Что можно давать ребенку в год и 4
Питание ребенка в 1 год и 4 месяца становится все более разнообразным. Но, предлагая малышу новые блюда и продукты, следует по-прежнему соблюдать осторожность, чтобы не спровоцировать появление аллергической реакции.
Десять важных советов от специалистов
Сбалансированность, питательность и соответствие возрастным возможностям – вот основные принципы, которыми нужно руководствоваться, составляя меню для ребенка в 1 год и 4 месяца.
Кроме того, педиатры и специалисты по детскому питанию дают такие рекомендации:
• После первого дня рождения меню ребенка с каждым месяцем становится все более «взрослым». Однако, это не означает, что карапузу нужно давать пробовать все блюда с общего стола.
Пищеварительная система малыша пока не в состоянии усваивать жареные, копченые или маринованные продукты. Поэтому при приготовлении их нужно отваривать, тушить с минимальным количеством жира или запекать.
• Учитывая, что во рту у крохи уже, как минимум, восемь зубов еду для него достаточно слегка разминать вилкой.
Чтобы малыш не выплевывал небольшие комочки, его нужно постепенно приучать откусывать и грызть, вручая в качестве десерта яблоко, морковку, сухарик или сушку.
• Многие дети ближе к полутора годам уже не хотят питаться пять раз в день, а довольствуются только завтраком, обедом и ужином.
Огорчаться из-за этого и пытаться насильно кормить малыша каждые четыре часа не стоит. Главное, чтобы за три кормления ребенок получил все необходимые калории.
• Объем пищи, необходимый детям от года до 1.5 лет составляет 1000 — 1200 мл, при этом около 700 мл должно приходиться на долю молока в чистом виде и в составе различных блюд.
• Родителям, которые жалуются на плохой аппетит у ребенка второго года жизни, следует учесть, что после года скорость роста малыша постепенно уменьшается, следовательно, снижается потребность в количестве получаемой пищи.
По мнению известного педиатра доктора Комаровского, отсутствие аппетита у детей – признак лености или большой занятости родителей.
Карапуза, который перед обедом гулял в парке, бегал по дорожкам, играл в мяч или лазал по лесенкам на спортивной площадке, не придется уговаривать съесть хотя-бы ложечку «за маму, за папу».
• Зачастую мамы стараются покормить ребенка заранее, чтобы «не мешал кушать взрослым». Такой подход считается неправильным.
Малыш с самого раннего возраста должен приучаться к семейным трапезам, поэтому его нужно усаживать вместе со всеми за общий стол или за собственный столик.
Крохе нужно вручить ложку и предоставить возможность питаться самостоятельно, а когда его силы иссякнут – осторожно докормить.
• Вводить в рацион малыша новые продукты следует небольшими порциями, внимательно наблюдая за реакцией.
При этом рекомендуется добавлять продукты по одному в неделю, чтобы в случае появления кишечного расстройства или признаков аллергии, знать, что их спровоцировало.
• Иногда незнакомый вкус новых продуктов не вызывает у ребенка восторга, и он отказывается от еды.
Заставлять малыша есть насильно или подмешивать непонравившийся продукт в другие блюда не стоит – кроха откажется и от них.
Лучше всего, оставить новинку «до лучших времен», когда карапуз вырастет и сможет по достоинству оценить его вкус.
• В 1 год и 4 месяца ребенка нужно потихоньку знакомить со сладостями. Это могут быть домашние джемы, варенья или повидло из фруктов и ягод, на которые у малыша нет аллергии.
Из покупных «вкусняшек» самыми подходящими будут мармелад или пастила. По-прежнему нельзя давать малышу шоколад и мед, которые могут спровоцировать нежелательные реакции организма и принести вред.
Сладкие продукты должны быть десертом после основного блюда, а не использоваться вместо него или в качестве перекуса.
• Нельзя забывать про жидкость, которую ребенок должен получать в достаточном количестве. Нормой считается 50 мл в сутки на килограмм веса.
Давать малышу следует специальную детскую или кипяченую воду. Подойдут также несладкий чай или разведенный водой сок.
Злоупотреблять сладкими компотами или морсами не следует: они не только не утоляют жажду, но снижают аппетит и излишне нагружают поджелудочную железу ребенка.
Ребенка, который до данного возраста находится на грудном вскармливании, нужно понемногу отучать от маминого молочка.
Однако делать это следует постепенно, оставляя молоко только на «первый завтрак» сразу после пробуждения или на «последний ужин» перед отходом ко сну.
Меню ребенка в 1 год 4 месяца
Несмотря на то, что перечень разрешенных продуктов с каждым месяцем становится все длиннее, рецепты приготовления блюд должны быть простыми, без кулинарных изысков.
Как и раньше нельзя добавлять перец, специи и другие «улучшители вкуса».
Вся пища должна быть на взрослый вкус немного недосоленной, причем лучше всего пользоваться йодированной солью.
Полезные советы мамочкам: РЕБЕНОК ОТ ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ
Первые блюда
Как утверждает доктор Комаровский, ежедневное употребление супов и борщей – не потребность организма, а дань сложившимся привычкам и традициям.
Во многих странах взрослые и дети обходятся без жидких блюд без всякого ущерба для здоровья.
Однако, если в семье принято есть суп, то не стоит приучать малыша к «сухоедению».
В 1 год и 4 месяца ему можно кушать не только овощные, но также мясные и куриные бульоны. Один-два раза в неделю крохе нужно предлагать суп из морской рыбы (хека, минтая, трески).
Его необходимо процедить через ситечко или марлю, чтобы не допустить попадания костей.
Кроме овощей в суп можно добавлять любые крупы или мелкие макаронные изделия.
Перед тем, как подать крохе, первое блюдо следует размять вилкой, а затем посыпать мелконарезанной зеленью петрушки или укропа.
Каши
Крупы – важный источник белков, углеводов, витаминов и микроэлементов. Поэтому каши, запеканки, суфле и другие блюда с крупами необходимо ежедневно включать в детское меню.
В данном возрасте в меню можно включать любые крупы, за исключением манки, содержащей большое количество глютена, на который у многих детей аллергия.
При приготовлении крупу нужно хорошо разварить, а затем немного «потомить», закутав кастрюлю в одеяло или полотенце.
Тогда каша получится мягкой и малышу легко будет ее жевать и глотать. Перетирать кашу через сито уже нет необходимости.
Молочные продукты
Кроме молока и приготовленных на нем блюд, в рационе малыша должны быть кисломолочные продукты: кефир, натуральный йогурт, творожок, сметана.
Лучше всего, если они будут приготовлены в домашних условиях, например, при помощи специальной электройогуртницы.
Вместе с тем, жирность молочных продуктов не должна быть высокой, чтобы не вызвать кишечное расстройство и другие заболевания пищеварительной системы.
При покупке кисломолочки в магазинах следует отдавать предпочтение продукции без консервантов, подсластителей, красителей и других добавок.
Овощи и фрукты
В 1 год и 4 месяца ребенок может употреблять любые овощи. С осторожностью следует давать лишь фасоль и горох, которые могут вызвать повышенное газообразование и жидкий стул.
В этом возрасте обед малыша можно начинать с салата из свежих овощей, для чего натереть на мелкой терке огурец, тыкву или морковь и заправить сметаной или небольшим количеством рафинированного растительного масла.
В фруктовое меню к яблокам, грушам, сливам и абрикосам можно добавить крыжовник, малину, вишню, черешню, смородину.
Не стоит спешить с цитрусовыми, ананасами и другой «экзотикой», которые нередко становятся причиной крапивницы и других проявлений аллергии.
Мясо и рыба
Мясные блюда по-прежнему нужно готовить из нежирных сортов: телятины, говядины, индейки или курицы.
К уже знакомым паштетам и котлеткам можно добавить мясные суфле, запеканки, фрикадельки, тефтели.
Очень полезно сочетать мясо с овощами, приготовив для ребенка фаршированные кабачки, тыкву или голубцы.
Два раза в неделю мясные блюда заменяют рыбой. Ее можно отварить, потушить или запечь с овощами в фольге.
Яйца, масло, хлеб
После года малыш может кушать не только желток, но и белок, при условии, что яйца не вызывают у него аллергию. Врачи считают нормой ½ куриного или 1 перепелиное яйцо в день.
Их можно сварить вкрутую и дать на завтрак или ввести в состав запеканки, суфле и других блюд. Один из вариантов яичного блюда – омлет с овощами.
Сливочное масло ребенку нужно давать в свежем виде, не подвергая кулинарной обработке. Самое лучшее – намазать на хлеб или добавить в кашу.
Хлеб должен быть из пшеничной муки, который хорошо усваивается детским организмом. Предпочтительнее давать не свежий, а слегка подсохший («вчерашний»).
От каких продуктов пока нужно воздержаться
Часто за общим столом кроха тянется к тарелке со «взрослой» пищей, а мама или папа не в силах ему отказать.
В результате у малыша появляются признаки аллергии или возникают проблемы с пищеварением.
В перечень продуктов, с которыми ребенок сможет познакомиться только после трех лет, входят такие:
- морепродукты;
- икра;
- колбаса, сосиски;
- виноград, дыня;
- мороженое;
- песочное, слоеное и другое жирное печенье;
- орехи, мед;
- какао, шоколад.
Чтобы не вызывать интерес ребенка к этим продуктам и не провоцировать слезы, не стоит выставлять их на стол, когда за ним находится малыш.
Примерное меню на неделю для ребенка 1 год и 4 месяца
Чтобы ребенку понравилась еда, важно не только вкусно приготовить, но и красиво подать блюда. Столик нужно застелить скатертью, малышу надеть чистый фартучек.
С малого возраста приучая кроху к этикету, суп нужно подавать в глубокой тарелке, второе блюдо – на мелкой.
Перед малышом нужно положить тканевую или бумажную салфетку и показать, как ей пользоваться.
Приведенная ниже таблица содержит примерное меню на неделю на завтрак, обед и ужин.
Завтрак | Обед | Ужин | |
---|---|---|---|
Понедельник | – Каша овсяная с сухофруктами – Чай, печенье | – Салат из моркови со сметаной – Суп-пюре овощной – Котлета куриная с гречневой кашей – Компот | – Рагу овощное с мясом – Кефир, печенье |
Вторник | – Творожная запеканка со сметаной – Чай, хлеб с маслом | – Салат из свежих огурцов с зеленью и растительным маслом – Бульон куриный с вермишелью – Рыбные тефтели с рисом – Компот | – Каша овсяная с тыквой – Котлеты из индейки – Чай, хлеб с маслом |
Среда | – Каша рисовая с яблоком – Чай, сухарики | – Салат из тыквы с яблоком – Суп на рыбном бульоне – Запеканка картофельно-мясная – Кисель ягодный | – Пудинг из риса с мясом – Яблочное пюре – Йогурт |
Четверг | – Омлет с брокколи – Отвар шиповника, хлеб с маслом | – Салат из моркови со сметаной – Суп с фрикадельками – Голубцы – Компот | – Мясо, тушеное с овощами – Фруктовый мусс – Кефир |
Пятница | – Каша пшенная молочная – Чай, печенье | – Икра из кабачка – Суп-пюре с зеленым горошком – Суфле мясное с рисом – Кисель | – Овощное рагу с куриным мясом – Печеное яблоко – Чай |
Суббота | – Суфле яблочно-рисовое – Кисель, сухарики | – Салат из огурцов – Суп рыбный с пшеном – Пюре из тыквы с котлетой из телятины – Компот | – Омлет паровой с картофелем – Кефир, хлеб с маслом |
Воскресенье | – Каша гречневая с молоком – Отварное яйцо – Чай, хлеб с маслом | – Салат из моркови и свеклы – Суп овощной – Кабачки, фаршированные мясом – Кисель | – Рыба, запеченная с овощами – Творожный мусс – Чай, сухарики |
На второй завтрак и полдник малышу можно предложить свежие фрукты, натуральный йогурт, кефир с печеньем или подсушенным бисквитом, ягодный или фруктовый мусс.
Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.
Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!
Источник
В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.
Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.
Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.
Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?
Давайте разбираться!
Физические параметры в год и четыре
Пол ребенка | Рост | Окружность головы | Вес | Зубы | Окружность грудной клетки | Зрение |
Мальчик | 78 см | 49 см | 11,5 кг | Прорезаются верхние клыки и первые коренные зубы | 47,3 см | Всё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам. |
Девочка | 83 см | 45,5 см | 10,6 кг | 53,1 см |
Что умеет делать малыш?
К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:
Крупная моторика
- Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
- Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
- Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
- Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
- Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
- Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.
Мелкая моторика
- Строит башенку из кубиков или колечек.
- Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
- Забрасывает игрушки в коробку.
Зрение
Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.
Употребление пищи
- Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
- Пробует есть ложкой самостоятельно.
- Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
- Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.
Гигиена
- Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
- Пробует вытираться полотенцем.
Одевание
- Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
- Снимает головной убор, если тот не на завязках.
- Помогает взрослому себя одевать.
Способность сосредотачивать внимание
- Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
- Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
- Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
- Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
- Двигается в такт музыке, пытается танцевать.
Восприятие речи и жестов
- Указывает пальчиком на домочадцев и объекты — может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
- Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
- Выражение симпатии и привязанности
- Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
- Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
- Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
- Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.
Игровая деятельность
- Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
- Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
- Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
- Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
- Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина –«би-би», кошка –«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.
Особенности психоэмоциональной сферы
В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.
Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.
Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.
Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.
Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.
Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.
Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.
Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.
Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.
Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.
Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.
Речь
Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.
К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.
Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.
Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.
Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».
Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.
Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Вам понадобится:
- отварной язык – 200 грамм;
- мясной бульон – 1 чашка.
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Вам понадобится:
- кабачок – половина от овоща среднего размера;
- картофель – 4 шт.;
- куриный окорок – 1 шт.;
- вода;
- соль.
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Особенности ухода
Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.
Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.
Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.
Чистка зубов
Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.
Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.
Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.
Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.
Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).
Режим дня и сна
Режим — всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.
Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:
Время суток | Занятие |
7:00 – 8:00 | пробуждение |
8:30 – 9:00 | завтрак |
9:30 – 11:30 | утренняя прогулка |
12:00 – 13:00 | обед |
13:00 – 16:00 | послеобеденный сон |
16:00 -17:00 | развивающие игры |
17:00 – 17:30 | полдник |
17:30 – 18:30 | вечерняя прогулка |
19:00 – 19:30 | ужин |
20:00-20:30 | купание перед сном |
21:00 – 7:00 | сон |
Занятия с малышом
Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.
Игры
- Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
- Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
- Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
- Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.
Игрушки
- Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
- Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
- Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.
При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:
Советы родителям
Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.
Источник