Что можно сделать ребенку для развития речи

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Малыш от года до 3 лет должен научиться многим вещам, в том числе и речи. Развитие речи у детей – важный аспект воспитания. Необходимо, чтобы ребёнок овладел речевыми навыками в нужное время, потому что это важно для его целостного развития. Речь помогает совершенствовать мыслительную деятельность, расширяет кругозор детей, имеет позитивное влияние на психологическую составляющую ребёнка, регулирует его поведение. Поэтому важно знать, как развивать речь детей дошкольного возраста. Ведь именно в этот период формируется навык устного общения.
Если речь хорошо развита, малышу и взрослым легче общаться, они быстрее понимают друг друга, отсутствуют неловкие моменты, при которых мама не может понять, что её малыш говорит.
Некоторые взрослые считают, что речь формируется сама по себе и не нужно прикладывать усилий, чтобы помочь созданию этого навыка. Но это не так. Родители должны с самого рождения разговаривать с младенцем, развивать его речь.
Также важно создавать с ребёнком условия, в которых он сможет потренировать свои коммуникационные навыки. Если не развивать речь ребёнка, то он может очень поздно заговорить. А ещё существует риск отклонения в комплексном развитии. Поэтому родители должны знать, как развить речь у ребёнка.
Какие факторы влияют на развитие речи?
Речь детей зависит от следующих факторов:
- наследственность;
- строение и функционирование внутренних органов и систем;
- физическое и психическое здоровье;
- речь окружающих (родителей, бабушки и дедушки, воспитателей в яслях и детском саду, учителей в школе);
- постоянная речевая практика;
- семейная атмосфера;
- воспитание;
- учеба в развивающих центрах.
Этапы развития речи
- Подготовительный, или пассивный. Начинается, когда рождается ребенок, а заканчивается, когда ему исполняется 1 год. В это время младенец реагирует на общение, понимает, откуда идет звук, он готов к игре.
- Преддошкольный, или автономный. Начинается, когда вашему сыну или дочери исполняется год, и заканчивается в 3 года. Первые звуки и слова ещё не совсем понятны, но малыш уже пытается строить фразы. В это время накапливается словарный запас. Ребенок понимает слова и использует их.
- Дошкольный, или активный. Пока ребенок готовится к школе, у него активно развивается речь, увеличивается количество людей, с которыми он общается. Малыш уже может связно, четко и развернуто говорить. Речь становится средством познания окружающего мира.
- Школьный. Самый важный, ответственный и серьезный период развития речи. До 18 лет ребенок усваивает базовые правила грамматики, пунктуации, орфографии. В это время развивается уже не устная речь, а письменная. Школьник начинает овладевать литературной речью. Кроме того, у него формируется определенный сленг, связанный с возрастом и компанией, в которой он находится.
Как развить устную речь у ребенка дома?
Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально. Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий.
Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.
- С рождения до 6 месяцев.
У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.
Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.
- С полугода до года.
Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.
Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.
- С года до 2-х лет.
Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.
После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.
- С двух до трёх лет.
В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:
- Запас слов и понятий увеличивается.
- Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
- Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).
В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.
Способы развить речь у ребенка
- «Мама не понимает». Если малыш уже может называть предметы, но не делает этого, родители могут притвориться, что не понимают, что ребёнок от них хочет, заставляя его самому сказать: «Что тебе дать? Медвежонка? Ложку? Котёнка?» Малыш обычно легко покупается на такой приём и называет предмет, который ему нужен.
- «Что выберем?» В бытовых ситуациях спрашивайте у ребёнка его пожелание. «Ты пойдешь гулять в желтой или синей блузке?», «Ты хочешь на ужин рыбу или салат?» Таким образом, ребёнок научится формулировать свои мысли и подавать их в словесной форме. Кроме этого, такое упражнение положит начало самостоятельности и ответственности.
Источник
![]() | Рейтинг Советы родителям, чьи дети не могут выражать мысли и страдают от нарушений речевого развития |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
У некоторых детей встречается проблема: они могут говорить, но их речь прерывистая. Дети не могут выражать свои мысли с помощью завершенных предложений: их слова и даже слоги «ломаются». Такие дети могут заикаться, или их речь может быть путанной.
Эти проблемы мешают общению ребенка и иногда могут вызывать у него неуверенность в себе. Однако их можно решить с помощью речевой терапии. Рассмотрим, в чем она заключается, и какие игры и занятия можно использовать дома для того, чтобы устранить у ребенка речевые проблемы.
Что такое речевая терапия
Речевая терапия – это метод, направленный на улучшение речи ребенка, его способности распознавать речь. Также она призвана устранить такие проблемы, как плохая артикуляция отдельных звуков, заикание, фонологичеcкие и голосовые расстройства.
Речевая терапия помогает ребенку лучше выражать себя через вербальный и невербальный язык. Основное внимание в ней уделяется:
- правильной артикуляции и свободному произношению звуков, слов и предложений. Дети, у которых есть проблемы с речью, как правило, плохо выговаривают слова и не могут бегло разговаривать. Речевая терапия направлена на решение данной проблемы и помогает лучше выговаривать слова;
- работе над громкостью речи. Часто дети с нарушениями речи говорят или слишком тихо, или слишком громко. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка лучше выговаривать слова и регулировать громкость речи;
- выразительности речи, которая достигается с помощью иллюстраций, знаков и букв. Детям, которые страдают от нарушений речи, бывает трудно общаться не только устно, но и письменно. Им бывает трудно правильно употреблять грамматические конструкции, правильно составлять предложения и описывать ситуации. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка этому.
Часто бывает так, что дети разговаривают неохотно или делают паузы во время разговора. Родителям бывает трудно понять, о чем они говорят. Но это еще не означает, что ребенку нужна речевая терапия.
Как узнать, нужна ли ребенку речевая терапия
Прежде чем обращаться к логопеду, стоит понять, существуют ли у ребенка реальные проблемы с речью. Рассмотрим несколько критериев, которые помогут в этом разобраться.
1. Речевая терапия необходима, если:
- людям трудно понять, что говорит ребенок, поскольку его речь неразборчива;
- ребенку трудно произносить слова или выражать с помощью слов свои мысли;
- ребенок заикается: повторяет звуки или слоги или произносит какой-либо звук слишком долго:
- ребенок может произнести только одно-два простых слова (например, мама, папа и т. д.) и не может говорить предложениями из трех и более слов;
- ребенок не развивает такие социальные навыки, как дружба и общение со сверстниками. Он не может заговорить с другими детьми, поиграть с ними или взаимодействовать каким-либо другим образом.
2. У вашего ребенка может быть хорошее произношение или он может рано научиться читать. Однако ему может понадобиться речевая терапия для того, чтобы научиться правильно использовать речь в разных социальных ситуацях: заговорить с кем-то, завести друзей или попросить о чем-то другого человека.
3. Ребенку может понадобиться речевая терапия из-за инвалидности или таких заболеваний, как аутизм или нарушения слуха, поскольку они влияют на способность ребенка к общению.
Если вы столкнулись с одним из указанных случаев, проконсультируйтесь с логопедом. Как правило, логопеды работают с детьми, начиная с самого раннего возраста и на протяжении школьных лет.
Существуют упражнения, которые можно выполнять вместе с ребенком дома в дополнение к занятиям с логопедом.
Если развитие речи у ребенка происходит с задержками, прежде всего следует убедиться, что у него нормально развит слух. Родители должны обращать внимание на то, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к источнику звука, когда включают телевизор и т. д.
Советы родителям о том, как развить речь ребенка в домашних условиях
Главная рекомендация – избегать негативных комментариев по поводу того, как ребенок разговаривает. Если он заикается – не давите на него. Вместо этого следуйте таким советам:
1. Поощряйте ребенка говорить. Задавайте ему вопросы, которые заставят его размышлять. Задавая вопросы, требующие подробного ответа, вы мотивируете его лучше выражать свои мысли.
2. Внимательно слушайте ребенка. Дослушивайте его до конца, даже если он говорит медленно и с паузами. Когда ребенок видит, что вы его слушаете, он обретает уверенность в себе и разговаривает свободнее.
3. Попробуйте сделать такое упражнение: соберите в круг ребенка, его братьев, сестер или друзей. Скажите шепотом ребенку какую-либо фразу, затем он так же должен передать ее дальше по кругу. Последний ребенок в кругу должен озвучить фразу (в идеале – ту же, что вы сказали первому ребенку).
4. Мотивируйте ребенка читать. Купите ему несколько интересных книг и попросите читать их вслух. Просите ребенка перечитывать отрывки несколько раз. Это способствует развитию у ребенка разговорной речи и языковых навыков.
5. Оцените уровень развития ребенка. Посмотрите, в каких сферах развития у него возникают задержки. Это поможет вам понять, возникли ли проблемы с речью сами по себе или связаны с другими проблемами развития. Вы можете сравнить показатели развития ребенка с типичными показателями для данного возраста.
6. Сконцентрируйтесь на определенных сферах. Выберите конкретные сферы, которые вы хотите исправить. Сосредоточьтесь на достижении показателей, которыми обычно обладают дети данного возраста.
7. Решайте одну проблему за раз: разбейте проблему на мелкие задачи и затем последовательно их достигайте.
Например, если вы хотите научить ребенка правильно произносить звук «ф», сначала покажите ему, как правильно произносить сам звук, затем учите слог, в котором он содержится («уфф», «ффу»), затем переходите к словам («флаг»). Наконец, используйте слова в предложениях.
Вы можете попробовать несколько упражнений, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Однако помните, что они должны нравиться ребенку. Ребенок не будет сотрудничать, если ему будет скучно.
Упражнения и занятия для речевой терапии
Рассмотрим несколько упражнений, которые нравятся детям и стимулируют развитие речи.
1. Карточки с картинками и вопросами
Положите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите сказать, что он видит на них. Начните с нескольких карточек и постепенно увеличивайте количество изображений. Если ребенку трудно произносить какое-либо слово, остановитесь на нем и уделите ему больше времени.
Можно также использовать карточки с вопросами. Выберите одну карточку и задайте вопрос ребенку. Такая игра может вовлечь его в разговор. Например, вопросы могут быть такими: «Если бы ты мог сейчас получить любой подарок, что бы ты хотел?», «Если бы ты что-то мог изменить в школе, что бы это было?»
2. Упражнение с зеркалом
Зеркало является для ребенка хорошим средством обратной связи. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, какие движения ртом нужно делать, чтобы произнести определенный звук. Разговор перед зеркалом поможет ребенку увидеть, как правильно произносить звуки.
Встаньте перед зеркалом и покажите ребенку, как произносить разные звуки. Затем помогите ему увидеть различия между правильным произношением и тем, как произносит звуки он.
3. Классики
В ходе игры ребенок произносит то или иное слово 9 раз. Начните со слов, которые даются ребенку трудно.
Нарисуйте классики с цифрами от 1 до 9 и предложите ребенку произносить слово каждый раз, когда он делает прыжок. Когда он дойдет до числа 9, измените слово и начните игру сначала. Сначала можно играть с несколькими словам, а затем увеличивать их количество.
Когда ребенок правильно произнесет все слова, вознаградите его чем-то. Это повысит его уверенность в себе.
4. Игра с мячом
Возьмите мяч и бросайте его ребенку. Играя в мяч, ребенок может повторять новые слова. Таким образом, он одновременно развивает и физические, и речевые навыки.
5. Прогулки
Когда вы идете на прогулку вместе с ребенком, предложите ему повторять какое-либо слово, делая каждый шаг. Уделяйте этому небольшое количество времени, когда вы гуляете по парку или когда возвращаетесь домой.
Кроме игр и занятий, ребенок должен тренировать свой речевой аппарат.
Упражнения для тренировки речевого аппарата
Тренировки речевого аппарата задействуют мышцы губ, щек, нижней челюсти и языка. Мышцы могут быть сильными или слабыми, скоординированными или несогласованными.
Человеку нужны развитые ротовые мышцы для того, чтобы есть, пить и глотать. Рассмотрим несколько упражнений для тренировки речевого аппарата, которые вы можете практиковать с ребенком дома.
1. Движения губ
- Предложите ребенку произнести звук «о-о-о», затем «э-э-э». Затем объедините звуки: «оо-ээ». Для этих звуков необходимы разные движения губ;
- попросите ребенка широко улыбнуться, расслабиться и повторить упражнение;
- затем предложите ребенку надуть щеки, не открывая рта. Затем он должен надуть одну щеку, а вторую расслабить;
- попросите ребенка надуть воздушный шар или свиснуть;
- проделайте то же самое с губами. Предложите ребенку надуть верхнюю губу, затем нижнюю;
- Попросите ребенка расслабиться, затем повторите упражнение;
- для тренировки губ предложите ребенку пить через соломинку.
2. Движения языка
- начните со звуков, которые задействуют кончик языка: «т-т-т», «д-д-д»;
- предложите ребенку сжать зубы и не прикасаться языком к губам и зубам. Для этого ребенок должен сжать язык, а затем расслабить;
- предложите ребенку высунуть язык и делать круговые движения.
3. Движения щек
- предложите ребенку сжать губы и втянуть щеки;
- предложите ребенку вытянуть губы и делать круговые движения губами. Затем он должен расслабить рот и повторить упражнение;
- для тренировки щек предложите ребенку пить через соломинку.
4. Выдувание мыльных пузырей
Пускание мыльных пузырей полезно для контроля дыхания и тренировки губ. Чтобы выдуть пузырь, ребенок должен сжать губы. Это хорошее упражнение для тренировки речевого аппарата.
5. Игра на губной гармошке
Игра на губной гармошке помогает ребенку контролировать дыхание и тренирует губы. Если ваш ребенок плохо контролирует дыхание, попросите его играть на гармошке громче, а если сила его губ слабая, попросите играть одну ноту.
Кроме этих занятий, вы можете использовать упражнения для того, чтобы развить речь ребенка. Их можно использовать с самого раннего возраста ребенка.
Упражнения для развития речи ребенка
Помните, что дети учатся разговаривать в индивидуальном темпе, поэтому не нужно на них давить. Данные упражнения стоит использовать только в том случае, если они нравятся ребенку. Не нужно заставлять ребенка выполнять их.
До 2-х лет
В этом возрасте ребенок еще не может разговаривать, а только издает отдельные звуки. Поэтому вы не можете знать наверняка, нужна ли ему речевая терапия. Но вы можете научить ребенка определенным упражнениям, чтобы научить его произносить звуки и слоги:
- произносите слоги «ма», «ба», «па». Ребенок будет повторять их за вами;
- делайте вид, что вы разговариваете с ребенком, когда он произносит звуки. Повторяйте звуки за ним – это побудит его «говорить» больше;
- научите ребенка хлопать в ладоши;
- говорите с ребенком во время купания или кормления. Вы можете говорить о чем угодно, главное – говорите;
- используйте жесты: машите и указывайте руками на предметы;
- объясняйте ребенку звуки животных, например: «Собака говорит «гав».
2-4 года
- говорите с ребенком разборчиво, чтобы он учился этому у вас;
- повторяйте то, что говорит вам ребенок, чтобы он понял, что вы его понимаете;
- продолжайте реплики ребенка, например: «Яблочный сок? У меня есть сок. Хочешь сок?»;
- научите ребенка задавать вопросы, чтобы понять услышанное. Сыграйте в игру «да или нет». Ребенок должен задавать вопросы, а вы отвечайте на них «да» или «нет»;
- сложите в коробку несколько предметов. Затем попросите ребенка доставать предметы по одному, называть их и рассказывать, для чего они нужны. Например: «Это карандаш. С помощью карандаша я рисую и пишу»;
- попросите ребенка прочитать вслух какое-либо предложение, медленно произнося каждое слово.
Если вы заметили небольшие нарушения речи у ребенка, не спешите обращаться к логопеду. Дайте ребенку время улучшить свои речевые навыки. Наберитесь терпения и будьте позитивными, когда помогаете ребенку научиться говорить. Ребенок получит наибольшую пользу, когда вы будете сочувствовать ему.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.60 из 5 на основе
5 оценок.
Развитие ребенка
16.03.2020
Источник