Что нужно знать когда ребенку 2 года
Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.
Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности
Физическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты – в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Пол ребенка | Рост, см | Вес, кг |
Мальчик | 84-89 | 12-13,5 |
Девочка | 83-87,5 | 11,5-13 |
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.
Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей
Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
Прятки с игрушкой – отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- “Нет” занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Было бы ошибкой считать, что 3-й год – более легкий период в развитии и воспитании ребенка, потому что кроха повзрослел, а, следовательно, родителям намного легче с ним «договориться». Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают особенности этого удивительного периода – периода высоких достижений и уникальной строптивости, непослушания. В этом периоде начинается формирование личности. Малышу необходимо, чтобы с ним считались как «с равным».
Физическое развитие ребенка
Посмотрите, как играет Ваш карапуз: скачет вверх и вниз, залезает на шведскую стенку, весело и беззаботно бегает. Трудно представить, что всего лишь год назад он едва умел ходить. Не меньше поражают и его успехи в развитии мелкой моторики. В два года, Ваш
ребенок
уже может построить башню из нескольких кубиков, а затем с радостью ее сломать, он самостоятельно ест ложкой возможно даже и вилкой, пьет из кружки, делает усердные попытки самостоятельно одеваться. Малышу нравится играться руками и пальчиками: плескаться в ванной или в луже, рисовать. Этот подвижный человечек, который еще так недавно был крошечный и беспомощный, делает большие успехи в физическом развитии. И с каждым новым умением, он становится более самостоятельным и уверенным в себе.
ИсточникПоказатели развития ребенка двух летПодвижные игры для ребенкаАкробатика для детей и малышей
Социальное развитие ребенка
Готов ли малыш к походу в кино, на детское представление, на культурное или спортивное событие? Это зависит от индивидуальных особенностей Вашего ребенка и планируемого мероприятия. Может ли он спокойно сидеть продолжительное время? Как долго будет длиться мероприятие и насколько оно шумное? (Многих малышей пугают шумные события). Если Ваш малыш решит, что 10 минут концерта уже достаточно, сможете ли Вы найти, чем его занять или собраться и уйти? Или если он громко объявит, что актеры в спектакле ему не по душе, сможете ли Вы принять это с юмором и надеяться, что окружающие поступают точно также? Конечно, трудно предугадать, как поведет себя Ваш
ребенок
. Но можно свести возможные неприятности к минимуму, выбрав короткое, милое и подходящее по возрасту мероприятие (двухлетки отличаются неустойчивым вниманием). Собираясь, убедитесь. Что Ваш
ребенок
не голоден, не устал и в хорошем настроении. Будьте готовы ко всему. Ваш малыш может засобираться домой сразу же после первого выступления в цирке или посмотреть все до конца и потом отказаться уходить.
ИсточникПсихология развития ребенка от рождения до 3 летВоспитание мультфильмамиСтрахи двухлетнего ребенка
Интеллектуальное развитие ребенка
К двум годам
ребенок
сделал большой скачок в интеллектуальном развитии. Он может представить себе тот или иной предмет или действие, классифицировать понятия (он знает, что кошки и собаки это животные, а кубики и куклы это игрушки), может разложить формочки по размеру. У него хорошо развита память, и он начинает понимать некоторые абстрактные понятия, например, больше меньше, раньше позже, такой другой. У него богатое воображение, он изобретателен и уже может сказать несколько связанных предложений. Короче говоря, Ваш веселый, активный и иногда строптивый малыш растет!
ИсточникДетские фантазииДомашняя школа МонтессориКакие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить?
Учимся – играя. Знакомство с формой, цветом и размерами предметов
Программа развития ребенка от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Познавательное развитие
Действия с предметами
1. Учить ребенка более тонко дифференцировать форму, цвет, величину предметов, а также учитывать особенности материала (фактуру, массу, звуковые свойства), количественное соотношение деталей, положение в пространстве.
2. Совершенствовать действия с предметами, ориентируясь на два свойства одновременно.
3. Собирать одноцветные, а затем разноцветные пирамидки из 4-5 колец, располагая их по убывающей величине.
4. Составлять пирамидки из шаров, кубов (одного размера).
5. Разбирать и собирать трехместную матрешку, совмещая рисунок на ее частях.
6. Составлять башенки из трех одноцветных последовательно уменьшающихся деталей-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и др.)
7. Продолжать развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
8. Поощрять использование предметов- орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения ребенком практических задач. (Доставать палочкой закатившийся мяч, позвонить в колокольчик, дергая за ленточку и т.п.)
Конструирование
1. Продолжать приобщать ребенка к конструированию простых конструкций (домик с заборчиком, дорожка со скамеечкой и т.п.).
2. Через разыгрывание взрослыми знакомых сюжетов (например, матрешка гуляет по дорожке, машины едут по дороге, въезжают в ворота и т.п.).
3. Обогащать игру ребенка игровыми сюжетами в строительных играх, опираясь на наблюдения реальных ситуаций в повседневной жизни.
Игра
1. Продолжать способствовать развитию сюжетно-отобразительных игр:
а) обогащать ребенка яркими, запоминающимися впечатлениями при ознакомлении с окружающим;
б) сюжеты, виденные в жизни, реализовать в действиях с игрушками, картинками (разные машины на улице, работа продавца в магазине, работа подъемного крана на стройке, работа по озеленению дворов и т.п.);
в) подбирать художественную литературу на сюжеты игр малыша, обогащать образами художественного слова.
2. Поощрять замену или обозначение игровых действий словом (например, «чик-трак» – открывание замочка, «Ш-ш-ш» – мытье рук под струей воды и т.п.).
3. Осуществлять педагогическую поддержку игры по ходу развития игрового сюжета.
4. Формировать умение играть не только рядом, но и вместе с другим ребенком.
Социальное развитие
1. Поддерживать стремление ребенка действовать самому: развивать потребность в самостоятельности («Я сам!»), развивать уверенность в себе, в своих силах («Я могу!», «Я хороший»).
2. Побуждать ребенка к игре рядом со сверстниками, не мешая друг другу. Затем приучать к игре вместе, осуществляя общий игровой замысел.
3. Обогащать ребенка совместными впечатлениями со сверстниками, проводя для детей игры, инсценирование потешек, рассказывание сказок, прослушивание музыкальных фрагментов и т.п.
4. Способствовать возникновению у ребенка совместных с другими детьми чувств.
5. Помогать вступать в контакты со сверстниками, находя общие интересы.
Обеспечивать эмоциональную поддержку (ласку, одобрение), доброжелательное внимание.
6. Собственным примером показывать образец взаимоотношений людей в обществе (симпатия, сочувствие, уступчивость, умение помогать, научить, любить людей и т.п.).
7. Учить элементарным способам общения, умению обратиться с просьбой, поменяться игрушкой с другим ребенком и т.п.
Источник
Занятия с ребенком
Занятие «Кукла Ляля умывается»
Цель. Запомнить названия предметов гигиены (мыло, мыльница, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа) и их свойства (величина, цвет, фактура) и назначение. Изучить характеристики воды (холодная, горячая, прозрачная, течет). Словесно обозначать характер действий: намылить, тереть, смыть, вытереть и т.п.
Использовать знакомую ребенку потешку «Водичка-водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико, (Тане, Маше и др.)
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Предложить повторить за мамой знакомые строчки, называя куклу по имени. Вызвать ребенка на диалог с ней (за куклу говорит взрослый).
Материал. Кукла среднего размера (45 – 50 см). Игровые аксессуары для умывания куклы (мыло-кубик, мочалка, полотенце и пр.), широкая миска (тазик), игрушечная детская лейка, наполненная водой.
Ход занятия. Мама показывает иллюстрации к потешке «Водичка-водичка», напоминает ребенку ее содержание, читает. Предлагает малышу поиграть с куклой Лялей.
Во второй части занятия мама просит ребенка принести все необходимое для умывания куклы и располагает Лялю около тазика. Предлагает малышу посмотреть, как льется из лейки вода, послушать, как она журчит, отметить ее прозрачность, просит опустить в лейку пальчик: узнать, какая она по температуре (холодная, теплая, горячая).
В третьей части занятия игра разворачивается ситуативно. Мама и малыш намыливают куколке ручки,
ребенок
льет водичку на них, затем мама поливает, а
ребенок
моет кукле личико. Мама читает потешку, просит малыша повторять за ней слова. Ребенок вытирает кукле полотенцем лицо и ручки. Взрослый предлагает ему «поговорить» с куклой. В конце занятия малыш играет произвольно, по своему замыслу.
Примечание. По аналогии проводятся занятия: сборы на прогулку, кормление, укладывание спать, купание и т.п. В отличие от более раннего возраста, малышу предоставляется бОльшая самостоятельность, взрослый «идет за ребенком», давая ему возможность проявить инициативу, творческий поиск.
Занятие «Магазин игрушек»
Цель. Закреплять представления о знакомых игрушках (матрешка, пирамидка, мяч, кукла, машина и т.п.). Учить составлять предложения из 3–4 слов, в которых говорится о какой-либо игрушке, отмечаются ее особенности, характер действий с ней.
Материал. Игрушки, которые есть в хозяйстве малыша. По договоренности их размещают в «магазине». Взрослый и
ребенок
выступают как партнеры: покупатель и продавец (роли распределяют по взаимному согласию).
Ход занятия. Покупатель приходит в магазин и объясняет продавцу, какая ему нужна игрушка. Взрослый старается провести с малышом интересный диалог, побуждает строить предложения из 3 – 4 слов, правильно согласуя их в роде, числе и падеже.
Занятие «Мытье кукольной посуды»
Цель. Закреплять представления ребенка о посуде и кухонных принадлежностях, активизировать употребление в речи слова «посуда». Привлекать малыша к посильному труду. Учить отвечать на вопросы взрослого: называть цвет чашек, тарелок, их величину.
Материал. Миска, губка, кухонное полотенце. Использовать наборы игрушечной посуды.
Ход занятия. Мама приглашает малыша помыть посуду для кукол. Взрослый показывает, затем предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно. В процессе игры взрослый побуждает малыша называть предметы и их особенности. Затем игра разворачивается ситуативно по желанию малыша, например, куклу угощают чаем и т.п.
Занятие «Транспорт»
Цель. Научить узнавать и называть игрушки, изображающие различные виды транспорта. Побуждать детей к высказываниям об этих игрушках, их назначении: перевозить кукол и различные предметы. При звукоподражании развивать правильную артикуляцию звуков.
Материал. Использовать игрушки, изображающие транспортные средства, например, автомобиль, грузовую машину, автобус и т.п., и игрушку–телефон (или предмет – заместитель, например, деревянную ложку).
Ход игры. Мама договаривается с малышом, что по «телефону» она вызывает машину для мишки, который поедет в гости к кукле. Разыгрывается сценка разговора по телефону. Ребенок едет за мишкой и отвозит его к кукле. Затем то же самое выполняется с зайкой, Петрушкой, белочкой, слоником и др. Мама старается активизировать речь ребенка, побуждает к творческому развитию сюжета.
Занятие «Рассказ о работе доктора»
Цель. Закрепить представление о работе врача. Дать основные знания об этой профессии: заботится о здоровье, лечит больных, выслушивает их трубочкой, смотрит горло, дает лекарство.
Материал. Игрушки–пациенты: Зайка, Мишка, Слон, Свинка и др. Необходимые аксессуары для отображения действий врача: градусник, трубочка, бинт, ватка и др. (можно использовать предметы – заместители).
Ход игры. Мама вводит малыша в сюжет игры: звери заболели, их необходимо лечить, послушать трубочкой, дать лекарство и т.п. Игра разворачивается ситуативно. Мама показывает действия доктора, говорит от имени пациентов, старается активизировать малыша, предоставляя ему возможность самостоятельно действовать в игре. Активизирует речь, учит выражать свои действия и желания словами.
ИсточникВолшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 летДомашние занятия с ребенком 2-5 лет
Повседневные дела
Как приучить ребенка быть сухимПрием пищиДостаточно ли спит ваш ребенок?Ох уж этот беспорядокДети в мире домашних животныхКрутое пике – совсем не крутоКисломолочные продукты в борьбе с дисбактериозомСкоро в садик
https://moikompas.ru/compas/rebenok_2_goda
Источник