Что рассказывать ребенку в 3 года

О насущном
В три года дети ведут крайне активную жизнь, согласитесь? Прогулки, занятия, игры, новые знакомства и приключения, которые начинаются, едва малыш выходит за порог дома. Так что вы вполне можете поговорить о том, как прошел его день. Вот что можно спросить.
- Чем ты сегодня занимался?
- В саду было интересно?
- Что тебе сегодня больше всего понравилось?
- Ты был добр к своим друзьям?
- Что ты ел? Тебе понравилось?
О еде
Да, к слову о еде! Все трехлетки — те еще гурманы! К этому времени они определяются с тем, что они любят и в особенности с тем, что не любят. Самое время расспросить их о кулинарных предпочтениях.
- Что ты больше всего любишь есть на завтрак? А на обед? А на ужин?
- Какой твой любимый перекус? Какие вкусняшки любишь?
- Ты больше любишь соленое или сладкое?
- Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной?
- Что из еды тебе больше всего не нравится?
О звуках
Звукоподражание — один из важнейших элементов общения с ребенком. Вместе вы мяукаете, крякаете и мычите (не бойтесь, мы никому не расскажем), но ведь вокруг куча других звуков, несвязанных с животным миром. Почему бы не поговорить о них?
- Как думаешь, какие звуки издает грузовик?
- Какие звуки тебе нравятся?
- Какие звуки тебя раздражают?
- Какой звук ты умеешь изображать лучше всего?
- Как храпит папа?
О животных
Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.
- Какое у тебя любимое животное? Почему?
- Где живут утки?
- Как говорит поросенок?
- Какие животные живут на ферме? А в лесу?
- Каким животным ты хотел бы стать?
О планах
Чтобы ребенок знал, что он полноценный член семьи, нужно наделять его обязанностями (разумеется, посильными), а также интересоваться его мнением на самые разные темы. Скажем, можно обсуждать с ним ваши ближайшие семейные планы.
- Чем тебе хочется заняться на выходных?
- Куда ты больше всего любишь ходить?
- К кому ты хочешь сходить в гости?
- Что ты наденешь, когда мы пойдем на прогулку?
- Что мы возьмем с собой?
О семье
Семья помогает ребенку наладить первые и самые крепкие контакты с людьми. Обязательно обсуждайте с малышом тему семьи и отвечайте на его вопросы, а также задавайте свои.
- Как зовут членов твоей семьи?
- Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
- У тебя есть сестра или брат?
- Чем можно заниматься с семьей?
- Кто у тебя есть, помимо мамы и папы?
О чувствах
Три года — время взрывных чувств, когда разгон от полного счастья до приступа гнева составляет каких-то пару секунд. Сейчас очень важно говорить с ребенком о чувствах и помогать ему их проживать.
- Что делает тебя счастливым и веселым? Отчего тебе бывает грустно?
- Что кажется тебе страшным? Почему оно тебя пугает?
- Что сегодня было смешного?
- Из-за чего ты можешь стесняться?
- Что ты больше всего любишь делать?
О занятиях
Трехлетка постоянно что-то делает, придумывает и воплощает в жизнь. Понаблюдайте за ребенком и спросите его о том, чем он занимается.
- Что бы ты хотел поделать сегодня?
- Какие поделки ты любишь мастерить больше всего?
- Чем тебе больше всего нравится заниматься в саду/клубе?
- Тебе больше нравится рисовать или петь?
- В какие игры можно поиграть на площадке?
Об окружающем мире
Дети часто начинают нести беспорядочную чепуху, когда вы куда-то идете, или задавать тьму вопросов, когда вы дичайше опаздываете. Возьмите инициативу в свои руки и сами начните спрашивать — это немного отвлечет ребенка, а вы узнаете много нового.
- Что ты видишь вокруг?
- Как думаешь, сегодня будет дождь?
- Тебе не кажется, что это облако похоже на тебя?
- Какого цвета эти птички? Как они поют?
- Сегодня много народу на улице или не очень, как считаешь?
О друзьях
Скорее всего, у вашего ребенка уже появились первые друзья из числа одногруппников в саду или товарищей по площадке и развивашкам. Поговорите с ним о них.
- Кто твой самый лучший друг?
- А ты хороший друг?
- Тебе нравится играть с друзьями по очереди и не ругаться?
- Что друзья должны делать друг для друга?
- Что тебе больше всего нравится делать с друзьями?
P.S. Конечно, это лишь приблизительный список вопросов, которые вы можете менять и трансформировать по вашей ситуации, ощущениям и вкусу. Этим списком мы всего лишь хотели показать, что тем, которые можно обсудить даже с маленьким ребенком, не так уж мало. Надеемся, мы вас немного вдохновили!
Источник
Возраст от 1 до 3 лет педагогами относится к периоду раннего детства. Очень важное время для развития ребёнка, ведь пассивный словарь (понимание речи) растёт активно, а также закладывается фундамент для развития речи в целом (всех её аспектов). Появляются первые слова, а чуть позже – фразы, которые со временем усложняются.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ПРАВИЛА, которые должны усвоить родители:
1. Говорите с ребёнком! Даже если он неговорящий. Большой ошибкой будет ждать подходящего момента.
2. Задавайте вопросы. Выжидайте паузу, давай возможность ребёнку ответить. Молчит? Отвечайте сами.
3. Ваша речь должна быть интонационно выразительной. А также старайтесь задействовать мимику и жесты.
4. Не упрощайте слова. Не переживайте, в случае необходимости – ребёнок это сделает за вас!
5. Зеркальте ответы ребёнка (при этом немножко усложняйте его выражение).
– Как говорит киса? – мама.
– Мяу!
– Мяу! Киса говорит МЯУ!
Если Вы выражаете удивление, то делайте это с помощью интонации, мимики и жеста.
О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ:
1. Планируйте время вместе.
Поход в магазин. Можно обсуждать список покупок (даже вместе его написать). Или проговорить план действий в магазине:
– Давай пойдём в магазин? Что мы там купим? Мороженое? Возьмём в магазине мороженое и пойдём на кассу. Дадим тёте денежку! И что скажем? Спасибо!
2. Озвучивайте свои действия и действия ребёнка.
Решили помыть руки?
– Пойдём мыть руки! Встаёт на ступеньку, открываем кран. Вода тёплая? Тёплая. Мочим руки, берём мыло! Давай мылить наши руки! А теперь смываем мыло водичкой. Ах, какие чистые у нас ручки!
Или
Собираетесь на улицу?
– Пойдём гулять? Давай собираться! Что возьмёшь с собой на улицу? Мячик берём? Мыльные пузыри? Мелки? Давай наденем футболку и шорты. Замечательно! А теперь носочки и сандалии! Что мы забыли? Панамку!
3. Говорите о чувствах!
О радости, о грусти, о злости! Ребёнок только начинает своё знакомство с миром эмоций, очень важно его научить понимать свои чувства.
– Я понимаю, как ты расстроен! (Ребёнок плачет)
– Ах, как смешно! Какая смешной котёнок! (Ребёнок смеётся над игрой котёнка с клубком ниток).
– Ты злишься? (Когда у ребёнка не получается построить домик из конструктора, и он кидает его детали)
4. О природе.
Наступила осень? Обратите внимание ребёнка на листья на деревьях:
– Раньше листья были зелёными, а сейчас стали жёлтыми и красными. Ах, как красиво!
5. О желаниях.
Во-первых, большое значение для развития ребёнка имеет его возможность выбирать. Ведь он – отдельная личность, имеющая свои предпочтения.
– На прогулку наденешь платье – красное или желтое?
– Ты хочешь рисовать или лепить из пластилина?
– Какую книжку почитать? «Мойдодыра» или «Курочку Рябу»?
6. Не игнорируйте речь ребёнка, отвечайте ему.
Бывают ситуации, когда не совсем понятно, что он говорит и, переспросив его, Вы всё равно не поняли. Тогда чтобы не обидеть малыша, можно использовать маленькую хитрость:
– Да что говоришь! Ничего себе! (Делится чем-то эмоционально).
– А покажи! (Что-то просит).
7. Что такое хорошо и что такое плохо.
Даже если кажется, что ребёнок «ничего не понимает» – поверьте, Вам только кажется. А если и сейчас не попытаться, то потом задача усложнится.
Учите взаимодействовать с детьми и животными.
– Кошечку мы гладим НЕЖНО (при этом демонстрируем действие или делаем это рукой малыша), кошечка хорошая! Ей нравится, когда её гладят.
– Хочешь поиграть лопаткой мальчика? Надо спросить разрешения. Если даст, тогда поиграешь и вернёшь. А если нет, то будешь играть своей.
Если мальчик разрешил, то:
– Спасибо! А давай ты тоже поделишься своей? Как же здорово меняться!
Или же бывают ситуации отказа:
– Мальчик не хочет делиться, это же ЕГО лопатка, он будет играть ею сам.
8. О воспоминаниях.
Постепенно у ребёнка будут формироваться временные представления, не без вашей помощи, конечно.
– Вчера мы гуляли в парке, помнишь? А кого мы там видели? Белочку? Белка что делала? Прыгала? Ах, как белочка прыгала с ветки на ветку! Так смешно было!
9. Поручения.
Давайте задания малышу.
– Дай ложку. Спасибо! Что это? Ложка?
– Принеси красное полотенце из ванной комнаты.
Любовь и поддержка родителей очень важна для ребёнка. Общение способствует не только развитию речи, но и мышления, памяти, вниманию, а также эмоциональному развитию, помогает установить тёплые, доверительные отношения.
А о чем вы говорите с малышами?
Это интересно:
1. Кризис в 3 года – что делать? Практические рекомендации. – читать.
2. Кризис в 1 год – что делать? Практические рекомендации. – читать.
Если статья понравилась, нажимайте «палец вверх и подписывайтесь на мой канал.
Благодарю за внимание!
Источник
Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.
Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.
Этапы развития ребенка в три года:
1. Социальное развитие.
Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.
2. Эмоциональное развитие.
Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.
3. Когнитивное развитие.
Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.
4. Общее физическое развитие.
Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.
Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.
Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:
1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».
2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.
3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.
4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.
5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.
6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.
7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».
Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.
Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂
Источник
Если в двухлетнем возрасте малыш еще является наблюдателем, то в три года он становится любознательным исследователем окружающего мира. На плечи мамы и папы ложится непростая задача – помочь ребенку получить необходимый опыт и знания и в то же время, оградить его от возможных травм. Важно следить, чтобы малыш развивался гармонично, как в физическом и психическом отношении, так и в интеллектуальном плане.
Физическое развитие ребенка
Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты центра «Каркуша» рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:
- перешагивание через небольшие препятствия;
- хождение по наклонной плоскости;
- прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
- хождение по бечевке, положенной на пол;
- прыжки на обеих ногах вперед себя;
- прыжки с маленькой высоты.
Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.
Интеллектуальное и творческое развитие
В три года ребенок активно познает окружающие предметы и явления, исследует свои возможности, а для этого необходимо развивать внимание, логическое мышление, память, фантазию. Какие упражнения помогут?
- Поиск нужного цвета по образцу или названию.
- Собирание матрешек, пирамидок, формочек разных размеров.
- Подбор объемных и плоских квадратов, кругов, треугольников и других геометрических фигур.
- Игры на различие понятий «маленький», «большой», «средний».
- Складывание картинки-загадки: сначала из 2 двух, потом из 3-4 частей.
- Поиск целой картинки по ее кусочку.
- Обобщение предметов по главному признаку: живой-неживой, съедобный-несъедобный и т. д.
- Игра в мозаику, лото, домино.
- Поиск соответствий, например, тени и фигурки.
- Поиск лишнего предмета в группе других предметов.
- Добавление недостающих деталей.
- Совместное чтение сказок. Если ребенок знает некоторые буквы, попросите найти их в тексте.
Используйте каждую возможность, чтобы сообщить малышу что-то новое. Например, во время прогулки рассказывайте ему о деревьях, животных, явлениях, транспорте – словом, обо всем, что вам встретилось по пути.
Изучение элементарных математических понятий, цифр должно проходить в игровой форме. Добейтесь того, чтобы ребенок не просто зазубрил названия цифр, а научился именно определять количество предметов.
Для развития творческого мышления специалисты центра «Каркуша» советуют регулярно выполнять с ребенком следующие упражнения:
- игра с конструктором, кубиками, создание конструкций по образцу;
- собирание несложных пазлов;
- рисование и раскрашивание красками, карандашами, фломастерами;
- рисование разнообразных геометрических фигур, можно использовать трафарет или лекало;
- лепка простых фигурок из пластилина, соленого теста, глины;
- аппликации из природных материалов, цветной бумаги и картона, журнальных вырезок;
- вырезание ножницами по контуру и т. д.
Дети в 3 года с удовольствием играют в сюжетные игры, кукольный театр, участвуют в несложных коротких инсценировках.
Развитие речи
В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?
- Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
- Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
- Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
- Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.
На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:
- всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
- застегивание пуговиц, шнуровка;
- пальчиковая гимнастика;
- оригами;
- игры с водой.
Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.
Социальное развитие
Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:
- давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
- просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
- научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
- познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
- научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.
Как заниматься в домашних условиях?
Развивающее занятие должно проходить в подходящих условиях: при хорошем освещении, в проветренной комнате. Телевизор и компьютер нужно выключить, игрушки убрать, чтобы ничего не отвлекало малыша. Убедитесь, что ребенок отлично выспался, не устал, его не мучает голод или жажда. Старайтесь, чтобы ваши занятия проходили регулярно, в одно и то же время, ведь трехлетки весьма чувствительно относятся к изменениям режима.
Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, не заставляйте его силой, займите его чем-нибудь другим. Через некоторое время повторите попытку, скорее всего, она окажется успешной.
Кризис трех лет
Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?
- Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
- Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
- Предоставьте выбор или его иллюзию.
- Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
- Не критикуйте и не ругайте.
Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.
Источник: https://karkusha.su/kak-razvivat-rebenka-v-3-goda/
Источник