Что может ребенок рисовать в 4 года
Моему ребёнку пять лет он вообще не рисует только каракули делает и плохо разговаривает помогите сто нужно мне делать и куда обратиться
16.12.2018 23:53:07, Лена Мамоян
ничего не рисует, раскрашивает, но и то только недавно начал.
28.07.2011 11:00:01, Аквамаринчик
Ничего не рисует. И не раскрашивает.
27.07.2011 14:36:59, Птичка снежная
Ничего не должен. Никогда не должен.
Я Вам больше скажу. Я всегда была “должна” – именно по рисованию. Мне нельзя было раскрашивать, нельзя было рисовать то, что мне хотелось, а нужно было – по часам, а как же! – рисовать то, что считалось педагогически правильным.
В свои 30+ лет я до сих пор не рисую НИЧЕГО, НИКОГДА и НИ ЗА ЧТО за это не возьмусь. Даже для себя. Всякие там “терапии рисунком”, когда люди рисуют для себя и расслабляются, мне кажутся изощрённой пыткой.
Не приведи господи, НЕ ДАВИТЕ на ребёнка, умоляю. Просто прямо остро мне вспомнилось моё детство…
27.07.2011 13:25:32, Одна такая рыжая
ой, я не собиралась на него давить, ни в коем разе! Даже если бы все написали что это нонсенс – в 4 года не уметь рисовать)
Просто сколько себя помню, да и сестру свою младшуюю – рисовали всегда и везде.
Во взрослом состоянии никто из нас этим творчеством не занимается, даже в виде хобби.
И поэтому показалось странным, что мой ребенок не рисует ничего внятного.
Таким “ужасом” как для Вас оказалось рисование- для меня стали лыжи)) Близко не подойду. Спасибо школе!))
27.07.2011 14:22:59, k140180
А Янкины рисунки в 4 с половиной года – вот:
27.07.2011 13:28:12, Одна такая рыжая
оч. хорошие рисунки, у нас попроще.)
28.07.2011 17:18:45, Сивилла
тоже отлично рисует – с фантазией)
особенно летающие коровы порадовали)
27.07.2011 14:16:39, k140180
Лица, цветы, солнышки, круглые квадраты. Но она не разрешает ей показывать-подсказывать-советовать.
27.07.2011 12:30:12, ЖЕсть
Мари рисует смешных животных: может лошадь может корова на 2-3 страницы сразу.Раскрашивать не любит- все черным или зелено-малиновым замазывает и все.
27.07.2011 12:26:12, missis.bybnikk
Вчера моя первый раз – вот реально, ВДРУГ, еще неделю назад только каляки-маляки были! – нарисовала домик с окном и дверью и человечков с глазами-ртом-туловищем-конечностями и даже с парашютом )))
Я аж опешила…
Скачок в развитии, однако.
Может, и у вас вот-вот?
27.07.2011 12:07:57, TatianaCh
Я как то писала о том, что по мнению нашей школы (тут она с 3 лет) должен уметь ребенок.
Если о графических навыках именно в 4 года, то:
– держать правильно карандаш
– повторять графический мотив
– раскрашивать, не залезая за края
27.07.2011 11:54:25, Larisa
интересно, спасибо!
А что подразумевает понятие “графический мотив”?)
27.07.2011 12:08:30, k140180
Я так понимаю простенький рисунок: домик, солнышко, волнистая линия, дождик
27.07.2011 13:56:36, Larisa
Смеюсь :)) Внизу ссылка – это как рисовал сын в 4 года.
Дочь не рисует вообще ничего, кроме каляки-маляки (огромный круг – это голова и торчащие из него палки – это всё остальное)
27.07.2011 10:48:50, Birke
Возмутительно! :))
Выкладывают рис шедевральнее предыдущих шедевров. Чувствую, сейчас и у меня комплексы начнуться!
Отличные рисунки!
У меня сын машинками тоже не интересуется. Совсем. Но и не художник он видимо. 🙂
27.07.2011 11:33:07, Lussi01
у Вашего сына явно прирожденный талант к рисованию)
27.07.2011 11:03:06, k140180
+1 очень талантливые работы!
28.07.2011 17:19:36, Сивилла
И прирождённое отсутствие интереса к машинам :))
27.07.2011 11:07:54, Birke
м-да, интерес к машинам убивает все напрочь(
Мой ребенок порой шокирует посторонних людей своими познаниями марок и моделей автомобилей. Кроме развития внимания и памяти ничего в этом хорошего не вижу.
Даже условие ему поставила, что мама читает ему что угодно, хоть Роман-газету)), но только не про машины.
27.07.2011 11:26:43, k140180
🙂 да ладно, зато с профориентацией проблем не будет. Это же отлично, что у ребенка есть интерес к машинам! Этож какой стимул к изучению физики и математики! 🙂
27.07.2011 11:59:09, химчанка
ага,) только он говорит, что будет работать в Автосалоне))
27.07.2011 12:03:39, k140180
это же прекрасно! 🙂
27.07.2011 12:05:20, химчанка
))
да уж лучше, чем гаишником ( это он тоже нам обещал)
27.07.2011 12:10:29, k140180
гаишником – это тоже прЭкрасно. Главное – что деть чего-то хочет, причем хочет чего-то реального, а не быть балериной 🙂 Короче, мамаша, не грейте голову, а? Все у вас хорошо 🙂
27.07.2011 12:13:04, химчанка
Ок. Голова сама греется- на улице +31. Может последствия солнечного удара)))
27.07.2011 14:24:02, k140180
это у вас с непривычки 🙂
27.07.2011 14:34:01, химчанка
глянула Вашу страницу- Вам виднее))
27.07.2011 14:42:09, k140180
Наша рисует, с ними в садике занимаются, на развивайке, старшая сестра. Рисует все что видит, даже меня, если напрошусь в качестве модели. Когда сравниваю с рисунками других детей ее возраста, то вижу, что у моей лучше получается, может это наследственное, у нас все хорошо пишут и рисуют
27.07.2011 08:09:58, Smuglik
ребенок в 4 года никому ничего не должен. Мои в 4 года не рисовали оба. Страшего после 5 резко пробило на рисовать и рисует с каждым днем все лучше и лучше. Также его пробло на всякие поделки, теперь мы конструируем всякие фантастические механизмы из всего, что попадается под руку. Младший как не интересовался этим занятием, так и не интересуется. Как интересовали его только машины и журналы с машинами – так и ничего не меняется. А они, на секундочку, двойняшки. Дети – разные.
27.07.2011 06:46:38, химчанка
+ сюда же. До 5 думала, что с моим что-то не так – все кругом рисуют, а мой – только на занятиях в саду. Ничо, подтянулся. Не шедевры, конечно, но ему и не в кого …
27.07.2011 11:12:15, Крохозябр
Вот и у моего интересы как у вашего младшего- журналы с машинами и все.)
27.07.2011 10:51:13, k140180
пусть себе раскрашивает. Полезно и ЕМУ интересно.
27.07.2011 11:12:43, Крохозябр
да, согласна, даже раскрашивать тоже полезно, т.к. с каждой новой раскраской делает это аккуратнее.
27.07.2011 11:28:43, k140180
Вот мой сын раскрасски ненавидит! И не раскрашивает сам, только если на развивалках задавали и делал это яростно и с ненавистью. Его раскрасски, самые ужасные раскрасски из всех в группе.
Тоже думала раскрашивать полезно, нужно, для дальнейшего развития навыка письма и там не знаю еще чего.
Когда на развивалках задали рисовать палочки и крючочки на линеечках, то думала, что все капут! А сын сел и написал 4 строчки. Конечно не идеально, но для первого раза просто супер! И так дальше, как прописи задавали, у него особых проблем не было, а с каждым разом только лучше и лучше.
Вот я задумалась, а нужно ли тогда заставлять раскрашивать, если с прописями проблем нет?! Видимо нет никакой связи между прописями и раскрассками и рисованием. Я не увидела этой связи, на примере сына.
27.07.2011 11:47:38, Lussi01
заставлять раскрашивать, думаю, точно не надо.)
27.07.2011 12:13:57, k140180
нету никакой связи, факт 🙂 мой нерисующий младший тайские бувквы (а они – это убиться веником, я год училась их писать, и то плохо получается) пишет лучше, чем его рисующий брательник. Но! ты же понимаешь, есть же магическая фраза: “развитие мелкой моторики” 😉 :Р
27.07.2011 11:57:17, химчанка
А-а.. О-о, тогда я спокойна, раз связи нет. 🙂
Про “развитие мелкой моторики” только не надо, а! Это для меня как красная тряпка для быка.
Пусть в носу ковыряется, тоже моторику развивает 🙂
27.07.2011 13:54:24, Lussi01
гыгы, я знаю про красную тряпку, посему и написала 😉
27.07.2011 14:34:47, химчанка
(сладким голосом) Фу, прА-Ативная! 🙂
27.07.2011 19:48:24, Lussi01
а вот, кстати, тот, который в носу пальцем ковыряет, тот и говорити лучше 🙂 и рисует он же, ага :Р
28.07.2011 12:04:41, химчанка
у нас до полутора лет у сына вся мелкая моторика была в полном ауте…точнее, еще не было практичеки ))) Списывали на неврологию. Зато болтать начал очень рано, в год – 26 активных слов, в 1,6 года – речь простыми предложениями. А пугали, что моторики нет – ОНР вам светит. Ага, как же…рот не закрывается, в принципе у ребенка. Так что я в связи тоже не верю )))
27.07.2011 12:12:45, Julasik
а у нас наоборот. ВСе отлично с мелкой моторикой, а ОНР присутствует.
27.07.2011 12:14:24, химчанка
вот! вывод – связи нет ))))
27.07.2011 12:58:42, Julasik
стандартные предметы – дом, человека, солнце, дерево – в простейшем исполнении.
27.07.2011 00:43:04, Inception
у нас так же…
но я и не занимаюсь с ним рисованием,точнее очень редко, во-первых, это неинтересно ни мне, ни ему, во-вторых,не считаю это таким важным элементом развития. Точнее, не так, это важно, безусловно, но не настолько, что бы парится, если ребенок это делает не шедеврально ))))
С мелкой моторикой порядок у него.
27.07.2011 09:24:14, Julasik
Да я, в принципе, не парюсь)) Просто интересно, только у нас так или нет.
С мелкой моторикой у нас тоже все в порядке.
27.07.2011 11:00:29, k140180
не, не только у вас ))))
Но, как мне кажется, это все-таки способности. Их либо есть, либо нет. Тот у кого есть, будет рисовать и сам, а у кого нет….Конечно, можно научить какой-то технике, азам, но это если есть желание. У моего напрочь оно отсутствует, поэтому и не заставляю.
27.07.2011 11:05:29, Julasik
А Вы его учили, или вместе рисовали, или подсказывали?
Ну вот моей пока три :))), смотрите:
это она совсем сама, одна рисовала, когда никто на нее не смотрел
А вот это она рисовала со мной. Т.е. рисовала она, а подсказывала я :)))
Как видите, я могу сказать, что ребенок умеет рисовать только солнышки, цветы и головоногов, или рисует акварелью натюрморты и живую природу 🙂 Думаю, в этом возрасте большое значение имеет, занимаетесь ли вы прицельно рисованием, и как Вы сами воспринимаете ребенкино творчество.
26.07.2011 23:38:50, УникаЛьнаЯ
Действительно шедевры!
Всё! Сын возвращается от бабушки, займусь с ним рисованием. А то прям стыдно за парня моего стало. Правда он не рисует – комплексует. И его трудно уговорить. Он видит как я иллюстрирую книги и говорит, что он так не сможет! Попытки мои объяснить, что чтобы так рисовать надо хотя бы начать рисовать что-то, а не отказываться – не катят.
Разрешила сыну разрисовать дверь. Выразила полный восторг от его творчества. И тишина. Не рисует.
По вопросу, что должен уметь четырехлетний ребенок? Не отвечу. Могу сказать только одно, чтобы уметь рисовать, надо стараться рисовать чуть ли не каждый день. Не важно что. Так мне сказал очень пожилой мудрый известный художник. И я с ним согласна.
27.07.2011 00:13:02, Lussi01
🙂 не факт что ваш сын захочет развивать рисование. У меня старшая дочь обожала со мной рисовать, сидеть рядом и смотреть. а потом сама рисовала. А младшая наотрез не разрешает, даже черточку нарисовать, ее интересует только личное творчетсво. надеюсь ситуация изменится 🙂
27.07.2011 08:12:56, Smuglik
блин, у Вас шедевры))
Вместе рисовали и просто показывала как надо.
Я просто всегда считала, что уж рисованием в саду – ну, точно занимаются. Поэтому дома буквы-цифры, читать- считать, а творчество – все больше “там”.
Тогда другой вопрос меня мучит: В саду рисуют за детей воспитатели?)
26.07.2011 23:54:21, k140180
Нет, в саду дети рисуют по схеме: “Сейчас нарисовали кружочек, закрасили коричневым. Потом палочку вот так сверху… “и т.д. Мой в саду реальные шедевры рисовал – как впрочем и все дети, воспитательница шикарно рисует. А дома – “палка, палка два струна, я хозяин вся страна”.
27.07.2011 11:15:10, Крохозябр
Надо отметить, что даже с таким подходом в саду очень разные рисунки получаются у детей :)) У кого-то явно точно по инструкции, а какие-то вообще опознать сложно 🙂
27.07.2011 13:24:13, УникаЛьнаЯ
наверное(, у нас домашние рисунки такие, что ничего конкретного из общей массы загогулин и выделить нельзя- ни на что не похоже.
А в саду все рисунки и поделки как на подбор, не хуже других детей.
27.07.2011 11:33:43, k140180
Ничо, со временем путем накопления будет и сам нормально рисовать, раз в саду занятия есть.
27.07.2011 11:34:34, Крохозябр
А ребенка учили рисовать?
26.07.2011 23:27:40, Roccy
Когда был намного младше- пытались рисовать ( солнышко, елочки, травку)
А когда пошел в сад (с 2,5 лет), то тут уж я всецело положилась, в плане рисования, на педагога и похоже зря…
Сама покупала уже только раскраски и рисовала по его просьбе в основном машины.
26.07.2011 23:43:57, k140180
Во многих садах рисовать не учат. Расскажу пример моей подруги. У нее дочь. Гиперактивная. Спортивная. В 3 года рисовала хуже всех в группе детского сада. Пошли на занятия в изо-студию для маленьких детей. Там детей 3-4 человека. Занятие идет 1,5 часа. Ребенок вначале не выдерживал, бегал, укладывался на пол. Мама сидела рядом, педагог рядом. Но в итоге. Девочка через год обогнала в рисовании сверстников. Это при занятих 1 раз в неделю. В 4 года мама повела в ту же изостудию, но 2 раза в неделю. Девочка рисует теперь лучше всех в группе детского сада. Я планирую своего отвести в эту же изостудию, где его банально научат рисовать.
Не верю, что есть неспособные к рисованию дети. Не верю, уж простите. Пример – мой старший сын. При поступлении в школу при тестировании его рисунки соответствовали уровню 3 лет. Не рисовал в детстве никогда, только на уроках пил воду из-под красок. Чем приводил в ужас педагогов детского сада. Мелкая моторика отсутствовала как класс. Крупная моторика – очень слабая. Выгоняли из всех оздоровительно-спортивных групп. Например ребенок не мог в 7 лет поймать мяч.
У нас гуманитарная гимназия. Рисование – обязательно. И в школе педагог моего “неспособного” ребенка научила так рисовать, что в 6 классе он рисовал портреты гуашью. Можете представить?
Поэтому вам нужен только педагог и все проблемы будет решены.
27.07.2011 01:25:50, Roccy
спасибо!
Попробую пока сама заинтересовать рисованием.
27.07.2011 11:22:32, k140180
да, добрые и внимательные педагоги – наше все, согласна.
27.07.2011 08:14:31, Smuglik
Источник
Рисование — одно из первых творческих направлений, которым овладевает ребёнок. Сложно преувеличить значение рисования для развития малыша. Но несмотря на это, родители часто интересуются, зачем обучать ребенка рисованию в раннем возрасте.
Обучение рисованию ребенка 3-4 лет
Рисование способствует познанию окружающего мира, развивает такие навыки, как внимание, воображение.
Зачастую малышу проще выразить свои эмоции при помощи художественной деятельности — лепки, рисования.
Умение владеть карандашом способствует развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с формированием речи ребёнка. Во время рисования малыш задействует оба полушария головного мозга, что стимулирует развитие межполушарных связей.
Кроме того, рисование помогает малышу научиться ориентироваться в пространстве (вверх-вниз), соизмерять пропорции объектов (больше-меньше).
Психологи отмечают, что рисование обладает успокаивающим эффектом, поэтому особенно им рекомендуется заниматься детям, склонным к капризам и неврозам.
Как заинтересовать малыша рисованием
Ребенок в три года уже проявляет интерес к определенным темам, у него появляются любимые герои и персонажи. Для поддержания увлеченности чада при организации занятий необходимо учитывать его предпочтения.
В этом возрасте с малышом можно использовать различные способы рисования, необходимо проявлять фантазию каждый раз, чтобы сделать занятия максимально интересными для ребенка. Возможно рисовать пальчиками, цветными карандашами, кистью и красками, восковыми мелками, поролоновыми тампонами.
Чтобы сделать рисование для детей 3-4 лет увлекательным и любимым занятием, надо разрешать ему экспериментировать и импровизировать. Не стоит навязать ему какие-либо правила. Обязательно нужно рисовать вместе с малышом.
Важно! Не надо критиковать, в процессе рисования нужно помогать и направлять малыша очень мягко и деликатно.
Наблюдая за своим чадом, родители могут определить проблему, с которой он сталкивается во время занятий, и помочь решить ее.
Если малыш при малейшем затруднении бросает занятие, это говорит о том, что он не умеет преодолевать сложности. В этом случае необходимо показать ребенку альтернативные пути достижения желаемого. К примеру, если у малыша не получается нарисовать белочку, ему можно предложить слепить ее из пластилина или сделать аппликацию с изображением животного.
Если ребенок быстро теряет интерес к рисованию, то возможно занятие подобрано не под его уровень. Тогда нужно усложнить или упростить его.
Когда чадо быстро утомляется, для него представляет сложность завершить рисунок, то можно чередовать рисование с детьми 3-4 лет с активными занятиями, делать массаж.
Особенности организации рабочего пространства для малыша
Очень важно в детской комнате организовать рабочее пространство для малыша, в котором ему будет комфортно и интересно заниматься. Правильно обустроенное рабочее место настраивает ребенка на нужный лад.
Во время уроков рисования для малышей 3 лет желательно родителям находиться рядом, чтобы отвечать на возникшие у ребенка вопросы и помогать преодолевать сложности, если такие возникнут.
Для всего творческого материала — альбомов, красок, кисточек, карандашей — должно быть свое место, при этом ребенок должен иметь свободный доступ к ним. Если родители решили вешать полочки или шкафчики на стены, то рекомендуется это делать на высоте роста малыша, чтобы при желании он смог бы спокойно с них что-либо достать.
Когда учат рисовать детей 3-4 лет, то полезной деталью интерьера станет меловая доска или стена, покрытая специальной краской.
Обратите внимание! Экспозиции на стенах комнаты из работ, сделанных малышом, добавят мотивации к работе.
С чего следует начинать при обучении ребенка рисованию
Как показывают исследования, обучение живописи лучше начинать в раннем возрасте. Прежде всего нужно научить малыша правильно держать в руке карандаш и лишь потом переходить непосредственно к рисованию. Вначале можно помогать ребенку — водить его руку своей. Лучше всего обучение начинать с освоения прямых и волнистых линий, простых геометрических фигур (круг, квадрат). Постепенно можно переходить к усложнению рисунка, к примеру, рядом с домом нарисовать дерево, а на нем яблоки.
Техники для рисования
Основные техники рисования:
- Штриховки и зарисовки. Целью данной техники является обучение закрашиванию какой-либо области, не заходя за контур.
- Точки. Эта техника, пожалуй, легче всего дается детям. С помощью нее можно нарисовать зиму, дождик. Точки можно делать с помощью пальчика, который предварительно малыш опускает в краску. Также рекомендуется использовать ватные палочки, которыми, к примеру, ребенок без труда может нарисовать листочки на дереве.
Интересные идеи для рисования
Можно выбрать разные идеи для рисования, например, такие:
- Штампы из пластилина. Подготовка для работы в данной технике не займет много времени. Достаточно из куска пластилина сделать штамп, придав ему нужную форму, украсить узорами и окрасить в нужный цвет. Для окрашивания можно использовать кисть или губку.
- Штампы из листьев. Для этой техники подойдет любая краска. Сторона листа с прожилками покрывается обильно краской, а затем этой стороной нужно приложить его к бумаге. После нескольких секунд аккуратно убирать лист. С помощью этой техники можно сделать вместе с малышом картину «Осень в лесу».
- Отпечатки овощей. Разрезав овощ на две части, нужно покрыть его поверхность подходящей по цвету краской, а затем сделать отпечаток на бумаге.
Учим ребенка рисовать карандашами
При знакомстве малыша с карандашами очень важно сделать правильный выбор. Первые карандаши не должны быть очень маленькими и тонкими, лучше всего отдать свое предпочтение трехгранным карандашам, на которых пальчики малыша располагаются в правильном положении.
Обратите внимание! По мере освоения этого предмета рисования ребенка можно обучать новым техникам. Но для начала он должен научиться рисовать точки, линии и штриховать.
Учим рисовать красками детей 3-4 лет
Рисование красками для детей 3-4 лет — очень увлекательное занятие. Для него лучше выбрать акварель или гуашь, потому что они безопасны и их легко отстирать с одежды. Лучше всего приобрести стаканчик-непроливайку и мягкие кисточки разного размера.
Прежде всего, начиная работу с красками, нужно научить малыша держать правильно кисть, смачивать ее в воде и набирать краску. Можно предложить ребенку поводить сухой кисточкой, чтобы потренировать степень нажима и четкость движений.
Начинать лучше работу с одного цвета и простых форм. Можно попросить малыша нарисовать линии, волны, круг, а потом закрасить его по контуру.
Когда рисунки одним цветом будут освоены, можно добавить второй цвет. Постепенно трёхлетка научится не смешивать цвета, вовремя промывать кисточку, не выходить за контур картинки.
В три года картины малыша еще довольно хаотичны и схожесть с предметами пока минимальна, но если поощрять ребенка, то со временем рука малыша привыкнет, и рисунки станут реалистичнее.
Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за испачканную одежду или разлитую воду.
Как научить ребёнка рисовать поэтапно
При обучении малыша поэтапному рисованию важно озвучивать сюжет. Для этого отлично подойдут сказки или стихи.
Во время занятий рисуются простейшие линии и фигуры, а затем поэтапно модифицируются на глазах у малыша. Так, из квадрата получается домик, а из треугольника крыша, а из круга на небе появится солнышко.
Обратите внимание! Ребенку быстро надоедают монотонные и однообразные занятия, поэтому родители должны постоянно показывать новые приемы и подсказывать идеи для закрепления умений по пошаговому рисованию.
Поэтапное рисование для 4-летних детей приобретает более сложные формы и темы. Родители, используя различный методический материал, могут подобрать темы, интересующие его малыша. К примеру, научить рисовать машину или самолет.
Нужно ли отдавать ребенка в кружок рисования
Сейчас открылось множество кружков, студии по занятию с детьми с самого раннего возраста, их можно найти в любом районе города в шаговой доступности от дома. Но действительно ли нужны уроки по рисованию детям 3-4 лет?
Эксперты рекомендуют начинать художественные курсы уже в возрасте трёх-четырёх лет, где детей научат правильно держать карандаш или кисточку, аккуратно закрашивать контуры. Стоит отметить, что этому можно научить и самостоятельно дома. А если малыш ходит в садик, то и там обязательно имеются художественные занятия. В последнее время стали популярны курсы онлайн для детей, по которым они занимаются, не выходя из дома, что очень экономит время их родителей. По стоимости они обходятся дешевле кружка, что тоже является плюсом.
Рекомендации психологов и педагогов
Проведенные исследования подтверждают, что дети, которые много занимались рисованием, быстрее и легче осваивают письмо. Во время этих занятий развивается мелкая моторика, поэтому рисование — это обязательный этап, который должен предшествовать письму.
Обратите внимание! Кроме этого, педагоги утверждают, что детям, занимающимся рисованием, легче дается пространственное мышление и геометрия.
Среди психологов бытует мнение, что дети «рисуют головой, а не руками», потому что во время художественного процесса у них активно развивается мозг и улучшается память. Рисование развивает чувство красоты в детях. Зачастую психологи используют рисование во время своих практик, потому что это занятие помогает корректировать эмоции, достичь баланса внутри себя. Психологи называют рисование самотерапией.
Для привития чувства красоты, расширения кругозора и воспитания развитой личности, особенно если ребенок не ходит в сад, родителям стоит уделить особое внимание рисованию с детьми в возрасте 3-4 лет.
Источник