Что нужно для ребенка 1 год

Что нужно для ребенка 1 год thumbnail

Первые 6 месяцев

В этот период будьте максимально практичными, потому что ребёнок быстро растёт и на первых порах ему много не нужно. Половина товаров для новорождённых – это товары для родителей. Младенцу нужна мама, еда, одежда и место для сна, если брать грубо.

То, что можно не покупать

  • Балдахин для кроватки – это нефункционально. Ребёнок немного подрастёт, начнёт вставать в кроватке и может опрокинуть его на себя. Ещё один аргумент против – пыль. И последнее – балдахин в принципе не самая важная вещь для ухода за ребенком.
  • Анатомическая ванночка – она понадобится только первые 2 недели, после ребёнку будет тесно, можно обойтись обычной детской ванночкой, а потом купать ребенка в нормальной ванне. Или купайте сразу в большой ванне, просто купите надувной воротник для купания.
  • Пеленальный столик или пеленальная доска – это вещь красивая, удобная, но не первой необходимости, пеленать можно и на кровати, и на любом подходящем по высоте столе. Можно сделать так: сложить в несколько раз жесткий плед, сверху постелить клеенку и тёплую (байковую) пеленку. Можно класть хоть на диван,хоть на свою кровать и пеленать.
  • Расчёска и детские круглые ножницы – ножницы подойдут и ваши, только обработайте их спиртом. Расчёска не нужна вообще первое время, чего там расчёсывать, да и кожа головы ещё очень нежная.
  • Ушные палочки с ограничителем – не нужно раньше времени лезть ребенку в уши. Если кормите грудью, то ушной проход малыша очищается сам в процессе сосания.
  • Одеяло – можно купить, но вообще в каждом доме найдется, чем укрыть ребёнка, так что, если бюджет ограничен, то оставьте его пока в магазине.

Надо купить

  • Кроватку.
  • Матрас (наполнитель кокосовая стружка, не паралон) и наматрасник (непромокаемый).
  • Коляску.
  • Переноску либо слинг, либо эргорюкзак (в зависимости от времени года и от того, как вам комфортнее).
  • Конверт-транформер (удобная и практичная вещь – он раскладывается в одеяло, будет в чём выписать ребёнка, а потом чем укрыть).
  • Одежду.
  • Пелёнки (обычные и непромокаемые 4-5 штук).
  • Бутылочку.
  • Соску.
  • Подушку для кормления (если вы покупали себе подушку для беременных, то она отлично подойдёт).
  • Шезлонг.

Некоторые вещи мы подчеркнули – это не просто так, читайте дальше.

Отдельно распишем предметы гигиены и одежду

Одежда

Не покупайте много, ребенок будет быстро расти поэтому на первый год обеспечьте минимум одежды, остальное берите у знакомых, покупайте с рук.

  • Боди с коротким и длинным рукавом – по 3-4 штуки.
  • Распашонки – 2-3 штуки.
  • Носки теплые и хлопковые – 8-10 пар.
  • Пинетки – 1-2 пары.
  • Комбинезон для прогулок.
  • Теплый комбинезон (шерстяной или флисовый).
  • Шапочка для дома и тёплая на улицу.
  • Человечки или слипики (комбинезон с закрытыми ручками и ножками) – 2 штуки.

Гигиена

  • Травы для купания (череда, ромашка, календула).
  • Присыпка.
  • Бепантен (от покраснений и раздражений).
  • Подгузники.
  • Зелёнка и перекись водорода для обработки пупка.
  • Детский стиральный порошок.
  • Массажное масло.

На форумах мамы в своих списках часто отдельно расписывают аптечку. Не делайте этого, минимум мы указали, а остальное купите при необходимости.

А это вам подарят

Настало время для тех вещей, что мы подчеркнули.

Сделайте список для друзей и родственников, чтобы они точно знали, что дарить. Ведь в любом случае они будут делать подарки, а вот будут ли они полезными, большой вопрос, поэтому позаботьтесь об этом заранее. Ну и ориентируйтесь по бюджету родственников.

А в списке может быть как раз то, что мы подчеркнули:

  • коляска,
  • переноска,
  • шезлонг,
  • кроватка,
  • конверт-трансформер.

В случае если вы не кормите грудью

  • бутылочки: 2 большие и одна маленькая;
  • детское питание;
  • подогреватель для детского питания (смесь всегда будет нужной температуры);
  • ершик, чтобы было удобно мыть бутылочку.

Следующие 6 месяцев

Докупайте вещи, которые обеспечат вам отдых, а ребенку досуг.

  • Манеж.
  • Стульчик для кормления.
  • Посуда для ребёнка.
  • Слюнявчик побольше.
  • Игрушки – только много не берите, несколько погремушек, резиновые игрушки для ванны, машинка какая-нибудь, кубики, первые книжки, простой конструктор.
  • Ходунки.

Оценить статью:

Loading…

Источник

Автор: Булавина Екатерина Борисовна

врач-педиатр 1 категории

г. Курск

Время на прочтение : 15 минут

Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

– Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?

– За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.

Развитие ребенка в 1 год

Речевые навыки

  • произносит простые слова с повторяющимися слогами – «ма-ма», «па-па», «ба-ба»
  • выражает потребность словами «дай» или «на»
  • пытается повторять речь взрослых
  • словарный запас у ребенка – от 8 до 10 простых слов, произносимые им звуки все более разнообразны

Психомоторное развитие

  • уверенно сидит без поддержки
  • перемещается по комнате, держась за опору или за руки родителей
  • свободно тянется за игрушками из положения сидя
  • активно осваивает ползание, ходьбу
  • поднимается и спускается по ступенькам, шагает приставным шагом при поддержке взрослого
  • приседает, встает из любого положения, взбирается на поверхности и спускается с них

Эмоциональное развитие

  • может испытывать радость, удивление, любовь, настороженность, страх, разочарование, гнев
  • учится управлять эмоциями, но часто реакции непредсказуемы: смех в одну минуту может смениться плачем, веселая игра – закончиться истерикой, малыш может капризничать и кусаться, привлекая к себе внимание
  • начинает проявлять самостоятельность: категоричное «нет» или «я сам» может сопровождать любое предложение помощи взрослыми
  • начинает испытывать привязанность к людям, вещам, появляются любимые игрушки, а также настороженность к посторонним
  • удерживает внимание в течение 10-15 минут;
  • действия малыша импульсивны, но он способен понять причинно-следственную связь (упал – больно – бежит к маме)
  • активно наблюдает за эмоциональной реакцией взрослых и начинает им подражать
  • умеет проявлять осторожность, часто оглядывается или ищет глазами маму, когда она выпадает из поля зрения

Умственное развитие

  • знает названия окружающих предметов и звуки, издаваемые животными, может их повторить
  • выполняет несложные просьбы: принеси, дай, найди
  • знает слово «нельзя» и очень бурно реагирует, когда не получает желаемое
  • использует социальные жесты: машет рукой на прощание, исполняет воздушный поцелуй, играет в ладушки, тянет ручки, когда что-то просит
  • активно познает мир, любит все ощупывать, осматривать, пробовать на вкус, для удовлетворения любопытства способен заглянуть в любой уголок квартиры: открывает и закрывает дверцы, залезает в шкафы, выдвигает ящики, заглядывает под диваны
  • складывает и достает вещи из коробки, собирает простые пирамидки, играет сортерами, черпает воду ложкой, бросает мяч, осознанно тянет или толкает предметы для их перемещения
  • вступает в контакт со сверстниками, показывает дружеское расположение

Навыки в быту

  • пьет из поильника, может учиться пить из чашки, пытаться пользоваться ложкой
  • помогает родителям при одевании: поднимает и просовывает ручки в рукава, ножки в штанины, может самостоятельно снимать шапку или носки, играет с обувью, пытаясь ее надеть
  • некоторые начинают осваивать гигиенические навыки: подставляют ручки под струю воды, промокают лицо полотенцем, пользуются горшком

– Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?

– Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.

– Физическое развитие годовалых детей различается?

– К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.

Читайте также:  Банановый пудинг ребенку 1 год

Мальчики

  • рост – от 74 до 77,3 см
  • вес – от 9,4 до 11 кг

Девочки

  • рост – от 72,8 до 75,8 см
  • вес – от 9 до 10,2 кг

– Сколько зубов у ребенка в 1 год?

– У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

– Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

– В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.

Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста – важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.

Признаки отставания в развитии

Ребенок в год не ходит – один из вариантов нормы

С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:

  • поздно начал держать голову и переворачиваться;
  • поздно научился садиться, и если сидит, то неустойчиво;
  • поздно встал у опоры, а если встает, то на цыпочках;
  • часто падает, не предпринимает попыток выставлять ножки, имитируя ходьбу.

У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса.

Ребенок в год не говорит

Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:

  • не оживляется, услышав речь взрослого;
  • не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • не предпринимает попыток гулить;
  • к 8-9 месяцам не лепечет, не подражает звукам, которые издают взрослые.

Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью.

Другие симптомы задержки развития

Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:

  • к году его развитие значительно отстает или превышает среднестатистические нормы – определить отклонения поможет врач;
  • с рождения наблюдаются патологические масса-ростовые прибавки;
  • он внезапно перестает расти и набирать вес;
  • он не может удерживать в руках предметы, манипулировать ими, пить из поильника или кружки.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

– Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?

– Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе – всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.

Например, если ребенок…

  • открывает дверь – проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
  • взбирается на диван – предусмотреть мягкое падение;
  • хочет есть самостоятельно – выдать ложку.

Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора – какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.

– Какие игрушки нужны ребенку в год?

– Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.

Как развивать малыша в 1 год

Игры на развитие двигательных навыков

  • прятки
  • догонялки
  • игры с мячом
  • гимнастика под музыку в игровой форме
  • танцы

Игры на развитие сенсорики и моторики

  • мозаика, кубики, пирамидки, сортеры
  • матрешки, неваляшки
  • пальчиковые краски
  • игрушки из различных материалов разнообразной формы и фактуры
  • развивающие книжки
  • домики с замочками, застежками, гремящими элементами

Игры на развитие речи

  • чтение
  • пение
  • потешки, прибаутки
  • игры с картинками
  • прослушивание аудиозаписей с разнообразными звуками живой и неживой природы

– Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?

– Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.

Основные физические упражнения для детей от 1 года:

  • ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
  • ходьба приставными шагами;
  • бег на месте;
  • прыжки, приседания;
  • игры с мячом или другими игрушками;
  • ползание, лазание, преодоление препятствий;
  • упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.

– Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?

– Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки – все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.

Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.

– Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?

– Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.

Например,

  • утро – гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
  • день – сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
  • вечер – развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.

Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.

ДЕТСКИЙ РАЦИОН

– Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?

– Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.

Обязательные продукты после года:

  • грудное молоко и/или адаптированная молочная смесь с маркировкой 12+;
  • кисломолочные продукты – творожок, кефир, ряженка, йогурт;
  • мясо – кролик, индейка, постная свинина, телятина;
  • рыба белых сортов – минтай, треска, пикша;
  • яйца;
  • каши;
  • овощи, фрукты;
  • масло;
  • хлеб.

– Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?

– Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:

  • иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
  • обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте – йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
  • включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
  • желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.
Читайте также:  Ребенок 1 год ничего

Такими свойствами обладает смесь MAMAKO® Premium третьей формулы – она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь – из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.

Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать молочные смеси третьей формулы.

Врач-педиатр

Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник

Человеку уже год, он обзавелся зубами, с интересом смотрит что едят взрослые и постоянно пытается выловить что-нибудь из их тарелки. И вот появляется тот, кто назидательно говорит родителям: «Пора переводить на общий стол!» И будет не прав. Выясняем, каким должно быть меню ребенка в год, чтобы он рос здоровым, активным и счастливым.

Чем кормить ребенка в год

Меню ребенка в 1 год ежедневно должно включать молочные и мясные продукты, овощи и фрукты, хлеб и крупы, растительное и сливочное масла. Два раза в неделю – рыбу и яйца. Давайте разберемся, что именно и в каком количестве давать малышу – рассмотрим пирамиду детского рациона в деталях.

Молоко

Самое первое и важное молоко для ребенка – материнское. Оно не только питает, но и поддерживает иммунитет, а сам процесс кормления полезен малышу в эмоциональном плане. После года ребенок перестает быть грудничком по определению, но это не значит, что надо спешно «сворачивать» кормление грудью. Специалисты в области педиатрии, в том числе Всемирная организация здравоохранения, рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока ребенку не исполнится два года. А вот количество прикладываний к груди можно сократить – теперь достаточно одного-двух раз в день.

После года малыша можно познакомить с коровьим и козьим молоком. До года молоко животных под запретом, в первую очередь потому, что детские почки еще не готовы правильно выводить излишки содержащегося в продукте фосфора.

Вместе с фосфором они избавляются от кальция и витамина Д, а это чревато развитием тяжелой формы рахита у ребенка.

Как и любой новый продукт, вводить молоко в детский рацион надо постепенно, тем более что на него часто бывает аллергия. Сначала дайте половину ложки во время завтрака и в течение дня наблюдайте за реакцией. Если аллергии нет, каждый день можете увеличивать порцию вдвое. Молочный норматив для годовалого ребенка 200 мл в сутки, плюс 100 мл для приготовления блюд.

Выбирая молоко для ребенка, помните, что оно не должно быть:

  • жирным: не выше 2,5-3,5%, иначе велика нагрузка на органы пищеварения и желчевыводящие пути;
  • обезжиренным: питательная ценность в нем утрачена, жирорастворимых витаминов нет;
  • необработанным: «живое» молоко с фермы нужно кипятить. Да, витаминов станет меньше, но питательные вещества останутся, а молоко станет безопасным в микробном плане.

Кисломолочные продукты

Кисломолочные продукты появляются в детском рационе еще до года. Они богаты белком и кальцием, улучшают моторику кишечника, повышают иммунитет и должны быть в меню ребенка каждый день. Но давать их надо не больше рекомендуемой нормы, чтобы не перегружать почки малыша.

В день годовалому ребенку достаточно 40 г творога и 150 мл кисломолочного напитка: кефира, биолакта, йогурта и т. д. После года творог можно давать не только как самостоятельное блюдо, но и делать из него сырники, запеканки и пудинги.

Меню годовалого ребенка можно разнообразить сметаной жирностью 10-15%. Суточная норма – 5-9 г. Ее можно добавлять в суп, салат или подавать с теми же самыми сырниками.

В год ребенка впервые можно угостить сыром: просто дать погрызть кусочек или дополнить им макароны, запеканку, яичницу. Сыр богат кальцием – 600-900 мг на 100 г продукта.

Но давать малышу сыр надо в ограниченных количествах – не более 5 г в день, потому что в нем много натрия. Выбирайте твердые или полутвердые сорта с жирностью 30-35%. Помните, что для детского питания не подходят сыры с плесенью, копченые, плавленые, острые, рассольные и с разными добавками, типа орехов и перца.

Мясо

Каждый день в рационе годовалого ребенка должно быть мясо, норма – 100 г. Можно давать говядину, телятину, нежирную свинину, крольчатину, индейку и курицу. Разнообразят меню субпродукты: язык и сердце. Печень тоже полезна, но ее советуют давать не больше 1 раза в 7-10 дней, так как она содержит большое количество токсичных веществ.

Мясо уток и гусей для детского питания не подходит, потому что очень жирное. То же самое с бараниной. Не место в детском меню и колбасным изделиям. Сосиски, сардельки, колбасы и взрослым-то есть вредно, а детям тем более.

Рыба

Два раза в неделю хорошо бы часть мясной порции заменять порцией рыбной. Достаточно будет 30-50 г. Рыба легко усваивается, содержит йод, фтор, медь, цинк, витамины А и Д, витамины группы В, полиненасыщенные жирные кислоты и железо.

Для первого знакомства с рыбными блюдами диетологи советуют выбирать не речных, а морских обитателей – у них приоритет в плане экологической чистоты и содержания полезных элементов. К тому же они менее костлявые. Начать можно с нежирных сортов, таких как минтай, треска, камбала. А позже добавить в рацион пикшу, навагу и ставриду.

Достоинство речной рыбы в том, что она не так алергенна, как морская. Самыми подходящими для детского меню считаются: хек, карп, речная форель и речной окунь.

Строгое табу в детском питании на копченую и соленую рыбу, а также икру – столько соли ребенку точно не полезно. Рановато баловать малыша и морепродуктами: всевозможные крабы, креветки, кальмары, мидии, лангусты и омары слишком опасны с алергенной точки зрения.

Яйца

Желательно, чтобы яйца в меню малыша были 2-3 раза в неделю. Начиная с года ребенку можно давать не только желток, но и белок. Лучше выбирать куриные яйца или перепелиные, которые, кстати, менее алергенны. Яйца водоплавающих птиц – уток, гусей и т. д. – под запретом, так как чаще других инфицированы сальмонеллой.

Из-за потенциальной возможности инфицирования, любые яйца, прежде чем оказаться на столе малыша, должны пройти тепловую обработку. Варианты «всмятку» и «в мешочек» не для малыша. Ребенка можно покормить яйцом, сваренным «вкрутую», омлетом на молоке или блюдами с добавлением яйца.

Овощи и фрукты

Примерно четрые раза в день ребенок должен есть овощи и фрукты. Со многими из них малыш уже познакомился. В год кулинарные знакомства продолжаются, можно попробовать свеклу, репу, томаты, вишню, черешню, клубнику, черноплодную рябину, малину, ежевику, клюкву, бруснику, абрикосы, персики, киви и цитрусовые.

Когда ребенку исполнится полтора года, можно добавить в его рацион салат из морской капусты. Естественно, в нем не должно быть уксуса! Ламинария богата йодом, макро- и микроэлементами, легко усваивается.

Не стоит забывать и про сухофрукты, по сравнению со свежими плодами, в них в несколько раз больше клетчатки и минеральных веществ: магния, железа, калия.

Потихоньку начинайте вводить в меню малыша зелень: режьте ее мелко и добавляйте в салаты, супы, вторые блюда. Особенно полезны укроп, петрушка, кинза, сельдерей – в них много витамина С.

Бобовые

В бобовых много растительного белка, клетчатки, витаминов группы В, витаминов С, Е, РР, каротина, кальция, калия, фосфора, цинка, магния, железа и др. Но в меню годовалого ребенка они должны быть не чаще 2-3 раз в неделю, потому что известны своей способностью вызывать повышенное газообразование в кишечнике. Прежде чем давать ребенку бобовые, их надо тщательно разваривать и по возможности очищать от грубоволокнистой кожицы. Для детского меню лучше всего подходят зеленый горошек (свежий или замороженный) и стручковая фасоль.

Читайте также:  Можно ли выйти на работу если ребенку 1 год

Крупы

Крупы – основа пищевой пирамиды, они должны присутствовать в рационе ребенка каждый день. Утром – в виде каши, с молоком или без. В обед – в качестве гарнира. Первое место по пищевой ценности у гречки и овсянки. Из этих круп обычно и варят, еще до года, первую кашку для малыша. Среди «первых» также кукурузная крупа и рис.

Когда ребенок уже распробовал каши из основных круп, можно экспериментировать с пшенкой и крупами, получаемыми из пшеницы – пшеничной и манной. Отметим, что манная каша не в почете у диетологов, потому что она самая бедная на витамины и минеральные вещества. Давать ее ребенку советуют не часто, только ради разнообразия вкусовых ощущений.

Полезные перловая и ячневая каши тяжелы для нежного детского желудка. Ячневую кашу можно будет дать малышу только после полутора лет. Перловку – после трех.

Макароны и хлеб

Макароны – это спасательный круг для мамы, которая тонет в делах, но должна срочно накормить ребенка. Малышам макарошки обычно тоже нравятся. И только диетологи недовольны, они напоминают, что макароны:

  • можно вводить в меню ребенка в 1 год не чаще 1-2 раз в неделю;
  • лучше не давать детям с лишним весом;
  • надо исключить, когда у ребенка запор.

В год малышу можно давать хлеб, но не больше 60 г в день. Начать лучше с пшеничного или ржано-пшеничного. Его желательно заранее слегка подсушить, чтобы он стал легче для усваивания. Ржаной хлеб готовят из кислого теста, которое вызывает брожение в кишечнике, поэтому угощать им ребенка советуют только после полутора лет.

Масло

Сливочное масло не только улучшает вкус блюд, но и обогащает рацион витаминами Д, Е, К, А. В день годовалый ребенок может съедать 10-20 г продукта, в составе блюд или намазанным на хлеб. Масло должно быть не самое жирное – оптимальная жирность от 72,5 до 82%.

Растительные масла богаты полиненасыщенными жирными кислотами, которые необходимы для поддержания здоровья и детям, и взрослым. Годовалому ребенку достаточно съедать 10-15 мл растительного масла ежедневно. Кроме популярного подсолнечного масла в рацион малыша может входить кукурузное масло, оливковое и кунжутное.

Важно! И сливочное, и растительное масло надо добавлять в уже готовые блюда, они не должны подвергаться тепловой обработке.

Как правильно готовить для годовалого ребенка

После года в питании ребенка должен начаться очень важный этап – постепенный переход на твердую пищу. Малышу сейчас очень важно учиться пережевывать еду, так он будет развивать жевательную мускулатуру, совершенствовать умение произвольно управлять движениями органов артикуляции.

Для начала пробуйте предложить ребенку вместо «воздушного» пюре, овощное рагу, просто тщательно размятое вилкой. Чуть позже, разминать овощи не понадобится, достаточно будет мелко их нарезать. Начните готовить каши из обычной, не перемолотой, крупы. Делайте салаты из мелко нарезанных фруктов и овощей.

Важный принцип в приготовлении детской еды – максимально сохранить содержащиеся в продуктах полезные вещества. Поэтому используйте щадящие технологии: отваривайте, запекайте, тушите, готовьте на пару.

Помните, что значительная часть витаминов разрушается при нагревании и вследствие воздействия влаги и воздуха. Никогда не чистите овощи заранее – только перед тем, как положить в кастрюлю. Вода в этот момент уже должна кипеть. Чтобы сохранить в овощах минеральные вещества, варите их в подсоленной воде. Правило не относится к свекле – варка в подсоленной воде ухудшает ее вкус.

Суп для ребенка готовьте без поджарки. Если суп мясной, первый бульон обязательно сливайте.

Можно ли использовать соль и специи

Еду для годовалого ребенка можно слегка подсаливать. Взрослому детская еда должна казаться недосоленной.

Допустимо использовать специи, но в очень небольших количествах – лишь до достижения легкого оттенка вкуса. В блюда ребенка от года до трех можно добавлять лавровый лист, базилик, тмин, тимьян, кориандр, майоран, розмарин, душистый перец, ваниль, корицу. Такие специи, как красный и черный перец, хрен, горчица, слишком острые и не годятся для детских блюд.

Что насчет сладкого

В нашей культуре принято угощать детей именно конфетками, и это совершенно неправильно. Сладости усиливают аллергические реакции, приводят к избыточной массе тела и провоцируют появление кариеса, поэтому чем позже малыш с ними познакомится, тем лучше.

Подслащивать продукты можно, только если малыш отказывается есть пресную еду – творог, кашу и т.д. Но сначала все же попробуйте улучшить вкус с помощью ягод, фруктов или сухофруктов.

Если все-таки не терпится побаловать ребенка сладеньким, пусть это будет зефир, пастила, мармелад, варенье, повидло, джем или детское печенье. Но только после основного приема пищи.

Чем можно и нельзя поить

Для ребенка, как и для взрослого, идеальное питье – это обычная вода. Можно предложить малышу кипяченую воду из водопровода или купить специальную – в бутылке с пометкой «для детского питания».

Хорошо разнообразят питьевой рацион компоты из овощей, фруктов и сухофруктов. Попробуйте варить их без сахара, скорее всего, малышу и так будет вкусно. Овощные и фруктовые соки тоже лучше делать самостоятельно. Однако часто поить ими ребенка не стоит: пищевых волокон в них нет, а вот сахара и кислот предостаточно.

В год ребенку уже можно давать некрепкие травяной и фруктовый чаи. Полезно пить какао, в нем присутствуют белки, углеводы, жиры и биологически активный компонент, способный стимулировать деятельность сердечно-сосудистой и нервной системы. Иногда можно угостить малыша суррогатным кофе, который делают из ячменя, овса, ржи, цикория, сои, каштанов и т.д.

Не поите ребенка чаем, какао или суррогатным кофе после рыбных и мясных блюд. В этих напитках есть вещества, которые не дают усваиваться некоторым нутриентам, например железу.

Не угощайте малыша газированными напитками, даже минеральной водой – содержащийся в них углекислый газ раздражает слизистую желудка.

Как составить меню для ребенка в 1 год

Специалисты советуют заранее составлять меню для ребенка на неделю. Так легче следить за тем, чтобы питание малыша было сбалансированным. Важно сразу выстроить постоянный график приема пищи и по возможности не отклоняться от него больше, чем на 30 минут. Благодаря режиму, у ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс, а это помогает хорошо переваривать и усваивать пищу.

Годовалого ребенка рекомендуют кормить пять раз в день. три основных кормления: завтрак, обед, ужин и два дополнительных: полдник и кормление перед сном.

В сутки ребенку от года до полутора лет требуется примерно 1000-1200 мл пищи, от полутора до трех лет – 1200-1500 мл. Объем пищи в одно кормление не должен превышать 300-350 мл.

Общая калорийность блюд сейчас должна составлять примерно 1300 ккал. Меню ребенка в год может выглядеть, примерно так:

  1. Завтрак: каша на молоке 180 мл, фрукты 30 г.
  2. Обед: суп-пюре из овощей 120 мл, мясное суфле 50 г, гарнир из риса 80 г, компот 100 мл.
  3. Полдник: кисломолочный напиток 150 мл, фрукты 100 г.
  4. Ужин: овощное рагу 150 г, куриная котлета на пару 50 г.
  5. Перед сном: грудное молоко или детская молочная смесь.

Источник