Что можно давать ребенку в год и 4 месяца

Что можно давать ребенку в год и 4 месяца thumbnail

фото 1В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.

Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.

Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.

Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?

Давайте разбираться!

Физические параметры в год и четыре

Пол ребенкаРостОкружность головыВесЗубыОкружность грудной клеткиЗрение
Мальчик78 см49 см11,5 кгПрорезаются верхние клыки и первые коренные зубы47,3 смВсё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам.
Девочка83 см45,5 см10,6 кг53,1 см

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Зрение

Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

  • Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
  • Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
  • Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
  • Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
  • Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты – может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина -«би-би», кошка -«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 2В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.

фото 6Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Речь

фото 12Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.

К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.

Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.

Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.

Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».

Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.

Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?

В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.

Примерное меню

ТрапезаПеречень блюд
ЗавтракКаша на молоке, печенье, молоко.
ОбедСуп, гречневая каша и овощной салат, морс.
ПолдникТворожок, кусочек банана, детское печенье, чай.
УжинОвощное пюре или каша, чай с молоком.

Рецепты блюд

Нежное пюре из говяжьего языка

Вам понадобится:

  • отварной язык – 200 грамм;
  • мясной бульон – 1 чашка.

Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.

Кабачковый суп пюре

Вам понадобится:

  • кабачок – половина от овоща среднего размера;
  • картофель – 4 шт.;
  • куриный окорок – 1 шт.;
  • вода;
  • соль.

Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.

Особенности ухода

Гигиенические процедуры – это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

фото 19Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.

Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).

Режим дня и сна

Режим – всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.

Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:

Время сутокЗанятие
7:00 – 8:00пробуждение
8:30 – 9:00завтрак
9:30 – 11:30утренняя прогулка
12:00 – 13:00обед
13:00 – 16:00послеобеденный сон
16:00 -17:00развивающие игры
17:00 – 17:30полдник
17:30 – 18:30вечерняя прогулка
19:00 – 19:30ужин
20:00-20:30купание перед сном
21:00 – 7:00сон

Занятия с малышом

Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.

Игры

  • Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
  • Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
  • Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
  • Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.

Игрушки

  • Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
  • Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
  • Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.

При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:

https://www.youtube.com/watch?v=Ga1Ox3xD8C8

Советы родителям

Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.

Источник

Время идет быстро – малышу исполнился годик. Наступил переходный период в его питании. Он теперь с успехом осваивает новую пищу, приближаясь к взрослому рациону. Но, чтобы перейти на новый состав блюд, ребенку требуется некоторое время.

Происходят изменения в работе пищеварительной системы крохи:

  • У него есть зубки и быстро совершенствуются жевательные функции;
  • Ему интересно пережевывать;
  • Активность пищеварительных ферментов значительно возросла, теперь малыш может усвоить более широкий набор продуктов;
  • Формируются вкусовые предпочтения;
  • Можно увеличивать питательность блюд и их вкусовое разнообразие.

Питание ребенка в год и 1 месяц предполагает кормление грудью только рано утром и перед ночным отдыхом, но могут быть кормления ночью. А вот употребление смесей нужно прекратить, чтобы сократить риск развития кариеса. Ребенок на искусственном вскармливании не должен есть ночью, чтобы не нарушать сон и не портить аппетит в дневное время.

Калорийность

Рацион питания ребенка в 1 год несколько видоизменяется:

  • Пополняется новыми продуктами;
  • Изменяется способ их приготовления и необходимость в измельчении.

Суточная норма калорийности для малыша в 1-1,5 годика – около 1300 ккал при достаточно равномерном распределении:

  • Основная доля (35%) – обед;
  • Равные доли приходятся на завтрак и ужин – по 25%;
  • 15% – полдник.

В количественном выражении это составляет в среднем 1 кг – 1,2 кг продуктов. Помните: важно обеспечить ему здоровое питание.

Рекомендуемый режим питания

Желательно кормить ребенка строго по часам, чтобы выработался условный рефлекс и продукты усваивались максимально эффективно. Отклонения во времени приема пищи не должны превышать 15-20 минут. Количество кормлений – 4 или 5.

Важно заранее формировать режим дня, приближенный к установленному в детском садике, и приучать малыша к аккуратности в еде, используя влажные салфетки

Список продуктов в меню

  • Молочные продукты. Самое большое место в питании годовалого малыша отводится молоку и кисломолочным продуктам. Желательно кефир и йогурт брать специальный, детский. Допустимы взрослые йогурты, но с минимальным количеством ароматических элементов и консервантов. Творог и сыр – можно давать отдельно, добавлять к макаронам, готовить запеканки. Сливочное масло добавляют в готовые блюда, исключая тепловую обработку. Можно включить в рацион нежирную сметану и сливки.
  • Фрукты и овощи. После года можно давать ребенку клубнику, персики, абрикосы, малину, черешню и цитрусовые. Вводить виноград в этом возрасте не следует.
  • Овощное и фруктовое пюре может быть отдельным блюдом или же подаваться вместе с кашей или молочными продуктами. Теперь допустимо давать овощной сок с мякотью.
  • Важно вводить незнакомые ребенку продукты по одному, внимательно наблюдая за реакцией детского организма.
  • Растительное масло следует добавлять на последней стадии приготовления блюд, не подвергая нагреванию.
  • Мясо – суфле, фрикадельки или котлетки, приготовленные на пару.
  • При склонности ребенка к аллергии лучше посоветоваться с врачом.
  • Рыбные котлеты или тушеное рыбное филе – 1-2 раза в неделю, как замена мясному блюду.
  • Яйца или омлет, дополненный овощами. Допускается использование исключительно куриных или перепелиных яиц.
  • Обязательно в состав меню входят крупы. Каши должны быть однородной консистенции.
  • Макароны дают нечасто – 1-2 раза в неделю.
  • Белый хлеб – до 100 г в день.

Перекусы на свежем воздухе

Во время прогулок на свежем воздухе дети с удовольствием съедят натуральный и полезный домашний паек. Это может быть:

  • Сок, чай или компот из ягод;
  • Творожок или другое специально приготовленное блюдо.

Если планируется кормление ребенка на природе, необходимо заблаговременно приготовить приборы. Позаботьтесь заранее о сухих и влажных салфетках, чтобы вытереть испачкавшегося путешественника.

11.07.2018

Источник

Человеку уже год, он обзавелся зубами, с интересом смотрит что едят взрослые и постоянно пытается выловить что-нибудь из их тарелки. И вот появляется тот, кто назидательно говорит родителям: «Пора переводить на общий стол!» И будет не прав. Выясняем, каким должно быть меню ребенка в год, чтобы он рос здоровым, активным и счастливым.

Чем кормить ребенка в год

Меню ребенка в 1 год ежедневно должно включать молочные и мясные продукты, овощи и фрукты, хлеб и крупы, растительное и сливочное масла. Два раза в неделю – рыбу и яйца. Давайте разберемся, что именно и в каком количестве давать малышу – рассмотрим пирамиду детского рациона в деталях.

Молоко

Самое первое и важное молоко для ребенка – материнское. Оно не только питает, но и поддерживает иммунитет, а сам процесс кормления полезен малышу в эмоциональном плане. После года ребенок перестает быть грудничком по определению, но это не значит, что надо спешно «сворачивать» кормление грудью. Специалисты в области педиатрии, в том числе Всемирная организация здравоохранения, рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока ребенку не исполнится два года. А вот количество прикладываний к груди можно сократить – теперь достаточно одного-двух раз в день.

После года малыша можно познакомить с коровьим и козьим молоком. До года молоко животных под запретом, в первую очередь потому, что детские почки еще не готовы правильно выводить излишки содержащегося в продукте фосфора.

Вместе с фосфором они избавляются от кальция и витамина Д, а это чревато развитием тяжелой формы рахита у ребенка.

Как и любой новый продукт, вводить молоко в детский рацион надо постепенно, тем более что на него часто бывает аллергия. Сначала дайте половину ложки во время завтрака и в течение дня наблюдайте за реакцией. Если аллергии нет, каждый день можете увеличивать порцию вдвое. Молочный норматив для годовалого ребенка 200 мл в сутки, плюс 100 мл для приготовления блюд.

Выбирая молоко для ребенка, помните, что оно не должно быть:

  • жирным: не выше 2,5-3,5%, иначе велика нагрузка на органы пищеварения и желчевыводящие пути;
  • обезжиренным: питательная ценность в нем утрачена, жирорастворимых витаминов нет;
  • необработанным: «живое» молоко с фермы нужно кипятить. Да, витаминов станет меньше, но питательные вещества останутся, а молоко станет безопасным в микробном плане.

Кисломолочные продукты

Кисломолочные продукты появляются в детском рационе еще до года. Они богаты белком и кальцием, улучшают моторику кишечника, повышают иммунитет и должны быть в меню ребенка каждый день. Но давать их надо не больше рекомендуемой нормы, чтобы не перегружать почки малыша.

В день годовалому ребенку достаточно 40 г творога и 150 мл кисломолочного напитка: кефира, биолакта, йогурта и т. д. После года творог можно давать не только как самостоятельное блюдо, но и делать из него сырники, запеканки и пудинги.

Меню годовалого ребенка можно разнообразить сметаной жирностью 10-15%. Суточная норма – 5-9 г. Ее можно добавлять в суп, салат или подавать с теми же самыми сырниками.

В год ребенка впервые можно угостить сыром: просто дать погрызть кусочек или дополнить им макароны, запеканку, яичницу. Сыр богат кальцием – 600-900 мг на 100 г продукта.

Но давать малышу сыр надо в ограниченных количествах – не более 5 г в день, потому что в нем много натрия. Выбирайте твердые или полутвердые сорта с жирностью 30-35%. Помните, что для детского питания не подходят сыры с плесенью, копченые, плавленые, острые, рассольные и с разными добавками, типа орехов и перца.

Мясо

Каждый день в рационе годовалого ребенка должно быть мясо, норма – 100 г. Можно давать говядину, телятину, нежирную свинину, крольчатину, индейку и курицу. Разнообразят меню субпродукты: язык и сердце. Печень тоже полезна, но ее советуют давать не больше 1 раза в 7-10 дней, так как она содержит большое количество токсичных веществ.

Мясо уток и гусей для детского питания не подходит, потому что очень жирное. То же самое с бараниной. Не место в детском меню и колбасным изделиям. Сосиски, сардельки, колбасы и взрослым-то есть вредно, а детям тем более.

Рыба

Два раза в неделю хорошо бы часть мясной порции заменять порцией рыбной. Достаточно будет 30-50 г. Рыба легко усваивается, содержит йод, фтор, медь, цинк, витамины А и Д, витамины группы В, полиненасыщенные жирные кислоты и железо.

Для первого знакомства с рыбными блюдами диетологи советуют выбирать не речных, а морских обитателей – у них приоритет в плане экологической чистоты и содержания полезных элементов. К тому же они менее костлявые. Начать можно с нежирных сортов, таких как минтай, треска, камбала. А позже добавить в рацион пикшу, навагу и ставриду.

Достоинство речной рыбы в том, что она не так алергенна, как морская. Самыми подходящими для детского меню считаются: хек, карп, речная форель и речной окунь.

Строгое табу в детском питании на копченую и соленую рыбу, а также икру – столько соли ребенку точно не полезно. Рановато баловать малыша и морепродуктами: всевозможные крабы, креветки, кальмары, мидии, лангусты и омары слишком опасны с алергенной точки зрения.

Яйца

Желательно, чтобы яйца в меню малыша были 2-3 раза в неделю. Начиная с года ребенку можно давать не только желток, но и белок. Лучше выбирать куриные яйца или перепелиные, которые, кстати, менее алергенны. Яйца водоплавающих птиц – уток, гусей и т. д. – под запретом, так как чаще других инфицированы сальмонеллой.

Из-за потенциальной возможности инфицирования, любые яйца, прежде чем оказаться на столе малыша, должны пройти тепловую обработку. Варианты «всмятку» и «в мешочек» не для малыша. Ребенка можно покормить яйцом, сваренным «вкрутую», омлетом на молоке или блюдами с добавлением яйца.

Овощи и фрукты

Примерно четрые раза в день ребенок должен есть овощи и фрукты. Со многими из них малыш уже познакомился. В год кулинарные знакомства продолжаются, можно попробовать свеклу, репу, томаты, вишню, черешню, клубнику, черноплодную рябину, малину, ежевику, клюкву, бруснику, абрикосы, персики, киви и цитрусовые.

Когда ребенку исполнится полтора года, можно добавить в его рацион салат из морской капусты. Естественно, в нем не должно быть уксуса! Ламинария богата йодом, макро- и микроэлементами, легко усваивается.

Не стоит забывать и про сухофрукты, по сравнению со свежими плодами, в них в несколько раз больше клетчатки и минеральных веществ: магния, железа, калия.

Потихоньку начинайте вводить в меню малыша зелень: режьте ее мелко и добавляйте в салаты, супы, вторые блюда. Особенно полезны укроп, петрушка, кинза, сельдерей – в них много витамина С.

Бобовые

В бобовых много растительного белка, клетчатки, витаминов группы В, витаминов С, Е, РР, каротина, кальция, калия, фосфора, цинка, магния, железа и др. Но в меню годовалого ребенка они должны быть не чаще 2-3 раз в неделю, потому что известны своей способностью вызывать повышенное газообразование в кишечнике. Прежде чем давать ребенку бобовые, их надо тщательно разваривать и по возможности очищать от грубоволокнистой кожицы. Для детского меню лучше всего подходят зеленый горошек (свежий или замороженный) и стручковая фасоль.

Крупы

Крупы – основа пищевой пирамиды, они должны присутствовать в рационе ребенка каждый день. Утром – в виде каши, с молоком или без. В обед – в качестве гарнира. Первое место по пищевой ценности у гречки и овсянки. Из этих круп обычно и варят, еще до года, первую кашку для малыша. Среди «первых» также кукурузная крупа и рис.

Когда ребенок уже распробовал каши из основных круп, можно экспериментировать с пшенкой и крупами, получаемыми из пшеницы – пшеничной и манной. Отметим, что манная каша не в почете у диетологов, потому что она самая бедная на витамины и минеральные вещества. Давать ее ребенку советуют не часто, только ради разнообразия вкусовых ощущений.

Полезные перловая и ячневая каши тяжелы для нежного детского желудка. Ячневую кашу можно будет дать малышу только после полутора лет. Перловку – после трех.

Макароны и хлеб

Макароны – это спасательный круг для мамы, которая тонет в делах, но должна срочно накормить ребенка. Малышам макарошки обычно тоже нравятся. И только диетологи недовольны, они напоминают, что макароны:

  • можно вводить в меню ребенка в 1 год не чаще 1-2 раз в неделю;
  • лучше не давать детям с лишним весом;
  • надо исключить, когда у ребенка запор.

В год малышу можно давать хлеб, но не больше 60 г в день. Начать лучше с пшеничного или ржано-пшеничного. Его желательно заранее слегка подсушить, чтобы он стал легче для усваивания. Ржаной хлеб готовят из кислого теста, которое вызывает брожение в кишечнике, поэтому угощать им ребенка советуют только после полутора лет.

Масло

Сливочное масло не только улучшает вкус блюд, но и обогащает рацион витаминами Д, Е, К, А. В день годовалый ребенок может съедать 10-20 г продукта, в составе блюд или намазанным на хлеб. Масло должно быть не самое жирное – оптимальная жирность от 72,5 до 82%.

Растительные масла богаты полиненасыщенными жирными кислотами, которые необходимы для поддержания здоровья и детям, и взрослым. Годовалому ребенку достаточно съедать 10-15 мл растительного масла ежедневно. Кроме популярного подсолнечного масла в рацион малыша может входить кукурузное масло, оливковое и кунжутное.

Важно! И сливочное, и растительное масло надо добавлять в уже готовые блюда, они не должны подвергаться тепловой обработке.

Как правильно готовить для годовалого ребенка

После года в питании ребенка должен начаться очень важный этап – постепенный переход на твердую пищу. Малышу сейчас очень важно учиться пережевывать еду, так он будет развивать жевательную мускулатуру, совершенствовать умение произвольно управлять движениями органов артикуляции.

Для начала пробуйте предложить ребенку вместо «воздушного» пюре, овощное рагу, просто тщательно размятое вилкой. Чуть позже, разминать овощи не понадобится, достаточно будет мелко их нарезать. Начните готовить каши из обычной, не перемолотой, крупы. Делайте салаты из мелко нарезанных фруктов и овощей.

Важный принцип в приготовлении детской еды – максимально сохранить содержащиеся в продуктах полезные вещества. Поэтому используйте щадящие технологии: отваривайте, запекайте, тушите, готовьте на пару.

Помните, что значительная часть витаминов разрушается при нагревании и вследствие воздействия влаги и воздуха. Никогда не чистите овощи заранее – только перед тем, как положить в кастрюлю. Вода в этот момент уже должна кипеть. Чтобы сохранить в овощах минеральные вещества, варите их в подсоленной воде. Правило не относится к свекле – варка в подсоленной воде ухудшает ее вкус.

Суп для ребенка готовьте без поджарки. Если суп мясной, первый бульон обязательно сливайте.

Можно ли использовать соль и специи

Еду для годовалого ребенка можно слегка подсаливать. Взрослому детская еда должна казаться недосоленной.

Допустимо использовать специи, но в очень небольших количествах – лишь до достижения легкого оттенка вкуса. В блюда ребенка от года до трех можно добавлять лавровый лист, базилик, тмин, тимьян, кориандр, майоран, розмарин, душистый перец, ваниль, корицу. Такие специи, как красный и черный перец, хрен, горчица, слишком острые и не годятся для детских блюд.

Что насчет сладкого

В нашей культуре принято угощать детей именно конфетками, и это совершенно неправильно. Сладости усиливают аллергические реакции, приводят к избыточной массе тела и провоцируют появление кариеса, поэтому чем позже малыш с ними познакомится, тем лучше.

Подслащивать продукты можно, только если малыш отказывается есть пресную еду – творог, кашу и т.д. Но сначала все же попробуйте улучшить вкус с помощью ягод, фруктов или сухофруктов.

Если все-таки не терпится побаловать ребенка сладеньким, пусть это будет зефир, пастила, мармелад, варенье, повидло, джем или детское печенье. Но только после основного приема пищи.

Чем можно и нельзя поить

Для ребенка, как и для взрослого, идеальное питье – это обычная вода. Можно предложить малышу кипяченую воду из водопровода или купить специальную – в бутылке с пометкой «для детского питания».

Хорошо разнообразят питьевой рацион компоты из овощей, фруктов и сухофруктов. Попробуйте варить их без сахара, скорее всего, малышу и так будет вкусно. Овощные и фруктовые соки тоже лучше делать самостоятельно. Однако часто поить ими ребенка не стоит: пищевых волокон в них нет, а вот сахара и кислот предостаточно.

В год ребенку уже можно давать некрепкие травяной и фруктовый чаи. Полезно пить какао, в нем присутствуют белки, углеводы, жиры и биологически активный компонент, способный стимулировать деятельность сердечно-сосудистой и нервной системы. Иногда можно угостить малыша суррогатным кофе, который делают из ячменя, овса, ржи, цикория, сои, каштанов и т.д.

Не поите ребенка чаем, какао или суррогатным кофе после рыбных и мясных блюд. В этих напитках есть вещества, которые не дают усваиваться некоторым нутриентам, например железу.

Не угощайте малыша газированными напитками, даже минеральной водой – содержащийся в них углекислый газ раздражает слизистую желудка.

Как составить меню для ребенка в 1 год

Специалисты советуют заранее составлять меню для ребенка на неделю. Так легче следить за тем, чтобы питание малыша было сбалансированным. Важно сразу выстроить постоянный график приема пищи и по возможности не отклоняться от него больше, чем на 30 минут. Благодаря режиму, у ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс, а это помогает хорошо переваривать и усваивать пищу.

Годовалого ребенка рекомендуют кормить пять раз в день. три основных кормления: завтрак, обед, ужин и два дополнительных: полдник и кормление перед сном.

В сутки ребенку от года до полутора лет требуется примерно 1000-1200 мл пищи, от полутора до трех лет – 1200-1500 мл. Объем пищи в одно кормление не должен превышать 300-350 мл.

Общая калорийность блюд сейчас должна составлять примерно 1300 ккал. Меню ребенка в год может выглядеть, примерно так:

  1. Завтрак: каша на молоке 180 мл, фрукты 30 г.
  2. Обед: суп-пюре из овощей 120 мл, мясное суфле 50 г, гарнир из риса 80 г, компот 100 мл.
  3. Полдник: кисломолочный напиток 150 мл, фрукты 100 г.
  4. Ужин: овощное рагу 150 г, куриная котлета на пару 50 г.
  5. Перед сном: грудное молоко или детская молочная смесь.

Источник