Что может есть ребенок после 1 года

Рацион ребенка: питание с 1 года до 3 лет

Рацион ребенка: питание с 1 года до 3 лет

В этом возрасте ребенка можно постепенно приобщать к «взрослой» пище. Чем и как кормить малыша, чтобы не навредить его пищеварительной системе и здоровью в целом?

Годовалый возраст знаменует собой особый период в жизни ребенка, когда он начинает проявлять интерес к еде взрослых. Малыш не только любопытствует, но просит кусочек того, что лежит в тарелке родителей. Каким должно быть детское питание от 1 года до 3 лет, как составить меню малыша и какие продукты включить в рацион ребенка, чтобы новые блюда пошли ему только на пользу?

Количество кормлений в день

Начиная с годовалого возраста ребенка нужно постепенно переводить на четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин.

В обед малыш должен получать 40-50% всей пищевой ценности рациона, 50-60% распределяются на завтрак, полдник и ужин. В промежутках между основными приемами пищи ребенка можно угостить фруктами.

Суточный объем пищи ребенка

В возрасте от 1 года до 1,5 лет рекомендуемый суточный объем пищи ребенка – 1000-1200 мл. А от 1,5 до 3 лет – до 1400 мл. Разумеется, это количество способны «освоить» не все дети, так как все индивидуально. К тому же объем съедаемой малышом пищи зависит от ее вида и питательности.

Рекомендации по продуктам питания в возрасте от 1 до 3 лет

Кисломолочные продукты

В возрасте от 1,5 до 3 лет в сутки ребенку в среднем требуется:

  • 5 г сыра;
  • 25-50 г творога (жирность 5-11%);
  • 5-10 г сливок или сметаны (10-20%);
  • 500-550 мл молока и кефира (3,2-4%).

Мясо

В возрасте 1 года ребенку в день необходимо 100 г мяса, с 1,5 лет – 120 г. Рекомендуется готовить блюда из говядины, телятины, индюшатины, мяса кролика и ягненка. Вкусны и полезны субпродукты: печень, язык, сердце. Блюда из них быстрее и легче перевариваются, богаты белком и жирорастворимыми витаминами. Но! Если у ребенка есть проблемы с почками, желчным пузырем или склонность к аллергии, введение субпродуктов в рацион на данном этапе не рекомендуется.

Мясо можно готовить в виде паровых и духовых котлет, рагу и обжаренного фарша.

А вот с колбасами и сосисками ребенка лучше не знакомить, так как качество этой продукции чаще всего вызывает сомнения.

Куриное яйцо

Детям необходимо давать по 1 яйцу не чаще 2 раз в неделю исключительно в сваренном вкрутую виде или в виде парового омлета.

Рыба

Если у ребенка нет аллергии на морепродукты, его рацион рекомендуется дополнять блюдами из рыбы морских и речных сортов. От жирных и деликатесных сортов, копченой и консервированной рыбы, а также икры следует воздержаться. Суточная норма потребления рыбы – до 30-40 г.

В детском меню рыба может быть представлена в вареном и тушеном виде, в виде котлет и биточков. Разумеется, перед приготовлением ее необходимо очищать от косточек.

Овощи

В детском меню должны присутствовать картофель, морковь, капуста, кабачки, тыква, свекла, репа, горох, фасоль, бобы. Томаты давать до 3 лет нежелательно, так как они раздражают желчный пузырь и часто вызывают аллергию. В возрасте от 1,5 до 3 лет детям рекомендуется ежедневное употребление картофеля в количестве до 100-120 г, а также 150-200 г других овощей в виде супов, салатов, гарниров.

В возрасте от 1,5 лет ребенка необходимо кормить свежей зеленью: петрушкой, шпинатом, салатом и зеленым луком, используя для заправки супов, салатов и вторых блюд.

Фрукты и ягоды

В сутки дети в возрасте от 1 до 3 лет должны съедать 100-200 г фруктов и 10-20 г ягод. Это могут быть яблоки, груши, сливы, бананы, вишни (без косточек), черная смородина, крыжовник, брусника, клюква, черноплодная рябина и облепиха.

Соки

От 1 года до 1,5 лет ребенку стоит предлагать осветленные соки, а после 1,5 лет – соки с мякотью (до 100-150 мл в день после еды).

Если малыш пробует ранее незнакомый сок, начать надо с 1-2 ч. ложек в первой половине дня, чтобы увидеть реакцию организма.

Крупы

Каши рекомендуется готовить из овсяной, гречневой, ячневой, пшенной, пшеничной, кукурузной и перловой круп. Суточная норма потребления круп для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – 15-20 г.

Макаронные изделия

В возрасте 1,5 лет дети уже могут есть лапшу и вермишель в виде супов и гарниров. Однако макаронные изделия богаты углеводами, поэтому злоупотреблять ими в детском рационе не стоит. Суточная норма потребления лапши и вермишели для детей от 1,5 до 3 лет – не более 50 г.

Сахар

Ребенку в возрасте от 1,5 до 3 лет можно употреблять до 30-40 г сахара в сутки. Это количество уже входит в хлебобулочные изделия, соки, фрукты и сладости. Злоупотребление сахаром снижает аппетит, негативно влияет на обменные процессы и ведет к появлению избыточного веса.

Сладости

В возрасте от 1,5 до 3 лет детей можно угощать пастилой, мармеладом, фруктовой карамелью, повидлом и зефиром.

Шоколад

С шоколадом и шоколадными конфетами надо повременить до 3-летнего возраста, так как они провоцируют возбудимость нервной системы и могут вызывать аллергические реакции, нагружают поджелудочную железу и раздражают желчный пузырь.

Жидкую и полужидкую пищу нужно заменять более плотной, чтобы научить ребенка ее пережевывать. Для этого вводите в рацион малыша разваренные каши, тушеные овощи, овощные и крупяные запеканки.

Здоровое питание – привычка, формируемая с детства

Формирование культуры питания происходит уже в раннем возрасте. Поэтому родителям важно своевременно приучать малыша к тому, что вкусно и полезно. А готовить питательные и диетические блюда можно по нашим рецептам для детей – в них уже есть вся полезная информация по калорийности и содержанию микро- и макроэлементов, чтобы мамам и папам было удобно составлять подходящее для малыша меню на каждый день.

В возрасте от 1 до 3 лет ребенку в сутки необходимы:

  • белки – 50-60 г, включая 70-75% белков животного происхождения;
  • жиры – 50-60 г, в том числе около 10 г жиров растительного происхождения;
  • углеводы – 220 г.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Важный совет – правильный пример. Если вы хотите, чтобы малыш с детства привыкал к правильному питанию, кушайте здоровую пищу. Не стоит требовать от ребенка любви к отварной капусте брокколи, если сами при нем кушаете копченую колбасу. Здоровое питание – общее правило для всей семьи!»

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Источник

Автор: Шалунова Анастасия Ивановна

член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family

г. Москва

Время на прочтение : 7 минут

За столом с семьей – таким будет второй год жизни малыша. Не так важно, ест он ложкой или рукой. Главное для ребенка в 1 год – подобрать правильные продукты, закрепить первые пищевые привычки и сформировать режим питания. Мы составили для вас список продуктов на пять приемов пищи с овощами, злаками и мясом, которые обеспечат малыша запасами энергии и питательными веществами. И о сладостях тоже спросили… Рассказывает нутрициолог, член РоСНДП Анастасия Ивановна Шалунова.

– Анастасия Ивановна, меню ребенка в 1 год – это уже пища с общего стола или еще специальное детское меню? Можно ли давать ребенку взрослую еду?

– Для годовалого ребенка пища взрослых может быть тяжелой и не всегда правильно усваиваться. Поэтому задача родителей – давать малышу облегченный вариант той же самой еды (стараться не злоупотреблять солью, приправами) и максимально натуральные продукты.

В разных странах своя специфика детского питания. Например, во Франции дети едят то же, что и взрослые, которые стараются употреблять правильную пищу. Дети быстро привыкают к общему меню, не выбегают из-за стола, если наелись быстрее остальных. В российских семьях готовят отдельно для взрослых и детей. И для мамы «взрыв мозга» – сочинять для членов семьи разные блюда. Поэтому проще готовить что-то усредненное, что могут есть и взрослые, и дети.

– Какие действия родителей могут нарушить режим питания в один год?

– В каждой семье сформирован определенный перечень продуктов, которые лежат в холодильнике, и ребенок о них знает. Родители ошибочно по наитию продолжают покупать одно и то же, в то время как необходимо разнообразить рацион, чаще пробовать сезонные недорогие, но более полезные продукты. Кроме того, важно, чтобы к году ребенок сидел за столом и понимал, как питаются, а также то, что он пришел поесть, а не поиграть или посмотреть телевизор.

Основные принципы питания в 1 год

  1. Придерживаться режима из трех основных приемов пищи и двух перекусов.
  2. Употреблять продукты доступной консистенции и формы приготовления.
  3. Вводить все группы продуктов, которые ребенок к своему возрасту должен был попробовать, чтобы было проще выстраивать рацион.
  4. Не закармливать ребенка.
  5. Давать малышу ежедневно чистую питьевую воду.

– Чем кормить ребенка в год, чтобы он получал все необходимые для своего возраста питательные вещества?

  • Овощи – подбираются по возрасту, должны занимать половину тарелки.
  • Фрукты – даются после овощей, потому что они более сладкие.
  • Каши – основной источник витаминов и минералов, калорий.
  • Творог и йогурты без подсластителей – источники кальция, который необходим для роста.
  • Супы – не все дети едят их из-за консистенции, но можно попробовать натуральные овощные крем-супы из группы детского питания.
  • Мясо – источник белка и витаминов. Если семья отказалась от мяса, то ребенку придется чем-то восполнить отсутствие, например, витамина B12.
  • Натуральные сладости и печенье – но они должны быть «проверенными». Нужно избегать продуктов с добавлением маргарина и трансжиров, которые будут негативно влиять на детский организм.

Рацион ребенка после года должен быть разнообразным и сбалансированным по микроэлементам и витаминам, белкам, жирам и углеводам. Большое количество клетчатки полезно для правильного формирования микрофлоры – пищевые волокна помогают соблюдать в организме баланс полезных и условно-патогенных бактерий.

– Можно ли включать в меню твердые продукты, если у малыша прорезалась только пара зубов?

– Твердые продукты помогают формировать правильные пищевые привычки, и они очень полезны для зубов. Твердые кусочки формируют правильный прикус. Чем больше в рационе такой пищи, тем больше будет места в ротовой полости и ровнее вырастут зубы. Как специалист по питанию рекомендую давать твердые продукты, чтобы зубы быстрее прорезались. Ортодонты придерживаются той же позиции.

– Какие продукты нельзя давать годовалому ребенку?

– Стоит ограничивать жирные продукты, богатые холестерином, а также орехи, которые могут спровоцировать аллергическую реакцию или попасть в дыхательные пути. Врачи также не советуют давать грибы – они содержат сложно перевариваемый белок, это увеличивает нагрузку на ферментативную систему. Не стоит нагружать желудочно-кишечный тракт, лучше просто исключить подобную еду из рациона.

– Среди молочных смесей можно найти формулу третьей ступени для детей старше 12 месяцев. В чем преимущества «детского молока» для подросших малышей?

– Специальные детские молочные смеси нужны, если ребенок еще не питается с общего стола полностью или мама на ночь докармливает его смесью. Смесь третьей ступени в отличии от обычного молока содержит все компоненты, необходимые для формирования у детей умственных способностей, то есть она нацелена не просто на рост, но и на развитие мозга. Если родители заинтересованы в том, чтобы витамины и минералы поступали ребенку в сбалансированном виде, желательно обращаться к молочной смеси, например, к смеси с IQ-комплексом MAMAKO Premium®. Малыша можно кормить ограниченным кругом продуктов, и мама часто переживает, получает ли он все необходимые витамины и минералы. Смесь в этот период очень выручает.

– Составляя меню на неделю ребенку 1 года, какие моменты нужно учесть? От чего зависит правильный режим питания в один год?

– При составлении меню учитывается наличие или отсутствие аллергических реакций, вкусовые предпочтения, возраст и состояние здоровья малыша.

  • Завтрак

– В первый прием пищи лучше дать кашу (долгие углеводы) либо белковый продукт (омлет). Ребенку нужно активно начать утро, а для этого требуется энергия, которая восполняется во время кормления.

  • Обед

– Во второй основной прием пищи можно только овощи либо белковый продукт, поскольку ребенку еще полдня нужно активно проявлять себя. В спортивных семьях с наиболее подвижными детьми днем обязательно должна быть белковая пища. Белок – это строительный материал, который необходим для роста мышц и клеток. Дополнить рацион можно полезным овощным крем-супом, например, из тыквы или шпината, а углеводы нужны в меньшем количестве.

  • Ужин

– Вечером желательно не перегружать организм. Можно дать кашу за 1,5-2 часа до сна или овощи, рыбные котлеты на пару – тут мама подстраивается под предпочтения ребенка. Овощные или фруктовые пюре, дополненные творожком, разнообразят рацион. Но не нужно сразу ложиться спать после кормления, поскольку организму требуется время на переваривание.

  • Перекусы

– Они разбивают два больших «окна» между завтраком и обедом, обедом и ужином. Какие продукты выбрать для перекуса, зависит от возраста и самочувствия ребенка.

– Анастасия Ивановна, нужно ли укладывать ребенка вздремнуть после каждого приема пищи?

– У ребенка подсознательно после кормления возникает тяга ко сну, но это не то правило, которое стоит соблюдать. Если у малыша нет сил – он набегался на улице, играл без остановки 1,5 часа, потом поел – да, ему нужно восполнить силы, и он уснет. В целом же прием пищи – это восполнение энергетических затрат, и после питания хорошо часть энергии отдать – подвигаться, полистать книжечку.

– Нужно ли отучать ребенка от ночных кормлений, если он просыпается ночью и просит есть?

– В норме после года – спать без пробуждений. Ребенок может проснуться в жаркой комнате, попросить пить и спать до утра. Но проснувшийся ребенок – это всегда звоночек для мамы. Беспокойство малыша может иметь физиологический или психологический подтекст – что-то болит, он чего-то боится, недоедает. Все проверяется опытным путем – на следующий день накормите ребенка перед сном поплотнее. Если спит, значит, вчера он просто был голоден. Если продолжает просыпаться, то методом исключения далее разберитесь с другими причинами.

Читайте также: На чем родители должны акцентировать внимание во время формирования пищевых привычек

– Если режим питания в 1 год не соблюдается и ребенок отказывается от семейного стола, надо ли заставлять его есть?

– Насильно кормить точно не нужно, но режим соблюдаем. У ребенка должна быть сформирована привычка – есть за столом с семьей. В идеале – во время завтрака, обеда и ужина, но хотя бы один прием пищи должен быть семейным.

Если ребенок попробовал предложенный продукт и не хочет его есть, он должен понимать, что следующий прием пищи нескоро и, например, до утра ему придется пить водичку. Малыш должен четко осознавать действия и слова родителей. Все полезные привычки закладываются в раннем детстве.

Базовое правило – в доме появляются только те продукты, которые родители хотят видеть в меню ребенка.

– Фруктовые пюре с творожком из козьего молока подходят для питания детей в один год? Можно ли давать ребенку пюре вместо фруктов, если он не хочет их есть?

– Детские продукты с маркировкой от 0 до 3 лет, конечно, давать можно. Но обычный «взрослый» творог в рационе годовалого ребенка может вызвать негативную реакцию организма.

Детские фруктовые пюре с творожком из козьего молока сбалансированы и могут заменить фрукты – такое пюре предлагает МАМАКО®.

В рацион годовалого ребенка можно включать все продукты натурального происхождения, сезонные местные продукты. Нельзя кормить малыша очень солеными, консервированными, жареными блюдами. При этом важно избегать однобокого питания, но следует подбирать продукты по возрасту, чтобы не спровоцировать аллергическую реакцию и расстройства пищеварения.

Нутрициолог

Анастасия Ивановна Шалунова

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник

Автор: Булавина Екатерина Борисовна

врач-педиатр 1 категории

г. Курск

Время на прочтение : 15 минут

Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

– Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?

– За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.

Развитие ребенка в 1 год

Речевые навыки

  • произносит простые слова с повторяющимися слогами – «ма-ма», «па-па», «ба-ба»
  • выражает потребность словами «дай» или «на»
  • пытается повторять речь взрослых
  • словарный запас у ребенка – от 8 до 10 простых слов, произносимые им звуки все более разнообразны

Психомоторное развитие

  • уверенно сидит без поддержки
  • перемещается по комнате, держась за опору или за руки родителей
  • свободно тянется за игрушками из положения сидя
  • активно осваивает ползание, ходьбу
  • поднимается и спускается по ступенькам, шагает приставным шагом при поддержке взрослого
  • приседает, встает из любого положения, взбирается на поверхности и спускается с них

Эмоциональное развитие

  • может испытывать радость, удивление, любовь, настороженность, страх, разочарование, гнев
  • учится управлять эмоциями, но часто реакции непредсказуемы: смех в одну минуту может смениться плачем, веселая игра – закончиться истерикой, малыш может капризничать и кусаться, привлекая к себе внимание
  • начинает проявлять самостоятельность: категоричное «нет» или «я сам» может сопровождать любое предложение помощи взрослыми
  • начинает испытывать привязанность к людям, вещам, появляются любимые игрушки, а также настороженность к посторонним
  • удерживает внимание в течение 10-15 минут;
  • действия малыша импульсивны, но он способен понять причинно-следственную связь (упал – больно – бежит к маме)
  • активно наблюдает за эмоциональной реакцией взрослых и начинает им подражать
  • умеет проявлять осторожность, часто оглядывается или ищет глазами маму, когда она выпадает из поля зрения

Умственное развитие

  • знает названия окружающих предметов и звуки, издаваемые животными, может их повторить
  • выполняет несложные просьбы: принеси, дай, найди
  • знает слово «нельзя» и очень бурно реагирует, когда не получает желаемое
  • использует социальные жесты: машет рукой на прощание, исполняет воздушный поцелуй, играет в ладушки, тянет ручки, когда что-то просит
  • активно познает мир, любит все ощупывать, осматривать, пробовать на вкус, для удовлетворения любопытства способен заглянуть в любой уголок квартиры: открывает и закрывает дверцы, залезает в шкафы, выдвигает ящики, заглядывает под диваны
  • складывает и достает вещи из коробки, собирает простые пирамидки, играет сортерами, черпает воду ложкой, бросает мяч, осознанно тянет или толкает предметы для их перемещения
  • вступает в контакт со сверстниками, показывает дружеское расположение

Навыки в быту

  • пьет из поильника, может учиться пить из чашки, пытаться пользоваться ложкой
  • помогает родителям при одевании: поднимает и просовывает ручки в рукава, ножки в штанины, может самостоятельно снимать шапку или носки, играет с обувью, пытаясь ее надеть
  • некоторые начинают осваивать гигиенические навыки: подставляют ручки под струю воды, промокают лицо полотенцем, пользуются горшком

– Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?

– Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.

– Физическое развитие годовалых детей различается?

– К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.

Мальчики

  • рост – от 74 до 77,3 см
  • вес – от 9,4 до 11 кг

Девочки

  • рост – от 72,8 до 75,8 см
  • вес – от 9 до 10,2 кг

– Сколько зубов у ребенка в 1 год?

– У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

– Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

– В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.

Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста – важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.

Признаки отставания в развитии

Ребенок в год не ходит – один из вариантов нормы

С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:

  • поздно начал держать голову и переворачиваться;
  • поздно научился садиться, и если сидит, то неустойчиво;
  • поздно встал у опоры, а если встает, то на цыпочках;
  • часто падает, не предпринимает попыток выставлять ножки, имитируя ходьбу.

У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса.

Ребенок в год не говорит

Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:

  • не оживляется, услышав речь взрослого;
  • не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • не предпринимает попыток гулить;
  • к 8-9 месяцам не лепечет, не подражает звукам, которые издают взрослые.

Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью.

Другие симптомы задержки развития

Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:

  • к году его развитие значительно отстает или превышает среднестатистические нормы – определить отклонения поможет врач;
  • с рождения наблюдаются патологические масса-ростовые прибавки;
  • он внезапно перестает расти и набирать вес;
  • он не может удерживать в руках предметы, манипулировать ими, пить из поильника или кружки.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

– Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?

– Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе – всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.

Например, если ребенок…

  • открывает дверь – проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
  • взбирается на диван – предусмотреть мягкое падение;
  • хочет есть самостоятельно – выдать ложку.

Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора – какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.

– Какие игрушки нужны ребенку в год?

– Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.

Как развивать малыша в 1 год

Игры на развитие двигательных навыков

  • прятки
  • догонялки
  • игры с мячом
  • гимнастика под музыку в игровой форме
  • танцы

Игры на развитие сенсорики и моторики

  • мозаика, кубики, пирамидки, сортеры
  • матрешки, неваляшки
  • пальчиковые краски
  • игрушки из различных материалов разнообразной формы и фактуры
  • развивающие книжки
  • домики с замочками, застежками, гремящими элементами

Игры на развитие речи

  • чтение
  • пение
  • потешки, прибаутки
  • игры с картинками
  • прослушивание аудиозаписей с разнообразными звуками живой и неживой природы

– Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?

– Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.

Основные физические упражнения для детей от 1 года:

  • ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
  • ходьба приставными шагами;
  • бег на месте;
  • прыжки, приседания;
  • игры с мячом или другими игрушками;
  • ползание, лазание, преодоление препятствий;
  • упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.

– Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?

– Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки – все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.

Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.

– Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?

– Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.

Например,

  • утро – гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
  • день – сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
  • вечер – развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.

Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.

ДЕТСКИЙ РАЦИОН

– Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?

– Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.

Обязательные продукты после года:

  • грудное молоко и/или адаптированная молочная смесь с маркировкой 12+;
  • кисломолочные продукты – творожок, кефир, ряженка, йогурт;
  • мясо – кролик, индейка, постная свинина, телятина;
  • рыба белых сортов – минтай, треска, пикша;
  • яйца;
  • каши;
  • овощи, фрукты;
  • масло;
  • хлеб.

– Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?

– Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:

  • иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
  • обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте – йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
  • включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
  • желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.

Такими свойствами обладает смесь MAMAKO® Premium третьей формулы – она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь – из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.

Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать молочные смеси третьей формулы.

Врач-педиатр

Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник