки. После фестиваля практику «спросить у детей, что они хотят», прежде чем строить новую площадку, стали использовать многие бюро.

Горки, качели, песочница. И никаких детей

В обществе есть мнение, что детские площадки — места, на которых взрослым нет места, нет занятия и никакого интереса тоже нет. Бывают варианты, когда площадки бойкотируются, родители прокладываю маршруты по городу так, чтобы избежать столкновениями с ними, — по разным причинам. Многие взрослые люди, у которых нет детей, считают площадки местом для сплетен и соревнований для мам.

Когда я готовила этот материал, я провела небольшой опрос. Я попросила 100 взрослых людей от 23 до 40 лет, мужчин и женщин, с детьми и без ответить на вопрос «какие три слова приходят вам в голову при упоминании детской площадки»? Ответы, которые я получила, были как предсказуемыми, так и совершенно неожиданными, как смешными, так и очень грустными.

В лидеры, конечно, уверенно выбилось трио «горки-качели-песочница». Такими же популярными ассоциациями стали слова «игра», «веселье», «шум» и — первая неожиданность — «пиво». Очень практичным вариантом стал ответ «детский городок — миллион из бюджета — ржавые качели», среди прочих встречались слова «грязь», «сплетни», «овуляшки», «опасность», «мусор», «сломанное» и «скандалы».

Но это не удивительно, это просто любопытно. Удивительно, что слово «дети» из 100 опрошенных людей произнесли всего три человека. То есть «скандалы» и «мусор» встречаются в списке ассоциаций если не чаще, то так же часто, как «дети» и «друзья».

Конечно, это не говорит нам о том, что все взрослые ненавидят площадки. Это совершенно не так: есть люди, уверенно ответившие «игра, веселье, отдых» или «люблю, подружка, кайф», — вполне положительные ассоциации.

Единственный вывод, который мы можем из этого сделать: ассоциации, которые возникают у взрослых людей, связаны не с детьми и не с их игрой на площадке, а с тем, как это всё выглядит, в каком состоянии находится и какое место они сами занимают в этом пространстве. И снова — это неудивительно. Потому что взрослые на детской площадке такие же участники игры, как и дети — только немного в другом качестве. Так возникает задача «сделать так, чтобы взрослому было нескучно», которую тоже решают проектировщики площадок.

На традиционных детских площадках взрослые в основном контролируют детей: на скалодроме, карусели, высоких лазательных объектах. Они сопровождают детей, контролируют их действия и регулируют возникающие сложные и конфликтные ситуации. Самое активное участие взрослые проявляют в песочнице и на скамейке. Помощь детям оказывают чаще всего на качелях-балансирах, пружинах и горке. «Родители редко включены во взаимодействие с детьми на площадке (за исключением совсем маленьких детей). Сами родители говорят, что им на детской площадке крайне скучно и они воспринимают прогулку как вынужденную необходимость. В таких условиях дети, находящиеся под постоянным контролем взрослых, менее свободны в своих пробах и играх, менее активны и инициативны», — говорится в докладе дубнинского симпозиума.

На новых площадках функция контроля ослабляется и взрослые чаще включаются в игру. К этому располагают в том числе и объекты: накачивание и переливание воды, движение на плотах по пруду, игра на музыкальных инструментах, конструирование, совместные прыжки на батуте или раскачивание на качелях. Риска не становится меньше, но интерес родителя становится сильнее — а игра становится насыщеннее и разнообразнее.

Ещё один вариант для взрослых на площадке, редко пока что реализуемый в нашей стране, — это предложить им свой собственный отдых: кофе, книга, спокойное общение. Тогда ассоциаций «скукота и ничего хорошо» наверняка станет меньше и вряд ли с такой площадки кто-то будет убегать или обходить стороной, это как раз и есть та самая вписанность не только в природный но и в социальный ландшафт, которую декларировал Рихтер и на которую стараются ориентироваться российские архитекторы.

«Площадка не обязательно должна быть площадкой в прямом смысле слова. Это может быть объект на городской площади: например, арт-объект, на который ребёнок может залезть. И мы понимаем, что это сделано вроде бы для взрослых, но на самом деле не только для них. Это может быть объект, совмещённый со скалодромом или с горкой, какая-то природная композиция из пней, бревен наваленных, которые могут вписаться в контекст какого-то парка, но при этом дети могут там балансировать, перелезать, сидеть. Всё это можно замиксовать таким образом, чтобы и родителям там было хорошо, и ребёнку интересно».

Александра Черткова, архитектор бюро «Дружба»

Детям должно быть комфортно везде

Парадокс в том, что на самом деле площадки — совершенно необязательный элемент городского досуга. Юлиан Рихтер в своей книге пишет дословно: «Детям не нужны детские площадки. Это звучит, вероятно, очень странно. Но детям не нужны детские площадки. Они в них нуждаются только потому, что они не могут свободно играть где хотят и свободно перемещаться по пространству».

Катерина Мурашова объясняет это с точки зрении развития ребенка: «Дети осваивают любую среду. Тут всего два варианта: либо они формируют её, либо нет. Если дети способны играть в пиратов, то они будут играть в пиратов где угодно, в том числе в специально спроектированном корабле или натянут верёвки между двумя деревьями и буду играть на них. Если они не умеют играть в пиратов и не способны к этому, то можно построить всё что угодно, — они этого делать не будут».

Функция площадок была и остаётся такой же, как и у любого другого значимого социального объекта в городе — наладить коммуникацию, то есть дать детям возможность поиграть вместе в общую игру. Кроме того, это место контролируемого, разрешённого риска, место, где ребёнок пробует и распознаёт свои силы, способности, реакции. Это место тусовки, место развлечений, но оно никак не может служить заменой исследования города.

«Считается, что детям нужна детская площадка, и, когда она есть, ставится галочка: этот пункт выполнен. На самом деле детям нужен безопасный город, — рассказывают в архитектурном бюро „Дружба“. — Безопасный не значит стерильный, это не резиновые углы и пластиковые горки, это значит, чтобы ребёнку было безопасно переходить дорогу, идти от дома до школы, играть в фонтане, который сам по себе — отличная детская площадка. Чтобы ребёнок находил себе безопасное интересное занятие во разных частях города. Ребенок движется в городе, и там, где он находится, он должен найти себе занятие».

ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:

6 важных советов, как выбрать ребёнку няню и не пожалеть о своём выборе

Что делать, если вы давно выросли, а родители отказываются это признать

Хватит орать! 4 простых правила, чтобы ребёнок не закатывал истерики по поводу и без

Источник

Детская площадка — это уютный уголок на вашей даче или во дворе частного дома, где ваш малыш будет играть, развиваться и дышать свежим воздухом на природе. Организовать такую площадку полезно не только для детей, но и для взрослых — этот процесс вовлекает, заземляет, помогает быть ближе к природе. И наконец, планирование и воплощение детской игровой площадки — процесс весёлый и увлекательный. Идеи, которые могут родится у вас, окажутся ценными и для других — поделитесь в нашей группе Вконтакте.

С чего начать планирование детской площадки?

Очень часто так получается, что на дачном участке просто нет места для игры. Всё пространство запланировано под рассаду, теплицы, кустики, ягоды, деревья и т.д. Это хорошо, но тогда ребёнку ничего не остаётся как использовать грядки в качестве игровой площадки. Если это не входит в ваши планы, найдите малышу занятие поинтереснее. 

Детская площадка на даче для здоровья и развития

За летний сезон можно укрепить мышцы и ум, если есть детская спортивная площадка на даче

Выделите участок, на котором не будет никаких посадок, пусть там будет просто газон. Хорошо, если этот газон расположен в уголке рядом с забором. На такой забор можно повесить доску для рисования или шкафчики игрушечной кухни. Что ещё можно сделать? — Много чего, например:

  • Песочница
  • Качели
  • Лазалка (детский комплекс)
  • Горка
  • Бассейн
  • Фонтан
  • Полоса препятствий
  • Сенсорная (массажная) дорожка
  • Кухня
  • Доска для рисования с мелками
  • Баскетбольная площадка
  • Домик
  • Зелёная беседка
  • Батут
  • Клумба-садик, за которой ребёнок будет ухаживать

И это только часть того, что вы можете сделать.

Классные идеи для качелей в этом посте:

Какую площадь выделить для детской площадки?

Владельцы небольших участков часто считают, что у них нет на это места. Но на самом деле много места не требуется. Например, для детского дачного комплекса достаточна площадь размером 2,5м х 2,5м. Детский комплекс — это отличная идея, которую стоит рассмотреть. Он поможет использовать небольшое пространство газона в объёмном, полном варианте. А малыш будет учиться координировать свои действия не в плоскости, а в пространстве. Родители-владельцы дачных комплексов замечают, что такие конструкции намного более востребованы детьми, чем домашние комплексы, где возможность для движения ограничена вариантами: вверх-вниз. Дети буквально висят на таких комплексах на протяжении всего дачного сезона и даже выпавший снег для них не помеха. существуют варианты как для малышей, так и для детей постарше.

Детская площадка на даче работает с ранней весны

Детская площадка на даче работает с ранней весны до поздней осени

Сколько стоит детская площадка на даче?

Существует мнение, что детская игровая площадка на даче — это очень дорого. Действительно детские уличные комплексы обычно стоят от 100000р. Но хорошая новость в том, что есть специальные модели детских комплексов, которые предназначены именно для дачи или для частных домов с небольшим количеством детей. В таких комплексах используется более тонкая труба (однако она прочная настолько, что выдерживает даже взрослых). Такие комплексы стоят от 7000р. В Комплексах для дачи самый дорогой элемент — это скат горки. Обычно их привозят из Европы, а не делают в России. Большие транспортные расходы и таможенные пошлины — и вот горка стала очень дорогой. Зато качество скатов из Бельгии просто отменное. Если вы решили покупать комплекс с горкой, то его цена будет от 30000р. 

Подробнее о выборе детского комплекса для дачи в нашем посте:

Ну а если вы решили, что сборка дачного комплекса и зимний демонтаж не для вас, есть множество других идей, которые сделают дачный отдых вашего ребёнка незабываемым. Для некоторых идей не требуется расходов — можно обойтись подручными материалами.

Детская песочница на даче

Песочная терапия — это не что-то, с чем может справиться только специалист за большие деньги. У вас есть дача, а значит вы можете создать уголок песочной терапии очень просто. Вот некоторые простые упражнения в нашем посте:

Прежде чем покупать песочницу в магазине, подумайте, нет ли у вас подручных материалов, из которых её можно сделать. Некоторые родители придумали действительно потрясающие песочницы, например:

Песочница из старой раковины

Песочница из раковины

Из двухсекционной раковины получается 2-х секционный игровой комплекс, в одной части водичка — в другой песочек. принадлежности и держатели для ванной позволяют удобно разместить игрушки.

Как вариант, раковину можно заменить лотками из Икеа, которые возможно не нашли у вас дома достойного применения. А вот в дачном игровом комплексе-кухне они будут выполнять важную миссию развития вашего ребёнка.

Стол-песочница из пластиковых лотков

Стол-песочница из пластиковых лотков

Песочница-лодка

Песочница-лодка

Детский уголок-песочница

Детский уголок-песочница

Песочница+бассейн

Песочница+бассейн

    Песочница из старой лодки 

Песочница из природных предметов и автомобильных покрышек

Песочница из природных предметов и автомобильных покрышек

Песочница-сад

Песочница-сад

Идею с песочницей можно развить до игрового-комплекса-кухни. Даже мальчики с удовольствием играют-гремят посудой в таком большом комплексе-игрушки. Подумайте, какие кастрюли-поварёшки у вас дома не задействованы? Из них вы создадите отличный игровой комплекс. На даче можно поиграть-погреметь вволю)

Детский игровой комплекс-кухня на даче

  Что сделать на площадке для развития ребенку

Что сделать на площадке для развития ребенку

Что сделать на площадке для развития ребенкуЧто сделать на площадке для развития ребенку   Что сделать на площадке для развития ребенку

Что сделать на площадке для развития ребенку

Если сделать такой основательный деревянный каркас для кухни не получается, находчивые родители не растеряются и достанут из чулана пластиковые ящички для овощей или другие приспособления.

Что сделать на площадке для развития ребенку

Сенсорная дорожка (массажный коврик)

Возможности квартиры ограничены. Зато на зелёной лужайке дачи можно организовать великолепную сенсорную дорожку — своеобразный массажный коврик для ножек. Это способ познакомить малыша с самыми разными ощущениями (он наверняка оценит что-то новенькое!) и повысить иммунитет. Ведь на стопах ног находится больше 40000 нервных окончаний.

Массажная дорожка на даче

Как зайти в домик? А что если для этого нужно снять обувь и пройти через полосу массажа?

Массажный коврик на даче

Массажный коврик на даче из природных материалов — песочек, трава, листья, щебёнка, брусочки

Массажная дорожка в саду

Волшебная массажная дорожка в саду петляет между деревьями

Массажная дорожка - полоса препятствий

Такая забава понравится и взрослым. А в конце ножки ждёт награда из тёплой ванны с лепестками роз )

Массажная дорожка из камушек

Природные материалы — галика разных размеров, пеньки создают разные текстуры

Креативный уголок - сенсорная песочница-доожка

Креативный уголок — сенсорная песочница-дорожка

Яркая дорожка художника

Яркая дорожка художника

Сенсорная дорожка из ограшенных пеньков

Сенсорная дорожка из окрашенных пеньков

Доска для рисования на даче

Идея проста и совершенно не требует площади, которая часто на вес золота. Просто повесьте доску для рисования на забор или стенку дома и дайте ребёнку принадлежности для рисования.

Большая магнитная доска на заборе

Большая магнитная доска на заборе

Чем больше доска тем лучше

Используйте доски для учебных заведений

Доска для рисования с песочницей

Доска для рисования с песочницей

Доска для рисования на заборе

Доска для рисования на заборе

 Здесь важен простор. Маленькие доски — это для дома. А вот на пространстве забора есть где развернуться и приложить художественный талант.

Рекомендуем

Магнитная доска для рисования мелом 100х150см

Что сделать на площадке для развития ребенку

Идеи из автомобильных покрышек

Почти каждый автолюбитель регулярно сталкивается с необходимостью обновлять шины. А что делать со старыми? Если у вас есть дача, старые шины найдут достойное применение. Мнение по поводу таких площадок из автомобильных шин разделились. Некоторые считают, что шины выделяют различные вещества, которые противопоказаны детям. Мы считаем такие страхи сильно преувеличены. Однако решать вам. Для надёжности можно шины покрыть лаком или безопасной краской. Идеи, которые возникли из круглых автомобильных покрышек впечатляют!

 Что сделать на площадке для развития ребенку