Что означает пятый коридор в развитии ребенка
Здравствуйте, дорогие читатели!
Как вы думаете, о чем беспокоятся «свежеиспеченные» родители? Ведь после рождения крохи жизнь молодых пап и мам меняется самым чудесным образом – на смену восторгам и умилению приходит каждодневный труд по уходу за новорожденным. Вот тут-то и начинаются первые страхи и беспокойства. На голову детского педиатра во время плановых ежемесячных посещений «обрушивается» масса вопросов.
Сколько малыш прибавил в росте и весе? Как правило, основные опасения «неопытных» родителей вызывает соответствие этих показателей общепринятой норме. Признаюсь, в свое время я тоже терзалась сомнениями по поводу вышеупомянутых показателей. Однако врач меня успокоила – существует таблица развития ребёнка до года, в которой приведены нормы роста, веса, а также прибавка показателей по каждому месяцу.
Итак, давайте совершим увлекательное путешествие от момента рождения малыша до его годовалого возраста. Ведь детки так быстро растут! А сколько умений осваивают маленькие «исследователи» за этот срок – только поспевай за ними!
1. Коридоры развития детей: что это такое
Впервые услышав об этом термине от участкового педиатра, сразу не поняла, в чем дело. Однако здесь нет ничего «страшного» – речь идет об антропометрических показателях оценки развития ребенка (рост, вес, окружность головы и груди).
«Ваш малыш по росту находится в пятом коридоре», – сообщает ваш «детский» врач. Это означает, что показатель роста ребенка, который оценивается с помощью специальной центильной таблицы, является средним.
Примечательно, что нормативные показатели для мальчиков и девочек немного отличаются.
На очередном плановом осмотре педиатр проводит все необходимые измерения, сравнивает с данными таблиц и на этом основании делает вывод о развитии ребенка. Сегодня при желании мамочки могут найти эти таблички на специальных тематических сайтах. Однако все-таки лучше проконсультироваться у педиатра, не так ли? Доктор научит правильно пользоваться центильными таблицами, а также «развеет» возможные сомнения и волнения.
Например, средними считаются показатели, соответствующие интервалам 25 – 50 – 75%. А если после измерения и оценки показали малыша относят к 3 – 10% или 90 – 97%, то это повод насторожиться и неотлагательно проконсультироваться у врача.
2. Этапы физического и психомоторного развития ребенка – по месяцам
Многие неопытные мамочки подумают: зачем нужно столько «непонятных» таблиц и цифр? Однако очень важно регулярно контролировать все показатели, чтобы вовремя заметить возникновения разных кризисов или заболеваний. Ведь даже состояние новорожденных в первые минуты жизни оценивают по шкале Апгар – количество набранных баллов дает четкую информацию о здоровье малыша.
Итак, давайте понаблюдаем, как на протяжении года изменяются основные показатели физического развития ребенка – с помощью следующей таблицы:
Возраст в месяцах | Вес, кг | Прирост за месяц, кг | Рост, см | Прирост за месяц, см |
1 | 3,7 – 4,1 | 0,6 | 54 – 55 | 3 |
2 | 4,5 – 4,9 | 0,8 | 55 – 59 | 3 |
3 | 5,2 – 5,6 | 0,8 | 60 – 62 | 2,5 |
4 | 5,9 – 6,3 | 0,75 | 62 – 65 | 2,5 |
5 | 6,5 – 6,8 | 0,7 | 64 – 68 | 2 |
6 | 7,1 – 7,4 | 0,65 | 66 – 70 | 2 |
7 | 7,6 – 8,1 | 0,6 | 68 – 72 | 2 |
8 | 8,1 – 8,5 | 0,55 | 69 – 74 | 2 |
9 | 8,6 – 9,0 | 0,55 | 70 – 75 | 1,5 |
10 | 9,1 – 9,5 | 0,45 | 71 – 76 | 1,5 |
11 | 9,5 – 10,0 | 0,4 | 72 – 78 | 1,5 |
12 | 10,0 – 10,8 | 0,35 | 74 – 80 | 1,5 |
Вместе с физическим развитием врачами тщательно оцениваются коммуникативные умения карапуза и сравниваются с нормой. Помню, как интересно было наблюдать за ежедневными «открытиями» маленького человечка – от держания головки до первых неуверенных шажков. Что должен уметь малыш в возрасте от одного месяца до года?
2.1. 0 – 3 месяца: я улыбаюсь!
В первый месяц жизни младенец многому учится.
Это способности:
- различать белый, черный, красный и желтый цвета
- менять эмоциональную окраску звуков – от резко-«требовательного» крика до ласкового «урчания»
- на короткое время сосредотачиваться на мамином (или папином) лице, расположенном достаточно близко
- недолго провожать взглядом плавно движущийся «объект»
- попытаться «говорить» – с этого момента начинаются разные «гу» и «агу»
- проявления радостных эмоций при общении
- переворачиваться с боку на спинку
- искать глазами источник шума или света
- держать и поворачивать в стороны головку
- опираться ножками на поверхность
- хватать ручками яркие игрушки
- все, что удалось захватить, немедленно отправлять в ротик.
2.2. 4 – 6 месяцев: «входим» в режим и пытаемся разговаривать
Детки растут быстро. Особенно незаметно мчится время до годовалого возраста карапуза – один месяц сменяет другой, а малыш каждую минуту учится чему-то новому.
Малыш уже:
- хорошо узнает маму и радуется ей
- реагирует на обращение к нему – изменениями интонаций голоса и новыми звуками
- приподнимает и держит головку, лежа на спине
- самостоятельно перекатывается со спины на животик и обратно
- может немного постоять при поддержке за туловище
- с интересом изучает игрушки и перекладывает из одной ручки в другую
- может спать несколько часов подряд.
2.3. 7 – 9 месяцев: подружились с ложкой!
Малыш растет с каждым днем, а за эти три месяца осваивает такие умения:
- сидение, вставание на четвереньки и ползание
- развитие мелкой моторики пальцев – отлично хватает и переносит игрушки
- еда с ложки, а питье – из чашки
- эмоциональный контакт с окружающими взрослыми
- игры для самых маленьких – например, «ладушки»
- реакция на произношение своего имени
- выражение согласия или отрицания киванием головой
2.4. 10 – 12 месяцев: мы уже взрослые!
Скоро у малыша праздник – первая годовщина! Остались позади бессонные ночи, детские колики и пеленки, а малыш стал совсем большим.
Арсенал умений годовалого ребенка пополнился такими навыками:
- первые шаги – сам иду!
- двигательная активность и быстрое перемещение по всем интересующим поверхностям
- игра в кубики, с пирамидкой, складывание игрушек на место
- контакт с родителями, а также с другими детьми
- произношение простых слов
- держание разных предметов – ложки, чашки, игрушки
- понимание слов «можно» и нельзя».
На протяжении первых двенадцати месяцев кроха усваивает и «обрабатывает» огромный объем информации. Однако обучение только началось! Малыш растет и каждый момент узнает что-то новое и интересное, а его показатели роста и веса постоянно меняются (при желании можно составить подробный график). Давайте познавать мир вместе с нашими детками!
Посмотреть видео о жизни ребенка от рождения до года можно здесь:
Уважаемые читатели, если вам понравилась статья, предлагаем вам подписаться на обновления. До новых встреч!
Источник
Врач-педиатр. Врач высшей категории
Дорогие родители, малыш растет, и Вас беспокоит, достаточно ли он прибавляет в весе и росте. Для контроля существуют центильные таблицы для оценки физического развития детей, массо-ростовые показатели. При этом Вы должны помнить, что каждый малыш индивидуален, он не может расти по учебнику. Данные рекомендации по весу и росту даны для среднего числа детей, и отклонения на 10 % – это норма. Кроме того, центильный коридор от 25% до 75% – это средние физические показатели. Поэтому и говорят: Физическое развитие – мезосоматическое, макросоматическое, микросоматическое.
Важно, чтобы показатели веса и роста были в одном центильном коридоре, но не более двух смежных. Тогда мы можем говорить о гармоничном развитии. Если разрыв более двух центильных коридоров – развитие дисгармоничное. Тогда мы можем думать либо о несбалансированном питании либо о патологии, связанном с ожирением (паратрофией), либо белково-энергетической недостаточностью (гипотрофией).Кроме того, нельзя забывать и о конституциональных особенностях ребенка, о генетической предрасположенности. Поэтому ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с соседским. Чтобы говорить о здоровье ребенка, мы оцениваем его состояние по очень многим критериям. Это и нервно-психическое развитие, данные лабораторного обследования, анамнез, наследственность. Сколько раз в моей практике встречались дети, которые набирали в весе 400-450 г. ежемесячно, к году едва набирали 7,8-8 кг. Но при этом дети уже в 10 месяцев начинали ходить, произносить слоги, выполняли сложные инструкции.
Мы поговорим о прибавке веса и роста для доношенных детей. У недоношенных детей показатели прибавки веса и роста отличаются по степени недоношенности. Кроме того, дети могут рождаться с внутриутробной гипотрофией.
Таблицы для девочек и мальчиков различны по цифровым показателям, но на 1 году жизни эти различия совсем минимальные.
Центильные таблицы для оценки физического развития девочек от 0 до 12 мес.
Длина тела (рост), см. Центили в % | Возраст в мес. | Масса тела, кг. Центили в % | ||||||||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
45,8 | 47,5 | 49,8 | 50,7 | 52,0 | 53,1 | 53,9 | 2,6 | 2,8 | 3,0 | 3,3 | 3,7 | 3,9 | 4,1 | |
48,5 | 50,3 | 52,1 | 53,5 | 55,0 | 56,1 | 57,3 | 1 | 3,3 | 3,6 | 3,8 | 4,2 | 4,5 | 4,7 | 5,1 |
51,2 | 53.3 | 55,2 | 56,8 | 58,0 | 59,3 | 60,6 | 2 | 3,8 | 4,2 | 4,5 | 4,8 | 5,2 | 5,5 | 5,9 |
54,0 | 56,2 | 57,6 | 59,3 | 67,7 | 61,8 | 63,6 | 3 | 4,4 | 4,8 | 5,2 | 5,5 | 5,9 | 6,3 | 6,7 |
56,7 | 58,4 | 60,0 | 61,2 | 62,8 | 64,0 | 65,7 | 4 | 5,0 | 5,4 | 5,8 | 6,2 | 6,6 | 7,0 | 7,5 |
59,1 | 60,8 | 62,0 | 63,8 | 65,1 | 66,0 | 68,0 | 5 | 5,5 | 5,9 | 6,3 | 6,7 | 7,2 | 7,7 | 8,1 |
60,8 | 62,5 | 64,1 | 65,5 | 67,1 | 68,8 | 70,0 | 6 | 5,9 | 6,3 | 6,8 | 7,3 | 7,8 | 8,3 | 8,7 |
62,7 | 64,1 | 65,9 | 67,5 | 69,2 | 70,4 | 71,9 | 7 | 6,4 | 6,8 | 7,3 | 7,7 | 8,4 | 8,9 | 9,3 |
64,5 | 66,0 | 67,5 | 69,0 | 70,5 | 72,5 | 73,7 | 8 | 6,7 | 7,2 | 7,6 | 8,2 | 8,8 | 9,3 | 9,7 |
66,0 | 67,5 | 69,1 | 70,2 | 72,0 | 74,1 | 75,5 | 9 | 7,1 | 7,5 | 8,0 | 8,6 | 9,2 | 9,7 | 10,1 |
67,5 | 69,0 | 70,3 | 71,9 | 73,2 | 75,3 | 76,8 | 10 | 7,4 | 7,9 | 8,4 | 9,0 | 9,6 | 10,1 | 10,5 |
68,9 | 70,1 | 71,5 | 73,0 | 74,7 | 76,5 | 78,1 | 11 | 7,7 | 8,3 | 8,7 | 9,3 | 9,9 | 10,5 | 10,9 |
70,1 | 71,4 | 72,8 | 74,1 | 75,8 | 78,0 | 79,6 | 12 | 8,0 | 8,5 | 9,0 | 9,6 | 10,2 | 10,8 | 11,3 |
При этом до трёхмесячного возраста жизни ребенок прибавляет в сутки 20-30 грамм ежедневно, соответсвенно в неделю от 140 до 200.Если говорить о средней прибавке веса по месяцам, то она составляет всего 600 г. в месяц, та как у ребенка после рождения отмечается физиологическая убыль веса (с мочой, калом, переход от внутриутробного вскармливания на грудное в период адаптации), приблизительно 10% веса, что составляет 200-300 грамм.
Чаще к 3-4 дню ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, а далее идет прибавка. Но у меня был случай в практике, когда ребенок стал набирать в весе с 20 дня жизни, при этом девочка была активной, рефлексы живые, аппетит хороший, ночной интервал выдерживала, стул 4-5 раз в сутки, мочеиспускание достаточное, развивалась по возрасту. Поэтому не стоит волноваться. Наш индикатор – самочувствие ребенка. Если малыш активный, ест с аппетитом, сон спокойный, кожа чистая, физиологические отправления не нарушены, будьте спокойны, ваш малыш здоров и не голоден. Вы видите по таблице размах веса к году составляет от 8 до 13 кг. Это норма. Повода бежать к эндокринологу, генетику, обследовать ребенка нет.
Или противоположная ситуация: ребенок в первые месяцы жизни набирает по 1-1,5 кг., находясь на грудном вскармливании. Если у малыша нет колик, он не срыгивает, нет гастроинтестинальных проявлений, он активный, кожа чистая, физиологические отправления не нарушены – это тоже норма. Вспомните, как часто бывает, недоношенные дети быстро набирают в весе и к году догоняют своих сверстников. А крупные малыши медленнее набирают вес. За всю мою тридцатилетнюю практику только двое детей к году весили 14-15 кг., правда и родители у них были крупными, высокими. К трём годам они весили практически столько же, прибавляли только в росте, остальные сверстники их догнали.
Месяц | Прибавка веса в граммах |
1 | 600,0 |
2 | 800,0 |
3 | 800,0 |
4 | 750,0 |
5 | 700,0 |
6 | 650,0 |
7 | 600,0 |
8 | 550,0 |
9 | 500,0 |
10 | 450,0 |
11 | 400,0 |
12 | 350,0 |
Считается, что к 4-4,5 месяцам ребенок должен удвоить вес, а к концу года утроить.
Бывает, что прибавка роста и веса идёт скачками, отмечается сезонность, неравномерность, иногда асимметрия роста. Педиатров беспокоит окружность головы и груди, к 2-3 месяцам они должны сравняться. Далее грудь растет быстрее. Это важно, чтобы не пропустить патологию.
Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. В первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см. ежемесячно, во втором квартале по 2,5-2 см. ежемесячно. В третьем – по 1,5-2 см., в четвертом по 1 см. ежемесячно. Итого общая прибавка роста на первом году жизни составляет около 25 см.
Центильные таблицы для оценки физического развития мальчиков от 0 до 12 мес.
Длина тела (рост), см. Центили в % | Возраст в мес | Масса тела , кг Центили в % | ||||||||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
46,5 | 48,0 | 49,8 | 51,3 | 52,3 | 53,5 | 55,0 | 2,7 | 2,9 | 3,1 | 3,4 | 3,7 | 3,9 | 4,4 | |
49,5 | 51,2 | 52,7 | 54,5 | 55,6 | 56,5 | 57,3 | 1 | 3,3 | 3,6 | 4,0 | 4,3 | 4,7 | 5,1 | 5,4 |
53,6 | 53,8 | 55,3 | 57,3 | 58,2 | 59,4 | 60,9 | 2 | 3,9 | 4,2 | 4,6 | 5,1 | 5,6 | 6,0 | 6,4 |
55,3 | 56,5 | 58,1 | 60,0 | 60,9 | 62,0 | 63,8 | 3 | 4,5 | 4,9 | 5,3 | 5,8 | 6,4 | 7,0 | 7,3 |
57,5 | 58,7 | 60,6 | 62,0 | 63,1 | 64,5 | 66,3 | 4 | 5,1 | 5,5 | 6,0 | 6,5 | 7,2 | 7,6 | 8,1 |
59,9 | 61,1 | 62,3 | 64,3 | 65,6 | 67,0 | 68,9 | 5 | 5,6 | 6,1 | 6,5 | 7,1 | 7,8 | 8,3 | 8,8 |
61,7 | 63,0 | 64,8 | 66,1 | 67,7 | 69,0 | 71,2 | 6 | 6,1 | 6,6 | 7,1 | 7,6 | 8,4 | 9,0 | 9,4 |
63,8 | 65,1 | 66,3 | 68,0 | 69,8 | 71,1 | 73,5 | 7 | 6,6 | 7,1 | 7,6 | 8,2 | 8,9 | 9,5 | 9,9 |
65,5 | 66,8 | 68,1 | 70,0 | 71,3 | 73,1 | 75,3 | 8 | 7,1 | 7,5 | 8,0 | 8,6 | 9,4 | 10,0 | 10,5 |
67,3 | 68,2 | 69,8 | 71,3 | 73,2 | 75,1 | 75,5 | 9 | 7,5 | 7,9 | 8,4 | 9,1 | 9,8 | 10,5 | 11,0 |
68,8 | 69,1 | 71,2 | 73,0 | 75,1 | 76,9 | 78,8 | 10 | 7,9 | 8,3 | 8,8 | 9,5 | 10,3 | 10,9 | 11,4 |
70,1 | 71,3 | 72,6 | 74,3 | 76,2 | 78,0 | 80,3 | 11 | 8,2 | 8,6 | 9,1 | 9,8 | 10,6 | 11,2 | 11,8 |
71,2 | 72,3 | 74,0 | 75,5 | 77,3 | 79,7 | 81,7 | 12 | 8,5 | 8,9 | 9,4 | 10,0 | 10,9 | 11,6 | 12,1 |
На втором году жизни ребенок должен прибавить в весе 2-2,5 кг, вырасти на 8-10 см.
Спасибо за внимание.
Источник