Что мы понимаем под развитием речи ребенка дошкольного возраста

Что мы понимаем под развитием речи ребенка дошкольного возраста thumbnail

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

Речевое развитие дошкольников

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, – это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи.

К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Ситуативная речь дошкольника

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции.

Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке.

Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

Придумываем новые слова

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

ВозрастСловарный запасУровень развития речи
3-4 годадо 1900 словРечь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже -Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

4-5,5 лет2000-2500 словРасширяет использование прилагательных.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что…

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий…

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

5,5-7 летдо 4000 словРечь связная и развернутая.

Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

  • формирование словарного запаса
  • словотворчество
  • развитие умений словесного описания.

Развитие речи

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, однако относятся к эффективным средствам развития речи. Их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией. Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Формирование речевых навыков дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий – раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.

Речевое общение

По секрету…

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Источник

Педсовет – деловая игра

«Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения»

Цель педсовета:

– провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.

– определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

– совершенствование работы в ДОУ по познавательно – речевому развитию детей дошкольного возраста.

План проведения педсовета:

Теоретическая часть:

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Рекомендации к проведению НОД по развитию речи.

Практическая часть:

1. Деловая игра «Мозговой штурм»

Решение педсовета.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

1. Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

– связные высказывания короткие;

– отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

– состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

– уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

2. Недостаточная подготовка к занятию.

При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

3. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

– Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

– В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

4. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Поэтому проблема речевого развития детей остается актуальной в настоящее время.

Рекомендации к проведению НОД по развитию речи.

Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры его органов речи, в плане необходимо предусмотреть максимум речевой активности детей не только на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, но и на всех видах занятий . Только на основе артикуляционно-правильной, дикционно-четкой и яркой речи можно выработать и интонационно выразительную речь.

При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы, т.е образовательная деятельность.

На НОД по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов НОД живая разговорная речь и художественная литература на НОД является не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждой ОД важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данной ОД.

Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением как единицы речи.

Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него в старших группах. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки ,картинки.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо.

Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

Для занятия по развитию речи лучше брать всего одну задачу, это позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приемы, как:

1 образец речи педагога

2 указания

3 мотивировка учебного материала (придумайте предложение со словом пианино. Напоминаю, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый из вас должен научиться говорить правильно и красиво)

4 сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы

5 сопряженная речь, отраженная речь

6 исправление, подсказка.

Планируя ОД по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.

Так в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания – сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.

Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так ,знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит , что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас , и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам ,они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.

Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ?), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.

Метод разговора- беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки), на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.

Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети ухе владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений- отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.

Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.

Решение нескольких языковых задач требует различных приемов работы и более сложной структуры занятия, но желательно , чтобы весь материал был объединен по содержанию тематически.

При проведении занятия важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования.

При планировании каждой ОД определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:

– восприятие и описание натуральных объектов и их моделей

– использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстации, презентации, диафильмы)

– словесные приемы – образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра- драматизация.

Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика) , так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.

Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность).

Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач.

Деловая игра «Мозговой штурм»

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования, и как следствие этого перед нами возникает вопрос: «Как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, какие знания ему дать в дорогу? » осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Итак, уважаемые педагоги, проблема речевого развития и воспитания дошкольников в сфере новых требований в системе дошкольного образования достаточно актуальна на сегодняшний день, что и определило тему нашей деловой игры.

  1. Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)

  2. Разминка: Перед командами лежат вопросы. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

Вопросы: 1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

2 Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3 Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

4 Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

5 Что такое диалог и монолог? (диалог – Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям ).

6 Рассказ – описание – это …… (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

7 Рассказ – повествование – это …… (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)

8 Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

3. Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются.

4. Замените предложения пословицей (кто быстрее).

– Учись всю жизнь (век живи, век учись) .

– Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .

– Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .

– Не болтай (держи язык за зубами) .

– Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .

– Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело) .

5. Рубрика «Говори правильно» (по одному игроку из команды)

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара сильно карала

Карла за кражу кораллов!

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы – вылавировали бы.

6. Ответь на вопрос ребенку.

Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

1 Что такое этажерка?

2 Что такое наблюдение?

3 Почему коньки так назвали?

4 Почему говорят «дело в шляпе»?

5 Почему говорят «Время истекло»?

6 Почему красный цвет так назвали?

7 Как понять выражение «лубяная избушка»?

8 Почему кровать для младенца называется «люлькой»?

7. Проверь себя.

1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

На первый план выдвигается общение со сверстниками.

Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных пред​метных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внима​ние соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.

2. Назовите главные задачи познавательного развития.

Тематический контроль познавательно речевое развитие

Развитие общих познавательных способностей: умение наблю​дать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы соб​ственной деятельности и т.д.

3. Перечислите функции речи старшего дошкольника.

■ Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.

■ Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

■ Речь – как область объективных отношений, которые позна​ет ребенок.

■ Речь – как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

4. Назовите задачи познавательного развития в процессе воспи​тания патриотических чувств.

■ Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их про​верки, делать выводы и т.д.

■ Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну.

■ Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отноше​ний и т.д.

8. Кроссворд «Развитие речи»

1 Изложение прослушанного произведения (пересказ)

2 Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)

3 Сообщение, в котором факты следуют один за одним. (повествование)

4 Связное развернутое изложение какого-либо факта.(рассказ)

5 Литературное произведение для пересказа.(сказка)

6 Тип связной речи.(диалог)

7 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек.(образец)

8 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

9 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения.(вопрос)

10 Прием , который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

11 Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание)

12 Прием, используемый в сарших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)

13 Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи.(рассуждение).

Подведение итогов педсовета. Решение.

Примерное решение педсовета.

Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

– пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

– оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника», ответственные педагоги групп срок март месяц).

Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный логопед, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)

Источник