Что препятствует развитию ребенка

Вопрос. Что мешает психическому развитию ребенка, его общению? Ответ. Препятствует психическому развитию ребенка педагогическая и психологическая неосведомленность родителей, которая выражается несколькими моментами. Слабое представление о вопросах генезиса речевого развития, незнание особенностей кризисов возрастного развития и отсутствие навыков правильного поведения с ребенком. Неправильно усвоенные стереотипы поведения, примером чего могут служить такие высказывания: «Нет необходимости отвечать на все детские вопросы», «Подрастет – сам поймет». Личные проблемы и особенности родителя, которые он привносит в общение с ребенком, например если мама говорит: «Я должна много работать, чтобы доказать бывшему мужу, что я живу лучше его» или «Я скромный человек и требую подобного поведения от своего ребенка». Наличие у ребенка нарушений психического развития. Вопрос. Какова роль общения в детстве? Ответ. Общение для маленького ребенка – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его психического развития. Ситуация. Известны случаи, когда по тем или иным причинам маленькие дети лишаются необходимого общения, родительской заботы. Как это сказывается на психическом развитии ребенка? Решение. При отсутствии общения дети в возрасте 3-5 лет не говорят, не владеют простейшими навыками самообслуживания, проявляют пассивность, не ходят. В исследованиях выявлено, что дети, растущие в детских домах, отстают в психическом развитии от своих сверстников, живущих в семье. Казалось бы, физический уход, питание и т. д. в детских домах не хуже, чем в семье. Но нет родительской заботы, детям недостает нормального общения. Ситуация. Некоторые родители ограничиваются следующей схемой общения. Мать: «Как дела? Что нового?» Сын: «Нормально. Ничего». Мать: «Поел?» Сын: «Да». Мать: «Уроки выучил?» Сын: «Да». К чему приведет такая схема общения? Решение. При таком общении сохраняется психологическая дистанция, а в его основе ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности. В таких обстоятельствах общения родителям будет трудно сохранить авторитет, ведь, к сожалению, потерять его намного легче, чем приобрести. Родители часто борются с упрямством своего ребенка. Увлекшись этой борьбой, они перестают видеть ребенка, видят только цель, которую поставили перед собой: «Нужно доказать, что я сильнее (умнее, старше и т. д.), заставить ребенка понять, что родителей надо слушаться». Потерпев же поражение в этой борьбе, родители обращаются к психологу за помощью, просят: «Сделайте с ребенком что-нибудь». Какой должна быть реакция психолога на такую просьбу? Решение. Психолог не станет пополнять родительский арсенал средств воздействия на ребенка, а будет изменять позицию родителей, их отношение к ребенку. Предварительно он выяснит, что вкладывают они в понятие «упрямство». На самом деле оно может иметь самые разные значения: невнимательность, гиперактивность, закомплексованность, утомляемость, возбудимость, заторможенность, фобия, слабая обучаемость, самооценка, неуверенность и др. Нередко это может быть и смешением разных смыслов, например объединение упрямства с настойчивостью или целеустремленностью. Психологом должны быть подвергнуты анализу возрастные особенности ребенка, частота и интенсивность проявлений упрямства, когда и в каких ситуациях ребенок упрямится, становится несговорчивым, что этому предшествует. Нередко выясняется, что ребенок может заявлять о своих желаниях через выражение несогласия. Ситуация. Основы грамотной речи дети приобретают при взаимодействии с родителями, братьями, сестрами, сверстниками, учителями. В чем проявляется различие этих действий? Решение. Наибольший вклад в развитие грамотной речи ребенка вносят родители. Они должны вести постоянные разговоры с ним, носящие эмоциональный характер. Специальные задачи на занятиях чтением и письмом не ставятся, так как это делает квалифицированный учитель. Со сверстниками же в ходе обсуждения возникающих проблем дети делятся своими мыслями, много разговаривают. Ситуация. В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими. Мама Нины, довольная поведением своей дочери, говорит: «У тебя все получается, ты лучше всех», «Ты у меня самая красивая». А вот мама Тани, выражая недовольство ее поведением и желая, чтобы та была организованнее и развивалась лучше, часто твердит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя…». Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании? Есть ли зависимость направления проектирования от особенностей личности матери? Решение. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая применяет позитивное сравнение, а вторая – негативное. Тем самым определяется различное проектирование поведения Нины и Тани. Если мать – уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей с положительной стороны. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию им благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками. Если же мать – человек, неуверенный себе, если она чувствует себя в чем-то хуже других людей, то и к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок в этом случае будет иметь низкий социальный статус. Вообще же, лучше сравнивать поведение детей с их же собственным поведением, которое было отмечено в прошлом. Ситуация. Каждая мать желает, чтобы ребенок усвоил культурные нормы жизни в обществе, чтобы он был «порядочным человеком», «честным», «умным», чтобы «хорошо учился» и т. д. Почему же, несмотря на желание сделать своего ребенка хорошим и умным, некоторые матери все же осуществляют негативное проектирование? Решение. Для выбора негативных воздействий на своего ребенка есть несколько причин. К матери в прошлом так же относились ее родители. У нее закрепилось в сознании, что к ребенку надо относиться строго, контролировать его, не хвалить, иначе тот может вырасти эгоистом. Обиженной женщине сын напоминает отца, с которым она в разводе. Потому она считает: «Ребенок не должен быть таким, каким был его отец». Очень медлительный ребенок у быстрой и подвижной матери. Испытывая раздражение, такая женщина постоянно делает негативные замечания: «Всегда ты не успеваешь», «Давай быстрее, поторапливайся!». Она вечно подгоняет ребенка, считая, что в жизни он ничего не будет успевать делать вовремя. Неудовлетворенная жизнью мать действует по принципу: «Мне плохо, все вокруг плохо, и ты плохой, неудачник». Такая женщина часто кричит, ругает своего ребенка просто по причине хронической усталости. Типичные фразы, которые можно услышать от нее: «Делай, как я сказала, и не рассуждай!», «Убери игрушки, всегда разбрасываешь, ничего сам не можешь сделать!». Тот подавляющий стиль отношений, который использует муж в отношении жены, последняя, в свою очередь, переносит на ребенка. Ситуация. Исследования показывают, что в зависимости от стиля родительского воспитания детей в семье формируются различные реакции детей, разные модели их общения, и получаются соответствующие результаты воспитания. Только ли стиль родительского воспитания влияет на результаты воспитания ребенка в семье? Решение. Результат воспитания ребенка зависит не только от стиля и степени активности родительского влияния, но и от силы и активности самого ребенка. Сильный ребенок будет бороться за возможность самостоятельно строить свою жизнь, преодолевать установки родителей и, повзрослев, уйдет от их влияния. Слабый ребенок тоже может уйти от влияния родителей, утверждая свою взрослость и желание «жить своей жизнью», но часто это возможно при условии, что он найдет сильного партнера на стороне и будет подчиняться ему вместо родителей. Может быть и такое, что ребенок уходит от реальности в символический мир творческого самовыражения (музыка, рисование и др.). В этом мире он чувствует себя свободным и значимым. |
Источник
Какие проблемы нельзя игнорировать в поведении детей
Небольшие нарушения в поведении проще всего исправлять в самом начале, при их появлении, пока они не закрепились и не стали направляющими в развитии ребенка. Увидеть их довольно просто, да и отучить детей в раннем возрасте тоже труда не составит.
Агрессия и грубость в играх с детьми и взрослыми
Ребенок, не способный справиться со своими чувствами, может кидаться, толкаться, драться с другими, выражая свое несогласие. Как правило, такие действия родителями быстро пресекаются. Но надо обращать внимание и на более скрытые проявления агрессии – тычки, щипание, отталкивание. Иначе к школьному возрасту агрессивное поведение войдет в привычку, и исправить ее будет сложно. Ни другим детям, ни их родителям это не понравится.
Вмешательство во взрослые разговоры
Дети должны осознавать, что вне критичных ситуаций (срочно нужно в туалет, кто-то поранился и т. д.) им не стоит прерывать разговоры других. Если с друзьями это правило ребенок более-менее усваивает на собственном примере, то в семье, где мнение или желание малыша ставится выше взрослых бесед, дети растут с убеждением, что они намного важнее других. А в будущем такое поведение принесет им немало разочарований: с закрепившейся привычкой справиться станет сложно, а другие люди совершенно точно не будут реагировать также, как родители. Поэтому начинать отучать от привычки прерывать разговор родителей надо в самом ее начале: попросить подождать окончания темы/выполнения дела, предложить посидеть и отвлечься.
Игнорирование просьб взрослого
Для такого поведения детей у психологов даже есть специальный термин – избирательное слушание. Тут ребенок вас слышит, а тут – нет. Про конфету и мультики можно сообщать шепотом в другой комнате, а про чистку зубов и время спать приходится повторять по 10 раз? Это именно то самое слушание по выбору ребенка. Он игнорирует «несущественную» информацию про чистку зубов и проверяет границы доступного поведения. Само по себе явление – норма в развитии ребенка, проверку допустимых границ проводит каждый малыш. Но вот игнорирование просьб и напоминаний недопустимо. Правда, для начала надо убедиться, что дети действительно их слышат: произносить требования надо, установив зрительный контакт с ребенком, и дождаться ответных слов. Желательно разговаривать без дополнительных помех в виде телевизора, планшета, музыки и т. д.
Если это не помогает, придется вводить «штрафные санкции»: ребенок тратит время взрослого, заставляя напоминать, значит, взрослый ограничивает время ребенка, например, за мультфильмами. Важно помнить: если дети просят о чем-то, то надо как минимум словами реагировать на просьбу сразу. Иначе избирательное слушание можно будет считать проблемой не одного малыша, а всей семьи.
Не спрашивать разрешения
Разумеется, момент, когда малыш сам догадался, как подвинуть стульчик к столу, залезть, дотянуться до полки и достать конфету, это повод погордиться и отметить, как активно идет развитие ребенка. Однако после мелких нарушений, например, брать конфеты без спроса начинаются и более серьезные. Уйти гулять, не сказав взрослым, съесть все конфеты в доме друга, взять игрушку домой, выйти зимой поиграть на балкон и т. д. Правила в доме должны быть. Ограничивать надо далеко не всю активность, но некоторые критичные моменты – обязательно. Помимо здоровья и безопасности фразы «хочешь посмотреть телевизор – спроси разрешения» помогают приучаться следовать инструкциям.
Ложь или фантазия?
На самом деле эти два явления, особенно в детском исполнении, отличить нетрудно. Ребенок, которому хочется преувеличить свои достижения и значимость, начнет рассказ в ключе «какой я молодец». Кровать уже заправлена, игрушки убраны, зубы почищены! На самом деле на кровати едва ли найдется покрывало, игрушки будут распиханы по углам, а на зубах будет скопище кариозных монстров. Если эти моменты не пресечь, то завтра друзья узнают, как деточка был на сафари в Африке и сам стрелял во львов. Ложь – простой и довольно приятный поведенческий паттерн, и избавиться от него нелегко. Он помогает выглядеть лучше, избегать наказаний и требований, правда, не так долго, как хотелось бы маленькому хитрецу.
Корчить гримасы и грубо отвечать родителям
Такое поведение нас чаще всего пугает в подростках. А на ранних этапах развития ребенка оно как будто не в счет. Скорчить рожу папе, показать язык маме, сказать бабушке «сама убирай» от маленького ребенка вроде не так критично, не так ли? Вон как вырос, уже умеет гримасы делать.
На самом деле это все те же проверки границ, и, хотя мотивы поведения у детей иные, чем у подростков, но игнорировать такое нельзя. Оптимальным образом действует отказ общаться, если дети говорят «противным» голосом, передразнивают или заказывают глаза в ответ на просьбу. Можно показать, как это выглядит со стороны, и не переставать призывать к соблюдению норм общения.
Источник
Почему, спросите вы, именно после года? Отвечаем: после года у детей угасает сосательный рефлекс, который до этого времени частично или полностью (это касается малышей на искусственном вскармливании) удовлетворялся пустышкой.
Но многие детки в силу, как правило, родительской лени, не выпускают ее изо рта чуть ли не до 3-4-х лет. Конечно, с соской проще. Во-первых, малышу легче успокоиться – опять-таки благодаря все той же привычке отвлекать себя именно так, а значит, мамам и папам проще «вставить» соску в рот крохи, и он еще долго будет тих и доволен.
Во-вторых, родителям не нужно искать замену и прилагать усилия, чтобы своевременно отлучить ребенка от этого аксессуара. Ну и в-третьих, по расхожему мнению, все дети сосут соску, и ничего. Но такая «псевдолюбовь» может обернуться для мамы и малыша неприятными последствиями. Проблемы с грудным вскармливанием, задержка в развитии речи, искривление прикуса, сосание большого пальца, обгрызание ногтей – далеко не полный список. Главное – ребенок не развивает способность выражать свои чувства и эмоции. Именно поэтому многие взрослые сохраняют привычку тащить в рот разные предметы: ручки, зубочистки, сигареты. Связано это с тем, что ощущение комфорта и безопасности с детства у них ассоциируется преимущественно с пустышкой, поэтому в любой, особенно стрессовой ситуации, они тянут что-то в рот.
2. Подгузники после полутора лет
Без этого изобретения сегодня не обходится ни одна молодая мама – достоинств у подгузников, конечно, тоже много. Главные из них – удобство и комфорт для родителей и малыша: сухие пеленки – спокойный и довольный ребенок. Это в первую очередь касается годовалых малышей. Совсем другое дело – детки 1,5-3 лет, которые уже сами должны контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. И этому их учат именно мокрые колготки и простыни, доставляющие дискомфорт и неприятные ощущения. Когда же ребенок день и ночь проводит в подгузниках или непромокающих трусиках, то ничто не стимулирует его попроситься на горшок или проснуться ночью.
3. Говорящие интерактивные игрушки
Малышам нравятся говорящие, поющие, мигающие и движущиеся игрушки – это весело и увлекательно. С одной стороны, такие «игрушечные гаджеты» сами развлекают кроху, но с другой – совсем его не развивают. Что делает ребенок, в руки которого попадает музыкальная кукла с набором функций? Правильно, нажимает на кнопку, запускающую звук и движения и повторяет одни и те же фразы, записанные не всегда с должным качеством. Простор для детской фантазии в данном случае ограничивается интерактивными свойствами игрушки. Когда же малыш играет обычными куклами, машинками или солдатиками, он сам озвучивает своих персонажей, меняет интонации, раздает им роли, управляет ими в зависимости от выбранного сюжета. Именно такие игры развивают воображение.
4. Изогнутые столовые приборы
Эта категория детских товаров могла бы победить в номинации «Маркетинговые уловки для неопытных родителей». Производители борются за покупателя, предлагая им все новые и новые принадлежности для детей, с улучшенными свойствами и качествами, которые созданы в первую очередь для мам и пап.
На первый взгляд, изогнутая рукоять столовых приборов призвана облегчить малышу процесс самостоятельного принятия пищи: ребенку легче и удобней держать ложку/вилку, меньше пищи проливается на стол, да и крохе проще донести прибор с едой до рта. Но на практике видно, что используя такие «удобные» аксессуары, дети перестают учиться преодолевать трудности и доводить процесс до победного результата.
Если малыш привыкнет есть такой ложкой, то потом он с трудом сможет управляться обычной – ведь у него просто не будет нужного опыта и знаний. Результатом могут быть истерики во время трапезы и отказ от самостоятельного принятия пищи. Вам ведь это не нужно?
5. Трехколесные самокаты после 3-х лет
Самокат – необходимый спортивный инвентарь для развития и досуга ребенка. В 1,5-2 года малыш только знакомится с этим средством передвижения, поэтому наличие «дополнительных» колес вполне допустимо. Так ребенок может научиться уверенно кататься самостоятельно без помощи взрослых. Но в возрасте 3-х лет малыша следует пересаживать на «транспортное средство» классом выше – с двумя колесами.
Управление двухколесной моделью потребует от карапуза определенной сноровки. Такой самокат более скоростной и маневренный, поэтому понадобится чуть больше времени, чтобы уловить все нюансы и совладать с равновесием. Без синяков и шишек тоже не обойдется – и это нормально. Конечно, многие родители стараются уберечь своих чад от ненужных ссадин и слез, а себя – от необходимости помочь ребенку овладеть этим навыком. Поэтому большинство малышей так долго не пересаживаются на двухколесные самокаты и велосипеды.
6. Гаджеты без ограничения
Помните мультфильм про «Нехочуху»? Да, про того мальчика, который мечтал лишь смотреть мультики, играть и ничего не делать. Если не хотите, чтобы ваш малыш вырос зомбированным игроголиком, который ничем не интересуется, то ограничьте до минимума время, которое он проводит перед экраном планшета или ноутбука. Иначе увлечение подобными гаджетами со временем перейдёт в компьютерную зависимость, от которой будет очень тяжело «излечиться».
Погружение в виртуальную реальность негативно сказывается на уязвимой детской психике, что может привести к проблемам психологического и невротического характера: замкнутости, отсутствию интереса к реальной жизни, агрессии, депрессивным и суицидальным настроениям, срывам, нервным расстройствам и другим проблемам со здоровьем.
7. Включенный телевизор
Источник